Ответы на вопросы на стр.151-152 Часть 2 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)

































Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки. Стр. 151
1. Какие мотивы побуждали Толстого добиваться перевода в действующую армию?
Лев Николаевич Толстой, вдохновлённый патриотическими идеями, считал, что его долг как дворянина и гражданина — участвовать в защите своей Родины. Когда началась Крымская война, он почувствовал, что не может оставаться в стороне от исторических событий. Одним из ключевых мотивов Толстого была вера в возможность лично наблюдать войну, её реалии и героизм людей, что стало бы не только практическим опытом, но и источником вдохновения для писательской деятельности. Кроме того, Толстой был воспитан в традициях семьи, где служение Отечеству ценилось как высшая добродетель. Его предки, такие как знаменитый дипломат Пётр Толстой, прославились своими заслугами перед государством, и Лев Николаевич стремился продолжить эту линию. Толстой искал свой путь к славе, но не в абстрактном понимании, а через реальные дела на благо России. Он хотел стать свидетелем войны не с высоты офицерских штабов, а «внизу», среди солдат, где, по его мнению, проявлялась подлинная сущность человеческой храбрости и страданий. Это желание узнать правду о войне и понять её нравственную сторону побуждало его просить перевода в действующую армию. Для Толстого участие в войне также стало способом испытать себя, проверить свою силу духа и готовность к самопожертвованию. Он писал, что война — это не просто историческое событие, а экзамен для каждого, кто в ней участвует, на человечность и верность долгу. Важно отметить, что Толстой видел в войне не только патриотический долг, но и возможность преодолеть внутренние сомнения и найти смысл жизни. Его переписка того времени показывает искреннюю заинтересованность в деле, которое он считал неотъемлемой частью своей судьбы. Толстой также надеялся найти вдохновение для литературных произведений, наблюдая за драматическими событиями на фронте. Таким образом, мотивы Толстого включали патриотизм, семейные традиции, жажду истины и стремление к личному совершенствованию.
2. Почему пребывание в осаждённом Севастополе вызвало у писателя сложные, противоречивые чувства?
Пребывание Льва Толстого в Севастополе стало для него не только периодом героических наблюдений, но и временем глубоких внутренних размышлений. С одной стороны, он был поражён мужеством и стойкостью солдат и матросов, которые в невероятно тяжёлых условиях сражались за каждый кусочек земли. Это вдохновляло писателя и укрепляло его веру в силу человеческого духа. С другой стороны, Толстой сталкивался с хаосом и беспорядком, присущими любой войне, что рождало в нём чувство разочарования. Он видел, как высокие идеалы патриотизма и самоотверженности часто смешивались с эгоизмом, карьеризмом и жестокостью. Толстой отмечал, что даже среди офицеров многие были движимы не только долгом, но и желанием повысить своё положение или получить награды. Эти наблюдения заставляли его задуматься о противоречиях человеческой натуры и истинной сути войны. Кроме того, повседневная жизнь в осаждённом городе открыла ему другую сторону войны: страдания раненых, голод, усталость и разрушение. Толстой также чувствовал боль за простых солдат, чья жизнь часто воспринималась офицерами как расходный материал. Он переживал, что храбрость, которой восхищались в официальных отчётах, иногда была результатом страха или отчаяния, а не осознанного выбора. В дневниках Толстой писал, что война открыла ему глаза на многие пороки общества, включая равнодушие и неспособность к состраданию. Это привело его к осознанию, что война не только объединяет людей, но и обнажает их самые тёмные стороны. Однако, несмотря на эти тяжёлые впечатления, Толстой находил утешение в общении с солдатами, чья искренность и человечность часто выделялись на фоне общей жестокости. Таким образом, пребывание в Севастополе вызвало у писателя глубокие и противоречивые чувства, которые впоследствии нашли отражение в его произведениях.
3. Какие события, этапы Севастопольской обороны отразились в рассказах Толстого?
В «Севастопольских рассказах» Лев Николаевич Толстой подробно отразил события героической обороны города, разделив повествование на три ключевых этапа: декабрь, май и август. Эти этапы соответствуют развитию военных действий и личным наблюдениям автора за осаждённым городом. В рассказе «Севастополь в декабре» Толстой погружает читателя в атмосферу начала обороны, описывая настроение жителей и солдат, которые только вступают в эту тяжёлую битву. Он передаёт героизм простых солдат и матросов, противопоставляя их искреннюю преданность родине эгоизму и карьеризму офицеров. Это произведение показывает, как война начинает разрушать привычный уклад жизни, но вместе с тем раскрывает величие человеческого духа.
В «Севастополе в мае» автор делает акцент на усилении военных действий и нарастающем напряжении среди защитников города. Здесь Толстой раскрывает не только драматизм сражений, но и внутренние конфликты, возникающие среди военных. Важным моментом становится его критика офицерской элиты, которая, по мнению писателя, часто ставила личные интересы выше национальных. Этот рассказ также демонстрирует повседневную жизнь в условиях осады, включая раненых, нехватку продовольствия и тяжёлый моральный настрой.
В «Севастополе в августе» Толстой описывает завершающий этап обороны, когда город готовится к неизбежному падению. Здесь перед читателем раскрывается вся трагедия войны: разрушенные дома, тысячи жертв, отчаяние среди защитников. Однако даже в этих тяжёлых условиях Толстой продолжает восхищаться стойкостью и мужеством простых людей. Он подчёркивает, что именно такие качества, как самоотверженность и любовь к Родине, делают человеческую натуру великой.
Через все три рассказа Толстой передаёт свои личные впечатления от увиденного в Севастополе, отражая как героизм, так и ужас войны. Его произведения становятся не только художественным документом времени, но и философским размышлением о смысле человеческого существования в условиях войны.
4. Почему в самые трудные дни, находясь среди простых солдат и матросов, писатель испытывает душевный подъём?
Находясь среди простых солдат и матросов в осаждённом Севастополе, Лев Толстой испытывает душевный подъём благодаря их искренности, мужеству и единству. В этих людях он видит неподдельную преданность своему делу и Родине, свободную от лицемерия и показного героизма, характерного для некоторых офицеров. Простые солдаты и матросы демонстрируют удивительную стойкость в самых тяжёлых условиях войны, находя силы поддерживать друг друга, несмотря на постоянную опасность и лишения. Толстой отмечает, что их храбрость и самоотверженность исходят из глубоких внутренних убеждений, а не из желания получить награды или повысить свой статус.
Именно рядом с ними писатель чувствует связь с настоящей человеческой природой, которая проявляется в поддержке, взаимопомощи и способности сохранить достоинство даже перед лицом смерти. Солдаты и матросы, по мнению Толстого, являются истинным воплощением патриотизма, который выражается не в громких словах, а в ежедневных действиях. Их готовность жертвовать собой ради общей цели вдохновляет писателя, заставляя его переосмыслить собственные взгляды на жизнь, войну и человеческие отношения.
Кроме того, Толстой чувствует, что в этих людях воплощены те моральные качества, которые он считает основой нравственного совершенства: честность, доброта и уважение к другим. Их простая, но искренняя вера в справедливость и победу напоминает ему о высших ценностях, которые часто теряются в суете и корыстных устремлениях офицеров. Писатель находит утешение и вдохновение в их непритязательной мудрости, которая выражается в умении радоваться простым вещам даже в самые трудные моменты.
Этот опыт позволяет Толстому глубже понять природу человеческого духа и осознать, что истинная сила заключается не в званиях и наградах, а в способности оставаться человеком в любых обстоятельствах. Душевный подъём, который он испытывает среди солдат и матросов, становится для него источником силы и надежды, а также основой для его размышлений о смысле жизни и роли личности в истории. Такой контакт с простыми людьми помогает писателю создать реалистичный и глубокий образ героев в его «Севастопольских рассказах», где он передаёт их величие и человечность.
5. Какие нравственные качества участников обороны Севастополя позволяют писателю изобразить их духовно непобеждёнными?
Лев Николаевич Толстой в своих «Севастопольских рассказах» подчёркивает нравственные качества, которые делают участников обороны Севастополя духовно непобеждёнными, несмотря на тяжёлые условия войны. Прежде всего, это их стойкость и мужество, проявляющиеся в готовности защищать Родину до последнего вздоха. Солдаты и матросы демонстрируют удивительную силу духа, которая помогает им противостоять страху, боли и лишениям. Их храбрость не выглядит показной или искусственной — она идёт изнутри, основана на их искренней вере в правое дело и любви к своей стране.
Другим важным качеством является чувство товарищества. Участники обороны поддерживают друг друга в самых трудных ситуациях, проявляя взаимопомощь и заботу. Толстой отмечает, что это чувство единства помогает им оставаться сильными даже в условиях постоянных обстрелов и смертельной опасности. Простота и искренность этих людей также выделяют их среди остальных. Они не стремятся к славе или наградам, их действия мотивированы долгом и моральной ответственностью перед своими близкими и народом.
Толстой также подчёркивает их смирение перед лицом смерти. Солдаты и матросы не боятся погибнуть, понимая, что их жертва является частью великой цели. Это смирение позволяет им сохранять внутреннюю гармонию и достоинство даже в самых трагических обстоятельствах. Их вера в победу и в справедливость дела, за которое они сражаются, также играет важную роль. Эта вера вдохновляет их на подвиги и помогает преодолевать страх перед врагом.
Особое внимание Толстой уделяет моральной чистоте своих героев. Они остаются честными и искренними, даже когда сталкиваются с лицемерием и эгоизмом в высших слоях армии. Их нравственная сила заключается в умении сохранить человеческое лицо в нечеловеческих условиях войны. Таким образом, такие качества, как стойкость, храбрость, товарищество, смирение и вера, делают участников обороны Севастополя духовно непобеждёнными. Эти качества позволяют Толстому показать их величие и внутреннюю силу, которые превосходят физические трудности и угрозы.
Для индивидуальной работы. Стр. 152
1. Подготовьте сообщение об участии Толстого в Крымской войне и обороне Севастополя, о «Севастопольских рассказах» как итоге этого периода в жизни и творчестве писателя.
Сообщение
Участие Льва Толстого в Крымской войне и значение «Севастопольских рассказов»
Лев Николаевич Толстой принял участие в Крымской войне в 1854–1855 годах, что стало важным этапом не только в его личной жизни, но и в становлении его как писателя. Война началась как следствие конфликта между Россией и Турцией, позже к которому присоединились Великобритания и Франция. Толстой, вдохновлённый патриотическими идеями, добровольно отправился на фронт, считая своим долгом принять участие в защите Родины. В начале войны он был переведён в Дунайскую армию, но вскоре оказался в Севастополе, который находился под осадой союзных войск. Этот период стал для Толстого временем глубоких размышлений о природе войны, человеческой храбрости и нравственности.
Находясь в Севастополе, Толстой был свидетелем героизма простых солдат и матросов, которые защищали город в нечеловеческих условиях. Он участвовал в обороне четвёртого бастиона, одного из самых опасных участков фронта, где его впечатления от реальных сражений стали основой для «Севастопольских рассказов». В этих произведениях писатель не только передаёт ужасы войны, но и стремится показать внутренний мир её участников. Толстой противопоставляет искреннюю храбрость и самоотверженность простых людей показному героизму офицеров, которые зачастую были движимы карьерными устремлениями и тщеславием.
«Севастопольские рассказы» включают три произведения: «Севастополь в декабре», «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе». Каждое из них раскрывает определённый этап обороны города и демонстрирует развитие взглядов Толстого на войну. В первом рассказе он восхищается стойкостью защитников города, передавая героическую атмосферу. Во втором произведении акцент смещается на внутренние противоречия, связанные с поведением военных и несправедливостью, которую Толстой наблюдал среди офицерской элиты. Третий рассказ становится итогом осмысления войны как разрушительного явления, в котором теряются истинные человеческие ценности.
Эти рассказы стали первым крупным литературным успехом Толстого и положили начало его философским размышлениям, которые нашли продолжение в более поздних произведениях, таких как «Война и мир». В них Толстой исследует вопросы добра и зла, природы человеческого мужества и ценности жизни. Участие в Крымской войне позволило писателю увидеть реальность войны изнутри, что сделало его произведения поразительно честными и глубокими.
Источники информации:
1. Толстой Л. Н. «Севастопольские рассказы».
2. Биографические исследования о Толстом: Песков И. М., «Толстой и война».
3. Материалы из дневников и писем Л. Н. Толстого.
4. Исторические труды о Крымской войне, включая работы Тарле Е. В. «Крымская война».
2. Объясните, почему «Севастопольские рассказы» можно считать вступлением к «Войне и миру».
«Севастопольские рассказы» Льва Толстого действительно можно рассматривать как своего рода подготовку к созданию великой эпопеи «Война и мир». В этих рассказах впервые проявляются те темы и подходы, которые затем будут раскрыты в его масштабном романе. Прежде всего, это глубокий интерес писателя к природе войны и её влиянию на людей. В «Севастопольских рассказах» Толстой исследует внутренний мир солдат и офицеров, их страхи, надежды, чувства товарищества и самоотверженности, что станет ключевым элементом «Войны и мира».
Кроме того, «Севастопольские рассказы» характеризуются стремлением к реалистичному изображению событий. Толстой подробно описывает не только внешние обстоятельства войны, но и внутренние переживания её участников. Этот подход к изображению исторических событий стал основой для эпопеи «Война и мир», где война рассматривается не как героическое противостояние, а как сложное и многогранное явление. Именно в рассказах писатель начинает развивать философскую концепцию судьбы, роли личности в истории и влияния случайностей на ход событий, что впоследствии будет подробно исследовано в романе.
Ещё одной важной чертой, связывающей «Севастопольские рассказы» и «Войну и мир», является акцент на нравственных качествах героев. В рассказах Толстой противопоставляет искреннюю добродетель простых солдат и матросов показному героизму офицеров, движимых тщеславием. Этот же конфликт между внутренней и внешней правдой становится центральным для многих персонажей «Войны и мира». Толстой начинает ставить вопросы о том, что такое истинная храбрость и патриотизм, и какова цена человеческой жизни — темы, которые он будет продолжать развивать в романе.
Не менее важен и опыт, который Толстой получил во время Крымской войны. Личный контакт с войной, её ужасами и величием, стал для него источником вдохновения. Его наблюдения за людьми в экстремальных условиях позволили ему создать глубокие и многомерные образы, которые он затем перенёс в «Войну и мир». «Севастопольские рассказы» стали не только литературным экспериментом, но и этапом личного и творческого роста Толстого, который подготовил его к созданию шедевра.
Таким образом, «Севастопольские рассказы» можно считать вступлением к «Войне и миру», потому что в них Толстой начинает исследовать темы, которые найдут своё полное развитие в романе, и вырабатывает уникальный стиль, сочетающий реализм и философскую глубину.
Выполняем коллективный проект. Стр. 152
Разделитесь на три группы. В каждой группе выполните задания
по одному из трёх «Севастопольских рассказов»:
составьте план, отражающий композицию рассказа, движение сюжета или смену изображаемых картин;
передайте в пересказе, близком к тексту, или выразительном чтении тот фрагмент рассказа, который вы считаете кульминационным, наиболее значительным по смыслу, поясните свой выбор;
охарактеризуйте авторскую позицию, укажите художественные средства, при помощи которых она раскрыта в произведении;
подготовьте устный отзыв о рассказе или раскройте свои впечатления о прочитанном в письменной работе;
подберите иллюстративные материалы к рассказу (фотодокументы, репродукции картин, портреты участников событий, иллюстрации к тексту и т. д.) и составьте из них презентацию. Проведите урок или дополнительное занятие на тему «„Севастопольские рассказы" Л. Н. Толстого», опираясь на выполненные индивидуально или совместно задания.
1.
Развёрнутое выполнение заданий по рассказу Льва Толстого «Севастополь в декабре»
Рассказ «Севастополь в декабре» открывает знаменитую трилогию Льва Николаевича Толстого, посвящённую обороне Севастополя. Это произведение не просто описание войны, но глубокое осмысление её смысла, трагедии и героизма. Толстой погружает читателя в самую суть происходящего: на страницах оживают картины осаждённого города, в котором каждый миг наполнен драмой, страхом, но и надеждой. Писатель, будучи участником тех событий, передаёт атмосферу с исключительной точностью, делая акцент на буднях простых солдат и матросов.
Композиция рассказа: движения сюжета и смена картин
Толстой выстраивает рассказ так, чтобы читатель не просто следил за событиями, а полностью погружался в атмосферу осады. Сюжет начинается с описания утреннего города. Холодный декабрьский день, Севастополь встречает рассвет, но вместо тишины здесь раздаётся грохот пушек и разрывы снарядов. Контраст между красотой природы и ужасами войны сразу задаёт тон произведению. Далее Толстой переносит нас на улицы города, где жизнь продолжается, несмотря на осаду: женщины, старики и дети занимаются повседневными делами, а мужчины готовятся к бою. Толстой отмечает, что даже в таких тяжёлых условиях люди сохраняют человеческое достоинство и чувство взаимопомощи. Постепенно повествование перемещается на четвёртый бастион — место, которое становится кульминацией рассказа. Здесь особенно ярко раскрывается вся суровость войны: грязь, холод, кровь, изнеможение, страх, но также героизм и преданность долгу. Толстой описывает, как защитники бастиона продолжают сражаться, несмотря на постоянные атаки врага. В финале рассказа автор делится своими размышлениями о войне, её бессмысленности, но в то же время восхищается стойкостью людей.
Пересказ кульминационного момента
Кульминация рассказа — это эпизод, в котором Толстой описывает четвёртый бастион. Этот участок обороны Севастополя стал символом мужества и непоколебимой стойкости. Толстой изображает разрушенные укрепления, наполненные грязью и кровью, где люди живут на грани человеческих возможностей. Солдаты и матросы, несмотря на ужасные условия, продолжают бороться. Они раненые, измученные, голодные, но не теряют духа. Толстой передаёт их внутреннее состояние с удивительной глубиной. Один из солдат рассказывает, как он, едва спасшись от снаряда, всё равно продолжает нести службу. Этот фрагмент показывает, что настоящая храбрость — это не отсутствие страха, а умение преодолевать его ради других. Описания боевых действий настолько точны и живописны, что читатель буквально чувствует себя частью этих событий. Кульминационный момент заставляет задуматься о том, насколько велика человеческая стойкость, когда речь идёт о защите Родины.
Авторская позиция и художественные средства
Толстой занимает в рассказе гуманистическую позицию. Он не прославляет войну, не романтизирует её. Напротив, он показывает войну как трагедию, которая несёт разрушения и смерть. Но на этом фоне автор подчеркивает величие человеческого духа. Его восхищение простыми солдатами и матросами звучит в каждом описании их поступков. Для Толстого героизм — это не высокие слова и медали, а повседневный труд, стойкость и преданность долгу. Чтобы передать свою позицию, Толстой использует богатый арсенал художественных средств. Реализм его описаний поражает: он передаёт мельчайшие детали, будь то грязь окопов или звуки сражений. Контрасты играют важную роль: красивая природа и ужасы войны, страдания людей и их душевная сила. Символизм четвёртого бастиона подчёркивает центральную идею рассказа: даже в самых сложных условиях человек может оставаться героем. Диалоги и внутренние монологи персонажей помогают глубже понять их чувства и мысли. Особое внимание Толстой уделяет психологическим деталям, показывая, что война — это не только битва на поле боя, но и борьба внутри каждого человека.
Отзыв о рассказе
«Севастополь в декабре» — это произведение, которое оставляет глубокое впечатление. Оно заставляет задуматься о том, что такое война, какой ценой она даётся людям. Толстой не скрывает ужасов войны, но при этом показывает, что даже в самых тяжёлых условиях человек может проявить свои лучшие качества. Читая рассказ, понимаешь, насколько велики были подвиги защитников Севастополя. Толстой изображает их не как безликих героев, а как живых людей, со своими страхами, слабостями, но и с огромной силой духа. Этот рассказ учит нас ценить человеческую жизнь, уважать тех, кто защищает свою землю, и понимать, что настоящая храбрость — это не отсутствие страха, а способность преодолеть его ради других. «Севастополь в декабре» — это не просто рассказ о войне, это гимн человеческому духу, который, несмотря на все испытания, остаётся непобеждённым.
Материалы по теме рассказа
1. Документы:
o Исторические записи о четвёртом бастионе и его роли в обороне Севастополя.
o Письма солдат и офицеров, участвовавших в осаде города.
2. Картины:
o «Севастопольский порт» Ивана Айвазовского.
o «Оборона Севастополя» Франца Рубо.
3. Фотографии:
o Снимки разрушенного Севастополя времён Крымской войны.
o Портреты солдат, матросов и офицеров, участвовавших в обороне.
4. Иллюстрации:
o Зарисовки четвёртого бастиона.
o Сцены боёв, изображённые художниками.
2.
Лев Толстой и правда о войне в «Севастополе в мае»
Рассказ Льва Николаевича Толстого «Севастополь в мае» является одной из самых пронзительных частей его военной прозы, посвящённой осаде Севастополя. В этом произведении автор не просто изображает войну, но анализирует её с философской точки зрения, исследуя человеческую природу в экстремальных обстоятельствах. Рассказ наполнен реализмом, контрастами и глубокими размышлениями о судьбах людей.
Весенний Севастополь, описанный в начале рассказа, поражает своей красотой и тишиной. Природа пробуждается, цветут деревья, светит солнце. Однако за этой картиной скрывается страшная реальность войны: разрушенные здания, следы недавних боёв, усталые, но несгибаемые защитники города. Война кажется чуждой этому живому миру, но она нависает над ним, подобно грозовой туче. Этот контраст подчёркивает главную мысль Толстого: война противоестественна, но именно в ней проявляются величайшие черты человеческого характера.
В повествовании сменяются картины, передавая разные стороны войны. Описание госпиталя, где собраны раненые, производит тяжёлое впечатление. Стонущие солдаты, их отчаяние, разговоры о том, кто выживет, а кто нет, – всё это подчёркивает трагичность войны, которая равнодушна к судьбам людей. На этом фоне Толстой показывает офицеров, ведущих светские беседы и обсуждающих военные дела с холодным расчётом. Здесь проявляется ключевой контраст рассказа: простые солдаты, которые отдают свои жизни, и военное руководство, для которого бой – лишь часть стратегии.
Кульминацией произведения становится сцена боя на бастионе. Это момент высшего напряжения, когда страх, храбрость и долг сталкиваются в душе каждого участника. Молодые солдаты, осознавая опасность, идут в атаку, не задумываясь о наградах или славе. Один из них бросается вперёд, чтобы защитить товарищей, и погибает, но его жертва не напрасна – он остаётся в памяти как пример истинного героизма. В этом эпизоде Толстой подчёркивает, что настоящий подвиг – это не громкие слова, а поступки, совершённые ради других.
Авторская позиция в рассказе однозначна: война – это трагедия, в которой гибнут лучшие. Толстой не идеализирует войну, не прославляет её, а показывает, какой ценой даются победы. Он восхищается мужеством простых солдат, но осуждает военную систему, которая слишком часто забывает о тех, кто сражается на передовой. Его стиль реалистичен, наполнен деталями, подчёркивающими ужас войны: описания ран, пыли, крови, криков, звуков выстрелов создают у читателя полное ощущение присутствия.
Этот рассказ оставляет неизгладимое впечатление. Он заставляет задуматься о том, как легко можно говорить о героизме, не понимая, какую боль он несёт. Читая его, мы осознаём, что война – это не торжественные парады и не политические победы, а страдания обычных людей, которых помнят только их товарищи. Тем не менее, именно такие рассказы сохраняют память о тех, кто сражался не ради славы, а ради долга.
Иллюстративные материалы
Исторические документы:
• Архивные записи о боях в мае 1855 года.
• Письма и дневниковые записи участников обороны Севастополя.
• Военные рапорты и приказы, сохранившиеся со времён Крымской войны.
Репродукции картин:
• Франц Рубо, «Оборона Севастополя» – монументальная работа, отображающая один из решающих моментов сражения.
• Иван Айвазовский, «Севастополь в огне» – морская битва, воссозданная в ярких красках.
• Василий Верещагин, «На поле чести» – отражение трагедии и мужества солдат.
Иллюстрации и портреты:
• Графические зарисовки осаждённого города, созданные художниками XIX века.
• Портреты защитников Севастополя – офицеров, матросов, простых солдат.
• Изображения бастионов, укреплений и позиций русских войск во время осады.
Фотографии:
• Архивные снимки разрушенного Севастополя после боевых действий.
• Современные фотографии мест, описанных Толстым в рассказе.
• Памятники и мемориалы, установленные в честь защитников города.
3.
Лев Толстой – правда о войне в рассказе «Севастополь в августе»
Рассказ «Севастополь в августе» завершает знаменитую трилогию Льва Николаевича Толстого о защите осаждённого города. В этом произведении автор передаёт кульминацию осады, описывает последние дни обороны, отражает трагизм войны и неизбежность поражения. В отличие от первых двух рассказов, здесь нет романтического восхищения храбростью солдат, а напротив – ощущается неизбежность трагедии, гибель надежды, уход героев из города, который они защищали с таким мужеством. Это произведение не только историческое свидетельство событий Крымской войны, но и глубокое философское размышление о войне, её смысле и последствиях для человеческой души.
Весна и лето были временем тяжёлых боёв, но август 1855 года стал для Севастополя последним месяцем его обороны. Толстой изображает город в этот период, когда силы защитников уже были на исходе, артиллерийские обстрелы усиливались, а вражеские войска готовились к решающему штурму. В отличие от «Севастополя в декабре» и «Севастополя в мае», где автор описывает моменты героизма и противостояния, в этом рассказе доминируют ощущения усталости, обречённости, страха и неизбежного конца. Город, ещё недавно полный жизни и борьбы, постепенно превращается в руины, а его защитники вынуждены принимать суровую правду – скоро Севастополь падёт.
Композиция рассказа и смена изображаемых картин
Рассказ построен таким образом, что читатель постепенно погружается в атмосферу отчаяния, следя за событиями, которые приводят к падению города. Толстой использует особую композицию, чередуя яркие сцены боёв, описания природы, философские размышления и психологические портреты героев.
Рассказ начинается с описания разрушенного города. Севастополь уже не тот, каким его видели в предыдущих рассказах. Это город-призрак, наполненный дымом, пылью, разрушенными домами, трупами, следами артиллерийских ударов. В воздухе висит запах пороха и смерти. Автор использует резкие контрасты: на улицах ещё встречаются мирные жители, но их лица полны тревоги. Военные врачи в госпиталях уже не успевают перевязывать раненых, запасы медикаментов иссякают, и надежды на спасение больше нет.
Следующей картиной становится изображение жизни в рядах защитников. Солдаты понимают, что долго удерживать город они не смогут, но продолжают сражаться. Однако боевой дух уже не тот: герои, которые ещё в мае надеялись на победу, теперь просто выполняют свой долг, не рассчитывая на удачный исход. В их словах и взглядах чувствуется усталость. Офицеры понимают, что Севастополь обречён, но не могут принять этого морально.
Далее Толстой переносит внимание на решающий бой, кульминацию повествования. Это последняя битва за Севастополь, в которой русские солдаты проявляют нечеловеческую стойкость. Они дерутся до последнего, зная, что враг превосходит их числом и силами. Эта сцена написана с предельным реализмом: кровь, дым, взрывы, смерть повсюду. Автор подчёркивает, что война – это не героическая хроника, а жестокая реальность, где умирают не мифические герои, а реальные люди с чувствами, мыслями, страхами и надеждами.
Финал рассказа наполнен ощущением неизбежного конца. Севастополь пал, защитники вынуждены покинуть город. Они уходят, неся с собой горечь поражения, но сохраняя чувство достоинства. Последние строки произведения наполнены трагической ноткой: автор не говорит прямо, что защитники побеждены, но показывает, что город теперь принадлежит врагу. Толстой не даёт читателю возможности увидеть радостные лица победителей, потому что для него настоящими победителями являются не захватчики, а те, кто боролся за свою землю до последнего.
Кульминационный фрагмент: последний бой
Кульминацией рассказа является сцена последнего сражения, где защитники Севастополя оказываются в кольце врагов. Это момент, когда становится ясно: город падёт. Толстой описывает, как солдаты продолжают стрелять, даже когда патронов почти не осталось, как раненые поднимаются, чтобы ещё раз дать отпор врагу, как командиры, не теряя достоинства, командуют последними залпами. Это напряжённая сцена, наполненная драматизмом и эмоциями. Она подчёркивает не только трагедию, но и героизм русских воинов, их стойкость перед лицом смерти.
Авторская позиция и художественные средства
Толстой в этом рассказе не просто описывает исторические события, но осмысливает войну как явление. Он не идеализирует её, не пытается показать войну как поле славы. Напротив, он подчёркивает её жестокость, её разрушительное влияние на судьбы людей. Автор осуждает войну, но при этом с глубочайшим уважением относится к тем, кто сражался и умирал за Севастополь. Он восхищается мужеством солдат, их стойкостью, их человеческими качествами, но одновременно показывает, что война – это не подвиг, а трагедия.
Важную роль в передаче этой идеи играют художественные средства, которые использует Толстой. В первую очередь, это реализм, благодаря которому сцены войны предстают перед читателем во всей своей жестокости. Контрасты помогают передать основную мысль произведения: жизнь и смерть, природа и война, героизм и страх, победа и поражение. Диалоги и внутренние монологи героев позволяют глубже понять их переживания, их сомнения, их мысли о будущем.
Впечатление о рассказе
«Севастополь в августе» – это произведение, которое оставляет глубокий след в душе. Оно заставляет задуматься о том, что война – это не романтика, не слава, не военные награды, а боль, кровь, страдания и разрушенные судьбы. Читая этот рассказ, невозможно не испытывать горечь за погибших героев, за их утраченные мечты и надежды. Толстой показывает войну такой, какая она есть – без прикрас, без пафоса, без иллюзий. Именно поэтому этот рассказ так важен – он напоминает нам о том, что за каждой страницей истории стоят реальные люди, которые жили, страдали и умирали.
Иллюстративные материалы
Исторические документы:
• Оригинальные военные рапорты о сдаче Севастополя.
• Письма офицеров, написанные перед последним боем.
• Газетные статьи 1855 года о падении города.
Репродукции картин:
• Франц Рубо, «Оборона Севастополя».
• Иван Айвазовский, «Пожар в Севастополе».
• Василий Верещагин, «После боя».
Портреты героев:
• Генерала Тотлебена, организатора обороны.
• Адмирала Нахимова, погибшего за несколько месяцев до падения города.
• Простых солдат и матросов, чьи имена вошли в историю.
Фотографии:
• Разрушенные бастионы после сдачи города.
• Современные мемориалы, посвящённые защитникам.
4.
Урок на тему: «Севастопольские рассказы» Льва Николаевича Толстого.
Цели урока:
1. Углубить понимание содержания и художественных особенностей «Севастопольских рассказов».
2. Развить навыки анализа литературного произведения, акцентируя внимание на композиции, сюжете и авторской позиции.
3. Воспитать чувство патриотизма и уважения к историческому прошлому через изучение образов героев произведения.
План урока:
1. Введение (10 минут):
o Приветствие и постановка целей: Начните урок с приветствия учащихся и краткого ознакомления с темой занятия. Объясните, что сегодня вы будете изучать «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого, обращая особое внимание на их исторический контекст и литературные особенности.
o Актуализация знаний: Попросите учащихся вспомнить, что они знают о Крымской войне и обороне Севастополя. Какие ассоциации у них возникают при упоминании этих событий? Это поможет установить связь между их предшествующими знаниями и новой темой.
o Краткий исторический контекст: Представьте краткий обзор Крымской войны (1853–1856 гг.), подчеркнув её причины, основные события и значение обороны Севастополя. Используйте карту для наглядности, показывая ключевые места сражений и стратегическое значение Севастополя.
2. Анализ композиции и сюжета (20 минут):
o Обзор структуры «Севастопольских рассказов»: Объясните, что цикл состоит из трёх частей: «Севастополь в декабре», «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе». Каждая из них отражает разные этапы обороны города и имеет свою уникальную композицию.
o Детальный разбор каждой части:
- «Севастополь в декабре»: Опишите, как Толстой знакомит читателя с городом, используя приём «экскурсии». Читатель вместе с автором проходит по улицам Севастополя, наблюдая за жизнью горожан и солдат. Обратите внимание на описание госпиталя и IV бастиона, которые подчёркивают ужасы войны и мужество защитников.
- «Севастополь в мае»: Обсудите, как меняется настроение повествования. Толстой углубляется в психологию персонажей, показывая их внутренние переживания. Описываются сцены боевых действий, а также повседневная жизнь солдат, их размышления о смысле войны и героизме.
- «Севастополь в августе»: Рассмотрите кульминацию событий — падение Севастополя. Толстой изображает трагизм ситуации, показывая неизбежность поражения и героизм защитников. Обратите внимание на описание последнего боя и эвакуации города.
o Обсуждение смены настроений и тональности: Попросите учащихся отметить, как меняется настроение от одной части к другой. Какие чувства вызывает у них каждое из описаний? Как Толстой передаёт эволюцию событий и настроений через композицию и язык?
3. Кульминационные моменты (20 минут):
o Выбор значимых фрагментов: Разделите класс на группы и предложите каждой выбрать наиболее значимый, по их мнению, фрагмент из одного из рассказов. Попросите их подготовить выразительное чтение этого отрывка.
o Выразительное чтение: Каждая группа представляет свой выбранный фрагмент, читая его вслух с выражением, стараясь передать настроение и эмоции персонажей.
o Обсуждение выбора: После каждого чтения обсудите с классом, почему именно этот фрагмент был выбран. Какие чувства он вызывает? Почему он считается кульминационным? Как он отражает основные темы и идеи Толстого?
4. Авторская позиция и художественные средства (20 минут):
o Анализ отношения Толстого к войне и её участникам: Обсудите, как Толстой изображает войну. Каковы его взгляды на героизм, патриотизм, человеческую природу? Какие персонажи вызывают у него симпатию, а какие — критику?
o Обсуждение художественных приёмов: Рассмотрите, какие литературные приёмы использует Толстой для передачи своих идей:
- Реалистичные описания: Как автор создаёт ощущение присутствия на месте событий? Какие детали он использует для этого?
- Психологизм: Как Толстой передаёт внутренний мир своих персонажей? Какие методы он использует для раскрытия их мыслей и чувств?
- Контрасты и символика: Какие контрасты (например, жизнь и смерть, героизм и трусость) присутствуют в рассказах? Какие символы использует автор для усиления своих идей?
5. Обсуждение впечатлений (15 минут):
o Личное восприятие: Попросите учащихся поделиться своими впечатлениями от прочтения рассказов. Какие моменты их особенно тронули? Какие персонажи запомнились?
o Актуальность тем: Обсудите, насколько темы, поднятые Толстым, актуальны сегодня. Что мы можем извлечь из этих рассказов для понимания современного мира и человеческой природы?
Заключение:
Подведение итогов урока, акцент на значимости «Севастопольских рассказов» в русской литературе и их влиянии на восприятие войны и героизма.
Домашнее задание:
Написать эссе на тему: «Образ героя в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого: между реальностью и идеалом».
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением