Ответы на вопросы на стр.13 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)











Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Расскажите о поэзии 1920—1930-х гг. Какие имена вам известны? Какие стихотворения вы помните?
1.
Период 1920–1930-х годов в русской поэзии стал временем значительных изменений, вызванных коренными социальными и политическими трансформациями после Октябрьской революции 1917 года. Этот исторический отрезок характеризуется столкновением традиций «старой» поэзии Серебряного века и «новой» идеологии, диктуемой советским режимом. Поэзия этой эпохи стала ареной борьбы между новаторскими и традиционными направлениями, идеологической и личной свободой, коллективной и индивидуальной эстетикой.
Общая характеристика периода
После революции 1917 года литературное поле России разделилось на два параллельных течения: литература метрополий (на территории СССР) и эмигрантская литература, развивавшаяся за границей. Многие русские поэты оказались перед выбором: остаться и адаптироваться к новому политическому строю или покинуть страну, сохраняя независимость творчества. Те, кто остались, были вынуждены работать в условиях партийной диктатуры, что существенно сказывалось на темах и формах их произведений.
Ключевым событием этого периода стало установление в 1920-е годы идеологического контроля над искусством. Создание РАПП (Российской ассоциации пролетарских писателей) и Союза советских писателей в 1930-е годы подчинило литературу задачам пропаганды социалистических ценностей. Поэзия перестала быть только формой выражения личных переживаний автора — она стала инструментом воспитания нового советского человека. Эстетика соцреализма, утвердившаяся в этот период, предписывала воспевать труд, революцию и коллективные достижения.
Основные поэтические направления
Футуризм
Футуризм, зародившийся ещё до революции, стал одним из наиболее заметных направлений в советской поэзии 1920-х годов. Футуристы, такие как Владимир Маяковский, Николай Асеев, Борис Пастернак и Велимир Хлебников, видели свою задачу в создании искусства будущего, которое отражало бы динамику и ритм новой эпохи. Их поэзия выделялась новаторским использованием языка: сложными метафорами, алогизмами и экспериментальными формами. Маяковский стал центральной фигурой этого направления, активно поддерживая революционные идеи и создавая произведения, прославляющие достижения социализма.
Группа футуристов «Комфут» (коммунисты-футуристы) заняла особое место, пытаясь объединить искусство и политику. Их эстетика включала элементы формализма, ломаного ритма и использования нового языка, который должен был отразить изменившуюся реальность. Однако футуристы сталкивались с критикой за излишний формализм, что впоследствии привело к их постепенному уходу с литературной арены.
ОБЭРИУ
Одним из самых необычных и новаторских литературных объединений этого времени стало ОБЭРИУ (Объединение реального искусства). Его участники, такие как Даниил Хармс, Александр Введенский и Николай Заболоцкий, исследовали абсурд, алогизм и гротеск. Их поэзия строилась на парадоксах, неожиданных языковых ходах и отрицании традиционных форм. ОБЭРИУ стремилось освободить искусство от идеологической нагрузки, за что подвергалось жесткой критике со стороны властей.
Абсурд ОБЭРИУ был своеобразным ответом на механизацию и идеологизацию искусства. Их тексты могли показаться простыми, но за этой кажущейся лёгкостью скрывались глубокие философские размышления о месте человека в мире. ОБЭРИУ внесли значительный вклад в развитие русского литературного авангарда, несмотря на их недолгое существование.
Конструктивизм
Конструктивисты, как и футуристы, стремились связать искусство с революционной практикой. Их главной задачей было создание произведений, которые были бы понятны и полезны рабочему классу. Представителями этого направления стали Илья Сельвинский, Николай Асеев и Борис Корнилов. Конструктивисты уделяли особое внимание ритмической организации текста, простоте и чёткости изложения, что соответствовало идеям индустриализации и коллективного труда.
Илья Сельвинский в своей поэзии отразил героизм рабочего человека. Его произведения, такие как «Улялаевщина» и «Мы», стали гимном индустриализации и социального прогресса. Однако конструктивизм, как и футуризм, постепенно сошёл на нет из-за критики за «формализм».
Комсомольская поэзия
Комсомольская поэзия заняла особое место в литературе 1920–1930-х годов. Она отражала энтузиазм и энергию молодёжи, участвовавшей в строительстве социализма. Авторы, такие как Александр Жаров и Михаил Светлов, воспевали труд, коллективизм и идеалы новой эпохи. Их произведения, включая гимны и песни, стали популярны среди пионеров и комсомольцев.
Михаил Светлов в своих стихотворениях, таких как «Гренада», сумел соединить романтику революции с глубокой личной лирикой. Его творчество характеризуется эмоциональностью, богатством метафор и яркими образами.
Лирика 1920–1930-х годов
Лирическая поэзия этого периода, несмотря на идеологическое давление, сохранила индивидуальность и глубину. Авторы обращались к темам любви, природы, дружбы и человеческой судьбы. Среди них выделяются Иосиф Уткин и Николай Заболоцкий, чьи произведения отличались тонким психологизмом и богатством образов.
Лирика Иосифа Уткина часто противопоставляла простую человеческую жизнь и грандиозные планы социалистического строительства. Его стихи о любви и разлуке, такие как «Письмо к женщине», остаются актуальными и сегодня благодаря своей искренности и эмоциональной глубине.
Заключение
Период 1920–1930-х годов в русской поэзии стал временем интенсивного поиска новых форм и средств выражения. Каждое направление — от футуризма до комсомольской поэзии — вносило свой вклад в литературное наследие. Несмотря на идеологическое давление и ограничения, поэты этого времени сумели сохранить богатство и разнообразие русской поэзии, отражая как личные переживания, так и дух эпохи. Этот период стал важной вехой в развитии русской литературы, заложив основы для будущих поколений.
2.
Владимир Владимирович Маяковский был одной из самых ярких фигур советской поэзии этого периода. Его творчество тесно связано с футуризмом — литературным течением, провозглашавшим разрыв с традиционной эстетикой и поиск новых форм выражения. Маяковский стал символом новой эпохи, воспевавшим революцию, труд и строительство социализма. Его стихотворения, такие как «Левый марш» и «Хорошо!», передавали энергию времени, поднимали настроение и служили агитационным целям. Особенностью его поэзии стала уникальная ритмика, построение строк и использование метафор, которые стали знаковыми для всей советской литературы. Помимо официальной направленности, в его текстах можно найти глубоко личные переживания, размышления о жизни и смерти, особенно заметные в позднем творчестве.
Николай Асеев был не менее важной фигурой в поэтическом мире 1920-х годов. Как представитель группы ЛЕФ (Левый фронт искусств), он разрабатывал новые подходы к литературе, стремясь соединить революционную риторику с экспериментальными формами. Асеев активно исследовал темы труда, коллективизма и героизма. Его стихотворения нередко становились гимнами строящейся советской жизни. Например, в «Песни о хлебе» он изображал образ нового советского человека, трудящегося на благо общества.
Михаил Светлов — представитель комсомольской поэзии, чьё имя ассоциируется с такими произведениями, как «Гренада». Его творчество отличалось лиризмом и романтическим взглядом на жизнь. Светлов воспевал юность, мечты и стремление к справедливости. В его текстах можно найти сочетание простоты и искренности, что делало их особенно популярными среди молодёжи. Его поэзия отражала веру в социалистическое будущее и героизм простых людей.
Николай Заболоцкий внёс большой вклад в развитие поэтического искусства того времени. Как представитель ОБЭРИУ, он экспериментировал с формой и содержанием своих текстов, создавая неожиданные образы и метафоры. Его произведения, такие как «Столбцы», демонстрируют глубокую философскую рефлексию о месте человека в мире. Заболоцкий использовал абсурд и игру слов для выражения своих идей, что делало его стиль уникальным и запоминающимся.
Илья Сельвинский — один из лидеров конструктивистского направления. Его творчество посвящено героике революции и коллективного труда. Сельвинский был автором эпических произведений, таких как «Улялаевщина», где он исследовал взаимодействие личности и общества. Конструктивисты, к числу которых он принадлежал, стремились сделать поэзию понятной и доступной, избегая сложных аллегорий и украшений.
Даниил Хармс был известен как экспериментатор и представитель ОБЭРИУ. Его стихи отличались алогизмом, неожиданной игрой слов и юмором. Хармс стремился освободить поэзию от привычных норм, что делало его произведения необычными и провокационными. Однако из-за несоответствия официальной идеологии он подвергался преследованиям.
Борис Корнилов, представлявший конструктивизм, также внёс значительный вклад в литературу. Его произведения воспевали индустриализацию и социалистическое строительство. Известность ему принесла «Песня о Родине», ставшая символом нового времени. Корнилов старался передать оптимизм и веру в будущее.
Александр Жаров, комсомольский поэт, писал о романтике труда и строительстве нового общества. Его тексты вдохновляли молодёжь на подвиги и воспевали силу коллективизма. Жаров умел находить баланс между революционной риторикой и личными переживаниями.
Михаил Исаковский был мастером лирической поэзии. Его стихи, такие как «Катюша» и «Случайный вальс», стали народными песнями. Исаковский описывал простые человеческие чувства — любовь, тоску, радость. Его произведения отличаются простотой и мелодичностью.
Александр Прокофьев также принадлежал к числу поэтов-комсомольцев. Его творчество воспевало подвиги молодёжи, романтику труда и героизм простых людей. Прокофьев старался передать атмосферу эпохи через образы строителей нового мира.
Таким образом, поэты 1920–1930-х годов отражали идеалы и противоречия своего времени. Их творчество было разноплановым: от воспевания революции до глубоких философских размышлений. Каждое имя в этом списке вносило уникальный вклад в развитие литературы, оставляя яркий след в культурной памяти.
3.
Мне известны следующие стихотворения, которые ярко отражают идеологию времени, художественные поиски и культурные настроения.
1. «Гренада» Михаила Светлова
Одним из самых известных стихотворений этого времени является «Гренада» Михаила Светлова. В нём воспевается героизм, романтика революции и борьба за свободу. Стихотворение рассказывает о комсомольце, который мечтает освободить испанскую Гренаду, видя в ней символ мировой революции. Яркие образы, динамика и эмоциональная насыщенность делают «Гренаду» не только литературным произведением, но и гимном молодежного революционного энтузиазма. Стихотворение стало символом интернационального единства и веры в лучшее будущее.
2. «Катюша» Михаила Исаковского
Это стихотворение стало частью культурного наследия благодаря тому, что положено на музыку и превратилось в песню, известную каждому. «Катюша» рассказывает о девушке, которая ждёт своего возлюбленного, ушедшего защищать Родину. Простой, но трогательный текст передаёт искренние чувства любви и патриотизма. Исаковский через мелодичность и эмоциональность своих строк создал произведение, которое стало народным гимном.
3. «Песня о Родине» Бориса Корнилова
Это стихотворение известно многим благодаря своим патриотическим мотивам. Оно отражает гордость за советскую страну и её достижения. «Песня о Родине» была написана в духе социалистического реализма, её строки вдохновляют на труд и единство. Благодаря этому произведению Корнилов стал символом поэзии, отражающей дух новой эпохи.
4. «Стихотворение о советской молодёжи» Александра Жарова
Жаров, как один из ведущих поэтов-комсомольцев, воспевал героизм, романтику труда и веру в лучшее будущее. Его стихотворение посвящено молодым людям, строящим новую жизнь. Жаров умело передавал дух времени, используя образы, которые вдохновляли его современников.
5. «Песни о хлебе» Николая Асеева
Это произведение посвящено труду и его значению в жизни человека. Асеев через образы хлеба передаёт уважение к крестьянскому труду и коллективному созиданию. Стихотворение становится своеобразным гимном сельскому хозяйству, которое было ключевой частью советской экономики.
6. «Улялаевщина» Ильи Сельвинского
Эпическое стихотворение Сельвинского посвящено башкирскому революционеру Салавату Улялаеву и его борьбе за свободу. Автор использует приёмы эпоса, чтобы подчеркнуть героизм и историческое значение событий. В стихотворении отображается борьба личности с обстоятельствами и её стремление к свободе.
7. «Трактористы» Николая Доронина
Стихотворение посвящено трудовым подвигам советских людей. В нём воспевается образ трактористов как героев новой эпохи, создающих будущее своей страны. Доронин использует простые, но сильные образы, чтобы подчеркнуть важность труда.
8. «Сын завода» Николая Бутырина
Это произведение раскрывает тему индустриализации. Через образ рабочего Бутырин показывает не только физический, но и духовный подвиг тех, кто участвовал в создании новой индустриальной мощи страны. В стихотворении подчёркивается связь человека с его трудом и место работы как ключевая часть его жизни.
9. «Стихотворение о пионерах» Михаила Светлова
Ещё одно произведение Светлова, в котором воспевается молодость, энергия и героизм пионеров. Стихотворение отражает идеалы того времени, воспитывая у читателей чувство гордости за новое поколение.
10. «Гимн пионеров»
Этот текст был написан для пионерского движения и стал важным элементом идеологического воспитания молодёжи. В стихотворении подчёркивается готовность детей к подвигам и трудовой жизни, их стремление внести вклад в построение нового общества.
11. «Повесть о рыжем Мотэле»
Это баллада, связанная с образом простого человека, чья жизнь переплетается с историческими событиями. Через судьбу Мотэля авторы передают сложность времени и роль личности в истории.
12. «Гренада моя»
Романтическая баллада, посвящённая борьбе за свободу, затрагивает вопросы интернационализма. Образы революции переплетаются с личными переживаниями лирического героя, что делает стихотворение эмоционально насыщенным.
Заключение
Стихотворения 1920–1930-х годов отражают дух времени: индустриализацию, революцию, борьбу за новое общество и героизм советского народа. Каждое из них несёт в себе идеологический заряд и художественную ценность, создавая уникальную атмосферу той эпохи.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением