Ответы на вопросы на стр.195 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)
























Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Основные теоретические понятия
Классический реализм, неореализм, автобиографическое повествование, жанры литературной биографии и автобиографии, мемуары, документализм, духовный (религиозный) роман, сказ, очерк, сатира, юмор, комическое, символика, исповедальное начало, лиризация повествования.
1.
Классический реализм, сформировавшийся в XIX веке, считается одной из ведущих литературных традиций, поскольку он предоставляет читателю возможность объективного и глубокого понимания человеческой жизни и общества. Его основные черты включают стремление к правдивому изображению реальности, тщательный анализ социальных отношений и конфликтов, а также исследование внутреннего мира человека.
Для классического реализма характерен детальный подход к описанию быта, внешности, поступков и мыслей героев. В произведениях этого направления прослеживается стремление показать не только внешний облик персонажей, но и их психологические особенности, раскрывая причины их поступков через обстоятельства, в которых они живут. Классический реализм также уделяет внимание социальным и историческим контекстам, в которых развиваются действия.
На примере творчества Ивана Шмелёва классический реализм проявляется в его внимании к деталям быта и глубокой связи между человеком и культурными традициями. В произведении «Лето Господне» Шмелёв передаёт богатую панораму русской жизни через изображение праздников, религиозных обрядов и повседневных событий. Автор создаёт не просто художественную картину, но и своеобразный социальный документ, запечатлевший уходящую эпоху.
2.
Неореализм — это литературное направление, которое стало продолжением классического реализма, но акцентировало внимание на новых аспектах человеческого существования, таких как индивидуальные переживания, философские размышления и эмоциональная глубина. Если классический реализм стремился объективно изобразить действительность, то неореализм расширил её границы, включая элементы субъективного восприятия и внутренних переживаний.
Неореализм активно развивался в XX веке, в частности среди эмигрантов, которые, оказавшись вдали от Родины, часто сталкивались с кризисом идентичности. В произведениях Тэффи и Шмелёва неореализм проявляется через описание сложных эмоциональных состояний героев, осмысление утрат и поиск новых ценностей. Например, в рассказах Тэффи юмористические детали сочетаются с глубокой рефлексией, что создаёт многогранный образ жизни русских эмигрантов.
Важной особенностью неореализма является его способность передавать внутренние конфликты героев в контексте исторических и социальных изменений. Это направление стало важным этапом в развитии литературы, поскольку оно позволило исследовать не только внешний мир, но и сложность человеческой души.
3.
Автобиографическое повествование представляет собой литературный жанр, в котором автор рассказывает о своей жизни, личных переживаниях и опыте. Этот жанр часто используется для того, чтобы передать не только биографические факты, но и внутренний мир автора, его мысли и чувства.
В творчестве Ивана Шмелёва автобиографическое повествование играет ключевую роль. Например, его роман «Лето Господне» основан на детских воспоминаниях о жизни в дореволюционной России. Автор воспроизводит образы родных, друзей и повседневных событий с удивительной точностью, что позволяет читателю ощутить атмосферу того времени. Автобиографические элементы также придают тексту эмоциональную глубину, делая его особенно личным и трогательным.
4.
Литературная биография — это жанр, посвящённый жизни и деятельности выдающихся личностей. Такой текст обычно включает исторические события, размышления о значении личности для культуры и анализ её достижений. Автобиография, напротив, является рассказом автора о себе и своей жизни, в котором он делится собственными впечатлениями и переживаниями.
Эти жанры особенно популярны среди писателей-эмигрантов, таких как Иван Шмелёв и Тэффи, которые через свои произведения стремились сохранить память о прошлом. Например, в произведениях Тэффи биографические детали сочетаются с элементами юмора и сатиры, что создаёт уникальный стиль повествования.
5.
Духовный роман посвящён вопросам веры, морали и духовного поиска. В центре таких произведений обычно находятся герои, которые стремятся найти ответы на вопросы о смысле жизни, предназначении и божественном замысле.
В творчестве Ивана Шмелёва духовные романы занимают особое место. Его произведения, такие как «Пути небесные», исследуют путь человека к вере и духовному совершенствованию. Шмелёв использует символику, религиозные образы и философские размышления, чтобы передать сложность этого пути.
6.
Сказ — это особый жанр, который стилизован под устную народную речь. Для сказа характерны живость языка, использование диалектов, пословиц, поговорок и других элементов фольклора.
В произведениях Тэффи сказовая форма позволяет передать национальный колорит и одновременно создать эмоциональную близость между героем и читателем. Это жанр часто используется для того, чтобы показать события через призму народного мировосприятия.
7.
Очерк — это жанр, сочетающий элементы публицистики и художественной литературы. Его цель — описать реальные события или явления через авторскую интерпретацию. Очерк отличается лаконичностью, но при этом содержит важные детали, позволяющие читателю глубже понять описываемую тему.
У Ивана Шмелёва очерки играют важную роль в создании панорамной картины жизни. Например, в «Лете Господнем» автор включает элементы очерков для описания религиозных праздников, семейных традиций и обычаев.
8.
Сатира — это жанр литературы, который служит для обличения и критики недостатков общества, человеческих пороков или политических систем с использованием остроумия, гиперболы и сарказма. В отличие от юмора, сатира зачастую имеет более острую направленность, стремясь не только развлечь читателя, но и заставить его задуматься над глубинными проблемами общества. Это жанр, который часто использует преувеличение, иронию и гротеск для того, чтобы показать несоответствие между идеалом и реальностью.
В эмигрантской литературе сатира стала особенно важным инструментом для выражения сложных эмоций, связанных с утратой Родины, критикой нового советского строя или осмыслением трудностей жизни в изгнании. Например, произведения Тэффи, яркой представительницы русской сатирической прозы, сочетают в себе лёгкость стиля и тонкую критику. Её рассказы и фельетоны обличают лицемерие, абсурдность и жестокость человеческой натуры. В её сатире нет прямого осуждения, но за лёгким смехом часто скрывается глубокая печаль и тоска по ушедшему времени. Её тексты позволяют читателю увидеть нелепость ситуации, но при этом ощутить трагизм, стоящий за ней.
9.
Юмор — это художественный приём, который используется для создания лёгкости, доброжелательной атмосферы и иногда для смягчения серьёзных или болезненных тем. В отличие от сатиры, юмор часто не преследует цели разоблачения или осуждения. Он работает как инструмент, позволяющий автору наладить эмоциональный контакт с читателем, пробуждая у него улыбку или смех.
Юмор в произведениях Тэффи играет важную роль. Её стиль уникален именно благодаря способности сочетать остроумие с философскими размышлениями. Например, в её рассказах комические ситуации возникают из повседневных наблюдений за жизнью эмигрантов. Так, в одном из рассказов герой пытается найти смысл в новом для него мире, сталкиваясь с нелепыми ситуациями, которые подчёркивают его отчуждение. Вместе с тем, за лёгким тоном скрывается глубокая печаль, отражающая общее состояние эмигрантов, их утрату и тоску.
Юмор Тэффи универсален. Он понятен как русским, так и иностранным читателям, что позволило её произведениям завоевать популярность за пределами русской эмиграции. Её способность видеть комичное даже в самых сложных обстоятельствах помогает читателю не только смеяться, но и задумываться о более серьёзных аспектах жизни.
10.
Комическое как художественный приём и литературное явление охватывает широкий спектр элементов, вызывающих смех или улыбку. Это может быть лёгкая ирония, откровенный фарс, гротеск или сарказм. Комическое играет важную роль в литературе, поскольку позволяет автору говорить о серьёзных вещах в доступной и непринуждённой форме.
В произведениях Тэффи комическое часто сочетается с трагическим, создавая уникальную атмосферу. Например, в её рассказах герои попадают в абсурдные ситуации, которые, на первый взгляд, кажутся просто смешными. Однако за этими ситуациями скрывается глубокий смысл: они отражают сложность человеческой природы, противоречивость желаний и поступков. Комическое в её произведениях не только развлекает, но и служит средством для исследования более глубоких тем, таких как одиночество, утрата или стремление к счастью.
Одним из ярких примеров комического у Тэффи является её рассказ «Война и мир», где она с иронией описывает мелкие бытовые конфликты на фоне глобальных исторических потрясений. Это позволяет читателю увидеть, как смешное и трагическое могут переплетаться в жизни, создавая многослойную картину человеческого существования.
11.
Символика — это использование в литературе образов и символов, которые передают глубинные идеи и смыслы, выходящие за пределы буквального значения. Символика играет важную роль в литературе, поскольку она позволяет автору выразить сложные концепции и чувства через лаконичные и ёмкие образы.
В произведениях Ивана Шмелёва символика часто связана с религиозными мотивами. Например, в романе «Лето Господне» образы церковных праздников и обрядов символизируют единство человека с Богом и природой. Символика помогает автору передать глубокое чувство утраты и тоски по ушедшему миру, одновременно показывая надежду на духовное возрождение.
Тэффи также активно использует символику в своих рассказах. Например, в её произведениях образы птиц, дорог или домов часто имеют символическое значение, отражая такие темы, как свобода, путь к себе или утрата корней. Символика в её произведениях делает текст многослойным и позволяет читателю находить новые смыслы при каждом прочтении.
12.
Исповедальное начало в литературе — это особая форма повествования, при которой автор или его герой делится с читателем своими самыми сокровенными переживаниями, размышлениями и чувствами. В произведениях Ивана Шмелёва исповедальность проявляется через глубокую личностную вовлечённость автора в текст. Например, в романе «Лето Господне» Шмелёв погружает читателя в воспоминания о своём детстве, рассказывая о жизни мальчика Вани. Каждый эпизод книги наполнен эмоциями и воспоминаниями, которые передают искреннюю любовь к ушедшему миру, к России, которая остаётся в памяти автора как страна утраченного идеала. Исповедальное начало проявляется в описаниях религиозных праздников, семейных традиций и повседневной жизни, где автор словно разговаривает с читателем, открывая ему свой внутренний мир.
13.
Лиризация повествования — это особый стиль письма, в котором проза приобретает черты поэзии: насыщенность эмоциями, мелодичность и субъективность. Иван Шмелёв мастерски использует этот приём в своих произведениях. В «Лете Господнем» лиризация проявляется через описания природы, звуков, ароматов, которые передаются через восприятие мальчика. Каждый эпизод повествования насыщен чувственностью и поэтическими образами, будь то описание Пасхи, свет свечей или запах весеннего воздуха. Автор будто рисует картину словами, заставляя читателя ощутить ту же радость, печаль или восторг, которые переживает герой.
Лиричность романа усиливается благодаря ритмике текста. Шмелёв использует повторения, метафоры и символику, что делает его прозу почти музыкальной. Например, в сценах, связанных с религиозными праздниками, текст наполняется мелодичностью, а каждое слово звучит как часть общей симфонии, передающей дух времени и красоты.
14.
Мемуары — это жанр литературы, в котором автор описывает события своей жизни или жизни своего окружения, опираясь на личные воспоминания. В произведениях Ивана Шмелёва мемуарный элемент занимает центральное место. Например, роман «Лето Господне» представляет собой своего рода мемуары, где автор воссоздаёт детские воспоминания о дореволюционной России. Через образы мальчика Вани и его семьи Шмелёв передаёт не только атмосферу ушедшей эпохи, но и свои чувства, связанные с ней. Этот жанровый элемент позволяет глубже раскрыть личные переживания автора, делая повествование искренним и близким читателю.
Мемуарные черты особенно заметны в описании религиозных праздников и семейных традиций, где каждая деталь воспроизведена с точностью. Шмелёв не просто рассказывает о событиях прошлого — он приглашает читателя в свой мир, показывая, как это прошлое сформировало его как личность. Эти воспоминания не только отражают личную историю автора, но и становятся документом эпохи, сохраняя память о дореволюционной России.
Тэффи также активно использовала мемуарный жанр в своих произведениях, особенно в рассказах об эмиграции. Её произведения наполнены автобиографическими элементами: от воспоминаний о жизни в России до описания быта русских эмигрантов за границей. В её текстах личные переживания переплетаются с историческими событиями, создавая живую картину прошлого. Мемуары Тэффи помогают читателю почувствовать боль утраты Родины, сложности адаптации и ностальгию по ушедшему миру.
15.
Документализм в литературе подразумевает использование реальных событий, документов и фактов для создания художественного произведения. Иван Шмелёв мастерски сочетает элементы документализма с художественным повествованием. В его произведении «Солнце мёртвых» автор обращается к событиям Гражданской войны и голода в Крыму, основываясь на реальных фактах. Шмелёв использует документальные детали — описания страданий людей, разрушения привычного уклада жизни, что усиливает трагизм повествования и делает его более достоверным.
В «Лете Господнем» документализм проявляется в точных описаниях религиозных обрядов, семейного уклада и традиций. Эти детали, тщательно воспроизведённые автором, создают ощущение погружения в реальную жизнь дореволюционной России. Документальные элементы усиливают эффект присутствия, позволяя читателю почувствовать себя частью описываемого мира.
У Тэффи документализм особенно заметен в рассказах об эмиграции. Она передаёт детали жизни русских за границей: их быт, работу, тоску по Родине. Например, в её произведениях часто фигурируют реальные места и события, что придаёт текстам историческую значимость. Через документализм Тэффи создаёт портрет своего времени, делая произведения ценными не только с художественной, но и с исторической точки зрения.
16.
Духовный роман — это литературный жанр, сосредоточенный на поиске духовных ценностей, смысла жизни и внутреннего преображения героев. Иван Шмелёв является одним из ярчайших представителей этого жанра в русской литературе. Его произведение «Пути небесные» представляет собой пример духовного романа, где автор исследует вопросы веры, духовного пути и отношений человека с Богом. Через судьбы своих героев Шмелёв показывает, как духовное преображение становится ключом к внутренней гармонии и спасению.
В «Лете Господнем» духовный аспект переплетается с мемуарностью. Через описание религиозных праздников и обрядов автор передаёт важность веры в жизни русского народа. Этот роман не только показывает повседневную жизнь семьи, но и раскрывает её духовную основу, где вера становится связующим звеном между поколениями.
Для Тэффи духовный роман проявляется через её размышления о вере и её роли в жизни эмигрантов. В её произведениях часто звучит тема духовного поиска, когда герои, оказавшись в сложных жизненных обстоятельствах, обращаются к религиозным ценностям. Этот жанровый элемент помогает авторам исследовать глубину человеческой души, показывая, как вера может служить источником силы и надежды даже в самых тяжёлых условиях.
Вопросы и задания
1. Назовите прозаические жанры, наиболее распространённые в литературе эмиграции. Объясните тяготение писателей к биографическим формам (автобиография, «житийные портреты» и др.).
В литературе эмиграции наиболее распространёнными жанрами стали мемуары, автобиографии, жизнеописания, эссе, очерки и биографические портреты. Эти жанры отражают стремление писателей сохранить память о прошлом, о родной стране и о её культуре. Литература эмиграции часто обращается к биографическим формам, так как они позволяют авторам осмыслить свою жизнь, увековечить образы близких людей, передать личные переживания и сохранить культурное наследие, оказавшееся под угрозой исчезновения.
Автобиография и жизнеописание дают возможность писателю не только рассказать свою историю, но и создать портрет эпохи, показать культурный и социальный контекст, в котором проходила его жизнь. Например, в произведениях Ивана Шмелёва автобиографический элемент становится основой повествования. В «Лете Господнем» автор возвращается к своим детским воспоминаниям, показывая не только свой личный мир, но и мир ушедшей России, наполненный семейными традициями, религиозными обрядами и культурными ценностями.
Писатели-эмигранты обращались к этим жанрам ещё и для того, чтобы сохранить историческую правду о своей эпохе. В условиях эмиграции такие жанры становились средством осознания и преодоления разрыва с Родиной. Через жизнеописания и автобиографические тексты авторы стремились выстроить связь между собой и потерянным миром, зафиксировать своё место в истории.
Биографические формы, такие как «житийные портреты», часто включали религиозный и духовный контекст, показывая внутренний путь человека, его поиск смысла жизни и духовной опоры. Это особенно важно для эмигрантской литературы, где религия и вера нередко становились источником утешения и сил для выживания в новых условиях. Таким образом, тяга к биографическим формам объясняется стремлением писателей зафиксировать не только личные истории, но и сохранить общенациональное культурное наследие.
2. Охарактеризуйте особенности реалистического метода рубежа XIX XX вв. Чем было вызвано его обновление?
Реалистический метод на рубеже XIX–XX веков претерпел значительное обновление, связанное с изменением социальных, политических и культурных условий эпохи. В этот период реализм начал совмещать черты классического метода с элементами модернизма, символизма и натурализма. Такое смешение было вызвано необходимостью глубже осмыслить внутренний мир человека, его психологию и связи с окружающим миром.
Особенности обновленного реализма:
1. Углубление в психологию личности. Если классический реализм XIX века в основном сосредотачивался на отображении социальных и общественных конфликтов, то в XX веке акцент переместился на внутренние переживания героев, их размышления, чувства и духовные поиски. Это было вызвано кризисом традиционных ценностей и стремлением найти новые пути для выражения человеческой сущности.
2. Символизм и метафоричность. Многие реалистические произведения того времени стали включать символические образы и аллегории, что делало повествование более многослойным и открывало новые возможности для интерпретации текста. Такой подход можно заметить в произведениях, где реальность переплетается с элементами мифологии, фольклора или мистицизма.
3. Влияние философии. На рубеже столетий активно развивались экзистенциальные и религиозные философские течения, что отразилось в литературе. Писатели начали исследовать такие вопросы, как смысл жизни, свобода выбора, вера и кризис духовности. Эти темы стали основой для многих произведений реалистического направления.
4. Слияние с документализмом. Многие авторы обратились к описанию реальных событий, включению автобиографических элементов и документальных данных в свои произведения. Это придавало повествованию особую достоверность и подчеркивало связь с эпохой.
Причины обновления реализма:
• Социальные изменения. Рубеж XIX–XX веков был временем глобальных потрясений: революций, войн, индустриализации и урбанизации. Эти процессы изменили общественное сознание и структуру общества, что требовало новых литературных подходов для их отражения.
• Развитие науки и технологий. Новые открытия в области психологии, философии и естественных наук повлияли на восприятие реальности, заставив авторов переосмыслить роль искусства в передаче знаний о мире.
• Кризис традиционных ценностей. Утрата прежних идеалов и поиск новых духовных ориентиров стали важной темой для писателей-реалистов.
Таким образом, обновленный реализм рубежа XIX–XX веков стал более гибким, многогранным и ориентированным на внутренний мир человека. Этот метод позволил глубже исследовать сложность жизни и взаимодействие личности с окружающим миром.
3. Па какие основные периоды можно разделить творческую жизнь И. Шмелёва? Дайте краткую характеристику этих периодов, назовите основные произведения.
Творческую жизнь Ивана Сергеевича Шмелёва можно разделить на два основных периода: до революции 1917 года и после эмиграции в 1922 году. Эти этапы связаны с кардинальными изменениями как в личной жизни писателя, так и в тематике его произведений.
Первый период: до революции 1917 года
Этот этап характеризуется обращением Шмелёва к темам повседневной жизни, семейных ценностей и традиционного уклада. Его произведения этого времени отражают глубокую связь с русской культурой и православием, а также изображают социальные и моральные проблемы современности.
Основные черты:
• Исследование деревенской жизни и быта простого народа.
• Обращение к проблемам семьи, религии и национальной идентичности.
• Углубление в психологию человека через бытовые и религиозные конфликты.
Основные произведения:
• Повесть «Человек из ресторана» (1911) — одно из самых известных произведений этого периода, в котором писатель поднимает тему внутреннего достоинства и социальных различий.
• Очерки и рассказы, вошедшие в сборники «Светлые души», «Степная трава».
Шмелёв в этот период проявляет себя как мастер психологического анализа и описания социальных изменений, происходящих в российском обществе.
Второй период: эмиграция после 1922 года
После вынужденной эмиграции Шмелёв переосмысливает своё творчество, и его произведения становятся более личными, пропитанными ностальгией по утраченной Родине и духовными размышлениями.
Особенности:
• Глубокий трагизм и размышления о судьбе России после революции.
• Сохранение памяти о национальной культуре и традициях.
• Религиозная символика и философские размышления о смысле жизни.
Основные произведения:
• Роман «Солнце мёртвых» (1923) — трагическая эпопея, описывающая ужасы Гражданской войны и голода в Крыму. Это произведение считается вершиной его эмигрантской прозы.
• «Лето Господне» (1933–1948) — светлое, ностальгическое произведение, отражающее духовный и религиозный уклад дореволюционной России.
• Роман «Няня из Москвы» (1934) — яркий пример автобиографического подхода, соединяющий личные воспоминания с художественным осмыслением.
Заключение Творчество Шмелёва представляет собой уникальное сочетание реализма, психологического анализа и религиозного осмысления мира. Оно глубоко связано с историческими и социальными переменами России, которые отразились в его произведениях каждого периода.
4. Какое значение для литературной деятельности И. Шмелёва имела публикация повести «Человек из ресторана»? Почему можно говорить о близости этой повести к жанру романа?
Публикация повести Ивана Сергеевича Шмелёва «Человек из ресторана» сыграла ключевую роль в его литературной деятельности. Это произведение стало значимым этапом в становлении Шмелёва как писателя-реалиста, умеющего глубоко проникать в социальные и психологические аспекты жизни. Повесть получила широкую известность и признание благодаря своей остросоциальной тематике, мастерству изображения внутреннего мира героя и точности в описании реалий дореволюционной России.
Значение публикации для литературной деятельности Шмелёва
1. Успех и популярность. После публикации в «Сборнике товарищества „Знание“» в 1911 году повесть получила большой успех у читателей и критиков. Это помогло Шмелёву укрепить своё положение в русской литературе и стать известным писателем, чьи произведения вызывали общественный резонанс.
2. Социальная значимость. «Человек из ресторана» — это произведение, в котором отражены глубокие социальные противоречия и неравенства, характерные для предреволюционного общества. Шмелёв с мастерством показывает внутренний мир главного героя, Якова Скороходова, официанта, чья жизнь полна страданий, но при этом он сохраняет чувство собственного достоинства.
3. Психологическая глубина. Повесть отмечена высоким уровнем психологического анализа. Автор показывает, как герой борется с трудностями, не теряя веру в человеческую доброту и справедливость. Этот аспект делает произведение актуальным для широкого круга читателей.
Близость повести к жанру романа
1. Развитие сюжета и глубина характеров. Повесть «Человек из ресторана» включает в себя развитый сюжет, подробно описывает внутренний мир героя и его взаимоотношения с окружающим миром. Это характерно для жанра романа, где особое внимание уделяется глубине и комплексности образов.
2. Социально-психологическая направленность. Как и в романе, в повести Шмелёва акцент сделан на социальной и психологической проблематике. Произведение поднимает вопросы классового неравенства, человеческого достоинства и внутренней борьбы, что характерно для крупных жанровых форм.
3. Многоплановость изображения. В повести представлено не только личное развитие главного героя, но и шире — социальный контекст эпохи. Подробные описания жизни, быта, характеров второстепенных персонажей создают многослойность, приближающую произведение к жанру романа.
Заключение
Повесть «Человек из ресторана» стала не просто этапной работой для Шмелёва, но и значимым вкладом в русскую литературу. Её успех свидетельствовал о высоком мастерстве автора и его способности сочетать глубокий психологизм с социальной критикой. Близость к жанру романа делает это произведение универсальным, способным привлечь внимание как современников, так и современных читателей.
5. Как можно понять смысл названий произведений И. Шмелёва «Человек из ресторана», «Солнце мёртвых», «Лето Господне», «Пути небесные»?
Смысл названий произведений Ивана Сергеевича Шмелёва обладает глубоким символизмом и отражает ключевые темы, идеи и настроения, присущие каждому из них.
«Человек из ресторана»
Название подчёркивает социальный статус и положение главного героя — официанта, который, несмотря на скромную профессию, сохраняет человеческое достоинство и глубину чувств. Это название акцентирует внимание на социальной иерархии, подчёркивая контраст между миром ресторана, где герой служит, и внутренним миром человека, богатым переживаниями и мыслями. Таким образом, название становится символом социальной несправедливости и человеческого достоинства, которое может сохраняться даже в самых тяжёлых обстоятельствах.
«Солнце мёртвых»
Название наполнено трагическим символизмом и аллегорией. Оно отсылает к эпохе после Гражданской войны, к ужасам голода и разрухи, когда даже солнце, символ жизни, кажется «мёртвым». Этот образ передаёт чувство безнадёжности, утраты и коллапса человеческих ценностей. Шмелёв использует это название, чтобы подчеркнуть как личную трагедию людей, так и глобальную катастрофу, разразившуюся в обществе. Таким образом, название отражает как реалистическое, так и метафизическое осмысление событий.
«Лето Господне»
Название этого произведения носит религиозно-философский оттенок, символизируя время благодати, гармонии и духовного просветления. Слово «Господне» отсылает читателя к идее божественного присутствия в повседневной жизни. «Лето» в данном контексте связано с временем счастья, детства и тепла, что подчёркивает идиллический характер воспоминаний. Название передаёт основную мысль произведения о неразрывной связи человека с духовностью, традициями и родиной.
«Пути небесные»
Название отражает стремление к духовному поиску и смыслу жизни. Оно символизирует соединение земного и небесного, человеческой души и божественного замысла. Это произведение поднимает темы веры, морали и духовного возрождения. Название указывает на важность внутреннего пути, который человек проходит в поисках смысла жизни и Бога, подчёркивая высокую нравственную и религиозную направленность произведения.
Заключение
Названия произведений Шмелёва глубоко символичны и многогранны. Они помогают читателю проникнуть в суть изображаемого мира, понять философские и нравственные идеи автора. Каждое название — это ключ к осмыслению темы, которая раскрывается в произведении, будь то трагизм, надежда, вера или борьба человека за своё достоинство и духовное спасение.
6. Прочитайте один-два рассказа Аверченко и Тэффи. Расскажите о творчестве писателей в эмиграции.
1.
Аркадий Аверченко – один из самых ярких и известных представителей русской сатирической литературы начала XX века. Его произведения всегда выделялись тонким юмором, остроумием и лёгким стилем, которые позволяли даже сложные темы подавать с иронией и доступностью для широкой аудитории. В эмиграции творчество Аверченко приобрело ещё большую значимость, так как оно отражало не только особенности новой жизни, но и ностальгию по утраченной родине, которой была проникнута жизнь большинства русских эмигрантов того времени.
Одним из рассказов Аверченко, заслуживающих внимания, является "Глупость". В этом произведении автор создает комичную ситуацию, связанную с неспособностью главного героя правильно понять происходящее вокруг. Сюжет строится на мелких недоразумениях, которые постепенно перерастают в цепь абсурдных событий. Аверченко с мастерством сатирика демонстрирует, как человек, увязнув в своих заблуждениях, может попасть в нелепую и смешную ситуацию. Финал рассказа, как это свойственно Аверченко, неожиданен и оставляет читателя с улыбкой, заставляя задуматься о человеческой природе и склонности придавать большое значение незначительным вещам. Этот рассказ – прекрасный пример способности автора преподносить даже банальные жизненные ситуации с юмором и сарказмом, не теряя при этом глубины анализа человеческих поступков.
Другой не менее значимый рассказ Аверченко – "Человек в футляре" (пародия). Здесь автор иронизирует над чрезмерной серьезностью и морализаторством, присущими некоторым литературным произведениям того времени. Герой рассказа боится всего нового, предпочитая замкнутую и узкую жизнь, где всё подчинено привычным правилам. Аверченко использует сатирический приём, чтобы показать гротескность такого поведения, высмеивая страх перед переменами и нежелание выходить за пределы привычного мира. Рассказ наполнен яркими образами, комичными ситуациями и тонкой иронией, что делает его не только смешным, но и глубоко символичным. Через этот рассказ Аверченко подчеркивает, как часто люди прячутся от реальности в "футляры" собственных предубеждений, боясь перемен и ответственности.
Творчество Аркадия Аверченко в эмиграции стало важной частью русской литературы того периода. После революции 1917 года писатель, как и многие другие, был вынужден покинуть родину. Он обосновался сначала в Константинополе, а затем в Праге, где продолжал активно писать и публиковать свои произведения. В эмиграции его творчество обрело новую актуальность: оно отражало не только ностальгию по России, но и трудности, с которыми сталкивались эмигранты в новых условиях.
В своих произведениях Аверченко поднимал темы человеческой глупости, социальных нелепостей и политических проблем. Его рассказы, такие как "Дюжина ножей в спину революции", высмеивали большевистский режим и тоталитарные порядки, установившиеся в России после революции. Однако даже в таких серьёзных темах автор сохранял свой характерный юмористический стиль, позволяя читателю не только задуматься, но и улыбнуться. Его сатира была лёгкой, но в то же время острой, а произведения – увлекательными и доступными.
Особое внимание в эмиграционном творчестве Аверченко уделяется жизни русских за границей. Он описывал их быт, трудности адаптации, столкновения с новой культурой и ностальгию по родине. Например, многие его рассказы рисуют забавные и комичные ситуации, возникающие из-за культурных различий или языкового барьера. При этом автор не только поднимает настроение читателю, но и заставляет задуматься о сложностях, с которыми сталкивается человек, оказавшийся вдали от дома.
Эмиграционный период творчества Аверченко – это время, когда его талант сатирика и юмориста достиг своего апогея. Его произведения не только развлекали, но и служили поддержкой для русских эмигрантов, напоминая им о ценности оптимизма и веры в лучшее. Они помогали сохранить чувство юмора и жизнелюбие даже в самых трудных обстоятельствах, что делает творчество Аверченко не просто литературным наследием, но и важным культурным феноменом.
2.
Краткое содержание двух рассказов Тэффи
"Жизнь и воротник"
Этот рассказ Тэффи представляет собой сатирическое произведение, в котором обычная бытовая ситуация превращается в метафору человеческих слабостей и иллюзий. Главная героиня решает починить свой воротник, который стал ей неудобен. Во время этого процесса её размышления неожиданно переходят к более глубоким вопросам жизни, иронично сопоставляя мелкие бытовые проблемы с глобальными философскими размышлениями. В конце рассказа Тэффи мастерски показывает, как мелочи, над которыми люди часто зацикливаются, могут отодвинуть действительно важные вопросы на второй план. Автор использует юмористический стиль, чтобы подметить парадоксальность человеческой природы, когда повседневные заботы заслоняют истинные цели и смыслы жизни.
"Пирог"
В этом рассказе Тэффи с юмором описывает семейную сцену, связанную с приготовлением пирога. Главная героиня – типичная хозяйка, которая с большой серьёзностью и энтузиазмом решает приготовить что-то особенное. Однако процесс готовки сопровождается многочисленными смешными трудностями и неудачами, что вызывает весёлые недоразумения в общении с окружающими. В финале рассказа, несмотря на все усилия, результат оказывается далёким от ожидаемого, что подчёркивает комизм ситуации. Автор в сатирической манере высмеивает человеческие стремления к совершенству и желание произвести впечатление на других, одновременно показывая теплоту и живость семейных отношений.
Творчество Тэффи в эмиграции
Тэффи (настоящее имя Надежда Александровна Лохвицкая) стала одной из самых выдающихся русских писательниц-эмигрантов. После революции 1917 года она покинула Россию, сначала оказавшись в Константинополе, а затем обосновавшись в Париже. Эмиграция наложила значительный отпечаток на её творчество, придав ему новые темы и оттенки. Несмотря на драматизм ситуации русских эмигрантов, Тэффи сохраняла уникальный стиль, который сочетал лёгкость, иронию и глубокую наблюдательность.
Основной особенностью произведений Тэффи в эмиграционный период стало сочетание юмора и меланхолии. Её рассказы и очерки часто посвящены ностальгии по утраченной родине, трудностям адаптации в новой среде и личным переживаниям эмигрантов. В этих произведениях она описывала жизнь русских за границей – их быт, стремление сохранить культурные традиции и надежду на возвращение. Например, в рассказе "Маленькие радости" Тэффи с мягкой иронией описывает, как русские эмигранты находят утешение в простых вещах, таких как чаепитие или общение с земляками.
Юмор Тэффи, тонкий и утончённый, служил для читателей своего рода утешением. Даже описывая трагические события, она умела найти светлые моменты, помогая людям взглянуть на свои проблемы с другой стороны. Её рассказы стали символом силы духа и оптимизма, показывая, как даже в самых трудных обстоятельствах можно сохранять чувство собственного достоинства и находить радость в жизни.
Кроме того, Тэффи уделяла внимание описанию внутреннего мира героев. Её персонажи часто сталкиваются с моральными дилеммами, осмысляют прошлое и пытаются найти своё место в новой реальности. Через их истории автор исследовала вопросы идентичности, утраты и надежды, что делает её произведения не только увлекательными, но и глубоко философскими.
Эмиграционный период творчества Тэффи также характеризуется обилием сатирических произведений. Она остро высмеивала политические реалии, неудачи революции и жизнь советского общества. Её сатира никогда не была злой – напротив, она проникнута тонкой иронией, позволяющей читателю не только посмеяться, но и задуматься.
В заключение можно сказать, что творчество Тэффи в эмиграции сыграло важную роль в сохранении русской культуры и литературных традиций. Её рассказы и очерки стали не только свидетельством эпохи, но и напоминанием о том, что даже в самые тяжёлые времена можно найти повод для улыбки. Её произведения продолжают вдохновлять и трогать читателей благодаря своей искренности, жизнелюбию и уникальному стилю.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением