Ответы на вопросы на стр.176 Часть 2 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)

Изображение Примерные темы сочинений. Стр. 1761. Проблема народного героизма в романе Л. II. Толстого «Война и мир».В сочинении следует раскрыть специфику народного героизма,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Примерные темы сочинений. Стр. 176
1. Проблема народного героизма в романе Л. II. Толстого «Война и мир».
В сочинении следует раскрыть специфику народного героизма, который, по мысли писателя, стал нравственным эталоном поведения человека на войне благодаря от-сутствию тщеславия у различных представителей народа, участвующих в военных событиях, стремлению изгнать врага, духовному целомудрию, определённому в рассказе «Севастополь в декабре...» как «стыдливость перед собственным достоинством».
Проблема народного героизма в романе
Л. Н. Толстого «Война и мир»
Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» охватывает несколько исторических периодов, включая события Отечественной войны 1812 года. Одной из ключевых тем произведения является народный героизм, который автор рассматривает через призму духовных, нравственных качеств человека. В «Войне и мире» Толстой раскрывает идею о том, что настоящие герои — это люди, которые совершают подвиги не ради личной славы, а во имя служения своей родине, народу и общей цели. Подобный героизм раскрывается не только в образах высокопоставленных военачальников, таких как Кутузов или Наполеон, но и в образах простых людей, рядовых солдат и мирных граждан.
В первых главах романа Толстой вводит народных героев, таких как, например, Платон Каратаев. Этот простой крестьянин, солдат, является одним из ярких воплощений народного героизма, символизируя несгибаемую силу духа, любовь к родной земле, верность своему делу и своему народу. Каратаев не совершает подвигов в традиционном понимании этого слова, но в его жизни важен каждый поступок, каждая мысль, направленная на сохранение человеческого достоинства в самых жестоких условиях войны. Он несёт в себе тот внутренний свет, который помогает не только ему, но и другим людям преодолевать трудности, оставаться людьми даже в самых безнадёжных ситуациях.
Героизм народа в «Войне и мире» не ограничивается только участием в боевых действиях. Толстой раскрывает героизм как духовную стойкость, способность человека сохранять свою нравственную чистоту даже в условиях жестокой войны. Народный герой, по мнению Толстого, — это тот, кто в своей жизни не делит мир на «своих» и «чужих», а действует в интересах общего блага. В этом плане интересно рассматривать образ Пьера Безухова, который, несмотря на своё высокое положение, долго не может найти своё место в мире. Однако по мере взросления, осознавая ответственность за судьбы других людей, он в конце концов становится настоящим героем — человеком, который, подобно народу, готов служить не только себе, но и своим товарищам, своей стране.
На протяжении всего романа Толстой противопоставляет народный героизм героизму элит, военных и политических лидеров. Если для Наполеона или Петра I война была средством достижения личных амбиций, то для Платона Каратаева и многих других простых солдат она стала реальной борьбой за выживание, за будущее своей родины. На войне народ проявляет свою героическую сущность не в подвиге как таковом, а в силе духа, способности идти до конца, несмотря на угрозы и трудности, в осознании того, что каждый их шаг важен для победы.
Кроме того, в романе Толстой также поднимает тему нравственного выбора, который часто предстоял не только высшему командованию, но и обычным людям. В «Севастопольских рассказах» и романе «Война и мир» героизм подаётся не только как подвиг, но и как внутреннее преображение личности, как способность сделать правильный выбор, даже если этот выбор жесток и труден. Для Толстого героизм — это личностное развитие, когда человек осознаёт свою роль в истории, в контексте своей страны и своего народа.
Таким образом, в «Войне и мире» проблема народного героизма раскрывается через образы простых людей, готовых внести свой вклад в борьбу за будущее страны. Этот героизм не столь ярко выражен внешне, как героизм военачальников, но гораздо более глубок, укоренён в самой сути народного духа. Это не героизм, основанный на славе и наградах, но героизм, исходящий из глубины сердца, из того, что человек действует не ради себя, а ради всех, кто с ним, ради будущего своей родины.
2. Анна Каренина и Татьяна Ларина.
Тема предполагает сопоставительный анализ разделённых полувековым промежутком произведений Л. Н. Толстого и А. С. Пушкина с точки зрения проблемы нравственной ответственности главных героинь, оказавшихся перед выбором между любовью, честью, долгом, счастьем других людей.
Анна Каренина и Татьяна Ларина
Сравнительный анализ образов главных героинь Л. Н. Толстого и А. С. Пушкина является интересной темой для исследования проблемы нравственного выбора и ответственности. Образы Анны Карениной и Татьяны Лариной пересекаются в ряде важных аспектов, однако каждая из этих женщин по-разному подходит к решению судьбоносных моральных дилемм. Они обе оказываются перед выбором между любовью и долгом, счастьем для себя и счастьем других людей. Однако их поступки и финалы, к которым они приходят, ярко демонстрируют разницу в их характерах и судьбах, что имеет глубокий философский подтекст.
Анна Каренина, главная героиня одноимённого романа Толстого, — это женщина, разрывающаяся между обществом, его правилами и собственными желаниями. Её жизнь и поступки находятся под влиянием страстей, которые в конце концов приводят её к трагическому финалу. Анна выбирает любовь к Вронскому, несмотря на общественное осуждение и угрозу разрушения своей семьи, и этот выбор становится решающим моментом в её жизни. Она стремится к счастью, но её путь заканчивается трагедией, что символизирует глубокую моральную дилемму, с которой сталкиваются многие люди, оказавшиеся в ловушке между личным счастьем и долгом перед обществом. Анна Каренина — яркий пример того, как непростое решение может привести к внутреннему конфликту и разрушению личности.
С другой стороны, Татьяна Ларина, героиня пушкинского романа «Евгений Онегин», является воплощением другого типа женского характера. Она более сдержанна и отдаёт предпочтение долгу, традициям и моральным принципам. Когда Татьяна сталкивается с трудным выбором между любовью к Онегину и долгом перед семьёй, она решает сохранить верность себе и своим идеалам, несмотря на свои чувства. Её отказ от Онегина в конце романа является примером того, как можно пожертвовать личным счастьем ради уважения к обществу и моральной честности. Это решение делает Татьяну сильным и достойным человеком в глазах читателя, несмотря на её страдания. В отличие от Анны, Татьяна не нарушает социальных норм и не идёт на риск, что противопоставляет её героине Толстого.
Сравнивая этих двух женщин, можно увидеть, как Пушкин и Толстой по-разному подходят к изображению женской судьбы и морального выбора. Анна Каренина олицетворяет собой трагический конфликт между личными желаниями и общественными нормами, который не может быть разрешён без жертв. В свою очередь, Татьяна Ларина, несмотря на свою любовь, выбирает путь честности и верности, что подчёркивает её силу духа. В обоих случаях женщины сталкиваются с дилеммой, однако их реакция на неё, как и конечные последствия их решений, радикально различаются. Образ Анны Карениной углубляет идею о невозможности гармонии между личным счастьем и социальными обязанностями, в то время как Татьяна является примером того, как можно сохранить свою моральную целостность, не поддаваясь соблазнам и не совершая нравственных нарушений.
Таким образом, в произведениях Толстого и Пушкина поднимается важная тема выбора между любовью и долгом, личным счастьем и общественными требованиями. Анна Каренина и Татьяна Ларина, будучи главными женскими персонажами своих произведений, демонстрируют два разных подхода к решению этой проблемы, что делает их образами, с которыми читатель может соотнести свои личные переживания и взгляды на жизнь.
3. Отечественная война 1812 года в судьбах героев романа «Война и мир».
Тема имеет литературоведческий характер. Наряду с проникновением в закономерности жизненного пути героев Толстого она предполагает привлечение теоретических сведений, связанных с жанром романа и спецификой воплощения этого жанра в произведении Л. Н. Толстого.
Отечественная война 1812 года в судьбах героев романа
«Война и мир»
Отечественная война 1812 года является важнейшим элементом романа Льва Толстого «Война и мир». В произведении война не просто описана как историческое событие, она вплетается в судьбы героев, меняет их жизни, открывает перед ними новые нравственные и философские горизонты. Толстой не ограничивается лишь фактическим описанием хода войны, он исследует её влияние на человеческие судьбы, психику и поведение героев, раскрывая их внутренние переживания и изменения в контексте исторических событий.
Одним из главных аспектов романа является то, как война влияет на персонажей. Нашествие Наполеона становится для них не только трагедией, но и временем духовного становления. Через столкновение с ужасами войны Толстой показывает, как меняется сознание героев, как они взрослеют, теряют иллюзии, а некоторые переживают глубокие личностные трансформации. Например, для Пьера Безухова война становится временем духовного очищения и поиска смысла жизни. Его путешествия и участие в сражениях, несмотря на физические страдания, становятся для него поводом для размышлений и личностных откровений. Толстой акцентирует внимание на том, как переживания во время войны способствуют развитию героев и их нравственному очищению.
Кроме того, война становится катализатором перемен в отношениях между героями. Военная обстановка влияет на их семейные связи, на отношения любви и дружбы. Например, Пьер, испытывающий неуверенность в своей жизни и судьбе, по-новому смотрит на свою роль в мире, что даёт ему внутреннюю силу для преодоления трудностей. Напротив, для Андрея Болконского война становится моментом духовного разочарования. Сражения и смерть на поле боя приводят к тому, что он глубоко утрачивает иллюзии о смысле жизни и человеческих ценностях. Он начинает искать более глубокие истины, подвергая сомнению прежние взгляды и мироощущение.
Война также служит мощным фоном для более широких философских размышлений Толстого о судьбе народа, о смысле жизни, о политических и моральных вопросах. В романе Толстой исследует роль отдельных людей в истории, задаваясь вопросом о том, как великие события, такие как война, влияют на жизнь простых людей. Герои «Войны и мира» не только непосредственно участвуют в военных действиях, но и воспринимают их как неизбежную часть жизни, что свидетельствует о цикличности истории и судьбы.
Таким образом, война 1812 года в романе Льва Толстого является не просто фоном для событий, но и важным элементом, который значительно меняет героев. Толстой показывает, как в момент кризиса человек открывает для себя истину, ставит перед собой новые цели и принципы. Война в произведении становится не только испытанием для героев, но и важным этапом их духовного и нравственного роста.
4. «Мысль народная» в романе «Война и мир».
Несмотря на то что определение «мысль народная» имеет чёткое историческое, философское и этическое содержание, письменную работу можно рассматривать как сочинение на свободную тему вследствие широкого охвата явлений и большого выбора примеров.
«Мысль народная» в романе «Война и мир»
Одной из ключевых тем романа Льва Толстого «Война и мир» является «мысль народная», которая пронизывает всё произведение. Толстой не ограничивается показом лишь отдельных исторических событий или судеб героев, он строит свой роман таким образом, чтобы в нем воссоздавалась целая картина народного сознания, его философии и восприятия окружающего мира. Смыслом жизни отдельных персонажей является не только их собственное становление, но и поиск гармонии с тем, что они воспринимают как «народный дух», представляя собой единое целое.
Толстой отображает эту «мысль народную» через действия множества различных персонажей, символизируя разные слои общества. В романе находим как дворян, так и крестьян, купцов и солдат, каждый из которых в какой-то момент сталкивается с общей для народа целью или чаянием. Но наибольшее внимание Толстой уделяет войне, которая становится тем катализатором, который заставляет многих героев задуматься о том, что они должны делать ради народа и своей родины. Наполеоновское нашествие, будучи таким масштабным событием, влияет на всех без исключения, заставляя каждого понять свою роль в истории, в войне и в жизни страны в целом. Это не только разрушение привычного порядка, но и момент глубоких изменений, как личных, так и общественных.
Что касается самой «мысли народной», то для Толстого важно, чтобы это понятие не ограничивалось только философией народа, его ценностями или идеями, но, чтобы оно охватывало и физическую реальность, проявляясь в действиях каждого человека, в его поступках. «Мысль народная» для Толстого — это не абстрактная категория, а живая, действующая сила, которая проявляется в каждом акте борьбы, в каждом решении, которое принимает человек в условиях войны. Главная идея Толстого заключается в том, что в критические моменты истории народ как целое объединяется для того, чтобы осуществить важную миссию, и именно эта «мысль народная» становится движущей силой истории.
Толстой также акцентирует внимание на том, как разница в восприятии народа и представителей власти может повлиять на ход событий. Для многих представителей высших классов войны 1812 года были лишь частью политической игры, борьбы за власть и территорию, однако для простых людей она имела более глубокий смысл — это было выражение любви к родине, желание защищать её. Разница в мотивации и восприятии войны — это также часть обсуждаемой Толстым «мысли народной».
Таким образом, «мысль народная» в романе Толстого «Война и мир» — это не просто философская идея, это живое выражение народа, который, несмотря на разные социальные и политические взгляды, объединяется в самые важные моменты для осуществления своих целей. В романе это находит отражение в действиях персонажей, а также в их восприятии войны, жизни и смысла существования.
5. Человек и история в романе «Война и мир».
Тема предполагает умение ориентироваться в системе основных понятий философии истории Л. Н. Толстого, а также способность выработать и изложить собственную точку зрения на поставленный вопрос.
Человек и история в романе «Война и мир»
В романе Льва Толстого «Война и мир» тема человека и его связи с историей занимает центральное место. Толстой поднимает философский вопрос о месте личности в историческом процессе, о том, насколько человек способен повлиять на ход истории. В то же время он показывает, как история, в свою очередь, воздействует на судьбы людей, формируя их характер, мировоззрение и поведение. Этот вопрос также затрагивает взаимодействие личной воли и общественного сознания, соединяя их в единое целое, создавая сложную картину, где личность и история переплетаются друг с другом.
Толстой в своем произведении ищет ответ на вопрос: что такое история, что из себя представляет исторический процесс, и какова роль отдельного человека в этом процессе. Он противопоставляет два подхода: согласно одному из них человек является главным действующим лицом истории, определяющим её ход, а согласно другому — история развивается по своим законам, независимо от воли человека. В романе «Война и мир» Толстой создает сложную картину этого взаимодействия, показывая как крупные исторические события, такие как война 1812 года, меняют судьбы простых людей и влияют на их восприятие мира.
С точки зрения Толстого, человек может не осознавать своей роли в глобальном историческом процессе. Множество событий происходят без вмешательства отдельных личностей, и именно народный дух, коллективное сознание и сила общественного мнения формируют историю, а не конкретные люди. Однако в то же время Толстой также подчеркивает, что на личном уровне человек все равно влияет на свою судьбу и на судьбы окружающих его людей. Этот момент находит отражение в судьбах главных героев романа, таких как Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова.
Важной темой романа является размышление о том, как личная ответственность и моральный выбор человека соотносятся с историческими событиями. Толстой подчеркивает, что индивидуальные поступки, даже в масштабах войны, могут изменить ход событий и повлиять на то, как история будет восприниматься. Человеческие отношения, такие как любовь, верность, долг, честь, становятся теми цементирующими силами, которые влияют на развитие событий и придают им глубину. Например, действия Пьера, который становится во время войны искренним патриотом, оказывают воздействие как на его судьбу, так и на судьбы других людей.
Тема связи человека и истории в романе «Война и мир» не ограничивается только личностным выбором. Толстой исследует и вопрос того, как история делает людей частью чего-то большего. Он показывает, как события, происходящие в масштабах страны и мира, изменяют облик человеческих судеб, подталкивают к новым выбором, новым путям. В этом смысле персонажи романа становятся живым примером того, как влияние истории на личность не всегда очевидно, но обязательно происходит.
Толстой не дает четких ответов на вопросы о месте человека в истории, но создает глубокий, многослойный анализ, который позволяет читателю самому сделать выводы. Роман «Война и мир» предоставляет читателю возможность понять, что человек — это не просто часть истории, но и её активный участник, который оставляет свой след в ней через свои действия и решения.
6. «Ум ума» и «ум сердца» (по фетовскому определению) героев романов «Война и мир» и «Анна Каренина».
Тема предполагает сочетание литературоведческого анализа текста в плане характеристики личностных качеств героев романа с размышлением об оппозиции «ума» и «сердца» в мировосприятии Л. Н. Толстого и выражение собственного взгляда на эту проблему.
«Ум ума» и «ум сердца» (по фетовскому определению) героев романов «Война и мир» и «Анна Каренина»
Вопрос о соотношении разума и чувств в произведениях Льва Толстого — это один из ключевых аспектов его философии. Толстой в своих романах мастерски изображает внутреннюю борьбу персонажей, показывая, как их ум и чувства соотносятся с их действиями и судьбами. В рамках этой проблемы важнейшее место занимают два романа: «Война и мир» и «Анна Каренина», где через образы главных героев раскрывается сложная динамика соотношения разума и сердца.
В романе «Война и мир» Толстой изображает героя, который действует согласно своим внутренним убеждениям и моральному выбору. К примеру, Андрей Болконский, один из главных персонажей, представляет собой человека, в котором ум и чувства находятся в постоянном конфликте. Болконский, первоначально ориентируясь на военную доблесть, часто вступает в схватку с собой. Его ум — рационален и честен — он стремится к идеалам долга и чести, а его сердце, полное любви и страсти, противостоит этим холодным и расчетливым побуждениям. Трудно не заметить, как его отношения с Наташей Ростовой, основанные на истинных чувствах, меняют его взгляд на жизнь и заставляют его переосмыслить собственную роль в мире.
В свою очередь, Пьер Безухов, противоположный Андрей, является тем персонажем, в котором ум и чувства гармонично сливаются в поисках истины и справедливости. Его путь проходит через осознание жизненных истин, через поиск смысла жизни, который осуществляется не только через размышления, но и через поступки. Ум Пьера, часто подверженный сомнениям и внутренним терзаниям, сталкивается с его чувствами, и через это он находит свой путь, который, в конечном счете, является путём любви и служения людям. Таким образом, Пьер символизирует собой того человека, у которого «ум сердца» становится его внутренней истиной.
В романе «Анна Каренина» концепция «ум сердца» ещё более явно проявляется через образ главной героини. Анна, в отличие от Наташи Ростовой или других персонажей романа, является воплощением трагического выбора между общественным долгом и личной страстью. Ее ум, осознающий всю социальную тяжесть ее положения, не может победить страсть, которая горит в ее сердце. В отличие от Болконского, она не может найти компромисс между разумом и чувствами, и ее трагедия заключается в неспособности гармонично объединить эти два аспекта своей личности. В какой-то момент Анна осознает свою неудачу в поиске гармонии и делает роковой выбор, который приводит к ее гибели. Она становится символом того, что чувство, лишенное разума, может привести к разрушению.
Таким образом, оба романа Толстого демонстрируют идею об амбивалентности человеческой природы, где ум и чувства находятся в постоянной борьбе, и не всегда удается найти золотую середину. Однако персонажи, такие как Пьер, показывают, что только через гармонию разума и чувств человек может достичь внутренней свободы и счастья. В то время как персонажи, как Анна, иллюстрируют разрушительные последствия отрывочности и несовместимости разума и сердца.
Толстой, таким образом, обращается к важнейшему философскому вопросу — как ум и чувства, взаимодействуя в жизни человека, способны привести к истинной гармонии или разрушению.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением