Ответы на вопросы на стр.221 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Творческие заданияПодготовьте вечер поэзии и песни военных лет. Используйте фрагменты художественных и документальных фильмов, аудио- и видеозаписи песен и романсов в...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Творческие задания
Подготовьте вечер поэзии и песни военных лет. Используйте фрагменты художественных и документальных фильмов, аудио- и видеозаписи песен и романсов в исполнении М. Бернеса, К. Шульженко, Л. Утесова и др.
Сценарий вечера поэзии и песни военных лет
1. Приветственное слово ведущего
Ведущий (в костюме военного образца):
"Добрый вечер, дорогие друзья! Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить годы Великой Отечественной войны. Те годы, когда каждая песня, каждая строчка стихотворения были не просто словами — они вдохновляли на подвиги, поддерживали веру, вселяли надежду. Песни звучали на фронте и в тылу, а стихи становились летописью мужества и боли. Сегодня мы с вами услышим лучшие произведения тех лет. Начнем с легендарной песни, ставшей гимном борьбы и несгибаемой воли — 'Священная война'."
(Звучит аудиозапись песни 'Священная война' в исполнении хора Красной Армии.)
2. Первый блок: "Поэзия военных лет"
Первый чтец (женщина, в платье 1940-х годов): "Друзья, поэзия военных лет родилась в окопах, на передовой. Она рождалась из сердца, из боли и любви к Родине. Я хочу прочесть вам стихотворение Александра Твардовского 'Я убит подо Ржевом'. Послушайте эти строки..."
(Чтец зачитывает стихотворение медленно, с интонацией горечи и трагедии):
"Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налёте.
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки —
Точно в пропасть с обрыва —
И ни дна, ни покрышки."
(Чтец делает паузу и добавляет с дрожью в голосе):
"Эти строки — напоминание о миллионах погибших, которые отдали свои жизни за нас. Мы обязаны помнить их подвиг."
Ведущий:
"Великая Отечественная война породила целую плеяду стихотворений, которые вдохновляли и поддерживали солдат. Следующее произведение — бессмертный 'Василий Тёркин'."
Второй чтец (мужчина, в военной форме):
"Василий Тёркин — это герой, который был близок каждому солдату. Это образ обычного человека, но с несломленным духом. Позвольте прочесть отрывок:"
(Чтец энергично и с воодушевлением):
"Бой идёт святой и правый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле."
(Переходит на более спокойный, задумчивый тон):
"Нет, ребята, я не гордый,
Не заглядывая вдаль,
Так скажу: зачем мне орден?
Я согласен на медаль."
(Чтец завершает с улыбкой):
"Эти строки показывают, что даже в самые тяжёлые минуты солдаты не теряли веру в жизнь."
3. Второй блок: "Песни фронта"
Ведущий:
"Песни военных лет стали вторым дыханием для бойцов. Они звучали в минуты тишины между боями, согревали души, давали силы. Сейчас мы услышим знаменитую песню 'Тёмная ночь' в исполнении Марка Бернеса."
(На экране демонстрируется запись исполнения Марка Бернеса 'Тёмная ночь'. После её окончания ведущий продолжает.)
Ведущий:
"Эта песня звучала в сердцах миллионов людей. А следующая песня — 'Катюша' — стала символом молодости, любви и надежды."
Хор (школьники в форме военных лет):
(Исполняют 'Катюшу' под аккомпанемент аккордеона.)
"Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой..."
Ведущий:
"Следующая композиция — 'Синий платочек', бессмертная песня Клавдии Шульженко, которая стала символом разлуки и ожидания. Послушаем её оригинальное исполнение."
(Звучит запись Клавдии Шульженко 'Синий платочек'.)
4. Фрагменты фильмов
Ведущий:
"В годы войны кино было не только развлечением, но и вдохновением для миллионов. Оно поддерживало боевой дух, учило, что значит бороться за свою Родину. Сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок из фильма 'В бой идут одни старики'."
(На экране демонстрируется сцена с песней 'Смуглянка'.)
5. Заключительная часть: "Память жива"
Четвёртый чтец (мужчина, с портретом деда-фронтовика):
"Когда мы говорим о памяти, мы говорим о вечной благодарности. Позвольте мне прочесть стихотворение Роберта Рождественского 'Реквием':"
(Голос чтеца звучит торжественно и печально):
"Помните!
Через века, через года, —
Помните!
О тех,
Кто уже не придёт никогда, —
Помните!"
(В зале наступает тишина, чтец завершает с дрожью в голосе):
"Эти строки звучат как клятва — клятва не забывать."
Ведущий:
"Наш вечер подходит к концу. Мы вспомнили стихи и песни, которые звучали в огне войны. Мы вспомнили тех, кто сражался за нашу Родину. Пусть же память об этих людях будет вечной. Завершим наш вечер гимном победы — песней 'День Победы'."
Все участники (хор, чтецы, ведущий, зрители): (Встают и исполняют песню 'День Победы' вместе, под аккомпанемент оркестра или записи.)
"День Победы, как он был от нас далёк,
Как в костре потухшем таял уголёк..."
Итоговая сцена
Все участники выстраиваются на сцене, зал аплодирует. Ведущий благодарит зрителей и завершает вечер следующими словами:
"Спасибо, что провели этот вечер с нами. Помните, что наша сила — в единстве и памяти о прошлом. До новых встреч!"
(Занавес закрывается, звучит музыка на фоне — мелодия 'Журавли'.)
Русский язык и литература
1. Выпишите из стихотворений, посвященных Великой Отечественной войне, однокоренные слова: память, памятный, памятник и т. д. Определите их место и значение в военной теме, проанализируйте опенки смысла, вложенные поэтами в эти художественные образы.
Однокоренные слова память, памятный, памятник и другие играют ключевую роль в поэзии Великой Отечественной войны. Эти слова являются не только лексическими элементами, но и важными символами, отражающими значение сохранения истории, памяти о героизме и жертвах, а также эмоционального наследия того времени. Они помогают передать глубокие переживания людей, связь времён и поколений, долг перед теми, кто боролся и погиб за Родину.
Смысловое значение и место в военной теме
Слово память в военной поэзии используется как напоминание о необходимости сохранить правду о страшных годах войны. Оно передаёт идею коллективного долга перед погибшими, перед будущими поколениями и самим собой. Память становится тем мостом, который связывает прошлое с настоящим, помогая осмыслять события войны. В стихотворениях часто прослеживается мысль, что без сохранения памяти о войне её уроки могут быть забыты, а это станет предательством по отношению к тем, кто отдал свои жизни. Таким образом, память служит не только личной, но и общественной ценностью, её сохранение становится важнейшим гражданским долгом.
Слово памятный подчёркивает важность уникальных событий, дат или поступков, которые невозможно стереть из народной памяти. Оно позволяет выделить ключевые моменты войны, которые становятся символами героизма и стойкости. Такие события, как героическая оборона Ленинграда или битва под Сталинградом, становятся не просто историческими фактами, но памятными страницами, которые отзываются болью и гордостью в сердцах людей.
Памятник — это символ вечности и увековечивания. В поэзии он ассоциируется с монументами, мемориалами и другими способами сохранения памяти. Однако нередко понятие памятника переносится на подвиг, который сам по себе становится вечным памятником стойкости, мужества и любви к Родине. Так, в стихах Александра Твардовского из цикла «Василий Тёркин» подвиг простого солдата возводится в ранг национального символа, а сам герой становится живым памятником героизму.
Примеры из военной поэзии
1. В стихотворении Ольги Берггольц «Никто не забыт, ничто не забыто» память становится главной темой, связывающей героизм защитников Ленинграда с будущими поколениями. Повторяющиеся строки создают ритмическое напоминание о том, что забыть подвиг — значит предать его.
2. В стихах Анны Ахматовой «Мужество» слово память приобретает особое звучание. Оно связывается с понятием национального достоинства, духовной силы и любви к Родине. Память становится необходимым условием выживания нации, её внутреннего обновления.
3. У Александра Твардовского в «Василии Тёркине» слово памятник не упоминается напрямую, но подвиг героя раскрывается как вечный символ, который останется в памяти народа. Этот подход подчеркивает идею, что настоящий памятник героям войны создаётся не только в камне, но и в сердцах людей.
4. Борис Пастернак в стихотворении «Зимняя ночь» через образы памяти и памятного подвига передаёт трагическую красоту и неотвратимость войны. В его стихах память связывается с личной и национальной трагедией.
Оттенки смысла
Слово память в поэзии военных лет может иметь разные оттенки смысла. Оно ассоциируется с горечью утраты, гордостью за подвиг, долгом перед погибшими. Память становится основой национальной идентичности, связывая коллективный опыт поколения войны с последующими поколениями. Это слово также обретает сакральный характер, становясь символом бессмертия героев и незыблемости их достижений.
Слово памятник в литературе военных лет часто переносится на нематериальные формы увековечения. Это могут быть стихи, песни, рассказы, которые становятся своеобразными "монументами" в культуре. Такая образность помогает донести мысль, что настоящий памятник героизму создаётся в памяти народа, в его культуре и истории.
Функция в художественных образах
Слова память, памятный и памятник играют важную роль в создании художественных образов, способных передать переживания поколения войны. Через них раскрываются глубокие эмоции — горе, утрата, гордость, благодарность. Они позволяют авторам отразить связь времён, показать, что подвиг войны выходит за рамки конкретного времени и становится частью национального наследия. Эти слова являются не только элементами повествования, но и нравственным ориентиром, подчёркивающим значимость сохранения исторической правды.
Таким образом, однокоренные слова память, памятный и памятник являются центральными для поэзии военных лет. Они помогают создать образы, которые передают и сохраняют великую трагедию и величие подвига военного поколения.
2. Проанализируйте характер заглавий произведений военных лет, включающих в свой состав числительные («Двадцать восемь» М. Светлова, «Ленинград в мае 1942 г.» Н. Тихонова и др.), и сделайте вывод о том, какую смысловую и стилистическую функцию выполняет эта часть речи.
Заглавия произведений военных лет, содержащие числительные, такие как «Двадцать восемь» Михаила Светлова или «Ленинград в мае 1942 г.» Николая Тихонова, имеют глубокое смысловое и стилистическое значение, которое помогает раскрыть главные идеи и эмоциональный посыл произведений. Числительные в этих заглавиях несут важную функциональную нагрузку, выполняя как содержательную, так и символическую роль.
Во-первых, числительные в заглавиях акцентируют внимание на конкретных событиях или персонажах, делая их частью исторической памяти. Например, в стихотворении Михаила Светлова «Двадцать восемь» упоминается число героев, которые совершили подвиг, став символом мужества и стойкости. Указание числа позволяет подчеркнуть конкретику событий, делая их более осязаемыми для читателя. Это помогает не просто сохранить память о героях, но и подчеркнуть их значимость как примера коллективного подвига.
Во-вторых, числительные придают заглавиям произведений историческую точность и достоверность. Название Николая Тихонова «Ленинград в мае 1942 г.» не только указывает на временной контекст, но и акцентирует внимание на тяжёлых условиях блокады Ленинграда в конкретный момент войны. Такая точность позволяет автору создать связь между личными переживаниями и историческими событиями, а читателю — почувствовать себя сопричастным к этим трагическим моментам.
Кроме того, числительные в заглавиях помогают автору выделить ключевые аспекты повествования или поэтической идеи. Они задают тон и структуру восприятия текста, часто акцентируя внимание на героизме, стойкости или важности тех или иных моментов войны. Например, в названии «Двадцать восемь» число становится не просто характеристикой группы людей, но и символом единства, сплочённости и общего дела.
Стилистически числительные в заглавиях выполняют функцию лаконичного, но ёмкого обозначения содержания произведения. Они придают заголовкам определённую чёткость и силу, что особенно важно для военной литературы, где каждое слово несёт эмоциональную и смысловую нагрузку. Такая стилистическая особенность помогает заглавию сразу привлечь внимание читателя, вызвав у него эмоциональный отклик или интерес к описываемым событиям.
Таким образом, числительные в заглавиях произведений военных лет играют важную смысловую и стилистическую роль. Они подчёркивают историческую точность, акцентируют внимание на значимых деталях и событиях, усиливают эмоциональное воздействие текста и служат символами коллективного подвига или трагедии. Эти заглавия помогают авторам донести до читателя главную идею произведения, делая её одновременно конкретной и символически насыщенной.
3. Какой стилистический прием использовал Л. Леонов в ремарках: «Анна Николаевна идёт к пианино. Одной рукой и стоя она воспроизводит знаменитую музыкальную фразу»: «Слышен разрыв бомбы и второй — ближе. Музыка продолжается. Это борьба двух противоположных стихий. Когда героическая мелодия заполняет всё, следует третий, совсем близкий разрыв» («Нашествие», д. 1)? Дайте определение ремарки, выпишите его в тетрадь.
В данном фрагменте Л. Леонов использует стилистический приём антитезы, подчёркивая противостояние двух противоположных стихий — музыки и войны, гармонии и хаоса. В ремарках описывается сцена, где Анна Николаевна воспроизводит героическую музыкальную мелодию, на фоне которой звучат разрывы бомб. Это противо-поставление усиливает драматизм момента, создавая мощное художественное впечатление.
Музыка символизирует красоту, культуру и духовную стойкость, которые противопоставляются разрушительной силе войны. Звучание мелодии "заполняет всё", словно противостоит хаосу и агрессии, выраженному в разрывах бомб. Третий разрыв, "совсем близкий", завершает эту борьбу, подчёркивая напряжённость ситуации и неизбежность трагедии.
Ремарка в данном случае становится не просто описанием действия, а значимой частью драматического произведения. Она передаёт не только визуальный, но и звуковой ряд, усиливая воздействие на восприятие читателя или зрителя. Стилистически она позволяет автору сочетать лиричность (через музыку) и суровый реализм (через звуки войны). Этот приём помогает Леонову показать, как культура и искусство могут сохранять свою силу даже в самые тёмные времена, хотя война неизбежно разрушает гармонию.
Определение ремарки: Ремарка — это авторское пояснение в драматическом произведении, указывающее на действия, жесты, интонации персонажей, а также на внешнюю обстановку, сопровождающую диалоги. Она выполняет функцию не только уточнения событий, но и создания эмоционального контекста, подчёркивая важные детали и помогая раскрыть замысел автора.
В данном случае ремарка Л. Леонова становится важным элементом повествования, соединяющим визуальные, звуковые и символические образы для передачи драматического конфликта между культурой и разрушением.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением