Ответы на вопросы на стр.221 Часть 2 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)

Изображение Вопросы для самопроверки. Стр. 2211. На чём основана критика Толстым современного государственного и общественного устройства?Лев Толстой критиковал современное ему...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки. Стр. 221
1. На чём основана критика Толстым современного государственного и общественного устройства?
Лев Толстой критиковал современное ему государственное устройство, считая его основанным на насилии и угнетении народа. Он полагал, что государство поддерживает несправедливое распределение богатств, при котором меньшинство властвует над большинством. По его мнению, законы, созданные правителями, служат только интересам власти, а не простых людей. Толстой видел в государстве источник зла, поскольку оно заставляет людей подчиняться чужой воле, а не следовать нравственным принципам. Он считал, что любое правительство коррумпировано, поскольку основано на насильственном подавлении свободы личности. Власть, по его убеждению, не может принадлежать честным и добрым людям, поскольку для её удержания требуются хитрость и жестокость. Он считал, что чиновники всегда будут корыстными и продажными, если сама система власти останется неизменной. Государство, по мнению Толстого, существует лишь для эксплуатации народа, а не для его блага. Он считал, что реальное развитие общества возможно только при отказе от насильственной власти. Вместо этого он предлагал федеративное объединение сельских общин, основанное на самоуправлении. Такое устройство позволило бы людям жить в гармонии, избегая угнетения и эксплуатации. Толстой отвергал как монархическую, так и революционную власть, видя в них две стороны одного насилия. Он полагал, что нравственное развитие человека возможно только в свободном обществе, где каждый живёт по законам совести. В своих произведениях он неоднократно показывал ущербность современной власти, приводя примеры несправедливости. Толстой выступал за мирное преобразование общества, основанное на отказе от насилия. Таким образом, его критика государственного устройства строилась на принципах гуманизма и нравственности.

2. Какому «пересмотру» писатель подвергает учение христианской церкви? Какие нравственные доктрины он заимствует из Евангелия?
Лев Толстой подверг глубокому пересмотру традиционное учение христианской церкви, считая его искажённым и далёким от подлинного христианства. Он отвергал догматическое богословие, официальные таинства и институт священства, полагая, что церковь извратила учение Христа. В частности, он отрицал веру в сверхъестественные элементы христианства: воскресение, чудеса, ангелов и ад. По его мнению, церковь навязывает людям страх перед адом и посмертным воздаянием, тогда как истинное христианство должно учить любви и нравственности. Он утверждал, что главная идея христианства заключается не в ритуалах, а в нравственном совершенствовании человека. Толстой был противником внешнего поклонения Богу и считал, что каждый человек может напрямую общаться с Ним через свои поступки. При этом он заимствовал из Евангелия ключевые нравственные принципы: любовь к ближнему, непротивление злу насилием и смирение. Он считал важной заповедь о прощении врагов, полагая, что насилие никогда не может быть оправдано. По его мнению, истинный христианин должен жить в бедности, отказываясь от материальных благ, поскольку богатство ведёт к духовному разложению. Толстой отвергал институт собственности, считая, что он противоречит евангельским заповедям. Он призывал к простоте, скромности и труду как способу духовного роста. Вместо официального богослужения он предлагал индивидуальное изучение Евангелия и самостоятельное следование его заповедям. Таким образом, Толстой отвергал церковные догматы, но следовал нравственным принципам христианства, сосредоточившись на их практическом воплощении в жизни.

3. Какие способы практического осуществления своих идей предлагает Толстой?
Лев Толстой предлагал практические способы реализации своих идеалов, направленные на отказ от насилия и нравственное совершенствование. Одним из главных способов он считал отказ от государственной службы, поскольку государство, по его мнению, основано на насилии. Он призывал людей не участвовать в политической жизни, поскольку власть всегда развращает человека. Толстой считал, что настоящая свобода достигается через сельский труд и простую жизнь вдали от городского общества. Он предлагал людям покидать города и создавать самоуправляемые сельские общины, живущие по принципам равенства и взаимопомощи. Он считал важным ведение натурального хозяйства, отказ от эксплуатации чужого труда и жизнь за счёт собственных усилий. Толстой выступал за отказ от частной собственности, полагая, что земля должна принадлежать всем. Важной практической идеей было ненасильственное сопротивление злу, основанное на принципах любви и прощения. Он считал, что единственный способ изменить мир — это изменить самого себя, воспитывая в себе добродетель. В своих произведениях он подчёркивал ценность семейных отношений, видя в семье основу нравственности. Он отвергал традиционное воспитание детей через страх и наказание, предлагая воспитывать их личным примером. Толстой также отвергал технический прогресс, полагая, что он разрушает нравственные связи между людьми. Он считал, что главная задача человека — духовное развитие, а не накопление богатств и власти. В конце жизни он пытался создать сельскохозяйственные коммуны, основанные на его учении. Его идеи нашли отклик среди толстовцев — последователей, пытавшихся воплотить его принципы в реальной жизни. Таким образом, Толстой предлагал практические способы осуществления своих идеалов, основанные на ненасилии, труде и духовном самосовершенствовании.

Для индивидуальной работы. Стр. 221
Подготовьте развёрнутое сообщение о религиозно-философском учении Толстого и его последователях.
Прочитайте одно из указанных выше публицистических сочинений Толстого (с. 213). Сжато изложите основные идеи. Сформулируйте ваше отношение к прочитанному.
Сообщение
Религиозно-философское учение Льва Толстого и его последователи
Лев Толстой в последние десятилетия своей жизни сформировал собственное религиозно-философское учение, которое основывалось на критике официального христианства, поиске истинной веры и нравственном самосовершенствовании. Его взгляды существенно отличались от православного канона, что привело к его отлучению от церкви в 1901 году. В отличие от догматического христианства, Толстой считал важнейшими не ритуалы и таинства, а нравственные принципы, изложенные в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Он отвергал церковные традиции, признавая лишь моральное учение Христа, которое заключалось в любви к ближнему, отказе от насилия и материальных привязанностей.
Одним из ключевых аспектов религиозного учения Толстого было непротивление злу насилием. Он утверждал, что насилие всегда ведёт к новым страданиям, а единственным способом изменить мир является личное совершенствование. Этот принцип Толстой заимствовал из Евангелия, где Христос призывает подставлять другую щёку и не отвечать злом на зло. В своих поздних произведениях, таких как «Царство Божие внутри вас» (1893), он подробно объяснял этот принцип и его практическое значение. Влияние этого учения прослеживается в деятельности Махатмы Ганди, который впоследствии использовал идею ненасильственного сопротивления в борьбе за независимость Индии.
Толстой критиковал церковь за то, что, по его мнению, она утратила подлинное христианское учение и превратилась в институт власти. Он отвергал церковные таинства, в том числе крещение и причастие, считая их формальными обрядами, не имеющими отношения к истинной вере. Он также отрицал догмат о Троице, воскресении Христа и Страшном суде, поскольку считал их выдумкой, которая мешает людям самостоятельно искать истину. Вместо этого он предлагал «живое» христианство, основанное на личной нравственной ответственности и следовании заповедям Христа.
Еще одним важным элементом учения Толстого был идеал простоты и труда. Он считал, что человек должен жить скромно, зарабатывая на жизнь физическим трудом. Толстой сам следовал этому принципу, работая на земле, отказываясь от роскоши и живя по принципам самоограничения. В его произведениях, например в «Воскресении» (1899), критиковалась буржуазная мораль, основанная на богатстве и комфорте, и восхвалялась жизнь простого народа, который, по его мнению, был ближе к истинным духовным ценностям.
Учение Толстого нашло отклик у множества людей, и вскоре сформировалось движение его последователей — толстовцев. Они пытались жить в соответствии с его идеями, создавали сельскохозяйственные коммуны, проповедовали ненасильственное сопротивление, отказ от государственной службы и войны. В России существовали толстовские общины, где люди вели скромный образ жизни, занимались трудом и следовали принципам духовного самосовершенствования. Однако власти преследовали их, видя в них угрозу существующему строю.
Влияние Толстого на мировую философию и религиозную мысль было огромным. Его идеи повлияли на развитие пацифистских движений, в том числе движения за права человека и социальную справедливость. В первой половине XX века толстовские общины возникали в Англии, Германии, Индии, Японии и других странах. Некоторые из них просуществовали десятилетиями, несмотря на трудности, связанные с самообеспечением и давлением властей.
Таким образом, религиозно-философское учение Толстого представляло собой уникальный синтез евангельских заповедей, анархизма, гуманизма и идеи личного нравственного совершенствования. Хотя церковь осудила его взгляды, а последователи подвергались преследованиям, его идеи продолжают оказывать влияние на философию, литературу и общественную мысль. Толстой показал, что истинная вера заключается не в обрядах и догмах, а в нравственной чистоте, любви и стремлении к истине.
Источники:
1. Толстой Л. Н. «Исповедь» (1882)
2. Толстой Л. Н. «Царство Божие внутри вас» (1893)
3. Толстой Л. Н. «Воскресение» (1899)
4. Бушуев С. «Толстовцы: история движения» (1995)
5. Ганди М. «Моя жизнь» (1927)
2.
1 вариант ответа.
Лев Николаевич Толстой, один из величайших русских писателей и мыслителей, в своих публицистических произведениях глубоко анализировал религиозные, социальные и нравственные аспекты жизни общества. Его работы, такие как «Исповедь», «Так что же нам делать?», «Критика догматического богословия», «Царство Божие внутри вас», «В чём моя вера?», «О жизни» и «Не могу молчать», отражают его стремление к поиску истины и критике существующих порядков.
«Исповедь» (1882): в этом произведении Толстой описывает свой духовный кризис и поиски смысла жизни. Он приходит к выводу, что истинная вера заключается не в обрядах и догмах, а в личном нравственном совершенствовании и следовании заповедям Христа. Толстой отвергает официальную церковь, считая её отступившей от истинного христианства.
«Так что же нам делать?» (1886): Толстой обращается к проблемам социального неравенства и бедности. Он критикует роскошь и праздность высших слоёв общества, призывая к скромности и физическому труду. Писатель считает, что каждый человек должен вносить свой вклад в общее благо через честный труд и отказ от излишеств.
«Критика догматического богословия» (1880-е гг.): в этой работе Толстой подвергает сомнению основные догматы христианской веры, такие как Троица, воскресение и таинства. Он утверждает, что истинная религия должна основываться на разуме и нравственности, а не на слепой вере в непостижимые догмы.
«Царство Божие внутри вас» (1893): Толстой развивает идею непротивления злу насилием. Он утверждает, что насилие никогда не может привести к добру, и призывает отказаться от участия в войнах и насильственных действиях. Писатель считает, что истинное Царство Божие находится внутри каждого человека и проявляется через любовь и прощение.
«В чём моя вера?» (1884): В этом произведении Толстой излагает своё понимание христианства, основанное на личном опыте и размышлениях. Он отвергает церковные обряды и догмы, утверждая, что вера должна проявляться в делах любви и милосердия.
«О жизни» (1887): Толстой рассуждает о смысле жизни и предназначении человека. Он приходит к выводу, что истинная жизнь заключается в духовном развитии и служении другим. Материальные блага и стремление к личному благополучию, по его мнению, не приносят подлинного счастья.
«Не могу молчать» (1908): в этом обращении Толстой выступает против смертной казни и насилия со стороны государства. Он осуждает жестокость и бесчеловечность властей, призывая к милосердию и уважению к человеческой жизни.
Моё отношение к прочитанному:
Публицистические произведения Льва Толстого поражают глубиной мысли и искренностью. Его критика общества, религии и государства основана на стремлении к истине и справедливости. Толстой призывает к личному нравственному совершенствованию, отказу от насилия и служению ближним. Его идеи о непротивлении злу насилием и необходимости внутреннего духовного роста актуальны и сегодня. Однако некоторые его взгляды, такие как полный отказ от государственных институтов и радикальная критика церкви, могут показаться утопическими и труднореализуемыми в современном обществе. Тем не менее, его призывы к любви, милосердию и скромности остаются важными ориентирами для каждого человека, стремящегося к нравственной жизни.
2 вариант ответа.
Лев Николаевич Толстой в своих публицистических произведениях глубоко осмысливает религиозные, нравственные и социальные вопросы, критикуя официальную религию, государственное устройство и общественную мораль. Его взгляды во многом революционны и радикальны, но при этом неизменно направлены на поиск истины, справедливости и духовного совершенствования человека. В его произведениях прослеживается мысль о том, что истинная вера должна быть основана не на догмах и обрядах, а на любви, нравственности и стремлении к добру.
В «Исповеди» Толстой делится своим духовным кризисом и поисками смысла жизни. Он осознаёт бессмысленность своего прежнего существования, наполненного материальными удовольствиями, и приходит к выводу, что подлинное счастье возможно лишь через служение другим и следование нравственным заповедям. Он отвергает церковное христианство как институт, но при этом утверждает важность личной нравственности и духовного развития. В этом произведении Толстой показывает путь человека, который, пройдя через сомнения и отчаяние, обретает новую веру — не в церковные догмы, а в силу любви и добра.
В книге «Так что же нам делать?» он обращается к проблеме социального неравенства и осуждает эксплуатацию бедных. Толстой приходит к выводу, что каждый человек должен трудиться физически, а праздность и стремление к богатству ведут к нравственному разложению. Он считает, что современное общество построено на несправедливости, и предлагает вернуться к простоте жизни, труду и самопознанию. Эта идея созвучна многим социальным теориям, но её практическая реализация вызывает сомнения — далеко не каждый человек может отказаться от привычных удобств ради моральных принципов.
В «Критике догматического богословия» Толстой резко выступает против официальной церкви, считая её институтом, исказившим истинное христианство. Он утверждает, что вера должна быть логичной и доступной для понимания, а не основываться на ритуалах и слепом подчинении. Его взгляды на религию близки к рационализму, но при этом он не отвергает духовную составляющую жизни. Он стремится очистить веру от суеверий и формализма, что делает его идеи актуальными и сегодня.
«Царство Божие внутри вас» — одно из самых значимых публицистических произведений Толстого, в котором он излагает свою концепцию ненасилия. Он утверждает, что насилие в любой форме противоречит истинному христианству, а следовательно, необходимо отказаться от войн, смертной казни и принуждения. Он отвергает необходимость государственной власти, утверждая, что каждый человек должен жить по совести и моральным принципам. В этом труде Толстой фактически предвосхищает идеи пацифизма, но его отрицание государственных институтов остаётся спорным.
В работе «В чём моя вера?» Толстой формулирует свою концепцию религиозности, основанную на принципах нравственности, любви и доброты. Он отказывается признавать традиционные догмы и обряды, утверждая, что важнее всего следовать моральным заповедям. Он противопоставляет своё понимание веры официальной церковной доктрине, критикуя институт священников и церковные таинства. Его идеи созвучны взглядам многих свободомыслящих людей, но вызывают критику со стороны ортодоксального христианства.
В «О жизни» Толстой размышляет о том, что человеческое существование не должно ограничиваться лишь материальными потребностями. Он разделяет бытие на телесное и духовное, утверждая, что истинное счастье возможно только в любви и самопожертвовании. Он говорит о том, что привязанность к материальным благам ведёт к страданиям, а подлинное удовлетворение можно найти лишь в служении другим. Это произведение напоминает философские трактаты о смысле жизни, и многие его идеи находят отклик у людей, стремящихся к духовному развитию.
В «Не могу молчать» Толстой обращается к проблемам государственного насилия. Он осуждает смертную казнь, жестокость власти и подавление свободы личности. В этом произведении он резко критикует репрессивную политику, требуя гуманизма и справедливости. Его позиции во многом совпадают со взглядами современных правозащитников, что делает его идеи актуальными даже спустя столетие.
Все эти произведения объединяет стремление Толстого к нравственному совершенствованию общества и человека. Он отвергает официальные религиозные и государственные институты, предлагая взамен простую и доступную каждому моральную концепцию жизни. Однако его идеи часто радикальны и трудноосуществимы на практике. Его отказ от государства, церкви, войны и частной собственности выглядит утопичным, но в основе его учения лежит стремление к справедливости, любви и добру.
Читая публицистику Толстого, невозможно не восхищаться глубиной его мыслей и искренностью его убеждений. Он выступает против несправедливости и зла, борется за свободу личности и гуманизм. Однако некоторые его идеи кажутся чрезмерно радикальными, особенно его полное отрицание государства и науки. Тем не менее, его труды заставляют задуматься о фундаментальных вопросах жизни, морали и человеческих ценностях. Это делает их важными и актуальными даже в наши дни.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением