Ответы на вопросы на стр.179 Часть 2 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)

Изображение Вопросы для самопроверки. Стр. 1791. В чём видит Толстой различие между народом и толпой? Назовите фрагменты романа-эпопеи, в которых мы видим эти противоположные по...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки. Стр. 179
1. В чём видит Толстой различие между народом и толпой? Назовите фрагменты романа-эпопеи, в которых мы видим эти противоположные по своей сущности проявления общей жизни.
Толстой противопоставляет народ как носитель духовных ценностей и единства толпе, подверженной животным инстинктам и разрушительным страстям. Народ, по Толстому, представляет собой гармоничное сообщество, объединённое верой, любовью к Родине и уважением к традициям. Он движим не эгоизмом, а стремлением к добру и правде. Примером проявления народного духа служат сцены с Ростовыми, когда их семья отдает подводы раненым солдатам. Этот поступок, продиктованный патриотизмом, демонстрирует истинное единство народа. Толпа, напротив, характеризуется отсутствием разума и моральных устоев. Например, в сцене с Верещагиным во время отступления французов толпа руководствуется агрессией и страхом, что приводит к жестокой расправе. Такие моменты показывают, что толпа подчиняется разрушительным инстинктам, в то время как народ способен на героизм и милосердие. Для Толстого народ является опорой общества, тогда как толпа — его опасным проявлением. Противопоставление народа и толпы ярко иллюстрирует, как человеческие общности могут быть объединены либо высокими целями, либо низменными страстями. Народ у Толстого действует сообща, исходя из христианских принципов и любви к ближнему. Толпа же хаотична и непредсказуема, что проявляется в её жестокости. Эти различия подчёркивают главную мысль Толстого: настоящее единство возможно только в согласии с моральными и духовными основами.

2. Почему противостояние Наполеона и Кутузова принимает в «Войне и мире» не только конкретно-исторический, но и философский характер?
Противостояние Наполеона и Кутузова в романе Толстого выходит за рамки исторического конфликта, превращаясь в символ философских и моральных различий. Наполеон олицетворяет эгоизм, тщеславие и стремление к личной славе, в то время как Кутузов воплощает смирение, мудрость и доверие к Провидению. Наполеон действует как герой-индивидуалист, игнорируя интересы народа и подчиняя всё своим амбициям. Его стратегия, построенная на жажде власти, контрастирует с подходом Кутузова, который учитывает волю народа и действует в гармонии с ней. Философская глубина конфликта проявляется в том, что Наполеон видит себя творцом истории, тогда как Кутузов понимает её как процесс, зависящий от народной воли и высших сил. Толстой подчеркивает, что величие Кутузова заключается не в героических поступках, а в способности видеть истинную суть происходящего и действовать с мудростью. Например, в сцене Бородинского сражения Кутузов выбирает тактику ожидания, полностью доверяя Провидению и веря в силу народа. Наполеон же, напротив, делает акцент на своей исключительности, что приводит его к отрыву от реальности. Противостояние этих двух фигур отражает взгляд Толстого на историю: он считает, что её движущей силой являются не личности, а народ. Этот конфликт также иллюстрирует философию автора, согласно которой гордыня и эгоизм неизбежно ведут к падению, тогда как смирение и мудрость обеспечивают гармонию.

3. Какие качества личности делают Кутузова олицетворением общенародной воли?
Кутузов у Толстого изображён как символ народной мудрости и настоящего лидерства. Его отличает способность слушать народ и действовать в согласии с его волей. Важнейшей чертой Кутузова является смирение, которое позволяет ему избегать лишнего пафоса и доверять Провидению. Например, перед Бородинской битвой он молится перед иконой Смоленской Богоматери, что подчеркивает его духовную связь с народом. Его спокойствие и рассудительность позволяют избежать ненужных потерь и принимать решения, которые кажутся мудрыми даже спустя годы. Кутузов понимает, что война выигрывается не тактическими приёмами, а духом народа. Он умеет ждать, не поддаваясь давлению, и действовать в нужный момент, что делает его стратегом высшего уровня. Толстой подчеркивает, что Кутузов избегает тщеславия и личных амбиций, концентрируясь на общем благе. Его скромность контрастирует с гордыней Наполеона, делая его настоящим лидером. Кутузов не стремится к славе, но его действия свидетельствуют о глубоком понимании хода истории. Его слова о том, что «время и терпение решат всё», отражают философию мудрого руководства. Толстой наделяет Кутузова качествами, которые ставят его выше типичного военачальника: он видит в войне не только тактику, но и человеческие судьбы.

4. Какие качества Наполеона в «Войне и мире» делают его героем толпы?
Наполеон в романе Толстого представляет собой яркий пример героя толпы. Он руководствуется тщеславием, эгоизмом и стремлением к личной славе, что делает его противоположностью народной мудрости. Наполеон видит людей как инструмент для достижения своих целей, не проявляя к ним сострадания. Его действия продиктованы жаждой власти, а не заботой о благе общества. Например, его гордость за уничтожение Москвы демонстрирует отсутствие моральных ориентиров. Наполеон действует как символ индивидуализма, противопоставленного народному единству. Толстой подчеркивает, что Наполеон не понимает истинной сути истории, считая, что её движущей силой является он сам. Его неспособность признать важность народа и веру в Провидение делает его ограниченной фигурой. Например, сцены его самообожествления, где он сравнивает себя с судьбой, показывают его отчуждённость от реальности. Толстой наделяет Наполеона чертами, которые противопоставляют его христианским ценностям и народной морали.

5. С каких позиций Толстой оспаривает европейскую традицию обожествления Наполеона и культ героической личности в целом?
Толстой решительно критикует культ «великих личностей», характерный для европейской традиции, считая его аморальным. Он отвергает идею, что исторические события определяются действиями выдающихся людей. Наполеон у Толстого выступает как пример ложного величия, основанного на эгоизме и гордыне. Автор подчеркивает, что настоящая история создаётся не индивидуальными героями, а народом, действующим в единстве. Толстой противопоставляет фигуру Наполеона мудрости Кутузова, который действует в согласии с народной волей и Провидением. Например, сцены с Бородинской битвой показывают, как Кутузов позволяет ходу истории идти своим чередом, не пытаясь насильственно управлять событиями. Наполеон же изображён как человек, оторванный от реальности, который разрушает, а не созидает. Толстой считает, что возвеличивание таких личностей, как Наполеон, приводит к искажённому восприятию истории, где игнорируется роль народа. Автор утверждает, что настоящая ценность личности заключается не в её исключительности, а в способности служить общему благу.

Для индивидуальной работы. Стр. 179
1. Что сближает Толстого и Достоевского в оценке наполеоновской идеи?
Лев Толстой и Фёдор Достоевский, два величайших русских писателя XIX века, уделяли значительное внимание феномену "наполеоновской идеи" в своих произведениях. Они критически относились к концепции, согласно которой выдающиеся личности имеют право нарушать общепринятые моральные нормы ради достижения своих целей. Оба автора видели в этой идее проявление крайнего индивидуализма и вседозволенности, ведущих к разрушению как личности, так и общества.
В романе "Война и мир" Лев Толстой изображает Наполеона как человека, движимого эгоизмом и тщеславием. Толстой отрицает ведущую роль личности в истории, подчёркивая, что настоящая сила заключается в народных массах и их коллективной воле. Он убеждён, что история — это "бессознательная, общая, роевая жизнь человечества", и что отдельный человек не может быть её движущей силой. Таким образом, Толстой противопоставляет наполеоновской идее философию единения и коллективизма.
Фёдор Достоевский в романе "Преступление и наказание" исследует наполеоновскую идею через образ Родиона Раскольникова. Герой разделяет людей на "обыкновенных" и "необыкновенных", полагая, что последние имеют право совершать преступления ради высших целей. Стремясь проверить свою принадлежность к "необыкновенным", Раскольников совершает убийство, но вскоре сталкивается с моральными муками и осознаёт ошибочность своей теории. Достоевский показывает, что попытка поставить себя выше других и пренебречь общечеловеческими нормами приводит к духовному краху.
Оба писателя подчёркивают, что истинное величие заключается не в подавлении других ради собственных амбиций, а в смирении, единении с народом и следовании моральным принципам. Толстой и Достоевский, хотя и различались в своих художественных подходах и философских воззрениях, сходились в критике наполеоновской идеи, видя в ней угрозу для нравственных основ общества.
Таким образом, и Толстой, и Достоевский критически оценивали наполеоновскую идею, подчёркивая её разрушительное влияние на личность и общество. Они показывали, что истинное величие заключается не в подавлении других ради собственных амбиций, а в смирении, единении с народом и следовании моральным принципам.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением