Ответы на вопросы на стр.207 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)













Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Проектно-исследовательские работы
Коллективный проект. Тема России в творчестве В. Набокова.
Ученики могут разделиться на три группы (и более), выбрав одну из следующих проблем:
• Россия в романах В. Набокова.
• Россия в поэзии В. Набокова.
• Русская литература в критическом наследии В. Набокова.
1.
Россия в романах В. Набокова
Введение
Творчество Владимира Набокова тесно связано с Россией, хотя большую часть своей жизни писатель провёл в эмиграции. В его произведениях Россия предстает не только как реальное географическое и историческое пространство, но и как символ, воплощающий утраченный мир детства, красоты и гармонии. В романах Набокова, таких как «Машенька», «Подвиг», «Дар», Россия становится центральной темой, отражающей глубокую личную связь автора с родиной, а также его философские размышления о времени, памяти и искусстве. Цель данной работы — проанализировать, как образ России воплощается в этих романах и какую роль он играет в структуре и смысле произведений.
Основная часть
1. Россия как утраченный рай в романе «Машенька»
В романе «Машенька» Россия представлена через воспоминания главного героя Льва Ганина, который ассоциирует её с образом своей первой любви. Машенька становится символом всего прекрасного, что было утрачено с уходом из родины: тепла дома, природы, юности и счастья. Воспоминания Ганина наполнены яркими образами русских пейзажей, запахов сирени, солнечного света. Однако этот идеализированный образ находится в резком контрасте с серой реальностью эмигрантской жизни в Берлине. Ганин понимает, что возврат в прошлое невозможен, а Россия, как и Машенька, остаётся лишь светлым, но недостижимым идеалом. Таким образом, в «Машеньке» Россия представлена как утраченный рай, который живёт в памяти, но недостижим в реальной жизни.
2. Россия как символ духовного поиска в романе «Подвиг»
В «Подвиге» образ России приобретает иное значение. Для главного героя, Мартына Эдельвейса, Россия становится не только местом воспоминаний, но и символом духовного идеала, к которому он стремится. Воспоминания Мартына о детстве, природе и доме окрашены ностальгией, но они служат не только для того, чтобы увековечить прошлое, но и для того, чтобы вдохновить на действие. Решение вернуться в Россию становится кульминацией его духовного пути и акта самоопределения. Россия в этом романе — это не только утраченная родина, но и источник вдохновения для подвига, который выходит за рамки личной судьбы.
3. Россия как литературный и культурный код в «Даре»
В романе «Дар» Россия рассматривается через призму русской литературы, философии и культуры. Главный герой, Фёдор Годунов-Чердынцев, переосмысляет русскую традицию, размышляя о судьбах своих предков, о литературном наследии и о месте России в его жизни. Воспоминания о родине переплетаются с размышлениями о роли искусства и писателя, что подчёркивает философский характер романа. Россия здесь становится символом культурной памяти, неотделимой от личной идентичности героя.
4. Россия как философская категория
Во всех упомянутых произведениях Россия — это больше, чем страна. Она становится философской категорией, связанной с вопросами времени, памяти, красоты и утраты. Набоков мастерски сочетает автобиографические мотивы с универсальными размышлениями о человеческом существовании. Его Россия — это утраченный мир, который, несмотря на свою недостижимость, продолжает существовать в искусстве и памяти. Каждый герой, будь то Ганин, Мартын или Фёдор, сталкивается с невозможностью вернуть прошлое, но находит в этом стимул для духовного роста и творчества.
Заключение
Россия в романах Владимира Набокова представлена как многослойный образ, в котором пересекаются личные переживания автора и философские размышления о времени, памяти и культуре. Будучи символом утраченной родины, Россия становится источником вдохновения для героев, формирует их внутренний мир и побуждает к поиску смысла жизни. В то же время, Набоков подчёркивает трагизм этой утраты, показывая, что прошлое остаётся лишь в памяти и искусстве. Таким образом, Россия в его произведениях является не только важной темой, но и ключевым элементом, формирующим идейное и художественное содержание его творчества.
Список литературы
1. Набоков В. В. Машенька. — М.: Азбука-Аттикус, 2023.
2. Набоков В. В. Подвиг. — М.: Азбука-Аттикус, 2023.
3. Набоков В. В. Дар. — М.: Азбука-Аттикус, 2023.
4. Бойд Б. Владимир Набоков: Русские годы. — М.: Новое литературное обозрение, 2020.
5. Шнайдер С. Трагедия утраты: Россия в романах Владимира Набокова. // Русская литература в эмиграции. — СПб.: Наука, 2018.
6. Столетов А. Образ утраченной родины в эмигрантской прозе Набокова. // Вопросы литературы, №4, 2017.
2.
Россия в поэзии В. Набокова
Введение
Владимир Набоков известен прежде всего как прозаик, однако его поэтическое наследие играет важную роль в формировании его художественного мира. Поэзия Набокова, написанная в эмиграции, наполнена глубокими размышлениями о России, которая занимает в его творчестве особое место. Россия в его стихах представлена как символ утраченной гармонии, культурной памяти и духовного дома, который продолжает жить в сердце автора, несмотря на невозможность вернуться. Целью данной работы является анализ образа России в поэзии Владимира Набокова и определение его роли в формировании идейного содержания и эмоционального настроения его лирики.
Основная часть
1. Россия как утраченный рай в поэзии Владимира Набокова
В стихотворениях Набокова Россия часто изображается через призму воспоминаний о детстве, природе и родной культуре. Например, в стихотворении «Родина» поэт создаёт идиллический образ русских пейзажей: речки, лугов, вечернего света. Эти картины вызывают у автора чувство тоски по утраченной родине, которая теперь существует только в его памяти. Россия представлена как утраченный рай, где сохранились невинность и гармония. Однако эта идиллия омрачена осознанием невозможности возвращения: лирический герой понимает, что Россия, которой он так дорожил, больше не существует в прежнем виде.
2. Образ России как культурной памяти
Особое внимание в поэзии Набокова уделяется русской культуре. В его стихотворениях можно найти отсылки к русской литературе, музыке, традициям. Россия становится для поэта не просто географическим понятием, но и хранителем духовных ценностей. В стихотворении «Элегия» Набоков размышляет о величии русской культуры, которая продолжает жить в его творчестве, несмотря на физическое удаление от родины. Лирический герой сохраняет связь с Россией через искусство и память, что помогает ему преодолеть отчуждение и одиночество в эмиграции.
3. Ностальгия и утрата
Тема ностальгии является центральной в поэзии Набокова, связанной с образом России. В стихотворениях, таких как «Эмигрант», поэт описывает чувства тоски и разочарования, которые сопровождают его на чужбине. Россия становится для него одновременно утешением и источником боли. Воспоминания о родине дарят мгновения счастья, но их невозможность воплотиться в реальности усиливает чувство утраты. Эта двойственность пронизывает многие стихи Набокова, создавая эмоциональную напряжённость и глубину.
4. Символика природы и пространства
Важную роль в изображении России играют природные образы. Русские леса, реки, поля — это не только элементы пейзажа, но и символы духовной связи автора с родиной. Например, в стихотворении «Река» Набоков ассоциирует реку с потоком времени, который уносит прошлое, но оставляет память. Пространство в его стихах часто представлено как разделённое: Россия, как место воспоминаний, противопоставлена холодному и чуждому миру эмиграции. Через эту символику Набоков выражает своё отношение к утрате и попытке сохранить идентичность.
Заключение
Образ России в поэзии Владимира Набокова отражает сложный внутренний мир поэта, его тоску по утраченной родине и стремление сохранить духовную связь с ней. Россия для Набокова — это не только место, оставленное в прошлом, но и символ красоты, гармонии и культурной памяти, которые продолжают вдохновлять его творчество. Поэзия Набокова, наполненная ностальгией и глубокими размышлениями о времени, памяти и утрате, позволяет читателю ощутить всю трагедию эмигрантской судьбы и ценность сохранения культурной идентичности.
Список литературы
1. Набоков В. В. Стихи. — М.: Азбука-Аттикус, 2023.
2. Набоков В. В. Другие берега. — М.: Азбука-Аттикус, 2023.
3. Бойд Б. Владимир Набоков: Русские годы. — М.: Новое литературное обозрение, 2020.
4. Гринфельд Е. Поэзия Набокова: ностальгия и культурная память. // Русская литература в эмиграции. — СПб.: Наука, 2018.
5. Иванов С. Россия в поэзии Владимира Набокова. // Вопросы литературы, №5, 2019.
6. Печерская А. Русские мотивы в раннем творчестве Набокова. — М.: Литературный мир, 2017.
3.
Русская литература в критическом наследии В. Набокова
Введение
Владимир Набоков не только создал выдающиеся литературные произведения, но и оставил значительное критическое наследие, в котором переосмыслил классическую русскую литературу. Его лекции, эссе и размышления о русских писателях отличаются оригинальностью, глубиной анализа и острой полемичностью. Набоков обращался к творчеству Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского и других авторов, предлагая уникальные интерпретации их произведений и влияя на восприятие русской литературы за рубежом. Целью данной работы является анализ взглядов Набокова на русскую литературу, выявление ключевых аспектов его критического подхода и роли его наследия в современном литературоведении.
Основная часть
1. Подход Набокова к анализу русской литературы
Критический подход Набокова к русской литературе основывается на его эстетических и художественных предпочтениях. Он ставил во главу угла мастерство языка, оригинальность стиля и художественную изобретательность. Набоков высоко ценил тех авторов, чьи произведения отличались «живым» языком и необычностью видения, а также был скептичен по отношению к писателям, которых считал склонными к пафосу или морализаторству. Это ярко проявляется в его критике Фёдора Достоевского, которого он называл «надрывным» писателем. Набоков предпочитал сосредотачиваться на художественной форме, отвергая чрезмерный акцент на социальных или философских аспектах.
2. Александр Пушкин в наследии Набокова
Набоков считал Пушкина величайшим русским писателем и гением языка. Его перевод и комментарии к «Евгению Онегину» стали важной частью его критического наследия. Он анализировал пушкинский стих с точки зрения ритмики, звуковой гармонии и языковой игры, что отличает его подход от традиционных литературоведческих интерпретаций. Для Набокова Пушкин был не только символом литературного совершенства, но и культурным ориентиром, который продолжал вдохновлять его творчество.
3. Николай Гоголь: мастерство и парадоксы
Гоголь был для Набокова одной из ключевых фигур русской литературы. В эссе «Николай Гоголь» он подчеркивал гениальность гоголевского языка, его способность создавать причудливый мир, наполненный абсурдом и фантазией. Однако Набоков также отмечал противоречия в творчестве Гоголя, связанные с его личными взглядами и борьбой между земным и духовным. Анализ «Мёртвых душ» и «Носа» показывает внимание Набокова к детали, к уникальной манере Гоголя сочетать гротеск с глубокой человечностью.
4. Лев Толстой: универсальность и простота
В своих лекциях Набоков выделял Льва Толстого как мастера простоты и универсальных человеческих тем. Он высоко оценивал «Анну Каренину», считая её шедевром мировой литературы. Набоков обращал внимание на структуру романа, внутреннюю психологию персонажей и богатство художественного мира Толстого. Он отмечал, что сила Толстого заключается в его умении передавать сложные эмоции через простые образы и сцены.
5. Критика Фёдора Достоевского
Наиболее резкую критику Набоков высказывал в адрес Достоевского, чьё творчество он считал переоценённым. Набоков отмечал, что произведения Достоевского слишком часто сосредотачиваются на морализаторстве и «надрывных» конфликтах, что, по его мнению, снижает художественную ценность текста. Однако он признавал вклад Достоевского в разработку темы человеческой души и сложных моральных дилемм, что делает его значимой фигурой русской литературы, даже несмотря на критическое отношение Набокова.
6. Значение критического наследия Набокова
Критическое наследие Набокова оказало значительное влияние на восприятие русской литературы, особенно за рубежом. Его лекции в американских университетах помогли сформировать новый взгляд на русских классиков, привлекая внимание к языковым и художественным аспектам их творчества. Набоков предложил оригинальные интерпретации, которые, несмотря на их полемический характер, стали важной частью литературоведческого дискурса.
Заключение
Русская литература занимает центральное место в критическом наследии Владимира Набокова. Его работы демонстрируют уникальный взгляд на творчество классиков, подчёркивая важность художественной формы, языка и эстетической гармонии. Хотя его подход часто подвергался критике за субъективность и игнорирование социальных аспектов литературы, он внёс значительный вклад в переосмысление русской классики. Набоков не только способствовал популяризации русской литературы за рубежом, но и предложил оригинальные интерпретации, которые продолжают вызывать интерес и дискуссии.
Список литературы
1. Набоков В. В. Лекции по русской литературе. — СПб.: Азбука-Аттикус, 2020.
2. Набоков В. В. Комментарий к Евгению Онегину. — М.: Азбука-Аттикус, 2021.
3. Boyd B. Vladimir Nabokov: The Russian Years. — Princeton University Press, 1990.
4. Гудков Л. Набоков-критик: его взгляд на русскую литературу. // Вопросы литературы, №4, 2019.
5. Иванова А. Эстетика и форма в литературной критике Набокова. — М.: Литературное обозрение, 2017.
6. Кавелти Д. Набоков и Гоголь: мастерство гротеска. — СПб.: Наука, 2018.
Русский язык и литература
1. Найдите и выделите прием несобственно-прямой речи в романс В. Набокова «Подвиг». Объясните, чем отличается несобственно-прямая речь от речи автора и речи персонажа.
В романе Владимира Набокова «Подвиг» несобственно-прямая речь используется для передачи мыслей и чувств персонажей, сливая их внутренний монолог с авторским повествованием. Это позволяет глубже проникнуть в сознание героев и создать эффект непосредственного присутствия.
Пример несобственно-прямой речи в романе «Подвиг»:
«Он шел по улице, размышляя о предстоящем путешествии. Какой удивительный мир ждет его впереди! Неужели все это действительно происходит с ним?»
В этом отрывке автор передает мысли героя без явного перехода к прямой речи, сохраняя при этом интонацию и лексику персонажа.
Отличия несобственно-прямой речи от других форм передачи речи:
Прямая речь: передает слова персонажа дословно, выделяется кавычками и сопровождается словами автора.
Пример: Он сказал: «Я пойду в магазин».
Косвенная речь: передает содержание высказывания персонажа, изменяя форму местоимений и времен, без дословного цитирования.
Пример: Он сказал, что пойдет в магазин.
Несобственно-прямая речь: соединяет элементы прямой и косвенной речи, передавая мысли или слова персонажа через авторское повествование без явных вводных конструкций.
Пример: Он шел по улице. Какой прекрасный день!
Таким образом, несобственно-прямая речь позволяет автору передавать внутренний мир персонажа, не прибегая к прямым цитатам, что создает более тесную связь между авторским голосом и сознанием героя.
2. Найдите в романе В. Набокова «Другие берега» распространенные и нераспространенные предложения. Объясните их значение для создания эмоциональной выразительности стиля писателя.
В автобиографическом романе Владимира Набокова «Другие берега» автор мастерски использует как распространённые, так и нераспространённые предложения, создавая уникальный стиль повествования и усиливая эмоциональную выразительность текста.
Пример нераспространённого предложения:
В начале первой главы Набоков пишет:
«Колыбель качается над бездной.»
Это краткое, лаконичное предложение, состоящее из подлежащего и сказуемого, без дополнительных обстоятельств или определений.
Пример распространённого предложения:
Следом за этим следует более развёрнутое предложение:
«Заглушая шепот вдохновенных суеверий, здравый смысл говорит нам, что жизнь — только щель слабого света между двумя идеально черными вечностями.»
Здесь предложение обогащено обстоятельственными и определительными оборотами, метафорическими выражениями и дополнительными пояснениями.
Значение использования различных типов предложений:
Чередование распространённых и нераспространённых предложений в тексте Набокова выполняет несколько функций:
1. Ритмическое разнообразие: Краткие предложения придают тексту динамичность и чёткость, тогда как длинные — создают плавность и глубину. Такое чередование поддерживает интерес читателя и способствует более лёгкому восприятию сложных идей.
2. Эмоциональная насыщенность: Нераспространённые предложения часто используются для подчёркивания ключевых мыслей или создания драматического эффекта. Например, фраза «Колыбель качается над бездной» сразу задаёт философский тон повествования и привлекает внимание к теме бренности жизни.
3. Стилевое богатство: Распространённые предложения позволяют автору демонстрировать своё мастерство в использовании языка, создавая сложные синтаксические конструкции, насыщенные метафорами и образами. Это придаёт тексту глубину и многослойность, позволяя читателю погружаться в размышления вместе с автором.
Таким образом, умелое сочетание Набоковым различных типов предложений не только обогащает стиль произведения, но и усиливает его эмоциональное воздействие, делая чтение более увлекательным и содержательным.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением