Ответы на вопросы на стр.167 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Проектно-исследовательские работы• Опыт анализа. Прочитайте стихотворение М. Цветаевой «Памяти Сергея Есенина». Как в этом стихотворении проявилось общее отношение М....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Проектно-исследовательские работы
• Опыт анализа. Прочитайте стихотворение М. Цветаевой «Памяти Сергея Есенина». Как в этом стихотворении проявилось общее отношение М. Цветаевой к образу поэта, отразившееся в её циклах, посвящённых Л. Блоку, А. Ахматовой, А. Пушкину? Проанализируйте стихотворение с точки зрения используемых художественных приёмов: какую роль играют в нём анжамбеманы (речевые переносы), знак тире и слова, выделенные курсивом? Как реализуется в нём типичный для М. Цветаевой приём антитезы? В чём своеобразие рифмовки данного стихотворения?
Анализ стихотворения М. Цветаевой «Памяти Сергея Есенина»
Стихотворение Марины Цветаевой «Памяти Сергея Есенина» представляет собой одновременно личное переживание и философское размышление о судьбе поэта, его значении для литературы и места в эпохе. В этом произведении Цветаева высказывает своё глубокое уважение к Сергею Есенину, подчеркивая, что его жизнь и творчество стали неотъемлемой частью культурного наследия. Оно перекликается с общим отношением Цветаевой к поэту как к особому явлению, которое, несмотря на трагический конец, остаётся значимым и вдохновляющим.
Общее отношение Цветаевой к образу поэта, отражённое и в циклах, посвящённых А. Блоку, А. Ахматовой, А. Пушкину, в данном стихотворении проявляется через её восприятие поэта как фигуры, превосходящей свою эпоху. Цветаева видит в поэте человека, который через свои произведения обретает бессмертие. Для неё важно не то, сколько прожил Есенин, а то, что он оставил в наследие своим читателям. Здесь звучит идея, что творчество, наполненное искренностью и болью, переживает своего создателя, становясь вечным.
Художественные приёмы в стихотворении
В стихотворении ярко проявляется использование анжамбеманов. Переносы строк усиливают динамику произведения, создавая ощущение непрерывного потока мысли, что характерно для лирики Цветаевой. Эти речевые переносы подчёркивают спонтанность и эмоциональность её размышлений, а также внутреннее противоречие, свойственное её стилю.
Особую роль играет использование знаков препинания, таких как тире, и выделенных курсивом слов. Тире в данном случае помогает акцентировать внимание на ключевых моментах, разделяя различные эмоциональные или философские аспекты её высказываний. Например, противопоставление «мало жил» и «много жил» подчеркивает антиномичность восприятия поэта и его судьбы. Выделенные курсивом слова («много жил», «песню дал») усиливают значимость каждого утверждения, делая акцент на тех моментах, которые для Цветаевой являются центральными в характеристике Есенина.
Приём антитезы
Типичный для Цветаевой приём антитезы в этом стихотворении играет ключевую роль. Она противопоставляет две идеи: краткость жизни и полноту её смысла через творчество. Фразы «мало жил» и «много жил», «мало дал» и «всё дал» создают напряжение, которое подчёркивает её восприятие поэзии как высшей формы существования, способной компенсировать даже короткую жизнь. Антитеза помогает Цветаевой показать, что истинное значение жизни поэта заключается не в её продолжительности, а в её наполненности.
Особенности рифмовки
Рифмовка стихотворения демонстрирует характерную для Цветаевой музыкальность и свободу. Используются необычные для классической поэзии рифмы, что делает стихотворение живым и эмоционально насыщенным. Ритм произведения кажется «ломаным», что подчёркивает драматизм и динамичность размышлений. Такая рифмовка сближает его с разговорной речью, что позволяет читателю почувствовать искренность и непосредственность поэтического высказывания.
Заключение
Стихотворение «Памяти Сергея Есенина» отражает глубокое уважение Марины Цветаевой к личности поэта и его творчеству. Оно показывает, как через анжамбеманы, антитезу, курсив и уникальную рифмовку Цветаева передаёт своё понимание судьбы Есенина. Для неё он — фигура, чьё значение выходит за рамки одной жизни или эпохи. Цветаева подчёркивает, что главное в поэте — это его песни, его творчество, которое продолжает жить и вдохновлять.
• Проект. Проследите, как меняется у М. Цветаевой образ покинутой России в стихотворениях «Рассвет на рельсах», «Русской ржи от меня поклон...», «Родина», «Тоска по родине! Давно...». Сделайте сообщение на тему «Образ родины в эмигрантской лирике М. Цветаевой и в романс В. Набокова „Машенька" или в цикле И. Бунина "Темные аллеи"».
Образ покинутой России в стихотворениях Марины Цветаевой и в эмигрантской литературе В. Набокова и Ивана Бунина
Тема родины занимает центральное место в творчестве Марины Цветаевой. Покинув Россию, поэтесса не только физически оказалась далеко от своей страны, но и глубоко переживала духовный разрыв с родной землёй. В её эмигрантской лирике образ покинутой России трансформируется от восторженно-ностальгического к философскому и трагическому осмыслению разлуки.
В стихотворении «Рассвет на рельсах» Цветаева создаёт образ России через символику движения, дороги и расставания. Здесь она описывает момент отрыва от родины как почти мифологическое событие. Рассвет, свет и движение поезда подчёркивают ощущение неизбежности разлуки, но в то же время сохраняется светлая грусть по отношению к оставленной родине. Россия здесь ещё остаётся символом родного дома, к которому она испытывает любовь и нежность.
В стихотворении «Русской ржи от меня поклон…» звучит нотка духовного преклонения перед русской природой. Здесь Цветаева связывает свою любовь к родине с её землёй, её пейзажами, которые становятся воплощением глубинных корней. Россия воспринимается как мать, как духовное пространство, которое поэтесса носит в своём сердце. Поклон ржи — это не только дань уважения, но и признание неразрывной связи с родной землёй, несмотря на физическую дистанцию.
В стихотворении «Родина» образ России становится более идеализированным, но уже с оттенком отстранённости. Цветаева размышляет о своей связи с родиной, пытаясь осмыслить, что значит быть вдали от неё. Россия в этом произведении — это не только страна, но и символ утраченного мира, к которому невозможно вернуться. Поэтесса одновременно тянется к родине и понимает, что эта связь больше существует в её памяти, чем в реальности.
Наконец, в стихотворении «Тоска по родине! Давно…» Цветаева выражает трагическое осознание утраты родины как физического и духовного пространства. Она признаёт, что больше не чувствует тоски по стране, которая для неё утратила своё живое значение. Это стихотворение пропитано горькой иронией и ощущением внутреннего разрыва. Россия становится для неё идеей, воспоминанием, но не реальной частью её нынешнего существования.
Образ родины в эмигрантской литературе В. Набокова и И. Бунина
Эта же тема звучит в эмигрантской прозе Владимира Набокова и Ивана Бунина. В романе «Машенька» Набоков создаёт образ родины через воспоминания главного героя, который тоскует по ушедшему времени и своему прошлому, связанному с Россией. Родина для Набокова — это не только географическое место, но и мир юности, любовь, утраченная безвозвратно. Его персонажи часто переживают внутренний конфликт, связанный с невозможностью вернуться в тот мир, который остался только в их памяти.
В цикле «Тёмные аллеи» Ивана Бунина тема родины также связана с воспоминаниями и потерей. Бунин описывает русскую природу, людей, традиции с особой любовью и трепетом, создавая образ России как утраченного рая. В его прозе ощущается горечь эмиграции, но также неподдельная благодарность за те мгновения счастья, которые были связаны с родной землёй.
Итог
И у Цветаевой, и у Набокова, и у Бунина образ родины трансформируется от светлой и трепетной любви к осознанию её утраты. Родина становится для них символом прошлого, идеей, которая продолжает жить в памяти и сердцах, несмотря на физическое расстояние. Эта тема объединяет их произведения, делая их частью общего культурного наследия эмиграции.
• Театрализованная постановка. «"Ты, меня любивший...": тема любви в поэзии М. Цветаевой», в которой могут быть освещены следующие моменты:
а) М. Цветаева и её верность идеализированному и героическому образу мужа Сергея Эфрона (стихотворения «С. Э.» («Я с вызовом ношу его кольцо...»), «На кортике своём: Марина...»)
Сценарий театрализованной постановки:
«Ты, меня любивший…»
Действие I. Пролог.
Темный зал. На сцене загорается мягкий свет, освещающий небольшой письменный стол с бумагами. Звучит фоновая музыка – тихие аккорды рояля. Входит Марина Цветаева. Она берет лист бумаги и читает, словно пишет стихотворение.
Марина (читает вслух):
«Я с вызовом ношу его кольцо…
Как талисман и клятву, и награду…
Он — мой герой, мой свет, моё лицо,
Моя душа и в этом жизни раду!»
Музыка становится громче, свет усиливается, за спиной Марины появляются образы воспоминаний – Сергей Эфрон в форме, сражающийся за свои убеждения. Его фигура словно в облаке, неподвижна, только взгляд его пронизывает пространство. Марина смотрит на него, словно видя перед собой.
Марина (обращаясь к зрителю):
Он всегда был для меня больше, чем муж. Больше, чем человек. Сергей — это моя клятва, мой выбор, моя сила. Мы всегда были связаны… даже в разлуке, даже во времени.
Действие II. Воспоминание о Сергее Эфроне.
Затемнение. На сцене появляется Сергей Эфрон – молодой, уверенный, в военной форме. Он стоит, держа в руке кортик. Марина смотрит на него с восхищением. За её спиной появляется стилизованный образ дома, символизирующий их любовь и семью.
Сергей (смотрит вдаль):
Я боролся за правду… и за тебя, Марина. Моё сердце было твоим даже тогда, когда я уходил. Я знал, что ты веришь в меня, и это давало мне силы.
Марина подходит ближе, словно хочет коснуться его, но между ними словно невидимая стена. Она говорит с нежностью, но с ноткой горечи.
Марина (с дрожью в голосе):
На кортике своём: «Марина…»
Как кровь и вечность вписано твоё имя.
Ты мой герой, мой друг, мой враг.
Ты — моя жизнь и её разрыв…
Сергей поворачивается к ней, опуская кортик. Их взгляды встречаются.
Сергей:
Я был не идеален, Марина. Но я любил тебя так, как мог. Ты — моя душа.
Действие III. Боль разлуки.
Затемнение. Сцена освещена приглушённым светом. Марина сидит за столом, пишет письмо. Она говорит тихо, словно сама с собой.
Марина (читающая):
«С. Э. — я с вызовом ношу его кольцо.
Мой свет, мой мрак, моё проклятие…»
Появляется фигура Сергея, которая исчезает в дымке. Марина протягивает руку, но не может его удержать. Музыка становится трагичнее.
Марина:
Ты, меня любивший,
Как никто, как всегда…
Ты оставил меня здесь,
Словно жертву своей судьбы.
Падает свет. Только голос Марины звучит в полной тишине.
Марина (едва слышно):
Любовь... Она была выше нас обоих. Она переживёт нас.
Эпилог.
Свет снова усиливается. Марина стоит одна на сцене, в руках её бумаги. Она смотрит в зал, как будто прощаясь, и читает строки:
«Я с вызовом ношу его кольцо…
И это — всё, что было, всё, что есть.
Любовь как вызов, боль, как счастье…
И это — мой венец, мой крест».
Музыка становится светлее. Завеса опускается.
Завершение.
Голос за кадром (Марина):
Любовь не умирает. Она остаётся в словах, в памяти, в сердце. Моя любовь — это Сергей. Навсегда.
б) отношения с К. Радзевичем (Родзевичем) - (стихотворения «Ты, меня любивший...», «Попытка ревности»)
Сценарий театрализованной постановки:
«Ты, меня любивший…»
Действие I. Пролог.
Затемненная сцена. Мягкий свет падает на письменный стол, где лежат бумаги. На сцене появляется Марина Цветаева, в руках — письмо. Она смотрит на него, словно на призрак прошлого. На заднем плане едва слышна грустная мелодия. Она начинает говорить, обращаясь к зрителям.
Марина:
Любовь… Какое странное слово. Оно одновременно исцеляет и ранит. Я писала о любви, потому что иначе не могла жить. Любовь для меня — это вызов, это борьба, это поэзия. И ты… Ты, меня любивший, как никто… Как всегда…
Музыка становится громче, за спиной Марины возникает смутный образ Константина Радзевича. Он стоит на расстоянии, смотрит на неё. Свет постепенно освещает его лицо.
Действие II. Встреча.
Сцена освещается полностью. Радзевич приближается к Марине. Их разговор строится на строках её стихотворений. Марина говорит с волнением, но сдержанно, словно борется со своими чувствами.
Радзевич:
Ты любишь? Нет, ты сама любовь.
Ты — как огонь, как буря. Ты горишь!
Марина:
А ты? Ты меня любил…
Но была ли я для тебя судьбой?
Радзевич делает шаг ближе, берёт её за руку. Его голос становится тише, но напряжённость растёт.
Радзевич:
Ты была моей стихией, Марина.
Но любовь — это всегда тень ревности…
Марина отстраняется, её голос резкий и громкий.
Марина:
Попытка ревности!
Нет, я не из тех, кто ищет доказательства.
Любовь не измерить, не связать цепями.
Она — как свет, как тьма… Она — выше всего!
Действие III. Конфликт.
На сцене сгущаются тени, музыка становится тревожной. Марина и Радзевич находятся на разных концах сцены. Они говорят, но их голоса звучат, словно из разных миров.
Марина:
Ты, меня любивший,
Ты — мой крик, мой вздох.
Ты — мой огонь, ты — моя боль.
Радзевич:
А ты? Ты любишь? Или любишь боль?
Ты убегаешь… Но бежишь ко мне.
Марина поворачивается к Радзевичу, смотрит прямо в его глаза.
Марина:
Ты — попытка ревности,
Ты — мой вопрос без ответа.
Я люблю — но как поэт,
А не как женщина…
Радзевич отступает назад, опускает взгляд, словно понимает, что она права. Музыка замирает, остаётся лишь её голос.
Действие IV. Разлука.
Свет становится тусклым. Марина стоит одна на сцене. Она держит в руках письмо и смотрит в зал, как будто вспоминая прошлое. Её голос звучит тихо, но уверенно.
Марина:
Ты, меня любивший,
Сгорел в моём пламени.
Но любовь — это не конец.
Любовь — это вечность.
Она кладёт письмо на стол и уходит вглубь сцены. Музыка возвращается, мягкая и грустная. За её спиной снова возникает образ Радзевича, но он исчезает, словно растворяясь в воздухе.
Эпилог.
Свет гаснет, остаётся только голос Марины, звучащий в тишине.
Марина (за кадром):
Любовь — это боль, но и свобода.
Она не терпит оков, она — крылья.
Ты, меня любивший…
Навсегда останешься частью моей души.
Завеса опускается.
в) М. Цветаева о женской судьбе в стихотворении «Вчера ещё в глаза глядел...»
Сценарий театрализованной постановки:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Действие I. Пролог.
Сцена окутана мягким светом. На заднем плане слышится приглушённый звук скрипки, создающий меланхоличное настроение. В центре сцены — Марина Цветаева, сидящая за столом. Перед ней разложены листы бумаги. Она держит в руках перо, затем начинает писать, как будто не замечая публики.
Марина (вслух, с горечью):
Вчера ещё в глаза глядел,
А нынче — всё косится в сторону!
Вчера ещё до птиц сидел, —
Всё жаворонки нынче — вороны!
На заднем плане начинают появляться образы прошлого. Тень мужчины (символ утраченной любви) приближается, но отходит в сторону, словно избегая её взгляда. Марина встаёт, её голос становится громче.
Марина:
Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времён:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»
Музыка усиливается, звучит как жалоба. Свет на сцене тускнеет, остаётся только на Марине.
Действие II. Любовь и боль.
Свет фокусируется на Марине, которая стоит в центре сцены. На заднем плане появляются фигуры женщин, символизирующих страдания всех времён. Они движутся медленно, шёпотом повторяя: «Мой милый, что тебе я сделала?»
Марина (обращается к зрителям и себе):
И слёзы ей — вода, и кровь — вода,
В крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха — Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.
Фигуры женщин исчезают, на сцене остаётся только Марина. Её голос становится глухим, но полным боли.
Марина:
Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Действие III. Разрыв.
Свет становится резким, словно разрезая сцену пополам. На одной стороне Марина, на другой — фигура мужчины. Они смотрят друг на друга, но не могут приблизиться.
Марина:
Вчера ещё — в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал, —
Жизнь выпала — копейкой ржавою!
Фигура мужчины отступает назад, растворяясь в тени. Музыка становится громче, словно символизируя её внутренний крик. Марина падает на колени.
Марина:
Детоубийцей на суду
Стою — немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала?»
Действие IV. Судьба женщины.
Свет снова становится мягче. Марина встаёт, её лицо выражает не только боль, но и твёрдость. На заднем плане появляются образы мебели — стул, кровать, как символы опустевшего дома.
Марина (спрашивает у предметов):
Спрошу я стул, спрошу кровать:
«За что, за что терплю и бедствую?»
«Отцеловал — колесовать:
Другую целовать», — ответствуют.
Образы исчезают, Марина снова остаётся одна. Она говорит с отчаянием и вызовом.
Марина:
Жить приучил в самом огне,
Сам бросил — в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе я сделала?
Действие V. Примирение.
Свет становится приглушённым, музыка затихает. На сцене снова появляется тень мужчины. Он стоит вдалеке, но теперь не уходит. Марина подходит к нему ближе, словно пытаясь простить.
Марина (с грустью):
Всё ведаю — не прекословь!
Вновь зрячая — уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.
Она смотрит в зал, а затем опускает голову, словно смиряясь с неизбежностью.
Марина:
Само — что дерево трясти! —
В срок яблоко спадает спелое…
— За всё, за всё меня прости,
Мой милый, — что тебе я сделала!
Эпилог.
Свет гаснет. На сцене остаётся только Марина. Её голос звучит за кадром.
Марина (за кадром):
Любовь и боль — две сестры.
Они всегда вместе, и в этом их сила.
Мой милый…
Что тебе я сделала?
Музыка затихает. Завеса опускается.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением