Ответы на вопросы на стр.168 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)







Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Русский язык и литература
1. Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано...», состоящее из трёх строф, представляет собой одно предложение. Составьте синтаксическую схему этого предложения. Сколько раз в нём используются причастный и сравнительный обороты, придаточное предложение, вводное предложение?
Стихотворение Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано...» представляет собой одно сложное предложение, насыщенное различными синтаксическими конструкциями.
Синтаксическая схема предложения:
[Дательный падеж + причастный оборот], [придаточное предложение], [деепричастный оборот], [сравнительный оборот], [сравнительный оборот], [деепричастный оборот], [сравнительный оборот], [дополнение], [определение], [дательный падеж + существительное], — [вводное предложение], — [причастный оборот] (придаточное предложение), [дательный падеж + существительное], [сравнительный оборот], [главное предложение].
Использованные синтаксические конструкции:
• Причастные обороты: 2 раза
o «написанным так рано»
o «разбросанным в пыли по магазинам»
• Сравнительные обороты: 3 раза
o «как брызги из фонтана»
o «как искры из ракет»
o «как маленькие черти»
• Придаточные предложения: 2 раза
o «что и не знала я, что я — поэт»
o «где их никто не брал и не берет»
• Вводные конструкции: 1 раз
o «— Нечитанным стихам! —»
2. Какие слова в стихотворениях «Моим стихам, написанным так рано...», «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...», «Я счастлива жить образцово и просто...», не являющиеся в обычной речи синонимами и антонимами, употребляются автором как поэтические синонимы и антонимы?
В стихотворениях «Моим стихам, написанным так рано...», «Я счастлива жить образцово и просто...», «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...» Марина Цветаева создаёт необычные лексические связи, наделяя слова новыми значениями и устанавливая между ними поэтические отношения, которые в обычной речи могут не восприниматься как синонимические или антонимические.
В стихотворении «Моим стихам, написанным так рано...» ключевыми образами становятся «юность» и «смерть». Эти понятия противоположны в их обыденном восприятии, но Цветаева соединяет их через поэзию, показывая, что юность и смерть — это два крайних состояния человеческой жизни, которые одинаково близки её стихам. Другой пример — слова «фонтан», «искра», «черти». На первый взгляд, они никак не связаны между собой, но в контексте стихотворения становятся синонимами, обозначающими энергию, порыв, внезапное появление.
В стихотворении «Я счастлива жить образцово и просто...» Цветаева играет с понятиями «образцово» и «сжато», «премудро» и «как всякая Божия тварь». Эти слова в обычной речи не противопоставляются друг другу напрямую, но в контексте стихотворения «образцово» приобретает оттенок идеала, порядка, а «сжато» подчёркивает дисциплину и ограниченность. Они становятся синонимами, отражающими гармонию жизни лирического героя.
В стихотворении «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...» слова «колыбель» и «могила» — яркий пример антонимов, которые в поэзии Цветаевой приобретают глубинный философский смысл: колыбель — символ начала жизни, могила — её завершения. Однако в контексте стихотворения эти понятия объединяются, показывая неразрывность жизни и смерти. Аналогичным образом соотносятся «земля» и «небо», «день» и «ночь», «лес» и «мир».
Эти примеры демонстрируют мастерство Цветаевой в создании поэтического языка. Она разрушает границы между словами, привычными в обыденной речи, и формирует новые смысловые связи, где синонимы и антонимы приобретают глубинный философский и эмоциональный заряд.
3. Выделите в стихотворении «Идёшь, на меня похожий...» все случаи использования деепричастных оборотов. Укажите в первых трёх строфах стихотворения случаи применения автором знака тирс вне правил русской пунктуации. С какой целью автор выделяет курсивом слово «была» в четвертой строфе?
В стихотворении Марины Цветаевой «Идёшь, на меня похожий...» используются следующие деепричастные обороты:
1. «Глаза устремляя вниз» (1-я строфа)
2. «Слепоты куриной и маков набрав букет» (2-я строфа)
3. «Главу опустив на грудь» (6-я строфа)
В первых трёх строфах автор применяет знак тире в следующих случаях:
• «Я их опускала — тоже!» (1-я строфа)
• «Прочти — слепоты куриной и маков набрав букет» (2-я строфа)
• «Не думай, что здесь — могила» (3-я строфа)
В этих примерах тире используется для усиления интонации, создания паузы и выделения ключевых мыслей, что выходит за рамки стандартных правил русской пунктуации.
В четвёртой строфе слово «была» выделено курсивом в строке «Я тоже была, прохожий!». Это подчёркивает факт, что лирическая героиня когда-то жила, как и прохожий, к которому она обращается. Выделение слова «была» акцентирует внимание на её прошлом существовании и создаёт эмоциональный отклик у читателя.
4. Укажите в стихотворениях «Поэт — издалека заводит речь...» (цикл «Поэт»), «Бич жандармов, бог студентов...» (цикл «Стихи к Пушкину»), «Тоска по родине! Давно...» просторечные слова и выражения, архаизмы, историзмы, индивидуально-авторские неологизмы, а также случаи использования тире вне правил русской пунктуации.
В стихотворениях Марины Цветаевой «Поэт — издалека заводит речь…», «Бич жандармов, бог студентов…» и «Тоска по родине!..» автор использует разнообразные стилистические средства: просторечия, архаизмы, историзмы, индивидуально-авторские неологизмы и тире, применённые вне правил стандартной русской пунктуации. Это помогает создать уникальный стиль и выразить сложные эмоциональные состояния.
Просторечные слова и выражения
1. В стихотворении «Поэт — издалека заводит речь…» можно выделить выражение «Крюк выморочит», которое звучит разговорно и передаёт оттенок бытовой небрежности. Также просторечным по своей природе является использование слов «размахнувшись с колокольни».
2. В «Бич жандармов, бог студентов…» встречаются разговорные и насмешливые обороты, такие как «Пушкин — в роли гувернера?» и «Поскакал бы, Всадник Медный». Они придают тексту саркастический и ироничный оттенок.
3. В «Тоска по родине!..» просторечные выражения, например, «Камчатским медведем без льдины», используют образность, характерную для обыденной речи.
Архаизмы и историзмы
1. В «Поэт — издалека заводит речь…» употреблены историзмы: «Бастилия» и «комета». Они связывают образ поэта с историческими и астрономическими событиями, что подчеркивает вечность и масштабность его роли.
2. В «Бич жандармов, бог студентов…» историзмы, такие как «Командор», «Самодержец», отсылают к историческим эпохам и символам власти.
3. В «Тоска по родине!..» используются образы, отсылающие к географическим понятиям: «Камчатский медведь» и «Казань». Это подчёркивает удалённость героя от Родины.
Индивидуально-авторские неологизмы
1. В «Поэт — издалека заводит речь…» словообразование «Кверх лбом» и «гривастая кривая» создаёт необычную, метафорическую образность, которая усиливает эмоциональное воздействие.
2. В «Бич жандармов, бог студентов…» используются авторские конструкции, такие как «русопята» и «африканский самовол». Эти слова подчёркивают уникальность восприятия Пушкина и его роли.
3. В «Тоска по родине!..» слово «остолбеневши» и фраза «всё — равно, и всё — едино» создают особую интонацию, выражающую равнодушие и отчуждение лирического героя.
Использование тире вне правил пунктуации
1. В «Поэт — издалека заводит речь…» тире применяется для создания пауз и акцентов, например: «Поэт — издалека заводит речь.» Это подчёркивает значимость и многозначность образа поэта.
2. В «Бич жандармов, бог студентов…» тире часто используется для ритмического деления строк: «Пушкин — в роли монумента?», «Пушкин — в роли мавзолея?». Такое употребление выделяет важные части текста.
3. В «Тоска по родине!..» тире подчёркивает эмоциональные паузы, усиливая драматизм: «Мне всё — равно, и всё — едино.»
Вывод
В каждом из трёх стихотворений Марина Цветаева мастерски использует разные лексические и стилистические средства для передачи своих идей. Просторечия придают текстам разговорную интонацию, архаизмы и историзмы — связь с культурным контекстом, а неологизмы и необычное использование тире делают стихотворения яркими и эмоционально насыщенными. Эти приёмы подчёркивают уникальность поэтического языка Цветаевой.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением