Ответы на вопросы на стр.177-178 Часть 2 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)











Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Русский язык и литература. Стр. 177-178
1. Слово «мир» и его значения в названии романа «Война и мир» Л. Н. Толстого.
Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» занимает центральное место в российской литературе. Этот труд не только представляет собой эпическое произведение о жизни русских людей в годы Наполеоновских войн, но и глубоко философское размышление о жизни, смерти, войне, мире и человеческой душе. Слово «мир» в названии романа играет ключевую роль, отражая не только буквальное значение, но и множество скрытых смыслов, которые Толстой использует для более глубокого осмысления событий, происходящих в его произведении.
Это слово связано с несколькими важными аспектами романа, от истории до философии, от частной жизни героев до глобальных исторических процессов. В этом контексте важно рассмотреть, как Толстой использует концепцию мира в произведении и что он подразумевает под этим понятием.
1. Мир как социальное и историческое понятие
Слово «мир» в контексте романа Толстого можно рассматривать не только как противоположность войне, но и как более глубокое социальное и историческое явление. Толстой использует это слово, чтобы показать, что мир — это не просто отсутствие войны, а нечто большее. Он символизирует гармонию и согласие, но также отражает сложные отношения между людьми, народами и государствами.
В романе мир на разных уровнях представлен как идеал, к которому стремятся многие герои, например, Пьер Безухов и Андрей Болконский. Для Пьера мир — это не просто внешняя стабильность, но и внутреннее согласие, достижение гармонии с самим собой и окружающим миром. Для Андрея Болконского мир связан с поиском истины и осознанием своего места в жизни и в истории. Эти философские размышления о мире пронизывают весь роман и подчеркивают важность этого концепта в жизни человека.
2. Мир как противоположность войне
Во второй плоскости слово «мир» в названии романа противопоставляется войне. Это противопоставление является не просто внешним конфликтом между государствами, но и внутренней борьбой каждого человека, находящегося на войне. Война, как её изображает Толстой, — это не только физическое разрушение, но и разрушение моральных устоев, ценностей и внутреннего мира человека.
Процесс войны в романе изображён с разных точек зрения. Например, через Пьера, который изначально приходит на войну с идеализированным представлением о военной славе, но сталкивается с жестокой реальностью. Толстой показывает, как война меняет восприятие людей, разрушает их моральный мир и заставляет их переосмысливать жизненные ценности.
В противоположность этому стоит мир, который является не только отсутствием насилия, но и присутствием любви, понимания и внутренней целостности. Для героев Толстого мир — это возможность внутренней гармонии, отсутствие страха и насилия, создание более совершенного общества.
3. Философский аспект понятия мира
Мир в контексте романа также можно рассматривать как философскую категорию, которая включает в себя не только общественные отношения, но и личную судьбу каждого героя. Например, для Наташи Ростовой мир означает счастье и любовь, которые она находит в отношениях с Пьером Безуховым. Однако этот мир далеко не всегда оказывается безоблачным. Он полон трагедий и конфликтов, особенно на фоне войны и социальных изменений, которые переживает Россия.
Толстой через своих героев раскрывает различные аспекты человеческого мира: как мир внутренний, так и мир общественный. В произведении мир оказывается не только внешним состоянием мира, но и состоянием души героя, его внутреннего мира, который напрямую влияет на его внешние поступки и отношение к происходящим событиям.
4. Мир как финал романа
В финале романа мир является результатом нравственного и духовного очищения героев, в особенности Пьера и Наташи. Они проходят через множество испытаний, но в конечном итоге приходят к состоянию внутренней гармонии, что и является идеалом мира, которого они добиваются.
Мир для Пьера — это его способность пережить личные трагедии, а затем жить в согласии с собой и окружающими. Для Наташи мир — это её способность быть счастливой в семье, воплощая идеалы любви и верности. Это не просто физическое состояние мира, но и идеал, который каждый герой достигает через страдания и саморазвитие.
Заключение
Таким образом, слово «мир» в названии романа Л. Н. Толстого «Война и мир» представляет собой многослойное и многозначное понятие, которое пронизывает всё произведение. Мир в романе Толстого — это не только противоположность войне, но и идеал человеческой гармонии, который связан с внутренними переживаниями и моральными исканиями героев. Он является результатом духовного роста и поиска истины, который они проходят в ходе романа. Этот мир противопоставляется разрушениям и страданиям, которые несет война, и становится конечной целью для героев, стремящихся к внутреннему и внешнему миру.
2. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? < ... > Что такое жизнь, что смерть?» («Война и мир», т. 2, ч. 2, гл. 1). Определите, какие художественные приёмы применяет Л. Н. Толстой, изображая психологическое состояние Пьера после дуэли с Долоховым. Какую роль выполняет приём антитезы?
Вопросы Пьера: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть?» из романа Толстого «Война и мир» являются важным элементом для понимания философского аспекта произведения. Вопросы, заданные Пьером, выражают не только его внутреннюю борьбу, но и философские поиски смысла жизни, свойственные многим героям Толстого. Эти вопросы отражают развитие Пьера как личности, его движение от наивного понимания мира к более глубоким философским размышлениям о добре и зле, о жизни и смерти. В данном контексте Лев Николаевич Толстой применяет различные художественные приемы, чтобы подчеркнуть внутренний конфликт Пьера и показать его переживания в ответ на внешние события, такие как дуэль с Долоховым.
Художественные приемы
1. Антитеза в философских размышлениях Пьера
Антитеза как литературный прием основывается на противопоставлении противоположных понятий для усиления контраста между ними. В вопросах Пьера мы видим яркую антитезу между жизнью и смертью, добром и злом. Эти противопоставления отражают философский кризис, который переживает Пьер. Толстой создает внутренний конфликт персонажа через противоречие между тем, что Пьер чувствует внутри, и тем, как он воспринимает внешнюю реальность. Пьер не может понять, что действительно важно в жизни, и в поисках ответов на эти вопросы он обращается к философским размышлениям, что приводит его к решению о пересмотре своего жизненного пути. Антитеза служит выразительным инструментом для выражения душевной борьбы и разрыва с прежними взглядами на мир.
2. Внутренний монолог: отражение внутреннего мира персонажа
Внутренний монолог является важным художественным приемом, позволяющим читателю заглянуть в мысли и переживания персонажа. В романе Толстого внутренние монологи Пьера помогают раскрыть его философский кризис, сомнения в собственных действиях, оценку окружающей действительности. Мы видим, как Пьер размышляет о своих поступках, пытаясь осмыслить, что происходит в его жизни. Это служит не только способом выразить внутренний мир Пьера, но и способом раскрыть его моральные терзания и стремление понять свою роль в мире. Внутренний монолог в романе Толстого не только служит как метод характеристики героя, но и как средство раскрытия философских тем романа.
3. Психологизм как метод изображения души героя
Психологизм в произведении Толстого проявляется через внимательное описание внутреннего состояния Пьера. Мы видим, как он переживает изменения в себе, как его взгляды на жизнь меняются в зависимости от внешних обстоятельств и его собственных внутренних изменений. Пьер — это герой, который стремится понять, что такое жизнь, каково ее значение, что составляет человеческую сущность. Его психологическое состояние становится важной частью развития сюжета и изображения его взаимоотношений с другими персонажами. Психологизм, использованный Толстым, позволяет глубже проникнуть в сущность Пьера и увидеть, как происходят изменения в его душе, которые напрямую связаны с его личными переживаниями, моральными выборами и философскими размышлениями о жизни.
4. Контраст между внешними событиями и внутренними переживаниями
Контраст является важным художественным приемом в романах Толстого, и особенно в сценах с Пьером. Он не только переживает внешние события, такие как дуэль с Долоховым, но и сталкивается с внутренними противоречиями и сомнениями. Контраст между внешними переживаниями и внутренним состоянием Пьера выражается через то, как он воспринимает окружающий мир. Внешняя жизнь, полная событий, войн и дуэлей, противоречит внутреннему миру героя, где царит разлад и поиски смысла. Пьер сталкивается с трудностью совмещения этих двух уровней жизни: внешней и внутренней. В данном контексте контраст помогает усилить драматизм его внутреннего состояния и отражает сложность его моральных поисков.
5. Роль антицензуры и антиподов в психологическом портрете Пьера
В произведении Толстого особую роль играет прием антицензуры, когда автор изображает своих героев не идеализированными, а показывая их внутренние конфликты и пороки. Пьер, как антипод сильных, уверенных в себе персонажей, таких как Андрей Болконский или Наполеон, воспринимается как слабый и ищущий человек. Этот прием помогает усилить ощущение борьбы в душе героя. Пьер — не герой действия, не лидер, а человек, который испытывает сомнения, противоречия и ищет смысла своего существования в мире. Антипод, таким образом, является важным элементом для создания образа Пьера и подчеркивает его поиски смысла и место в мире.
6. Дуэль с Долоховым: момент истины
Дуэль с Долоховым становится для Пьера важным моментом, который позволяет ему осознать свою внутреннюю пустоту и отсутствие ясности в жизненных целях. Этот момент в произведении не просто описан как физическое противостояние, а как внутренний конфликт Пьера, который ставит под сомнение свои прежние убеждения и ценности. Дуэль становится метафорой для поиска истины и для того, как внешние события, такие как война или насилие, затрагивают внутренний мир человека. Через этот эпизод Толстой исследует вопросы долга, чести и моральных выборов, показывая, как Пьер сталкивается с серьезными духовными вопросами.
Заключение
Вопросы Пьера, такие как «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть?» являются важным элементом, который помогает раскрыть не только философские идеи романа, но и внутренний мир героя. Толстой с помощью художественных приемов, таких как антитеза, внутренний монолог, психологизм и контраст, создает глубокий образ Пьера как человека, находящегося в поиске смысла и морального самоопределения. Эти вопросы подчеркивают не только философскую проблему войны и мира, но и экзистенциальные вопросы, с которыми сталкивается Пьер, пытаясь найти ответы на них в условиях сложных социальных и исторических обстоятельств.
3. Расскажите об особенностях речи Платона Каратаева. Подтвердите примерами характеристику его речи в тексте: «Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными пословицами...» («Война и мир», т. 4, ч. 1, гл. 13).
Платон Каратаев — один из центральных персонажей романа Л. Н. Толстого «Война и мир», который символизирует народную мудрость, скромность, душевную теплоту и бескорыстие. Его образ ярко противопоставлен другим героям романа, особенно Пьеру Безухову, который испытывает внутреннюю борьбу и сложные моральные вопросы. Речь Платона, как и сам его образ, наполнена простотой и искренностью, что придает ему особое очарование.
1. Природа речи Платона Каратаева
Речь Платона Каратаева в романе Л. Н. Толстого характеризуется глубоким народным колоритом, что связано с его крестьянским происхождением. Он говорит простыми, но меткими словами, наполненными мудростью, часто использует пословицы и поговорки, характерные для крестьянской культуры. Речь Платона отличается от речей других персонажей романа своей невинностью и добротой. Например, фраза Платона: «Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными пословицами» показывает его манеру общения, которая сочетает в себе простоту и силу народной речи. Эта особенность его характера делает Платона близким и понятным для других героев, а также для читателей, потому что он отражает сущность простого русского человека.
2. Влияние речи Платона на других персонажей
Сила речи Платона заключается не только в её выразительности, но и в том, что она имеет глубокий моральный и философский смысл. На протяжении романа Платон влияет на других персонажей, особенно на Пьера Безухова. Его простота, доброта и искренность становятся контрастом для Пьера, который до этого переживал множество внутренних конфликтов и искал свой путь в жизни. Платон Каратаев учит Пьера простоте и смирению, помогая ему осознать важность духовной чистоты и связи с народом.
Особенность речи Платона состоит в том, что она не только служит средствами общения, но и является философским посланием. Он использует свою речь, чтобы передать важнейшие моральные истины. В этом контексте его слова становятся настоящими уроками для других персонажей романа, и для Пьера Безухова, в особенности. Платон часто говорит о таких вечных ценностях, как доброта, вера в Бога и любовь к людям, что помогает Пьеру обрести внутреннюю гармонию.
3. Речь как символ народной философии
Речь Платона Каратаева также представляет собой символ народной философии. Он говорит о жизни с точки зрения простого крестьянина, который ценит каждое мгновение жизни, заботится о ближнем и старается быть честным. В своей речи Платон часто обращается к народной мудрости, его фразы полны простых, но глубоких смыслов, которые отражают философию народа. Его речь не претенциозна, она проста и в то же время чрезвычайно мудра, что делает её уникальной и столь важной в контексте романа.
4. Платон как носитель душевной гармонии
Платон Каратаев в произведении Толстого также изображен как носитель душевной гармонии и внутреннего мира. Его речь, наполненная любовью и заботой о людях, выражает его внутреннюю гармонию с окружающим миром. В отличие от многих других героев романа, чьи души терзают сомнения, Платон является примером человека, который живет в согласии с собой и с миром. Его философия жизни, основанная на принятии всех обстоятельств, помогает ему сохранять душевное спокойствие, несмотря на все испытания. Именно через его речь Толстой передает важные философские идеи о внутренней свободе и принятии мира таким, какой он есть.
5. Речь Платона и антитеза к другим персонажам
Речь Платона Каратаева также является антитезой по отношению к речи других персонажей романа, особенно Пьера Безухова и Андрея Болконского. В отличие от этих персонажей, которые часто озадачены философскими вопросами о смысле жизни и своем месте в мире, Платон живет в полной гармонии с собой. Его речь проста и поэтична, в отличие от сложных раздумий других героев. Платон не терзается философскими вопросами о жизни, а живет простыми истинными, о которых размышляют крестьяне: «будь хорошим человеком, люби других».
Заключение
Речь Платона Каратаева в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого играет важную роль в передаче философской идеи писателя. Он является воплощением народной мудрости, и его речь помогает раскрывать глубину внутреннего мира других персонажей, особенно Пьера Безухова. Речь Платона символизирует народную философию и показывает, как простота и искренность могут быть более значимыми и глубокими, чем сложные размышления, которые порой приводят к отчуждению и внутренним конфликтам. В этом смысле Платон Каратаев является примером гармонии и простоты, которые так ценны для понимания жизни.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением