Ответы на вопросы на стр.226 Часть 2 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)

Изображение Примерные темы сочинений. Стр. 2261. Головотяпы и глуповцы: сатирическое взаимоотражение образов в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина.Сопоставьте образы...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Примерные темы сочинений. Стр. 226
1. Головотяпы и глуповцы: сатирическое взаимоотражение образов в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Сопоставьте образы главы «О корени происхождения глуиовцев», повествующей о далёком прошлом, с повествованием летописцев о жизни Глупова, о характере народа и градоначальников.
Головотяпы и глуповцы: сатирическое взаимоотражение образов в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина
Роман Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «История одного города» — это блестящий пример сатирической литературы, в которой через гротеск и аллегорию автор исследует пороки общества и власти. Глава «О корени происхождения глуповцев» задаёт философско-сатирический тон всему произведению, представляя аллегорическую историю появления народа Глупова. Взаимоотражение головотяпов, глуповцев и градоначальников становится центральным приёмом романа, который помогает раскрыть ключевые идеи автора.
Головотяпы, описанные в главе «О корени происхождения глуповцев», символизируют первопричину всех общественных проблем, отражённых в романе. Они созданы как существа, лишённые воли, инициативы и способности к самостоятельному мышлению. Их головы пусты, а вся жизнь заключается в слепом подчинении чужой воле. Этот мифологический образ служит аллегорией происхождения порочного социального устройства, где пассивность народа становится фундаментом для произвола власти. Головотяпы — это идеальные подданные, готовые бездумно исполнять любые приказы, даже если они абсурдны или вредоносны.
Летописное повествование о жизни Глупова развивает этот образ, показывая, как головотяпы превращаются в глуповцев. Жители города унаследовали основные черты своих предков: пассивность, покорность и неспособность к сопротивлению. Глуповцы безропотно принимают любые формы власти, даже если они доведены до абсурда. Например, они терпят деспотизм Угрюм-Бурчеева, хаос Прыщова и жадность Брудастого, практически не выказывая недовольства. Эта инертность глуповцев позволяет власти бесконтрольно укреплять свою абсурдность, что подчёркивает сатирическое взаимоотражение народа и правителей.
Градоначальники в «Истории одного города» — это зеркальное отражение глуповцев. Каждый из них олицетворяет определённые пороки, которые находят отклик в характере народа. Так, Угрюм-Бурчеев своей тиранией подчёркивает бессловесное подчинение глуповцев, их неспособность к сопротивлению даже перед самым жестоким и абсурдным правлением. Прыщов, с его хаотичным реформаторством, отражает нерешительность и растерянность глуповцев, которые не могут понять, как реагировать на его действия. Брудастый, символизирующий коррупцию и жадность, показывает, как равнодушие и инертность народа позволяют власти заниматься самобогатством за счёт общества.
Взаимоотражение народа и власти подчёркивает мысль Салтыкова-Щедрина о том, что общественные пороки — это не односторонняя проблема. Глуповцы своей покорностью создают условия для произвола градоначальников, а градоначальники, в свою очередь, усиливают инертность и безразличие народа. Этот замкнутый круг становится главной сатирической моделью романа, показывающей цикличность и неизменность социальных пороков.
Сатира Салтыкова-Щедрина проявляется через гротескное обострение этой взаимосвязи. Головотяпы, глуповцы и градоначальники не просто отражают друг друга, но и усиливают негативные черты друг друга. Такое сатирическое взаимоотражение становится не только средством критики современного автору общества, но и универсальной моделью, применимой к любому времени и месту. Глуповцы — это не просто жители вымышленного города, это собирательный образ народа, который пассивно принимает любые социальные и политические условия.
Таким образом, взаимоотражение головотяпов, глуповцев и градоначальников в «Истории одного города» Салтыкова-Щедрина — это важный приём, который позволяет автору раскрыть суть порочного взаимодействия между народом и властью. Через эту сатирическую модель Салтыков-Щедрин показывает, как инертность и подчинение ведут к тирании, а произвол власти усиливает пассивность общества. Роман остаётся актуальным не только как острая социальная сатира, но и как философское размышление о природе власти и народа.
2. Приёмы сатиры в сказочном повествовании М. Е. Салтыкова-Щедрина (любая сказка — на выбор учащегося).
Выявите объект сатиры (социальное зло, нравственные пороки человека, национальные проблемы и т. д.) и охарактеризуйте систему сатирических приёмов, разоблачающих эти явления. Используйте, если необходимо, термины: эзопов язык, ирония, гипербола/гиперболизация, комическое несоответствие, алогизм, аллегория, олицетворение и др.
Приёмы сатиры в сказочном повествовании М. Е. Салтыкова-Щедрина
(на примере сказки «Дикий помещик»)
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин в своих сказках использует яркие сатирические приёмы, чтобы разоблачить социальные пороки, обличить зло и обратить внимание на ключевые проблемы общества. В сказке «Дикий помещик» автор создал аллегорическое повествование, в котором высмеивает эгоизм, паразитизм и равнодушие правящих слоёв общества. Через использование гиперболы, иронии, алогизма и комического несоответствия Салтыков-Щедрин раскрывает острые социальные и нравственные проблемы.
Объектом сатиры в сказке становится помещичье сословие, олицетворённое образом дикого помещика, который желает избавиться от крестьян — «холопов», служащих ему основой существования. Помещик в сказке мечтает, чтобы «русский мужик перестал существовать», поскольку ему надоели крестьянские просьбы, жалобы и вообще всякая зависимость от других людей. Это стремление помещика становится центральным элементом сатирического повествования, в котором автор подчёркивает алогизм такого желания. С одной стороны, помещик хочет свободы от крестьян, но с другой — он совершенно неспособен к самостоятельной жизни. В этом проявляется главная цель сатиры: разоблачить паразитическую природу правящего класса, его неспособность к труду и реальной ответственности.
Одним из ключевых сатирических приёмов, использованных в сказке, является гипербола. Помещик после исчезновения крестьян становится дикарём в прямом смысле слова. Салтыков-Щедрин гиперболизирует деградацию помещика, показывая, как он постепенно утрачивает все человеческие черты: зарастает волосами, начинает ходить на четвереньках и теряет способность говорить. Такая гиперболизация подчёркивает, что без зависимости от народа помещик превращается в бессмысленное и бесполезное существо. Автор использует этот приём, чтобы обострить противоречие между реальной властью помещика и его неспособностью существовать самостоятельно.
Ирония — ещё один важный приём в сказке. Автор с язвительной насмешкой изображает, как помещик искренне радуется избавлению от крестьян, пока не сталкивается с реальностью своей полной неспособности обеспечивать собственное существование. Саркастические описания его радости сменяются гротескными сценами деградации, которые подчёркивают тщетность его надежд. Ирония усиливает сатирический эффект, показывая, как абсурдны и разрушительны эгоистичные стремления правящего класса.
Комическое несоответствие, используемое Салтыковым-Щедриным, проявляется в столкновении амбиций помещика с реальностью. Его мечты о полной свободе и независимости вступают в комический диссонанс с его реальной неспособностью добыть себе пищу или защититься от опасностей. Это несоответствие обнажает абсурдность социальных идеалов, которые строятся на эксплуатации других, а не на самостоятельности.
Аллегория — ещё один важный элемент сатирического арсенала Салтыкова-Щедрина. Образ дикого помещика становится символом паразитической аристократии, которая не может существовать без труда народа, но одновременно пренебрегает этим народом и презирает его. В этой аллегории заключён общий сатирический посыл: общество, основанное на эксплуатации, обречено на деградацию, если исчезнет трудовой класс.
Сказка также затрагивает национальные проблемы, высмеивая не только помещичью алчность, но и пассивность крестьян, которые продолжают служить основой этого социального устройства. Автор создаёт обобщённую картину общества, где паразитизм верхов сочетается с терпимостью и безропотностью низов. Этот аспект сатиры подчёркивает необходимость изменений в социальном устройстве.
Таким образом, через использование гиперболы, иронии, комического несоответствия и аллегории Салтыков-Щедрин создаёт яркое сатирическое повествование, которое обличает пороки общества. Сказка «Дикий помещик» остаётся актуальной, поскольку её нравственные уроки универсальны: стремление к эгоистичной свободе без ответственности ведёт к разрушению, а социальные пороки становятся основой деградации как власти, так и общества в целом.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением