Ответы на вопросы на стр.226 Часть 2 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)

Изображение Вопросы для самопроверки. Стр. 2261. Какие новые художественные горизонты в творчестве Толстого открывает роман «Воскресение»?Роман «Воскресение» демонстрирует...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки. Стр. 226
1. Какие новые художественные горизонты в творчестве Толстого открывает роман «Воскресение»?
Роман «Воскресение» демонстрирует заметные изменения в творческом стиле Льва Толстого, затрагивая новые художественные горизонты. В этом произведении автор акцентирует внимание не только на личной судьбе героев, но и на глобальных социальных проблемах, включая несправедливость судебной системы, социальное расслоение и моральное разложение общества. Толстой отходит от традиционного эпического повествования, присущего его ранним произведениям, и делает акцент на публицистичности, сочетая художественный текст с философскими размышлениями. В романе «Воскресение» важное место занимает критика религиозных институтов, которые, по мнению Толстого, утратили свою истинную миссию и стали орудием угнетения. Также заметно углубляется философская составляющая романа: автор противопоставляет духовное возрождение человека и деградацию современной цивилизации. Образ главного героя,
Дмитрий Нехлюдов становится воплощением идеи нравственного перерождения, что отличает роман от более ранних произведений Толстого. Важным художественным новшеством является использование символики весны и природы как метафоры духовного пробуждения. В романе также усиливается публицистическая составляющая, отражающая глубокие размышления писателя о судьбах человечества. Новый стиль Толстого отличается большей эмоциональностью и остротой социальной критики. «Воскресение» становится не просто художественным произведением, но и манифестом авторских убеждений. Он противопоставляет бюрократическую систему и «закон», которые калечат человеческие судьбы, истинному христианскому милосердию. Таким образом, роман открывает новые горизонты в творчестве Толстого, углубляя философскую проблематику и делая повествование более напряжённым и социально значимым.

2. Как изображается автором нравственная эволюция Нехлюдова? Почему герой убеждается в невозможности самому, в одиночку искупить причинённое им зло?
Нравственная эволюция Дмитрия Нехлюдова проходит через несколько ключевых этапов, отражающих его внутреннюю борьбу и духовное пробуждение. В начале романа он предстаёт как человек, погрязший в праздности и пороках дворянского общества. Его поступок — соблазнение и предательство Катюши Масловой — становится точкой отсчёта его нравственного падения. Однако встреча с Катюшей в суде становится переломным моментом, пробуждающим в нём угрызения совести и желание исправить содеянное. Поначалу его раскаяние носит поверхностный характер: он стремится искупить свою вину, женившись на Катюше, но делает это скорее для собственного утешения. Со временем его понимание меняется — он осознаёт, что дело не только в его личной вине, но и в несправедливом устройстве общества, которое калечит судьбы людей. Это приводит его к более глубоким духовным поискам и разрыву с привычной аристократической средой. Нехлюдов начинает осознавать необходимость перемен не только в себе, но и в обществе. Кульминацией его нравственной эволюции становится отказ от своих привилегий и стремление жить в соответствии с заповедями христианской любви и милосердия. В конце романа он приходит к убеждению, что истинное искупление заключается не в формальных поступках, а в глубинном изменении отношения к жизни и людям. Этот путь внутреннего преображения Толстой изображает как единственно возможный для спасения души.

3. В чём Толстой видит признаки скорого разрушения существующего порядка? Почему считает правительство ответственным за приближающуюся катастрофу? В чём его размышления сближаются с пророческими прозрениями Достоевского?
Толстой видит основную причину разрушения существующего мира в духовной деградации общества, которая проявляется в утрате нравственных ценностей и росте социальной несправедливости. Он убеждён, что люди всё больше отдаляются от истинной морали, подменяя её лицемерными законами, основанными на насилии и принуждении. Писатель подчёркивает, что цивилизация, построенная на эксплуатации и неравенстве, неизбежно придёт к кризису. Толстой предвидит приближающуюся социальную катастрофу и возможные кровавые потрясения, которые станут результатом накопившихся противоречий. Он выступает против революции, считая её проявлением духовного разложения, и предлагает путь мирного нравственного обновления. В этом его размышления во многом перекликаются с идеями Достоевского. Оба писателя видят угрозу в растущей бездуховности, которая ведёт к разрушению личности и общества. Они предостерегают от стихийного бунта, который лишь умножает зло, не предлагая пути к истинному преображению. Достоевский, как и Толстой, видит спасение в христианской нравственности, но акцентирует внимание на внутренней борьбе человека, тогда как Толстой делает упор на изменение социальных основ жизни. Таким образом, их пророческие прозрения объединяет глубокая обеспокоенность будущим России и человечества, а также стремление найти выход из духовного кризиса через возвращение к истинным ценностям.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением