Ответы на вопросы на стр.168 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Русский язык и литература1. Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано...», состоящее из трёх строф, представляет собой одно предложение. Составьте синтаксическую...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Русский язык и литература
1. Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано...», состоящее из трёх строф, представляет собой одно предложение. Составьте синтаксическую схему этого предложения. Сколько раз в нём используются причастный и сравнительный обороты, придаточное предложение, вводное предложение?
Стихотворение Марины Цветаевой «Моим стихам, написанным так рано...» представляет собой одно сложное предложение, насыщенное различными синтаксическими конструкциями.
Синтаксическая схема предложения:
[Дательный падеж + причастный оборот], [придаточное предложение], [деепричастный оборот], [сравнительный оборот], [сравнительный оборот], [деепричастный оборот], [сравнительный оборот], [дополнение], [определение], [дательный падеж + существительное], — [вводное предложение], — [причастный оборот] (придаточное предложение), [дательный падеж + существительное], [сравнительный оборот], [главное предложение].
Использованные синтаксические конструкции:
• Причастные обороты: 2 раза
o «написанным так рано»
o «разбросанным в пыли по магазинам»
• Сравнительные обороты: 3 раза
o «как брызги из фонтана»
o «как искры из ракет»
o «как маленькие черти»
• Придаточные предложения: 2 раза
o «что и не знала я, что я — поэт»
o «где их никто не брал и не берет»
• Вводные конструкции: 1 раз
o «— Нечитанным стихам! —»
2. Какие слова в стихотворениях «Моим стихам, написанным так рано...», «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...», «Я счастлива жить образцово и просто...», не являющиеся в обычной речи синонимами и антонимами, употребляются автором как поэтические синонимы и антонимы?
В стихотворениях «Моим стихам, написанным так рано...», «Я счастлива жить образцово и просто...», «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...» Марина Цветаева создаёт необычные лексические связи, наделяя слова новыми значениями и устанавливая между ними поэтические отношения, которые в обычной речи могут не восприниматься как синонимические или антонимические.
В стихотворении «Моим стихам, написанным так рано...» ключевыми образами становятся «юность» и «смерть». Эти понятия противоположны в их обыденном восприятии, но Цветаева соединяет их через поэзию, показывая, что юность и смерть — это два крайних состояния человеческой жизни, которые одинаково близки её стихам. Другой пример — слова «фонтан», «искра», «черти». На первый взгляд, они никак не связаны между собой, но в контексте стихотворения становятся синонимами, обозначающими энергию, порыв, внезапное появление.
В стихотворении «Я счастлива жить образцово и просто...» Цветаева играет с понятиями «образцово» и «сжато», «премудро» и «как всякая Божия тварь». Эти слова в обычной речи не противопоставляются друг другу напрямую, но в контексте стихотворения «образцово» приобретает оттенок идеала, порядка, а «сжато» подчёркивает дисциплину и ограниченность. Они становятся синонимами, отражающими гармонию жизни лирического героя.
В стихотворении «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...» слова «колыбель» и «могила» — яркий пример антонимов, которые в поэзии Цветаевой приобретают глубинный философский смысл: колыбель — символ начала жизни, могила — её завершения. Однако в контексте стихотворения эти понятия объединяются, показывая неразрывность жизни и смерти. Аналогичным образом соотносятся «земля» и «небо», «день» и «ночь», «лес» и «мир».
Эти примеры демонстрируют мастерство Цветаевой в создании поэтического языка. Она разрушает границы между словами, привычными в обыденной речи, и формирует новые смысловые связи, где синонимы и антонимы приобретают глубинный философский и эмоциональный заряд.
3. Выделите в стихотворении «Идёшь, на меня похожий...» все случаи использования деепричастных оборотов. Укажите в первых трёх строфах стихотворения случаи применения автором знака тирс вне правил русской пунктуации. С какой целью автор выделяет курсивом слово «была» в четвертой строфе?
В стихотворении Марины Цветаевой «Идёшь, на меня похожий...» используются следующие деепричастные обороты:
1. «Глаза устремляя вниз» (1-я строфа)
2. «Слепоты куриной и маков набрав букет» (2-я строфа)
3. «Главу опустив на грудь» (6-я строфа)
В первых трёх строфах автор применяет знак тире в следующих случаях:
• «Я их опускала — тоже!» (1-я строфа)
• «Прочти — слепоты куриной и маков набрав букет» (2-я строфа)
• «Не думай, что здесь — могила» (3-я строфа)
В этих примерах тире используется для усиления интонации, создания паузы и выделения ключевых мыслей, что выходит за рамки стандартных правил русской пунктуации.
В четвёртой строфе слово «была» выделено курсивом в строке «Я тоже была, прохожий!». Это подчёркивает факт, что лирическая героиня когда-то жила, как и прохожий, к которому она обращается. Выделение слова «была» акцентирует внимание на её прошлом существовании и создаёт эмоциональный отклик у читателя.
4. Укажите в стихотворениях «Поэт — издалека заводит речь...» (цикл «Поэт»), «Бич жандармов, бог студентов...» (цикл «Стихи к Пушкину»), «Тоска по родине! Давно...» просторечные слова и выражения, архаизмы, историзмы, индивидуально-авторские неологизмы, а также случаи использования тире вне правил русской пунктуации.
В стихотворениях Марины Цветаевой «Поэт — издалека заводит речь…», «Бич жандармов, бог студентов…» и «Тоска по родине!..» автор использует разнообразные стилистические средства: просторечия, архаизмы, историзмы, индивидуально-авторские неологизмы и тире, применённые вне правил стандартной русской пунктуации. Это помогает создать уникальный стиль и выразить сложные эмоциональные состояния.
Просторечные слова и выражения
1. В стихотворении «Поэт — издалека заводит речь…» можно выделить выражение «Крюк выморочит», которое звучит разговорно и передаёт оттенок бытовой небрежности. Также просторечным по своей природе является использование слов «размахнувшись с колокольни».
2. В «Бич жандармов, бог студентов…» встречаются разговорные и насмешливые обороты, такие как «Пушкин — в роли гувернера?» и «Поскакал бы, Всадник Медный». Они придают тексту саркастический и ироничный оттенок.
3. В «Тоска по родине!..» просторечные выражения, например, «Камчатским медведем без льдины», используют образность, характерную для обыденной речи.
Архаизмы и историзмы
1. В «Поэт — издалека заводит речь…» употреблены историзмы: «Бастилия» и «комета». Они связывают образ поэта с историческими и астрономическими событиями, что подчеркивает вечность и масштабность его роли.
2. В «Бич жандармов, бог студентов…» историзмы, такие как «Командор», «Самодержец», отсылают к историческим эпохам и символам власти.
3. В «Тоска по родине!..» используются образы, отсылающие к географическим понятиям: «Камчатский медведь» и «Казань». Это подчёркивает удалённость героя от Родины.
Индивидуально-авторские неологизмы
1. В «Поэт — издалека заводит речь…» словообразование «Кверх лбом» и «гривастая кривая» создаёт необычную, метафорическую образность, которая усиливает эмоциональное воздействие.
2. В «Бич жандармов, бог студентов…» используются авторские конструкции, такие как «русопята» и «африканский самовол». Эти слова подчёркивают уникальность восприятия Пушкина и его роли.
3. В «Тоска по родине!..» слово «остолбеневши» и фраза «всё — равно, и всё — едино» создают особую интонацию, выражающую равнодушие и отчуждение лирического героя.
Использование тире вне правил пунктуации
1. В «Поэт — издалека заводит речь…» тире применяется для создания пауз и акцентов, например: «Поэт — издалека заводит речь.» Это подчёркивает значимость и многозначность образа поэта.
2. В «Бич жандармов, бог студентов…» тире часто используется для ритмического деления строк: «Пушкин — в роли монумента?», «Пушкин — в роли мавзолея?». Такое употребление выделяет важные части текста.
3. В «Тоска по родине!..» тире подчёркивает эмоциональные паузы, усиливая драматизм: «Мне всё — равно, и всё — едино.»
Вывод
В каждом из трёх стихотворений Марина Цветаева мастерски использует разные лексические и стилистические средства для передачи своих идей. Просторечия придают текстам разговорную интонацию, архаизмы и историзмы — связь с культурным контекстом, а неологизмы и необычное использование тире делают стихотворения яркими и эмоционально насыщенными. Эти приёмы подчёркивают уникальность поэтического языка Цветаевой.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением