Ответы на вопросы на стр.16 Часть 2 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)

Изображение Основные понятия. Стр. 16Романтизм, невыразимое, художественный мир. красота, лирический фрагмент, антологические стихотворения, импрессионизм.1.Романтизм –...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Основные понятия. Стр. 16
Романтизм, невыразимое, художественный мир. красота, лирический фрагмент, антологические стихотворения, импрессионизм.
1.
Романтизм – идейное и художественное направление в европейской (а затем и мировой) культуре конца XVIII – первой половины XIX века, которое возникло в противовес рационализму эпохи Просвещения. Основным пафосом романтизма является признание приоритета чувства, воображения, личной свободы и индивидуальной творческой воли над рациональной регламентацией. Романтики стремились уйти от будничной действительности к миру грёз, фантазии, мистики или, напротив, с особым интересом вглядывались в природу и «народное начало», чтобы найти там источники чистых чувств и возвышенной поэзии. Для романтизма характерны яркие образы, сильные страсти, сосредоточенность на внутреннем мире героя, культ индивидуальности и вера в преобразующую силу искусства.
2.
Невыразимое – одно из ключевых понятий в философской и художественной традиции, указывающее на те переживания и состояния, которые невозможно (или почти невозможно) адекватно выразить словами. В литературе (особенно у Тютчева и Фета) «невыразимое» связано с тончайшими эмоциональными оттенками, которые ускользают от логических объяснений и требуют от поэта особого, зачастую музыкально-ассоциативного языка. Поэты специально используют намёки, полутона и символические образы, чтобы приблизиться к передаче этих глубинных чувств и впечатлений.
3.
Художественный мир – система образов, мотивов, тем и идей, которые формируют целостную картину действительности в произведениях писателя или поэта. «Мир» здесь понимается не как объективная реальность, а как творческая действительность, созданная фантазией художника и обладающая собственной логикой (иногда отличной от реальной жизни). Когда говорят о «художественном мире» автора, обычно имеют в виду характерные черты его стиля: какие мотивы он повторяет, как строит композицию, какие философские идеи воплощает и каким образом «населяет» своё произведение образами и символами.
4.
Красота – эстетическая категория, отражающая высшую гармонию и совершенство формы или явления. В литературном и философском смысле красота воспринимается как нечто возвышающее душу человека, вызывающее чувство восхищения, любви и стремления к идеалу. В разных эпохах красоту понимали по-разному (как гармонию пропорций у античных мыслителей, как божественное начало в средневековой культуре, как высшее выражение свободы творчества у романтиков и т.д.). У Фета, например, красота часто ассоциируется с «мгновением озарения», с тонким чувственным переживанием, которое нельзя передать логически, но можно «уловить» в поэзии.
5.
Лирический фрагмент – небольшой по объёму отрывок (или целостное короткое произведение), который сосредоточен на передаче непосредственного чувства, настроения или впечатления. В отличие от развернутого лирического произведения (например, большой поэмы), лирический фрагмент передаёт лишь мгновенный «срез» эмоционального состояния. Часто такие фрагменты строятся на ассоциативных образах, умолчаниях, музыкальной ритмике, намёках. Они ценны своей интенсивностью выражения и прямотой чувств, не «растянутых» во времени.
6.
Антологические стихотворения – обычно так называют произведения, которые наиболее ярко репрезентируют творчество автора и часто включаются в различные «антологии», то есть собрания лучших образцов поэзии (либо в историко-литературном, либо в жанровом, тематическом аспекте). Антологические стихи становятся своего рода «визитными карточками» поэта, их чаще всего цитируют, учат наизусть, упоминают в учебной программе. Для Фета такими считаются, например, «Шёпот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…», «Силою безбежной…» и другие.
7.
Импрессионизм – художественное направление, родившееся во французской живописи второй половины XIX века (работы Клода Моне, Эдуарда Мане, Пьера-Огюста Ренуара и др.), но впоследствии повлиявшее и на литературу. Суть импрессионизма – в стремлении передать сиюминутное впечатление (impression) от реальности, субъективное восприятие света и цвета, не «задерживаясь» на чёткой фиксации предметов. В литературе импрессионизм проявляется в создании текстов, где акцент идёт на мгновенной игре чувств, освещении настроений, «размытости» контура и деталей ради особой атмосферы. Многие критики усматривают импрессионистические черты в поздней лирике русских поэтов (включая Фета), которая «разбивает» пейзаж и чувства на мерцания света, тона и краски, передавая не столько объективные факты, сколько «пучок» субъективных ощущений.
Вопросы и задания. Стр. 16
1. Расскажите о жизни А. А. Фета. Как прошло его детство? Какие испытания выпали на долю мальчика? Где он учился? Почему поэт предпочел военную службу гражданской деятельности? Почему он ставил военную службу выше поэзии?
Детство и происхождение.
Афанасий Афанасьевич Фет (1820–1892) родился в семье русского дворянина Афанасия Неофитовича Шеншина и немки Шарлотты-Елизаветы Фет. Из-за того, что родители официально вступили в брак лишь через два года после его рождения, мальчик юридически считался «незаконнорождённым» и потерял право на дворянскую фамилию отца (Шеншин). Его записали под фамилией Фет, что в дальнейшем сильно повлияло на его судьбу и стало источником глубокой душевной травмы.
Испытания детства.
Фет болезненно переживал утрату дворянского титула и права наследования. Ему долгие годы приходилось бороться за восстановление дворянства и «настоящей» фамилии. Это предопределило многие его поступки, включая решение поступить на военную службу.
Образование.
Учился Фет сначала в пансионе, затем в Московском университете, слушал лекции на словесном и юридическом факультетах. Уже в университетские годы он увлёкся поэзией, печатался в студенческих журналах.
Почему военная служба, а не гражданская деятельность.
Главная причина выбора военной карьеры — стремление вернуть себе дворянские права, утраченные из-за фактической «незакон-норождённости». Согласно законам того времени, успешная военная карьера нередко помогала выйти в дворянское сословие или вернуть утраченный статус.
Сам Фет какое-то время совмещал занятия поэзией со службой в гвардии (а позднее в армейских полках). Хотя поэзия всегда оставалась важнейшей частью его жизни, стремление к официальному признанию и восстановлению фамилии Шеншин некоторое время оказывалось для него важнее всего; он надеялся, что офицерский чин быстрее вернёт ему «полноценное» дворянское положение. Поэтому в определённый период Фет ставил военную службу даже выше поэзии.
2. Когда А. А. Фет начал писать стихи? Какие сборники его стихов вам известны? Каковы важнейшие особенности лирики А. А. Фета?
Начало поэтической деятельности.
Первые пробы пера Фета относятся приблизительно к 1835 году (ещё в гимназические годы). Активно печататься он начал в 1840-е: один из его ранних сборников — «Лирический пантеон» (1840). Поначалу стихи не имели большого резонанса, но в университетской среде и среди молодой интеллигенции на них обратили внимание.
Рост литературной славы.
Настоящая слава к Фету пришла в конце 1840-х – начале 1850-х годов, когда его поэзию заметили такие писатели и критики, как Белинский, Тургенев, Толстой. Именно по совету Тургенева Фет в 1855 году выпустил новый сборник стихотворений, который укрепил его репутацию талантливого лирика.
Со временем Фет стал видной фигурой в литературном обществе и постоянно участвовал в «Современнике» и других журналах.
Начальная тематика.
В ранней лирике Фета преобладают мотивы романтической любви, очарование природой, трепетное ощущение жизни, “душевная” мимолетность чувств. Также заметно влияние немецкой философии (Шеллинг, Гегель) через университетские лекции: размышления о «мире как красоте», поиске идеала и роли искусства.
3. Как передаст А. А. Фет в своих стихотворениях мгновенные впечатления, особые эмоциональные переживания и настроения? Приведите примеры.
Фет стремился отразить в стихотворном слове самые тонкие, едва уловимые душевные движения. Он был убеждён, что зачастую подлинные чувства рождаются и исчезают так быстро, что человек не успевает их осмыслить, а логические построения лишь «упрощают» живые ощущения. Поэтому одна из ключевых черт его поэтики — улавливание «мгновенности»: поэт старается «остановить» время в одном коротком, но насыщенном образе. Для этого он создаёт особую музыкальность текста: применяет повторяющиеся звуки, ассонансы, аллитерации, передающие мелодическую основу стиха. Читая его лирику, можно заметить, что звуковой рисунок (например, повтор звуков [ш], [х], [с]) будто имитирует шёпот, тихое дыхание, лёгкую вибрацию ветра или душевное трепетание.
Важную роль играет эмоциональная персонификация: Фет наделяет природные явления «голосом» и «душой». Для него пение птиц или шорох ветра — не просто фоновый шум, а «участники» лирического действа, которые переживают то же, что и человек. Звук, свет, прикосновение, ощущение влажного ветра или движения сумерек становятся неотделимы от чувств лирического героя. Это вызывает у читателя ощущение, что природа и душа сливаются воедино. Кроме того, характерна недосказанность, когда поэт умышленно избегает прямых объяснений, дабы сохранить зыбкость состояния: нельзя, по его мнению, «договаривать до конца», ведь тогда исчезнет чудо «мгновенного». В итоге рождается эффект присутствия — кажется, что мы, как читатели, сами становимся свидетелями ускользающего момента, переживаем его в унисон со стихотворением.
4. В каких стихотворениях поэта воплощена его заветная мысль о гармонии человека с миром?
Мысль о том, что мир наполнен красотой, а задача поэта — уловить и передать читателю её волнующее присутствие, красной нитью проходит через всё фетовское творчество. Однако особенно ярко эта идея проявляется в ряде знаменитых стихотворений. Прежде всего, это «Шёпот, робкое дыханье…», где ощущение ночной тайны и любовного томления сливается с гармонией природы: описывается тихий шорох, приглушённый свет свечи, словно само пространство замирает в трепете. Так же и в «Это утро, радость эта…» поэт, показывая начало нового дня, акцентирует внимание не на внешних деталях, а на внутреннем восторге, возникающем перед видом пробуждающейся природы. Подобная гармония возникает внезапно, но каждый раз торжествует над будничностью и наполняет душу восторгом.
Не менее важно упомянуть цикл «Вечерние огни», особенно созданный во второй половине жизни Фета. Здесь поэт уже осмысленно размышляет о красоте как о философской категории, где символом гармонии становится само существование — во всех его проявлениях, от любовных переживаний до размышлений о бренности. В стихотворении «Одним гулким вздохом заманчиво живую…» Фет пытается показать, что жизнь сама по себе «прекрасно манящая», и стоит лишь вдохнуть её полной грудью, как обнаруживается удивительная красота всего сущего. Таким образом, гармония у Фета — это и момент интимной близости, и постижение природы в утренних или вечерних сумерках, и возвышенное размышление о месте человека во всём мироздании.
5. Используя статью в учебнике, расскажите о том, что общего и своеобразного в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Какими видят поэты взаимоотношения человека и природы? Приведите примеры.
Ф. И. Тютчева и А. А. Фета часто упоминают вместе как крупнейших лириков XIX века, чьи стихи обладают глубиной и особенной «философичностью». Их сближает идея «невыразимости» подлинных чувств и сокровенных тайн природы, которая сильнее любого слова. У Тютчева это мысль «молчи, скрывайся и таи…» (стихотворение «Silentium!»), у Фета — «Как беден наш язык…», где поэт сетует на то, что высказанная мысль тут же «бледнеет» перед необъятностью внутреннего переживания. Оба искали в поэзии способ приблизиться к самому сердцу мироздания и дать почувствовать этот тайный трепет читателю.
Однако их лирики имеют и явные различия. Тютчева тяготят более «космические» размышления о месте человека во Вселенной, о бунте стихий, о катаклизмах и бесконечности космоса. Его пейзаж часто предстаёт грандиозным, с грохотом гроз, бушующими ветрами, пророческими откровениями. Фет чаще сосредоточен на миниатюрных оттенках чувств, на точке соприкосновения природы и души, где всё кажется полушёпотом. Если у Тютчева возникает «буря», то у Фета — лёгкий ветерок, почти неслышный, но позволяющий уловить прелесть момента. При сравнении стихотворений «Когда ты со мною…» (Фет) и «Хочу и не могу…» (Тютчев) или, например, «Silentium!» (Тютчев) и «Как беден наш язык…» (Фет) мы ясно видим сходство в стремлении выразить «невыразимое», но при этом ощущаем, как более камерный лиризм Фета отличается от «вселенского» размаха Тютчева.
6. В чём состояла ценность поэзии для А. А. Фета?
Для Фета поэзия была, прежде всего, способом раскрыть человеку подлинную красоту мира. Он верил, что логические объяснения и повседневные слова слишком грубы, чтобы вместить всю тонкость чувств, возникающих перед лицом природы, любви или внезапного озарения. Поэтому ценность поэзии он видел в том, чтобы «давать форму» неоформленному, ловить в слове рассыпанные крупицы красоты и трепета. Иначе говоря, стихи становились для него единственным инструментом, позволяющим передать то состояние души, в котором человек буквально сливается с миром.
Красота в его понимании — это не столько внешняя эстетика (хотя он восторженно пишет о природных картинах), сколько глубинная гармония, живущая в каждом мгновении и каждом явлении. Именно поэтому многие фетовские произведения (например, «Это утро, радость эта…», «Шёпот, робкое дыханье…», «Ещё майская ночь…») наполнены эмоциональными вспышками, где слова словно перетекают друг в друга, создавая впечатление хрупкости и неуловимости. Эти тексты показывают, что поэту удалось приблизиться к желанной цели: «вывести» читателя за рамки обыденности, заставить его почувствовать недосказанную, но вполне реальную силу красоты.
7. Почему А. А. Фета называют певцом красоты? Расскажите о фетовской идее красоты. Каковы признаки и свойства красоты?
Эстетическая система Фета строится на нескольких важных постулатах. Во-первых, это принцип «Мир как гармония»: по мнению поэта, вся Вселенная пронизана красотой и внутренним порядком, который человек способен ощутить, если настроит свою душу на тонкое созерцание. Отсюда вытекает идея «невыразимого»: настоящее чувство или настоящая красота никогда не исчерпываются словами, и потому стихотворение лишь приближается к этой тайне, избегая категоричных формулировок. Во-вторых, Фет ставит во главу угла «культ момента»: он ищет в мгновении проблеск вечности, когда жизнь приобретает особую ясность. В такие секунды, считает Фет, мы чувствуем себя причастными чему-то высшему — и это «высшее» и есть красота, в которой нет места грубому реалистическому анализу.
Из этого рождается особая «музыкальность» фетовской поэзии: он подбирает слова не только ради смысла, но и ради их звучания, чтобы это звучание само по себе передавало чувства, возникающие внутри. Многие критики отмечали, что в его стихах есть что-то от музыкальной партитуры, где повторы, замедления, вздохи, паузы работают на создание настроения. При этом природа у Фета «очеловечена», одушевлена — ветер, трава, свет луны становятся «соучастниками» человеческих переживаний. В результате читатель погружается в мир, где всё взаимосвязано тонкой гармонией и где поэзия — единственный ключ к постижению этого единства.
8. Как относился А. А. Фет к идее невыразимого в искусстве? Вспомните стихотворения В. Л. Жуковского «Невыразимое» и Ф. II. Тютчева «Silentium!». Сравните их со стихотворением А. А. Фета «Как беден наш язык! Хочу и не могу...» и найдите различия.
В стихотворении «Как беден наш язык» Фет выражает печаль, граничащую с отчаянием, из-за того, что самые важные, самые искренние движения души так трудно передать в слове. Тютчев в «Silentium!» говорит примерно о том же, но призывает «молчать и скрывать», дабы не оскорбить сокровенные мысли. В обоих случаях речь идёт о глубоком недоверии к возможности языка передать «все оттенки живой красоты и чувства»: слово то и дело «обедняет» или искажает замысел. Это совпадает с главной фетовской установкой, предполагающей, что «молчание» и полутон красноречивее прямой речи, ведь истинная красота рождается до вербального оформления.
Если обратиться к парам стихотворений «Когда ты со мною…» (Фет) и «Хочу и не могу…» (Тютчев), мы увидим, что и там, и там поэт пытается высказать томление духа, возникающее при столкновении с сокровенным. В фетовском тексте чувствуется лирическая направленность на «я и ты», на интимный мир двоих, где каждое слово может разрушить хрупкую близость. У Тютчева в «Хочу и не могу…» проявляется более широкая философская подоплёка: он словно говорит от лица всей человеческой души, которая рвётся к бесконечному, но бессильна его выразить. Таким образом, оба поэта сходятся в убеждении, что настоящие чувства часто неподвластны словам, но пытаются превратить эту «пропасть между чувством и словом» в сам предмет поэзии.
9. Объясните стиль стихотворения «Шепот, робкое дыханье...» с точки зрения поэтики автора.
«Шёпот, робкое дыханье…» — одно из самых коротких, но при этом самых выразительных любовно-лирических стихотворений на русском языке. Фет принципиально отказывается от чёткого сюжетного описания: мы не знаем ни точного места действия, ни внешнего облика героя и героини. Всё стихотворение состоит почти из одних существительных и прилагательных, намекающих на детали интимной обстановки: горящая свеча, ночная тишина, взволнованные тени, поцелуй, слёзы. Такое перечисление создаёт иллюзию, что читатель буквально «подкрадывается» к тайне, в то время как само действие — это нескончаемый трепет, скользящий между словами.
Поэтика данного текста строится на игре тихих звуков, особенно шипящих [ш], [с], [х], которые передают мягкий шёпот и дыхание. Фет словно облекает чувства в музыкальный фон, подчёркивая особую интимность момента: эти полузвуки заставляют нас прислушиваться, как будто боимся спугнуть волшебство. Благодаря подобной методике читатель оказывается втянутым в пространство лирики, где важнее всего не факты, а само ощущение любящего сердца, затаившегося в полумраке. Таким образом, стихотворение раскрывает главную идею поэта: то, что драгоценно и прекрасно, обычно не поддаётся прямому описанию, но может быть «подсказано» через поэтические ассоциации.
10. Проанализируйте стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую...».
В этом стихотворении Фет продолжает свой излюбленный мотив «схватывания мгновения», но делает это особо ярко и динамично. Кажется, что герой стремится вдохнуть всю жизнь одним мощным вздохом, как бы вобрать в себя «заманчиво живую» сущность мира. Здесь подчёркивается обаяние и жизнеутверждающая сила самого процесса дыхания: «гулкий вздох» воспринимается как что-то объёмное, резонирующее, способное охватить бескрайние просторы природы. Внутри лирического текста возникает своего рода энергетический поток, когда человек и природа «сопадают» друг с другом в ритме пульса и дыхания.
Особенность поэтики этого стихотворения в том, что оно звучит почти как призыв или заклинание, обращённое к мирозданию: «Одним гулким вздохом заманчиво живую…». Эта фраза создаёт у читателя впечатление, что поэт не просто любуется красотой, а пытается завладеть ею целиком — слиться с ней. В таких строчках мы видим, насколько для Фета важно не рассуждать о красоте, а прямо переживать её, причём напряжённо и страстно. Повтор слов со звуками [г], [л], [м], [в] даёт эффект «гула», словно откликающейся внутри пустоты, готовой наполниться жизненным содержанием. Таким образом, Фет снова показывает, что подлинная поэзия — это не сухое описание, а эмоциональный акт, который позволяет прочувствовать красоту в её самом сердце.
11. Проследите жизнеутверждающие начала в лирике Л. Л. Фета. Какова роль обыденно-реалистической детали в его лирике? Приведите примеры утонченного психологизма в любовной лирике поэта.
Несмотря на то, что творчество Фета часто квалифицируют как «чистую лирику», в некоторых его стихах действительно видны реалистические черты, связанные с наблюдением природы и деревенского быта. Фет был помещиком, активно занимался хозяйством, знал крестьянскую жизнь не понаслышке. Это отражается в том, как тщательно он описывает состояние неба, поля, леса, как указывает на перемену света, на движение ветра, на определённые приметы сезона. К примеру, в стихотворении «Ещё майская ночь…» мы чувствуем реалистичность времени года: аромат цветущих садов, прохладу поздней весны, слышим далёкие голоса. Однако такого рода зарисовки у него никогда не становятся «голой» бытовой правдой — они приобретают лирический ореол, озаряются внутренним чувством.
Фет при этом использует «объективные» детали (луна, колокольный звон, дождь, тихий ручей), но превращает их в символы, через которые выражает состояние души. Это можно назвать «углублённым» пейзажем: мы не только видим внешнюю картину, но и ощущаем, как та или иная примета природы становится проводником настроения, иногда неясной тоски или, напротив, восторга. Таким образом, даже при наличии реальных описаний у Фета главное — не репортаж о погоде или сцены крестьянского быта, а тончайшее переживание, «выхваченное» из этой реальности и переведённое в поэтическое состояние.
12. Расскажите о мотивах и поэтике поздней лирики А. А. Фета.
К 1880-м годам, когда поэт создавал циклы «Вечерние огни», его лирика обретает более философскую и зрелую окраску. Раннее увлечение мгновенными чувствами и «музыкальными» миниатюрами переходит в глубокие размышления о жизни, смерти, душе и месте человека во всём этом многообразии. В поздних стихах появляются «ораторские» интонации, заметна торжественность, а вместе с тем сохраняется и трепет перед красотой, свойственный раннему Фету. Возникает тема двуединства человека: с одной стороны, он глубоко погружён в земные заботы и тяготы, с другой — жаждет ощутить полёт к чему-то более высокому и безграничному.
В результате поэтика позднего Фета одновременно сочетает страстную тягу к гармонии и осознание трагичности бытия (неизбежность смерти, опасения перед одиночеством). Однако поэт ищет спасение в красоте, любви и творчестве: для него это триединая сила, способная вознести человека над страхом небытия. Всё чаще встречаются строки, где герой словно разговаривает с вечностью, задаёт космические вопросы, но неизменно возвращается к своему ключевому постулату: мир полон красоты, и она переживёт всё бренное. При этом сама форма стихотворений обретает большую протяжённость, больше риторических восклицаний, глубинных символов. Тем не менее Фет не отказывается от своей главной «фишки» — использовать полутон и музыкальные сочетания, только теперь эти приёмы становятся выразительнее, масштабнее, подводя читателя к мысли, что поэзия способна не только уловить и сохранить «мгновение», но и возвести человека в сферу высшей, вечной гармонии.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением