Ответы на вопросы на стр.122 Часть 2 ГДЗ Свиридова 4 класс (Литературное чтение)






Рассмотрим вариант решения задания из учебника Свиридова 4 класс, Просвещение:
Что означает выражение «строить воздушные замки»? Где расположены эти замки на небе или на земле? Может быть, где-то ещё? Почему поэт убеждён, что им не страшно время?
Выражение "строить воздушные замки" означает фантазировать, мечтать о чем-то возвышенном, но в то же время далёком от реальности, нереализуемом или очень труднодостижимом. Эти "замки" — символ человеческих желаний и идеалов, которые существуют в воображении, а не в реальной жизни. В контексте стихотворения Б. В. Заходера "Воздушные замки" это выражение приобретает особый смысл: здесь под "воздушными замками" понимаются не просто мечты, а прочные духовные ценности и стремления, которые неподвластны времени и разрушению.
Воздушные замки в стихотворении находятся не на земле и не на небе в буквальном смысле. Они словно парят между реальностью и фантазией. Это символические строения, которые существуют в человеческой душе, в мире мыслей, в творческом воображении. Поэт подчёркивает их "бесплотность", что говорит об их нематериальной природе: такие замки нельзя потрогать или увидеть, они живут в мечтах, вдохновении и творчестве. Таким образом, они находятся "в воздухе" — в пространстве, где мечты становятся возможными.
Да, воздушные замки могут быть расположены в мире идей и вдохновения. Это пространство внутри человека, где рождаются великие замыслы, творчество и стремления к прекрасному. Такие замки символизируют не только мечты, но и высокие идеалы, которые могут вдохновлять на достижения, даже если они кажутся невозможными. Они находятся в сердце и разуме каждого, кто умеет мечтать и стремиться к возвышенному.
В стихотворении говорится, что воздушные замки "не страшен и времени натиск неодолимый". Это подчёркивает мысль, что в отличие от материальных объектов — башен, маузолеев, которые со временем разрушаются, — нематериальные мечты и идеалы остаются вечными. Поэт уверен, что идеи, вдохновение и духовные ценности неподвластны разрушению, потому что они существуют вне времени и пространства. Они передаются от поколения к поколению, находят отражение в искусстве, культуре, литературе и продолжают жить в сердцах людей. Таким образом, воздушные замки олицетворяют бессмертие человеческого духа и творческого начала.
Кроме того, эта уверенность поэта связана с противопоставлением материального и духовного мира. Если физические строения разрушаются, то воздушные замки как символы мечты и творчества не могут исчезнуть, ведь они не зависят от времени, условий или природы. Они существуют в вечности.
Рассмотри репродукцию картины Микалоюса Чюрлёниса «Корабли». Художник использовал пастель, мягкие цветные карандаши. В чём необычность созданного им образа? Как ты думаешь, какое стихотворение А. А. Фета или Б. В. Заходера - ближе образу картины?
Картина Михаила Чюрлёниса «Корабли» удивляет зрителя своим необычным сочетанием реальности и фантазии. Художник использует мягкие цвета пастели и приглушенные тона, которые создают ощущение легкости и невесомости. Корабли на картине выглядят не как реальные суда, а как образы из сна, парящие в воздухе или растворяющиеся в облаках. Они будто принадлежат не земному, а небесному пространству. Кажется, что они существуют лишь на мгновение, подобно облакам, которые могут в любой момент исчезнуть. Этот эфемерный и загадочный характер картины вызывает чувство отстраненности от реального мира и погружение в мир грёз.
Элементы картины словно балансируют между реальностью и вымыслом. Внизу изображен реальный горизонт моря, который ассоциируется с земной жизнью. Однако над ним поднимаются корабли, не подвластные земным законам. Они парят в воздухе, словно мечты или воспоминания, и создают иллюзию, что всё увиденное может исчезнуть, если попытаться к нему приблизиться.
Стихотворение А. А. Фета «Воздушный город» наилучшим образом соответствует атмосфере и образам, созданным Михаилом Чюрлёнисом. В стихотворении Фета также изображается нечто эфемерное и воздушное — фантастический город, который представлен как нечто возвышенное, недостижимое и хрупкое. «Мой город знакомый, родной» — эти строки передают эмоциональную близость лирического героя к воздушному образу, что схоже с тем, как зритель чувствует связь с фантастическими кораблями на картине. При этом в обоих произведениях прослеживается ощущение недосягаемости этого образа, его эфемерности и магической красоты.
Город у Фета «тянется на север», так же как корабли на картине Чюрлёниса будто движутся по небу. Оба произведения наполнены мечтательной атмосферой, где видения — это символ мечты, которая может исчезнуть, столкнувшись с реальностью.
Стихотворение Б. В. Заходера «Воздушные замки» менее близко к образу картины. Хотя в стихотворении Заходера говорится о мечтательных и фантастических образах, его замки устойчивы и неподвластны времени: они «не страшны времени натиск», «стоят, как стояли». Эти строки передают силу и незыблемость мечты, что отличается от хрупкости и эфемерности образов Фета и Чюрлёниса. Воздушные замки Заходера — это воплощение идей, которые переживают века, тогда как корабли Чюрлёниса и город Фета существуют на грани исчезновения, как мгновенное чудо.
Сравнивая картину Михаила Чюрлёниса и оба стихотворения, можно сказать, что стихотворение А. А. Фета наиболее близко по своей атмосфере, образам и настроению. Оно передает ту же мечтательную и хрупкую красоту, которая запечатлена в пастельных тонах картины. Стихотворение Б. В. Заходера, напротив, более устойчиво и философично, что отдаляет его от эфемерности и воздушной легкости произведения Чюрлёниса.
Прочитай первые главы повести-сказки Софьи Леонидовны Прокофьевой «Лоскутик и облако». Обрати внимание, как характеризуются её герои. Постарайся увидеть сказочные элементы текста, отмечай их про себя при чтении, а затем назови.
Характеристика героев и сказочные элементы в первых главах повести-сказки С. Л. Прокофьевой «Лоскутик и облако»
1. Характеристика героев:
o Дядюшка Буль — продавец воды, старый человек, который заботится о своей лошади и работе. Он честный, добросердечный, но немного грустный из-за того, что вода становится дорогим и редким ресурсом. Дядюшка Буль — образ человека, который старается сохранять доброту в мире, где всё меняется.
o Старая лошадь — она символизирует мудрость и верность. Лошадь размышляет о том, как всё изменилось: канавы стали реками, а настоящие реки исчезли. Её мысли подчёркивают важность связи с природой и прошлого, которое она олицетворяет.
o Лоскутик — девочка, которая появляется позже. Её имя связано с лоскутками на платье, что подчёркивает её необычность. Лоскутик — активный, любознательный и добрый персонаж, который стремится понять окружающий мир.
o Мельхиор — лавочник, продающий странные вещи. Он грубоватый и жадный, символизирует прагматизм и отсутствие фантазии в мире, где всё измеряется деньгами.
o Облако — необычный персонаж, воплощение лёгкости и свободы. Оно говорит с Лоскутиком и показывает, что в мире есть место для сказки и волшебства.
2. Сказочные элементы:
o Говорящая лошадь — это подчёркивает сказочность текста. Лошадь размышляет, анализирует, наблюдает за миром, что делает её почти человеческим персонажем.
o Облако как персонаж — облако разговаривает с Лоскутиком, что добавляет волшебный элемент в историю. Оно учит видеть необычное в обычном.
o Сюжетные элементы сказки — история разворачивается в мире, где исчезли реки, а вода стала ценным ресурсом. Это создаёт атмосферу необычности и подчеркивает экологическую тему.
o Метафоричность образов — золотое ведро с водой у дядюшки Буля и надпись «Вода принадлежит королю» намекают на важность воды как богатства, что превращает её в символ волшебного дара.
3. Основная идея первых глав: Сказочные элементы помогают подчеркнуть важность таких ценностей, как доброта, забота о природе, умение видеть прекрасное в обычных вещах. Повесть сочетает реалистичные детали с волшебными образами, что создаёт уникальную атмосферу, заставляющую задуматься о важности сохранения природы и взаимопомощи.
Эти первые главы позволяют читателю погрузиться в сказочный мир, наполненный метафорами и глубокими размышлениями, в то же время поднимая современные экологические и социальные вопросы.
Популярные решебники 4 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением