Ответы на вопросы на стр.16-17 Часть 2 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)









Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Творческие задания. Стр. 16-17
1. Проанализируйте одно из стихотворений А. А. Фета (на выбор), например «Этоутро, радость эта...». Объясните, почему для поэта важны безглагольность и непрерываемый синтаксический период.
Стихотворение «Это утро, радость эта…» относится к периоду наиболее вдохновенной работы Фета над лирикой, когда он уже утвердился в звании одного из выдающихся поэтов середины XIX века. Точная дата написания иногда трактуется исследователями по-разному, но принято считать, что оно появилось в 1850-е годы и в дальнейшем неоднократно переиздавалось в авторских сборниках. В общем контексте творчества поэта это произведение занимает весьма заметное место: оно отражает центральную для него идею о радостном переживании красоты мира, столь характерную для «чистой лирики» Фета. Стихотворение представляет собой короткую, но очень яркую поэтическую миниатюру, которая жанрово близка к «весенней пасторали», хотя сам поэт избегал точных жанровых классификаций, предпочитая говорить о «поэтическом фрагменте» или «лирической зарисовке».
За внешней простотой здесь кроется концентрированное ощущение весеннего обновления природы, ставшее главной темой: Фет показывает, как с приходом весны оживают все чувства человека. Само название — «Это утро, радость эта…» — передаёт восхищённый возглас, в котором «радость» приравнена к торжеству света и жизни. Кажется, что поэт даже не завершает фразы, а будто перечисляет всё, что ему попадается на глаза, чтобы читатель сразу окунулся в нескончаемый поток впечатлений. Такая «перечислительная» структура и есть своеобразный лирический сюжет: он начинается с пробуждающегося дня, затем переходит к пению птиц, звукам воды, насыщенным краскам земли и, наконец, приводит нас к самой сердцевине открытия — «это всё — весна». Композиция стихотворения выстроена как череда энергичных, ликующих строк, в которых отдельные детали, словно нанизанные одна на другую, создают эффект живой картины. Можно говорить об отсутствии традиционного обрамления, ведь по сути всё «обрамление» сводится к начальной и финальной строкам, где поэт как бы делает призыв («Это утро, радость эта…») и вывод («Это всё — весна»).
Общее настроение стихотворения можно назвать жизнерадостным, восторженным; тональность его не меняется от начала до конца и передаёт детский по чистоте, искренний захват от кругом расцветающей природы. На этом настроении держится главный лейтмотив — ликование перед жизнью: все увиденные поэтом предметы и явления наполнены «радостью», а слова «эта», «этот» повторяются почти в каждой строке, подчёркивая непосредственное присутствие героя внутри описываемого им мира. Такие опорные повторы создают ритмический каркас, позволяя каждому конкретному образу (то ли ивы и берёзы, то ли горы и долы, то ли капли-слёзы) преобразовываться в общее победное «это всё — весна».
Лирический герой в данном тексте растворён в окружающих проявлениях природы, он не столько размышляет о своих чувствах, сколько проживает их непосредственно. Нет сюжетных перипетий или конфликтов, герой просто с радостной взволнованностью «перечисляет» встреченные им признаки просыпающегося мира. Здесь нет и других лирических персонажей, сама природа становится «собеседником» героя, при этом он не отделяет себя от неё, а выступает одним целым. Поэтому говорить о столкновении различных уровней сознания не приходится: всё едино, гармонично и устремлено к благодарному восприятию весеннего чуда. Авторская позиция в таком радостном перечислении предельно понятна: Фет сам чувствует и передаёт высший восторг, когда пробуждение природы совпадает с оживлением души. Это ощущение всё время поддерживается взлётной интонацией — поэт не устаёт повторять «Это… это… это…», словно с изумлением осматривая всё вокруг.
Музыкальность стихотворения проявляется в том, что каждое «Это…» звучит как ударение на новой волне, и мы слышим внутренний ритм, похожий на лёгкие маршевые или песенные переливы. Ритмический строй в целом соответствует энергичной анапестической или амфибрахической модели (уточнение зависит от разбора по слогам), а интонационный рисунок создаёт эффект неостановимого потока, который не прерывается точными синтаксическими границами. Рифмовка здесь преимущественно перекрёстная, но Фет играет и ассонансами, делая стихи звучными и звонкими. Эта беззаботность в рифме и неразделённые синтаксические периоды особенно важны для поэта: они соответствуют идее «потока весенней радости», который не терпит резких пауз. Языковые средства просты, базируются на интенсивных повторах («эти… этот… эта…») и ярких существительных (птицы, ивы, берёзы, горы, долы, мошки, пчёлы), в результате чего складывается подчеркнуто непосредственная, почти детская, но очень живая картина.
С точки зрения поэтического синтаксиса «Это утро, радость эта…» демонстрирует особую фетовскую технику «многократных перечислений»: поэт будто не ставит точек, удерживает дыхание до финального «Это всё — весна», объединяя разные зрительные и слуховые впечатления в одно цельное переживание. Возникает замечательная звукопись, где в фокусе — чередование звонких и глухих согласных (крик, свист, дробь, трели), которые не дают тексту «остыть», а наоборот поддерживают его возбужденную интонацию. Финальная идея стихотворения, отчётливо выведенная на поверхность, — это безусловная жизненная радость, чувство слияния с природой и вера в то, что весна возвращает нас к первоистоку бытия. Нет здесь привычной для некоторых лириков горечи или скорби, напротив, мы видим восторг и торжество: всё вокруг ожило и зовёт душу к обновлению.
Критики, обращавшиеся к этому тексту, часто подчёркивали его «чистоту» и «прозрачность»: оно словно создано для непосредственного восприятия, не перегружено сложной символикой или философскими аллюзиями. Именно этим оно и ценно для читателей, которые чувствуют себя «вытянутыми» из будничной рутины в мир ликующей весны. В наше время «Это утро, радость эта…» по-прежнему звучит очень искренне и понятно, особенно в ситуациях, когда хочется ощутить свежий ветер обновления. Оно входит в число наиболее известных и любимых лирических произведений Фета, демонстрируя его мастерство передавать «оживлённость» и раскрепощённое чувство счастья посредством поэтического слова.
2. Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос: каково содержание философских мотивов в поэзии А. А. Фета? Обратите внимание на стихотворения «Среди звёзд», «Когда Божественный бежал людских речей...», «Ласточки», «На стоге сена ночью южной...», «Но том, Господь, могуч, непостижим...». Найдите и другие стихотворения, которые помогут вам очертить круг философских раздумий поэта.
Философские мотивы в поэзии А. А. Фета пронизывают всё его творчество, однако наиболее ярко и осознанно они проявляются в зрелый период, когда поэт углубляется в размышления о пределах человеческого духа, о роли красоты и любви в преодолении смертной ограниченности, об отношениях человека с Божественным. Исследователи нередко подчёркивают, что Фет не был «системным» философом и не разрабатывал стройных концепций в духе академической науки; напротив, его «философия» возникает стихийно, как ощущение духовной тайны в повседневных проявлениях бытия. Стихи «Среди звёзд», «Когда благостный бегл людских речей…», «Ласточка», «На стоге сена ночью июльской…», «Не тем, Господь, могуч, непостижим…» и другие позволяют увидеть цельный круг этих раздумий.
Одной из центральных тем для Фета становится соотношение бренности и вечности. Поэт часто пишет о том, как быстро ускользает человеческая жизнь и какие муки порой испытывает душа, жаждущая бессмертной красоты. Так, в стихотворении «Среди звёзд» лирический герой всматривается в ночное небо, где мерцают светила, напоминающие о беспредельном пространстве Вселенной. На фоне этой бесконечности человеческое существование выглядит крошечным, но сам поэт не впадает в отчаяние: напротив, он ощущает таинственную сопричастность космическому порядку. Похожее чувство рождается в «Когда благостный бегл людских речей…»: здесь герой погружён в тишину и как бы освобождён от суеты, что помогает ему почувствовать единство со всем мирозданием, услышать «внутренний голос» космоса. Границы времени отступают, а бесконечность перестаёт быть чужой и страшной.
Фет наделяет человека способностью прикасаться к возвышенному через любовь, красоту и творчество. В стихотворении «Ласточка» мотив быстротечности и весеннего полёта птицы сочетается с ощущением радостной причастности к чуду жизни: земное и небесное встречаются в мгновении, раскрывая глубокое философское содержание — ведь даже в самом мимолётном миге скрыта искра вечного. Подобную мысль развивает и «На стоге сена ночью июльской…», где герой находится в обстановке сельской тишины. Луна, июльский покой, простор неба — всё это пробуждает в нём философские вопросы о человеческой судьбе, о том, куда ведёт нас ощущение красоты, способно ли оно «поднять» над сугубо земными заботами. Такое блаженное лежание на стоге сена перерастает в глубинное созерцание мира: радость присутствия в природе оборачивается раздумьем о бессмертии души.
Фетовская идея «Божественного начала» достигает наибольшей ясности в стихотворении «Не тем, Господь, могуч, непостижим…». Здесь поэт говорит о том, что истинная сила Бога — не в пугающем всемогуществе или наказании грешников, а в любви, дарующей человеку бесконечную тягу к красоте и совершенству. Эта тяга, будучи вложена в нас свыше, толкает к творчеству и к духовному полёту. Фет рассматривает красоту как своеобразный канал связи с Божественным, ведь, воспринимая прекрасное, человек получает частицу высшей гармонии и уже не может оставаться прежним. Поэт чувствует, что через это «сокровенное созерцание» он преодолевает страх смерти: если сердце исполнено верой в красоту, оно ощущает бессмертное в самом процессе любви и творчества.
Подобные интуитивные размышления формируют уникальный философский строй фетовской лирики. Он не доказывает тезисов и не предлагает логически выверенных систем, но даёт читателю возможность соприкоснуться с «предельными вопросами» бытия. Так, в разных стихотворениях поэт говорит об озарениях, которые способны настигнуть нас в лунную ночь, при виде летящей ласточки, перед восходящими звёздами, во время вспышки любви или творческого вдохновения. Отсюда его убеждение, что красота, любовь и искусство — три основные силы, помогающие человеку расправить крылья. Они позволяют ему ощутить связь с вечностью, где утихает печаль о бренности, и где сама жизнь воспринимается как возвышенное чудо. Именно поэтому в его поздних стихах звучит мотив просветлённого мироощущения: Фет убеждён, что, даже оставляя тело, душа не перестаёт существовать в «мировой гармонии». Так поэт воссоздаёт целую философскую вселенную, в которой каждое мгновение полно глубокого смысла, а человек может в любой момент пробудиться от «привычной дремоты» и взглянуть на мир «глазами бессмертного».
3. Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос: в чём своеобразие лирического «я» А. А. Фета? Есть ли у него лирический герой? Лирический герой — это художественный образ, который поэт запечатлевает в творчестве и оставляет своим потомкам, и Александр Сергеевич Пушкин в жизни не равен поэту Александру Сергеевичу Пушкину в стихах. В творчестве, как говорил Л. Т. Твардовский, поэт представляет себя не только таким, каков он есть, но таким, каким ещё
может быть. Так ли поступает в своих стихах Л. Л. Фет? Представляет ли он себя иным, надевает ли лирические маски и отступает ли от своего обычною облика? Или ему достаточно выглядеть в стихах таким же, как в жизни?
В лирике А. А. Фета «поэтическое я» неотделимо от человека, который создал эти стихи, но в то же время оно несёт в себе иную, особую художественную реальность. В реальной жизни Фет был достаточно замкнутым, практичным помещиком, даже порой холодным в общении, озабоченным своей борьбой за право носить фамилию Шеншин; в стихах же он предстаёт человеком, погружённым в мир тончайших чувств и мгновенных озарений. Именно в этом контрасте и кроется своеобразие его лирического героя: внешне поэт может быть совершенно «не лиричным», однако в мире слов он снимает все запреты, раскрывается и чувствует себя полностью свободным.
Если посмотреть, как сам Фет строит стихотворное высказывание, то легко заметить: в большинстве случаев мы не видим подробного рассказа о личности с её событиями, фамилией или социальным статусом. Его «я» незаметно, оно немногословно. Лирический герой Фета почти не говорит о себе как о конкретной персоне, но отчётливо проявляется в эмоциональном восприятии природы и в глубоком переживании красоты. Он существует в слиянии со всем, что его окружает: утренними сумерками, лунным свечением, шёпотом ветра, едва уловимым ощущением любви или нарастающей тревоги. Поэтому можно сказать, что Фет не «примеряет» на себя какие-то особые маски (как делали некоторые поэты-романтики, создававшие яркий трагический или мистический образ героя), а, напротив, снимает любую внешнюю «броню» и показывает сугубо внутренний, «настоящий» голос.
При этом лирическое «я» Фета, будучи погружённым в процесс острой чуткости к миру, иногда кажется почти безличным, как будто утрачивает границы между собой и природой. Поэт как бы не акцентирует внимание на собственном характере или портрете, не даёт нам развёрнутых автобиографических подробностей. Мы не видим прямого «я – Фет, офицер», «я – Фет, помещик» и так далее. Зато он везде присутствует как чуткая душа, обострённо реагирующая на каждый полутон реальности. Многие исследователи отмечают, что он словно «рассеивается» в окружающем мире, растворяется в переливах звуков и красок, и в этом находит подлинную свободу. На первый план выходит не гражданская или личная биография, а состояние восторга, внутреннего трепета или грусти, вызванной соприкосновением с безграничной красотой.
В таком смысле его лирический герой не маска и не литературная роль, а скорее «выраженное присутствие» самого поэта, однако это присутствие очищено от всего «бытового» и «внешнего». Он появляется перед нами в высшем вдохновении, будто выходит на сцену не для того, чтобы рассказывать о своих повседневных заботах, а чтобы поделиться глубинным переживанием любви, ночной тишины или тайной космической бездны. Можно вспомнить формулу Твардовского, согласно которой поэт в стихах показывает себя не только таким, каков он есть, но и таким, каким он может или хочет быть. Фет действительно «становится» в поэзии более тонким и свободным, чем в своей обычной жизни, где он был ограничен сословными вопросами и личными горестями. Однако это не значит, что он лжёт или придумывает себе чужую роль: просто в стихах раскрываются именно те стороны его души, которые в реальном общении оставались скрыты.
Таким образом, в фетовской лирике есть сам поэт и одновременно некий обобщённый образ человека, тонко слышащего мир. Отсюда впечатление, что Фет говорит: «Посмотрите, как прекрасна жизнь, если не бояться в ней раствориться и услышать невидимые нити, соединяющие всё сущее». Его «я» не выпячивает себя, как герой исповедальной поэзии, и не одевается в романтический костюм мученика. Ему достаточно быть самим собой в том особом «чистом» пространстве слов и звуков, где он совершает своё поэтическое таинство. В этом и есть специфика лирического «я» Фета: оно максимально приближено к естеству его чувств, но тщательно освобождено от всего, что не связано с актом творческого постижения красоты.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением