Ответы на вопросы на стр.225 Часть 2 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)

Изображение Основные теоретические понятия. Стр. 225Реалистическая сатира, историзм, цикл, фантастика, гротеск, библейские мотивы, фольклорные традиции.1.Реалистическая сатира...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Основные теоретические понятия. Стр. 225
Реалистическая сатира, историзм, цикл, фантастика, гротеск, библейские мотивы, фольклорные традиции.
1.
Реалистическая сатира — это литературный приём, который объединяет реалистическое изображение действительности с сатирическим осмеянием человеческих пороков и общественных недостатков. В основе реалистической сатиры лежит стремление правдиво показать жизнь, не упуская её комичных, абсурдных или порочных сторон. Такой подход позволяет автору воздействовать на читателя как эмоционально, так и интеллектуально, побуждая к осмыслению реальных социальных проблем.
Примером реалистической сатиры в русской литературе служат произведения Н. В. Гоголя, такие как «Ревизор» и «Мёртвые души», где высмеиваются пороки общества, включая коррупцию, алчность и лицемерие. У Ф. М. Достоевского элементы сатиры проявляются в «Бесах», где через образы Верховенского и других революционеров автор разоблачает и высмеивает утопические идеи своего времени. Реалистическая сатира позволяет критически осмыслить окружающий мир, сохраняя при этом правдивость его изображения.
2.
Историзм в литературе — это принцип художественного изображения, при котором события, персонажи и их действия тесно связаны с исторической эпохой, её духом, культурными и социальными условиями. Историзм помогает автору показать, как великие события и изменения влияют на судьбы отдельных людей, а также отражает взаимосвязь прошлого и настоящего.
Литература, основанная на принципе историзма, не только передаёт колорит времени, но и анализирует его влияние на героев. В русской литературе ярким примером историзма служит роман Л. Н. Толстого «Война и мир», где показаны как исторические события Отечественной войны 1812 года, так и их воздействие на общество. У Достоевского историзм проявляется философски: он размышляет о современных ему тенденциях, таких как нигилизм и революционное движение, исследуя их последствия для человека и общества, как это показано в «Бесах». Историзм позволяет сделать художественное произведение не только эстетически, но и интеллектуально значимым.
3.
Цикл в литературе представляет собой объединение нескольких произведений, связанных общей темой, героями, местом действия или стилем. Литературный цикл позволяет автору последовательно раскрывать свои замыслы, углублять развитие героев или исследовать многогранность заявленных идей. Такие циклы часто формируют целостную художественную вселенную, где каждая часть усиливает общее впечатление.
Примером литературного цикла служат «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя, где через разные рассказы передана общая атмосфера украинского быта и фольклора. У Достоевского элементы цикличности проявляются в повторяющихся темах и мотивах его произведений: преступление и наказание, вера и безверие, поиск смысла жизни. Каждое произведение Достоевского, от «Записок из подполья» до «Братьев Карамазовых», дополняет общее философское размышление о человеке и обществе, создавая своего рода идейный цикл.
4.
Фантастика — это жанр или приём в литературе, где используются элементы, выходящие за рамки реального, такие как сверхъестественные явления, вымышленные миры или невозможные события. Этот метод позволяет авторам исследовать философские, моральные или социальные вопросы, моделируя альтернативные реальности или ситуации.
В произведениях Ф. М. Достоевского фантастика часто служит инструментом для философского осмысления жизни. Например, в рассказе «Сон смешного человека» герой переживает фантастическое путешествие, которое приводит его к глубоким размышлениям о природе добра, смысле жизни и человеческой ответственности. Фантастика позволяет авторам выйти за рамки реализма и обратиться к вечным вопросам человеческого бытия.
5.
Гротеск — это художественный приём, в котором реальность сочетается с абсурдом, гиперболой или фантастикой, создавая комический, трагический или зловещий эффект. Гротеск использует преувеличение, деформацию и резкие контрасты для подчёркивания нелепости или уродства изображаемого. Этот приём часто применяется в сатирической литературе для разоблачения общественных пороков и человеческих слабостей.
У Н. В. Гоголя гротеск заметен в таких произведениях, как «Шинель» и «Нос», где гиперболизированные образы и ситуации усиливают их эмоциональное воздействие. У Достоевского гротеск приобретает философскую глубину: например, в «Бесах» образы Верховенского и Ставрогина подчёркнуто абсурдны и трагичны, что усиливает критику их идеологий. Гротеск позволяет создавать многослойные произведения, вызывая у читателя одновременно смех, страх и размышления.
6.
Библейские мотивы — это использование в литературе сюжетов, образов, символов и идей, заимствованных из Библии. Эти мотивы помогают авторам осмыслить вопросы добра и зла, греха и прощения, веры и искупления, придавая произведениям универсальный философский и духовный смысл.
В русской литературе XIX века библейские мотивы особенно ярко проявляются в творчестве Ф. М. Достоевского. В романе «Преступление и наказание» Раскольников проходит путь, напоминающий историю блудного сына, а Соня Мармеладова становится символом христианской любви и милосердия. В «Братьях Карамазовых» Алёша Карамазов воплощает идеал верующего человека, руководствующегося заповедями христианства. Библейские мотивы помогают авторам глубже раскрывать человеческую природу, нравственные искания и духовные ценности.
7.
Фольклорные традиции в литературе — это использование элементов народного творчества, таких как сказки, легенды, пословицы, песни и обряды. Эти элементы придают произведению национальный колорит, усиливают его эмоциональное воздействие и подчёркивают связь персонажей с культурным наследием.
В русской литературе фольклорные традиции ярко проявляются в творчестве Н. В. Гоголя, особенно в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», где образы и мотивы народной культуры вплетены в повествование. У Ф. М. Достоевского фольклорные элементы используются для передачи духовной связи героев с их народными корнями. Например, в его произведениях описания обычаев и нравов простого народа подчёркивают важность традиционных ценностей и веры. Фольклорные традиции помогают глубже раскрыть национальную идентичность текста и сделать его более близким читателю.
Вопросы и задания. Стр. 225
1. Охарактеризуйте деятельность М. Е. Салтыкова-Щедрина во время его работы в редакции «Современника» и на посту редактора журнала «Отечественные записки».
Деятельность Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина в редакции «Современника» и «Отечественных записок» отличалась яркой общественной направленностью и борьбой за высокие литературные и гражданские идеалы.
Во время работы в «Современнике» в 1860-х годах Салтыков-Щедрин активно поддерживал прогрессивные идеи. Он вместе с коллегами стремился укрепить связь между литературой и жизнью, ставя перед собой задачу разоблачения пороков современного общества. В этот период писатель способствовал формированию общественного мнения, публикуя материалы, направленные на критику самодержавия, социального неравенства и бюрократии. Салтыков-Щедрин сосредоточился на освещении актуальных политических и социальных вопросов, подчёркивая важность литературной публицистики в решении национальных проблем. Его работа в журнале была тесно связана с его сатирическим творчеством, где он высмеивал пороки чиновничества и самодовольства.
С 1868 года Салтыков-Щедрин занял пост редактора журнала «Отечественные записки». На этом посту он стремился объединить вокруг издания лучших литераторов того времени, включая Н.А. Некрасова, Г.И. Успенского и других. Под его руководством журнал стал площадкой для обсуждения актуальных социальных, политических и нравственных вопросов. Салтыков-Щедрин уделял внимание созданию произведений, которые сочетали бы глубокую художественность с общественной значимостью. Например, именно в этом журнале были опубликованы его значимые произведения, такие как «История одного города». Работая в «Отечественных записках», Салтыков-Щедрин активно выступал за права народа, за демократические изменения и за реформы, направленные на улучшение положения крестьянства. Он стремился к тому, чтобы литература служила инструментом прогрессивных перемен.
Таким образом, деятельность Салтыкова-Щедрина в «Современнике» и «Отечественных записках» характеризуется его стремлением объединить литературу с общественной борьбой, использовать слово как средство воздействия на власть и общество. Он стал не только редактором, но и идейным лидером, формировавшим облик русской публицистики и сатирической литературы того времени.
2. Каковы принципы художественного историзма М. Е. Салтыкова-Щедрина, проявившиеся в «Истории одного города»?
Принципы художественного историзма, которые проявляются в «Истории одного города», основываются на оригинальной интерпретации исторического процесса и его влияния на общество. Салтыков-Щедрин использует сатирический подход для анализа истории через образы вымышленных градоначальников, их абсурдных действий и последствий для города.
Во-первых, автор вводит в повествование элементы хроники, создавая иллюзию исторического документа. Каждый градоначальник представлен как символ определённого этапа в развитии общества. Их действия, хоть и доведены до гротеска, отражают реальные социальные и политические пороки. Например, абсурдные и деспотичные правители символизируют бюрократизм, произвол власти и её оторванность от нужд народа. Салтыков-Щедрин показывает, что исторические перемены часто носят формальный характер, а общественные проблемы остаются нерешёнными.
Во-вторых, важным принципом историзма является использование сатирической гиперболы и гротеска для подчёркивания абсурдности власти. Автор высмеивает недостатки не только правителей, но и самого общества, которое пассивно принимает любые решения власти, демонстрируя таким образом цикличность общественных процессов. Это придаёт «Истории одного города» не только историческую, но и философскую глубину: история представлена как повторение одних и тех же ошибок.
В-третьих, Салтыков-Щедрин раскрывает тему деградации власти и общества через постепенное ухудшение качеств градоначальников. Если в начале описываются относительно «разумные» правители, то к концу их действия становятся всё более нелепыми и жестокими. Это подчёркивает мысль о том, что история может двигаться не только вперёд, но и назад, а развитие общества зависит от его способности преодолевать внутренние пороки.
В-четвёртых, Салтыков-Щедрин использует аллегории и символы, чтобы подчеркнуть общие черты всех эпох. Город в его произведении становится метафорой России, а градоначальники — собирательным образом деспотичной власти. Это позволяет читателю увидеть исторические проблемы с новой точки зрения, понять их универсальный характер и задуматься о возможных путях их преодоления.
Таким образом, в «Истории одного города» Салтыков-Щедрин создаёт сатирическую модель историзма, где прошлое, настоящее и будущее общества объединены общей темой порочности власти и её негативного влияния на народ. Через гротеск и гиперболу он формирует философское осмысление истории, подталкивая читателя к критическому взгляду на общественные процессы.
3. Перечислите различные приёмы стилизации и пародирования в «Истории одного города», а также повествовательные «маски» автора. Зачем автор прибегает к ним?
В «Истории одного города» Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин использует разнообразные приёмы стилизации и пародирования, чтобы создать сатирическое произведение, раскрывающее пороки власти и общества. Каждый из этих приёмов усиливает сатирический эффект и подчёркивает социальную критику.
Одним из главных приёмов является стилизация под историческую хронику. Автор создаёт иллюзию, что перед читателем не художественное произведение, а документальная летопись. Для этого используются канцелярские формулировки, псевдоисторические даты, упоминания о «хроникёрах» и подлинности описанных событий. Летописный стиль делает текст наивно достоверным, а его пародийный характер подчёркивает абсурдность происходящего. Например, описания правления градоначальников даны с серьёзностью, свойственной реальным хроникам, что контрастирует с гротескностью их действий.
Пародирование проявляется в языке произведения, который изобилует клише и штампами, свойственными официальным документам и бюрократическим отчётам. Салтыков-Щедрин имитирует характерные обороты речи, такие как высокопарные формулировки и канцеляризмы, чтобы показать оторванность чиновников от реальной жизни. Например, приказы градоначальников написаны с избыточной торжественностью, что подчёркивает их абсурдный и бессмысленный характер.
Особую роль играет гипербола. Действия градоначальников доведены до предела нелепости, чтобы высмеять чрезмерную жёсткость, глупость и равнодушие властей. Например, градоначальники принимают такие абсурдные меры, как запрещение гражданам ходить по городу в дождливую погоду, что показывает оторванность власти от реальных проблем.
Гротеск также является важным элементом стилизации. Автор деформирует образы градоначальников, превращая их в карикатуры, которые олицетворяют деспотизм, бюрократизм и ограниченность. Например, образ Угрюм-Бурчеева — это гиперболизированный деспот, который стремится к полной регламентации жизни в городе, включая даже природу.
Кроме того, Салтыков-Щедрин использует ироническую повествовательную манеру. Он вводит «маски» рассказчика, такие как «наивный летописец» или «простодушный хроникёр». Эти повествовательные маски создают иллюзию объективности, но через детали и сарказм автор обнажает истинное отношение к происходящему. Например, «летописец» описывает жестокие и нелепые действия градоначальников так, будто они достойны похвалы, что создаёт сильный сатирический эффект.
Салтыков-Щедрин прибегает к этим приёмам, чтобы сатирически показать цикличность исторических пороков, абсурдность власти и бессилие народа перед ней. Стилизация под историческую хронику позволяет скрыть прямую критику, что делало произведение более приемлемым для цензуры. Кроме того, через пародию и гротеск автор подчёркивает универсальность описанных явлений, делая произведение философским размышлением о власти, обществе и истории.
4. Какие символические образы «Истории одного города» показались вам наиболее выразительными, какие смыслы прочитываются за каждым таким образом?
В «Истории одного города» Салтыков-Щедрин создал множество символических образов, которые несут глубокий философский и социальный смысл. Каждый из них помогает автору выразить критику власти и общества.
Образ города — это центральный символ произведения, который представляет собой аллегорию России. Город изображён как место постоянного хаоса, угнетения и абсурда, где власть абсолютно оторвана от народа. Это символ несостоятельности государственных институтов и социальной несправедливости. Замкнутость города подчёркивает подавленность и отсутствие развития, а постоянные бедствия (наводнения, абсурдные реформы градоначальников) указывают на неизбежность кризиса.
Градоначальники — это собирательный образ власти, каждый из которых символизирует определённый тип руководства. Например, Брудастый олицетворяет жадность и корысть, Двоекуров — безразличие к народу, а Угрюм-Бурчеев — деспотизм и абсолютизм. Через их образы Салтыков-Щедрин показывает деградацию власти, её неспособность выполнять свои обязанности и служить обществу. Каждый из градоначальников действует только в своих интересах, не обращая внимания на нужды города, что подчёркивает кризис управления.
Символ воды в произведении связан с мотивом разрушения. Постоянные наводнения символизируют кризисы, происходящие из-за некомпетентности градоначальников. Вода смывает следы правления каждого из них, оставляя город в состоянии разрухи и хаоса. Это метафора цикличности истории, где никакие реформы не приводят к реальным изменениям.
Образ народа в произведении представлен как пассивная масса, которая терпит все трудности и абсурды власти. Народ не сопротивляется и не пытается изменить ситуацию, что символизирует безразличие и утрату гражданской активности. Этот образ является не менее сатирическим, чем образы градоначальников: Салтыков-Щедрин критикует народ за его покорность и неспособность к сопротивлению.
Документы и летописи в произведении выполняют роль символов бюрократии и формализма. Они создают иллюзию упорядоченности и логики, но на деле только подчёркивают абсурдность происходящего. Фиктивные хроники, которые якобы описывают историю города, высмеивают официальные отчёты и их оторванность от реальной жизни.
Таким образом, символические образы в «Истории одного города» создают многослойную картину власти и общества, их взаимного влияния и деградации. Они раскрывают основную идею произведения: история — это череда повторяющихся ошибок, вызванных пороками власти и бездействием народа. Эти образы делают произведение универсальным и актуальным для всех времён.
5. Найдите в тексте самостоятельно приемы использования гиперболы и гротеска. Какова их стилистическая роль?
В «Истории одного города» гипербола и гротеск играют ключевую роль в создании сатирического эффекта и раскрытии глубоких философских и социальных проблем. Эти художественные приёмы помогают Салтыкову-Щедрину показать абсурдность, нелепость и деспотизм власти, а также пассивность и инертность общества, которое готово терпеть произвол.
Гипербола используется автором для преувеличения абсурдности и нелепости событий, связанных с управлением городом. Например, градоначальники вводят запреты и законы, которые кажутся абсолютно нереальными, но в своей основе отражают реальные черты самодержавного правления. Один из ярких примеров — запрет выходить на улицу в дождливую погоду или приказ полностью перестроить город, уничтожив его прежний облик. Гипербола усиливает сатирическое звучание произведения, делая абсурдность власти более очевидной. С её помощью Салтыков-Щедрин показывает, как произвол и некомпетентность правителей могут превратить жизнь общества в хаос.
Гротеск в произведении проявляется через образы градоначальников и их действия. Каждый правитель представлен как карикатура, олицетворяющая крайние проявления пороков власти: жадность, жёсткость, деспотизм, полное отсутствие здравого смысла. Например, Угрюм-Бурчеева можно рассматривать как воплощение абсолютизма и бюрократии, который доводит свой город до полной деградации. Его образ гиперболизирован настолько, что он кажется не человеком, а символом абсурдной, нечеловеческой власти.
Гротеск также проявляется в описаниях самого города, его жителей и окружающей природы. Город изображён как место постоянного хаоса и разрушений, где наводнения и бедствия становятся привычным фоном жизни. В этих описаниях гротеск служит для обострения восприятия реальности: абсурдная картина города помогает читателю увидеть, что пороки, которые сатирически преувеличены, на самом деле присутствуют в реальной жизни.
Стилистическая роль гиперболы и гротеска заключается в том, чтобы подчеркнуть неразрывную связь абсурдных поступков власти с её реальным воздействием на общество. Эти приёмы позволяют Салтыкову-Щедрину критиковать не только чиновничество и самодержавие, но и пассивность народа, который привык подчиняться и терпеть даже самые нелепые распоряжения. Гротеск и гипербола превращают «Историю одного города» в универсальную сатиру, раскрывающую цикличность истории и неизменность человеческих пороков.
6. Обратитесь к тексту романа «Господа Головлёвы». Какие жизненные ценности преобладают в семействе Головлёвых? Как они соотносятся с ценностями христианскими? Найдите пословицы, поговорки и образные выражения, прикрывающие истинный смысл речей Иудушки и противоречащие ему.
В романе «Господа Головлёвы» Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин изображает упадок и разрушение семейства Головлёвых, вызванные утратой истинных духовных ценностей и их подменой алчностью, эгоизмом и лицемерием. Семья Головлёвых живёт не по христианским заповедям, а по принципам корысти и эгоистичного расчёта, что приводит к духовному, а затем и физическому разложению.
Жизненные ценности семейства Головлёвых основываются на следующих качествах:
1. Алчность и жадность. Члены семьи ставят материальное благополучие выше всего. Они заботятся только о накоплении богатства, видя в этом единственный смысл существования. Это резко противоречит христианской заповеди о приоритете духовных ценностей над материальными.
2. Эгоизм и равнодушие. Отношения между членами семьи строятся на холодном расчёте, без любви, поддержки и сочувствия. Например, Иудушка Головлёв, изображая заботу о родственниках, на деле лишь манипулирует ими ради собственной выгоды. Это противоречит христианским идеалам любви и милосердия.
3. Лицемерие и псевдоблагочестие. Иудушка использует религиозные фразы и пословицы, чтобы прикрыть свою жестокость и равнодушие. Он постоянно упоминает о христианских ценностях, но его действия полностью противоречат словам.
Соотношение с христианскими ценностями:
Семейство Головлёвых полностью утратило принципы, на которых строится христианская этика. Христианство проповедует любовь к ближнему, милосердие, сострадание и жертвенность. В семье Головлёвых эти принципы полностью искажены: вместо любви — эгоизм, вместо милосердия — равнодушие, вместо сострадания — цинизм. Салтыков-Щедрин показывает, как утрата духовных ценностей приводит не только к разрушению семьи, но и к моральной деградации каждого её члена.
Пословицы, поговорки и образные выражения в речи Иудушки:
Речь Иудушки изобилует цитатами из Библии, пословицами и поговорками, которые он использует для оправдания своих действий. Однако за этими словами скрывается истинное лицемерие и равнодушие. Вот несколько примеров:
• «Чти отца своего и мать свою» — Иудушка использует эту заповедь для давления на других, но сам не выполняет её, не заботясь о близких.
• «Смирение перед Господом» — эта фраза служит ему для оправдания пассивности и отказа от реальной помощи окружающим.
• «Богу молись, а сам не плошай» — под этой поговоркой Иудушка скрывает свою жадность и корысть.
Такие выражения приобретают ироничный смысл, показывая, как псевдоблагочестие становится инструментом для манипуляции людьми. Салтыков-Щедрин подчёркивает, что использование религиозной риторики без истинной веры и добродетели превращается в инструмент лицемерия.
Вывод: В романе «Господа Головлёвы» Салтыков-Щедрин показывает, как алчность, лицемерие и равнодушие разрушают семью, противопоставляя их христианским ценностям любви, милосердия и духовного очищения. Пословицы и поговорки в речи Иудушки используются как маска, скрывающая его истинную сущность, и подчёркивают моральное разложение героев. Роман становится сатирой на общество, в котором внешнее благочестие подменяет искреннюю веру и добродетель.
7. Почему образ Иудушки считается открытием общечеловеческого масштаба?
Образ Иудушки Головлёва в романе Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина является одним из самых глубоких и символичных в русской литературе. Этот персонаж раскрывает не только пороки одного человека или одной семьи, но и универсальные человеческие проблемы, присущие разным эпохам и обществам. Именно поэтому его образ можно считать открытием общечеловеческого масштаба.
Иудушка как символ лицемерия и эгоизма.
Иудушка Головлёв олицетворяет крайнюю степень лицемерия, когда религиозные ценности используются не для достижения духовного совершенства, а для оправдания алчности, жестокости и равнодушия. Он постоянно цитирует библейские заповеди, говорит о «христианском смирении» и «милости Божьей», однако его поступки полностью противоречат этим словам. Лицемерие Иудушки становится универсальным образом двуличия, которое может существовать в любых культурах и религиях.
Эгоизм и разрушение семьи.
Через образ Иудушки Салтыков-Щедрин показывает, как личные интересы и эгоизм разрушают семейные узы. Иудушка лишён настоящей привязанности к родным и рассматривает их лишь как средства для достижения своих целей. Это универсальная проблема, которая актуальна не только в контексте семьи Головлёвых, но и в более широком социальном плане.
Тема бессмысленности существования.
Иудушка Головлёв является воплощением духовной пустоты. Он живёт в замкнутом круге ритуалов, формальных отношений и пустых разговоров. Его жизнь лишена цели, а поступки — глубины. Это делает его символом отчуждения и утраты смысла жизни, что характерно для многих людей в современном мире.
Социальная и культурная универсальность.
Образ Иудушки выходит за пределы русской литературы и становится символом человеческих пороков: жадности, лживости, лицемерия и внутренней пустоты. Эти черты присущи не только конкретной эпохе или обществу, но и человеческой природе в целом. Именно поэтому Иудушка воспринимается как персонаж общечеловеческого масштаба, раскрывающий универсальные проблемы морали, веры и социальных отношений.
Сравнение с другими литературными образами.
Образ Иудушки перекликается с литературными традициями как русской, так и мировой литературы. Он напоминает Иуду из Библии, чьё предательство стало символом человеческой слабости и греха. Вместе с тем Иудушка сравним с такими персонажами, как Гобсек Бальзака (олицетворение алчности) или Тартюф Мольера (воплощение лицемерия). Это позволяет рассматривать его как часть универсального пантеона человеческих типов.
Таким образом, Иудушка Головлёв — это не просто персонаж русской литературы, а символ, раскрывающий пороки и слабости человеческой натуры, которые актуальны во все времена и во всех обществах. Именно это делает его образом общечеловеческого масштаба.
8. Как проявляется фольклорная традиция в «Сказках» М. Е. Салтыкова-Щедрина?
Фольклорная традиция является важной основой для «Сказок» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, что делает эти произведения особенно выразительными и близкими к народному восприятию. Автор использует элементы народного творчества для создания сатирических и аллегорических текстов, через которые он раскрывает общественные и политические пороки.
Мотивы и образы народных сказок.
Салтыков-Щедрин активно заимствует из фольклора традиционные сказочные мотивы: борьбу добра и зла, столкновение сильного и слабого, превращения, вмешательство волшебных сил. Однако в его сказках эти мотивы приобретают сатирический оттенок. Например, в сказке «Дикий помещик» фольклорный мотив деградации героя под влиянием его собственных действий становится средством критики самодержавной власти и её оторванности от народа.
Сказочные персонажи.
Персонажи сказок Салтыкова-Щедрина имеют ярко выраженные фольклорные черты, но при этом они одновременно символизируют реальные социальные и политические явления. Например, в сказке «Медведь на воеводстве» образ медведя, традиционно ассоциирующийся с силой и глупостью, превращается в сатирическое олицетворение властей, которые не способны адекватно управлять.
Язык и стиль.
Автор использует характерные для фольклора стилистические особенности: лаконичные описания, пословицы, поговорки, ритмическую структуру текста. В его сказках часто встречаются прямые отсылки к пословицам или народной мудрости, что делает их понятными и доступными для широкого круга читателей. Например, в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин включает элементы фольклорного повествования, такие как ироничные высказывания и гротескные преувеличения.
Аллегоричность.
Как и в народных сказках, у Салтыкова-Щедрина присутствует аллегорический подтекст. Каждый образ, будь то помещик, мужик или медведь, имеет двойное значение: он одновременно представляет конкретную ситуацию и символизирует определённые черты общества или власти. Например, «Мудрый пескарь» — это не просто персонаж, а воплощение трусости и безынициативности, характерных для определённого типа людей.
Социальная сатира.
В отличие от традиционных народных сказок, которые часто заканчиваются торжеством справедливости, сказки Салтыкова-Щедрина имеют мрачный и сатирический финал. Это отражает реальность времени, в которой жил автор. Через элементы фольклора он показывает несправедливость, угнетение и бессилие народа перед лицом власти.
Обобщение.
Фольклорные традиции в сказках Салтыкова-Щедрина помогают ему соединить народную мудрость с глубоким социальным анализом. Они делают произведения доступными для понимания, усиливают сатирическое звучание и превращают их в универсальные аллегории, актуальные для всех времён. Автор искусно использует фольклор для выражения сложных идей, что делает его сказки ярким примером синтеза народного творчества и высокохудожественной литературы.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением