Ответы на вопросы на стр.226-227 Часть 2 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)

Изображение Проектно-исследовательские работы. Стр. 226-2271. Материалы к биографии М. Е. Салтыкова-Щедрина. (Электронный или бумажный альбом.)Альбом:Материалы к биографии М....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Проектно-исследовательские работы. Стр. 226-227
1. Материалы к биографии М. Е. Салтыкова-Щедрина. (Электронный или бумажный альбом.)
Альбом:
Материалы к биографии М. Е. Салтыкова-Щедрина
1) Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин родился в дворянской семье, что сразу же наложило определённый отпечаток на его воспитание и формирование личности. Его родители принадлежали к знатному роду, имели земли, крестьян и покровительство на различных государственных постах. Несмотря на дворянский титул, жизнь в семье была далеко не роскошной, а скорее скромной и строгой. Родители придерживались традиционных ценностей, ценили дисциплину и честность, что сыграло важную роль в воспитании будущего писателя. Семья Салтыкова-Щедрина жила в имении Салтыковых, где юный Михаил получил свои первые уроки и впервые ощутил связь с родной землёй.
Семейные традиции и строгая мораль оказывали сильное влияние на младшего Салтыкова. Он был воспитан в духе уважения к правилам и законам, но это же воспитание сыграло против него, когда он оказался на службе в Петербурге. Годы, проведённые в Салтыкове, оставили в нём глубоко укоренившееся чувство социальной несправедливости, которое впоследствии стало основой для его сатирического и критического восприятия общества. В то же время родовое имение дало Салтыкову первые знания, которые стали основой для его будущей учёности и развития. Он развивал у себя стремление к знаниям и любви к русской литературе.
В детские годы Салтыков-Щедрин проявлял интерес к чтению и писательству. Это был период, когда он впервые осознал неравенство в обществе, что впоследствии отразилось в его работах. Он понимал, что между дворянским сословием и крестьянством существует глубокая пропасть. Эти наблюдения из детства и юности сыграли важную роль в формировании его убеждений как писателя, а также подготовили почву для будущей сатирической деятельности.
Одним из поворотных моментов в жизни Салтыкова-Щедрина стало его обучение в Пажеском корпусе. Пажеский корпус был учебным заведением, где готовили будущих государственных служащих и дворян. Это учебное заведение сильно повлияло на формирование будущего писателя. Он познакомился с государственной машиной, бюрократией и неравенством, царившим в обществе. Годы учёбы в корпусе также были связаны с многочисленными личными переживаниями, связанными с его становлением как человека и писателя.
Обучаясь в Пажеском корпусе, будущий писатель стал свидетелем многих социальных изменений, происходивших в России, и это отразилось в его работах. В этот период он осознал важность реформ, но также критически относился к бюрократии, неэффективности властей и жестокости по отношению к простым людям. Именно это обостренное чувство социальной несправедливости стало основой его творчества.
Образование, которое Салтыков-Щедрин получил в Пажеском корпусе, оказало большое влияние на его дальнейшую карьеру. Несмотря на скромность этого учебного заведения по сравнению с другими европейскими образовательными учреждениями, оно сыграло важную роль в его жизни.
2) М. Е. Салтыков-Щедрин — один из самых ярких и глубоких представителей русской литературы XIX века. Вопрос о его мировоззрении в первый петербургский период жизни и творчества включает в себя не только его взгляды, но и те важные социально-политические события, которые его сформировали. Салтыков-Щедрин стал свидетелем важнейших изменений в русской жизни и идеологии, что, несомненно, отразилось на его писательской деятельности.
Мировоззрение в первый петербургский период
Первый петербургский период в жизни Салтыкова-Щедрина пришёлся на вторую половину 1830-х — 1840-е годы, когда Россия переживала переходный этап, смену деспотичной власти Александра I на более жёсткую политику Николая I. В это время активно развивались культурные процессы, происходили бурные события в литературе, а также остро стояли вопросы об идеях реформирования России как в экономической, так и в социальной сферах.
Мировоззрение Салтыкова-Щедрина в этот период формировалось под влиянием значительных событий и движений того времени. Как и большинство представителей его поколения, он был сильно охвачен революционными настроениями, существовавшими в России после 1825 года, хотя сам не принимал участия в революционном движении. Однако его творчество этого периода показывает растущее разочарование в политике царизма, а также стремление к объективному освещению общественной жизни.
Влияние личностей на мировоззрение
Неопределённость политической ситуации, ограничения, налагаемые на свободу мысли, сформировали в Салтыкове-Щедрине весьма острое восприятие нравственного и социального неравенства. Значительным было влияние таких фигур, как Александр Герцен, чьи идеи революционной борьбы, свободы и реформ привлекли внимание многих молодых людей того времени, включая Салтыкова-Щедрина. Влияние Герцена прослеживается и в произведениях писателя, особенно в тех, которые критиковали существующий порядок и поддерживали идеи свободы и народного самоуправления.
Также влияние оказали М. Ю. Лермонтов и А. С. Пушкин. Лермонтов своим взглядом на дворянство, его моральные пороки и слабости повлиял на Салтыкова-Щедрина, который также критиковал общественные институты. Пушкин же со своими идеями гражданской свободы и человеческой ответственности также сыграл важную роль в формировании взглядов писателя.
Причины ссылки в Вятку
Ссылка Салтыкова-Щедрина в Вятку стала результатом его недовольства ситуацией в России. Причиной ссылки было его участие в управлении и государственной службе, которые не соответствовали идеалам, пропагандируемым писателем. Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку за свои сатирические произведения, в которых он жёстко критиковал власть и общественные институты. Будучи государственным служащим, писатель активно высмеивал бюрократию, церковное лицемерие и другие аспекты общества того времени, что не понравилось властям.
Ссылка в Вятку стала для Салтыкова-Щедрина важным этапом в жизни, поскольку он не только пережил личные страдания, но и осознал жестокость государственного аппарата. В это время его творчество получило новый импульс, а взгляды начали меняться.
Жизнь писателя в Вятке
Период жизни Салтыкова-Щедрина в Вятке стал для него временем душевных переживаний и переосмысления. В Вятке он столкнулся с теми проблемами и противоречиями, которые впоследствии нашли отражение в его произведениях. Глубокая неудовлетворённость окружающей действительностью, жестокое обращение с людьми на местах, особенно с крестьянами, заставили писателя углубиться в размышления о месте человека в обществе и политическом строе.
Салтыков-Щедрин в это время продолжал писать, но, в отличие от раннего периода его творчества, в произведениях теперь акцент делался не на внешних атрибутах общества, а на глубинных социальных процессах, на внутреннем противоречии между личностью и обществом, между моралью и властью.
Влияние ссылки на мировоззрение писателя
Ссылка в Вятку оказала на Салтыкова-Щедрина глубокое влияние. Он переживал не только физические, но и душевные страдания. Однако именно в эти годы писатель окончательно сформировал тот жёсткий, сатирический стиль, который будет характеризовать его творчество. Он начал воспринимать российскую действительность как совершенно порочную, полную лицемерия и несправедливости. Он разочаровался в царской власти, бюрократии и стал сторонником критического анализа социального порядка, выступая за искоренение пороков и несправедливости в российском обществе.
Идеологическая позиция в эти годы
В годы ссылки Салтыков-Щедрин всё больше отдалялся от царской власти и встал на сторону народа, критикуя дворянство и буржуазию, осуждая рабство крестьян и пренебрежительное отношение к простым людям. На основе личных переживаний он выработал собственную позицию, которая заключалась в глубоком разочаровании в политической системе и стремлении к переменам, радикальным, но осознанным.
Его идеологическая позиция была чёткой: необходимость справедливости, равенства и свободы. Однако он понимал, что эти перемены невозможны без кардинального изменения общественного сознания, особенно в отношении власти и социальной структуры общества.
3) М. Е. Салтыков-Щедрин, один из ярчайших представителей русской литературы, известен не только своими произведениями, но и своим отношением к государственной службе. На протяжении своей жизни писатель несколько раз был связан с государственной службой, и это оказало значительное влияние на его творчество и мировоззрение.
С самого начала своей карьеры Салтыков-Щедрин проявлял большую приверженность идеям реформ и изменений, что в определенной степени стало движущей силой его перехода на государственную службу. В юности он был вдохновлен реформами Александра II, в том числе отменой крепостного права. Он понимал, что только через участие в государственном аппарате он может влиять на развитие страны и внедрение необходимых изменений. В 1847 году Салтыков-Щедрин поступил на службу в государственные учреждения, сначала в Министерство внутренних дел, а затем в Министерство государственных имуществ. Работа в бюрократическом аппарате, в частности в Тульской губернии, не только обеспечивала его средствами к существованию, но и давала возможность критически осмысливать российскую действительность и условия жизни крестьян, что впоследствии стало темой его произведений.
Впрочем, несмотря на первоначальный энтузиазм и желание изменить страну, его отношение к государственной службе менялось по мере того, как он осознавал бессилие властей и ограниченность своих возможностей. Салтыков-Щедрин сталкивался с бюрократическим аппаратом, который далеко не всегда был заинтересован в реальных изменениях, что разочаровывало его и постепенно заставляло осознать всю глубину бюрократической несправедливости. Он начал критиковать существующую систему, разоблачать пороки правительственного аппарата и в своих произведениях яростно осуждать коррупцию, неэффективность и жестокость властей.
Одним из важных факторов, побудивших Салтыкова-Щедрина поступить на государственную службу, было его желание иметь доступ к информации и возможность влиять на принятие решений. Его деятельность на государственной службе позволяла ему быть в курсе происходящих событий и делать выводы, которые он впоследствии использовал в своих сатирических произведениях. Например, работая в Тульской губернии, он познакомился с повседневной жизнью крестьян и использовал эти знания в своём творчестве, что стало основой для цикла произведений, в том числе знаменитого романа «История одного города».
Однако, несмотря на первоначальное стремление к государственным реформам, с годами отношение Салтыкова-Щедрина к государственной службе стало более скептическим. Он разочаровался в невозможности реальных изменений и в том, что система власти была настолько укоренившейся и коррумпированной, что даже честные попытки что-то изменить не приводили к положительным результатам. В какой-то момент Салтыков-Щедрин пришёл к выводу, что его роль в государственной службе должна заключаться в том, чтобы показывать её пороки и недостатки через творчество, а не пытаться изменить систему изнутри.
Писатель был категорически против государственной службы, которая олицетворяла бюрократию, бездействие и угнетение простого народа. В своём творчестве он осуждал эти качества, создавая яркие и карикатурные образы чиновников, часто с сарказмом изображая их никчёмными и бессмысленными людьми. В его произведениях также часто звучала тема борьбы с царским режимом и бюрократией, что было напрямую связано с его разочарованием в государственной службе.
Таким образом, причины, побудившие Салтыкова-Щедрина поступить на государственную службу, можно разделить на два этапа: сначала он руководствовался желанием изменить страну, а затем, столкнувшись с реальной бюрократией, изменил своё отношение и стал критиковать систему в своём творчестве.
4) М. Е. Салтыков-Щедрин, работая в редакции «Современника», занимал жёсткую и критическую позицию в отношении российской власти, общественного устройства и нравственного состояния общества того времени. Его литературная деятельность не ограничивалась написанием произведений — он активно публиковался как редактор и критик, пытаясь повлиять на общественные процессы. Редактируя «Современник», он умело использовал эту платформу для распространения своих идей о необходимости реформ в России.
Примеры из произведений Салтыкова-Щедрина
1. «История одного города»
В этом произведении Салтыков-Щедрин сатирически изображает российскую власть в рассказе о вымышленном городе, которым управляют мудрые и жестокие губернаторы. Одним из ярких примеров является цитата, в которой автор описывает преобразования, которые делают города управляемыми не на благо людей, а для укрепления личной власти. Он высмеивает бюрократию и неэффективность власти, которая, несмотря на все свои реформы, ничего не меняет:
«Губернатор, будучи человеком широкой души, всегда находит время для всевозможных реформ и преобразований, но эти реформы идут по одной схеме: они не останавливаются, не мешают делу, а идут дальше, не затрагивая самих основ».
2. «Сказки»
Салтыков-Щедрин также использовал сатиру для изображения общественных пороков в «Сказках», создавая яркие образы животных, которые ведут себя так же, как люди в обществе. В одной из сказок, «Пчёлы и ослы», писатель критикует зажиточных людей, которые не только не трудятся, но и перекладывают всю тяжёлую работу на бедных:
«Пчёлы же трудились не покладая рук, а ослы только и делали, что жевали траву да время от времени рассуждали о мудрости пчёл».
3. «Письмо к либералам»
В этом произведении Салтыков-Щедрин обращается к либералам своего времени, осуждая их поверхностный подход к реформам и общественным преобразованиям. Он критикует их за то, что они хотят перемен, но не осознают, как много нужно изменить в обществе:
«Вы хотите реформ, вы хотите перемен, но ведь эти реформы — это прежде всего перемены в вас, в вашем отношении к обществу и государству. Ваша задача — не реформировать, а измениться самим».
4. «К вопросу о крестьянской реформе»
В своей статье Салтыков-Щедрин рассматривает крестьянскую реформу как несправедливую и неполную. Он высмеивает чиновников и либералов, которые проводили реформы, не понимая сути проблем крестьян:
«Реформа, проведённая чиновниками, не имела ничего общего с реальными нуждами крестьян. Они хотели улучшить положение крестьян, но не понимали, что нужно делать, чтобы этого добиться».
Воспоминания современников
Современники Салтыкова-Щедрина, такие как Н. А. Некрасов, отмечали его решительность и беспощадность в борьбе за правду. Некрасов писал, что Салтыков-Щедрин был человеком с сильным характером, который не боялся высказывать свою позицию даже в самых острых и трудных ситуациях:
«Он всегда был бесстрашным и уверенным в своих взглядах и, несмотря на серьёзность ситуации, не боялся критиковать всё, что ему не нравилось или шло вразрез с его представлениями о правильности».
Идеологическая позиция Салтыкова-Щедрина
За годы работы на посту редактора «Отечественных записок» и «Современника» Салтыков-Щедрин сформировал идеологическую позицию, направленную на критику несправедливости, лицемерия и коррупции, господствующих в российском обществе. Он стал ярым противником властных структур, которые занимались реформами лишь для внешнего благополучия, не затрагивая коренных проблем. В своей деятельности он показывал российскую действительность как жестокую и несправедливую, требующую настоящих изменений.
В результате его работа в редакции «Современника» и критические статьи о социальном устройстве России занимают важное место в истории российской литературы и журналистики, повлияв на общественные настроения того времени.
Таким образом, Салтыков-Щедрин был не только писателем и редактором, но и общественным деятелем, активно влиявшим на развитие российской мысли.
2. Салтыков-Щедрин: музейные и туристические маршруты. (Систематизация интернет-ресурсов.)
1. Музей М. Е. Салтыкова-Щедрина в селе Спас-Угол Талдомского района Московской области
Село Спас-Угол — родина М. Е. Салтыкова-Щедрина, и здесь был открыт музей, который помогает глубже понять атмосферу того времени и отразить первые годы жизни великого писателя. Музей был открыт в 2019 году и расположен напротив Спасо-Преображенской церкви, имеющей историческое значение. Эта церковь, построенная в конце XVIII века, является важным архитектурным памятником, и именно здесь когда-то располагался первый музей писателя. Экспозиция музея рассказывает о детстве Салтыкова-Щедрина, его семье и жизни в родном имении.
В музее можно увидеть не только личные вещи писателя, но и рукописи, документы того времени, а также предметы быта, что позволяет более полно представить картину жизни писателя в юности. Кроме того, музей знакомит с историей родового имения, которое олицетворяет связь писателя с родной землёй. Этот музей является важным звеном для всех, кто хочет понять, как формировалась личность Салтыкова-Щедрина в начале его жизненного пути.
Помимо самой экспозиции, музей также проводит различные культурные мероприятия, такие как лекции, мастер-классы и литературные вечера. Эти мероприятия позволяют узнать больше о писателе и его вкладе в русскую культуру.
2. Музей М. Е. Салтыкова-Щедрина в Твери
Музей М. Е. Салтыкова-Щедрина в Твери расположен в особняке на Рыбацкой улице. Этот дом имеет большое значение в биографии писателя, поскольку здесь Салтыков-Щедрин жил с 1860 по 1862 год, занимая пост вице-губернатора города. Тверь сыграла важную роль в жизни писателя, и этот музей помогает посетителям понять, как город повлиял на его мировоззрение и творчество.
В музее собрано более 800 экспонатов, среди которых не только личные вещи писателя, но и предметы, отражающие культурную и историческую атмосферу того времени. Экспозиция музея включает художественные панно, рассказывающие о жизни России XIX века, и значительную часть экспозиции занимает биография Салтыкова-Щедрина. Это важное место для всех, кто интересуется историей и литературой России того времени.
Помимо постоянной экспозиции, музей проводит различные литературные вечера, лекции, презентации книг и научные конференции, посвящённые как самому писателю, так и общим вопросам литературного процесса того времени. Важно отметить, что музей является центром культурной жизни города и активно сотрудничает с другими культурными учреждениями Твери.
3. Дом-музей М. Е. Салтыкова-Щедрина в Кирове (Вятке)
Дом-музей М. Е. Салтыкова-Щедрина в Кирове расположен в здании, где писатель жил и работал в 1862–1865 годах, когда занимал должность в Вятской губернской канцелярии. Этот период жизни Салтыкова-Щедрина является важным этапом в его творческой биографии, и в музее подробно рассказывается о жизни писателя в Вятке, его общественной деятельности и литературных произведениях, написанных в этот период.
Музей в Вятке собирает и выставляет экспонаты, связанные с работой писателя в губернской канцелярии, а также с произведениями, написанными им во время работы в этом городе, такими как «История одного города» и другие сатирические произведения. Экспозиция музея также включает личные вещи писателя, его рукописи, письма и фотографии того времени.
Дом-музей проводит экскурсии, выставки и культурные мероприятия, которые помогают посетителям глубже понять личность Салтыкова-Щедрина и его вклад в литературу и общественную жизнь. Этот музей является важной частью культурного ландшафта Кирова и привлекает внимание как местных жителей, так и туристов.
4. Санкт-Петербург
Хотя в Санкт-Петербурге нет специализированного музея, посвящённого Салтыкову-Щедрину, город сыграл важную роль в его жизни и карьере. В Петербурге писатель учился в Царскосельском лицее, а затем работал в редакциях известных журналов «Современник» и «Отечественные записки». Санкт-Петербург стал для Салтыкова-Щедрина не только литературным, но и культурным центром, где сформировались его взгляды и концепции.
В Санкт-Петербурге можно посетить множество мест, связанных с жизнью Салтыкова-Щедрина, таких как Царскосельский лицей, а также многие культурные учреждения города, которые проводят мероприятия, посвящённые писателю. Здесь также проводятся выставки, лекции и литературные вечера, на которых обсуждают наследие Салтыкова-Щедрина и его влияние на российскую литературу и общественную мысль.
Хотя в городе нет отдельного музея, посвящённого писателю, Петербург продолжает оставаться важной частью его культурной биографии, и многие литературные мероприятия связаны с этим городом.
________________________________________
Маршрут путешествия по музеям Салтыкова-Щедрина
Предлагаемый маршрут охватывает ключевые места, связанные с жизнью и деятельностью Салтыкова-Щедрина, и включает посещение нескольких музеев, а также знакомство с Санкт-Петербургом.
1. Село Спас-Угол: посещение музея, знакомство с родным домом писателя и усадьбой, изучение биографии детства и юности.
2. Тверь: экскурсия по музею, посещение дома, где Салтыков-Щедрин жил во время работы вице-губернатором, знакомство с его трудовыми буднями и влиянием на общественную жизнь города.
3. Киров (Вятка): посещение дома-музея, знакомство с писателем в период его работы в губернской канцелярии, а также анализ произведений, написанных в этот период.
4. Санкт-Петербург: прогулка по городу, посещение важных мест, связанных с обучением и деятельностью писателя, участие в культурных мероприятиях, лекциях и выставках.
Впечатление от посещения музея
Посещение музея М. Е. Салтыкова-Щедрина в селе Спас-Угол оставило у меня неизгладимые впечатления. Это место словно перенесло меня в атмосферу XIX века, в то время, когда писатель был ещё мальчиком, в самом начале своего жизненного пути. Село, где родился великий русский писатель, и по сей день хранит дух истории, и музей стал важной вехой на пути к более глубокому пониманию личности Салтыкова-Щедрина.
Первое, что меня поразило, — это сама усадьба, в которой прошло детство писателя. Дом, в котором он родился, и окружающие его пейзажи с их спокойствием и безмятежностью контрастируют с теми бурными событиями, которые описаны в его произведениях. Музей находится в непосредственной близости от Спасо-Преображенской церкви — важного архитектурного памятника, который также в какой-то степени является неотъемлемой частью истории семьи Салтыковых-Щедриных.
Экспозиция музея охватывает несколько ключевых аспектов жизни писателя. Очень тронуло то, как тщательно воссозданы детали его детства: старинная мебель, личные вещи, книги, фотографии. Это позволило почувствовать атмосферу того времени, в котором Салтыков-Щедрин начинал свой путь, и понять, как его окружение повлияло на его мировоззрение и литературное творчество. Особенно интересно было увидеть личные записи писателя, его рукописи, письма, которые показывают, как он воспринимал мир в молодости и как менялись его взгляды в течение жизни.
Кроме того, меня поразила информация, связанная с родовым имением и жизнью его семьи. Очень важно, что музей не ограничивается только творчеством писателя, но и подробно раскрывает его семейную историю. Это помогает глубже понять, как его личная жизнь и семейные отношения отразились в его произведениях, особенно в таких сложных и многогранных, как «История одного города» и «Сельские письма».
Во время посещения музея также было интересно узнать о том, как со временем менялись взгляды писателя на жизнь, общество и власть. Выставка показывала его переход от классических либеральных взглядов к более сатирическим, критическим позициям, которые мы видим в его зрелых произведениях. Здесь, в этом тихом уголке Подмосковья, родился писатель, который смог выразить своё отношение к российскому обществу в самых острых и глубоких формах.
Музей также организует различные мероприятия, такие как лекции, мастер-классы и литературные вечера. Это даёт возможность каждому посетителю не только узнать больше о писателе, но и принять участие в обсуждении его наследия. Я был рад, что смог принять участие в одной из таких лекций, на которой обсуждались ключевые произведения Салтыкова-Щедрина, его общественная роль и влияние на российскую литературу.
Сам музей — это не просто место для ознакомления с фактами биографии и творчества, а скорее живое, дышащее пространство, которое позволяет прочувствовать атмосферу того времени, когда писатель жил и творил. Я был приятно удивлён тем, насколько хорошо в этом музее сочетаются личные моменты жизни Салтыкова-Щедрина с историческими событиями и общей культурной атмосферой России XIX века.
Таким образом, посещение музея в Спас-Уголе стало для меня не только познавательным, но и вдохновляющим опытом. Это путешествие в прошлое, которое помогает понять, почему Салтыков-Щедрин был таким важным для российской культуры писателем. В этом месте, пропитанном историей, невозможно остаться равнодушным к жизни и творчеству великого писателя, который многое сказал о своём времени и обществе в целом.
3. Словарь эзопова языка М. Е. Салтыкова-Щедрина.
М. Е. Салтыков-Щедрин использовал разнообразные иносказательные приёмы, придающие его произведениям глубину и многозначность. В дополнение к ранее упомянутым аллегории, иронии, перифразам и говорящим именам можно выделить следующие языковые средства:
1. Гротеск
Использование фантастических и абсурдных элементов для подчёркивания нелепости и порочности действительности. Например, в сказке «Дикий помещик» помещик превращается в дикого зверя, что символизирует его деградацию.
2. Гипербола
Чрезмерное преувеличение для усиления выразительности и комического эффекта. В «Истории одного города» описываются вымышленные города с абсурдными порядками, что подчёркивает пороки общества.
3. Антитеза
Противопоставление противоположных понятий или образов для усиления контраста. В сказке «Премудрый пескарь» противопоставляются наивные мечты пескаря и суровая реальность.
4. Сарказм
Острая, язвительная форма иронии, направленная на высмеивание недостатков и пороков. В «Господах Головлёвых» сарказм используется для критики дворянского общества.
5. Параллелизм
Повторение схожих синтаксических конструкций для подчёркивания сходства или контраста. В «Истории одного города» параллелизм используется для сравнения различных вымышленных городов.
6. Метафора
Перенос значения с одного объекта на другой на основе сходства. В «Диком помещике» помещик превращается в дикого зверя, что является метафорой его деградации.
7. Синекдоха
Замена целого частью или наоборот. В «Господах Головлёвых» фамилия Головлёв символизирует пустоту и деградацию рода, подчёркивая их моральное и социальное падение.
8. Парадокс
Противоречивое высказывание, которое при более глубоком рассмотрении оказывается истинным. В «Истории одного города» описываются абсурдные порядки, которые на самом деле отражают реальные пороки общества.
9. Ироническая гипербола
Чрезмерное преувеличение с целью создания комического эффекта. В «Премудром пескаре» пескарь мечтает о величии, что является ироническим преувеличением.
10. Саркастическая перифраза
Замена прямого наименования описанием с целью высмеивания. В «Господах Головлёвых» фамилия Головлёв символизирует пустоту и деградацию рода, подчёркивая их моральное и социальное падение.
Эти приёмы помогают Салтыкову-Щедрину создавать яркие образы и эффективно передавать социальную критику, что делает его произведения актуальными и глубокими.
М. Е. Салтыков-Щедрин широко использовал эзопов язык — иносказательную речь, насыщенную аллегориями, иронией, перифразами и другими приёмами, чтобы обойти цензуру и выразить свои мысли. Ниже представлены 30 слов и выражений, отражающих особенности этого стиля:
1. Глуповцы — жители вымышленного города Глупова, символизирующие российское общество.
2. Глупов — вымышленный город, отражающий пороки и недостатки российского общества.
3. Глуповщина — абсурдные и нелепые события, происходящие в Глупове.
4. Глуповский порядок — хаос и беспорядок, царящие в Глупове.
5. Глуповский народ — народ, подверженный глупости и суевериям.
6. Глуповская жизнь — жизнь, полная абсурда и нелепостей.
7. Глуповская река — символ течения времени и неизбежности изменений.
8. Глуповская площадь — место собраний и обсуждений, часто абсурдных.
9. Глуповский рынок — место торговли, где царят обман и мошенничество.
10. Глуповская школа — учебное заведение, где царят невежество и глупость.
11. Глуповская церковь — место поклонения, где царят лицемерие и ханжество.
12. Глуповская власть — власть, основанная на глупости и некомпетентности.
13. Глуповский суд — судебная система, в которой правосудие заменяется абсурдом.
14. Глуповская армия — вооружённые силы, символизирующие бессмысленные войны и конфликты.
15. Глуповская наука — научные исследования, лишённые практической ценности.
16. Глуповская культура — культурные явления, отражающие деградацию общества.
17. Глуповская экономика — экономическая система, основанная на эксплуатации и неэффективности.
18. Глуповская политика — политические решения, приводящие к абсурдным последствиям.
19. Глуповская дипломатия — внешняя политика, основанная на лицемерии и обмане.
20. Глуповская религия — религиозные практики, лишённые духовного содержания.
21. Глуповская мораль — моральные нормы, основанные на лицемерии и ханжестве.
22. Глуповская философия — философские учения, лишённые практической ценности.
23. Глуповская литература — литературные произведения, отражающие абсурд и нелепость.
24. Глуповская музыка — музыкальные произведения, лишённые гармонии и смысла.
25. Глуповская живопись — произведения искусства, отражающие упадок вкуса.
26. Глуповская архитектура — архитектурные сооружения, символизирующие разруху и упадок.
27. Глуповская мода — модные тенденции, отражающие поверхностность и пустоту.
28. Глуповская еда — пища, символизирующая бедность и отсутствие вкуса.
29. Глуповская одежда — одежда, отражающая нищету и отсутствие стиля.
30. Глуповская погода — климатические условия, символизирующие уныние и депрессию.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением