Ответы на вопросы на стр.126 Часть 2 ГДЗ Виноградова 4 класс (Литературное чтение)







Рассмотрим вариант решения задания из учебника Виноградова, Петрова 4 класс, Просвещение:
Группа находит в тексте описание следующих чувств (эмоций): сострадания, страха, радости.
Сострадание: «Мысли роем теснятся в его голове, у него мелькает масса планов, как спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя снова засыпает», «От этого стона сердце Тём мучительно сжалось, и у него каким-то воплем вырвался новый, громкий оклик: – Жучка, Жучка!», «Он точно почувствовал на себе её прикосновение и содрогнулся за свою Жучку. С замиранием сердца заметил он в углу чёрную шевелившуюся точку и едва узнал, вернее угадал, в этой беспомощной фигурке свою некогда резвую, весёлую Жучку, державшуюся теперь на выступе сруба. Терять времени было нельзя».
Страх: «Тёма с ужасом вслушивается в слова няни», «Тёма шёл, смотрел прямо перед собой, и чем больше он старался смотреть прямо, тем ему делалось страшнее», «Тёма не выдержал и, издавши какой-то вопль, принялся было бежать, но звук собственного голоса успокоил его», «Каким-то ужасом смерти пахнуло на него со дна этой далёкой, нежно светившейся, страшной глади», «На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться…», «Страх охватывает его».
Радости: «И радовался, что Жучка отвечает ему постоянно тем же радостным визгом».
Как автор передаёт радость встречи Жучки и Тёмы?
Автор передаёт радость встречи Жучки и Тёмы в рассказе «Детство Тёмы» через описание трогательного свидания друзей.
Когда Тёма достигает дна колодца, он наклоняется и гладит Жучку, а она лижет его пальцы. При этом собака так трогательно и нежно визжит, что Тёма готов заплакать.
С трудом выбравшись из колодца, Тёма вытаскивает и Жучку. Силы оставляют мальчика. А Жучка бросается к нему на грудь и лижет его в самые губы, потом ещё и ещё. Тёма переворачивается на спину, пытаясь спасти своё лицо от вонючей грязи, и вдруг замечает над стеной чью-то чёрную, страшную голову. Напряжённые нервы Тёмы не выдерживают, он испускает неистовый крик и без сознания валится на траву к великой радости Жучки, которая теперь уже свободно, без препятствий выражает ему свою горячую любовь и признательность за спасение.
Найдите в тексте примеры переживаний мальчика.
Примеры переживаний мальчика:
• «При взгляде на фонарь, он подумал, что будет удобнее осветить колодезь фонарём, чем бумагой, потому что горящая бумага может упасть на Жучку – обжечь её»;
• «Теперь он был уверен, что мертвецы сидят на стене и внимательно следят за ним. Тёма чувствовал, как мурашки пробегали у него по спине, как что-то страшное лезло на плечи, как чья-то холодная рука, точно играя, потихоньку подымала сзади волосы. Тёма не выдержал и, издавши какой-то вопль, принялся было бежать, но звук собственного голоса успокоил его...»;
• «Тёму до слёз тронуло, что Жучка его узнала»;
• «На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки; это успокаивает его, и он спускается дальше»;
• «Тёма поднимает голову, смотрит вверх, в далёкое ясное небо, видит где-то высоко над собою маленькую весёлую птичку, беззаботно скачущую по краю колодца, и сердце сжимается тоской: он чувствует, что не долезет. Страх охватывает его. Он растерянно останавливается, не зная, что делать: кричать, плакать, звать маму? Чувство одиночества, бессилия, сознания гибели закрадываются в его душу».
Составь план пересказа любой части текста.
План первой части текста
1. Тревожный сон.
2. Пробуждение.
3. Страшная правда про Жучку.
4. План спасения.
5. Снова сон.
6. Мальчик идет спасать собаку.
7. Описание раннего утра.
8. Плохое самочувствие.
9. Воспоминания об обещанной лошадке.
10. Сарай.
11. Трудный путь к колодцу.
План второй части текста
1. Колодец.
2. Тема пытается вытащить Жучку.
3. Неудача.
4. Мальчик спускается вниз.
5. Трогательное свидание друзей.
6. Страх и бессилие.
7. Спасение.
8. Дома.
Подготовь пересказ по плану.
Пересказ первой части
Тёма спит беспокойно. Ему снится, что он лежит на берегу моря и ждёт, когда на него накатится прохладная волна. Но вместо прохлады чувствует удушливый жар. Мальчик просыпается.
Он спросил няню, нашлась ли Жучка. Та ответила, что ее бросил в старый колодец неизвестный человек. Собака жалобно скулила весь день.
Тёма с ужасом слушает няню. В его голове рождаются разные планы по спасению Жучки.
Он засыпает и видит во сне, как пытался спасти собаку из вонючего колодца, не удержался и полетел на самое дно. От этого падения Тёма проснулся. Начинался рассвет.
Мальчик потихоньку встал, оделся, прихватил спички и пошёл спасать Жучку.
День только начинался. По небу повисли клочьями пушистые облака. В саду после вчерашнего дождя был беспорядок.
Тёма чувствовал жар во всём теле и слабость. Ноги дрожали. Хотелось упасть и лежать без движения.
Вспомнилось, что года два назад дядя Гриша пообещал подарить Тёме лошадку, которая будет бегать, как живая. Но забыл о своём обещании.
В сарае мальчик взял двое вожжей, веревку, фонарь и отправился кратчайшим путём к беседке.
Он перелез через стену. Мокрые виноградные кусты обрызгали его всего. Ин почувствовал бодрость. Выдернул из беседки несколько самых длинных прутьев и отправился дальше. Ему стало страшно, мерещились мертвецы. Тёма не выдержал и закричал. Звук собственного голоса успокоил его.
Пересказ второй части
Тёма увидел заброшенный колодец, там на дне сидела Жучка. Она узнала мальчика и радостно залаяла.
Мальчик зажёг фонарь, опустил его в колодец и внимательно всё рассмотрел. На него пахнуло ужасом смерти. Он торопился закончить приготовления. Соорудил перекладину и с фонарем опустил ее вниз. Но Жучка опрокинула сооружение и свалилась в грязь.
Тёма понял, что придется лезть в колодец самому. Обвязался веревкой, взял фонарь и стал спускаться. Вонь и смрад мешают дышать. Мальчик стал дышать ртом. Жучка успокоилась. Это спокойствие предалось Тёме, и он благополучно спустился в колодец.
Происходит трогательное свидание друзей. Тёма гладит Жучку. Она лижет ему пальцы и нежно визжит.
Мальчик привязал к себе собаку и начал подниматься. Это было сложнее, он задыхался. Ему вдруг стало страшно, он не знал, что делать. Звать на помощь или плакать. Но стал вслух уговаривать себя не бояться. С передышками мальчик поднялся наверх.
Силы оставили Тёму. Он падает на землю. Жучка бросается ему на грудь и лижет его в самые губы. Тёма повернулся к ней спиной, чтобы спасти лицо от вонючей грязи. И тут он увидел, что над стеной появилась чёрная, страшная голова. Мальчик вскрикнул и упал в обморок.
Еремей увидел Тёму и поспешил к нему на помощь. Очнулся мальчик на своей кровати с ледяными компрессами на голове.
Похожие решебники
Популярные решебники 4 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением