Ответы на вопросы на стр.175-176 Часть 2 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)

Изображение Творческие задания. Стр. 175-1761. Подготовьте сообщение о предках писателя, его семье на основании «Воспоминаний» Л. Н. Толстого, мемуаров современников, «Материалов...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Презентация
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Творческие задания. Стр. 175-176
1. Подготовьте сообщение о предках писателя, его семье на основании «Воспоминаний» Л. Н. Толстого, мемуаров современников, «Материалов к биографии Л. Н. Толстого» его секретаря Н. Н. Гусева. Используйте видеоматериал по теме.
Сообщение о предках и семье Льва Николаевича Толстого
1. Род Толстых
Род Толстых имеет древние корни и ведёт своё начало от Андрея Карловича Толстого, выходца из Германии, поступившего на службу к Ивану Грозному. Впоследствии представители этого рода активно участвовали в жизни Российской империи. К XVII веку Толстые получили дворянский титул и закрепились в русской аристократии. Среди предков писателя были военные, государственные деятели и землевладельцы. Дед Толстого, Илья Андреевич Толстой, был известен как активный участник государственных дел.
Отец Льва Николаевича, Николай Ильич Толстой, служил офицером, участвовал в Отечественной войне 1812 года, был награждён за храбрость. Его образ как мужественного и благородного человека оказал влияние на писателя. Николай Ильич оставил детям большое наследство, но в то же время их ожидали финансовые трудности из-за необходимости содержать поместье.
2. Род Волконских
Мать Толстого, Мария Николаевна Волконская, происходила из знаменитого рода Волконских, известных своим участием в общественной и культурной жизни России. Род Волконских активно выступал против крепостного права и поддерживал реформы. Это сочетание аристократического достоинства и прогрессивных взглядов стало важной частью семейного наследия Льва Николаевича.
Мария Николаевна особенно выделялась как культурная, умная и чуткая женщина. Хотя Толстой потерял мать в раннем детстве, её воспоминания и семейные традиции сохранились в рассказах родственников.
3. Семейная жизнь и воспитание
Лев Николаевич был четвёртым из пятерых детей. После смерти матери (когда Льву было всего два года), а затем и отца, детей воспитывали родственники — тётки. Это создало в семье атмосферу строгости, но в то же время любви. Воспитание в аристократической среде сочеталось с привитием ценностей благородства и уважения к простым людям.
Тётя Александра Ильинична, особенно близкая Толстому, сыграла значительную роль в его воспитании. Именно от неё он услышал многие религиозные и философские размышления, которые позже нашли отражение в его творчестве.
4. Детство и влияние семьи на творчество
Детство Толстого прошло в имении Ясная Поляна, которое стало символом семейных традиций и основой его писательской деятельности. Именно здесь сформировалась его любовь к природе, наблюдения за жизнью крестьян, интерес к их труду и быту. Эти впечатления легли в основу произведений «Детство», «Отрочество», «Юность».
Потеря родителей в раннем возрасте сформировала в Толстом стремление осмыслить жизнь и смерть, найти гармонию между материальным и духовным миром. Образ его матери отразился в женских персонажах его произведений, таких как Наташа Ростова («Война и мир»). Отец стал прототипом многих сильных и волевых героев.
5. Традиции рода и их осмысление
Несмотря на гордость за своих предков, Толстой критически относился к их привилегиям. Уже в молодости он начал замечать несправедливость существующего социального строя. Это отразилось в его творчестве, где часто поднималась тема неравенства и страданий крестьян.
Толстой писал: «Мы, дворяне, обязаны своим положением не своим заслугам, а воле случая и власти, которую мы узурпировали». Эти слова подчёркивают его внутренний конфликт между наследием предков и его собственными этическими принципами.
6. Ясная Поляна — символ семейного уклада
Поместье Ясная Поляна стало для Толстого не только местом его детства, но и источником вдохновения на протяжении всей его жизни. Здесь он вернулся к осмыслению семьи, детства и человеческих взаимоотношений. Для Толстого Ясная Поляна символизировала традиции, природную гармонию и стремление к духовному росту.
Именно это место стало олицетворением его поисков внутреннего мира и правды, которые позже нашли отражение в его произведениях.
Таким образом, семья и предки Льва Николаевича Толстого оказали глубокое влияние на его мировоззрение и творчество. Сочетание аристократического воспитания, любви к природе и духовных поисков определило его путь как писателя, мыслителя и гуманиста.
2. Какой ответ Л. II. Толстой давал на вопрос, вынесенный им в заглавие статьи 1862 года: «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят»?
Л. Н. Толстой в своей статье 1862 года «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» высказывает мысль о том, что взрослые могут и должны учиться у крестьянских детей их естественности, искренности и простоте изложения. Толстой, основываясь на своём педагогическом опыте, приводит примеры сочинений крестьянских детей, написанных в его школе, и отмечает, что эти тексты обладают живостью и выразительностью, которых часто не хватает взрослым.
Толстой считал, что дети, не испорченные шаблонами и риторическими штампами, пишут с подлинным чувством и искренне передают свои мысли. Он отмечал, что в этих сочинениях присутствует та простота и естественность, которых зачастую не хватает взрослым, и это делает их литературно ценными. Таким образом, он заключал, что взрослые могут многому научиться у детей в умении писать живо и правдиво.
3. Какие варианты наименований романа-эпопеи Л. Н. Толстой отверг, прежде чем остановился на заглавии «Война и мир»? Что вы знаете о возможных источниках этого заглавия?
Л. Н. Толстой перед окончательным выбором названия «Война и мир» рассматривал несколько других вариантов наименования романа-эпопеи. Среди предложенных названий были «Три поры», что отражало идею смены эпох или жизненных этапов, а также «Всё хорошо, что хорошо кончается», что намекало на итоговую гармонию, к которой стремился автор. Однако эти названия не в полной мере отражали сложность и масштаб произведения, поэтому были отвергнуты.
Что касается источников вдохновения для названия «Война и мир», существует мнение, что Толстой мог отталкиваться от романа-притчи Александра Сумарокова «Война и мир» (1769), хотя текст Сумарокова носил совершенно иной характер и трактовал мир как противоположность войне. Для Толстого «мир» имел более глубокое значение: это не только противоположность войне, но и состояние гармонии, внутреннего порядка, достижение нравственного идеала.
Таким образом, выбор названия «Война и мир» подчёркивает центральную идею романа: поиск смысла жизни через осмысление конфликта, как внутреннего (нравственного), так и внешнего (социального и исторического).
4. В портретной характеристике персонажей (Наташа Ростова, Элен Курагина, Пьер Безухов, маленькая княгиня Лиза, княжна Марья, Анна Каренина, Катюша Маслова и др.) выделите и назовите деталь, которая постоянно повторяется автором, определяя этим восприятие изображаемого лица.
В портретных характеристиках персонажей Л. Н. Толстой часто использует детали, связанные с глазами и их выражением, чтобы подчеркнуть внутренний мир, эмоциональное состояние и нравственные черты героев. Эта деталь постоянно повторяется и становится ключевым элементом восприятия образов:
1. Наташа Ростова: её глаза описываются как большие, блестящие и выразительные, отражающие её искренность, живость и глубокую эмоциональность. Глаза Наташи становятся «зеркалом её души», подчёркивая её способность искренне любить и переживать.
2. Элен Курагина: Глаза Элен, напротив, лишены глубины и тепла. Толстой описывает их как холодные и бесстрастные, что подчёркивает её эгоизм, внутреннюю пустоту и отсутствие духовной близости с окружающими.
3. Пьер Безухов: Глаза Пьера часто описываются как добрые, открытые, но иногда рассеянные, что подчёркивает его внутренние поиски, неуверенность и стремление найти своё место в жизни.
4. Маленькая княгиня Лиза: Её глаза отличаются мягкостью и нежностью, что подчёркивает её хрупкость и женственность, но также наивность и неспособность справляться с жизненными трудностями.
5. Княжна Марья: Её глаза описываются как светлые и глубокие, излучающие доброту, внутреннюю силу и религиозное смирение. Толстой делает акцент на их «духовном свете», что подчёркивает нравственное величие Марьи.
6. Анна Каренина: Глаза Анны описываются как выразительные и притягательные, но по мере развития сюжета в них появляется тень трагизма. Толстой использует их, чтобы передать её внутренние страдания, сложную эмоциональную жизнь и борьбу с самой собой.
7. Катюша Маслова: Глаза Катюши сначала описываются как живые и игривые, отражающие её юношескую невинность. После жизненных испытаний они становятся тусклыми и печальными, что подчёркивает утрату ею чистоты и надежды.
Глаза на портретах Толстого выполняют функцию эмоционального и нравственного маркера, позволяя читателю глубже понять внутренний мир героев и их отношение к окружающему миру.
5. Проанализируйте самостоятельно сцену охоты во втором томе «Войны и мира», включая посещение дома дядюшки с известным описанием русской пляски в исполнении Наташи Ростовой. Раскройте социально-философский смысл этой сцены. Какую роль играет она в общем художественном строе романа-эпопеи?
Сцена охоты и последующее описание дома дядюшки с впечатлениями Наташи Ростовой играют ключевую роль в художественной структуре романа-эпопеи Л. Н. Толстого. Эти эпизоды являются одновременно проявлением глубокого философского осмысления национальной идеи и важным этапом развития персонажей.
Социально-философский смысл сцены
1. Связь с природой: охота — это не просто сюжетный эпизод, а сцена, раскрывающая глубокую гармонию человека и природы. Участники охоты, включая Ростовых, действуют в ритме окружающего мира, что подчёркивает идею Толстого о естественности и простоте как высших нравственных ценностях.
2. Национальный колорит: через охоту раскрывается связь героев с традициями русского быта. Этот эпизод насыщен описаниями обычаев, диалогами с простыми людьми (егерями, крестьянами), что подчёркивает национальный характер повествования.
3. Пейзаж Наташи: описание пейзажа глазами Наташи Ростовой отражает её тонкую душевную организацию и чувство гармонии. Она воспринимает природу как живое существо, что подчёркивает её близость к естественному началу, столь важному для понимания «русской души».
4. Символика дядюшкиного дома: дядюшкин дом становится символом уюта, тепла и единения с природой. Для героев, особенно для Наташи, это пространство, где стираются границы между общественным и личным, что позволяет почувствовать внутреннюю свободу.
Роль сцены в художественной структуре романа
1. Эмоциональная разрядка: после напряжённых событий охота и последующая сцена в доме дядюшки становятся своего рода паузой, позволяющей героям восстановить душевное равновесие.
2. Развитие героев: Наташа Ростова в этой сцене раскрывается как яркий представитель «русской души». Её реакция на пейзаж и атмосферу дома подчёркивает её чувствительность, любовь к простоте и искренность. Этот момент становится важным этапом её нравственного взросления.
3. Философия Толстого: сцена охоты отражает философские взгляды автора на гармонию человека и природы. Толстой показывает, как естественное, национальное и духовное соединяются в такие моменты, создавая целостную картину мира.
4. Единство мира: через эту сцену раскрывается центральная идея романа — связь между внутренним миром человека и окружающей действительностью. Охота и дом дядюшки становятся аллегорией мира, в котором человек может обрести гармонию, если остаётся в контакте с природой и традициями.
Таким образом, сцена охоты и последующий эпизод в доме дядюшки — это не только украшение повествования, но и важный философский и художественный элемент, который подчёркивает ключевые темы романа: единство человека с природой, национальные ценности и гармонию мира.
6. Подготовьте презентации по темам (на выбор):
• Ясная Поляна в жизни и творчестве Л. Н. Толстого.
• Л. Н. Толстой в портретах.
• Л. Н. Толстой в фотографиях.
• Художники — иллюстраторы романов Л. Н. Толстого («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»).
• Л. Н. Толстой и кинематограф (экранизация литературных произведений).
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением