Ответы на вопросы на стр.115 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Темы рефератов• Влияние философов-космистов на творчество А. Платонова.Влияние философов-космистов на творчество Андрея ПлатоноваТворчество Андрея Платонова...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Темы рефератов
• Влияние философов-космистов на творчество А. Платонова.
Влияние философов-космистов на творчество
Андрея Платонова
Творчество Андрея Платонова тесно связано с идеями русских философов-космистов, таких как Николай Федоров, Константин Циолковский и Владимир Вернадский. Эти мыслители оказали значительное влияние на его мировоззрение, что отразилось в его произведениях, начиная с 1920-х годов. Русский космизм, как философское направление, объединил в себе мечту о преобразовании человечества, его бессмертии и гармоничном существовании с природой, что находит отклик в платоновской прозе.
Философия Николая Федорова была одной из главных основ космизма, повлиявшей на Андрея Платонова. Федоров выдвигал идею «общего дела» — объединения человечества для достижения бессмертия и воскресения всех умерших поколений. Эта утопическая мысль находила выражение в платоновских произведениях, таких как «Чевенгур», «Котлован» и «Сокровенный человек». Герои этих произведений, вдохновленные идеалами общего блага, пытаются создать идеальное общество, но неизменно сталкиваются с трагической невозможностью достижения гармонии. Например, в романе «Чевенгур» персонажи мечтают об утопическом коммунизме, но их попытки приводят к разрушению и абсурдным последствиям. Влияние Федорова здесь проявляется через исследование границ человеческого стремления к бессмертию и осознание трагической несовершенности человеческой природы.
Константин Циолковский, другой представитель космизма, вдохновил Платонова своим видением науки как инструмента, способного изменить человеческую судьбу. Циолковский считал, что освоение космоса является естественным шагом в развитии человечества. Платонов разделял эту веру в силу науки, но часто критиковал чрезмерный рационализм. В таких произведениях, как «Эфирный тракт», он изображает научный прогресс как двойственный процесс: с одной стороны, он открывает новые горизонты, а с другой — может привести к отчуждению человека от природы и самого себя. Платонов часто обращался к теме техники как средства спасения, но подчеркивал необходимость духовного осмысления её использования.
Владимир Вернадский, с его теорией ноосферы, также оказал большое влияние на Андрея Платонова. Вернадский считал, что разум человечества способен преобразовать биосферу в ноосферу, где доминируют разум и нравственность. В произведениях Платонова часто прослеживается тема взаимодействия человека с природой, его ответственности за окружающий мир. Например, в рассказе «Епифанские шлюзы» герой пытается осуществить грандиозный проект, связанный с преобразованием природы. Однако в результате он сталкивается с сопротивлением как со стороны людей, так и со стороны природы, что подчеркивает сложность достижения гармонии.
Платонов воспринял от космистов не только их утопические мечты, но и их трагическое осознание несовершенства человеческого мира. В его произведениях часто присутствует конфликт между высокими идеалами и реальностью, в которой человек сталкивается с моральными, социальными и природными преградами. Например, в «Котловане» идея строительства светлого будущего становится символом утраты и разрушения. Этот конфликт раскрывает глубину философских размышлений Платонова о судьбе человека и общества.
Особое внимание в творчестве Платонова уделено теме бессмертия и ответственности человека за судьбу мира. Его герои часто стремятся преодолеть смерть, но их усилия неизбежно связаны с трагическими последствиями. Это отсылает к идеям Федорова о необходимости нравственного совершенствования для достижения бессмертия. Платонов считал, что без нравственного роста никакие научные достижения не смогут привести к истинному прогрессу.
Космизм также вдохновил Платонова на исследование связи человека и космоса. В его произведениях часто встречаются мотивы космической перспективы, которые показывают, что человек является частью большого космического целого. Однако Платонов всегда подчеркивал, что это единство требует от человека глубокого осознания своей ответственности за мир. Например, в «Чевенгуре» герой чувствует себя частью вселенной, но это осознание сопровождается осознанием своей беспомощности перед лицом её масштабов.
Таким образом, философия космизма пронизывает творчество Андрея Платонова, придавая ему уникальную глубину и сложность. Он не только воспринял идеи Федорова, Циолковского и Вернадского, но и переосмыслил их, отразив в своих произведениях как утопические надежды, так и трагическую невозможность их полного осуществления. Платоновские произведения — это философский диалог с космизмом, в котором мечты о преобразовании мира сочетаются с осознанием ограниченности человеческой природы. Влияние русских космистов на Платонова стало важной частью его творчества, сделав его произведения ярким примером философской литературы XX века.
• Мотив сиротства в творчестве А. Платонова.
Мотив сиротства в творчестве Андрея Платонова
Мотив сиротства занимает особое место в творчестве Андрея Платонова, пронизывая его произведения как на сюжетном, так и на философском уровнях. Этот мотив отражает не только индивидуальные судьбы героев, но и их ощущение оторванности от мира, утраты связи с обществом, природой и собственным внутренним «я». Сиротство в платоновских произведениях символизирует экзистенциальную трагедию человека, его отчуждение от окружающей действительности и постоянное стремление к утраченной гармонии.
Личное переживание сиротства. Прежде всего, стоит отметить, что тема сиротства имеет биографические корни. Сам Андрей Платонов пережил множество жизненных трагедий, связанных с утратами. Его семья часто испытывала материальные трудности, а смерть его сына в 1943 году отразилась на творчестве писателя самым глубоким образом. Именно личный опыт утраты и постоянной борьбы за выживание позволил Платонову передать мотив сиротства с такой эмоциональной и философской глубиной.
Сиротство как состояние души. В произведениях Платонова сиротство редко ограничивается только социальным статусом героев. Оно становится метафорой внутреннего состояния человека, который чувствует себя одиноким в этом мире, лишённым корней и поддержки. Герои Платонова, такие как Саша Дванов из романа «Чевенгур» или Василий Бочаров из рассказа «Котлован», ищут смысл жизни, пытаются найти свою опору в идеалах или природе, но неизменно сталкиваются с пустотой и отчуждением. Их сиротство выражает неспособность обрести внутреннюю гармонию в мире, который кажется им враждебным и хаотичным.
Социальное сиротство. Важной чертой творчества Платонова является изображение сиротства как социальной проблемы. Многие его герои являются сиротами в буквальном смысле, лишёнными родителей и семьи. Однако автор расширяет этот мотив, показывая, что целые поколения людей становятся «сиротами» из-за социальных катастроф, революций и войн. Например, в «Котловане» рабочие, строящие утопическое общество, оказываются отчуждёнными не только от своих корней, но и друг от друга. Коллективизация и уничтожение традиционного уклада жизни оборачиваются для них утратой идентичности, своего рода сиротством в масштабах целой нации.
Сиротство и утопия. Тема сиротства тесно связана с утопическими идеалами, которые Платонов подвергает сомнению. Его герои часто оказываются сиротами в процессе строительства нового мира, где разрушение старого сопровождается утратой связи с традициями и культурой. В «Чевенгуре» главный герой Саша Дванов переживает сиротство как состояние оторванности от прошлого, которое больше невозможно вернуть, и от будущего, которое остаётся неясным и пугающим. Сиротство становится не только личной драмой, но и символом духовной пустоты, возникающей на месте разрушенных ценностей.
Мотив сиротства на войне. В военных рассказах Платонова, таких как «Семья Иванова» и «Возвращение», сиротство приобретает новый оттенок. Здесь оно связано с потерями, которые несёт война, разрушая семьи и лишая людей их близких. Герои этих произведений, хотя формально и не являются сиротами, ощущают себя таковыми из-за утраты родных, дома и чувства защищённости. В рассказе «Дерево родины» сиротство приобретает философское измерение, становясь символом разрушения гармонии между человеком и миром. Герои Платонова переживают сиротство как метафизическое состояние, в котором они утрачивают веру в порядок и справедливость мира.
Сиротство как поиск. Несмотря на трагизм, сиротство в творчестве Платонова часто становится точкой отправления для поиска смысла жизни. Герои, лишённые привычных опор, начинают искать новые пути, которые могут привести их к духовному возрождению. В «Котловане» и «Чевенгуре» они пытаются создать утопическое общество, которое компенсировало бы утрату семьи и традиций. Однако эти попытки неизменно оборачиваются крахом, подчёркивая хрупкость человеческих устремлений и трагическую природу сиротства.
Сиротство и природа. В произведениях Платонова природа часто становится своеобразным утешением для сирот. Она даёт героям ощущение принадлежности к чему-то большему, чем человеческое общество. Однако эта связь тоже неустойчива. Например, в рассказе «Епифанские шлюзы» природа становится одновременно источником вдохновения и препятствием для героев, которые стремятся её преобразовать. Сиротство здесь выражается в конфликте между человеком и окружающим миром, который остаётся для него чуждым и непостижимым.
Метафизическое сиротство. В более широком смысле сиротство в творчестве Платонова отражает экзистенциальное положение человека, который чувствует себя потерянным в бесконечности мира. Герои Платонова часто страдают от ощущения своей ненужности и бессмысленности существования. Их сиротство становится символом человеческой тоски по утраченной гармонии, которая может быть восстановлена только через духовное преображение.
Заключение. Таким образом, мотив сиротства в творчестве Андрея Платонова является многогранным и глубоко философским. Он выражает не только личные переживания героев, но и их внутренний конфликт с миром, утрату связи с обществом и природой. Сиротство становится символом человеческой уязвимости и одновременно — источником поиска новых смыслов. Именно через этот мотив Платонов раскрывает трагедию и величие человеческой жизни, её стремление к преодолению утраты и нахождению гармонии в условиях внутреннего и внешнего хаоса.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением