Ответы на вопросы на стр.166 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Основные теоретические понятияАнжамбеман (речевой перенос), антитеза, афоризм, любовная лирика, модернизм, творческая манера, ритмическая организация стихотворения,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Основные теоретические понятия
Анжамбеман (речевой перенос), антитеза, афоризм, любовная лирика, модернизм, творческая манера, ритмическая организация стихотворения, фольклор, эссе.
1.
Анжамбеман – это поэтический приём, который заключается в переносе синтаксической конструкции с одной строки на другую. Этот стилистический приём нарушает естественный ритм стихотворения, создавая эффект неожиданности и акцента на переносимых словах. В поэзии Марины Цветаевой анжамбеман помогает передать динамику чувств, усиливает эмоциональное воздействие на читателя и создаёт особую музыкальность её строк. Например, в строках «Уйдёшь и за стеною / Неясно замерещится...» перенос подчеркивает неясность и неопределённость, усиливая ощущение потери. Анжамбеман в её стихах — это не только художественный приём, но и способ отразить сложность переживаний, ритмическую свободу и эмоциональное напряжение.
2.
Антитеза — это стилистическая фигура, основанная на противопоставлении противоположных идей, образов или состояний. Она создаёт резкий контраст, позволяющий выразить сложные эмоциональные переживания и философские размышления. В поэзии Цветаевой антитеза становится ключевым инструментом, помогающим передать внутренние конфликты и противоречия. Например, в строках «Любовь — это все дары / В костёр, и всегда — задаром!» противопоставление любви как дара и её «сжигания» подчёркивает трагизм и жертвенность этого чувства. Антитеза в творчестве Цветаевой подчеркивает напряжённость её мироощущения, противопоставление идеалов и реальности, возвышенного и земного.
3.
Афоризм — это лаконичное, выразительное высказывание, содержащее глубокую мысль или обобщённое наблюдение. В поэзии Цветаевой афористичность — одна из её ярких черт. Её строки легко запоминаются благодаря точности и многозначности. Например, в известной строке «Если душа родилась крылатой, / Что ей хоромы и что ей хаты!» заключена философская идея свободы и независимости человеческой души. Афористичность Цветаевой помогает передать сложные идеи кратко и ёмко, превращая отдельные строки её стихотворений в самостоятельные философские высказывания.
4.
Любовная лирика — центральная тема в творчестве Марины Цветаевой. Её стихи о любви наполнены трагизмом, внутренними противоречиями и эмоциональной глубиной. Цветаева воспринимала любовь как чувство, которое может возвысить человека до небес, но в то же время несло в себе неизбежное страдание. Её любовная лирика автобиографична, она отражает её личные переживания и драматические отношения. В стихотворении «Мне нравится, что вы больны не мной...» тема любви раскрывается через сочетание нежности и горького принятия неизбежности расставания. Любовь в поэзии Цветаевой — это не только чувство, но и символ жизни, борьба между возвышенным и земным, страсть и жертвенность.
5.
Модернизм в поэзии Цветаевой проявляется в поиске новых форм выражения, отходе от традиционных канонов и стремлении к новаторству. Цветаева, как представительница модернизма, экспериментировала с ритмом, языком и символикой. Её стихи отличаются философской глубиной, индивидуальным стилем и использованием новых поэтических форм. Например, строки «О, Муза плача, прекраснейшая из муз!» сочетают в себе традиции и новаторство, передавая драматизм через экспрессивный поэтический язык. Модернизм в её творчестве — это способ выразить сложность человеческой души и её стремление к вечному.
6.
Творческая манера Марины Цветаевой уникальна. Её стихи узнаваемы благодаря экспрессивности, ярким образам, частому использованию ритмических экспериментов и оригинальным метафорам. Цветаева создала особый стиль, сочетающий философскую глубину с эмоциональной насыщенностью. В её стихах сочетаются элементы фольклора, афористичность и символика. Например, строки «Кто создан из камня, кто создан из глины...» передают философскую идею о различиях в природе людей через яркие метафоры. Творческая манера Цветаевой — это отражение её внутреннего мира, её страстной и драматичной натуры.
7.
Ритмическая организация стихов Цветаевой отличается гибкостью и оригинальностью. Она умело чередует короткие и длинные строки, использует паузы и анжамбеманы для создания эмоционального напряжения. Ритм в её стихах подчёркивает их музыкальность, динамику и драматизм. Например, строки «Уйдёшь и за стеною / Неясно замерещится...» создают ощущение движения и неясности. Ритмическая структура её стихов становится неотъемлемой частью их смысла, усиливая впечатление от прочтения.
8.
Фольклор — важный элемент поэзии Цветаевой. Она часто использовала образы, ритмы и мотивы народного творчества в своих стихах. Элементы частушек, заговоров, песен придают её произведениям народность и эмоциональную силу. Например, строки «Да с этой ливнёю, / Златою россыпью...» напоминают народные напевы и ритмы. Фольклор в творчестве Цветаевой служит средством передачи глубокой философии через простые формы, создавая уникальную поэтическую атмосферу.
9.
Эссе в творчестве Цветаевой занимают особое место. Это жанр, в котором она выражала свои размышления о поэзии, культуре, истории. Её эссе отличаются свободной формой, ярким личностным подходом и использованием художественного языка. Например, эссе «Поэт о критике» раскрывает её философский взгляд на роль поэта в обществе. В эссе Цветаева соединяет лиризм, философию и глубокий анализ, делая свои тексты не только литературными произведениями, но и манифестами её творческого взгляда на мир.
Творческие задания
1. Дайте подробное описание личности А. Пушкина, какой она предстаёт в цикле М. Цветаевой «Стихи к Пушкину». Сравните второе стихотворение цикла («Пётр и Пушкин») с пятым («Поэт и царь» — «Потусторонним залом царей...») и шестым («Нет, бил барабан перед смутным полком...»): в чём, по мнению Цветаевой, состоит разница между царями Петром I и Николаем I в их соотношении с личностью А. Пушкина? Сопоставьте образ А. Пушкина из первого стихотворения цикла с образом А. Пушкина в стихотворении В. Маяковского «Юбилейное» и в стихотворении А. Ахматовой «Смуглый отрок бродил по аллеям...».
Марина Цветаева в своём цикле «Стихи к Пушкину» представляет Александра Сергеевича Пушкина как бунтаря, мятежника и поэта-освободителя. Она видит в нём не только великого поэта, но и близкого по духу человека, собрата по перу. Цветаева подчёркивает его бунтарскую натуру, изображая Пушкина как «бич жандармов» и «бог студентов». Она акцентирует внимание на его роли как поэта-мятежника, поэта-освободителя, который продолжает вдохновлять и учить других писателей.
Во втором стихотворении цикла, «Пётр и Пушкин», Цветаева проводит параллель между Петром I и Пушкиным, изображая их как великих преобразователей России. Пётр I представлен как царь-реформатор, а Пушкин — как поэт, который своим творчеством вносит изменения в духовную жизнь страны. Оба они являются силами, движущими Россию вперёд, хотя их методы и сферы влияния различны. Пётр действует в материальной, государственной плоскости, а Пушкин трансформирует мир через слово и поэтическое искусство.
В пятом стихотворении, «Поэт и царь» («Потусторонним залом царей…»), Цветаева обращается к отношениям Пушкина и Николая I. Она подчёркивает напряжённость и конфликт между поэтом и царём. Николай I представлен как властитель, стремящийся контролировать и подчинять, тогда как Пушкин — как свободолюбивый поэт, чья природа противится любым ограничениям. Цветаева акцентирует внимание на разнице между Петром I и Николаем I: первый — реформатор, стремящийся к прогрессу, второй — консерватор, пытающийся сохранить статус-кво и подавить свободомыслие. Этот контраст подчёркивает, почему для Пушкина эпоха Николая I становится трагическим временем, когда свобода поэзии сталкивается с государственной цензурой и подавлением.
В шестом стихотворении («Нет, бил барабан перед смутным полком…») Цветаева продолжает тему противостояния поэта и власти. Она изображает Пушкина как фигуру, противостоящую репрессивной силе государства, подчёркивая его мужество и стойкость перед лицом опасности. Здесь Пушкин предстает как символ сопротивления и борьбы за свободу, его образ становится воплощением духовного сопротивления.
Сопоставляя образ Пушкина из первого стихотворения цикла с образом в стихотворении Владимира Маяковского «Юбилейное» и в стихотворении Анны Ахматовой «Смуглый отрок бродил по аллеям…», можно отметить различия в восприятии его личности. Цветаева видит в Пушкине бунтаря и мятежника, близкого ей по духу. Она акцентирует внимание на его роли как поэта-освободителя и революционера в духовной сфере. Маяковский в «Юбилейном» обращается к Пушкину как к собеседнику, пытаясь осмыслить его значение в современном мире и найти параллели между их судьбами. Для Маяковского Пушкин — не столько романтический герой, сколько пример поэта, умеющего сочетать гениальность и связь с реальной жизнью. Ахматова же в своём стихотворении изображает Пушкина-отрока, бродящего по аллеям Царского Села, подчёркивая его юность и связь с местом, где он учился и формировался как поэт. Она видит в нём не столько мятежника, сколько романтический идеал поэта, связанный с местом его вдохновения. Таким образом, каждый из поэтов Серебряного века видит Пушкина по-своему: для Цветаевой он — мятежник и освободитель, для Маяковского — собеседник и современник, для Ахматовой — юный поэт, связанный с определённым местом и временем.
2. Прочитайте указанные в статье стихотворения Б. Ахмадулиной, посвящённые М. Цветаевой. Какие моменты биографии М. Цветаевой отражены в этих стихотворениях, какой в них предстаёт личность поэта? Присутствует ли в поэтических приёмах, используемых Б. Ахмадулиной в данных стихотворениях, «отзвук» поэтических приёмов М. Цветаевой?
В стихотворениях Ахмадулиной, посвящённых Цветаевой, ключевыми становятся не только биографические элементы, но и её глубокое понимание поэтической натуры Цветаевой.
Отражение моментов биографии М. Цветаевой
Белла Ахмадулина в своих стихотворениях акцентирует внимание на тех аспектах биографии Цветаевой, которые наиболее ярко раскрывают её трагическую судьбу. Прежде всего, это тема эмиграции, которая занимает центральное место в судьбе Цветаевой. Ахмадулина описывает разрыв между поэтессой и её Родиной, что для Цветаевой было не только физическим, но и духовным испытанием. Эмиграция становится символом потери, одиночества, невозможности соединиться с прошлым, но при этом Ахмадулина подчёркивает, что Цветаева в этих условиях не утратила своего дара и верности поэзии.
Другим важным моментом является возвращение Цветаевой на Родину в конце её жизни, которое, как известно, обернулось трагедией. Ахмадулина раскрывает боль и отчаяние Цветаевой, которая оказалась в безвыходной ситуации, не только потеряв близких, но и лишившись свободы творчества. Этой теме посвящены строки, в которых звучит скорбь о сломанной судьбе поэта. В то же время Ахмадулина видит в Цветаевой не просто жертву обстоятельств, но фигуру, чья сила духа и талант оказались выше жизненных трагедий.
Особое место занимает тема творческого подвига Цветаевой. Ахмадулина описывает её как поэта, для которого слово стало единственным спасением, средством сопротивления миру. Её творчество для Ахмадулиной — это не просто литературное явление, а высший акт духовного преодоления. Цветаева, по её мнению, стала символом несокрушимости, несмотря на внешние и внутренние конфликты, которые её терзали.
Какой в стихотворениях Ахмадулиной предстает личность Цветаевой
В стихах Беллы Ахмадулиной Цветаева предстает многогранной личностью. Ахмадулина подчеркивает её мятежный дух, силу, страсть и абсолютную верность себе. Цветаева описана как поэт, который всегда находился в борьбе — с властью, с окружающим миром, с самим собой. Ахмадулина видит в ней не просто великого поэта, но и человека, который сумел превратить свои страдания в искусство.
В стихотворениях Ахмадулиной чувствуется восхищение той внутренней свободой, которая была присуща Цветаевой. Ахмадулина обращает внимание на её уникальность, на то, как она, несмотря на тяжелейшие испытания, осталась верна своему поэтическому пути. Личность Цветаевой в этих стихах раскрывается через её страсть к жизни, её способность любить, её глубокую связь с Родиной, которая оставалась важной для неё даже в изгнании.
Ахмадулина изображает Цветаеву как символ противостояния миру, как фигуру, чья сила духа вдохновляет даже спустя десятилетия. Личность Цветаевой в её стихах обретает масштаб почти мифологический: она становится воплощением трагического и возвышенного начала в искусстве.
Присутствие «отзвуков» поэтических приёмов Цветаевой
В стихотворениях Беллы Ахмадулиной, посвящённых Цветаевой, явно прослеживается влияние поэтических приёмов самой Цветаевой. Ахмадулина, как и Цветаева, активно использует анжамбеман, который позволяет ей передавать динамику и напряжение. Этот приём создаёт ощущение внутреннего ритма, подчеркивает эмоциональную насыщенность строк.
Ахмадулина также заимствует у Цветаевой элементы ритмической свободы. В её стихах присутствует характерная для Цветаевой «рваная» структура строк, которая передаёт внутренние противоречия, сложность чувств и мыслей. Кроме того, она использует антитезу, которая была одним из ключевых инструментов Цветаевой, чтобы подчеркнуть противоречия и контрасты в судьбе поэта.
Метафорика Ахмадулиной также перекликается с поэтикой Цветаевой. Её образы глубоко символичны, они соединяют конкретное и абстрактное, земное и божественное. Например, в её стихах Цветаева описывается как фигура, стоящая на границе двух миров — земного и вечного. Этот подход восходит к символической системе Цветаевой, которая часто строила свои образы на сочетании противоположностей.
Наконец, в языке Ахмадулиной ощущается влияние афористичности Цветаевой. Её строки звучат как философские изречения, в которых заключена глубокая мысль. Этот приём помогает Ахмадулиной не только описывать личность Цветаевой, но и создавать обобщённый портрет поэта, чьё творчество стало воплощением самой идеи искусства.
Заключение
Белла Ахмадулина в своих стихотворениях не просто рассказывает о жизни и судьбе Марины Цветаевой, но и продолжает её поэтическую традицию, сохраняя её уникальный стиль. Она видит в Цветаевой символ свободы, трагедии и величия поэзии. Ахмадулина не только восхищается её талантом, но и разделяет её взгляды на поэзию как высшую форму искусства. Стихи Ахмадулиной, посвящённые Цветаевой, — это одновременно дань памяти и попытка осмыслить наследие одной из величайших поэтесс русской литературы.
3. Дискуссия. Личность М. Цветаевой в художественном фильме «Зеркала» (2013 г., реж. М. Мигунова).
Художественный фильм «Зеркала» (2013 год), режиссёра Марины Мигуновой, представляет собой биографическую ленту, посвящённую жизни и творчеству Марины Цветаевой. Этот фильм — не только рассказ о судьбе выдающейся поэтессы, но и глубокое размышление о её личности, роли поэта в обществе и противоречиях, которые были неотъемлемой частью её жизни. Личность Цветаевой в фильме раскрывается через призму её творчества, семейных взаимоотношений, исторического контекста и трагедий, сопровождавших её жизнь.
Фильм охватывает несколько ключевых этапов жизни Цветаевой. Особое внимание уделяется её эмиграции, годам, проведённым во Франции и Чехословакии, и её возвращению в Советский Союз. Этот период жизни Цветаевой насыщен драматизмом, связанным с внутренними конфликтами, политическими условиями, невозможностью реализовать себя в полной мере как поэтессы. Эмиграция становится для неё символом отчуждения, но, одновременно, она продолжает создавать шедевры, в которых боль и страсть обретают художественное выражение.
Одна из ключевых тем фильма — это осознание Цветаевой своей поэтической миссии. В ленте подчёркивается, что для Цветаевой творчество было не просто выражением мыслей и чувств, но высшим предназначением, которое стояло выше личных интересов, семейного счастья и даже самой жизни. Через многочисленные диалоги и сцены, связанные с её внутренними переживаниями, фильм показывает, насколько Цветаева была предана своему призванию. Она изображается как поэт, для которого слово становится оружием, мостом между внутренним миром и реальностью, средством борьбы с окружающими её сложностями.
Личность Цветаевой в «Зеркалах» также раскрывается через её отношения с близкими людьми. В фильме изображаются сложные и неоднозначные отношения с мужем Сергеем Эфроном, дочерью Ариадной, сестрой Анастасией. Это позволяет увидеть Цветаеву не только как великого поэта, но и как женщину, которая переживала утраты, разочарования и поиски человеческой близости. Фильм показывает её сложный характер, который сочетал в себе невероятную силу духа и ранимость, страсть и одиночество.
Особое внимание в фильме уделено теме трагической гибели Цветаевой. Режиссёр передаёт весь трагизм её последних дней через атмосферу безысходности, одиночества и невозможности найти выход из ситуации. Однако даже в этих обстоятельствах фильм подчёркивает её внутреннюю силу и стремление оставаться верной себе до конца.
Стилистика фильма также играет важную роль в создании образа Цветаевой. Режиссёр использует приёмы, позволяющие передать многослойность её личности. Визуальный ряд наполнен символизмом: зеркала, размытые отражения, границы света и тени подчёркивают внутренние противоречия и многогранность её натуры. Эмоциональная музыка и поэтические цитаты из произведений Цветаевой создают атмосферу, которая не просто рассказывает о поэтессе, но позволяет зрителю почувствовать её душу.
В дискуссии о личности Марины Цветаевой, представленной в фильме, важно отметить, что режиссёр пытается показать её не только как поэта, но и как человека, жившего в эпоху потрясений и глобальных перемен. Цветаева предстает как личность, которая остаётся современной даже в XXI веке, её поэзия продолжает вдохновлять, а её жизненный путь вызывает восхищение и сопереживание.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением