Ответы на вопросы на стр.204 Часть 2 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)











Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Основные теоретические понятия. Стр. 204
Реализм, «натуральная школа», эпистолярная жанровая форма, герой-идеолог, «скитальцы», фантастика, психологизм, диалогичность, полифонизм, роман-трагедия, идеологический роман, символ, почвенничество, «подпольный человек», «маленький человек».
1.
Реализм — это литературное направление, появившееся в Европе в первой половине XIX века, которое стремится к правдивому и объективному изображению действительности. Авторы-реалисты стремились показать мир таким, каким он является, с его социальными, экономическими и моральными проблемами, избегая идеализации или романтизации. Главной задачей реализма было исследование реальных человеческих отношений, социальных конфликтов и внутреннего мира героев.
Произведения реализма характеризуются вниманием к деталям, изображением повседневной жизни и типичными образами, отражающими сущность эпохи. Герои таких произведений часто являются представителями конкретных социальных слоёв, и их характеры формируются под влиянием среды и исторических обстоятельств. Писатели реализма уделяли большое внимание психологии персонажей, описывая их внутренние переживания, моральные сомнения и выбор.
В русской литературе реализм занял особое место, став ведущим направлением во второй половине XIX века. Лев Толстой, Фёдор Достоевский, Иван Тургенев, Иван Гончаров и другие авторы исследовали вопросы морали, человеческой свободы, социальной справедливости и духовного развития. Например, в «Преступлении и наказании» Достоевский анализирует внутренний конфликт Родиона Раскольникова, раскрывая его психологические переживания и нравственные искания.
2.
"Натуральная школа" — это раннее литературное направление в русской литературе 1840-х годов, ставшее переходным этапом к реализму. Термин был введён критиком В. Г. Белинским для обозначения группы писателей, которые стремились к правдивому изображению социальной действительности и жизни простого народа. Литература "натуральной школы" акцентировала внимание на проблемах бедности, социальной несправедливости и угнетения, изображая суровую реальность без прикрас.
Главными героями произведений "натуральной школы" становились представители низших слоёв общества: крестьяне, мелкие чиновники, ремесленники. Авторы исследовали их быт, внутренний мир и борьбу с трудностями, подчёркивая контрасты между привилегированными классами и угнетённым народом. Для этой школы характерно стремление к документальности, использование разговорного языка, а также акцент на типичных для эпохи социальных явлениях.
К числу писателей "натуральной школы" относятся Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский (в раннем творчестве), Д. В. Григорович, И. А. Гончаров. Так, в повести Гоголя «Шинель» изображена судьба «маленького человека» — Акакия Акакиевича, который становится жертвой бездушной бюрократической системы. Произведения "натуральной школы" не только подготавливали почву для реализма, но и привлекали внимание общества к социальным проблемам.
3.
Эпистолярная жанровая форма — это литературный жанр, который представлен письмами, записками или дневниковыми записями персонажей. Эта форма позволяет передать внутренние переживания и мысли героя через его собственные слова, создавая эффект интимности и подлинности. Эпистолярная форма подчёркивает субъективность изложения и помогает глубже раскрыть характер персонажа.
Произведения в эпистолярной форме часто строятся на переписке между персонажами, где каждый из них выражает свои чувства, взгляды или реагирует на события. Такая структура делает повествование более драматичным и эмоционально насыщенным. Дневниковые записи, входящие в эпистолярную форму, позволяют создать иллюзию документальности, как будто читатель читает личный дневник героя.
Одним из классических примеров является роман Жан-Жака Руссо «Юлия, или Новая Элоиза», где события передаются через переписку персонажей. В русской литературе эпистолярная форма встречается в повести И. С. Тургенева «Дневник лишнего человека», где герой рассказывает о своих размышлениях и переживаниях. Такая форма придаёт произведению глубину и делает его повествование более личным и близким для читателя.
4.
Герой-идеолог — это литературный персонаж, который становится носителем определённой философской, социальной или политической идеи. Его действия, поступки и внутренний мир подчинены этой идее, которую он стремится воплотить или отстаивать в реальности. Герои-идеологи часто противопоставляют себя окружающему миру, вступают в конфликты с другими персонажами, которые выражают альтернативные взгляды.
Герой-идеолог — это не просто участник сюжета, а важный элемент философского конфликта произведения. Через таких персонажей авторы раскрывают ключевые проблемы своего времени: вопросы морали, веры, общественных изменений и личной свободы. Например, Родион Раскольников из романа Достоевского «Преступление и наказание» является героем-идеологом, который проповедует теорию «сверхчеловека» и оправдывает убийство ради достижения высшей цели. Однако его идеи сталкиваются с реальностью, вызывая внутренний кризис и осознание их несостоятельности.
Другим примером является Базаров из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Этот персонаж воплощает нигилизм, отрицающий авторитеты, религию и традиционные ценности. Его идеология сталкивается с реальностью, что приводит к трагической развязке. Герои-идеологи, как правило, являются ключевыми фигурами философских и социальных дискуссий в литературе, отражая борьбу идей, характерную для эпохи.
5.
"Скитальцы" — это литературный образ, который обозначает героев, находящихся в состоянии поиска, как внешнего, так и внутреннего. Внешние скитания подразумевают физическое перемещение героя, его странствия или изгнание, тогда как внутренний путь связан с поиском смысла жизни, духовного равновесия или истины. Скитальцы часто оказываются изолированными от общества, противопоставляют себя окружающему миру и переживают внутренние конфликты.
Этот образ активно используется в русской литературе. Например, в произведении Льва Толстого «Хаджи-Мурат» главный герой вынужден странствовать в поисках свободы и личной правды. У Фёдора Достоевского образ скитальца часто носит метафорический характер: Раскольников из «Преступления и наказания» переживает духовное скитание, разрываясь между своей теорией и моральными принципами. Скитальцы символизируют вечный поиск человеком себя и борьбы с миром.
6.
Фантастика — это литературный приём или жанр, основанный на введении в повествование элементов, которые не соответствуют реальности, таких как сверхъестественные явления, вымышленные миры или необычные события. Она используется для моделирования альтернативных реальностей, анализа общества, исследования человеческой природы или как способ изображения внутренних переживаний героев.
В литературе Фёдора Достоевского фантастика нередко переплетается с реальностью, чтобы усилить метафорическое или философское значение произведения. Например, в рассказе «Сон смешного человека» фантастический элемент используется для размышлений о природе человека, смысле жизни и идее искупления. Фантастика в классической литературе часто служит символом или аллегорией, через которую авторы обсуждают сложные философские вопросы.
7.
Психологизм — это литературный метод, который направлен на исследование внутреннего мира персонажей: их мыслей, чувств, мотивов и душевных переживаний. Он позволяет автору глубже раскрыть внутренние конфликты героев и показать связь их сознания с внешними обстоятельствами. Психологизм делает героев более живыми и достоверными, создавая сложные, многогранные образы.
Для Фёдора Достоевского психологизм является ключевым инструментом в раскрытии характера. В «Преступлении и наказании» внутренний мир Раскольникова передаётся через его монологи, сны, диалоги и мучительные размышления. Это помогает читателю понять мотивацию героя, его сомнения и борьбу с собственной совестью. Психологизм делает произведения Достоевского уникальными, позволяя читателю переживать внутреннюю драму вместе с героями.
8.
Диалогичность — это важная черта литературного произведения, при которой разные идеи, точки зрения и герои взаимодействуют в форме диалога. Этот термин был разработан Михаилом Бахтиным, который считал диалогичность важнейшей особенностью полифонического романа. Диалоги между персонажами не просто передают информацию, но становятся ареной столкновения мировоззрений, идей и философских систем.
В произведениях Достоевского диалогичность проявляется особенно ярко. Например, в «Братьях Карамазовых» философские споры между Иваном и Алёшей Карамазовыми отражают конфликт между верой и атеизмом, духовной истиной и рациональным скептицизмом. Эти диалоги создают пространство для размышлений и оставляют читателю возможность самостоятельно искать ответы на вопросы, поставленные в произведении.
9.
Полифонизм — это литературный принцип, при котором в произведении представлено множество равноправных голосов и точек зрения. Этот термин также был разработан Михаилом Бахтиным, который применял его для анализа романов Достоевского. Полифония означает, что герои не подчиняются авторскому голосу, а существуют как самостоятельные личности с собственными убеждениями и внутренним миром.
В романе «Преступление и наказание» полифонизм выражается через независимость идейных систем героев. Раскольников, Соня Мармеладова, Свидригайлов, Порфирий Петрович — все они представляют разные мировоззрения и философские позиции, которые не сводятся к единой истине. Этот подход создаёт сложное и многослойное повествование, где каждое мнение звучит как равноправный голос в общем диалоге.
10.
Роман-трагедия — это жанровый тип романа, в котором основное внимание уделяется трагическим событиям, внутреннему или внешнему конфликту героев. В таких произведениях герои сталкиваются с непреодолимыми обстоятельствами, что приводит к их моральному или физическому разрушению. Роман-трагедия сочетает элементы классической трагедии с глубокой психологической и философской проработкой.
Фёдор Достоевский часто использовал жанр романа-трагедии для изображения духовных кризисов своих героев. Например, «Преступление и наказание» — это роман о трагедии человека, который пытается жить по собственной теории, но оказывается не в силах преодолеть свою совесть и моральные принципы. Однако трагедия у Достоевского не всегда означает безысходность: через страдание герои могут обрести искупление и надежду на духовное возрождение, что делает его романы глубоко гуманистичными.
11.
Идеологический роман — это жанровый тип литературного произведения, в котором центральное место занимает борьба идей, философских или политических концепций, воплощённых через персонажей и их действия. В основе идеологического романа лежит конфликт между различными мировоззренческими позициями, который позволяет автору исследовать глубокие вопросы морали, веры, социальной справедливости и общественного устройства. В таком романе герои часто становятся носителями определённых идей (героями-идеологами) и активно выражают свои взгляды через диалоги, внутренние монологи или поступки.
Фёдор Достоевский считается одним из главных создателей идеологического романа. В его произведениях герои являются проводниками противоположных философских систем, а их столкновения создают драматическое напряжение. Например, в романе «Бесы» изображена борьба революционных и традиционных идей, где персонажи, такие как Пётр Верховенский и Ставрогин, воплощают радикальные революционные взгляды, а Шатов и Тихон представляют противоположную, духовно-консервативную позицию.
Идеологический роман Достоевского отличается многоголосием и диалогичностью, позволяя читателю самому размышлять над философскими и социальными проблемами, поставленными в произведении.
12.
Символ в литературе — это художественный приём, заключающийся в использовании конкретного образа, который несёт в себе более глубокий, скрытый смысл. Символы позволяют авторам выразить сложные идеи, эмоции или философские концепции через образы, которые можно интерпретировать по-разному. Символы нередко имеют культурный или исторический подтекст, отсылают к мифам, религии или философии.
В произведениях Фёдора Достоевского символика играет ключевую роль, помогая передать духовную и философскую глубину текста. Например, крест в «Преступлении и наказании» становится символом веры и искупления, а Петербург в том же романе символизирует душевный и социальный хаос. Символы Достоевского часто многозначны: так, сны Раскольникова можно трактовать как проявление его подсознания, моральных терзаний и предчувствия грядущего искупления. Символы делают текст насыщенным, открытым для интерпретации и позволяют автору обсуждать вечные вопросы через художественные образы.
13.
Почвенничество — это направление русской философской и общественной мысли, возникшее в середине XIX века и связанное с именами Ф. М. Достоевского, Н. Н. Страхова и А. А. Григорьева. Основная идея почвенничества заключалась в том, что обновление России возможно только через осознание её духовных и культурных корней, связанных с народом, православием и традиционным укладом жизни. Почвенники выступали против радикальных революционных идей и западничества, считая, что Россия должна идти своим путём, сохраняя духовные ценности и гармонию между интеллигенцией и народом.
Для Достоевского почвенничество стало важным элементом его мировоззрения. В своих произведениях он подчёркивал важность духовного единения человека с народом и верой, осуждая нигилизм и разрушительные идеи, которые отрывают человека от традиций. Например, в «Братьях Карамазовых» Алёша Карамазов воплощает идеалы почвенничества, сочетая веру, любовь к ближнему и преданность традициям. Почвенничество Достоевского было его ответом на духовный кризис общества и поиск путей его преодоления.
14.
"Подпольный человек" — это тип литературного персонажа, впервые представленный Фёдором Достоевским в его повести «Записки из подполья». Этот герой олицетворяет человека, который сознательно отстраняется от общества, изолируется в своём внутреннем мире и подвергает сомнению все социальные нормы и моральные устои. Подпольный человек живёт в состоянии постоянного внутреннего конфликта: с одной стороны, он стремится к свободе и независимости, а с другой — ощущает свою слабость, отчуждение и ненужность.
Подпольный человек — это результат кризиса личности, разрыва между мечтами и реальностью. Он циничен, противоречив и обладает болезненной самоиронией, но в то же время способен к глубоким размышлениям о природе человеческой свободы, морали и смысле жизни. Этот тип героя стал предшественником экзистенциальных персонажей XX века, таких как герои произведений Жан-Поля Сартра и Альбера Камю. Подпольный человек в литературе символизирует протест против стандартизированного общества и его догм.
15.
"Маленький человек" — это литературный тип героя, который олицетворяет слабого, социально незащищённого персонажа, находящегося на низших ступенях социальной лестницы. Этот образ стал ключевым для русской литературы XIX века и впервые ярко проявился в произведениях Н. В. Гоголя, таких как «Шинель», где Акакий Акакиевич становится жертвой несправедливости и равнодушия окружающего мира.
В произведениях Фёдора Достоевского «маленький человек» получает новое звучание. Герои Достоевского, такие как Мармеладов из «Преступления и наказания», представляют собой не только жертв социального угнетения, но и людей с глубокой внутренней трагедией. Маленький человек у Достоевского нередко наделён способностью к нравственному преображению, внутренней борьбе и даже духовному подвигу. Этот образ становится символом человеческой слабости и одновременно скрытой силы, которая способна проявиться через страдание и любовь. "Маленький человек" в литературе подчёркивает темы несправедливости, социального неравенства и нравственной борьбы.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением