Ответы на вопросы на стр.176 Часть 2 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)













Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Примерные темы сочинений. Стр. 176
1. Проблема народного героизма в романе Л. II. Толстого «Война и мир».
В сочинении следует раскрыть специфику народного героизма, который, по мысли писателя, стал нравственным эталоном поведения человека на войне благодаря от-сутствию тщеславия у различных представителей народа, участвующих в военных событиях, стремлению изгнать врага, духовному целомудрию, определённому в рассказе «Севастополь в декабре...» как «стыдливость перед собственным достоинством».
Проблема народного героизма в романе
Л. Н. Толстого «Война и мир»
Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» охватывает несколько исторических периодов, включая события Отечественной войны 1812 года. Одной из ключевых тем произведения является народный героизм, который автор рассматривает через призму духовных, нравственных качеств человека. В «Войне и мире» Толстой раскрывает идею о том, что настоящие герои — это люди, которые совершают подвиги не ради личной славы, а во имя служения своей родине, народу и общей цели. Подобный героизм раскрывается не только в образах высокопоставленных военачальников, таких как Кутузов или Наполеон, но и в образах простых людей, рядовых солдат и мирных граждан.
В первых главах романа Толстой вводит народных героев, таких как, например, Платон Каратаев. Этот простой крестьянин, солдат, является одним из ярких воплощений народного героизма, символизируя несгибаемую силу духа, любовь к родной земле, верность своему делу и своему народу. Каратаев не совершает подвигов в традиционном понимании этого слова, но в его жизни важен каждый поступок, каждая мысль, направленная на сохранение человеческого достоинства в самых жестоких условиях войны. Он несёт в себе тот внутренний свет, который помогает не только ему, но и другим людям преодолевать трудности, оставаться людьми даже в самых безнадёжных ситуациях.
Героизм народа в «Войне и мире» не ограничивается только участием в боевых действиях. Толстой раскрывает героизм как духовную стойкость, способность человека сохранять свою нравственную чистоту даже в условиях жестокой войны. Народный герой, по мнению Толстого, — это тот, кто в своей жизни не делит мир на «своих» и «чужих», а действует в интересах общего блага. В этом плане интересно рассматривать образ Пьера Безухова, который, несмотря на своё высокое положение, долго не может найти своё место в мире. Однако по мере взросления, осознавая ответственность за судьбы других людей, он в конце концов становится настоящим героем — человеком, который, подобно народу, готов служить не только себе, но и своим товарищам, своей стране.
На протяжении всего романа Толстой противопоставляет народный героизм героизму элит, военных и политических лидеров. Если для Наполеона или Петра I война была средством достижения личных амбиций, то для Платона Каратаева и многих других простых солдат она стала реальной борьбой за выживание, за будущее своей родины. На войне народ проявляет свою героическую сущность не в подвиге как таковом, а в силе духа, способности идти до конца, несмотря на угрозы и трудности, в осознании того, что каждый их шаг важен для победы.
Кроме того, в романе Толстой также поднимает тему нравственного выбора, который часто предстоял не только высшему командованию, но и обычным людям. В «Севастопольских рассказах» и романе «Война и мир» героизм подаётся не только как подвиг, но и как внутреннее преображение личности, как способность сделать правильный выбор, даже если этот выбор жесток и труден. Для Толстого героизм — это личностное развитие, когда человек осознаёт свою роль в истории, в контексте своей страны и своего народа.
Таким образом, в «Войне и мире» проблема народного героизма раскрывается через образы простых людей, готовых внести свой вклад в борьбу за будущее страны. Этот героизм не столь ярко выражен внешне, как героизм военачальников, но гораздо более глубок, укоренён в самой сути народного духа. Это не героизм, основанный на славе и наградах, но героизм, исходящий из глубины сердца, из того, что человек действует не ради себя, а ради всех, кто с ним, ради будущего своей родины.
2. Анна Каренина и Татьяна Ларина.
Тема предполагает сопоставительный анализ разделённых полувековым промежутком произведений Л. Н. Толстого и А. С. Пушкина с точки зрения проблемы нравственной ответственности главных героинь, оказавшихся перед выбором между любовью, честью, долгом, счастьем других людей.
Анна Каренина и Татьяна Ларина
Сравнительный анализ образов главных героинь Л. Н. Толстого и А. С. Пушкина является интересной темой для исследования проблемы нравственного выбора и ответственности. Образы Анны Карениной и Татьяны Лариной пересекаются в ряде важных аспектов, однако каждая из этих женщин по-разному подходит к решению судьбоносных моральных дилемм. Они обе оказываются перед выбором между любовью и долгом, счастьем для себя и счастьем других людей. Однако их поступки и финалы, к которым они приходят, ярко демонстрируют разницу в их характерах и судьбах, что имеет глубокий философский подтекст.
Анна Каренина, главная героиня одноимённого романа Толстого, — это женщина, разрывающаяся между обществом, его правилами и собственными желаниями. Её жизнь и поступки находятся под влиянием страстей, которые в конце концов приводят её к трагическому финалу. Анна выбирает любовь к Вронскому, несмотря на общественное осуждение и угрозу разрушения своей семьи, и этот выбор становится решающим моментом в её жизни. Она стремится к счастью, но её путь заканчивается трагедией, что символизирует глубокую моральную дилемму, с которой сталкиваются многие люди, оказавшиеся в ловушке между личным счастьем и долгом перед обществом. Анна Каренина — яркий пример того, как непростое решение может привести к внутреннему конфликту и разрушению личности.
С другой стороны, Татьяна Ларина, героиня пушкинского романа «Евгений Онегин», является воплощением другого типа женского характера. Она более сдержанна и отдаёт предпочтение долгу, традициям и моральным принципам. Когда Татьяна сталкивается с трудным выбором между любовью к Онегину и долгом перед семьёй, она решает сохранить верность себе и своим идеалам, несмотря на свои чувства. Её отказ от Онегина в конце романа является примером того, как можно пожертвовать личным счастьем ради уважения к обществу и моральной честности. Это решение делает Татьяну сильным и достойным человеком в глазах читателя, несмотря на её страдания. В отличие от Анны, Татьяна не нарушает социальных норм и не идёт на риск, что противопоставляет её героине Толстого.
Сравнивая этих двух женщин, можно увидеть, как Пушкин и Толстой по-разному подходят к изображению женской судьбы и морального выбора. Анна Каренина олицетворяет собой трагический конфликт между личными желаниями и общественными нормами, который не может быть разрешён без жертв. В свою очередь, Татьяна Ларина, несмотря на свою любовь, выбирает путь честности и верности, что подчёркивает её силу духа. В обоих случаях женщины сталкиваются с дилеммой, однако их реакция на неё, как и конечные последствия их решений, радикально различаются. Образ Анны Карениной углубляет идею о невозможности гармонии между личным счастьем и социальными обязанностями, в то время как Татьяна является примером того, как можно сохранить свою моральную целостность, не поддаваясь соблазнам и не совершая нравственных нарушений.
Таким образом, в произведениях Толстого и Пушкина поднимается важная тема выбора между любовью и долгом, личным счастьем и общественными требованиями. Анна Каренина и Татьяна Ларина, будучи главными женскими персонажами своих произведений, демонстрируют два разных подхода к решению этой проблемы, что делает их образами, с которыми читатель может соотнести свои личные переживания и взгляды на жизнь.
3. Отечественная война 1812 года в судьбах героев романа «Война и мир».
Тема имеет литературоведческий характер. Наряду с проникновением в закономерности жизненного пути героев Толстого она предполагает привлечение теоретических сведений, связанных с жанром романа и спецификой воплощения этого жанра в произведении Л. Н. Толстого.
Отечественная война 1812 года в судьбах героев романа
«Война и мир»
Отечественная война 1812 года является важнейшим элементом романа Льва Толстого «Война и мир». В произведении война не просто описана как историческое событие, она вплетается в судьбы героев, меняет их жизни, открывает перед ними новые нравственные и философские горизонты. Толстой не ограничивается лишь фактическим описанием хода войны, он исследует её влияние на человеческие судьбы, психику и поведение героев, раскрывая их внутренние переживания и изменения в контексте исторических событий.
Одним из главных аспектов романа является то, как война влияет на персонажей. Нашествие Наполеона становится для них не только трагедией, но и временем духовного становления. Через столкновение с ужасами войны Толстой показывает, как меняется сознание героев, как они взрослеют, теряют иллюзии, а некоторые переживают глубокие личностные трансформации. Например, для Пьера Безухова война становится временем духовного очищения и поиска смысла жизни. Его путешествия и участие в сражениях, несмотря на физические страдания, становятся для него поводом для размышлений и личностных откровений. Толстой акцентирует внимание на том, как переживания во время войны способствуют развитию героев и их нравственному очищению.
Кроме того, война становится катализатором перемен в отношениях между героями. Военная обстановка влияет на их семейные связи, на отношения любви и дружбы. Например, Пьер, испытывающий неуверенность в своей жизни и судьбе, по-новому смотрит на свою роль в мире, что даёт ему внутреннюю силу для преодоления трудностей. Напротив, для Андрея Болконского война становится моментом духовного разочарования. Сражения и смерть на поле боя приводят к тому, что он глубоко утрачивает иллюзии о смысле жизни и человеческих ценностях. Он начинает искать более глубокие истины, подвергая сомнению прежние взгляды и мироощущение.
Война также служит мощным фоном для более широких философских размышлений Толстого о судьбе народа, о смысле жизни, о политических и моральных вопросах. В романе Толстой исследует роль отдельных людей в истории, задаваясь вопросом о том, как великие события, такие как война, влияют на жизнь простых людей. Герои «Войны и мира» не только непосредственно участвуют в военных действиях, но и воспринимают их как неизбежную часть жизни, что свидетельствует о цикличности истории и судьбы.
Таким образом, война 1812 года в романе Льва Толстого является не просто фоном для событий, но и важным элементом, который значительно меняет героев. Толстой показывает, как в момент кризиса человек открывает для себя истину, ставит перед собой новые цели и принципы. Война в произведении становится не только испытанием для героев, но и важным этапом их духовного и нравственного роста.
4. «Мысль народная» в романе «Война и мир».
Несмотря на то что определение «мысль народная» имеет чёткое историческое, философское и этическое содержание, письменную работу можно рассматривать как сочинение на свободную тему вследствие широкого охвата явлений и большого выбора примеров.
«Мысль народная» в романе «Война и мир»
Одной из ключевых тем романа Льва Толстого «Война и мир» является «мысль народная», которая пронизывает всё произведение. Толстой не ограничивается показом лишь отдельных исторических событий или судеб героев, он строит свой роман таким образом, чтобы в нем воссоздавалась целая картина народного сознания, его философии и восприятия окружающего мира. Смыслом жизни отдельных персонажей является не только их собственное становление, но и поиск гармонии с тем, что они воспринимают как «народный дух», представляя собой единое целое.
Толстой отображает эту «мысль народную» через действия множества различных персонажей, символизируя разные слои общества. В романе находим как дворян, так и крестьян, купцов и солдат, каждый из которых в какой-то момент сталкивается с общей для народа целью или чаянием. Но наибольшее внимание Толстой уделяет войне, которая становится тем катализатором, который заставляет многих героев задуматься о том, что они должны делать ради народа и своей родины. Наполеоновское нашествие, будучи таким масштабным событием, влияет на всех без исключения, заставляя каждого понять свою роль в истории, в войне и в жизни страны в целом. Это не только разрушение привычного порядка, но и момент глубоких изменений, как личных, так и общественных.
Что касается самой «мысли народной», то для Толстого важно, чтобы это понятие не ограничивалось только философией народа, его ценностями или идеями, но, чтобы оно охватывало и физическую реальность, проявляясь в действиях каждого человека, в его поступках. «Мысль народная» для Толстого — это не абстрактная категория, а живая, действующая сила, которая проявляется в каждом акте борьбы, в каждом решении, которое принимает человек в условиях войны. Главная идея Толстого заключается в том, что в критические моменты истории народ как целое объединяется для того, чтобы осуществить важную миссию, и именно эта «мысль народная» становится движущей силой истории.
Толстой также акцентирует внимание на том, как разница в восприятии народа и представителей власти может повлиять на ход событий. Для многих представителей высших классов войны 1812 года были лишь частью политической игры, борьбы за власть и территорию, однако для простых людей она имела более глубокий смысл — это было выражение любви к родине, желание защищать её. Разница в мотивации и восприятии войны — это также часть обсуждаемой Толстым «мысли народной».
Таким образом, «мысль народная» в романе Толстого «Война и мир» — это не просто философская идея, это живое выражение народа, который, несмотря на разные социальные и политические взгляды, объединяется в самые важные моменты для осуществления своих целей. В романе это находит отражение в действиях персонажей, а также в их восприятии войны, жизни и смысла существования.
5. Человек и история в романе «Война и мир».
Тема предполагает умение ориентироваться в системе основных понятий философии истории Л. Н. Толстого, а также способность выработать и изложить собственную точку зрения на поставленный вопрос.
Человек и история в романе «Война и мир»
В романе Льва Толстого «Война и мир» тема человека и его связи с историей занимает центральное место. Толстой поднимает философский вопрос о месте личности в историческом процессе, о том, насколько человек способен повлиять на ход истории. В то же время он показывает, как история, в свою очередь, воздействует на судьбы людей, формируя их характер, мировоззрение и поведение. Этот вопрос также затрагивает взаимодействие личной воли и общественного сознания, соединяя их в единое целое, создавая сложную картину, где личность и история переплетаются друг с другом.
Толстой в своем произведении ищет ответ на вопрос: что такое история, что из себя представляет исторический процесс, и какова роль отдельного человека в этом процессе. Он противопоставляет два подхода: согласно одному из них человек является главным действующим лицом истории, определяющим её ход, а согласно другому — история развивается по своим законам, независимо от воли человека. В романе «Война и мир» Толстой создает сложную картину этого взаимодействия, показывая как крупные исторические события, такие как война 1812 года, меняют судьбы простых людей и влияют на их восприятие мира.
С точки зрения Толстого, человек может не осознавать своей роли в глобальном историческом процессе. Множество событий происходят без вмешательства отдельных личностей, и именно народный дух, коллективное сознание и сила общественного мнения формируют историю, а не конкретные люди. Однако в то же время Толстой также подчеркивает, что на личном уровне человек все равно влияет на свою судьбу и на судьбы окружающих его людей. Этот момент находит отражение в судьбах главных героев романа, таких как Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова.
Важной темой романа является размышление о том, как личная ответственность и моральный выбор человека соотносятся с историческими событиями. Толстой подчеркивает, что индивидуальные поступки, даже в масштабах войны, могут изменить ход событий и повлиять на то, как история будет восприниматься. Человеческие отношения, такие как любовь, верность, долг, честь, становятся теми цементирующими силами, которые влияют на развитие событий и придают им глубину. Например, действия Пьера, который становится во время войны искренним патриотом, оказывают воздействие как на его судьбу, так и на судьбы других людей.
Тема связи человека и истории в романе «Война и мир» не ограничивается только личностным выбором. Толстой исследует и вопрос того, как история делает людей частью чего-то большего. Он показывает, как события, происходящие в масштабах страны и мира, изменяют облик человеческих судеб, подталкивают к новым выбором, новым путям. В этом смысле персонажи романа становятся живым примером того, как влияние истории на личность не всегда очевидно, но обязательно происходит.
Толстой не дает четких ответов на вопросы о месте человека в истории, но создает глубокий, многослойный анализ, который позволяет читателю самому сделать выводы. Роман «Война и мир» предоставляет читателю возможность понять, что человек — это не просто часть истории, но и её активный участник, который оставляет свой след в ней через свои действия и решения.
6. «Ум ума» и «ум сердца» (по фетовскому определению) героев романов «Война и мир» и «Анна Каренина».
Тема предполагает сочетание литературоведческого анализа текста в плане характеристики личностных качеств героев романа с размышлением об оппозиции «ума» и «сердца» в мировосприятии Л. Н. Толстого и выражение собственного взгляда на эту проблему.
«Ум ума» и «ум сердца» (по фетовскому определению) героев романов «Война и мир» и «Анна Каренина»
Вопрос о соотношении разума и чувств в произведениях Льва Толстого — это один из ключевых аспектов его философии. Толстой в своих романах мастерски изображает внутреннюю борьбу персонажей, показывая, как их ум и чувства соотносятся с их действиями и судьбами. В рамках этой проблемы важнейшее место занимают два романа: «Война и мир» и «Анна Каренина», где через образы главных героев раскрывается сложная динамика соотношения разума и сердца.
В романе «Война и мир» Толстой изображает героя, который действует согласно своим внутренним убеждениям и моральному выбору. К примеру, Андрей Болконский, один из главных персонажей, представляет собой человека, в котором ум и чувства находятся в постоянном конфликте. Болконский, первоначально ориентируясь на военную доблесть, часто вступает в схватку с собой. Его ум — рационален и честен — он стремится к идеалам долга и чести, а его сердце, полное любви и страсти, противостоит этим холодным и расчетливым побуждениям. Трудно не заметить, как его отношения с Наташей Ростовой, основанные на истинных чувствах, меняют его взгляд на жизнь и заставляют его переосмыслить собственную роль в мире.
В свою очередь, Пьер Безухов, противоположный Андрей, является тем персонажем, в котором ум и чувства гармонично сливаются в поисках истины и справедливости. Его путь проходит через осознание жизненных истин, через поиск смысла жизни, который осуществляется не только через размышления, но и через поступки. Ум Пьера, часто подверженный сомнениям и внутренним терзаниям, сталкивается с его чувствами, и через это он находит свой путь, который, в конечном счете, является путём любви и служения людям. Таким образом, Пьер символизирует собой того человека, у которого «ум сердца» становится его внутренней истиной.
В романе «Анна Каренина» концепция «ум сердца» ещё более явно проявляется через образ главной героини. Анна, в отличие от Наташи Ростовой или других персонажей романа, является воплощением трагического выбора между общественным долгом и личной страстью. Ее ум, осознающий всю социальную тяжесть ее положения, не может победить страсть, которая горит в ее сердце. В отличие от Болконского, она не может найти компромисс между разумом и чувствами, и ее трагедия заключается в неспособности гармонично объединить эти два аспекта своей личности. В какой-то момент Анна осознает свою неудачу в поиске гармонии и делает роковой выбор, который приводит к ее гибели. Она становится символом того, что чувство, лишенное разума, может привести к разрушению.
Таким образом, оба романа Толстого демонстрируют идею об амбивалентности человеческой природы, где ум и чувства находятся в постоянной борьбе, и не всегда удается найти золотую середину. Однако персонажи, такие как Пьер, показывают, что только через гармонию разума и чувств человек может достичь внутренней свободы и счастья. В то время как персонажи, как Анна, иллюстрируют разрушительные последствия отрывочности и несовместимости разума и сердца.
Толстой, таким образом, обращается к важнейшему философскому вопросу — как ум и чувства, взаимодействуя в жизни человека, способны привести к истинной гармонии или разрушению.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением