Ответы на вопросы на стр.196-197 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Русский язык и литература1. Охарактеризуйте речь главного героя в повести И. Шмелёва «Человек из ресторана».В повести Ивана Шмелёва «Человек из ресторана» речь...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Русский язык и литература
1. Охарактеризуйте речь главного героя в повести И. Шмелёва «Человек из ресторана».
В повести Ивана Шмелёва «Человек из ресторана» речь главного героя, Андрея Дыркина, является важным художественным средством, с помощью которого автор раскрывает характер персонажа, его внутренний мир и социальное положение. Язык героя отражает его принадлежность к простонародному слою общества, что подчёркивается разговорной лексикой, образными выражениями и эмоциональными интонациями.
1. Простота и разговорность: речь Дыркина наполнена простыми, бытовыми выражениями, свойственными людям из народной среды. Его фразы часто лаконичны, что подчёркивает его практичный подход к жизни. Например, когда он размышляет о несправедливости общества, его слова предельно просты, но эмоционально насыщенны: «Я человек маленький, что с меня взять». Это выражение передаёт его осознание своего места в социальной иерархии, а также внутреннюю обиду и горечь.
2. Эмоциональность и искренность: в речи героя часто звучат искренние эмоции — сожаление, боль, обида, но при этом он не лишён юмора. Его язык подчёркивает душевную открытость. В сложных жизненных ситуациях Дыркин не боится выражать свои чувства словами, пусть и грубыми, но честными. Например, его монологи о тяжёлом труде и несправедливости затрагивают темы социальной несправедливости и угнетения простого народа.
3. Народная образность: речь героя богата метафорами и сравнениями, которые придают его словам яркость и выразительность. Например, он сравнивает свою жизнь с работой «винтика в огромной машине», подчёркивая свою ничтожность на фоне окружающего мира. Такие образные выражения помогают передать не только его мысли, но и общий настрой эпохи.
4. Рефлексивность и философские нотки: несмотря на кажущуюся простоту, речь Дыркина порой приобретает философский оттенок. Герой задумывается о смысле жизни, о месте простого человека в обществе. Его размышления, выраженные через внутренние монологи, показывают, что перед нами не просто обслуживающий персонал ресторана, а думающая, чувствующая личность.
Заключение: речь Андрея Дыркина — это не только средство раскрытия его характера, но и мощный инструмент, с помощью которого И. Шмелёв изображает эпоху, социальное расслоение и духовные искания простого народа. Она органично сочетает в себе черты разговорного языка, народной образности и глубоких размышлений, что делает героя живым и запоминающимся.
2. Расскажите об особенностях сказа И. Шмелёва: выделите особенности речи героев, стилистически окрашенную лексику, особенности синтаксических конструкций, художественную роль поговорок и пословиц, просторечий.
Иван Сергеевич Шмелёв, выдающийся русский писатель, известен своим мастерским использованием сказовой манеры повествования, которая придаёт его произведениям особую выразительность и глубину. Рассмотрим ключевые особенности его сказовой манеры:
1. Речь героев:
Шмелёв тщательно подбирает речь своих персонажей, отражая их социальное положение, образование и внутренний мир. Герои из народа говорят простым, разговорным языком, насыщенным диалектизмами и просторечиями, что придаёт их образам аутентичность и живость. Например, в повести «Человек из ресторана» главный герой, Андрей Дыркин, выражается просто и эмоционально, что подчёркивает его принадлежность к простому народу.
2. Стилистически окрашенная лексика:
Писатель использует богатый лексический арсенал, включая архаизмы, диалектизмы и профессионализмы, что создаёт колорит эпохи и среды. В «Лете Господнем» Шмелёв вводит церковнославянизмы и старомосковские выражения, передавая атмосферу дореволюционной Москвы и её религиозные традиции.
3. Особенности синтаксических конструкций:
Шмелёв часто использует неполные предложения, эллипсис и инверсию, что придаёт его прозе динамичность и эмоциональность. Такие конструкции отражают живую речь и внутренние переживания героев. Например, в «Солнце мёртвых» встречаются фразы с пропущенными членами предложения, что усиливает драматизм повествования.
4. Художественная роль поговорок и пословиц:
Поговорки и пословицы в произведениях Шмелёва выполняют несколько функций:
• Характеристика героев: использование народных изречений помогает раскрыть мировоззрение и жизненный опыт персонажей.
• Создание аутентичной атмосферы: введение фольклорных элементов погружает читателя в культурный контекст описываемого времени.
• Выражение авторской позиции: Шмелёв часто передаёт своё отношение к происходящему с помощью пословиц, используя их как средство иронии или сарказма.
5. Просторечия:
Просторечная лексика в произведениях Шмелёва служит для передачи естественности речи персонажей и создания эффекта присутствия. Она помогает показать социальные различия между героями и подчеркнуть их принадлежность к определённым слоям общества.
Таким образом, сказовая манера Ивана Шмелёва, обогащённая разнообразными лексическими и синтаксическими приёмами, а также использованием фольклорных элементов, придаёт его произведениям глубину и многогранность, позволяя читателю глубже проникнуть в мир его героев и эпохи.
3. Прочитайте фрагмент романа М. Осоргина «Сивцев Вражек».
«Ступени деревянной лестницы приветливо поскрипывали иод знакомыми шагами, дверь открывалась с ласковым гостеприимством, вешалка с вежливой выдержкой принимала пальто и шляпы, стены старого дома ловили звук знакомых голосов».
Проанализируйте художественную образность отрывка (эпитеты, метафоры) и покажите, что дом в романе олицетворяет прочность, душевную гармонию, тепло и уют в противовес разрушительным социальным изменениям.
В приведённом фрагменте из романа Михаила Осоргина «Сивцев Вражек» дом предстаёт как живое существо, активно взаимодействующее со своими обитателями. Использование эпитетов и метафор создаёт образ дома, олицетворяющего прочность, душевную гармонию, тепло и уют, противопоставленные разрушительным социальным изменениям.
Анализ художественной образности:
1. Эпитеты:
o «Приветливо поскрипывали» — эпитет «приветливо» придаёт лестнице человеческое качество дружелюбия, создавая ощущение радушного приёма.
o «Ласковым гостеприимством» — эпитеты «ласковый» и «гостеприимство» усиливают ощущение тепла и заботы со стороны дома.
o «Вежливая выдержка» — эпитеты «вежливая» и «выдержка» придают вешалке черты учтивого хозяина, готового принять гостей.
2. Метафоры:
o «Дверь открывалась с ласковым гостеприимством» — дверь уподобляется хозяину дома, радушно встречающему гостей.
o «Вешалка с вежливой выдержкой принимала пальто и шляпы» — вешалка представляется как вежливый слуга, принимающий верхнюю одежду.
Олицетворение дома:
Благодаря использованию эпитетов и метафор дом в романе приобретает черты живого существа, проявляющего заботу и внимание к своим обитателям. Такая персонификация подчёркивает его роль хранителя семейного уюта и традиций.
Противопоставление социальным изменениям:
В контексте романа, в котором происходят значительные социальные перемены, дом символизирует стабильность и неизменность. Его тёплая и гостеприимная атмосфера служит убежищем от внешнего хаоса и неопределённости. Таким образом, дом становится символом прочности и душевной гармонии, противопоставленных разрушительным изменениям в обществе.
В заключение, художественная образность в этом фрагменте подчёркивает центральную роль дома как символа тепла, уюта и стабильности, противостоящего внешним социальным бурям.
4. Сопоставьте начала двух соседствующих глав в романе М. Осоргина «Сивцев Вражек».
«Родилось утро — в белой сорочке румяное утро. Молочными крыльями забилось в окна. И тогда щелкнула задвижка и окно распахнулось. Танюша, щурясь, столкнулась с утром, и холодок залился за рубашку. На цыпочках, вприпрыжку, отбежала обратно к погасли — ещё понежиться, счастливая, что день будет сегодня хороший». («Замечательный день»)
«Но есть окна, которые никогда не открываются: иные за решетками, как в тюрьмах. Через стекла, всегда пыльные, тусклый свет падай на шкафы и регистраторы, набитые бумагами». («Кладбища»)
Какой прием использует писатель, стремясь подчеркнуть контраст между создаваемыми им картинами мира? Какое значение имеет образ окна? Найдите метафоры и метафорические эпитеты, сравнения, характеризующие стиль М. Осоргина.
В приведённых фрагментах Михаил Осоргин использует яркий контраст между двумя мирами, представленными в описании утренней сцены из главы «Замечательный день» и мрачного образа окон в главе «Кладбище». Этот контраст помогает раскрыть сложность и многогранность человеческого восприятия, подчёркивая красоту и светлость жизни на фоне тягостной реальности.
Контраст создаваемых миров
В «Замечательном дне» автор рисует утро как символ обновления и чистоты. Образы «белой сорочки румяного утра», «молочных крыльев» и «забилось в окна» создают нежную и вдохновляющую атмосферу. Всё наполнено жизнью, движением, радостью: «щёлкнула задвижка», «окно распахнулось», «Танюша... отъезжала обратно к постели». Эпитеты «румяное», «молочные», «хороший день» усиливают ощущение тепла и счастья.
В противоположность этому, в главе «Кладбище» окна ассоциируются с тюрьмой, мраком и заточением. «Окна... никогда не открываются», «за решётками, как в тюрьмах» — эти метафоры символизируют безысходность и ограниченность. Свет в этой сцене «тусклый», стёкла «запылённые». Такие образы, как «регистраторы, набитые бумагами», подчёркивают холодность и механистичность окружающего мира.
Значение образа окна
Окна в романе выступают в качестве границы между внутренним и внешним миром, символизируя переход от одной реальности к другой. В «Замечательном дне» окно — это проводник света и воздуха, возможность соединения с природой, с внешним миром, наполненным красотой. В «Кладбище», напротив, окно становится барьером, разделяющим свободу и заточение, жизнь и смерть.
Стилистические средства: эпитеты, метафоры, сравнения
1. В «Замечательном дне» Осоргин использует метафоры («молочные крылья», «румяное утро»), чтобы создать образ мира, наполненного теплом и жизнью. Эпитеты («белая сорочка», «хороший день») добавляют нежности и яркости.
2. В «Кладбище» метафоры («окна... как в тюрьмах») и эпитеты («тусклый свет», «пыльные стёкла») передают ощущение безысходности и угнетённости.
3. Сравнения, такие как «за решёткой, как в тюрьме», подчёркивают символическую изоляцию.
Заключение
Михаил Осоргин через контраст двух глав передаёт сложность восприятия мира, где свет и тьма, радость и мрак сосуществуют. Образ окна становится ключевым символом, отражающим тонкую грань между этими состояниями, а использование богатого художественного языка подчёркивает мастерство автора в создании эмоциональной глубины произведения.
5. Проанализируйте городской пейзаж в рассказе Б. Зайцева «Тихие зори».
«Садилось солнце, жар стихал, приходила бледная, робкая ночь. Сидя с Алексеем поздним вечером на балконе, мы любовались далями: все слегка затуманено, сухая бело-пыльная дымка стояла над городом; некоторые улицы внизу, пустынные уже, как бы отдавшиеся чему-то, смутно белели недвижными лентами, и наш переулок, обвеянный за день известковою пылью от строившихся домов, дремал и мерещился мне белесоватым каналом».
Какие особенности лирической прозы в нём прослеживаются? Как соотносится проанализированный фрагмент с названием рассказа?
Приведённый фрагмент из рассказа Бориса Зайцева «Тихие зори» представляет собой проникновенное описание городского пейзажа, наполненное лиризмом и глубокой эмоциональностью. Автор мастерски использует средства художественной выразительности, чтобы создать атмосферу спокойствия, умиротворения и лёгкой меланхолии.
Художественные особенности пейзажа
Описанный пейзаж наполнен тишиной и покоем, которые подчёркиваются следующими деталями:
• Смена дня и ночи: «Садилось солнце, жара спадала, наступала бледная, робкая ночь». Этот переход передаёт ощущение завершения, подготовки к чему-то новому и неизведанному. Эпитеты «бледная» и «робкая» наделяют ночь человеческими чертами, делая её живым и участливым элементом.
• Туманность и лёгкость: «Всё слегка затуманено, над городом стояла сухая бело-пыльная дымка». Эта деталь усиливает общее впечатление отстранённости, размытия границ между физическим миром и внутренними переживаниями.
• Контраст жизни и застывшего времени: «Некоторые улицы внизу, уже пустынные, словно отдавшиеся чему-то, смутно белели неподвижными лентами». Здесь ощущается противопоставление динамики и покоя, где улицы выглядят живыми и одухотворёнными, словно часть большого единого организма.
Особенности лирической прозы
В этом отрывке ярко выражены черты лирической прозы:
1. Образы: через метафоры и эпитеты город предстаёт не просто ландшафтом, а живым персонажем, наполненным внутренней жизнью.
2. Музыкальность текста: автор добивается мягкого, почти мелодичного звучания, используя повторяющиеся мягкие согласные и плавный ритм фраз.
3. Психологизм: городской пейзаж становится проекцией эмоционального состояния героев, их размышлений и чувств.
Соотнесение фрагмента с названием рассказа
Название «Тихие зори» гармонирует с атмосферой описания. Зори ассоциируются с началом или концом дня, моментом перехода, когда природа и человек пребывают в состоянии покоя и размышлений. «Тихие» подчёркивают эту умиротворённость, которой нет в городской суете. Таким образом, городской пейзаж в этом фрагменте полностью отражает суть названия рассказа, передавая чувства героев через природные и архитектурные образы.
Заключение
Борис Зайцев в рассказе «Тихие зори» через описание городского пейзажа создаёт особую атмосферу, в которой человек и природа существуют в едином ритме. Это не просто картина города, а глубокий символический образ, в котором заключена идея гармонии между внешним миром и внутренним состоянием героя.
6. Попытайтесь объяснить, опираясь на текст «Вечера у Клэр», нелюбовь Гайто Газданова к запятым и его пристрастие к тире.
Гайто Газданов в своём романе «Вечер у Клэр» использует специфическую пунктуацию, предпочитая тире вместо запятых. Это придаёт его прозе особый ритм и интонацию, создавая эффект непрерывного потока мыслей и воспоминаний. Такой подход позволяет автору передать сложность и многослойность внутреннего мира героя, а также подчеркнуть ассоциативность и фрагментарность его восприятия. Предпочтение тире способствует созданию более гибкой и динамичной структуры предложения, что соответствует стилю Газданова и усиливает эмоциональное воздействие на читателя.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением