Ответы на вопросы на стр.122-123 Часть 2 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)

Изображение Вопросы и задания. Стр. 122-1231. Как своей литературной деятельностью молодой Н. А. Некрасов способствовал становлению и утверждению принципов «натуральной...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Вопросы и задания. Стр. 122-123
1. Как своей литературной деятельностью молодой Н. А. Некрасов способствовал становлению и утверждению принципов «натуральной школы»?
Молодой Николай Алексеевич Некрасов внёс значительный вклад в развитие и утверждение принципов «натуральной школы», получившей широкое распространение в литературе XIX века. Эта школа стремилась отразить реальную жизнь простого народа с его бедами, несправедливостью и трудностями. Некрасов стал выразителем этих идей как в своих стихах, так и в редакторской деятельности. Уже в 1840-е годы он активно сотрудничал с писателями, чьи произведения соответствовали идеям «натуральной школы», такими как Иван Тургенев, Иван Гончаров и Александр Герцен.
Его собственные произведения этого периода, такие как «Мечты и звуки» и ранние поэмы, содержат живые картины крестьянской жизни, передают её драматизм и трагизм. Одним из самых значимых этапов становления Некрасова как «поэта народа» стало его руководство журналом «Современник». Благодаря редакторской деятельности Некрасов превратил этот журнал в ведущую литературную трибуну своего времени, где публиковались произведения, отражающие действительность. Тем самым он не только поддерживал литераторов, работавших в русле «натуральной школы», но и формировал литературные вкусы целого поколения читателей.
2. Каковы жанрово-стилевые особенности стихотворных сатир Н. А. Некрасова?
Стихотворные сатиры Некрасова отличаются богатством жанровых и стилистических приёмов, которые делают их глубоко эмоциональными и социально значимыми. В них проявляется способность автора соединять комическое и трагическое начала. Некрасов часто использует элементы бытовой речи, разговорный стиль и народную лексику, что придаёт его произведениям простоту и доступность. Вместе с тем он вводит в сатиры тонкие ироничные элементы, чтобы подчеркнуть социальные и нравственные контрасты своего времени.
Примером может служить его произведение «Современная ода». Здесь Некрасов сочетает высокий риторический стиль с простонародной лексикой, чтобы выразить трагизм положения крестьянина и одновременно высмеять равнодушие властей. Особую роль в сатирических произведениях Некрасова играют ритм и интонация. Они часто напоминают напевы или ритмы народных песен, что позволяет создать эффект эмоциональной вовлеченности читателя. Таким образом, сатиры Некрасова становятся не просто художественными текстами, но и своеобразным «зеркалом» общества.
3. Какие стихотворения входят в «панаевский цикл» лирики Н. А. Некрасова? Что нового вносит поэт в разработку любовной темы?
"Пейзажный цикл" лирики Некрасова включает такие произведения, как "Зелёный шум", "На Волге", "Коммуна". Эти стихи посвящены природе как активному участнику жизни человека. Природа в произведениях Некрасова не является просто фоном; она становится символом перемен, надежд и даже борьбы. Например, в "Зелёном шуме" природа изображается как живая сущность, тесно связанная с жизнью народа, его трудами и переживаниями.
Что касается любовной темы, Некрасов привносит в неё новый социальный и философский аспект. Его любовная лирика, такая как "Я не люблю иронии твоей", отличается особой искренностью и глубиной чувств. В то же время она тесно связана с идеями гражданской ответственности. Любовь у Некрасова никогда не бывает эгоистичной; она переплетается с мыслями о долге перед родиной и народом. Таким образом, любовная тема в его лирике приобретает широкий общественный и нравственный контекст.
4. Как обновляет Н. А. Некрасов ритмику, интонацию, звукопись классического стиха?
Некрасов внёс значительные изменения в классическую поэзию, сделав её более гибкой и приближённой к живой речи. Одним из главных новшеств стало использование ритмов, характерных для народной песни и городского романса. Он часто использует необычные размеры, сочетает длинные строки с короткими, что создаёт особую музыкальность его стихов. Например, в произведении "В дороге" Некрасов передаёт ритм движения крестьянского обозного пути, вводя паузы и ассонансы, которые напоминают звуки природы.
Интонация его стихов отличается разговорной близостью, что позволяет читателю почувствовать себя "собеседником" лирического героя. Звучность его произведений усиливается за счёт использования аллитераций, повторов и ассонансов, которые создают атмосферу напряжения или умиротворения в зависимости от содержания текста. Эти приёмы делают стихи Некрасова динамичными, живыми и легко воспринимаемыми.
5. Раскройте особенности идеала поэта-граждан и на в стихотворении «Поэт и гражданин». Соотнесите этот идеап со стихотворениями «Памяти Добролюбова», «На смерть Шевченко», «В. Г. Белинский», «Н. Г. Чернышевский» и др.
В стихотворении "Поэт и гражданин" Некрасов провозглашает идеал поэта как активного участника общественной жизни, который обязан не только воспевать красоту и любовь, но и бороться за правду и справедливость. Поэт у Некрасова — это голос народа, человек, который не боится идти против власти и говорить о несправедливости. Этот идеал перекликается с его стихотворениями, посвящёнными великим людям эпохи: Добролюбову, Шевченко, Белинскому, Чернышевскому.
В этих произведениях Некрасов создаёт образ борца, готового жертвовать личным счастьем ради общего блага. Например, в "На смерть Шевченко" он восхваляет стойкость и мужество поэта, который отдал свою жизнь за свободу народа. В "Памяти Добролюбова" он подчёркивает важность внутренней силы и преданности своим убеждениям. Таким образом, идеал поэта-гражданина у Некрасова становится центральной темой, которая пронизывает всё его творчество и делает его поэзию по-настоящему народной.
6. Какое значение для понимания характера лирического героя Н. А. Некрасова имеют постоянно звучащие в его поэзии мотивы раскаяния, искупления вины, добровольного самопожертвования? Проанализируйте с этой точки зрения стихотворения «Родина», «Рыцарь на час» и др.
Мотивы раскаяния, искупления вины и добровольного самопожертвования занимают центральное место в поэзии Николая Алексеевича Некрасова и являются важным ключом к пониманию его лирического героя. В произведениях "Родина", "Рыцарь на час" и других он неоднократно подчёркивает необходимость осознания личной ответственности за судьбу своей страны и народа. Лирический герой Некрасова переживает острое чувство вины за страдания простых людей и пытается искупить её через творчество и служение обществу.
Например, в стихотворении "Родина" поэт обращается к родной земле, называет её "Матушка-Русь" и описывает её трагическое положение. Здесь выражается готовность лирического героя принять на себя всю тяжесть страданий ради возрождения и процветания страны. В "Рыцаре на час" Некрасов создаёт образ человека, который готов стать на защиту идеалов и бороться за правду, даже если ему уготована лишь кратковременная роль в этой борьбе.
Эти мотивы также отражают внутреннюю драму самого поэта, его стремление быть "поэтом-гражданином", который через своё творчество искупает долг перед народом. Некрасов часто говорит о страданиях, как об обязательной части пути к истине и справедливости, тем самым подчёркивая значимость самопожертвования в достижении высших целей.
7. Перечислите жанровые признаки эпопеи. Почему поэму «Кому на Руси жить хорошо» можно назвать «эпопеей современной жизни» (относительно времени творчества Н. А. Некрасова)?
Жанровые признаки эпопеи включают масштабность повествования, изображение судьбы целого народа или эпохи, наличие центрального героя, который воплощает общие идеи или настроения своего времени, а также элементы мифологии и фольклора. Эти черты характерны и для поэмы "Кому на Руси жить хорошо". В ней Некрасов создаёт обширную картину жизни русского крестьянства после реформы 1861 года, показывая не только социальные страдания, но и стремление к счастью.
"Кому на Руси жить хорошо" можно назвать "поэмой современной жизни", так как она отражает реалии времени Некрасова. Поэт сосредотачивается на конфликте между крестьянским идеалом свободы и реальной жизнью после отмены крепостного права. В поэме поднимаются актуальные для того времени вопросы: кто обретёт счастье на Руси, как живут крестьяне, священники, помещики? Некрасов использует жанр эпопеи, чтобы показать судьбу не отдельного героя, а всего народа, что делает поэму уникальной в русской литературе XIX века.
8. Каков был первоначальный замысел «Кому на Руси...»?
Первоначальный замысел поэмы "Кому на Руси жить хорошо" заключался в создании широкого эпического полотна, отражающего жизнь крестьянства и других слоёв общества в постреформенной России. Некрасов хотел показать, как изменились судьбы людей после отмены крепостного права, и исследовать вопрос счастья.
В основе сюжета лежит путешествие семи крестьян, которые ищут ответ на вопрос, кто из жителей Руси по-настоящему счастлив. В ходе своего поиска герои встречают представителей разных сословий и профессий, слушают их истории и размышляют о том, что значит счастье в условиях социальной несправедливости. Первоначально Некрасов планировал завершить поэму, но жизнь вносила свои коррективы, и произведение осталось незавершённым. Однако даже в таком виде оно даёт полное представление о главных проблемах эпохи и месте человека в обществе.
9. Какими смыслами в «Кому на Руси...» по мере развития сюжета наполняется образ дороги?
Образ дороги в поэме "Кому на Руси жить хорошо" имеет глубокое символическое значение. С одной стороны, это реальный путь, который преодолевают герои в поисках ответа на главный вопрос. С другой стороны, дорога символизирует путь жизни, духовное и социальное искание. По мере развития сюжета образ дороги наполняется всё новыми смыслами.
Дорога становится символом испытаний и открытий, через которые проходят герои. Она олицетворяет стремление к познанию, поиск правды и счастья. Для крестьян это также путь освобождения от страданий и поиска своего места в мире. Некрасов использует дорогу как метафору движения истории, показывая, что Россия находится в состоянии перемен и поиск счастья — это общий путь для всего народа.
10. Как воплотился идеал народного заступника в образах Ермилы Гирина и Савелия, богатыря святорусского?
Идеал народного заступника в поэме "Кому на Руси жить хорошо" воплощён в образах Ермилы Гирина и Савелия. Ермила Гирин изображён как человек, который пользуется доверием крестьян и всегда готов защитить их интересы. Он становится символом справедливости и чести, олицетворяя лучшие качества народного заступника. Его история — это рассказ о человеке, который поставил общественные интересы выше своих.
Савелий, богатырь святорусский, символизирует стойкость и силу народа. Его судьба — это пример мужества и выносливости. Савелий выступает как хранитель традиций, он готов жертвовать собой ради будущих поколений. Оба персонажа показывают, что сила народа кроется в его единстве и способности бороться за справедливость. Некрасов через эти образы подчёркивает значимость народных героев в истории России.
11. К стилю каких жанров фольклора обращается Н. А. Некрасов, создавая образы Матрены Тимофеевны и Савелия Корчагина?
Н. А. Некрасов, создавая образы Матрёны Тимофеевны и Савелия Корчагина, обращается к жанрам фольклора, таким как былина, сказ, духовный стих и народная песня. Эти жанры позволяют поэту наделить своих героев чертами народных эпических персонажей, сохранить дух традиционной устной культуры и подчеркнуть их связь с национальной почвой.
Матрёна Тимофеевна воплощает собой образ русской крестьянки, чья жизнь наполнена страданиями и жертвами ради семьи и народа. Через её монолог, насыщенный элементами фольклора, Некрасов передаёт её силу духа, стойкость и способность к самопожертвованию. В её словах слышится ритм народной песни, простота и выразительность речи подчёркивают её принадлежность к миру крестьянских женщин, живущих по законам народной морали.
Савелий Корчагин, прозванный "богатырём святорусским", представлен в поэме как герой былинного склада. Его история полна героических испытаний, которые он стойко преодолевает. В его образе ярко выражена идея защиты народных традиций и готовности бороться за правду. Савелий символизирует крестьянскую силу, выдержку и несгибаемую волю, а его речь напоминает сказ или рассказ-былину, что усиливает эпический характер его образа.
Через обращение к фольклорным жанрам Некрасов создаёт не просто литературных персонажей, а образы-символы, которые олицетворяют достоинство и величие народа, его способность преодолевать трудности и сохранять верность своим идеалам.
12. Почему галерея народных заступников в поэме Н. А. Некрасова заканчивается именно образом Гриши Добросклонова? Некоторые комментаторы поэмы, наоборот, считают, что поэма должна заканчиваться главой «Крестьянка» (из третьей части) и соответственно «Бабьей притчей». Как в этом случае изменился бы авторский замысел поэмы?
Заключение галереи народных заступников образом Гриши Добросклонова в поэме "Кому на Руси жить хорошо" имеет символическое значение. Гриша Добросклонов воплощает идею будущего, надежду на то, что народ сможет преодолеть свои беды и обрести счастье. В отличие от других заступников, таких как Ермила Гирин или Савелий, его деятельность направлена не только на защиту, но и на преобразование общества. Гриша — это голос молодого поколения, осознанно выбирающего путь служения народу. Через его образ Некрасов выражает свою веру в прогресс и светлое будущее.
Если бы поэма завершалась главой "Крестьянка" или "Бабьей притчей", акцент был бы смещён в сторону трагического восприятия крестьянской жизни. Эти главы наполнены горькой правдой о страданиях и тяжёлой доле крестьянок, их непрерывной борьбе за выживание. Такой финал подчеркнул бы безысходность и обречённость их судьбы, оставляя читателя с чувством глубокого сострадания, но без надежды на перемены.
Однако Некрасов намеренно завершает поэму образом Гриши Добросклонова, чтобы подчеркнуть веру в возможность изменений. Он показывает, что народная борьба, хотя и наполнена страданиями, не напрасна. Гриша становится символом поэта-гражданина, для которого творчество — это оружие в борьбе за справедливость. Этот финал отражает надежду Некрасова на лучшее будущее для России и её народа, подчёркивая активную роль новых поколений в достижении народного счастья.
13. Прочитайте лирические циклы Н. А. Некрасова «На улице» и «О погоде». Сравните некрасовский образ Петербурга с образом Петербурга А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя («Петербургские повести»), Ф. М. Достоевского («Преступление и наказание»). Каким новым смысловым подтекстом наполняет Н. А. Некрасов петербургский пейзаж?
В лирических циклах «На улице» и «О погоде» Н. А. Некрасов изображает Санкт-Петербург как город контрастов, где роскошь соседствует с нищетой, а величие архитектуры оттеняется страданиями простых людей. Его Петербург — это место, где социальная несправедливость проявляется особенно ярко и где жизнь обездоленных слоёв общества становится центральной темой.
А. С. Пушкин в своих произведениях часто изображал Петербург как символ имперской мощи и культурного центра России. В «Медном всаднике» город предстаёт величественным, олицетворяя силу и волю Петра Великого. Однако Пушкин также отмечает и трагические стороны городской жизни, показывая, как наводнение разрушает судьбы простых людей.
Н. В. Гоголь в «Петербургских повестях» представляет город как мистическое и абсурдное место, где реальность переплетается с фантастикой. Его Петербург — это пространство, где происходят странные и необъяснимые события, отражающие внутренние противоречия общества.
Ф. М. Достоевский в «Преступлении и наказании» изображает Петербург как мрачный и давящий город, где бедность и отчаяние приводят людей к моральному падению и преступлениям. Его город — это лабиринт узких улиц и тёмных дворов, отражающих сложность человеческой души.
14. Прочитайте стихотворения Н. А. Некрасова «Влас» (1854), «Песня убогого странника» (из поэмы «Коробейники», 1861), поэму «Дедушка». Как подготавливался в них тип странника, юродивого, народного заступника, занявший впоследствии значительное место в сюжете «Кому на Руси жить хорошо»? Почему в народном сознании жизнь странника приравнивается к христианскому подвигу, а сама фигура странника окружается ореолом святости?
В произведениях «Влас», «Песня убогого странника» и «Дедушка» Н. А. Некрасов создаёт образы странников и юродивых как носителей народной мудрости и правды. Эти персонажи, несмотря на свою внешнюю убогость, обладают внутренней силой и духовной глубиной. Они становятся своеобразными посредниками между народом и высшими силами, выражая чаяния и надежды простых людей.
В стихотворении «Влас» главный герой, будучи странником, олицетворяет смирение и терпение, принимая свою судьбу как данность и находя утешение в вере. «Песня убогого странника» передаёт горький опыт жизни на обочине общества, но в то же время показывает стойкость и непреклонность духа героя. В поэме «Дедушка» образ странника связывается с исторической памятью и преемственностью поколений, подчёркивая важность сохранения народных традиций и ценностей.
В народном сознании жизнь странника ассоциируется с христианским подвигом из-за идеи отказа от мирских благ, смирения и постоянного движения в поисках истины. Странники воспринимаются как люди, близкие к Богу, а их путь — как символ духовного очищения и служения высшим идеалам. Ореол святости вокруг фигуры странника обусловлен представлением о них как о носителях божественной мудрости и правды, способных наставлять и обличать.
Эти образы подготовили почву для появления в поэме «Кому на Руси жить хорошо» таких персонажей, как Гриша Добросклонов, которые, будучи странниками, становятся народными заступниками, выражая стремление к справедливости и лучшей доле для всего народа.
3. В чём заключается неоднозначное отношение автора к духовным ценностям народной жизни в стихотворениях «Тройка», «Забытая деревня» и «Размышления у парадного подъезда»?
В стихотворениях «Тройка», «Забытая деревня» и «Размышления у парадного подъезда» Н. А. Некрасов демонстрирует сложное и неоднозначное отношение к духовным ценностям народной жизни. С одной стороны, он выражает глубокое сочувствие тяжёлой доле крестьян, с другой — критикует пассивность и смирение, присущие народному мировоззрению.
В «Тройке» поэт описывает судьбу молодой крестьянки, чья жизнь предопределена традициями и укладом деревенской жизни. Он сочувствует её мечтам и стремлениям, но в то же время показывает, как общественные нормы подавляют личность.
15. В чем заключается неоднозначное отношение автора к духовным ценностям народной жизни в стихотворениях «Тройка», «Забытая деревня» и «Размышления у парадного подъезда»?
В стихотворении «Тройка» Некрасов описывает молодую крестьянку, мечтающую о лучшей жизни, но обречённую на тяжёлую судьбу замужней женщины. Поэт сочувствует её стремлениям, однако подчёркивает, что традиционные устои деревенской жизни подавляют личные желания и мечты. Он критикует общественные нормы, которые ограничивают свободу и счастье женщины, вынуждая её смириться с предопределённой ролью.
В «Забытой деревне» автор изображает крестьянскую общину, живущую в бедности и заброшенности. С одной стороны, Некрасов восхищается стойкостью и трудолюбием крестьян, их приверженностью традициям. С другой стороны, он осуждает их пассивность и нежелание бороться за улучшение своей жизни, подчёркивая, что слепое следование устоям приводит к застою и деградации.
В «Размышлениях у парадного подъезда» поэт описывает контраст между роскошью дворянских особняков и нищетой простого народа. Он критикует как равнодушие и высокомерие высших слоёв общества, так и покорность и смирение крестьян, которые, несмотря на свои страдания, продолжают почитать своих угнетателей. Некрасов призывает народ осознать своё достоинство и права, выйти из состояния апатии и начать бороться за справедливость.
Таким образом, в этих произведениях Некрасов выражает сложное отношение к духовным ценностям народной жизни: он уважает и ценит традиции и стойкость крестьян, но в то же время осуждает их пассивность и смирение перед несправедливостью. Поэт стремится пробудить в народе осознание необходимости перемен и активной борьбы за свои права.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением