Ответы на вопросы на стр.125-126 Часть 2 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)

Изображение Вопросы для самопроверки. Стр. 1251. Какое нравственно-философское явление в жизни современного человечества Достоевский определяет понятием «карамазовщина»?Понятие...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки. Стр. 125
1. Какое нравственно-философское явление в жизни современного человечества Достоевский определяет понятием «карамазовщина»?
Понятие «карамазовщина» является одним из ключевых в романе «Братья Карамазовы» и несёт в себе глубоко философский смысл. Достоевский использует его для описания особого типа личности, в котором соединяются крайние проявления человеческой натуры: страсть, разнузданность, иррациональность, духовные поиски и глубокие моральные противоречия. Это явление характеризуется внутренним конфликтом между добром и злом, между стремлением к высоким идеалам и подчинением низменным инстинктам.
Главным носителем карамазовщины является сам Фёдор Павлович Карамазов, богатый, но безнравственный человек, живущий только ради удовольствий. Он безразличен к судьбе своих детей, насмехается над религией, нравственностью, ответственностью. Однако его дети, несмотря на различие их характеров, также являются носителями этого явления.
Дмитрий Карамазов – человек страсти и безудержных эмоций. Он не умеет контролировать себя, живёт на пределе, поддаваясь как благородным порывам, так и разрушительным импульсам. В нём соединяются как любовь к высокому, так и неукротимая тяга к пороку.
Иван Карамазов – представитель интеллектуальной карамазовщины, воплощающий рационализм и нигилизм. Его знаменитая идея «если Бога нет, то всё дозволено» отражает попытку оправдать моральную вседозволенность. Однако сам Иван страдает от последствий своих убеждений, испытывая мучительные сомнения и внутренний кризис.
Алексей Карамазов – единственный, кто старается преодолеть карамазовщину через высокую духовность и веру. Он пытается найти гармонию, обрести истинную веру и служить людям, но даже его чистый образ не свободен от сомнений.
Таким образом, карамазовщина – это не просто семейная черта, а философская категория, показывающая двойственность человеческой натуры. Она присутствует в каждом человеке, в нём борются низменное и возвышенное, инстинкты и духовность. Достоевский показывает, что современное общество поражено этим явлением, и если не будет духовного стержня, человек неизбежно окажется на пути к разрушению.

2. Каким образом история уголовного преступления (убийства Фёдора Павловича Карамазова) помогает писателю поднять в романе самые жгучие вопросы, волнующие современное общество?
Достоевский использует убийство Фёдора Павловича Карамазова не только как детективный сюжет, но прежде всего как философский эксперимент, позволяющий исследовать крайние состояния человеческой души, границы морали и смысл свободы.
История преступления позволяет автору осветить ряд важнейших тем, которые были актуальны в России XIX века, но остаются значимыми и сегодня:
Кризис семьи и разрушение нравственных устоев
Фёдор Павлович Карамазов – воплощение разврата, эгоизма и духовной деградации. Он не заботится о своих детях, а лишь насмехается над ними. Его убийство становится логическим финалом разрушенной семьи. Через этот образ Достоевский показывает, что без семейных ценностей общество обречено на моральное разложение.
Философия добра и зла: «Если Бога нет, то всё дозволено»
Иван Карамазов формулирует ключевой тезис: если нет высшей инстанции, то мораль становится относительной, а преступление – оправданным. Этот принцип становится философской основой преступления, ведь убийство Фёдора Павловича совершает Смердяков, вдохновлённый идеями Ивана. Достоевский показывает, как идеи могут становиться более страшными, чем реальные преступления.
Трагедия судебной ошибки
Виновным признают Дмитрия Карамазова, который на самом деле не убивал отца. Это подчёркивает несовершенство правосудия, его зависимость от общественных стереотипов. Общество готово признать виновным того, кто кажется преступником, а не того, кто действительно виновен.
Разрушительная природа нигилизма
История убийства показывает крах нигилизма как философии. Иван Карамазов отрицает Бога, но не может вынести последствий своих идей. Его рассуждения о свободе приводят к катастрофе, и он сам оказывается жертвой своих убеждений, испытывая душевный кризис и видения дьявола.
Роль христианской идеи искупления
Единственный герой, который пытается найти выход из хаоса – Алексей Карамазов. Он олицетворяет надежду на спасение через любовь, смирение и веру. Именно Алексей предлагает брату не мстить, а принять страдание как путь очищения.
Таким образом, история убийства становится не просто преступлением, а символом борьбы идеологий, трагедии морали и поисков смысла жизни. Достоевский показывает, что мир разрушается без веры, без семьи, без нравственных ориентиров, и предупреждает читателя о страшных последствиях морального кризиса.

3. Как проявляется в «Братьях Карамазовых» вера писателя в нравственное достоинство человека?
Фёдор Михайлович Достоевский в своем последнем романе «Братья Карамазовы» выражает глубокую веру в то, что несмотря на всю грешность, страсти и внутренние противоречия, человек способен на нравственное очищение и высокие духовные достижения. Эта идея воплощена в нескольких ключевых сюжетных линиях и образах героев.
Во-первых, важнейшим воплощением веры в нравственное достоинство человека является образ Алексея Карамазова. Он с юности стремится к духовной чистоте, идет в монастырь, но его религиозный путь не уводит его от мира, а напротив, делает его ближе к людям. Он становится символом истинного христианского смирения и любви, способен прощать и сострадать даже тем, кто грешит. Алексей бережно относится к детям, наставляет их, учит добру – в этом видится надежда на нравственное преображение будущих поколений.
Во-вторых, даже Дмитрий Карамазов, несмотря на вспыльчивость и пороки, в конечном итоге проходит путь осознания своей вины и необходимости искупления. В финале он мечтает начать новую жизнь, пересмотреть свои взгляды, что говорит о возможности духовного роста даже у самого страстного и заблудшего человека.
В-третьих, нравственная эволюция Ивана Карамазова доказывает, что рациональный скептицизм и нигилизм не могут полностью уничтожить совесть человека. Его мучительное осознание вины в смерти отца, его борьба с собственными идеями и моральными противоречиями показывают, что человек не может жить без нравственных ориентиров.
Наконец, сам роман завершается мотивом духовного воскресения и прощения. Последняя сцена, где Алексей Карамазов говорит детям, что они должны помнить и любить друг друга, показывает веру Достоевского в возможность нравственного совершенствования и преображения общества через христианские ценности. Таким образом, несмотря на трагизм отдельных судеб, писатель выражает надежду, что каждый человек способен на покаяние, сострадание и нравственное возрождение.

4. В чём видит Достоевский слабость современного «гуманизма» и какой рецепт спасения мира от нравственного разложения он предлагает?
Фёдор Достоевский в «Братьях Карамазовых» и других произведениях подвергает сомнению европейский рациональный гуманизм, который пытается освободить человека от религиозных и моральных ограничений. По его мнению, такая свобода ведёт к деградации личности и общества, поскольку без Бога и абсолютных моральных норм человек неизбежно превращается в раба своих страстей.
Одним из главных упрёков Достоевского к современному гуманизму является то, что он провозглашает свободу личности, но не даёт человеку духовных ориентиров. Это видно в образе Ивана Карамазова, который утверждает: «если Бога нет, то всё дозволено». Его рационалистическое мировоззрение приводит его к страшному моральному кризису, поскольку он не может найти прочной основы для добра без веры. В итоге его идеи толкают к преступлению Смердякова, а сам Иван впадает в безумие.
Другой пример – образ Великого Инквизитора в одноимённой поэме Ивана Карамазова. В этом эпизоде Достоевский критикует гуманизм, который строится на обожествлении человеческого разума и власти. Инквизитор утверждает, что людям нужна не свобода, а хлеб, чудеса и зрелища. Он считает, что Христос дал людям слишком сложную свободу, с которой они не могут справиться. Таким образом, Достоевский показывает, что без веры и духовных ориентиров гуманизм превращается в авторитарный контроль над личностью.
Рецепт спасения, который предлагает Достоевский, – это возвращение к истинным христианским ценностям:
Смирение и любовь как высшие принципы жизни. Герои, которые проходят путь искупления (Алексей Карамазов, Соня Мармеладова в «Преступлении и наказании»), находят в этом смысл своей жизни.
Признание нравственного закона. В отличие от нигилистов, Достоевский утверждает, что есть объективное добро и зло, которые не зависят от выгоды или общественного мнения.
Сострадание и жертвенность. Настоящий гуманизм, по Достоевскому, возможен только через способность жертвовать собой ради ближнего. Алексей Карамазов, Соня Мармеладова, старец Зосима – все они живут ради других.
Покаяние как путь к возрождению. Дмитрий Карамазов и Раскольников проходят через страдания, но именно это делает их сильнее и чище духовно.
Таким образом, Достоевский отвергает гуманизм, основанный на отрицании Бога, и предлагает гуманизм, основанный на вере, нравственности и духовном возрождении.

Темы сочинений. Стр. 125
1. Правда теории и правда жизни в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
Правда теории и правда жизни в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Фёдор Михайлович Достоевский в своём романе «Преступление и наказание» противопоставляет две фундаментальные истины: правду теории, основанную на логических рассуждениях и идеологических построениях, и правду жизни, которая выражается в реальном человеческом опыте, нравственных чувствах и духовных исканиях. Это противопоставление становится основой внутреннего конфликта главного героя, Родиона Раскольникова, и центральной философской проблемой произведения.
Сформулированная Раскольниковым теория заключается в том, что все люди делятся на два типа: «обыкновенные», которые должны подчиняться законам общества, и «необыкновенные», которые имеют право их нарушать ради высших целей. Он считает, что гении и великие личности, такие как Наполеон, могут преступать общепринятые нормы морали, если это служит прогрессу. В качестве доказательства своей теории он решает совершить убийство старухи-процентщицы, обосновывая это тем, что её смерть принесёт пользу обществу.
Однако после убийства Раскольников сталкивается с неожиданной реальностью: он не чувствует облегчения или победы, его преследует тревога, страх, мучительные угрызения совести. Он оказывается неспособным рационализировать свои эмоции, поскольку живая душа человека не подчиняется логическим схемам. Его поведение становится нервозным и непоследовательным, его разрывает внутренний конфликт. Вместо того чтобы утвердиться в своей роли «необыкновенного» человека, он постепенно осознаёт, что совесть сильнее любой идеи.
Если Раскольников стремится доказать правоту теории, то в романе есть персонажи, которые воплощают подлинную, нравственную истину, показывая, что жизнь гораздо сложнее рациональных построений.
Соня Мармеладова — это образ, который олицетворяет жертвенную любовь, сострадание и христианское смирение. Она вынуждена торговать собой, чтобы спасти семью, но при этом сохраняет душевную чистоту и силу духа. Именно она становится тем человеком, кто помогает Раскольникову осознать его заблуждение. В сцене, где он признаётся ей в убийстве, Соня не осуждает его, а принимает его страдание, видя в нём ещё живую душу, способную к покаянию. Она предлагает ему искупить свою вину через раскаяние, смирение и страдание. Символичным становится её чтение Евангелия о воскресении Лазаря: этот эпизод указывает на возможность духовного возрождения Раскольникова.
Порфирий Петрович, следователь, также играет важную роль в разоблачении ложности теории героя. Он показывает, что убийство, совершённое ради высокой идеи, неизбежно разрушает самого преступника. Порфирий действует не как формальный представитель закона, а как глубокий психолог, понимающий, что Раскольников не «сверхчеловек», а обычный человек, измученный собственной совестью.
Катерина Ивановна, жена Мармеладова, также является носителем правды жизни. Она живёт не по теориям, а по велению сердца: несмотря на свою бедность, она стремится сохранить честь, достоинство и надежду на лучшую судьбу для своих детей. Однако общественная несправедливость и нищета разрушают её — она оказывается жертвой обстоятельств, но при этом до конца борется за свою семью.
Другие персонажи, такие как Аркадий Свидригайлов, демонстрируют иную сторону человеческой природы. В отличие от Раскольникова, Свидригайлов не терзается муками совести: он придерживается идеи о том, что человек волен делать всё, что угодно, если у него есть сила и власть. Однако его жизнь доказывает несостоятельность такого взгляда: отсутствие моральных границ приводит его к внутренней пустоте и самоубийству.
Финальная часть романа показывает окончательное крушение убеждений Раскольникова. Он осознаёт, что жизнь не может строиться на расчёте и убийстве, что сила человека заключается не в праве «преступить», а в способности любить, страдать и искупать вину. Его путь на каторгу становится символом очищения через страдание, а вера Сони в него — началом его возрождения.
В эпилоге Достоевский показывает, что Раскольников ещё не полностью изменился, но в его душе зарождается новое чувство, противоположное прежнему высокомерию и отчуждённости. Соня остаётся с ним, олицетворяя путь к искуплению. Таким образом, правда жизни побеждает правду теории: идеи могут звучать красиво, но только реальный человеческий опыт и сострадание способны сделать человека по-настоящему сильным.
Роман «Преступление и наказание» ставит вопрос о том, что важнее — абстрактные идеи или живая человеческая душа. Достоевский доказывает, что ни одна теория не может оправдать преступление, потому что жизнь бесконечно сложнее любых схем. Убийство, совершённое во имя высших целей, неизбежно приводит к страданию и разрушению личности. Истинный путь человека — это не власть и насилие, а смирение, любовь и духовное преображение. В этом заключается главная философская мысль романа и его вечная актуальность.

2. Трагические судьбы петербургских обывателей как «доказательная база» теории Раскольникова.
Трагические судьбы петербургских обывателей как «доказательная база» теории Раскольникова
Фёдор Михайлович Достоевский в романе «Преступление и наказание» создаёт многослойное художественное пространство, где Петербург выступает не только местом действия, но и важнейшим символом, отражающим внутренний мир героев. Город представляется читателю мрачным, душным, наполненным бедностью и страданиями, что подталкивает людей к отчаянным поступкам и рождает философские теории, подобные той, которую выдвигает Родион Раскольников. Основная идея его размышлений заключается в разделении людей на «тварей дрожащих» и тех, кто «имеет право» на преступление ради высшей цели. В качестве «доказательной базы» он использует судьбы окружающих его петербургских обывателей, которые, по его мнению, подтверждают несправедливость мироустройства и необходимость его радикального переустройства. Однако, как показывает развитие сюжета, реальность оказывается куда сложнее, чем предполагает теория, а судьбы этих людей не только не укрепляют убеждения Раскольникова, но и подталкивают его к внутреннему кризису.
Роман создаёт картину Петербурга как города крайней бедности, социальной несправедливости и морального разложения. Узкие, грязные улицы, душные комнаты, переполненные постояльцы трущоб – всё это становится не просто фоном, а неотъемлемой частью судьбы его жителей. Здесь трудно сохранить достоинство, трудно выжить, если человек не обладает ни богатством, ни властью. Именно поэтому Раскольников, погружённый в бедность, разрабатывает свою теорию, согласно которой одни люди обладают правом менять мир, даже преступая законы, а другие обречены страдать и влачить жалкое существование.
Окружающие главного героя персонажи олицетворяют разные проявления социального неблагополучия. Раскольников видит вокруг себя людей, которые не могут изменить свою судьбу, будучи «слабыми» в его понимании. Но, сталкиваясь с ними ближе, он начинает осознавать несостоятельность своей идеи.
Один из первых персонажей, с которым знакомится читатель, — Семён Захарович Мармеладов, бывший чиновник, ставший алкоголиком и доведённый до крайней нищеты. Он не просто страдает, а осознаёт свою трагедию и искренне страдает от неспособности исправить ситуацию. Его знаменитая исповедь в трактире перед Раскольниковым — это монолог человека, который понимает свою ничтожность, но при этом пытается найти оправдание своей слабости. Он говорит о боге, о всепрощении, но при этом продолжает вести разрушительный образ жизни, обрекая свою семью на нищету. Для Раскольникова Мармеладов становится примером «твари дрожащей» — человека, который не способен изменить свою судьбу и пассивно принимает страдания. Однако сочувствие, которое он испытывает к нему, уже начинает разрушать его уверенность в собственной теории.
Дочь Мармеладова, Софья Семёновна, вынуждена пожертвовать своей честью ради выживания семьи. Её судьба кажется Раскольникову примером крайней несправедливости. Она, как и её отец, является жертвой общества, но в отличие от него, не опускается в отчаяние. Соня — воплощение смирения и веры, чего сам Раскольников не может понять. Она принимает страдания, не считая их чем-то позорным, а напротив, воспринимает их как свой крест. Её чтение Евангелия о воскрешении Лазаря становится ключевым моментом романа: через этот эпизод Достоевский показывает, что спасение возможно не через насилие и преступление, а через смирение и любовь. Раскольников же не может этого принять и потому пытается вовлечь Соню в свою борьбу, предлагая ей «идти одной дорогой». В конечном счёте именно Соня становится той, кто подталкивает его к покаянию.
Жена Мармеладова, Катерина Ивановна, представляет другой тип страдания — не пассивного, как у её мужа, а активного. Она горда, несмотря на свою нищету, и не способна смириться с унижением. Однако эта борьба оказывается бесплодной: её гордость доводит её до безумия, а смерть на улице становится страшным символом беспомощности перед обществом. Её судьба тоже ставит Раскольникова перед вопросом: кто она — «тварь дрожащая» или человек, пытающийся бороться, но обречённый проиграть?
Другим важным персонажем, подтверждающим ошибочность теории Раскольникова, становится Лизавета, сестра старухи-процентщицы. Она — символ кротости, покорности и простоты. Убивая её, Раскольников понимает, что его теория не выдерживает столкновения с реальностью. Он хотел уничтожить «ничтожную» старуху, но вместо этого убил человека, который никому не делал зла. Этот эпизод разрушает его уверенность в своём праве на преступление.
Противопоставление Раскольникову создаёт Аркадий Иванович Свидригайлов, обладающий деньгами и властью. Он ведёт себя так, будто действительно принадлежит к тем, кто «имеет право», но его жизнь оказывается глубоко несчастной. В конечном итоге он понимает, что его существование бессмысленно, и кончает жизнь самоубийством. Этот образ показывает, что обладание свободой и властью не делает человека счастливым.
Следователь Порфирий Петрович представляет другой аспект размышлений о человеческой природе. В отличие от Раскольникова, он убеждён, что преступление — это не проявление силы, а признак слабости. Он использует психологические методы, чтобы подвести Раскольникова к признанию, но не из желания наказать, а потому что понимает, что преступник сам должен осознать свою вину. Его диалоги с главным героем становятся философскими диспутами о природе преступления.
Таким образом, судьбы петербургских обывателей, которые Раскольников рассматривает как подтверждение своей теории, на самом деле её опровергают. Его преступление не приводит к ожидаемому результату: он не становится «сильным», не получает свободы, а напротив, теряет внутреннее равновесие. Те, кого он считал «тварями дрожащими», оказываются сильнее его — они не совершают преступлений, не пытаются доказать свою силу через насилие, но при этом сохраняют человечность. Финал романа показывает, что путь Раскольникова был ложным, а истинное спасение приходит только через покаяние и смирение. Достоевский показывает, что в мире нет людей, имеющих право вершить судьбы других, и что подлинная сила — это не способность идти по головам, а способность любить и сострадать.

3. Приём «удвоения» житейских и нравственных коллизий в романе «Преступление и наказание».
Приём удвоения житейских и нравственных коллизий в романе «Преступление и наказание»
Федор Михайлович Достоевский широко использует в своих произведениях прием удвоения, позволяющий ему глубже раскрыть внутренний мир персонажей, их борьбу, противоречия и столкновение различных идеологических концепций. В романе «Преступление и наказание» этот прием играет важную роль в построении как психологического портрета главного героя, так и общей композиции произведения. Двойники и параллельные жизненные коллизии помогают автору показать глубину нравственного падения и духовного возрождения, конфликт между теорией и реальностью, между эгоизмом и состраданием.
Одной из ключевых особенностей приема удвоения является наличие у главного героя – Родиона Раскольникова – нескольких своеобразных двойников, с которыми он ведет внутренний диалог. Каждый из них отражает разные стороны его личности, противоречивые идеи и возможные пути развития.
Свидригайлов – один из наиболее значимых двойников Раскольникова. Этот персонаж воплощает абсолютный цинизм, доведенный до крайности. Как и Раскольников, он считает, что люди делятся на «обычных» и «необыкновенных». Однако, в отличие от студента, Свидригайлов живет по своим принципам без мук совести. Он воплощает соблазнительную сторону теории Раскольникова: жизнь без границ, без морали, без ответственности. Однако, в конечном итоге, он не находит в этом удовлетворения и кончает с собой, показывая несостоятельность аморального существования.
Другим важным двойником является Порфирий Петрович – следователь, который представляет голос разума и справедливости. В отличие от Раскольникова, он понимает психологию преступника и ведет тонкую интеллектуальную игру, постепенно доводя героя до признания. Порфирий выступает антиподом Родиона, предлагая не разрушение и насилие, а путь сознательного покаяния.
Еще одним значимым отражением главного героя является Лужин. Этот персонаж воплощает мелочное, эгоистичное отношение к жизни, основанное на циничном расчете. Он живет по схожей с Раскольниковым логике, но в гораздо более приземленной форме – не через преступление, а через эксплуатацию других людей. Раскольников с отвращением отвергает Лужина, что свидетельствует о его внутреннем отторжении такой низменной морали.
Достоевский выстраивает повествование так, что судьбы второстепенных персонажей отражают и усиливают главную идею романа. Противопоставление семейных трагедий служит еще одним примером приема удвоения.
История семьи Мармеладовых – один из важнейших параллельных сюжетов, который подчеркивает тему самопожертвования и искупления. Соня Мармеладова, вынужденная стать проституткой ради спасения семьи, является полным антиподом Раскольникова. Если он стремится доказать свою исключительность путем убийства, то Соня жертвует собой ради других. В этом заключается главная нравственная коллизия: что важнее – безграничная свобода, ведущая к преступлению, или смирение и жертвенность, ведущие к духовному очищению? В конце романа Раскольников идет за Соней, выбирая путь покаяния, что подчеркивает, насколько важно для него ее присутствие.
Контрастом выступает история Катерины Ивановны, матери семейства Мармеладовых. Ее судьба показывает, к чему приводит отсутствие духовной опоры. В отличие от Сони, Катерина борется за честь и достоинство, но ее борьба обречена: общество жестоко и не признает людей, оказавшихся за пределами «приличного» существования. Ее безумие и смерть становятся трагическим завершением жизненного пути, лишенного надежды.
В то же время судьба Дуни, сестры Раскольникова, также представляет собой вариацию борьбы за нравственные идеалы. Ее вынужденное соглашение на брак с Лужиным ради спасения семьи напоминает самопожертвование Сони, но в более социально приемлемой форме. Однако Дуня, в отличие от Сони, находит в себе силы отказаться от компромиссов и противостоит своему потенциальному угнетателю.
Прием удвоения позволяет Достоевскому наглядно показать разрушительное влияние идей Раскольникова. Его теория об «обыкновенных» и «необыкновенных» людях не выдерживает столкновения с реальностью. Все его двойники – Свидригайлов, Лужин, даже Соня – представляют возможные исходы его пути, и каждый из них доказывает ошибочность его убеждений.
Свидригайлов показывает, что жизнь без нравственных ограничений ведет к деградации и саморазрушению. Лужин демонстрирует, как теория расчета может существовать в рамках закона, но при этом оставаться глубоко безнравственной. Соня же доказывает, что настоящая сила заключается не в преступлении, а в жертвенности и любви.
В этом смысле финал романа становится закономерным следствием всех столкновений: Раскольников, пройдя через страдания и сомнения, осознает, что его теория была ошибочной. Покаяние и путь к искуплению становятся его новым выбором.
Прием удвоения в «Преступлении и наказании» позволяет Ф. М. Достоевскому глубже раскрыть внутренний конфликт главного героя, противопоставить различные мировоззренческие позиции и показать трагические последствия заблуждений. Двойники Раскольникова, параллельные сюжетные линии и повторяющиеся коллизии помогают автору создать многослойный, философский роман, в котором личная драма героя становится отражением глобальных нравственных вопросов. Именно через удвоение Достоевский показывает сложность человеческой природы, противоречивость мотивов и глубину нравственного выбора.

4. Чего не хочет видеть Раскольников в окружающем мире?
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» представляет собой глубокое философское и психологическое исследование человека, оказавшегося в конфликте с окружающей действительностью. Главный герой, Родион Раскольников, переживает внутренний кризис, вызванный его неприятием мира, его устройством и законами. В глазах Родиона общество порочно и несправедливо, люди в нем либо угнетают других, либо оказываются жертвами системы. Он мечтает избавиться от несправедливости и изменить мир, но его путь оказывается ошибочным. Его идея построена на отрицании реальности, в которой он живет, и приводит его к преступлению.
Желая вырваться из этого мрачного, по его мнению, существования, Раскольников пытается сломать устоявшиеся порядки, бросив вызов системе морали и справедливости. Однако, совершая преступление, он сталкивается с неизбежными последствиями: чувством вины, отчуждением и внутренней борьбой. Его судьба – это иллюстрация того, как непринятие окружающего мира может привести человека к духовному кризису и падению.
Одним из главных аспектов, которые вызывает у Раскольникова неприязнь, является бедность и унижение людей. Петербург, описанный Достоевским, предстает перед читателем как город контрастов, где богатые живут в достатке и роскоши, а бедные прозябают в трущобах, голодают и страдают. Сам Раскольников оказывается в числе этих бедняков: он живет в маленькой душной комнатке, питается плохо, страдает от одиночества и отчаяния.
Он видит вокруг себя людей, которые вынуждены терпеть нищету и несправедливость, и это вызывает в нем негодование. Особенно ярко его ненависть к социальному устройству выражается в его отношении к процентщице Алине Ивановне. Он воспринимает ее как символ жестокого мира, где слабые вынуждены страдать, а сильные наживаются на их бедствиях. Убив ее, он надеется избавить общество от одного из паразитов, но вскоре понимает, что таким образом невозможно изменить мир.
Образ семьи Мармеладовых также играет важную роль в формировании отношения Раскольникова к социальной несправедливости. Он видит, как Семен Захарович Мармеладов, бывший чиновник, потеряв работу и честь, спивается и становится обузой для своей семьи. Его жена, Катерина Ивановна, доведена до отчаяния, а их дочь Соня вынуждена пойти на улицу ради выживания своей семьи. Для Раскольникова особенно невыносима мысль о том, что люди, обладающие добротой и самопожертвованием, оказываются в наихудших условиях, тогда как бессовестные и жестокие живут в достатке.
Он не хочет видеть в мире этот порок, но, сталкиваясь с ним ежедневно, испытывает внутренний конфликт, который постепенно приводит его к мысли о необходимости радикального изменения общества. Однако его метод – преступление – оказывается ошибочным путем, потому что насилие не может быть оправдано даже во имя высших целей.
Еще один аспект, который вызывает у Раскольникова отвращение, – это существующая система социальной иерархии, где одни люди находятся в привилегированном положении, а другие вынуждены существовать на грани выживания.
Примером этому служит образ Лужина – человека, который хочет жениться на бедной девушке, чтобы иметь над ней власть и контроль. Он рассматривает женщин исключительно как средство для укрепления своего положения, как объект подчинения. Это вызывает у Раскольникова особенное презрение, потому что он не может мириться с тем, что люди могут строить свою жизнь на унижении других.
Другим примером несправедливости является Свидригайлов – человек, обладающий деньгами и влиянием, который использует свое положение для удовлетворения своих желаний. Для Раскольникова такие люди – это символ разложения общества, лицемерия и безнаказанности.
Петербург в романе – это место, где человеческие судьбы подчинены жестоким законам выживания. Раскольников видит, как люди теряют достоинство, смиряются с обстоятельствами, приспосабливаются к условиям, и это приводит его в ярость. Он отказывается принимать мир таким, какой он есть, и стремится бросить ему вызов.
Раскольников не только отвергает мир, в котором живет, но и мечтает создать новую реальность, основанную на его собственной теории. Однако его теория оказывается несостоятельной, потому что она построена на отрицании человеческой природы.
Он полагает, что сильные люди должны переступить через моральные нормы, чтобы изменить мир. Однако, совершив убийство, он понимает, что не способен жить с этим грузом. Его внутренняя борьба становится доказательством того, что человек не может безнаказанно преступить нравственный закон.
Примером этого является его встреча с Соней Мармеладовой. В отличие от него, Соня смиренно принимает свою судьбу, она не борется с миром, а жертвует собой ради других. Для Раскольникова это непонятно и неприемлемо. Он хочет заставить ее отказаться от своих убеждений, доказать ей, что ее путь – это путь слабости. Однако в итоге именно она становится его спасением, потому что открывает ему путь к искуплению.
Одним из главных мотивов романа является одиночество Раскольникова. Он чувствует себя изолированным, не находит понимания ни среди родных, ни среди окружающих. Даже его близкие – мать и сестра – не могут разделить его взглядов, потому что они живут в другом мире, подчиняясь традиционным нормам морали.
Раскольников не хочет видеть мир, в котором он одинок. Он мечтает найти человека, который поймет его, разделит его взгляды, но этого не происходит. Даже среди друзей он чувствует себя чужим. Единственный человек, который действительно понимает его – это Соня, но его гордость не позволяет ему сразу принять ее точку зрения.
Раскольников не хочет видеть мир, наполненный несправедливостью, бедностью, лицемерием и моральным разложением. Он мечтает изменить его, но его путь оказывается ошибочным. В конце романа он понимает, что борьба с миром невозможна без изменения себя. Только приняв свою вину, раскаявшись и пройдя через страдания, он может обрести покой и начать новую жизнь.
Таким образом, путь Раскольникова – это путь борьбы с миром и с самим собой. Он проходит через отчаяние, преступление, наказание и, в конце концов, обретает надежду на искупление. Достоевский показывает, что изменить мир можно не через насилие, а через любовь, сострадание и внутреннее преображение.

5. Сон героя как приём анализа его душевной жизни. (По роману «Преступление и наказание».)
Сон героя как приём анализа его душевной жизни (по роману «Преступление и наказание»)
Федор Михайлович Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» использует особый художественный прием – сновидения героя, чтобы глубже раскрыть его внутренний мир, показать его терзания, страхи, моральные сомнения и процесс духовного перерождения. В снах Раскольникова скрыты важные символы, которые позволяют понять его психологическое состояние, а также прогнозируют его дальнейшую судьбу. Сны становятся своеобразным ключом к пониманию героя, демонстрируя его внутренний конфликт и борьбу с собственной теорией.
Первый важный сон Раскольникова – это видение, в котором он видит себя маленьким мальчиком, гуляющим с отцом. Он становится свидетелем ужасной сцены: пьяный мужик Миколка избивает старую, слабую лошадь, запряженную в телегу. Несмотря на то, что животное не в силах везти повозку, мужчина продолжает наносить ей удары, пока она не погибает.
Этот сон является символическим. Он предвещает будущее преступление Раскольникова – убийство старухи-процентщицы. Лошадь в данном случае – это слабый, беспомощный человек, которого безжалостно уничтожает тот, кто обладает физической силой и считает, что имеет на это право. Маленький Родион, который бросается спасать животное, олицетворяет ту часть его души, которая не способна принять насилие. Однако во взрослой жизни он вынужден бороться с этим состраданием, пытаясь доказать самому себе, что имеет право на убийство. Этот сон подчеркивает его внутреннюю раздвоенность: он стремится утвердить свою теорию, но на уровне подсознания испытывает ужас и отвращение к насилию.
Второй сон Раскольникова связан с образом чиновника, которому он задолжал деньги. В этом видении герой сталкивается с человеком, который, казалось бы, давно умер, но вдруг оказывается живым и насмехается над ним. Этот момент подчеркивает нарастающее напряжение, страх разоблачения, невозможность избавиться от преследующих его мыслей о преступлении.
Через этот сон Достоевский показывает, что убийство не принесло Раскольникову ожидаемого освобождения. Наоборот, его сознание все больше разрушается, чувство вины накапливается, и он понимает, что не может просто забыть о содеянном. Этот эпизод также символизирует его теоретическую ошибку: он рассчитывал, что сможет действовать как Наполеон, без угрызений совести, но в действительности оказывается заложником собственного поступка.
Самый загадочный и философски глубокий сон Раскольникова – это сон о чуме. В нем он видит, как весь мир охвачен страшной эпидемией, которая превращает людей в одержимых существ. Они уверены, что обладают истиной, но при этом не слышат друг друга, погружаются в хаос, разрушают общественные устои.
Этот сон можно интерпретировать как пророчество. Раскольников понимает, что идеи, подобные его собственной, не могут принести счастье – они ведут лишь к разрушению личности и общества. Теория «сильных личностей», которые якобы могут переступать через моральные нормы, в конечном итоге приводит к всеобщему хаосу.
Сон о чуме также символизирует кризис личности Раскольникова: его внутренний мир разрушается под давлением противоречий, его уверенность в собственной правоте рушится, он становится одержимым своими мыслями и все больше теряет связь с реальностью.
После убийства старухи Раскольников видит страшный сон, в котором он снова сталкивается с Аленой Ивановной. В его видении она оживает и смеется над ним. Этот эпизод показывает, что преступление не уничтожило старуху в его сознании – наоборот, она продолжает существовать в его мыслях, преследует его, не дает покоя.
Этот сон является ярким символом того, что Раскольников не способен переступить через свою совесть. Он хотел доказать, что имеет право на насилие, но в итоге понимает, что не может оправдать свой поступок даже перед самим собой.
Все сны Раскольникова связаны между собой одной общей темой – темой внутренней борьбы, кризиса личности, разрушения его теории.
Первый сон (о лошади) показывает его естественное, глубинное отвращение к насилию.
Сон о чиновнике отражает страх разоблачения, осознание того, что убийство не избавило его от мук совести.
Сон о чуме символизирует разрушительность его идеи, предрекает его духовное падение.
Сон о старухе – это кульминация его осознания вины, понимание того, что он не «право имеющий», а просто убийца.
Через эти сны Достоевский показывает, что даже самый сильный человек не может игнорировать свою совесть. Раскольников пытался жить по своей теории, но его подсознание, его сны доказывают ему, что он не способен оправдать зло.
Сны в романе «Преступление и наказание» играют важнейшую роль в анализе душевного состояния героя. Они позволяют глубже понять его внутренние конфликты, раскрывают его страхи и сомнения.
Достоевский использует сны как средство художественного анализа личности, подчеркивая, что внутренний мир человека сложен и противоречив. Раскольников хотел стать «сверхчеловеком», но его сны показывают, что он не может избавиться от сострадания, совести и нравственного закона внутри себя.
В итоге именно его душевные терзания, отраженные в сновидениях, приводят его к осознанию своей ошибки и раскаянию. Они становятся той силой, которая в конечном итоге ведет его к перерождению, доказывая, что человек не может построить счастье, отвергая моральные принципы.
Таким образом, через сны Достоевский показывает глубину духовной борьбы героя и раскрывает главную идею романа: преступление никогда не может привести к счастью, потому что внутри каждого человека живет голос совести, который невозможно заглушить.

Темы рефератов. Стр. 125
1.
Евангельские образы в художественном мире романа Достоевского
Фёдор Михайлович Достоевский — один из самых религиозных писателей русской литературы. В его произведениях можно найти глубокие философские размышления о смысле жизни, грехе, покаянии и спасении души. Одним из наиболее ярких примеров использования библейских мотивов является роман «Преступление и наказание». В этом произведении евангельские образы играют ключевую роль в раскрытии идейного содержания и внутреннего мира героев.
Роман «Преступление и наказание» строится на противопоставлении двух мировоззрений: нигилистического, отвергающего религиозные ценности, и христианского, утверждающего путь покаяния и спасения. Раскольников, главный герой, пытается следовать своей теории, по которой сильные люди имеют право совершать преступления во имя «высших целей». Однако его взгляды сталкиваются с реальностью, и он оказывается в духовном тупике.
Достоевский использует библейские мотивы, чтобы подчеркнуть нравственные искания героя. Автор показывает, что без веры и раскаяния человек обречён на страдания и внутреннюю пустоту. Важную роль в этом играет образ Сони Мармеладовой — персонажа, воплощающего христианское смирение и любовь.
Соня — одна из ключевых фигур романа, несущая религиозный смысл. Несмотря на тяжёлую судьбу, она сохраняет чистоту души и веру в Бога. Её образ напоминает евангельских праведников, которые жертвуют собой ради других.
Наиболее значимый эпизод, связанный с Сониным образом, — сцена чтения Евангелия от Иоанна о воскрешении Лазаря. Этот отрывок выбран не случайно: он символизирует возможность духовного возрождения. Соня предлагает Раскольникову поверить в спасение, но он пока не готов принять её истину. Этот момент становится важным поворотным пунктом в судьбе героя, предвещая его будущий путь к покаянию.
Фрагмент из Евангелия от Иоанна о Лазаре играет особую роль в романе. В христианской традиции это событие олицетворяет победу жизни над смертью и возможность духовного перерождения. Раскольников, требуя от Сони прочитать этот эпизод, подсознательно ищет ответ на главный вопрос: возможно ли его собственное спасение?
Позднее, когда он признаёт свою вину и отправляется на каторгу, этот мотив получает своё завершение. Достоевский подчёркивает, что только через покаяние человек может найти истинное освобождение, подобно тому, как Лазарь воскресает по слову Христа.
Судьба Раскольникова во многом напоминает библейскую притчу о блудном сыне. Он отрекается от традиционных ценностей, пытается жить по своим законам, но в итоге приходит к осознанию ошибки. Как и блудный сын, он проходит через страдания и в конечном итоге возвращается к истинному пути.
Эта линия наиболее явно проявляется в сцене на каторге, когда Раскольников впервые искренне раскаивается. Этот момент символизирует его возвращение к жизни, духовное возрождение.
В романе присутствуют и более широкие библейские образы, связанные с Иисусом Христом. Например, Соня Мармеладова воспринимается как аналог Христа — она принимает страдания ради других, несёт на себе тяжесть грехов мира.
Её судьба контрастирует с судьбой Раскольникова, который вначале избирает путь силы и насилия. Однако в конечном итоге именно Соня становится для него духовным ориентиром, ведущим к истине.
Таким образом, евангельские образы играют важнейшую роль в «Преступлении и наказании». Достоевский показывает, что истинное спасение возможно только через страдания, раскаяние и любовь. Образы Лазаря, блудного сына, Христа и праведников помогают раскрыть внутренний конфликт героя и подчёркивают глубину христианского мировоззрения автора.
Роман становится не просто социальным или психологическим произведением, но и духовным трактатом, поднимающим вопросы смысла жизни и искупления. Достоевский убеждает читателя, что только вера и смирение могут привести человека к подлинному освобождению.
2.
Фёдор Михайлович Достоевский как издатель и публицист
Фёдор Михайлович Достоевский — одна из самых значительных фигур в истории русской литературы XIX века. Его имя ассоциируется прежде всего с выдающимися романами, исследующими глубины человеческой души и философские вопросы существования. Однако помимо художественного творчества, Достоевский оставил заметный след в публицистике и издательском деле. Он не только писал романы, но и активно участвовал в общественной дискуссии, редактируя журналы, публикуя статьи, размышляя о судьбе России, морали, вере и идеологии. Его публицистика тесно связана с художественным творчеством: идеи, высказанные им на страницах журналов, находят отражение в его романах, а литературные персонажи становятся своеобразными выразителями философских и политических взглядов самого писателя.
Издательская деятельность Достоевского включает в себя работу над журналами «Время» и «Эпоха», которые он создавал вместе с братом Михаилом, а также уникальный проект — «Дневник писателя», в котором Достоевский вел диалог с читателями. Публицистика писателя охватывала широкий спектр тем: от анализа политической ситуации в России и Европе до размышлений о религии, морали и человеческой психологии. Достоевский был не просто литератором, но мыслителем, пытавшимся осмыслить противоречивую реальность своего времени.
После возвращения из сибирской каторги Достоевский вместе с братом Михаилом принял решение основать собственное периодическое издание. Так появился журнал «Время», который выходил с 1861 по 1863 год, а затем, после его закрытия по цензурным причинам, — журнал «Эпоха» (1864–1865). Оба издания стали значимыми явлениями в литературной и общественной жизни России.
Журнал «Время» ориентировался на почвенничество — концепцию, противопоставленную как западничеству, так и славянофильству. Достоевский считал, что русская интеллигенция должна не подражать Европе, а искать национальную идентичность в духовных корнях народа. Основные идеи «Времени»:
Критика революционного нигилизма и утопического социализма — Достоевский опасался, что идеи «разрушения старого мира» приведут к моральному разложению и духовной пустоте;
Идея христианского гуманизма — он выступал за нравственное возрождение личности через страдание и покаяние;
Обоснование русской самобытности — журнал подчеркивал уникальность русской культуры и отвергал слепое заимствование западных образцов.
Журнал «Эпоха» продолжил эту линию, но его издание оказалось недолгим: в 1864 году умер брат Михаил, а сам Достоевский столкнулся с тяжелыми финансовыми проблемами, вынудившими его свернуть проект.
В 1873 году Достоевский начал публиковать «Дневник писателя» — уникальный авторский проект, который выходил сначала как часть журнала «Гражданин», а затем как самостоятельное издание. Этот проект стал вершиной его публицистического мастерства.
Тематика «Дневника писателя»:
Политика и общественная жизнь — Достоевский анализировал международные события, критикуя западные страны за их отношение к России, а также размышлял о будущем страны;
Философские и религиозные размышления — он рассуждал о нравственности, свободе, вере, судьбе человечества;
Литературная критика — в «Дневнике» он обсуждал произведения современных ему писателей, таких как Лев Толстой, Тургенев, Некрасов;
Судебные хроники и нравственные вопросы — его интересовали громкие судебные процессы, через которые он рассматривал проблемы морали, вины и ответственности.
Форма «Дневника писателя» была своеобразной: Достоевский писал как эссеист, публицист, психолог, а иногда — как беллетрист, используя художественные приемы.
Одной из ключевых тем публицистики Достоевского была его полемика с представителями революционно-демократического движения. Он критиковал социалистические идеи Чернышевского, Герцена, Добролюбова, опасаясь, что их стремление к разрушению традиционного строя приведет к катастрофе.
Основные аргументы Достоевского против революционеров:
Революция разрушает нравственные основы общества и ведет к аморализму;
Отказ от религии и веры в Бога ведет к нигилизму;
Разрыв интеллигенции с народом делает любые революционные идеи чуждыми для России.
Эта тема нашла отражение в его романе «Бесы», где образ нигилистов и революционеров показан в сатирическом и трагическом ключе.
Публицистическая деятельность Достоевского была неотделима от его романов. Многие идеи, впервые высказанные им в статьях, нашли отражение в его художественных произведениях.
«Преступление и наказание» — идеи о морали, преступлении, возмездии, изложенные в «Дневнике писателя», развиваются в истории Раскольникова.
«Идиот» — размышления о добре, красоте, милосердии воплощены в образе князя Мышкина.
«Бесы» — осуждение революционного фанатизма отражается в образе Ставрогина и Верховенского.
Таким образом, Достоевский использовал публицистику как платформу для размышлений, а затем воплощал их в художественной форме.
Фёдор Михайлович Достоевский не только создал великие романы, но и оказал огромное влияние на общественное сознание своей эпохи. Как издатель и публицист, он стремился не просто отражать события, но и активно участвовать в формировании общественного мнения. Журналы «Время» и «Эпоха» стали важными площадками для обсуждения актуальных вопросов, а «Дневник писателя» превратился в уникальное явление русской журналистики, где художественное и публицистическое начало слились воедино.
Сегодня публицистика Достоевского продолжает оставаться актуальной. Его идеи о вере, морали, социальной ответственности и духовном развитии человека находят отклик в современном обществе. Достоевский был не только великим писателем, но и мыслителем, предвидевшим многие проблемы XX и XXI веков.
3.
Изображение пограничных состояний психики как художественный приём в прозе Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
Фёдор Михайлович Достоевский — один из наиболее глубоких психологов в мировой литературе, исследующий предельные состояния души человека. В его произведениях встречаются персонажи, находящиеся на грани безумия, отчаяния, морального разложения или духовного преображения. Одним из ключевых художественных приёмов, используемых писателем, является изображение пограничных состояний психики, когда сознание героев балансирует между реальностью и бредом, ясностью и помутнением, рациональностью и безумием. Этот приём особенно ярко раскрывается в романе «Преступление и наказание», где главному герою Родиону Раскольникову и другим персонажам свойственны резкие психологические колебания.
Раскольников находится в состоянии глубокой внутренней борьбы, и этот конфликт постепенно разрушает его психику. На первых страницах романа герой уже представлен как человек, погружённый в мучительные размышления. Его идея о праве сильного на преступление — не просто философская теория, а навязчивая мысль, которая отравляет его сознание и приводит к моральному надлому. Этот разлад проявляется в том, что он одновременно испытывает гордость за свою дерзость и отвращение к самому себе. Достоевский показывает постепенное погружение героя в кризисное состояние через его физиологические симптомы: он теряет аппетит, испытывает слабость, его охватывают приступы лихорадки. Писатель намеренно подчёркивает эти проявления, чтобы показать, что преступление разлагает не только душу, но и тело героя.
Сцена убийства старухи-процентщицы и Лизаветы — кульминационный момент, после которого пограничное состояние Раскольникова становится очевидным. Его поступки кажутся хаотичными, он действует на автоматизме, его мысли путаются. Уже на этом этапе проявляется раздвоенность его сознания: он убивает, но не может справиться с последствиями своего поступка. В этот момент его внутренний конфликт выходит на новый уровень — он осознаёт, что преступление не дало ему ожидаемого ощущения силы. Напротив, оно привело к страху, бессоннице, галлюцинациям.
После убийства Раскольников переживает состояние близкое к психическому срыву. Он мечется, ведёт себя неадекватно, временами теряет связь с реальностью. В его сознании появляются навязчивые образы, он погружается в бредовые состояния. Один из таких эпизодов — его горячечный сон, в котором крысы точат его комнату. Этот символический кошмар отражает его внутреннюю разруху, его страх разоблачения, его отчаяние. Постепенно его состояние усугубляется, он чувствует нарастающую отчуждённость от окружающих. Его попытки сохранить равнодушие и рациональность проваливаются — он всё чаще теряет контроль над собой.
Не только Раскольников в романе находится в состоянии душевного разлада. Достоевский выстраивает систему персонажей, где многие герои переживают кризисные моменты, теряют контроль над собой, оказываются на грани безумия или трагического выбора.
Одним из таких персонажей является Аркадий Свидригайлов. В течение всего романа он балансирует между равнодушием, цинизмом и жаждой жизни. Он играет роль человека, которому якобы всё позволено, но на самом деле его сознание подвержено разрушительному влиянию внутренних противоречий. Его преследуют видения, галлюцинации, он разговаривает с мёртвой женой, что свидетельствует о том, что он постепенно теряет связь с реальностью. В конечном итоге он приходит к самоубийству, что становится кульминацией его психического кризиса. Достоевский показывает его уход из жизни как осознанный шаг человека, который исчерпал все свои желания и видит смерть единственным выходом.
Другой персонаж, находящийся в пограничном состоянии — Катерина Ивановна. Её психика разрушена нищетой, голодом, постоянными унижениями. Она ведёт себя импульсивно, временами её реакции граничат с истерическим безумием. Её финальная сцена — когда она с детьми идёт по улице, пытаясь просить милостыню — показательна. Она не осознаёт всей трагичности своего положения, не может адекватно оценить ситуацию, её сознание полностью захвачено безумием. Её смерть становится неизбежным следствием её душевного надлома.
Если Раскольников, Свидригайлов и Катерина Ивановна переживают кризис как разрушение личности, то Соня Мармеладова находится в совершенно ином состоянии. Она также балансирует на грани, но её состояние связано не с помешательством, а с религиозным самопожертвованием. Её вера в страдание и искупление настолько глубока, что она готова пожертвовать собой ради других. Однако Достоевский показывает, что её пограничное состояние не приводит к разрушению, как у других героев. Напротив, она становится тем ориентиром, который помогает Раскольникову выбраться из его внутреннего ада.
Одним из ключевых эпизодов романа, связанных с темой психического кризиса, является сцена чтения Соней отрывка из Евангелия о воскрешении Лазаря. Это момент, когда в сознании Раскольникова происходит перелом. До этого он колебался между попытками оправдать себя и осознанием своей вины, но этот эпизод заставляет его впервые задуматься о возможности духовного возрождения. Чтение Евангелия происходит на фоне крайнего душевного напряжения героев. Соня читает, дрожа, едва выговаривая слова. Раскольников испытывает глубокий внутренний кризис, но не может признать его открыто. Именно в этот момент зарождается его путь к покаянию, хотя он ещё не осознаёт этого.
Достоевский мастерски использует приём изображения пограничных состояний психики, чтобы раскрыть трагедию своих героев. Через мучения Раскольникова он показывает, как преступление разрушает человеческое сознание, как теория, вырванная из контекста жизни, ведёт к деградации личности. Свидригайлов, Катерина Ивановна, Соня — каждый из этих героев проходит через свой кризис, но их судьбы различны. Кто-то не выдерживает и погибает, а кто-то находит путь к спасению. Именно это противопоставление делает роман Достоевского не только произведением о преступлении и наказании, но и глубоким исследованием человеческой души, её падения и возможности возрождения.
Таким образом, пограничные состояния психики в «Преступлении и наказании» не просто художественный приём, а способ показать внутренний мир героев в моменты высшего напряжения. Они позволяют читателю глубже проникнуть в психологию персонажей, ощутить их боль, страх, надежду и отчаяние. Именно благодаря этому приёму роман Достоевского остаётся одним из самых мощных произведений мировой литературы, продолжающим волновать читателей и исследователей.
4.
Пушкинские и лермонтовские мотивы в прозе Достоевского
Фёдор Михайлович Достоевский был не только писателем, но и глубоким мыслителем, философом, создавшим уникальную концепцию человеческой души. Его творчество неразрывно связано с русской литературной традицией, которую он считал величайшим достоянием народа. Достоевский высоко ценил творчество Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова, называя их гениальными выразителями русской души. В его романах можно обнаружить множество отсылок к произведениям этих поэтов, которые органично вплетены в философские и психологические концепции писателя.
Пушкинские мотивы в произведениях Достоевского
Достоевский рассматривал Пушкина как пророка русской литературы, предвосхитившего развитие отечественной художественной мысли. Он особенно высоко оценивал способность Пушкина проникать в глубины человеческой души, изображать страдания и моральные искания своих героев.
Образ Пушкина в восприятии Достоевского
Выступая на открытии памятника Пушкину в 1880 году, Достоевский подчеркнул уникальность поэта как выразителя русской национальной идеи. Он видел в нём символ примирения, духовного прозрения и нравственного поиска. В «Речи о Пушкине» он называл его «всечеловеческим поэтом», способным объединить русский дух с универсальными человеческими ценностями. Это представление о Пушкине пронизывает и произведения самого Достоевского.
Мотив зависти и преступления («Моцарт и Сальери» – «Преступление и наказание»)
Один из центральных мотивов, заимствованных у Пушкина, – это мотив интеллектуального соперничества, воплощённый в трагедии «Моцарт и Сальери». В романе «Преступление и наказание» Родион Раскольников, подобно Сальери, стремится доказать свою исключительность, выйти за рамки общепринятой морали. Однако в отличие от пушкинского героя, он испытывает глубокий внутренний конфликт, который ведёт его к духовному перерождению.
Мотив «маленького человека» («Станционный смотритель» – «Преступление и наказание», «Бедные люди»)
Пушкинский образ «маленького человека», впервые полноценно раскрытый в «Станционном смотрителе» и «Медном всаднике», стал одним из ключевых в прозе Достоевского. Его Раскольников в какой-то мере является отрицанием идеи «маленького человека», но одновременно испытывает к нему жалость. В «Бедных людях» и «Преступлении и наказании» он изображает социальную несправедливость, подчёркивая трагедию униженных и оскорблённых.
Образ Татьяны Лариной и Соня Мармеладова
Образ Сони Мармеладовой в «Преступлении и наказании» во многом напоминает Татьяну Ларину из «Евгения Онегина». Обе героини отличаются чистотой души, кротостью и глубокой внутренней силой. Соня, как и Татьяна, несёт в себе жертвенность, но её жертва носит ещё более глубокий характер – она принимает страдания, чтобы искупить грехи других.
«Пиковая дама» и тема рока («Игрок»)
В романе «Игрок» Достоевский использует мотив рока и предопределённости, напоминающий сюжет «Пиковой дамы». Герой Алексей Иванович становится пленником страсти к игре, подобно Германну в повести Пушкина. Оба персонажа не могут противостоять своему внутреннему демону, что ведёт их к катастрофе.
Лермонтовские мотивы в прозе Достоевского
Лермонтовские образы также находят отражение в произведениях Достоевского, но они приобретают ещё более трагический оттенок. Достоевский рассматривает личность через призму внутреннего раздвоения, конфликта между добром и злом, что роднит его героев с персонажами Лермонтова.
Образ одинокого героя (Печорин – Раскольников, Иван Карамазов)
Мотив одиночества, характерный для лермонтовского Печорина, находит отклик в образе Раскольникова и Ивана Карамазова. Эти персонажи страдают от осознания своей «исключительности» и неспособности вписаться в общество. Их внутренний конфликт становится движущей силой сюжета.
Дуэль как способ решения конфликта («Герой нашего времени» – «Подросток»)
В романе «Подросток» Достоевский использует мотив дуэли, который присутствует у Лермонтова в «Герое нашего времени» и «Маскараде». Дуэль у Лермонтова – это не только физическое противостояние, но и метафора внутреннего конфликта, который разрывает личность героя.
Демонизм и разрушительные страсти (Демон – Свидригайлов)
Аркадий Свидригайлов из «Преступления и наказания» напоминает Демона Лермонтова. Это герой, находящийся за пределами общепринятой морали, человек, познавший тьму и зло. Однако, в отличие от Демона, Свидригайлов осознаёт свою обречённость и кончает жизнь самоубийством.
Фатализм и предопределённость («Мцыри» – «Бесы»)
Лермонтовский мотив предопределённости судьбы ярко проявляется в «Бесах» Достоевского. Герои его романов не могут избежать рокового финала, так же как Мцыри оказывается обречённым на трагическую судьбу.
Творчество Достоевского невозможно рассматривать в отрыве от русской литературной традиции. Он черпает вдохновение из произведений Пушкина и Лермонтова, но переосмысливает их в свете своих философских и религиозных взглядов. Пушкинские мотивы в его произведениях связаны с темой народной души, морального выбора и искупления, тогда как лермонтовские мотивы отражают трагедию внутреннего одиночества и конфликт личности с окружающим миром. Это делает прозу Достоевского уникальной, наполненной глубокими смыслами и вечными вопросами, на которые каждый читатель ищет свой ответ.

Выполняем коллективный проект. Стр. 125-126
Подготовьте урок-композицию на тему «Ф. М. Достоевский в воспоминаниях современников».
1. Познакомьтесь с воспоминаниями о писателе его родных, знакомых, современников. Сгруппируйте воспоминания по выбранному вами принципу (например, по хронологии, в соответствии с этапами жизни писателя или с учётом личности мемуариста, характера его отношений с Достоевским).
Фёдор Михайлович Достоевский – не только великий русский писатель, но и одна из самых загадочных и многогранных фигур XIX века. Его личность и творчество вызывали бурные дискуссии среди современников: он находил преданных поклонников, но также и жестоких критиков. Несмотря на противоречивость оценок, никто не мог отрицать глубину его мысли, сложность образов и напряжённость идейных конфликтов, которыми наполнены его произведения.
Воспоминания о Достоевском, оставленные его родственниками, друзьями, коллегами и литературными критиками, позволяют глубже понять его характер, его творческий процесс, политические и религиозные взгляды, а также его место в русской культуре. Эти мемуары раскрывают как бытовые аспекты его жизни, так и его интеллектуальные искания, которые во многом определили развитие русской литературы.
Группировка воспоминаний о Достоевском
Хронологический принцип
Воспоминания современников можно условно разделить на несколько периодов, соответствующих ключевым этапам жизни писателя.
Детство и юность (1821–1837)
О ранних годах Фёдора Михайловича сохранились воспоминания его брата Михаила Достоевского и некоторых одноклассников по Главному инженерному училищу.
Михаил Достоевский писал, что уже в детстве Фёдор выделялся среди сверстников впечатлительностью, мечтательностью и любовью к чтению. Он страстно увлекался произведениями Пушкина, Гоголя, Жуковского, Вальтера Скотта и Гюго.
Одноклассники по Инженерному училищу вспоминали его как человека, глубоко погружённого в мир литературы, философии и религиозных размышлений.
Литературное становление (1840-е годы)
В этот период Достоевский дебютировал в литературе, его первая повесть «Бедные люди» была восторженно принята критиками.
Николай Некрасов увидел в Достоевском нового Гоголя, автора, который умеет проникать в глубину человеческой души.
Иван Тургенев отзывался о нём как о человеке нервном, вспыльчивом, но бесконечно преданном искусству.
Василий Боткин отмечал, что молодой Достоевский был страстным спорщиком, не терпел поверхностных мнений и всегда стремился к глубинному анализу.
Арест и каторга (1849–1859)
Арест за участие в кружке Петрашевского и последующая каторга в Омске стали переломным моментом в жизни Достоевского.
Александр Герцен отмечал, что Достоевский, переживший каторгу, стал глубже осознавать религиозные и философские проблемы.
Сосланные вместе с ним в Омский острог заключённые вспоминали его как человека, сохранявшего достоинство в самых тяжёлых условиях.
«Записки из Мёртвого дома», написанные на основе личного опыта, стали одним из первых в русской литературе произведений, изображающих каторжников не как преступников, а как жертв обстоятельств.
Возвращение в литературу (1860–1870-е годы)
После каторги Достоевский возвращается в Петербург, где становится ключевой фигурой в литературной среде.
Николай Страхов отмечал, что Достоевский вступил в полемику с нигилистами, критикуя идеи западничества.
Михаил Катков поддерживал его публицистическую деятельность, видя в нём защитника самодержавия и православия.
Аполлон Григорьев подчеркивал, что Достоевский остро чувствовал противоречия эпохи и стремился их разрешить в своих произведениях.
Последние годы (1870-е – 1881)
Последние годы жизни Достоевский провёл в раздумьях о судьбе России и русского народа.
Владимир Соловьёв вспоминал, что писатель стал своего рода пророком, предсказывая грядущие потрясения.
Константин Победоносцев видел в нём выразителя идей русского консерватизма, соединяющего православие и народность.
Анна Григорьевна Достоевская, его жена, подчеркивала, что в последние годы писатель был поглощён работой над романом «Братья Карамазовы», который считал своим главным произведением.

2. Особое внимание уделите воспоминаниям А. Г. Достоевской, жены писателя.
Анна Григорьевна Достоевская, жена великого писателя Фёдора Михайловича Достоевского, сыграла огромную роль в его жизни и творчестве. Она не только стала его верной спутницей, но и взяла на себя заботы о семье, финансовых делах и издательской деятельности. Её воспоминания представляют собой уникальный взгляд на личность Достоевского, его характер, привычки, творческий процесс и взаимоотношения с окружающими.
Встреча и брак с Достоевским
Анна Григорьевна познакомилась с Фёдором Михайловичем в 1866 году, когда стала его стенографисткой. Она помогала ему в работе над романом «Игрок», который он был вынужден писать в сжатые сроки из-за финансовых обязательств перед издателем. Именно в процессе этой работы между ними завязались близкие отношения, а вскоре после завершения романа они поженились.
Анна Григорьевна вспоминала, что её привлекло в Достоевском не только его литературное дарование, но и глубина души, интеллигентность, тонкое понимание человеческой натуры. Несмотря на большую разницу в возрасте (она была моложе на 25 лет), они стали настоящими партнёрами.
Достоевский в быту: личные привычки и характер
В своих мемуарах Анна Григорьевна рисует портрет Достоевского не только как писателя, но и как человека. Она подчеркивала его необычайную эмоциональность, чувствительность и ранимость.
Работа над книгами. Достоевский предпочитал писать по ночам, полностью погружаясь в творчество. Иногда он мог работать без перерыва по 10–12 часов.
Отношение к семье. Несмотря на непростой характер, он был заботливым мужем и отцом. Его особенно трогательно связывали отношения с детьми – он проводил с ними много времени, рассказывал сказки, учил их понимать искусство.
Влияние болезней. Анна Григорьевна вспоминала, как тяжело Достоевский переносил приступы эпилепсии, которые случались довольно часто. Она постоянно заботилась о нём, стараясь облегчить его страдания.
Финансовые трудности и самоотверженность Анны Григорьевны
Одной из самых сложных сторон жизни Достоевского были постоянные финансовые проблемы. Он имел долги из-за азартных игр и неудачных контрактов с издателями.
Анна Григорьевна стала для него не только женой, но и помощницей в ведении финансовых дел. Именно она организовала самостоятельное издание романов «Бесы» и «Подросток», что позволило семье избежать больших долгов. Она же вела переговоры с издателями и старалась защитить мужа от недобросовестных литературных критиков.
Роль Анны Григорьевны в сохранении наследия писателя
После смерти Достоевского в 1881 году Анна Григорьевна посвятила себя сохранению его литературного наследия. Она организовала переиздание его произведений, собрала его письма и воспоминания современников.
Её мемуары «Воспоминания о Ф. М. Достоевском» стали ценнейшим источником информации о жизни и творчестве писателя. В них она не только описала бытовую сторону их жизни, но и подробно рассказала о его мировоззрении, философских взглядах, религиозных убеждениях и отношениях с семьёй.
Анна Григорьевна Достоевская – одна из самых преданных спутниц великого писателя. Она не только поддерживала мужа в самые трудные моменты его жизни, но и внесла огромный вклад в сохранение его творческого наследия. Благодаря её воспоминаниям мы можем глубже понять личность Достоевского, его характер, привычки и взгляды. Её труды – это не только хроника жизни великого писателя, но и трогательное свидетельство глубокой любви, преданности и самоотверженности.

3. Подготовьте для своих одноклассников демонстрацию фрагментов фильма Александра Зархи «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» (1980) и комментарии к этим фрагментам.
Фильм Александра Зархи посвящён одному из самых драматичных и напряжённых периодов в жизни Фёдора Михайловича Достоевского – осени 1866 года. В этот момент писатель оказался перед угрозой полного финансового краха: он должен был в кратчайшие сроки написать роман «Игрок», чтобы не потерять права на все свои произведения и избежать долговой ямы. Это время было для него не только тяжёлым в материальном плане, но и в личном: мучительные воспоминания о первой жене, эпилепсия, зависимость от азартных игр и осознание своей социальной изоляции сделали этот период одним из самых сложных в его жизни.
Фильм, снятый в строгой, реалистичной манере, передаёт атмосферу Петербурга 1860-х годов, тёмные, тесные комнаты, экономное освещение – всё это подчёркивает состояние тревожности и отчаяния, в котором пребывает главный герой. Рассмотрим два представленных фрагмента.
Первый кадр: Достоевский в тёмном помещении, его лицо выражает тревогу и напряжение
Этот кадр – один из самых выразительных в фильме. Мы видим Фёдора Михайловича в полутьме, с напряжённым выражением лица. Его поза выдаёт внутреннее беспокойство, возможно, он только что получил неприятное известие или размышляет над судьбоносным решением. В глубине кадра можно заметить ещё одного персонажа, который стоит в нерешительности – это может быть кредитор, издатель или кто-то из его близких.
Композиция сцены подчёркивает двойственность положения Достоевского: он будто зажат между внешними обстоятельствами и своими внутренними страхами. Тёмная, приглушённая цветовая гамма подчёркивает его одиночество, тревожность, постоянное психологическое напряжение. Освещение скудное – это не только дань реализму, но и способ передать атмосферу Петербурга, где царят бедность, болезни, холод.
Этот кадр может относиться к сцене, в которой Достоевский ведёт переговоры с издателем Стелловским, у которого он взял предоплату за роман и теперь обязан сдать рукопись в срок, иначе потеряет права на все свои произведения. Также это может быть один из эпизодов, где он обсуждает свою тяжелую ситуацию с Анной Григорьевной Сниткиной, стенографисткой, которая позже станет его женой.

Второй кадр: Достоевский за работой при свечах, усталый, сосредоточенный, с металлическим стаканом в руке
Этот кадр особенно важен, так как показывает Достоевского в процессе его главного труда – письма. Он сидит за столом, перед ним бумаги, а единственный источник света – свечи. Их слабый, мерцающий свет создаёт камерность и подчёркивает тяжёлые условия, в которых писатель создавал свои произведения.
На переднем плане мы видим, как Достоевский подносит ко рту металлический стакан. Возможно, это вода, чай или лекарство – этот жест может намекать на его хроническое переутомление, нервное напряжение или предчувствие эпилептического припадка. Достоевский страдал от эпилепсии с юности, и приступы часто приходили в моменты наибольшего эмоционального напряжения.
Эта сцена может отражать один из эпизодов, когда он работал над «Игроком», стараясь завершить роман в установленный срок. В фильме показано, как он едва спал, диктуя текст стенографистке Анне Сниткиной, работая до изнеможения. Этот кадр может символизировать его полное погружение в творчество, одержимость своим делом.
Также в этом фрагменте можно увидеть более глубокий символизм: слабый свет свечей – это воплощение надежды, но и предчувствие скорого угасания. Писатель буквально сжигает себя в работе, жертвуя здоровьем ради спасения от долгов и творческой реализации.

Общий анализ фрагментов
Оба кадра подчёркивают главные мотивы фильма: одиночество, страдание, борьбу с обстоятельствами и одержимость творчеством. Александр Зархи мастерски передаёт атмосферу петербургского быта XIX века, а также внутренний мир Достоевского – человека, который, несмотря на бедственное положение, не мог отказаться от своей литературной миссии.
Фильм показывает Достоевского не только как великого писателя, но и как человека со своими слабостями: его зависимость от азартных игр, вспыльчивый характер, финансовые трудности – всё это делает его образ глубоко трагичным, но в то же время невероятно живым.
Фрагменты фильма напоминают сцены из самих романов Достоевского. Гнетущая атмосфера Петербурга, бедность, ночной труд, внутренние монологи героя – всё это роднит кинообраз писателя с его персонажами. В этом смысле фильм удачно передаёт сам дух творчества Достоевского – напряжённый, психологически глубокий, трагический.
Режиссёр Александр Зархи использует в фильме метод психологического реализма: он показывает не только внешние события, но и внутреннее состояние героя, его страхи, сомнения, мечты. В этом смысле фильм «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» становится не просто биографической картиной, но и своеобразным художественным размышлением о природе творчества, о цене гениальности и о личной трагедии великого писателя.

4. Подготовьтесь к итоговому сочинению-эссе «Мой Достоевский».
Мой Достоевский
Фёдор Михайлович Достоевский — один из тех писателей, чьё творчество невозможно забыть. Его произведения не просто рассказывают истории, они заставляют размышлять, переживать и, самое главное, задавать себе сложные вопросы. Достоевский — это писатель, исследователь человеческой души, философ и провидец, который смог заглянуть в самые тёмные и самые светлые уголки человеческого сознания. Его книги не просто описывают события — они вскрывают суть человека, заставляют задуматься о природе добра и зла, о смысле жизни и предназначении человека.
Первое знакомство с Достоевским
Моё знакомство с Достоевским началось с романа «Преступление и наказание». Эта книга сразу поразила меня своей глубиной. В отличие от многих произведений, где преступление совершается, расследуется и карается, здесь все иначе. Раскольников убивает старуху-процентщицу не ради денег, а ради идеи, и это делает роман особенно сложным. Его внутренняя борьба, попытки оправдать себя, сомнения и страхи показались мне пугающе реалистичными. Я понял, что Достоевский — не просто писатель, а мыслитель, способный заглянуть в человеческую душу и показать её без прикрас.
Но самое удивительное, что, читая роман, я не просто наблюдал за судьбой Раскольникова, но и задавал себе вопросы: а действительно ли можно разделить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих»? Имеет ли человек право ставить себя выше других? На первый взгляд, ответы кажутся очевидными, но Достоевский так выстраивает повествование, что ты начинаешь сомневаться в самых, казалось бы, простых вещах.
Глубина психологического анализа
Одной из главных причин, почему Достоевский остается актуальным, является его поразительная способность показывать психологические и философские аспекты жизни человека. Например, в «Братьях Карамазовых» он раскрывает тему веры и безверия. Иван Карамазов — образ человека, который не принимает мир, в котором страдают дети, он протестует против Бога и справедливости. Алёша Карамазов, напротив, воплощает в себе смирение и любовь к людям. Этот конфликт — не просто сюжет романа, он актуален всегда, потому что борьба веры и сомнения — вечная борьба внутри каждого человека.
Еще один пример — князь Мышкин из «Идиота». Он кажется идеалом добра, честности, сострадания. Но этот идеалистический образ оказывается бессилен перед жестокой реальностью. Его доброта не спасает, а делает его жертвой. Достоевский показывает, как трудно быть по-настоящему хорошим человеком в мире, где правят корысть и лицемерие.
Социальные проблемы в произведениях Достоевского
Достоевский не просто изучает душу человека, но и показывает реальность, в которой живут его герои. Его романы наполнены картинами бедности, страданий, несправедливости. «Преступление и наказание», «Униженные и оскорблённые», «Бедные люди» — все эти произведения показывают мир, в котором слабые страдают, а сильные злоупотребляют властью.
Но что самое интересное, Достоевский не даёт однозначных ответов. Он не говорит, что богатые — зло, а бедные — жертвы. Он показывает, что зло и добро есть в каждом человеке. Например, тот же Лужин из «Преступления и наказания» — типичный представитель циничного общества, где деньги решают всё. Он считает, что может «купить» Дунечку, обеспечив ей будущее. Но рядом с ним — Соня Мармеладова, которая воплощает собой бесконечное самопожертвование и веру в спасение.
Актуальность Достоевского сегодня
Чем больше я читаю Достоевского, тем больше понимаю, насколько его произведения актуальны. В его книгах можно найти ответы на самые современные вопросы: почему человек совершает преступления? Можно ли искупить вину? Где граница между добром и злом? Как найти себя в этом мире?
Мы до сих пор живем в мире, где существуют социальное неравенство, моральные дилеммы, кризис веры. Достоевский учит не просто наблюдать за этим, а задаваться вопросами. Он заставляет не только сопереживать героям, но и задумываться о собственной жизни.
Как Достоевский повлиял на меня
После прочтения его произведений я стал глубже понимать человеческую психологию. Я осознал, насколько сложен и противоречив человек. Достоевский научил меня не судить людей слишком быстро, потому что у каждого есть своя внутренняя борьба, свои страхи и сомнения.
Часто в жизни бывают моменты, когда я вспоминаю героев Достоевского. Когда приходится делать сложный выбор, я думаю: а что бы сделал Раскольников? Или князь Мышкин? Или Алёша Карамазов? Их истории помогают мне размышлять о морали, справедливости, ответственности.
Заключение
Достоевский для меня — это не просто писатель, а философ, учитель, исследователь души. Его книги — это не просто истории, а размышления о самом важном: о вере, морали, добре и зле, о судьбе человека. Они помогают не только понять окружающий мир, но и лучше разобраться в самом себе.
Я уверен, что его произведения будут актуальны всегда, потому что Достоевский писал о вечных темах. Его романы учат нас состраданию, заставляют задумываться, искать истину. Именно поэтому для меня Достоевский — это не просто великий классик, а настоящий проводник в сложный, но удивительный мир человеческой души.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением