Ответы на вопросы на стр.227 Часть 2 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)

Изображение Темы исследовательских работ. Стр. 2271.Исследовательская работа на тему: «Приёмы стилизации и пародии в «Истории одного города» М. Е....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Темы исследовательских работ. Стр. 227
1.
Исследовательская работа на тему: «Приёмы стилизации и пародии в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина»
Введение
Роман Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «История одного города» — это уникальное произведение русской литературы XIX века, которое сочетает сатиру, гротеск, стилизацию и пародию. В нём автор раскрывает пороки общества, бюрократии и власти, используя стилистические приёмы, создающие неповторимую художественную форму. Пародия и стилизация становятся важнейшими инструментами, позволяющими автору высмеивать действительность и обострять социальную критику. Цель данной работы — рассмотреть приёмы стилизации и пародии, использованные в романе, и проанализировать их значение для раскрытия идей произведения.
Основная часть
1. Стилизация как литературный приём
Стилизация в «Истории одного города» проявляется через подражание формам исторического повествования. Автор оформляет роман как летопись, создавая иллюзию документальности.
• Имитирование исторической хроники. Структура романа напоминает древнерусские летописи: главы начинаются с перечисления градоначальников, их краткой характеристики и перечисления ключевых событий. Однако эта форма приобретает сатирическое звучание: вместо реальных исторических фактов автор описывает вымышленные, абсурдные события, подчеркивающие несостоятельность власти.
• Ироничная стилизация под официальный язык. Автор подражает языку бюрократии и документов, намеренно насыщая текст сложными конструкциями и канцеляризмами. Это создаёт эффект серьёзности, который контрастирует с абсурдным содержанием.
2. Пародия как средство сатиры
Пародия в романе используется для высмеивания пороков власти и общества.
• Пародирование образа градоначальников. Каждый из правителей города Глупова является карикатурой на определённый тип властителя. Например, Угрюм-Бурчеев — пародийный образ деспота, стремящегося к абсолютному контролю, а Прыщов — аллегория на реформаторов, чьи действия лишены логики и последовательности.
• Пародия на государственные институты. Через описания деятельности градоначальников автор высмеивает бюрократию, абсурдные законы и самодурство власти. Например, один из градоначальников издаёт указ, запрещающий думать, что подчёркивает алогичность системы управления.
• Пародия на историческое повествование. Вместо реальных исторических событий в романе описываются вымышленные эпизоды, доведённые до гротеска. Например, упоминания о том, как градоначальник придумал «пищать перед лицом начальства», становятся сатирическим отражением подчинённого положения народа.
3. Использование гротеска в пародийной стилизации
Гротеск усиливает пародийное звучание романа, делая образы и ситуации абсурдными и гиперболизированными.
• Гиперболизация черт персонажей. Градоначальники обладают ярко выраженными пороками, которые доведены до крайности. Например, Прыщов своим хаосом в управлении разрушает город, а Угрюм-Бурчеев превращает его в символ тоталитарного режима.
• Алогизм ситуаций. Многие описанные события лишены логики, что подчёркивает абсурдность социальной реальности. Например, введение указа о полной тишине в городе или требование жителей стоять в неподвижности.
4. Комическое несоответствие как элемент пародии
Комическое несоответствие возникает из контраста между формой и содержанием.
• Серьёзная форма — абсурдное содержание. Автор сохраняет «летописную» серьёзность при описании нелепых и гротескных событий, таких как перечисление «великих» дел градоначальников, которые оказываются разрушительными для города.
• Невероятное в привычном. Обычные бытовые события приобретают гиперболизированный характер, что создаёт эффект комического несоответствия. Например, сцена, где градоначальник пытается ввести закон об обязательной тишине, превращается в аллегорию о подавлении свободы.
Заключение
«История одного города» — это произведение, в котором приёмы стилизации и пародии играют ключевую роль в создании сатирического эффекта. Через стилизацию под историческую летопись и пародирование социальных и политических институтов Салтыков-Щедрин раскрывает глубинные проблемы власти и общества, такие как произвол, бюрократизация и пассивность народа. Эти приёмы позволяют автору создать яркий гротескный мир, в котором обличаются пороки человеческой природы и социального устройства. Роман остаётся актуальным благодаря универсальности затронутых тем и мастерству художественного воплощения сатиры.
Список литературы
1. Салтыков-Щедрин М. Е. История одного города. М.: Эксмо, 2020.
2. Лотман Ю. М. Анализ сатирических приёмов в творчестве Салтыкова-Щедрина. Л.: Наука, 1976.
3. Гроссман Л. П. Мастерство гротеска: Салтыков-Щедрин. М.: Государственное издательство, 1964.
4. Бочаров С. Г. О художественных приёмах в русской сатире XIX века. М.: Искусство, 1985.
2.
Исследовательская работа на тему: «Повестовательные «маски» автора в «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина»
Введение
Роман Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «История одного города» — это выдающийся образец сатирической прозы, в котором автор исследует природу власти и общества через уникальные литературные приёмы. Одним из таких приёмов являются «повестовательные маски» автора, которые позволяют ему создавать многоголосую структуру текста. Скрываясь за этими масками, Салтыков-Щедрин искусно обостряет сатирическое звучание романа, сохраняя при этом дистанцию между авторской позицией и рассказчиком. Цель данной работы — рассмотреть, как автор использует повестовательные «маски», их функции и влияние на восприятие текста.
Основная часть
1. Понятие повестовательной «маски»
Повестовательная «маска» — это стилистический приём, при котором автор говорит от лица вымышленного рассказчика, скрывая свою прямую позицию. Этот рассказчик может обладать специфическим характером, взглядом на мир или языком, которые отличаются от реальных убеждений автора. В «Истории одного города» Салтыков-Щедрин использует несколько таких масок, каждая из которых играет важную роль в раскрытии сатирического содержания романа.
2. Маска «летописца»
Главной повестовательной маской в романе является летописец, выступающий в роли хроникёра событий, происходящих в Глупове.
• Ирония и пародия на историческую хронику. Летописец создаёт видимость объективности, как будто он просто фиксирует факты, но его стиль и выбор событий наполнены скрытой иронией. Вместо реальных исторических достижений он описывает абсурдные поступки градоначальников и нелепые события, такие как введение закона о молчании.
• Язык летописца. Этот персонаж говорит на нарочито официальном, «летописном» языке, насыщенном канцеляризмами и архаизмами. Однако за внешней серьёзностью скрывается пародийный подтекст, подчёркивающий абсурдность описываемого.
3. Маска «морализатора»
Иногда повествование принимает нравоучительный характер, когда автор, скрываясь за маской морализатора, обращается к читателю с претензией на нравственное поучение.
• Скрытая насмешка. Морализатор часто выдаёт откровенно абсурдные советы, например, призывая смириться с произволом власти или подчиняться нелепым законам. Это создаёт эффект сатиры, так как подобные советы высмеивают реальную пассивность общества.
• Обращение к глуповцам. Маска морализатора позволяет автору напрямую взаимодействовать с «жителями» Глупова, подчёркивая их инертность и склонность к покорности.
4. Маска «документалиста»
В некоторых частях романа повествование ведётся от лица мнимого документалиста, который тщательно описывает детали событий, будто они заимствованы из реальных источников.
• Пародия на научность. Салтыков-Щедрин намеренно вводит псевдонаучные описания, такие как «точные» характеристики градоначальников или «фактические» данные о населении Глупова. Эти вставки высмеивают претензии на объективность и научность в описании исторических процессов.
• Скрытая критика исторической науки. Автор подчёркивает, что официальная история часто опускает важные детали или искажает их в угоду власти.
5. Сочетание масок
Одна из особенностей романа — постоянное сочетание и смена повестовательных масок, что создаёт эффект многоголосия.
• Контраст между масками. Летописец, морализатор и документалист иногда противоречат друг другу, что подчёркивает абсурдность и неоднородность описываемой реальности.
• Влияние на восприятие читателя. Постоянная смена точек зрения заставляет читателя искать скрытый авторский смысл и не доверять ни одному из рассказчиков полностью.
Заключение
Повестовательные «маски» в романе «История одного города» играют ключевую роль в создании сатирического эффекта и раскрытии авторской критики. Скрываясь за масками летописца, морализатора и документалиста, Салтыков-Щедрин усиливает пародийность и гротескность своего повествования. Эти приёмы позволяют автору не только высмеивать пороки власти и общества, но и обращаться к читателю с вопросами о природе исторической правды и социальной ответственности. Таким образом, «маски» становятся неотъемлемой частью художественного мира романа, обеспечивая его уникальность и актуальность.
Список литературы
1. Салтыков-Щедрин М. Е. История одного города. М.: Эксмо, 2020.
2. Лотман Ю. М. Сатирические приёмы в прозе Салтыкова-Щедрина. Л.: Наука, 1976.
3. Бочаров С. Г. Маски и голоса в русской литературе XIX века. М.: Искусство, 1982.
4. Гроссман Л. П. Гротеск и ирония: анализ прозы Салтыкова-Щедрина. М.: Государственное издательство, 1965.
3.
Исследовательская работа на тему: «Библейские мотивы в поэтике романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы»»
Введение
Роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы» является одним из самых трагических произведений писателя. В этом произведении, написанном в традициях реализма, автор исследует вопросы морали, власти, семейных взаимоотношений и человеческой ответственности. Важной составляющей поэтики романа становятся библейские мотивы, которые пронизывают текст, усиливая его философское звучание и символизм. Эти мотивы помогают автору раскрыть трагизм человеческой судьбы, грехопадение героев и обречённость мира, лишённого духовности. Цель работы — выявить и проанализировать библейские мотивы в романе, определить их значение в раскрытии идейного замысла произведения.
Основная часть
1. Библейские образы и их роль в характеристике персонажей
Библейские образы пронизывают роман, отражаясь как в характеристиках героев, так и в их поступках.
• Образ Иудушки Головлёва. Главный герой романа, Иудушка, вызывает ассоциации с библейским образом Иуды Искариота. Его лицемерие, использование религиозной риторики для сокрытия корысти и жестокости подчёркивают глубину его нравственного падения. Иудушка не просто грешник — он символизирует ложное благочестие, обличённое Салтыковым-Щедриным.
• Материнство Арины Петровны. Арине Петровне придаётся трагизованный образ «грешной» матери. Её судьба перекликается с библейскими сюжетами о страдающих родителях, однако её любовь к детям извращена эгоизмом и материальными заботами. Этот конфликт подчёркивает разрыв между библейским идеалом и реальной жизнью героев.
2. Мотив грехопадения и проклятия
Библейский мотив грехопадения становится центральным в развитии сюжета романа.
• Головлёвы как проклятый род. Семья Головлёвых напоминает род, на который наложено библейское проклятие. Постепенное угасание рода подчёркивает невозможность искупления их грехов: жадности, лицемерия, предательства. Образ «распадающегося дома» — символ духовной и физической деградации.
• Грех и расплата. Салтыков-Щедрин проводит героев через серии испытаний, показывая, что их грехи ведут к неизбежной гибели. Однако автор лишает своих персонажей возможности искупления, что отличает роман от библейской традиции, где покаяние даёт надежду на спасение.
3. Религиозная риторика как элемент сатиры
Иудушка Головлёв активно использует религиозную риторику, превращая её в инструмент манипуляции.
• Пародия на благочестие. В устах Иудушки религиозные выражения утрачивают свою духовную суть и превращаются в пустые фразы, лишённые истинного значения. Его мнимое благочестие оборачивается жестокостью и корыстью.
• Ирония в отношении христианских ценностей. Автор подчёркивает, что подлинные христианские добродетели — милосердие, любовь, жертвенность — отсутствуют в мире Головлёвых. На их место приходит эгоизм, алчность и лицемерие.
4. Аллюзии на библейские сюжеты
Салтыков-Щедрин активно использует аллюзии на библейские сюжеты, которые помогают углубить философское содержание романа.
• Сюжет о блудном сыне. История Павла Головлёва напоминает сюжет о блудном сыне, который возвращается в дом отца. Однако в интерпретации автора возвращение Павла лишено надежды на покаяние и прощение.
• Мотив Страшного суда. Финал романа с гибелью рода Головлёвых и их поместья ассоциируется с образом Страшного суда. Однако вместо очищения мир погружается в безнадёжность и хаос.
Заключение
Библейские мотивы в романе «Господа Головлёвы» играют ключевую роль, помогая Салтыкову-Щедрину не только раскрыть трагизм человеческой судьбы, но и обличить пороки общества. Через образы, риторику и аллюзии автор показывает, как разрушение духовных ценностей ведёт к деградации человека и общества в целом. Однако, в отличие от традиционной христианской литературы, роман лишён надежды на спасение: герои обречены на гибель, а их грехи — на вечное осуждение. Это делает роман не только острой сатирой, но и глубоким философским размышлением о человеческой природе.
Список литературы
1. Салтыков-Щедрин М. Е. Господа Головлёвы. М.: Эксмо, 2020.
2. Лотман Ю. М. Религиозные мотивы в русской литературе XIX века. Л.: Наука, 1985.
3. Бочаров С. Г. Символизм и реализм в прозе Салтыкова-Щедрина. М.: Искусство, 1978.
4. Гроссман Л. П. Образы греха и спасения в русской литературе. М.: Государственное издательство, 1965.
4.
Исследовательская работа на тему: «Гипербола и гротеск в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина»
Введение
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин — один из величайших сатириков русской литературы XIX века, чьи произведения раскрывают социальные и нравственные пороки через уникальные художественные приёмы. Гипербола и гротеск занимают центральное место в его сатирическом арсенале, усиливая эффект художественного воздействия и подчеркивая абсурдность описываемых явлений. Цель данной работы — исследовать, как Салтыков-Щедрин использует гиперболу и гротеск для обличения социальных пороков и создания неповторимого сатирического мира.
Основная часть
1. Гипербола как средство сатиры
Гипербола в произведениях Салтыкова-Щедрина — это не только средство обострения социальных проблем, но и способ создания гротескных ситуаций, доведённых до абсурда.
• Примеры гиперболизации в «Истории одного города». Образы градоначальников, таких как Угрюм-Бурчеев или Прыщов, демонстрируют гиперболизированные черты, превращающие их в карикатуры на определённые типы правителей. Например, Угрюм-Бурчеев представлен как деспот, до абсурда стремящийся к контролю, что подчёркивается его указами о «вечной тишине».
• Функция гиперболы. Этот приём усиливает сатирическое воздействие, акцентируя внимание на пороках власти и общества. Гиперболизация позволяет не только высмеивать, но и вскрывать глубокие проблемы социальной системы, такие как бюрократия, коррупция и произвол.
2. Гротеск как основа художественного мира
Гротеск в произведениях Салтыкова-Щедрина проявляется в сочетании реального и фантастического, создавая образы и ситуации, которые одновременно смешны и ужасны.
• Сочетание смешного и страшного. В «Истории одного города» гротеск достигается через парадоксальные ситуации, такие как указ о запрете мыслей или описание деградации градоначальников, доведённых до состояния абсурда. Это сочетание заставляет читателя задуматься о реальности подобных явлений в жизни.
• Образ дикого помещика. В сказке «Дикий помещик» гротескно изображён герой, который деградирует до животного состояния после исчезновения крестьян. Этот образ одновременно вызывает смех и ужас, подчёркивая паразитическую природу помещиков.
• Функция гротеска. Через гротеск Салтыков-Щедрин обнажает порочность социальной структуры, делая акцент на её дегуманизирующем воздействии.
3. Взаимодействие гиперболы и гротеска
Гипербола и гротеск тесно связаны в сатирической прозе Салтыкова-Щедрина, усиливая друг друга.
• Создание гротескных образов. Гиперболизация черт персонажей, таких как их алчность, жестокость или глупость, превращает их в гротескные карикатуры. Например, Иудушка Головлёв из романа «Господа Головлёвы» сочетает в себе гиперболизированное лицемерие и гротескную духовную пустоту.
• Социальный гротеск. В «Истории одного города» гротескное взаимодействие власти и народа доведено до абсурда: градоначальники принимают нелепые законы, а народ покорно их выполняет. Это создаёт картину порочного круга, который становится основой социального устройства.
• Алогизм как элемент гротеска. Алогизм в действиях персонажей усиливает абсурдность происходящего. Например, градоначальники Глупова издают бессмысленные указы, а народ выполняет их без осмысления.
4. Сатирическое обличение через гиперболу и гротеск
Гипербола и гротеск позволяют Салтыкову-Щедрину создавать яркие сатирические картины, которые высмеивают не только отдельные пороки, но и системные проблемы общества.
• Обличение бюрократии. В «Истории одного города» градоначальники, изображённые через гротеск, представляют собой аллегории на пороки власти: алчность, жестокость, бездействие.
• Критика паразитизма. В «Диком помещике» через гиперболизированное изображение деградации главного героя автор критикует помещичий класс как паразитическую часть общества.
• Универсальность сатиры. Несмотря на локальность описываемых событий, гипербола и гротеск позволяют Салтыкову-Щедрину создавать универсальные образы, применимые к любой эпохе и стране.
Заключение
Гипербола и гротеск в сатирической прозе М. Е. Салтыкова-Щедрина — это мощные художественные инструменты, которые позволяют автору обнажить и высмеять социальные пороки, доведя их до абсурда. Эти приёмы усиливают сатирическое воздействие произведений, заставляя читателя задуматься о порочности существующего порядка. Творчество Салтыкова-Щедрина, несмотря на сатирический характер, остаётся глубоко философским, предлагая читателю размышления о природе власти, общества и человека.
Список литературы
1. Салтыков-Щедрин М. Е. История одного города. М.: Эксмо, 2020.
2. Салтыков-Щедрин М. Е. Господа Головлёвы. М.: АСТ, 2021.
3. Лотман Ю. М. Сатира и гротеск в русской литературе XIX века. Л.: Наука, 1976.
4. Бочаров С. Г. Проблема сатиры в творчестве Салтыкова-Щедрина. М.: Искусство, 1985.
5. Гроссман Л. П. Гротеск и гипербола в прозе русских классиков. М.: Государственное издательство, 1965.
Темы рефератов. Стр. 227
1.
Фольклорные традиции в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина
Сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина занимают особое место в русской литературе, сочетая народные традиции и сатирическую направленность. Одной из ключевых особенностей сказок является глубокая связь с фольклором. В своих произведениях автор использует фольклорные мотивы, образы, сюжетные ходы и стилистические особенности, переосмысливая их для передачи социально-политических идей. В монографии А. С. Бушмина «Сказки Салтыкова-Щедрина» подробно рассматривается этот аспект, что позволяет глубже понять художественные особенности сказок.
Фольклор в сказках Салтыкова-Щедрина становится основой, которая помогает автору выстроить образы и сюжеты, близкие народу. Сюжетные ходы, характерные для народных сказок, переработаны автором с целью сатирического обличения социальных пороков. Например, в сказке «Дикий помещик» используется традиционный для фольклора мотив избавления от «тяжелой ноши» — крестьян. Однако в трактовке Салтыкова-Щедрина этот мотив приобретает гротескный характер. Помещик, избавившись от крестьян, оказывается неспособным к самостоятельной жизни, что подчеркивает его паразитическую сущность. Этот сюжет высмеивает алчность и эгоизм правящего класса.
Фольклорная традиция также прослеживается в языке сказок. Салтыков-Щедрин активно использует народные выражения, пословицы, поговорки и обороты речи, чтобы придать тексту стилистическую близость к фольклору. Например, реплики персонажей часто звучат как заимствования из устной народной речи, но обогащены иронией и сатирическим подтекстом. Так, в сказке «Медведь на воеводстве» медведь использует языковые конструкции, пародирующие речь чиновников, что усиливает сатирическое звучание текста.
Особое внимание в сказках уделяется персонажам, которые также имеют фольклорные корни. Медведь, лиса, волк, выступающие в качестве героев, традиционны для народных сказок. Однако Салтыков-Щедрин наделяет их чертами, отражающими социальные и политические типы. Так, медведь из сказки «Медведь на воеводстве» — это аллегория на властные структуры, некомпетентные и коррумпированные, что подчёркивается его неумением управлять.
Фольклорные мотивы и традиции служат автору инструментом для создания аллегорий. В сказке «Премудрый пескарь» образ пескаря напоминает героя многих народных сказок, стремящегося к безопасности и покою. Однако в сатирической интерпретации этот персонаж становится символом апатии и бездеятельности, что критикуется автором как черта, препятствующая общественному развитию. Таким образом, народные образы перерабатываются в сатирическую модель, служащую для разоблачения социальных пороков.
Связь с фольклором проявляется и в композиции сказок. Многие из них начинаются с традиционного для народного повествования вступления или финальной морали. Однако в сказках Салтыкова-Щедрина мораль нередко носит иронический характер. Так, заключения сказок не предлагают идеального выхода из ситуации, а подчеркивают её безысходность, что отражает пессимистический взгляд автора на современное ему общество.
Фольклорные традиции в сказках Салтыкова-Щедрина выполняют две основные функции. Во-первых, они делают произведения доступными и понятными для широкой аудитории, приближая их к народной культуре. Во-вторых, фольклорные мотивы перерабатываются в сатирическую форму, что позволяет автору говорить о сложных социальных и политических проблемах простым языком. Таким образом, сказки Салтыкова-Щедрина — это не просто подражание народному творчеству, но и его переосмысление в рамках сатирической традиции.
Итак, фольклорные традиции в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина играют важнейшую роль в формировании сатирического содержания и художественного стиля. Через использование фольклорных мотивов, образов и языка автор создаёт произведения, которые одновременно близки народу и содержат глубокий критический посыл. Это делает сказки Салтыкова-Щедрина уникальным явлением в русской литературе XIX века, сохраняющим свою актуальность и в современности.
2.
Своеобразие сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина
Сатира Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина занимает уникальное место в русской литературе XIX века, благодаря своему содержанию и выразительным художественным приёмам. В книге Д. П. Николаева «Смех Щедрина» (1988) подробно анализируются особенности сатирического стиля писателя, его методы и формы обличения пороков общества. Работа Николаева позволяет увидеть, насколько многогранно и глубоко творчество Салтыкова-Щедрина, объединяющее элементы комического, трагического и философского осмысления действительности.
Особенностью сатиры Салтыкова-Щедрина является её философская направленность. Автор не просто высмеивает отдельные явления или типы, но стремится раскрыть глубинные социальные, исторические и нравственные закономерности. Сатира Салтыкова-Щедрина охватывает такие темы, как социальное неравенство, паразитизм власти, пассивность народа и утрата духовных ориентиров. Эти проблемы рассматриваются в произведениях через универсальные образы и ситуации, которые, несмотря на их конкретный исторический контекст, сохраняют актуальность в разные эпохи.
Одним из ключевых элементов сатиры Салтыкова-Щедрина является гротеск. Николаев отмечает, что гротеск у писателя достигает особой выразительности благодаря сочетанию смешного и ужасного. Например, в сказке «Дикий помещик» изображается герой, который деградирует до животного состояния после того, как его оставляют без крестьян. Этот гротескный образ становится символом бессмысленности и паразитизма правящего класса. Гротеск в произведениях Салтыкова-Щедрина обостряет конфликт между реальностью и идеалом, демонстрируя, как далеко общество ушло от человеческих ценностей.
Гипербола также занимает важное место в сатирической палитре писателя. Николаев подчёркивает, что гиперболизация характеров, поступков и ситуаций в произведениях Салтыкова-Щедрина служит для обнажения их порочности. Так, в «Истории одного города» градоначальники изображаются как гротескные фигуры, гиперболизирующие абсурдность и жестокость власти. Угрюм-Бурчеев с его указом о вечной тишине становится карикатурным воплощением деспотизма, а Прыщов — символом хаоса и недальновидности в управлении.
Другим важным элементом сатиры Салтыкова-Щедрина является ирония. В своих произведениях он активно использует иронический подтекст, создавая эффект «двойного зрения». Например, в «Господах Головлёвых» автор через лицемерные речи Иудушки раскрывает его внутреннюю пустоту и нравственное ничтожество. Ирония позволяет автору избегать прямолинейного обличения, делая сатиру более многослойной и проникновенной.
Николаев также обращает внимание на использование пародии как одного из ключевых инструментов сатиры Салтыкова-Щедрина. В «Истории одного города» пародируются официальные документы, летописные хроники и бюрократический язык. Эти приёмы позволяют автору не только высмеивать конкретные социальные институты, но и ставить под сомнение саму их необходимость и эффективность. Пародия становится способом демонстрации разрыва между официальной риторикой и реальностью, показывая, как слова и действия власти утрачивают смысл.
Особенностью сатиры Салтыкова-Щедрина является её трагикомический характер. Николаев подчёркивает, что, несмотря на комическую природу многих эпизодов, сатира писателя несёт в себе глубокий трагический подтекст. За смехом скрывается боль за человеческую судьбу, за деградацию общества и личности. Этот трагизм особенно ярко проявляется в «Господах Головлёвых», где каждый герой, несмотря на свои карикатурные черты, вызывает сочувствие как жертва системы.
Сатира Салтыкова-Щедрина отличается универсальностью и философской глубиной. Она не ограничивается высмеиванием отдельных явлений, а ставит вопросы о природе человека, власти и общества. Именно это делает творчество писателя актуальным и в наше время. Как отмечает Николаев, смех Салтыкова-Щедрина — это не только обличение, но и призыв к осмыслению и преодолению пороков.
Таким образом, сатира Салтыкова-Щедрина представляет собой уникальное явление в русской литературе. Её своеобразие заключается в сочетании гротеска, гиперболы, иронии и пародии, которые используются для создания глубоких и многослойных произведений. Работа Николаева помогает раскрыть многообразие и выразительность сатирического стиля писателя, подчеркивая его непреходящую значимость.
Русский язык и литература. Стр. 227
Приведите примеры аллегории, гиперболы, перифраза, «говорящих» имён и фамилий в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина насыщены разнообразными литературными приёмами, которые усиливают сатирическое воздействие на читателя. Ключевую роль в его текстах играют аллегория, гипербола, перифразы и «говорящие» имена, что позволяет ему глубже раскрывать социальные пороки и абсурдность действительности. Рассмотрим эти приёмы на конкретных примерах из его произведений.
1. Аллегория
Аллегория используется в произведениях Салтыкова-Щедрина для выражения сложных социальных проблем через образы животных, предметов или фантастических персонажей.
• Примером аллегории является сказка «Дикий помещик». Образ помещика, который, освободившись от крестьян, деградирует до животного состояния, символизирует беспомощность правящего класса без эксплуатации народа. Его жизнь в одиночестве становится аллегорией деградации социальной системы, лишённой основного трудового ресурса.
• В сказке «Премудрый пескарь» образ пескаря, который всю жизнь прожил в страхе и умер никем не замеченным, аллегорически выражает критику пассивности и нежелания участвовать в общественной жизни.
2. Гипербола
Гипербола в сатирических произведениях Салтыкова-Щедрина доводит до абсурда черты персонажей и ситуации.
• В «Истории одного города» гиперболизированы образы градоначальников. Например, Угрюм-Бурчеев пытается установить в городе «вечную тишину», издавая нелепые законы, а Прыщов изображён как абсолютно недееспособный и хаотичный правитель. Эти гиперболизированные образы подчёркивают пороки власти и её оторванность от реальности.
• В сказке «Дикий помещик» гипербола достигает своего пика в описании состояния героя, который из-за своей глупости и лени доходит до состояния полного одичания.
3. Перифраз
Перифразы в произведениях Салтыкова-Щедрина часто используются для придания высказываниям многослойности и иронии.
• В «Истории одного города» встречаются перифразы, описывающие абсурдность действий властей. Например, издание указа о запрете на мысли можно интерпретировать как перифраз критики деспотического контроля над свободой слова.
• В сказке «Как один мужик двух генералов прокормил» образ крестьянского труда и терпения передаётся через перифраз: мужик, который из ничего создаёт еду и удовлетворяет нужды ленивых генералов, становится символом эксплуатации народа.
4. «Говорящие» имена и фамилии
Салтыков-Щедрин мастерски использует «говорящие» имена и фамилии, которые отражают характер персонажа или его социальный тип.
• В «Истории одного города» Угрюм-Бурчеев своим именем символизирует угрюмость, деспотизм и безрадостное правление. Прыщов, напротив, ассоциируется с беспорядком и «прыгающим» мышлением.
• В сказке «Дикий помещик» сам эпитет «дикий» подчёркивает деградацию героя до животного состояния.
• В сказке «Медведь на воеводстве» медведь как символ власти отражает грубость, некомпетентность и жестокость правителей.
5. Реализация перечисленных приёмов в общем контексте творчества
Эти литературные приёмы не только усиливают сатирический эффект, но и помогают раскрыть философскую глубину произведений Салтыкова-Щедрина. Гиперболизация подчёркивает трагизм ситуации, аллегория позволяет сделать образы универсальными, перифразы вносят иронический подтекст, а «говорящие» имена и фамилии делают персонажей более запоминающимися. Эти элементы создают уникальный художественный мир, где каждый приём работает на разоблачение пороков общества и человеческой натуры.
Таким образом, аллегория, гипербола, перифразы и «говорящие» имена служат основой сатирического стиля М. Е. Салтыкова-Щедрина, превращая его произведения в яркие обличительные и художественные тексты, сохраняющие актуальность и сегодня.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением