Ответы на вопросы на стр.196 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Творческие задания1. Почему, на ваш взгляд, жанр «Солнца мёртвых» И. Шмелёв определил как эпопею? Есть ли для этого основания в тексте произведения?Роман «Солнце...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Творческие задания
1. Почему, на ваш взгляд, жанр «Солнца мёртвых» И. Шмелёв определил как эпопею? Есть ли для этого основания в тексте произведения?
Роман «Солнце мёртвых» Ивана Шмелёва действительно можно рассматривать как эпопею благодаря его масштабу, глубокому отражению эпохи и особенностям композиции. Эпопея – это жанр, который предполагает изображение значительных исторических событий, переплетённых с судьбами множества персонажей. Произведение Шмелёва отвечает этим критериям по нескольким ключевым аспектам.
Во-первых, масштабность события. Шмелёв описывает трагические последствия Гражданской войны в Крыму, показывая разруху, голод и обесчеловечивание людей. Исторический контекст становится не просто фоном, а активным действующим лицом, формирующим судьбы героев. Автор не ограничивается личными переживаниями своих персонажей, а показывает трагедию всего народа.
Во-вторых, отражение эпохи и её драматизма. В «Солнце мёртвых» автор исследует одну из самых мрачных страниц истории России. Гибель традиционного уклада жизни, насилие, лишения, духовный упадок – всё это становится объектом художественного анализа. Эмоциональная сила описаний позволяет читателю ощутить трагизм того времени. Через описание повседневной жизни и смертельной борьбы людей за выживание раскрывается кризис не только общества, но и человеческого духа.
В-третьих, коллективный герой. Эпопею отличает не индивидуальный фокус, а изображение множества судеб, через которые раскрывается общий дух времени. В произведении Шмелёва действуют люди разных социальных слоёв – крестьяне, бывшие дворяне, простые рабочие. Их истории переплетаются, создавая объёмное изображение общества в переломный момент истории.
В-четвёртых, композиционная сложность и символизм. «Солнце мёртвых» построено на чередовании эпизодов, наполненных трагизмом и символикой. Например, само название романа отсылает к контрасту между жизнетворной природой солнца и смертельной реальностью, которая царит в изображённом мире. В тексте встречаются библейские и апокалиптические образы, подчёркивающие универсальность человеческой трагедии.
Основания для такого определения жанра действительно есть в тексте. Шмелёв сочетает в своём произведении индивидуальные истории и масштабное историческое полотно. Например, детальные описания голода, страха и насилия, охвативших Крым после прихода большевиков, передают как индивидуальную боль героев, так и общий дух времени. Через трагедию людей Шмелёв показывает гибель не только физических жизней, но и духовных ценностей, что придаёт произведению универсальный характер.
Таким образом, «Солнце мёртвых» можно считать эпопеей, так как оно глубоко и разносторонне отражает переломный момент в истории России. Это произведение не только художественно передаёт события того времени, но и становится своеобразным памятником человеческой стойкости, боли и утрат.
2. Опыт анализа. Отметьте и проанализируйте в тексте романа «Лето Господне» И. Шмелёва изменение бытовых деталей и пейзажных зарисовок в связи с течением времени согласно годовому кругу праздников.
Роман Ивана Сергеевича Шмелёва «Лето Господне» — одно из самых проникновенных произведений русской литературы, воспевающее красоту православной традиции и гармонию человеческой жизни с природными циклами. Изменения бытовых деталей и пейзажных зарисовок в романе тесно связаны с течением времени и годовыми праздниками, что позволяет читателю ощутить дыхание прошлого и глубокую связь народного быта с религиозным календарём.
Структура романа и её связь с годовым кругом праздников
Композиционная структура романа, разделённого на три части: «Праздники», «Радости» и «Скорби», отражает смену времён года и соответствующих религиозных праздников. Это подчёркивает цикличность времени и его священное измерение. Каждая часть описывает изменения в жизни героя, природе и быту, что создаёт ощущение причастности человека к более высокому порядку, определяемому Божьим замыслом.
Весна и Пасха
Весна в романе ассоциируется с Пасхой, праздником обновления и радости. Автор подробно описывает подготовку к празднику:
• Бытовые детали: уборка дома, выпечка куличей, крашение яиц, освящение пасхальной еды. Эти мелочи создают атмосферу не только ожидания праздника, но и духовного очищения.
• Пейзажные зарисовки: пробуждающаяся природа, яркие зелёные листья, солнечные лучи и весеннее тепло символизируют возрождение жизни.
Шмелёв передаёт, как Пасха наполняет мир особым светом, объединяя людей в их радостных хлопотах и общей молитве.
Лето и Троица
Летний период связан с праздником Троицы, который символизирует гармонию природы и духовности:
• Бытовые детали: дома украшают берёзовыми ветками, дети и взрослые плетут венки, проводятся весёлые гулянья.
• Пейзажные зарисовки: зелёные поля, благоухающие сады, яркое солнце и длинные тёплые дни подчёркивают щедрость природы.
Автор подчёркивает радость жизни, гармонию между людьми и окружающим миром, показывая, как религиозные традиции органично вплетаются в повседневность.
Осень и Покров
Осень в романе окрашена лёгкой грустью и размышлениями о завершении жизненного цикла:
• Бытовые детали: сбор урожая, заготовки продуктов на зиму, заботы о хозяйстве.
• Пейзажные зарисовки: жёлтые и багряные листья, прохладный ветер, первые утренние заморозки.
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы становится символом надежды и покоя перед долгой зимой. Шмелёв описывает, как осенняя природа и заботы настраивают людей на размышления о прошлом и будущем.
Зима и Рождество
Зима — это время духовного света и радости, которое связано с Рождеством Христовым:
• Бытовые детали: украшенные дома, праздничные столы, народные гулянья, колядки.
• Пейзажные зарисовки: заснеженные улицы, морозный воздух, сияние звёздного неба, тишина зимней ночи.
Рождество в романе символизирует надежду, возрождение духовной жизни и радость единства семьи.
Заключение
С помощью подробных бытовых зарисовок и пейзажных описаний Шмелёв создаёт живую картину дореволюционной России, где жизнь человека неразрывно связана с природой и религией. Изменения в окружающем мире, описанные автором, подчёркивают глубину и красоту традиционной культуры. «Лето Господне» — это гимн русской душе, её умению видеть в бытовом и обыденном проявление вечного и божественного.
3. Подготовьте сообщение на тему «Изображение народовольцев в романе М. Алданова "Истоки"».
Сообщение
Изображение народовольцев в романе М. Алданова «Истоки»
Роман Марка Алданова «Истоки» (1947) — одно из самых значительных произведений писателя, посвящённое анализу корней и причин революционного движения в России XIX века. В центре повествования — деятельность народовольцев, членов организации «Народная воля», ставших символом борьбы с самодержавием. Автор подробно описывает не только их общественно-политическую деятельность, но и личные драмы, внутренние противоречия и моральные поиски, сопровождавшие их стремление к переменам.
Изображение народовольцев в романе
Марка Алданова интересует не только история самой «Народной воли», но и её идеология, цели, методы и последствия деятельности. Автор подробно описывает процесс формирования этой организации, показывая, как из интеллигентских кружков и дискуссий о судьбах России зародились идеи насильственного изменения государственного строя. В обществе тех лет нарастало недовольство самодержавием, угнетением крестьянства и отсутствием гражданских свобод. Это недовольство постепенно трансформировалось в радикализм, толкавший молодых людей к террористическим действиям. Алданов показывает, что для многих народовольцев терроризм был не проявлением жестокости, а вынужденным выбором, обусловленным неспособностью изменить ситуацию мирным путём.
Среди героев романа можно увидеть как вымышленных персонажей, так и исторически достоверные фигуры, включая лидеров «Народной воли». Это позволяет Алданову сделать повествование максимально аутентичным и в то же время глубоко личным. У каждого героя своя уникальная судьба, свои мотивы и стремления. Алданов показывает, как высокие идеалы свободы, равенства и справедливости вдохновляли народовольцев, но в то же время ставили их перед тяжёлыми моральными дилеммами.
Особое внимание в романе уделяется этим моральным дилеммам. Алданов поднимает вопросы: как далеко можно зайти в борьбе за справедливость? Оправдывает ли цель средства? Благородные идеи часто вступают в противоречие с необходимостью применять насилие, уничтожать врагов и жертвовать жизнями, что порождало глубокие внутренние конфликты у участников революционного движения. Через эти образы автор исследует не только психологию народовольцев, но и трагизм всей эпохи, когда благие намерения часто приводили к разрушительным последствиям.
Важным аспектом романа является стремление показать народовольцев не только как политических деятелей, но и как обычных людей с их сомнениями, страхами и надеждами. Алданов рисует сложные, противоречивые образы, подчёркивая, что эти люди были движимы высокой идеей, но их деятельность часто сопровождалась личными драмами. Например, автор описывает, как некоторые из них, несмотря на преданность делу, сомневались в правильности выбранного пути, страдали от чувства вины за совершённые теракты и осознавали трагические последствия своих действий.
Таким образом, в романе «Истоки» Марк Алданов раскрывает народовольцев как сложных и многогранных личностей, глубоко преданных своим идеалам, но вынужденных жить в условиях, когда борьба за свободу становилась не только делом всей жизни, но и источником внутренних конфликтов. Алданов подчёркивает, что революционное движение конца XIX века было порождением своего времени, когда столкновение прогрессивных идей и архаичной системы управления стало неизбежным. В этом произведении писатель не только рассказывает о прошлом, но и размышляет о судьбе России, её политическом развитии и моральных основах.
4. Подготовьте сообщение на тему «Путешествие к „истокам дней" в литературе эмиграции» (по прозе И. Бунина «Жизнь Арсеньева». Б. Зайцева «Путешествие Глеба», А. И. Толстого «Детство Никиты»).
Сообщение
«Путешествие к истокам дней» в литературе эмиграции: анализ произведений И. Бунина, Б. Зайцева и А. Н. Толстого
Литература русской эмиграции первой половины XX века богата произведениями, в которых авторы, оказавшись вдали от родины, обращаются к воспоминаниям о прошлом, стремясь сохранить и передать читателю образы утраченного мира. Тема «путешествия к истокам дней» — возвращения в детство и юность — становится центральной в таких произведениях, как «Жизнь Арсеньева» Ивана Бунина, «Путешествие Глеба» Бориса Зайцева и «Детство Никиты» Алексея Николаевича Толстого. Эти автобиографические романы не только воспроизводят личные воспоминания авторов, но и отражают общие настроения эмигрантской среды, тоску по утраченной родине и стремление сохранить культурное наследие России.
«Жизнь Арсеньева» Ивана Бунина
Иван Бунин, первый русский лауреат Нобелевской премии по литературе, в своём романе «Жизнь Арсеньева» (1930) создаёт глубокий автобиографический образ, отражающий путь главного героя от детства до зрелости. Роман наполнен подробными описаниями природы, быта и нравов дореволюционной России, что позволяет читателю погрузиться в атмосферу ушедшей эпохи.
Бунин с особой теплотой описывает детские годы героя, его первые впечатления от окружающего мира, формирование личности под влиянием семейных традиций и русской природы. Автор уделяет внимание мельчайшим деталям: звукам, запахам, краскам, создавая живописные картины, которые оживают перед глазами читателя. Через призму воспоминаний герой пытается осмыслить своё прошлое, понять истоки своих чувств и поступков.
Роман «Жизнь Арсеньева» можно рассматривать как попытку автора сохранить в памяти образы утраченной родины, передать читателю красоту и гармонию дореволюционной России. Бунин стремится показать, что именно в детстве и юности закладываются основы личности, формируются её духовные ценности и мировоззрение.
«Путешествие Глеба» Бориса Зайцева
Борис Зайцев в своём произведении «Путешествие Глеба» (1934) также обращается к теме детства и юности, рассматривая их как «истоки дней» — фундамент, на котором строится вся последующая жизнь человека. Роман носит автобиографический характер и отражает личные переживания автора, связанные с утратой родины и попытками сохранить её в памяти.
Главный герой, Глеб, совершает своего рода внутреннее путешествие, мысленно возвращаясь в детские и юношеские годы. Он вспоминает родной дом, семью, первые открытия и разочарования, радости и печали. Зайцев с большой любовью описывает природу России, её пейзажи, смену времён года, подчёркивая их влияние на формирование характера и мировоззрения героя.
«Путешествие Глеба» — это не только рассказ о прошлом, но и попытка осмыслить настоящее через призму воспоминаний. Автор показывает, как детские впечатления и переживания продолжают влиять на человека на протяжении всей его жизни, определяя его поступки, мысли и чувства.
«Детство Никиты» Алексея Николаевича Толстого
Алексей Николаевич Толстой в повести «Детство Никиты» (1920) создаёт яркий и трогательный образ детства, наполненного радостью открытий и первыми жизненными уроками. Хотя Толстой не был эмигрантом в полном смысле этого слова, его произведение перекликается с темой «путешествия к истокам дней», характерной для литературы русской эмиграции.
Главный герой, мальчик Никита, познаёт мир через призму детского восприятия, полного наивности и чистоты. Толстой с большой теплотой и любовью описывает детские игры, отношения с родителями, первые столкновения с трудностями и разочарованиями. Автор подчёркивает, что именно в детстве формируются основы личности, закладываются моральные и этические принципы, которые будут определять поведение человека в будущем.
«Детство Никиты» — это гимн детству, времени, когда мир кажется огромным и полным чудес, когда каждое событие оставляет неизгладимый след в душе и памяти. Толстой показывает, как важно сохранить в себе детскую чистоту и искренность, не потерять способность удивляться и радоваться простым вещам.
Заключение
Произведения Ивана Бунина, Бориса Зайцева и Алексея Николаевича Толстого, посвящённые теме «путешествия к истокам дней», являются яркими примерами того, как литература может служить средством сохранения памяти о прошлом, способом осмысления настоящего и поиска путей в будущее. Обращение к детству и юности позволяет авторам не только передать личные переживания и воспоминания, но и отразить общие настроения эпохи, выразить тоску по утраченной родине и стремление сохранить её культурное наследие.
Эти произведения напоминают нам о важности детских и юношеских лет в формировании личности, о том, что именно в это время закладываются основы нашего мировоззрения, наши ценности и идеалы. Они учат нас бережно относиться к своему прошлому, ценить моменты радости и печали, которые делают нас теми, кто мы есть.
5. Подготовьте сообщение на тему «Жизнь природы и жизнь людей в послереволюционном Крыму» (по эпопее И. Шмелёва «Солнце мёртвых»). Найдите примеры образов природы, которые приобретают символическое значение в эпопее.
Сообщение
Жизнь природы и людей в послереволюционном
Крыму в эпопее Ивана Шмелёва «Солнце мёртвых»
Иван Шмелёв, выдающийся русский писатель, в своём произведении «Солнце мёртвых» (1923) создаёт глубокую и трагическую картину послереволюционного Крыма. Эпопея отражает не только страдания и испытания людей в период Гражданской войны, но и тесную связь человеческой жизни с природой, которая приобретает символическое значение в контексте происходящих событий.
Природа как отражение человеческой трагедии
В «Солнце мёртвых» Шмелёв с особой тщательностью изображает крымскую природу, подчёркивая её красоту и величие. Однако эта красота контрастирует с ужасами, происходящими в жизни людей. Природа, оставаясь неизменной и равнодушной к человеческим страданиям, становится символом вечности и неизменности, на фоне которых человеческая жизнь кажется мимолетной и хрупкой.
Крымские пейзажи, описанные автором, наполнены семантикой красоты и очарования, но в то же время — смерти и пустоты. Например, яркое солнце, освещающее залитые кровью поля, символизирует безразличие природы к человеческим бедам. Таким образом, природа становится немым свидетелем человеческой трагедии, её равнодушие подчёркивает масштаб и глубину происходящих катастроф.
Символика солнца
Солнце в эпопее занимает особое место. Оно олицетворяет не только источник жизни и света, но и становится символом лживой природы происходящего, фальши в жизни людей. Яркий солнечный свет контрастирует с мраком человеческих душ, погружённых в насилие и жестокость. Таким образом, солнце приобретает двойственное значение: с одной стороны, оно символизирует жизнь, с другой — смерть и разрушение.
В произведении солнце часто описывается как беспощадное и неумолимое, подчёркивая безысходность и трагизм ситуации. Оно становится символом неизбежности происходящего, напоминая о том, что человеческая жизнь подчинена высшим силам, неподвластным человеку.
Образы природы как символы надежды и отчаяния
Несмотря на общий мрачный тон произведения, Шмелёв использует образы природы как символы надежды. Например, описание рассвета или цветущих деревьев может восприниматься как намёк на возможность возрождения и обновления. Однако эти образы часто омрачены реальностью происходящих событий, что создаёт ощущение утраченной гармонии между человеком и природой.
Таким образом, природа в «Солнце мёртвых» играет многогранную роль. Она не только служит фоном для человеческих страданий, но и становится активным участником повествования, отражая внутреннее состояние героев и общее настроение эпохи. Символические образы природы помогают глубже понять замысел автора и прочувствовать трагизм описываемых событий.
Заключение
Эпопея Ивана Шмелёва «Солнце мёртвых» — это глубокое и многослойное произведение, в котором природа играет ключевую символическую роль. Через образы природы автор передаёт сложные философские и моральные идеи, отражая трагедию человеческой жизни в послереволюционном Крыму. Символика природы позволяет читателю глубже проникнуть в суть происходящих событий и осознать их масштаб и значение.
Примерные темы сочинений
• «Образ дома в романе И. Шмелёва «Лето Господне».
В сочинении важно сделать акцент на поэзии домашней жизни. Необходимо учесть, что изменения в быту связаны с годовым кругом праздников и даны в романс в восприятии маленького героя.
Образ дома в романе Ивана Шмелёва «Лето Господне»
Роман Ивана Шмелёва «Лето Господне» — это не только воспоминание о детстве, но и своеобразная энциклопедия русской жизни, отражённая через призму восприятия маленького героя. Центральным элементом произведения является дом, который становится не просто местом действия, но и символом укоренённости, духовности и связи с традициями. Образ дома вплетён в ткань повествования, отражая особенности быта, обычаев и национального самосознания русского народа.
Дом в «Лете Господнем» воспринимается как средоточие жизни, где сливаются воедино семейные традиции, духовные ценности и религиозные обряды. Шмелёв описывает дом через восприятие ребёнка, чьи впечатления наполнены яркими деталями и эмоциональной глубиной. Для маленького героя дом становится местом, где он впервые сталкивается с понятиями добра, любви и духовности. Через описание комнат, убранства и предметов интерьера автор погружает читателя в атмосферу уюта и покоя, присущую дореволюционной русской семье.
Особое место в доме занимает кухня, где готовят традиционные праздничные блюда. Эти сцены наполнены ароматами выпечки, теплом печи и оживлёнными разговорами. Такие детали подчёркивают связь дома с религиозным календарём, ведь большинство событий в семье связано с православными праздниками. Восприятие маленького героя усиливает значимость этих моментов: для него они превращаются в настоящее чудо, в котором переплетаются ожидание праздника и семейное единение.
Годовой цикл праздников привносит в образ дома динамику. Шмелёв мастерски показывает, как меняется быт в зависимости от времени года. Весной, с наступлением Пасхи, дом оживает, наполняется яркими красками и светом. Автор подробно описывает процесс подготовки: уборку, украшение комнат, выпечку куличей. Эти сцены подчёркивают значимость традиций и сплочённость семьи. Летом, во время Троицы, дом украшен зелёными ветками, что символизирует связь человека с природой. Осенью дом становится местом подведения итогов, подготовки к зиме, что находит отражение в описаниях заготовок и тёплой, уютной обстановки. Зимой дом наполняется духом Рождества: свет свечей, запах хвои, праздничный стол создают атмосферу радости и умиротворения.
Дом в романе также выступает символом духовного мира семьи. Здесь ребёнок впервые знакомится с молитвами, религиозными книгами, празднованием церковных торжеств. Важную роль играет изображение икон в доме, которые не только украшают интерьер, но и символизируют духовную опору для всех членов семьи. Для маленького героя дом становится школой жизни, где он учится различать добро и зло, понимать важность веры и традиций.
Однако образ дома в романе не ограничивается только семейной и бытовой стороной. Шмелёв через описание дома передаёт общее настроение эпохи, её дух и уклад. Дом становится символом укоренённости русского народа, его связи с прошлым и традициями. Автор подчёркивает, что дом — это не только место проживания, но и хранитель духовных ценностей, которые формируют мировоззрение и характер человека.
Таким образом, образ дома в романе Ивана Шмелёва «Лето Господне» многослоен и символичен. Он объединяет в себе семейные традиции, религиозные ценности и национальный дух, отражая красоту и гармонию жизни в дореволюционной России. Через описание дома автор создаёт не только картину быта, но и глубокий философский образ, показывая, как дом становится центром духовной жизни, местом, где формируется личность и закладываются основы мировоззрения.
Проектно-исследовательские работы
1. Проект. Старинные детские игры как культурная традиция (по материалам сборника А. Ремизова «Посолонь»). Подготовьте презентацию в форме ролевых игр.
Старинные детские игры как культурная традиция (по материалам сборника А. Ремизова «Посолонь»)
Алексей Михайлович Ремизов, один из ярких представителей русской литературы начала XX века, в своём сборнике «Посолонь» собрал и обработал богатейший пласт народной культуры, включая обряды, предания, сказки и детские игры. Этот труд не только сохраняет фольклорное наследие России, но и представляет собой ключ к пониманию духовного мира русского народа, его обычаев и традиций.
Игры как отражение культурного наследия
Старинные детские игры издавна были неотъемлемой частью народной жизни. Они выполняли не только развлекательную функцию, но и воспитывающую, обучающую и социализирующую. С помощью игр передавались основные ценности, правила поведения в обществе, а также закреплялись важные навыки, такие как быстрота реакции, выносливость, умение работать в команде. Игры часто сопровождались песнями, считалками и приговорками, которые укрепляли устную традицию и делали каждую игру частью большого культурного процесса.
В сборнике «Посолонь» Ремизов уделяет особое внимание детским играм, раскрывая их глубинное символическое значение. Эти игры — своеобразный мост между прошлым и настоящим, позволяющий понять, как дети через простые забавы приобщались к миру взрослых, к его законам и нормам.
Игры и времена года
В сборнике Ремизова каждая игра тесно связана с природным календарём, а её проведение часто приурочено к определённым сезонам и соответствующим обрядам. Такое деление помогает увидеть, как народные традиции формировали повседневную жизнь детей.
Весна
Весенние игры отражают пробуждение природы, ожидание тепла и обновления. Они часто связаны с празднованием Пасхи и Масленицы. Например:
• «Гори, гори ясно»: дети собираются в круг, воспевая огонь как символ обновления и очищения. Эта игра перекликается с обрядами сжигания Масленицы.
• «Перепёлка»: игра, в которой дети изображают птиц, символизирующих возвращение весны. Она сопровождается песнями, подчёркивающими радость пробуждения природы.
Эти игры помогают детям почувствовать себя частью природного цикла, осознать важность обновления и плодородия.
Лето
Летние игры полны движения, ярких красок и часто включают элементы соревнования. Они связаны с солнечными днями, гуляньями и сбором даров природы.
• «Селезень и утка»: дети играют роли уток и селезня, бегая и прячась. Игра символизирует единство природы и человека.
• «Кошки-мышки»: динамичная игра, развивающая ловкость, внимательность и быстроту реакции, сопровождается весёлыми приговорками.
Летние игры подчёркивают изобилие природы и радость жизни, пробуждая в детях чувство благодарности за щедрость окружающего мира.
Осень
Осенние игры отражают подготовку к зиме, сбор урожая и смену настроений. Они наполнены лёгкой грустью и размышлениями о быстротечности времени.
• «Лиса и заяц»: сюжетная игра, в которой дети изображают лису и зайца. Она напоминает о борьбе за выживание в природе и учит стратегическому мышлению.
• «Круглый год»: игра, в которой дети изображают смену времён года, а пение подчёркивает завершение цикла.
Осенние игры помогают детям осознать важность труда и подготовиться к будущим испытаниям, как природным, так и жизненным.
Зима
Зимние игры часто ассоциируются с домашними посиделками, теплом и семейной атмосферой, а также с празднованием Рождества и Крещения.
• «Зимушка-зима»: дети водят хороводы, изображая суровость зимы, и поют песни, в которых звучит надежда на весеннее тепло.
• «Мороз»: дети играют в догонялки, изображая мороз и людей, спасающихся от холода. Эта игра демонстрирует силу стихии и необходимость взаимопомощи.
Зимние игры наполнены духом семейных праздников и учат детей находить радость даже в самые холодные времена года.
Примеры игр и их описание
Одной из интереснейших игр, представленных в сборнике, является «Кошки-мышки». В этой игре дети распределялись на роли «кошек», которые должны были ловить «мышек». Игра сопровождалась особым ритмом, задаваемым песнями и считалками. Она учила детей ловкости, внимательности и умению соревноваться, а также закрепляла образ противостояния — одну из центральных идей фольклорного мировоззрения.
Игра «Гори, гори ясно» также описана Ремизовым. В этой игре дети вставали в круг, держась за руки, и пели песню, которая представляла собой как бы заклинание огня. Считалось, что с помощью этой игры дети взаимодействуют с силами природы, а символика огня связывалась с очищением и обновлением.
Ещё одной популярной игрой была «Селезень и утка». В ней дети изображали уток, гуляющих по воде, а один из участников играл роль селезня, пытающегося поймать уток. Эта игра была весёлой и подвижной, она развивала быстроту реакции и стратегическое мышление.
Культурное значение детских игр
Детские игры, описанные в сборнике, неразрывно связаны с народными обрядами и обычаями. Они передают атмосферу того времени, когда жизнь человека была тесно переплетена с природным циклом, с верой в магическую силу слова и действия. Например, игры, посвящённые смене времён года, отражали глубокую связь людей с природой и её ритмами. Такие забавы, как «Зимушка-зима» или «Круглый год», демонстрируют уважение к природным стихиям и понимание их как части жизни.
Кроме того, с помощью игр дети осваивали сложные социальные роли. Многие забавы, описанные Ремизовым, включали распределение ролей, например, «охотника» и «дичи» в игре «Лиса и заяц» или «старшего» и «младшего» в игре «Царь горы». Это помогало детям учиться взаимодействовать, понимать границы дозволенного и осваивать социальные нормы.
Роль А. М. Ремизова в сохранении фольклора
Алексей Ремизов, собирая материалы для своего сборника, не только фиксировал старинные обычаи, но и адаптировал их для современного читателя. Его литературная обработка делает игры не только историческим документом, но и произведением искусства. Через образы, описания и мелодичность языка он передаёт дух эпохи, её богатую символику и внутреннюю гармонию.
Ремизов подчёркивает, что детские игры — это не просто развлечения, но и форма общения с миром, способ познания окружающей реальности. Благодаря им дети осознавали себя частью большого мира, приобщались к традициям и укоренялись в культурной памяти своего народа.
Заключение
Старинные детские игры, описанные в сборнике «Посолонь», — это не только ценный пласт русской народной культуры, но и важный инструмент для передачи традиций и воспитания будущих поколений. Они помогают понять, как с помощью простых на первый взгляд забав люди формировали основы своей духовной и социальной жизни. Проект, посвящённый ролевым играм на основе материалов сборника, позволит глубже познакомиться с этим наследием, оживить его в современных условиях и сделать частью культурного опыта новых поколений.
Роли для игр из сборника
А. Ремизова «Посолонь» (по 2 игры на каждое время года)
________________________________________
Весна
1. Гори, гори ясно
Роли:
• Ведущий: Задаёт ритм и слова приговора, направляет игру.
• Огонь: игрок в центре круга, изображающий пламя (движения руками, «танец»).
• Дети-круг: участники водят хоровод вокруг костра и поют приговор: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!».
• Потушивший огонь: после сигнала ведущего один из детей «потушивает» огонь движением руки, символизирующим окончание зимы.
2. Перепёлка
Роли:
• Перепёлка: главный игрок, изображающий птицу, двигается, хлопая руками как крыльями.
• Охотник: Преследует перепёлку, стараясь её поймать.
• Кусты: остальные дети образуют кольцо, предоставляя перепёлке укрытие, помогая ей уклоняться от охотника, создавая препятствия.
• Ведущий: Управляет игровым процессом, объявляет начало и конец раунда.
________________________________________
Лето
1. Селезень и утка
Роли:
• Селезень: охотится на утку, старается догнать её.
• Утка: убегает от селезня, выполняя плавные движения, изображая птицу.
• Ведущий: подаёт сигнал к началу и завершению погони, фиксирует победу.
• Пруд: остальные дети, стоящие неподвижно, обозначают границы игрового пространства, за которые нельзя выходить.
2. Кошки и мышки
Роли:
• Кошка: Преследует мышек, стараясь их поймать.
• Мышки: убегают от кошки, прячутся в «норах» (отмеченных местах).
• Ведущий: Следит за соблюдением правил, объявляет победителя.
• Дом: Игроки, обозначающие безопасную зону для мышек, кричат: «Не поймаешь!».
_______________________________________
Осень
1. Лиса и заяц
Роли:
• Лиса: Преследует зайца, стремится поймать его.
• Заяц: убегает, прыгает, изображая страх и ловкость.
• Кусты: дети, создающие препятствия на пути лисы, помогают зайцу.
• Ведущий: Указывает, где лиса может ловить, а где заяц в безопасности.
2. Круглый год
Роли:
• Четыре времени года: четыре игрока, изображающие весну, лето, осень и зиму с помощью жестов, движений или песен.
• Круг: остальные дети водят хоровод вокруг времён года и поют припев: «Круглый год, круглый год, всё живёт и растёт!».
• Ведущий: Командует сменой времён года, задаёт их чередование.
________________________________________
Зима
1. Зимушка-зима
Роли:
• Зима: главный персонаж, изображающий холод и ветер (бегает и «замораживает» остальных).
• Дети-хороводчики: образуют круг, защищая друг друга от зимы, и поют песню: «Зимушка-зима, не морозь нас сильно».
• Размороженный: участник, которого «заморозила» Зима, должен дождаться, пока другие его спасут (прикоснувшись к нему рукой).
• Ведущий: Контролирует процесс, определяет победителя.
2. Мороз
Роли:
• Мороз: главный игрок, догоняет детей, «замораживает» их прикосновением.
• Дети: Убегают от Мороза, изображая страх холода.
• Разморозка: один из детей может «разморозить» замороженного игрока, дотронувшись до него.
• Ведущий: Задаёт старт и следит за честностью игры.
________________________________________
Заключение
Распределение ролей в старинных играх способствует возрождению традиций и позволяет полностью погрузиться в атмосферу народной культуры. Игры из сборника «Посолонь» Алексея Ремизова раскрывают связь между человеком и природой, учат работать в команде и следовать устным традициям, сохраняя дух времени и важность детского творчества.
2. Опыт исследования. Чеховские традиции в драматургии Б. Зайцева (по пьесам «Вишнёвый сад» А. Чехова и «Усадьба Ланиных» Б. Зайцева).
Сообщение
Чеховские традиции в драматургии Б. К. Зайцева (на примере пьес «Вишнёвый сад» А. П. Чехова и «Усадьба Ланиных» Б. К. Зайцева)
Драматургия Бориса Константиновича Зайцева тесно связана с творческим наследием Антона Павловича Чехова. Особенно ярко это проявляется в пьесе «Усадьба Ланиных», где Зайцев не только следует чеховским традициям, но и развивает их, создавая собственное художественное пространство. Сравнительный анализ «Вишнёвого сада» Чехова и «Усадьбы Ланиных» Зайцева позволяет выявить общие мотивы, характеры и художественные приёмы, а также понять, как Зайцев интерпретирует и трансформирует чеховское наследие.
Тема утраты и смены эпох
Обе пьесы посвящены теме утраты родового гнезда и неизбежности перемен. В «Вишнёвом саде» семья Раневской сталкивается с необходимостью продать имение из-за долгов. В «Усадьбе Ланиных» Зайцев изображает похожую ситуацию: семья Ланиных стоит перед угрозой потери усадьбы, которая является символом их прошлого и традиций. Обе пьесы отражают кризис дворянства и переход к новым социальным реалиям.
Образ усадьбы как символа
Усадьба в обеих пьесах выступает не просто как место действия, но и как символ ушедшей эпохи. В «Вишнёвом саде» вишнёвый сад олицетворяет красоту, изящество и беззаботность прошлого. В «Усадьбе Ланиных» дом и окружающий его парк символизируют семейные традиции, память предков и уклад жизни, который уходит в прошлое. Зайцев, следуя чеховской традиции, придаёт пространству глубокое символическое значение, делая его отражением внутреннего мира героев.
Персонажи и их внутренние конфликты
Чеховские традиции проявляются в создании многогранных персонажей, каждый из которых переживает внутренний конфликт. В «Вишнёвом саде» Раневская олицетворяет привязанность к прошлому, Лопахин — дух предпринимательства и перемен, Трофимов — идеализм и стремление к будущему. В «Усадьбе Ланиных» Зайцев также создаёт галерею персонажей, каждый из которых по-своему реагирует на надвигающиеся перемены: одни стремятся сохранить старый уклад, другие — адаптироваться к новым условиям.
Диалоги и подтекст
Обе пьесы характеризуются насыщенными диалогами, в которых важную роль играет подтекст. Герои часто говорят не то, что думают, а их истинные чувства и мысли скрыты между строк. Этот приём, характерный для Чехова, Зайцев использует для передачи глубины переживаний своих персонажей и создания многослойности текста.
Природа и пейзажи
Описание природы играет важную роль в обеих пьесах. У Чехова вишнёвый сад цветёт, символизируя быстротечность красоты и жизни. У Зайцева пейзажи вокруг усадьбы Ланиных также наполнены символизмом: смена времён года отражает изменения в жизни героев и неизбежность течения времени.
Заключение
Борис Зайцев в «Усадьбе Ланиных» не просто следует чеховским традициям, но и развивает их, привнося собственное видение и стиль. Его пьеса становится своеобразным диалогом с «Вишнёвым садом», отражая схожие темы и мотивы, но при этом предлагая новое прочтение проблемы утраты и перемен. Таким образом, Зайцев вносит свой вклад в развитие русской драматургии, обогащая её чеховскими традициями и собственными художественными открытиями.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением