Ответы на вопросы на стр.123-124 Часть 2 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)

Изображение Творческие задания. Стр. 123-1241. Н. А. Некрасов-лирик неоднократно обращается к художественному опыту А. С. Пушкина, по-своему преломляя темы и образы его...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Творческие задания. Стр. 123-124
1. Н. А. Некрасов-лирик неоднократно обращается к художественному опыту А. С. Пушкина, по-своему преломляя темы и образы его творчества. Тема Петербурга — одна из линий этой художественной преемственности. Сопоставьте трактовку в «Медном всаднике» А. С. Пушкина и произведениях цикла «О иогоде» Н. А. Некрасова сходных образов, деталей, мотивов: несостоявшесся наводнение: похороны чиновника, который «в наводненье жену потерял»; марширующее войско; картина пробуждающегося города и др. Каким смыслом наполняются эти образы у Н. Л. Некрасова ио сравнению с «петербургской повестью» А. С. Пушкина? Сделайте сообщение на эту тему.
Сопоставление образов и мотивов в
«Медном всаднике» А. С. Пушкина и цикле
«О погоде» Н. А. Некрасова
Александр Сергеевич Пушкин и Николай Алексеевич Некрасов, два выдающихся поэта XIX века, в своих произведениях обращаются к образу Санкт-Петербурга, однако их подходы и трактовки существенно различаются, отражая индивидуальные мировоззрения и художественные задачи каждого автора.
В поэме «Медный всадник» Пушкин изображает Петербург как грандиозное творение Петра I, символизирующее могущество и величие Российской империи. Город предстаёт в двух ипостасях: с одной стороны, как воплощение человеческой воли и разума, с другой — как место, подверженное разрушительной силе стихии. Наводнение 1824 года становится центральным событием поэмы, демонстрируя хрупкость человеческих построек перед лицом природы. Пушкин описывает наводнение с эпической масштабностью, подчёркивая контраст между величием города и беспомощностью его жителей перед стихией. Образ Евгения, «маленького человека», потерявшего возлюбленную и рассудок из-за наводнения, усиливает трагизм ситуации. Таким образом, Пушкин создаёт многогранный образ Петербурга, сочетающий величие архитектуры и трагедию человеческих судеб.
В цикле «О погоде» Некрасов также обращается к теме наводнения, однако его подход более приземлённый и социально ориентированный. В стихотворении «Под жестокой рукой человека...» поэт описывает несостоявшееся наводнение, акцентируя внимание на повседневной жизни города и его обитателей. Образ чиновника, который «в наводненье жену потерял», служит иллюстрацией личных трагедий на фоне городских катаклизмов. Некрасовский Петербург мрачен, угрюм, его улицы полны страданий и нищеты. Картины пробуждающегося города у Некрасова лишены пушкинского величия; вместо этого поэт фокусируется на социальных контрастах и несправедливости. Город становится символом человеческой жестокости и безразличия, где природные катаклизмы лишь подчёркивают социальные проблемы.
Таким образом, образы и мотивы, общие для обоих авторов, наполняются у Некрасова новым смыслом. Если у Пушкина Петербург — это символ имперского величия, противостоящий стихии, то у Некрасова город становится ареной социальных противоречий, где личные трагедии переплетаются с общественными проблемами. Наводнение у Пушкина — метафора столкновения человека и природы, тогда как у Некрасова оно подчёркивает хрупкость человеческой жизни и безразличие общества к индивидуальным страданиям. В результате Петербург в произведениях Некрасова предстаёт как место, где социальные и природные бедствия взаимно усиливают друг друга, создавая атмосферу безысходности и трагизма.
2. Подготовьте развёрнутый ответ, в котором дайте сравнительную характеристику образов автора (рассказчика) в «Медном всаднике» А. С. Пушкина и в произведениях цикла «О погоде» Н. А. Некрасова. Мировоззрение какого автора более трагично и почему? Удастся ли им примириться с контрастами Петербурга? Обратите внимание на авторское лирическое отступление в «Медном всаднике» и стихотворении «Под жестокой рукой человека...» из цикла Н. А. Некрасова. Как последнее связано с «Преступлением и наказанием» Ф. М. Достоевского?
Сравнительная характеристика образа автора в «Медном всаднике» А. С. Пушкина и цикле «О погоде» Н. А. Некрасова
Образ автора (рассказчика) в «Медном всаднике» А. С. Пушкина и в цикле «О погоде» Н. А. Некрасова играет ключевую роль в формировании восприятия Петербурга и отражает мировоззренческие позиции каждого из поэтов. Анализ этих образов позволяет глубже понять, как личные убеждения и художественные цели авторов влияют на их произведения.
В «Медном всаднике» Пушкин выступает как эпический повествователь, сочетающий объективность с лирическими отступлениями. Вступление к поэме наполнено восхищением замыслом Петра I и красотой созданного им города. Однако по мере развития сюжета авторская позиция усложняется: Пушкин сочувствует Евгению, подчёркивая трагедию «маленького человека», столкнувшегося с безразличной государственной машиной. Авторское лирическое отступление, описывающее наводнение, передаёт как величие стихии, так и уязвимость человека перед ней. Рассказчик у Пушкина стремится сохранить баланс между восхищением величием города и осознанием его опасностей для простых людей. Это создаёт многослойный образ Петербурга, где величие соседствует с трагедией, а личные судьбы переплетаются с историческими процессами.
В цикле «О погоде» Некрасов предстаёт более субъективным и эмоциональным. Его мировоззрение окрашено пессимизмом и трагизмом, что отражается в описаниях мрачного Петербурга, полного социальных контрастов и человеческих страданий. В стихотворении «Под жестокой рукой человека...» авторское отступление фокусируется на безразличии общества к судьбам отдельных людей, подчёркивая жестокость городской жизни. Это перекликается с темами романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», где Петербург также изображён как город, подавляющий личность и способствующий моральному разложению. Рассказчик Некрасова не только описывает, но и осуждает социальную несправедливость, стремясь вызвать у читателя чувство сострадания и протест против существующего порядка.
Мировоззрение Некрасова более трагично, поскольку он акцентирует внимание на социальных проблемах, несправедливости и страданиях простых людей. Его автор не мирится с контрастами Петербурга, а, напротив, обостряет их, стремясь вызвать у читателя чувство сострадания и протест против существующего порядка. В отличие от Пушкина, который пытается сохранить гармонию между величием города и судьбой его жителей, рассказчик Некрасова подчёркивает непримиримость этих противоречий, делая акцент на необходимости социальных изменений.
В заключение отметим, что образы авторов в произведениях Пушкина и Некрасова отражают их индивидуальный подход к изображению Петербурга. Рассказчик у Пушкина стремится к объективности и гармонии, а у Некрасова — к субъективности и социальной критике. Это различие подчёркивает эволюцию литературного восприятия города от романтического идеала к реалистическому осмыслению его проблем и противоречий.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением