Ответы на вопросы на стр.225-226 Часть 2 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)



















Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Творческие задания. Стр. 225-226
1. Образы градоначальников в "Истории одного города" (типологическая карга). Составьте карту соответствия образов градоначальников в «Описи градоначальникам...» и в других главах романа. Например, выясните, в какой главе описывается административная деятельность Бородавкина. Дайте ей краткую письменную характеристику, не забудьте упомянуть о вашем первом впечатлении, сложившемся от его лаконичного представления в «Описи...».
Типологическая карта образов градоначальников в «Истории одного города»
В «Истории одного города» Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин через гротеск и гиперболу создал образы градоначальников, каждый из которых символизирует определённый тип власти и её пороков. «Опись градоначальникам…» служит как краткий набросок, где перечислены ключевые черты персонажей. Эти описания развиваются в дальнейшем повествовании, показывая, как отдельные черты власти превращаются в её пороки, приводящие к краху общества.
1. Образ Бородавкина
В «Описи градоначальникам…» Бородавкин описан как мелочный бюрократ, полностью поглощённый формальностями. Он сосредоточен на поддержании видимости порядка, но при этом не обращает внимания на реальную жизнь и нужды горожан. Его основная характеристика — это чрезмерное внимание к мелким деталям, которые не имеют практического значения.
Первое впечатление: Бородавкин кажется типичным бюрократом, заботящимся о своей репутации и готовым потратить все силы на создание видимости активности. Это вызывает ощущение скуки и раздражения, так как такие чиновники воспринимаются как бессмысленные винтики системы.
Административная деятельность в главе о Бородавкине:
В одной из глав романа рассказывается, как Бородавкин вводит множество новых регламентов, которые парализуют работу городских учреждений. Например, любое распоряжение требует согласования с десятками инстанций, что превращает принятие решений в бесконечный процесс. Эта бюрократическая неэффективность приводит к тому, что город погружается в хаос. Бородавкин олицетворяет власть, сосредоточенную на поддержании бессмысленных формальностей, вместо реальной работы на благо общества.
Символизм образа: Бородавкин символизирует бюрократическую систему, которая существует ради самой себя, а не ради общества. Он представляет опасность власти, лишённой практического смысла и направленной исключительно на имитацию деятельности.
2. Образ Прыщова
В «Описи…» Прыщов изображён как человек, склонный к необдуманным решениям и импульсивным действиям. Его стремление постоянно что-то реформировать выглядит как желание показать активность, но его реформы лишены логики и стратегии.
Первое впечатление: Прыщов создаёт образ хаотичного управленца, который стремится к резким переменам ради самого процесса, а не ради результата. Это вызывает беспокойство, так как его действия кажутся непредсказуемыми и опасными.
Административная деятельность в главе о Прыщове:
Правление Прыщова — это череда радикальных реформ, которые ни к чему не приводят. Например, он решает перестроить всю систему налогообложения, вводя новые налоги, но не объясняет, как они должны взиматься, что приводит к полному краху экономики города. Также он инициирует масштабные строительные проекты, которые остаются недостроенными из-за отсутствия средств. Прыщов олицетворяет деструктивную активность, которая наносит вред обществу вместо улучшения его жизни.
Символизм образа: Прыщов символизирует власть, движимую жаждой перемен ради перемен. Он показывает опасность неконтролируемого реформаторства, лишённого плана и понимания последствий.
3. Образ Угрюм-Бурчеева
Угрюм-Бурчеев, по «Описи…», представлен как крайний деспот, стремящийся к тотальному контролю. Его главная характеристика — это желание подчинить все аспекты жизни города строгим правилам и законам, которые он считает единственно правильными.
Первое впечатление: Угрюм-Бурчеев вызывает чувство страха и беспомощности. Его жёсткость и абсолютная власть представляются опасными и разрушительными.
Административная деятельность в главе об Угрюм-Бурчееве:
Его правление описано как эпоха «железного порядка». Он вводит многочисленные запреты, например, запрещает жителям покидать свои дома в определённые часы, требует соблюдать строгие правила поведения и устанавливает абсурдные регламенты. Его стремление к тотальному контролю приводит к полной стагнации в городе: люди боятся действовать, чтобы не нарушить многочисленные законы. В итоге город оказывается в состоянии паралича.
Символизм образа: Угрюм-Бурчеев символизирует абсолютистскую власть, которая стремится к полному подчинению общества. Его образ предупреждает об опасности деспотизма, подавляющего свободу и творчество.
4. Образ Брудастого
Брудастый в «Описи…» описан как хитрый и корыстный человек, стремящийся использовать власть исключительно для собственной выгоды. Его главные черты — жадность, цинизм и отсутствие моральных принципов.
Первое впечатление: Брудастый вызывает презрение и недоверие. Его образ олицетворяет чиновника, который воспринимает своё положение как способ обогащения.
Административная деятельность в главе о Брудастом:
Во время правления Брудастого усиливается коррупция. Он увеличивает налоги, присваивает городские средства и заключает выгодные для себя сделки. Его безразличие к нуждам горожан приводит к обнищанию населения и разрушению городской инфраструктуры.
Символизм образа: Брудастый символизирует власть, полностью поглощённую личными интересами. Он показывает, как коррупция разрушает общество и усиливает социальное неравенство.
Заключение
Образы градоначальников в «Истории одного города» — это сатирические аллегории, отражающие различные пороки власти. Каждый персонаж в «Описи градоначальникам…» создаёт начальное впечатление, которое затем разворачивается в полном объёме в главе, посвящённой его правлению. Через гротеск и гиперболу Салтыков-Щедрин обличает бюрократизм, деспотизм, алчность и безответственность власти, показывая, как эти пороки разрушают общество. Типологическая карта градоначальников не только даёт возможность лучше понять внутреннюю структуру романа, но и помогает осознать универсальность описанных проблем.
2. «От головотяпов к глуповцам, или Смысл истории вымышленного народа». Дайте развёрнутый отпет о смысле названия романа «История одного города».
Смысл названия романа «История одного города»
Название романа Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «История одного города» сразу обращает внимание на его концептуальный характер. На первый взгляд оно звучит как указание на летописное описание событий, связанных с определённым городом. Однако за этим заголовком скрывается гораздо более глубокий смысл, который раскрывает не только содержание произведения, но и его философский, сатирический и исторический подтексты.
1. История как цикл повторений
Название «История одного города» подчёркивает цикличность и неизменность происходящего. Город в романе становится собирательным образом, который представляет собой не конкретное место, а модель общества. История этого города — это череда сменяющих друг друга градоначальников, каждый из которых привносит хаос, абсурд или разрушение. Однако, несмотря на смену правителей и их подходов к управлению, суть остаётся неизменной: жители города терпят абсурдность власти, а общество не развивается.
Через название Салтыков-Щедрин указывает на то, что история — это не прогресс, а замкнутый круг, в котором повторяются одни и те же ошибки. Этот вывод становится особенно очевидным в описании правлений градоначальников, чьи действия, как правило, приводят к разрушительным последствиям, но не вызывают сопротивления ни у населения, ни у следующего правителя.
2. Город как аллегория государства
Город, упомянутый в названии, — это не просто вымышленное место, а символ государства, в частности России XIX века. Салтыков-Щедрин намеренно избегает конкретики, чтобы создать обобщённый образ. Город в романе — это абстрактное пространство, в котором сконцентрированы черты, характерные для всей страны: бюрократия, произвол власти, народное равнодушие и стагнация.
Название подчёркивает, что описываемое не ограничивается одной локацией — это история, которая может быть актуальной для любого государства, столкнувшегося с проблемами тирании, бюрократии и социального безразличия.
3. Народ как объект и участник истории
В названии также заложена важная идея об ответственности народа за свою судьбу. Город населяют глуповцы — жители, которые пассивно принимают любые действия своих градоначальников, какими бы абсурдными и разрушительными они ни были. Эта пассивность народа становится ключевой причиной того, что история города представляет собой цепочку абсурдных и трагичных событий.
Вместо сопротивления или попыток изменить ситуацию глуповцы предпочитают подчиняться, что позволяет власти безнаказанно творить произвол. Салтыков-Щедрин через название обращает внимание на то, что история создаётся не только правителями, но и народом, который либо активно участвует в её формировании, либо пассивно принимает всё, что ему предлагают.
4. Смысл «вымышленного народа»
В «Истории одного города» Салтыков-Щедрин использует вымышленный народ глуповцев как сатирическое обобщение. Глуповцы — это не конкретные люди, а собирательный образ общества, лишённого гражданской активности, ответственности и критического мышления. В этом народе автор высмеивает черты, которые считал характерными для своей эпохи: отсутствие самостоятельности, склонность к подчинению, страх перед властью и равнодушие к собственной судьбе.
Название романа подчёркивает, что судьба вымышленного народа глуповцев напрямую связана с их качествами. Абсурдность истории города — это результат как деспотизма власти, так и пассивности общества.
5. Аллегория реальной истории России
Название романа также содержит намёк на реальную историю России. Через образы градоначальников, их правление и действия Салтыков-Щедрин аллегорически изображает различные этапы российской истории. Например, деспотизм Угрюм-Бурчеева напоминает о политике самодержавия, а бюрократическая стагнация Бородавкина высмеивает пороки чиновничества.
Слово «история» в названии подчёркивает попытку автора создать своего рода альтернативную летопись, которая, однако, через гротеск и гиперболу раскрывает реальные проблемы современного ему общества.
6. Универсальность названия
«История одного города» — это название, которое не только задаёт рамки повествования, но и раскрывает его универсальный характер. Город становится метафорой любого общества, а его история — моделью, которая может быть применима к разным эпохам и народам.
Вывод
Название романа Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «История одного города» — это не просто указание на сюжет, а глубокий символ, который обобщает его ключевые идеи. Через историю вымышленного города и его народа автор анализирует пороки власти и общества, показывая цикличность истории, пассивность народа и абсурдность правителей. Название подчёркивает философскую и сатирическую суть произведения, делая его актуальным не только для эпохи Салтыкова-Щедрина, но и для современности.
3. Проанализируйте грозные лики антиутопии в «Истории одного города». Напишите эссе.
Грозные лики антиутопии в «Истории одного города»
Роман Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «История одного города» — это не просто сатирическое произведение, высмеивающее пороки власти и общества, но и яркий пример антиутопии, предвосхищающий развитие этого жанра в мировой литературе. Грозные лики антиутопии здесь проявляются через гиперболизированные образы градоначальников, аллегорическое изображение города и его жителей, а также через общий дух безысходности, который пронизывает всю историю.
Образ города как пространство хаоса и стагнации
Город в романе — это не конкретное место, а аллегорическое пространство, символизирующее деградацию общества и государства. Он становится своеобразной моделью антиутопического мира, где жители (глуповцы) лишены воли, способности к сопротивлению и стремления к развитию. Город — это символ социального паралича, где не только власть, но и само общество находится в состоянии застойного хаоса.
Глуповцы — жители города — олицетворяют народ, который полностью подчинён воле градоначальников, каким бы абсурдным или разрушительным ни было их правление. Их пассивность и покорность создают идеальные условия для произвола власти, что становится важным элементом антиутопической атмосферы. Жители города не способны противостоять ни деспотизму, ни бюрократическому хаосу, что подчёркивает утрату ими гражданской идентичности и свободы.
Градоначальники как грозные символы власти
Градоначальники в «Истории одного города» — это не просто персонажи, а воплощение определённых черт власти, доведённых до абсурда. Каждый из них является аллегорией, раскрывающей грозные аспекты правления, превращающегося в тиранию или хаос:
1. Угрюм-Бурчеев представляет собой деспотическую власть, стремящуюся к абсолютному контролю над всем и вся. Его правление — это крайняя форма тирании, где власть доводится до абсурда, а любые проявления свободы подавляются. Этот градоначальник стремится уничтожить не только физическую свободу горожан, но и их способность мыслить и действовать самостоятельно.
2. Прыщов воплощает безответственное и хаотичное правление. Его абсурдные реформы и импульсивные действия создают атмосферу неопределённости и нестабильности, что лишь усугубляет хаос в городе.
3. Брудастый — это образ коррумпированной власти, сосредоточенной на личной выгоде. Его правление показывает, как жадность и эгоизм властителей превращают общественную систему в инструмент для собственного обогащения.
Гиперболизация этих образов делает их грозными и пугающими. Каждый градоначальник не просто наносит ущерб городу, но и подчёркивает разрушительную природу власти, лишённой контроля и ответственности.
Механизм антиутопии: цикличность и неизменность истории
Одной из ключевых черт антиутопии в романе становится цикличность событий. Смена градоначальников не приводит к улучшению, так как каждый из них продолжает наносить городу новый ущерб. Это подчёркивает мысль о том, что власть по своей природе неизменно порочна, а история человечества — это череда повторяющихся ошибок.
Цикличность усиливает чувство безысходности, так как глуповцы, несмотря на все ужасы, происходящие при правлении каждого градоначальника, не стремятся к переменам. Их пассивность становится основой для антиутопической атмосферы: в мире, где народ лишён воли и стремления к свободе, власть становится всепоглощающей и разрушительной.
Сатира и грозный юмор
Салтыков-Щедрин использует сатиру как средство обличения социальной реальности. Юмор в романе гротескный, порой абсурдный, но за этим смехом скрывается ужас перед действительностью. Например, правление Угрюм-Бурчеева, описанное с внешней серьёзностью, вызывает у читателя скорее чувство тревоги, чем смех. Сатирическое изображение событий подчёркивает, что мир, описанный в романе, не так далёк от реальности.
Этот юмор делает антиутопию романа ещё более грозной: он заставляет читателя осознать, что подобные ситуации возможны и в реальной жизни, если власть и народ будут следовать тем же моделям поведения, что и в романе.
Проблема утраты свободы
Одной из центральных тем антиутопии в «Истории одного города» становится утрата свободы. Жители города лишены не только гражданских прав, но и самой способности мыслить самостоятельно. Они воспринимают абсурдные приказы градоначальников как должное, что подчёркивает их внутреннюю несвободу.
Власть, в свою очередь, воспринимает себя как единственный источник порядка и смысла. Это создаёт замкнутый круг, в котором ни народ, ни правители не способны выйти за пределы своих ролей. Утрата свободы делает город символом общества, которое обречено на деградацию и стагнацию.
Вывод
«История одного города» — это антиутопия, которая через сатиру и гротеск раскрывает ужасы власти, лишённой ответственности, и общества, утонувшего в пассивности. Грозные лики антиутопии проявляются через образы градоначальников, символизм города и цикличность событий, создавая мрачную картину мира, где прогресс невозможен, а история превращается в бесконечное повторение ошибок.
Салтыков-Щедрин предупреждает о том, что власть, которая не служит обществу, и народ, лишённый стремления к свободе, ведут к разрушению. Роман остаётся актуальным не только как историческое зеркало, но и как предупреждение для будущих поколений.
4. Подготовьте сообщение о жанровом своеобразии «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Жанровое своеобразие «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина
Роман Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «История одного города» — это уникальное произведение, жанровое своеобразие которого заключается в сочетании сатиры, гротеска, антиутопии, летописного стиля и аллегории. Такое многогранное построение позволяет автору не только высмеивать пороки власти и общества, но и создавать глубокое философское произведение, отражающее фундаментальные социальные проблемы.
Название романа уже задаёт его жанровую направленность: это «история», но не реальная, а аллегорическая. Город Глупов — вымышленное место, служащее метафорой любого общества, где власть действует абсурдно, а народ остаётся пассивным. Через этот вымышленный город Салтыков-Щедрин создаёт сатирическую модель государства, в которой все институты власти и отношения между людьми доведены до гротескного абсурда. Само понятие истории в романе обыгрывается как процесс, в котором нет прогресса, а лишь цикличное повторение ошибок, что придаёт произведению характер антиутопии.
Сатирическая природа романа проявляется через образы градоначальников, которые представлены в виде гиперболизированных карикатур. Каждый из них воплощает определённые пороки власти: деспотизм, жадность, бюрократическую стагнацию, коррумпированность. Например, Угрюм-Бурчеев олицетворяет крайнюю форму тирании, где стремление к полному подчинению приводит к разрушению города. Прыщов, напротив, представляет собой хаотичного реформатора, чьи действия доводят общество до абсурда. Эти персонажи не только высмеиваются, но и становятся символами устойчивых недостатков системы управления, что делает сатиру Салтыкова-Щедрина особенно острой.
Антиутопический характер романа проявляется в изображении города как пространства хаоса и стагнации. Здесь отсутствует развитие, а смена градоначальников не приносит никаких перемен. Глуповцы, жители города, представляют собой пассивное общество, неспособное к сопротивлению или осознанию собственных проблем. Они терпеливо принимают любые, даже самые абсурдные указы своих правителей, что подчёркивает мысль о безразличии и инертности народа. Такое изображение общества создаёт мрачный, безысходный фон, характерный для антиутопий, где деградация становится нормой.
Летописный стиль романа — это одна из ключевых особенностей его жанрового своеобразия. «Опись градоначальникам…» имитирует историческую хронику, создавая иллюзию документальности. Но при этом Салтыков-Щедрин превращает летопись в инструмент сатиры, пародируя её серьёзность и формальность. Этот стиль позволяет автору представить смену градоначальников как нечто неизбежное и цикличное, где каждый новый правитель вносит свой вклад в общее разрушение города.
Гротеск и фантастика усиливают сатирическое звучание романа. Салтыков-Щедрин гиперболизирует действия градоначальников до предела, делая их настолько абсурдными, что они выходят за рамки реальности. Например, один из градоначальников требует, чтобы город перестроили таким образом, чтобы всё было подчинено его личным предпочтениям. Другой вводит законы, которые противоречат здравому смыслу и приводят к коллапсу городской жизни. Эти фантастические элементы помогают автору подчеркнуть абсурдность реальных социальных явлений, а также высмеять некомпетентность и произвол власти.
Аллегорический характер романа проявляется в том, что город, его жители и градоначальники служат символами различных социальных, политических и исторических процессов. Глуповцы олицетворяют народ, который терпит любые лишения и несправедливости, что делает возможным произвол власти. Градоначальники, в свою очередь, представляют собой типичные пороки правителей: деспотизм, безразличие, коррумпированность, жадность. Такая аллегория позволяет автору выйти за рамки конкретной эпохи и создать произведение, которое сохраняет актуальность для всех времён.
Таким образом, жанровое своеобразие «Истории одного города» заключается в её многослойности и универсальности. Роман объединяет в себе сатиру, антиутопию, гротеск, элементы фантастики и летописный стиль, создавая уникальную художественную модель, в которой высмеиваются пороки власти и общества. Это делает произведение не только ярким образцом сатирической литературы XIX века, но и универсальным философским размышлением о природе человеческой истории и власти.
5. Напишите эссе «Нравственные уроки „Сказок" М. Е. Салтыкова-Щедрина».
Нравственные уроки «Сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина
«Сказки» Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина представляют собой не только блестящий образец сатирической литературы, но и глубокое нравственное произведение, раскрывающее универсальные проблемы человеческого общества. Несмотря на гротескность, аллегоричность и иронию, эти произведения затрагивают серьёзные вопросы добра и зла, справедливости, ответственности, равнодушия и нравственного выбора. Через художественные образы, пропитанные сарказмом и юмором, Салтыков-Щедрин предлагает читателям не только задуматься о социальной реальности, но и извлечь важные нравственные уроки.
Каждая сказка Салтыкова-Щедрина содержит глубокий нравственный смысл, зашифрованный в гротескных образах персонажей и их действиях. Например, в сказке «Дикий помещик» автор высмеивает эгоизм и оторванность правящих классов от нужд народа. Помещик, пожелавший избавиться от «холопов», оказывается в состоянии полного одиночества и деградации, что приводит его к животному состоянию. Этот сюжет иллюстрирует, как эгоизм и неспособность к социальному взаимодействию могут разрушить человека. Нравственный урок сказки прост и универсален: человек не может существовать вне общества, а гордыня и равнодушие к окружающим неизбежно приводят к личной катастрофе.
Другим ярким примером нравственного урока является сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Здесь автор через абсурдную ситуацию — когда два высокопоставленных генерала оказываются беспомощными на необитаемом острове и полностью зависят от труда простого мужика — показывает паразитизм правящих слоёв. Генералы, привыкшие к комфортной жизни и чужому труду, не способны обеспечить своё выживание. Эта аллегория демонстрирует несправедливость социального устройства, в котором трудящееся большинство обслуживает бесполезное меньшинство. Нравственный урок сказки заключается в том, что труд должен быть справедливо оценён, а общество должно стремиться к равенству и уважению всех его членов.
В сказке «Медведь на воеводстве» Салтыков-Щедрин сатирически изображает власть, наделённую огромной силой, но лишённую разума. Медведь, ставший воеводой, пытается управлять, основываясь на своих инстинктах, что приводит к разрушению и хаосу. Этот образ аллегорически показывает, как опасно, когда власть оказывается в руках безответственных и некомпетентных людей. Нравственный урок здесь заключается в том, что истинное руководство требует не только силы, но и мудрости, ответственности и способности понимать интересы тех, кем управляешь.
Особое место в «Сказках» занимает тема страха и трусости. В сказке «Мудрый пескарь» автор показывает жизнь персонажа, который, руководствуясь страхом, стремится избежать любых рисков. Пескарь проводит всю жизнь в норе, избегая контакта с миром, но такая изоляция приводит к тому, что его жизнь оказывается лишённой смысла. Эта сказка учит, что избыточная осторожность и страх перед жизнью превращают существование в бессмысленное существование. Нравственный урок здесь состоит в необходимости активно участвовать в жизни, принимать её вызовы и не бояться действовать.
Салтыков-Щедрин также затрагивает вопрос народной ответственности. В сказке «Карась-идеалист» он изображает персонажа, который, стремясь к гармонии и справедливости, оказывается жертвой собственного идеализма. Карась пытается убедить щуку отказаться от хищничества, но его попытки заканчиваются трагически. Этот сюжет иллюстрирует сложность борьбы за справедливость в обществе, где жестокость и корысть являются доминирующими чертами. Нравственный урок заключается в том, что идеализм, лишённый практической опоры и понимания реальности, не может привести к положительным результатам.
Через свои «Сказки» Салтыков-Щедрин раскрывает основные человеческие пороки: гордыню, равнодушие, жадность, трусость, жестокость. Однако его произведения не только обличают, но и предлагают размышления о возможных путях их преодоления. Он показывает, что нравственные проблемы общества возникают из-за отсутствия взаимного уважения, ответственности и способности к критическому мышлению. Его герои — это не только сатирические типажи, но и зеркала, в которых читатель может увидеть собственные слабости и пороки.
«Сказки» Салтыкова-Щедрина остаются актуальными, поскольку поднимают универсальные вопросы человеческой природы и социальных отношений. Их нравственные уроки призывают не только анализировать пороки общества, но и искать пути их преодоления через самосовершенствование, уважение к другим и активное участие в жизни общества. Таким образом, «Сказки» — это не только произведения высокой сатиры, но и ценные нравственные ориентиры, которые продолжают учить и вдохновлять читателей.
6. Напишите творческое сочинение «Жизнеописание градоначальника ...» (на выбор). Существует мнение, что «Опись градоначальникам...» заключает, как в капсуле, ненаписанный фантастический роман, предвосхитивший лучшие образцы политической сатиры XX века. Призовите на помощь воображение и разверните по-своему хотя бы одно жизнеописание. Старайтесь не исказить идеи и стилистику великого сатирика. Напишите главу из предполагаемого современного романа но мотивам «Истории одного города».
Глава из ненаписанного романа: «Градоначальник Тарапыгин Трудолюбивый»
Согласно архивным записям, градоначальником города Глупова в один из самых беспокойных периодов был избран Иван Силыч Тарапыгин, прозванный в народе «Трудолюбивым». Своё прозвище он получил не по случайности, ибо из всех своих предшественников отличался невероятным усердием в работе. Однако результаты этого усердия были столь же неожиданными, сколь и разрушительными.
Вступив в должность, Тарапыгин с присущей ему энергией первым делом провозгласил, что порядок в городе зависит исключительно от деятельности градоначальника, а потому он, Иван Силыч, будет неустанно работать днём и ночью. «Работа — это жизнь!» — гласил его первый указ, распечатанный в трёх экземплярах и расклеенный на всех главных перекрёстках города. Однако, как вскоре выяснилось, под «работой» Тарапыгин подразумевал вовсе не решение городских проблем, а бурную деятельность, целью которой было только впечатление на горожан.
Первым его деянием стало масштабное переименование улиц. Градоначальник рассудил, что город, где есть улицы с обыденными названиями вроде Центральной или Рыночной, не может называться достойным. В результате за одну неделю Рыночная улица стала Задорной, Центральная — Вдохновляющей, а все остальные были переименованы так, чтобы названия внушали бодрость и оптимизм. Однако горожане быстро запутались, пытаясь найти знакомые места в этом хаотическом переименовании, что привело к беспорядкам: толпы бродили по городу в поисках исчезнувших Рыночной площади и Старого переулка.
Тарапыгин, увидев этот хаос, решил, что беспорядок на улицах — следствие слабости городской экономики. Немедля он издал второй указ, предписывающий каждому жителю Глупова ежедневно создавать «видимость труда». Каждый обязан был с утра выходить на центральную площадь и делать вид, что он занят важным делом: махать руками, энергично ходить туда-сюда или записывать что-то в блокнот. Город вмиг наполнился деятельностью, но вскоре выяснилось, что такая «работа» не приносила ни копейки в городскую казну, а напротив, отнимала время у реального труда.
Между тем, сам градоначальник неустанно заседал. Его дни были расписаны поминутно: с утра — собрание по поводу организации следующего собрания, затем обсуждение необходимости очередного обсуждения, а после — консультации о том, как лучше проводить консультации. Горожане вскоре начали подозревать, что под видом работы Тарапыгин скрывает стремление к абсолютной бюрократизации. Любое дело теперь требовало не менее десяти подписей, двадцати печатей и трёхнедельного ожидания в очереди.
Кульминацией деятельности Тарапыгина стал проект «Всеобщей Трудовой Энергии», в рамках которого он приказал установить в центре города огромный маховик. Каждый житель должен был подходить к маховику и раскручивать его по очереди, так как, по словам градоначальника, вращение маховика символизировало движение города к прогрессу. Однако никто не понимал, зачем именно нужен маховик и куда именно это движение должно привести. Несмотря на это, горожане, боясь нарушить указ, усердно вращали маховик днём и ночью, пока однажды он не сломался, оставив горожан с ощущением полной бесполезности их усилий.
Вскоре Тарапыгин был смещён с должности по настоянию уставших горожан. Его имя вошло в историю Глупова как символ бурной, но бессмысленной деятельности. Город долго восстанавливался после его правления, и на месте сломанного маховика поставили табличку с надписью: «Работа ради работы — губительница здравого смысла».
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением