Ответы на вопросы на стр.16-17 Часть 2 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)

Изображение Творческие задания. Стр. 16-171. Проанализируйте одно из стихотворений А. А. Фета (на выбор), например «Этоутро, радость эта...». Объясните, почему для поэта важны...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Творческие задания. Стр. 16-17
1. Проанализируйте одно из стихотворений А. А. Фета (на выбор), например «Этоутро, радость эта...». Объясните, почему для поэта важны безглагольность и непрерываемый синтаксический период.
Стихотворение «Это утро, радость эта…» относится к периоду наиболее вдохновенной работы Фета над лирикой, когда он уже утвердился в звании одного из выдающихся поэтов середины XIX века. Точная дата написания иногда трактуется исследователями по-разному, но принято считать, что оно появилось в 1850-е годы и в дальнейшем неоднократно переиздавалось в авторских сборниках. В общем контексте творчества поэта это произведение занимает весьма заметное место: оно отражает центральную для него идею о радостном переживании красоты мира, столь характерную для «чистой лирики» Фета. Стихотворение представляет собой короткую, но очень яркую поэтическую миниатюру, которая жанрово близка к «весенней пасторали», хотя сам поэт избегал точных жанровых классификаций, предпочитая говорить о «поэтическом фрагменте» или «лирической зарисовке».
За внешней простотой здесь кроется концентрированное ощущение весеннего обновления природы, ставшее главной темой: Фет показывает, как с приходом весны оживают все чувства человека. Само название — «Это утро, радость эта…» — передаёт восхищённый возглас, в котором «радость» приравнена к торжеству света и жизни. Кажется, что поэт даже не завершает фразы, а будто перечисляет всё, что ему попадается на глаза, чтобы читатель сразу окунулся в нескончаемый поток впечатлений. Такая «перечислительная» структура и есть своеобразный лирический сюжет: он начинается с пробуждающегося дня, затем переходит к пению птиц, звукам воды, насыщенным краскам земли и, наконец, приводит нас к самой сердцевине открытия — «это всё — весна». Композиция стихотворения выстроена как череда энергичных, ликующих строк, в которых отдельные детали, словно нанизанные одна на другую, создают эффект живой картины. Можно говорить об отсутствии традиционного обрамления, ведь по сути всё «обрамление» сводится к начальной и финальной строкам, где поэт как бы делает призыв («Это утро, радость эта…») и вывод («Это всё — весна»).
Общее настроение стихотворения можно назвать жизнерадостным, восторженным; тональность его не меняется от начала до конца и передаёт детский по чистоте, искренний захват от кругом расцветающей природы. На этом настроении держится главный лейтмотив — ликование перед жизнью: все увиденные поэтом предметы и явления наполнены «радостью», а слова «эта», «этот» повторяются почти в каждой строке, подчёркивая непосредственное присутствие героя внутри описываемого им мира. Такие опорные повторы создают ритмический каркас, позволяя каждому конкретному образу (то ли ивы и берёзы, то ли горы и долы, то ли капли-слёзы) преобразовываться в общее победное «это всё — весна».
Лирический герой в данном тексте растворён в окружающих проявлениях природы, он не столько размышляет о своих чувствах, сколько проживает их непосредственно. Нет сюжетных перипетий или конфликтов, герой просто с радостной взволнованностью «перечисляет» встреченные им признаки просыпающегося мира. Здесь нет и других лирических персонажей, сама природа становится «собеседником» героя, при этом он не отделяет себя от неё, а выступает одним целым. Поэтому говорить о столкновении различных уровней сознания не приходится: всё едино, гармонично и устремлено к благодарному восприятию весеннего чуда. Авторская позиция в таком радостном перечислении предельно понятна: Фет сам чувствует и передаёт высший восторг, когда пробуждение природы совпадает с оживлением души. Это ощущение всё время поддерживается взлётной интонацией — поэт не устаёт повторять «Это… это… это…», словно с изумлением осматривая всё вокруг.
Музыкальность стихотворения проявляется в том, что каждое «Это…» звучит как ударение на новой волне, и мы слышим внутренний ритм, похожий на лёгкие маршевые или песенные переливы. Ритмический строй в целом соответствует энергичной анапестической или амфибрахической модели (уточнение зависит от разбора по слогам), а интонационный рисунок создаёт эффект неостановимого потока, который не прерывается точными синтаксическими границами. Рифмовка здесь преимущественно перекрёстная, но Фет играет и ассонансами, делая стихи звучными и звонкими. Эта беззаботность в рифме и неразделённые синтаксические периоды особенно важны для поэта: они соответствуют идее «потока весенней радости», который не терпит резких пауз. Языковые средства просты, базируются на интенсивных повторах («эти… этот… эта…») и ярких существительных (птицы, ивы, берёзы, горы, долы, мошки, пчёлы), в результате чего складывается подчеркнуто непосредственная, почти детская, но очень живая картина.
С точки зрения поэтического синтаксиса «Это утро, радость эта…» демонстрирует особую фетовскую технику «многократных перечислений»: поэт будто не ставит точек, удерживает дыхание до финального «Это всё — весна», объединяя разные зрительные и слуховые впечатления в одно цельное переживание. Возникает замечательная звукопись, где в фокусе — чередование звонких и глухих согласных (крик, свист, дробь, трели), которые не дают тексту «остыть», а наоборот поддерживают его возбужденную интонацию. Финальная идея стихотворения, отчётливо выведенная на поверхность, — это безусловная жизненная радость, чувство слияния с природой и вера в то, что весна возвращает нас к первоистоку бытия. Нет здесь привычной для некоторых лириков горечи или скорби, напротив, мы видим восторг и торжество: всё вокруг ожило и зовёт душу к обновлению.
Критики, обращавшиеся к этому тексту, часто подчёркивали его «чистоту» и «прозрачность»: оно словно создано для непосредственного восприятия, не перегружено сложной символикой или философскими аллюзиями. Именно этим оно и ценно для читателей, которые чувствуют себя «вытянутыми» из будничной рутины в мир ликующей весны. В наше время «Это утро, радость эта…» по-прежнему звучит очень искренне и понятно, особенно в ситуациях, когда хочется ощутить свежий ветер обновления. Оно входит в число наиболее известных и любимых лирических произведений Фета, демонстрируя его мастерство передавать «оживлённость» и раскрепощённое чувство счастья посредством поэтического слова.
2. Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос: каково содержание философских мотивов в поэзии А. А. Фета? Обратите внимание на стихотворения «Среди звёзд», «Когда Божественный бежал людских речей...», «Ласточки», «На стоге сена ночью южной...», «Но том, Господь, могуч, непостижим...». Найдите и другие стихотворения, которые помогут вам очертить круг философских раздумий поэта.
Философские мотивы в поэзии А. А. Фета пронизывают всё его творчество, однако наиболее ярко и осознанно они проявляются в зрелый период, когда поэт углубляется в размышления о пределах человеческого духа, о роли красоты и любви в преодолении смертной ограниченности, об отношениях человека с Божественным. Исследователи нередко подчёркивают, что Фет не был «системным» философом и не разрабатывал стройных концепций в духе академической науки; напротив, его «философия» возникает стихийно, как ощущение духовной тайны в повседневных проявлениях бытия. Стихи «Среди звёзд», «Когда благостный бегл людских речей…», «Ласточка», «На стоге сена ночью июльской…», «Не тем, Господь, могуч, непостижим…» и другие позволяют увидеть цельный круг этих раздумий.
Одной из центральных тем для Фета становится соотношение бренности и вечности. Поэт часто пишет о том, как быстро ускользает человеческая жизнь и какие муки порой испытывает душа, жаждущая бессмертной красоты. Так, в стихотворении «Среди звёзд» лирический герой всматривается в ночное небо, где мерцают светила, напоминающие о беспредельном пространстве Вселенной. На фоне этой бесконечности человеческое существование выглядит крошечным, но сам поэт не впадает в отчаяние: напротив, он ощущает таинственную сопричастность космическому порядку. Похожее чувство рождается в «Когда благостный бегл людских речей…»: здесь герой погружён в тишину и как бы освобождён от суеты, что помогает ему почувствовать единство со всем мирозданием, услышать «внутренний голос» космоса. Границы времени отступают, а бесконечность перестаёт быть чужой и страшной.
Фет наделяет человека способностью прикасаться к возвышенному через любовь, красоту и творчество. В стихотворении «Ласточка» мотив быстротечности и весеннего полёта птицы сочетается с ощущением радостной причастности к чуду жизни: земное и небесное встречаются в мгновении, раскрывая глубокое философское содержание — ведь даже в самом мимолётном миге скрыта искра вечного. Подобную мысль развивает и «На стоге сена ночью июльской…», где герой находится в обстановке сельской тишины. Луна, июльский покой, простор неба — всё это пробуждает в нём философские вопросы о человеческой судьбе, о том, куда ведёт нас ощущение красоты, способно ли оно «поднять» над сугубо земными заботами. Такое блаженное лежание на стоге сена перерастает в глубинное созерцание мира: радость присутствия в природе оборачивается раздумьем о бессмертии души.
Фетовская идея «Божественного начала» достигает наибольшей ясности в стихотворении «Не тем, Господь, могуч, непостижим…». Здесь поэт говорит о том, что истинная сила Бога — не в пугающем всемогуществе или наказании грешников, а в любви, дарующей человеку бесконечную тягу к красоте и совершенству. Эта тяга, будучи вложена в нас свыше, толкает к творчеству и к духовному полёту. Фет рассматривает красоту как своеобразный канал связи с Божественным, ведь, воспринимая прекрасное, человек получает частицу высшей гармонии и уже не может оставаться прежним. Поэт чувствует, что через это «сокровенное созерцание» он преодолевает страх смерти: если сердце исполнено верой в красоту, оно ощущает бессмертное в самом процессе любви и творчества.
Подобные интуитивные размышления формируют уникальный философский строй фетовской лирики. Он не доказывает тезисов и не предлагает логически выверенных систем, но даёт читателю возможность соприкоснуться с «предельными вопросами» бытия. Так, в разных стихотворениях поэт говорит об озарениях, которые способны настигнуть нас в лунную ночь, при виде летящей ласточки, перед восходящими звёздами, во время вспышки любви или творческого вдохновения. Отсюда его убеждение, что красота, любовь и искусство — три основные силы, помогающие человеку расправить крылья. Они позволяют ему ощутить связь с вечностью, где утихает печаль о бренности, и где сама жизнь воспринимается как возвышенное чудо. Именно поэтому в его поздних стихах звучит мотив просветлённого мироощущения: Фет убеждён, что, даже оставляя тело, душа не перестаёт существовать в «мировой гармонии». Так поэт воссоздаёт целую философскую вселенную, в которой каждое мгновение полно глубокого смысла, а человек может в любой момент пробудиться от «привычной дремоты» и взглянуть на мир «глазами бессмертного».
3. Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос: в чём своеобразие лирического «я» А. А. Фета? Есть ли у него лирический герой? Лирический герой — это художественный образ, который поэт запечатлевает в творчестве и оставляет своим потомкам, и Александр Сергеевич Пушкин в жизни не равен поэту Александру Сергеевичу Пушкину в стихах. В творчестве, как говорил Л. Т. Твардовский, поэт представляет себя не только таким, каков он есть, но таким, каким ещё
может быть. Так ли поступает в своих стихах Л. Л. Фет? Представляет ли он себя иным, надевает ли лирические маски и отступает ли от своего обычною облика? Или ему достаточно выглядеть в стихах таким же, как в жизни?
В лирике А. А. Фета «поэтическое я» неотделимо от человека, который создал эти стихи, но в то же время оно несёт в себе иную, особую художественную реальность. В реальной жизни Фет был достаточно замкнутым, практичным помещиком, даже порой холодным в общении, озабоченным своей борьбой за право носить фамилию Шеншин; в стихах же он предстаёт человеком, погружённым в мир тончайших чувств и мгновенных озарений. Именно в этом контрасте и кроется своеобразие его лирического героя: внешне поэт может быть совершенно «не лиричным», однако в мире слов он снимает все запреты, раскрывается и чувствует себя полностью свободным.
Если посмотреть, как сам Фет строит стихотворное высказывание, то легко заметить: в большинстве случаев мы не видим подробного рассказа о личности с её событиями, фамилией или социальным статусом. Его «я» незаметно, оно немногословно. Лирический герой Фета почти не говорит о себе как о конкретной персоне, но отчётливо проявляется в эмоциональном восприятии природы и в глубоком переживании красоты. Он существует в слиянии со всем, что его окружает: утренними сумерками, лунным свечением, шёпотом ветра, едва уловимым ощущением любви или нарастающей тревоги. Поэтому можно сказать, что Фет не «примеряет» на себя какие-то особые маски (как делали некоторые поэты-романтики, создававшие яркий трагический или мистический образ героя), а, напротив, снимает любую внешнюю «броню» и показывает сугубо внутренний, «настоящий» голос.
При этом лирическое «я» Фета, будучи погружённым в процесс острой чуткости к миру, иногда кажется почти безличным, как будто утрачивает границы между собой и природой. Поэт как бы не акцентирует внимание на собственном характере или портрете, не даёт нам развёрнутых автобиографических подробностей. Мы не видим прямого «я – Фет, офицер», «я – Фет, помещик» и так далее. Зато он везде присутствует как чуткая душа, обострённо реагирующая на каждый полутон реальности. Многие исследователи отмечают, что он словно «рассеивается» в окружающем мире, растворяется в переливах звуков и красок, и в этом находит подлинную свободу. На первый план выходит не гражданская или личная биография, а состояние восторга, внутреннего трепета или грусти, вызванной соприкосновением с безграничной красотой.
В таком смысле его лирический герой не маска и не литературная роль, а скорее «выраженное присутствие» самого поэта, однако это присутствие очищено от всего «бытового» и «внешнего». Он появляется перед нами в высшем вдохновении, будто выходит на сцену не для того, чтобы рассказывать о своих повседневных заботах, а чтобы поделиться глубинным переживанием любви, ночной тишины или тайной космической бездны. Можно вспомнить формулу Твардовского, согласно которой поэт в стихах показывает себя не только таким, каков он есть, но и таким, каким он может или хочет быть. Фет действительно «становится» в поэзии более тонким и свободным, чем в своей обычной жизни, где он был ограничен сословными вопросами и личными горестями. Однако это не значит, что он лжёт или придумывает себе чужую роль: просто в стихах раскрываются именно те стороны его души, которые в реальном общении оставались скрыты.
Таким образом, в фетовской лирике есть сам поэт и одновременно некий обобщённый образ человека, тонко слышащего мир. Отсюда впечатление, что Фет говорит: «Посмотрите, как прекрасна жизнь, если не бояться в ней раствориться и услышать невидимые нити, соединяющие всё сущее». Его «я» не выпячивает себя, как герой исповедальной поэзии, и не одевается в романтический костюм мученика. Ему достаточно быть самим собой в том особом «чистом» пространстве слов и звуков, где он совершает своё поэтическое таинство. В этом и есть специфика лирического «я» Фета: оно максимально приближено к естеству его чувств, но тщательно освобождено от всего, что не связано с актом творческого постижения красоты.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением