Ответы на вопросы на стр.228-229 Часть 2 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)

Изображение Вопросы для самопроверки. Стр. 2281. Что омрачало жизнь Л. Н. Толстого в родовом гнезде в последние годы?Последние годы жизни Льва Николаевича Толстого были омрачены...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки. Стр. 228
1. Что омрачало жизнь Л. Н. Толстого в родовом гнезде в последние годы?
Последние годы жизни Льва Николаевича Толстого были омрачены внутренними противоречиями и глубокими переживаниями. Он осознавал, что его идеалы народной жизни вступали в противоречие с барскими условиями, в которых он жил. Толстой испытывал угрызения совести из-за своего привилегированного положения, чувствуя себя виноватым перед крестьянами. Он осознавал несправедливость своего образа жизни и испытывал отвращение к барской роскоши, окружавшей его в Ясной Поляне. Отношения с семьёй тоже были непростыми: он видел, что жена и дети не разделяли его духовных исканий, что только усиливало его внутренний разлад. Со временем он всё острее ощущал свою отчуждённость от близких, особенно от жены Софьи Андреевны, которая, несмотря на преданность, не могла принять его отказ от имущества и общественного положения. Несправедливость социальной системы, в которой он был вынужден существовать, становилась для него всё более невыносимой. Кроме того, Толстой был глубоко разочарован своими учениками и последователями, многие из которых осуждали его за «барский» образ жизни. В последние годы писатель даже отказался от гонораров за написанные им книги, пытаясь следовать собственным нравственным принципам. Однако внутренний конфликт между стремлением к простой жизни и реальностью существования в родовом поместье заставлял его страдать. В конце концов он принял радикальное решение — покинуть Ясную Поляну, надеясь обрести гармонию и освободиться от мучительных противоречий.

2. Как писатель пытался привести свою реальную жизнь в соответствие с собственным учением?
Лев Толстой стремился жить в соответствии со своими нравственными и религиозными убеждениями, однако сделать это оказалось чрезвычайно сложно. Одним из первых шагов стало его добровольное отречение от собственности. Ещё в 1894 году он юридически передал владение всем своим имуществом жене и детям, стараясь избавиться от материальных привязанностей. В своих произведениях он проповедовал идею духовного очищения через труд и отказ от роскоши, поэтому стремился к максимально простой жизни. Важно отметить, что Толстой не только писал об этом, но и пытался воплотить свои идеи в жизнь: он носил простую одежду, питался скромной пищей, сам обрабатывал землю. Однако, несмотря на эти усилия, он не мог полностью порвать с дворянским бытом, что причиняло ему страдания. В последние годы жизни Толстой чувствовал себя пленником собственной семьи и окружения, так как его близкие не разделяли его стремления к простоте и самопожертвованию. Он осознавал, что его ученики и последователи по-разному воспринимают его учение, что также приводило к внутреннему конфликту. В конце концов писатель решился на отчаянный шаг — тайно покинул Ясную Поляну в поисках душевного покоя. Однако это путешествие стало для него роковым: он простудился, тяжело заболел и умер на станции Астапово. Его уход из жизни символизировал трагизм попытки следовать высоким нравственным принципам в мире, далёком от этих идеалов.

Язык литературы. Стр. 228
1. Сделайте выборочный тематический конспект книги «Роман Л. И. Толстого „Война и мир“ в русской критике».
Выборочный тематический конспект:
Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» в русской критике
Книга «Роман Л. Н. Толстого „Война и мир“ в русской критике» представляет собой сборник критических статей и рецензий, посвящённых анализу одного из величайших произведений русской литературы. В этом конспекте мы рассмотрим ключевые темы и подходы, представленные в этой работе.
1. Введение в критику романа «Война и мир»
В начале сборника обсуждается исторический контекст создания романа и его первоначальное восприятие в литературных кругах. Отмечается, что после публикации «Войны и мира» в 1865–1869 годах произведение вызвало широкий резонанс среди критиков и читателей. Многие рецензенты пытались определить жанровую принадлежность романа, отмечая его новаторский характер и сложность структуры.
2. Жанровая специфика и новаторство Толстого
Критики того времени обратили внимание на то, что «Война и мир» не вписывается в рамки традиционного романа. Н. Д. Ахшарумов в своей статье подчёркивал, что произведение Толстого отличается от классических исторических романов, таких как работы Вальтера Скотта, и представляет собой нечто новое в литературе. П. В. Анненков отмечал, что Толстой создал уникальное произведение, сочетающее в себе элементы эпопеи, романа и хроники.
3. Образы и характеры героев
В сборнике подробно анализируются образы главных героев романа. Критики обсуждают глубину психологического портрета Андрея Болконского, духовные искания Пьера Безухова и эволюцию Наташи Ростовой. Отмечается мастерство Толстого в изображении внутреннего мира персонажей и их развития на фоне исторических событий.
4. Исторический контекст и философские размышления
Многие критики обращали внимание на философские размышления Толстого о ходе истории и роли личности в ней. Н. И. Соловьёв в своей рецензии подчёркивал, что автор предлагает читателю задуматься о смысле исторических процессов, о значении войны и мира в жизни человечества. Толстой ставит под сомнение традиционные представления о героизме и славе, предлагая более глубокий взгляд на события 1812 года.
5. Реализм и художественные приёмы
Критики высоко оценили реализм Толстого в описании как военных действий, так и мирной жизни. Отмечалось внимание автора к деталям, его способность создавать живые и правдоподобные сцены. П. В. Анненков писал о том, что Толстой мастерски передаёт атмосферу эпохи, делая её понятной и близкой современному читателю.
6. Заключение
Сборник «Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» в русской критике» представляет собой всестороннее исследование произведения, отражающее разнообразие мнений и подходов критиков того времени. Он помогает глубже понять сложность и многогранность романа, его новаторство и влияние на последующее развитие русской литературы.
Данный конспект охватывает основные темы и аспекты, рассмотренные в книге, и может служить отправной точкой для более глубокого изучения критического восприятия.

2. Подробно проработайте статью Н. Г. Чернышевского «Детство и отрочество. Сочинение графа Л. Н. Толстого, СПб. 1856. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого. СПб. 1856».
Николай Гаврилович Чернышевский, выдающийся русский философ, писатель и литературный критик, в 1856 году опубликовал статью, посвящённую ранним произведениям Льва Николаевича Толстого: «Детство», «Отрочество» и «Военные рассказы». В этой работе Чернышевский подробно анализирует литературный стиль и художественные особенности молодого Толстого, отмечая его вклад в русскую литературу.
Основные идеи статьи:
1. Наблюдательность и психологизм: Чернышевский подчёркивает исключительную наблюдательность Толстого и его способность к тонкому анализу душевных движений персонажей. Он отмечает, что автор с большой точностью и глубиной передаёт внутренний мир своих героев, что является одной из отличительных черт его таланта.
2. Изображение природы: критик обращает внимание на поэтичность и точность описаний природы у Толстого. Он считает, что автору удаётся создавать живые и яркие картины, которые органично вплетаются в повествование и усиливают эмоциональное воздействие на читателя.
3. Простота и изящество стиля: Чернышевский отмечает изящную простоту языка Толстого, которая придаёт его произведениям особую привлекательность. Он подчёркивает, что такая манера письма делает произведения доступными и понятными широкому кругу читателей, не умаляя их художественной ценности.
4. Реализм и правдивость: критик высоко оценивает стремление Толстого к правдивому изображению жизни. Он считает, что автор избегает идеализации и романтизации, представляя события и персонажей такими, какие они есть на самом деле.
5. Моральные и философские размышления: Чернышевский обращает внимание на глубокие моральные и философские вопросы, поднимаемые Толстым в его произведениях. Он отмечает, что автор заставляет читателя задуматься о смысле жизни, нравственности и человеческих отношениях.
Моё отношение к статье:
Статья Н. Г. Чернышевского представляет собой глубокий и всесторонний анализ раннего творчества Л. Н. Толстого. Критик с большим уважением и вниманием относится к молодому автору, отмечая его выдающиеся способности и вклад в развитие русской литературы. Чернышевский умело выделяет ключевые особенности стиля Толстого, подчёркивая его наблюдательность, психологическую глубину и стремление к реалистичному изображению действительности.
Особенно ценно то, что Чернышевский не только хвалит Толстого, но и предлагает читателю задуматься о тех моральных и философских вопросах, которые поднимаются в его произведениях. Это свидетельствует о глубоком понимании критиком сути творчества Толстого и его способности видеть за художественной формой более глубокие смыслы.
В целом, статья Чернышевского является важным вкладом в литературную критику своего времени и помогает современному читателю лучше понять и оценить ранние произведения Льва Толстого.

3.Покажите, какую роль в данном литературно-критическом сочинении играют риторические вопросы, сопоставление метода Толстого и других русских писателей, образные сравнения, слова и выражения с оценочными значением, цитирование.
Роль риторических вопросов, сравнений, оценочной лексики и цитирования в статье Н. Г. Чернышевского о Л. Н. Толстом
Статья Н. Г. Чернышевского о произведениях Л. Н. Толстого представляет собой не просто анализ творчества писателя, но и образец критической публицистики, насыщенной риторическими приёмами, литературными сравнениями, оценочной лексикой и цитатами. Эти средства позволяют автору не только логично и аргументированно выстроить свою позицию, но и эмоционально воздействовать на читателя, вовлекая его в размышления.
1. Риторические вопросы как метод убеждения
Риторические вопросы являются важным инструментом критического разбора творчества Толстого. Чернышевский использует их, чтобы побудить читателя задуматься над предлагаемыми тезисами и проверить их на логичность. Например, вопрос: «Но неужели ограничиться этим суждением?» ставит под сомнение традиционные представления о таланте Толстого, требуя более глубокого анализа. Подобные вопросы выполняют сразу несколько функций: во-первых, они стимулируют активное восприятие текста читателем, во-вторых, помогают автору выстроить логическую структуру своего рассуждения, а в-третьих, создают эффект живого диалога между критиком и аудиторией.
Далее в статье появляются другие риторические вопросы, которые подталкивают читателя к принятию авторской точки зрения. Например: «Разве можно ограничиться только этими характеристиками?» или «Разве достаточно сказать, что Толстой наблюдателен?». Эти вопросы заставляют читателя задуматься, что делает рецензию не просто описательной, а по-настоящему исследовательской.
Особенно интересен момент, когда Чернышевский сравнивает Толстого с Пушкиным и Лермонтовым и задаётся вопросом: «Но ведь у них тоже есть наблюдательность, тонкий психологический анализ — чем же Толстой отличается от них?». Этот вопрос подготавливает читателя к следующему логическому шагу — объяснению уникальности метода Толстого.
Таким образом, риторические вопросы служат важнейшим инструментом критического анализа, создавая не только логику повествования, но и эффект диалога с читателем, делая текст более живым и убедительным.
2. Сопоставление метода Толстого с другими писателями
Чернышевский стремится не просто охарактеризовать творчество Толстого, но и показать его место среди других русских писателей. В этом ему помогает метод сопоставления. Он сравнивает Толстого с Александром Пушкиным, Михаилом Лермонтовым и Иваном Тургеневым, обращая внимание на их сходства и различия.
Например, Чернышевский пишет, что у Пушкина наблюдательность «имеет нечто холодное, бесстрастное», а у Толстого — «глубокая, проникающая в суть вещей». Это сопоставление важно, так как оно показывает, что Толстой не просто следует традициям русской литературы, но и создаёт свой уникальный метод.
Далее критик сравнивает Толстого с Тургеневым, отмечая, что последний фокусируется на гуманистических идеях и поэзии жизни, в то время как Толстой глубже погружается в психологию своих персонажей. Это сравнение особенно важно, поскольку оно помогает понять, в чём именно заключается новаторство Толстого.
Автор также отмечает, что Толстой продолжает традиции Лермонтова в анализе внутреннего мира человека, но делает это по-другому. Например, в «Герое нашего времени» Печорин размышляет о своих поступках, но делает это с иронией, а у Толстого процесс мышления передаётся через смену эмоций, неожиданные ассоциации и поток сознания.
Таким образом, сравнение Толстого с его предшественниками и современниками помогает выявить его уникальный литературный стиль и объяснить читателям, в чём заключается его вклад в развитие русской литературы.
3. Образные сравнения и метафоры
Чернышевский широко использует образные сравнения, чтобы сделать анализ более живым и наглядным. Например, он сравнивает процесс психологического анализа у Толстого с «цепочкой мыслей, которые переходят одна в другую, изменяются, формируются заново».
Он также проводит аналогию с художниками, умеющими передавать «мерцающее отражение луча на быстро катящихся волнах» — так же и Толстой умеет запечатлевать мельчайшие нюансы психологии. Это сравнение помогает читателю понять уникальность метода Толстого, делая абстрактные понятия более зримыми.
Интересно и сравнение художественного стиля Толстого с музыкальным произведением, где «каждая новая нота подчиняется общей гармонии, но при этом раскрывает новые оттенки звучания».
Подобные метафоры делают текст более эмоциональным и убедительным, а также помогают читателю глубже понять особенности творчества Толстого.
4. Использование оценочной лексики
Чернышевский не просто анализирует творчество Толстого, но и выражает своё эмоциональное отношение к нему. В тексте встречаются слова с ярко выраженной положительной окраской: «глубокий», «блистательный», «гениальный», «необычайно тонкий».
Он называет талант Толстого «прекрасным», а его психологический анализ «удивительным». Это помогает создать в сознании читателя образ великого писателя, чьё творчество достойно восхищения.
Однако Чернышевский использует оценочную лексику не только в положительном смысле. Он критикует ограниченность некоторых литературных рецензий, называя их «поверхностными» и «неудачными». Таким образом, он подчёркивает, что важен глубокий анализ, а не только внешние характеристики таланта писателя.
Этот приём помогает автору не только выразить своё отношение к Толстому, но и сформировать восприятие читателя, направляя его мысли в нужное русло.
5. Цитирование как способ аргументации
Чернышевский активно использует цитаты из произведений Толстого, чтобы проиллюстрировать свои тезисы. Он приводит длинные отрывки из «Севастопольских рассказов», показывая, как Толстой передаёт поток сознания персонажа в момент перед смертью.
Эта сцена особенно важна, так как она демонстрирует способность Толстого передавать мельчайшие психологические нюансы: страх, надежду, воспоминания, мысли о долгах и любви — всё это проносится в голове героя за несколько секунд.
Чернышевский также цитирует размышления Печорина у Лермонтова, чтобы показать разницу в методах психологического анализа. Если у Лермонтова герой осмысляет свою жизнь рационально, то у Толстого его мысли текут бессознательно, сменяя друг друга в хаотичном порядке.
Цитирование в статье выполняет несколько функций: оно служит доказательством авторских тезисов, помогает читателю глубже понять стиль Толстого и делает анализ более убедительным.
Вывод
Таким образом, статья Н. Г. Чернышевского о Толстом представляет собой глубокий литературный анализ, построенный на использовании риторических вопросов, сравнений, метафор, оценочной лексики и цитирования. Эти приёмы делают текст не только логически стройным, но и эмоционально выразительным. Они помогают читателю не просто понять творчество Толстого, но и почувствовать его уникальность, ощутить глубину его анализа человеческой психологии. Чернышевский мастерски сочетает литературную критику с публицистическим стилем, превращая свою статью в увлекательное исследование, способное вдохновить читателя на самостоятельное изучение произведений Толстого.

4. Статья Чернышевского появилась в 1856 году. Как вы считаете, подтвердилось ли в дальнейшем высказанное в ней суждение критика: «Эти две черты — глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственная чистота нравственного чувства, придающие теперь особенную физиономию произведениям графа Толстого, [всегда] останутся существенными чертами его таланта, какие бы новые стороны ни выказывались в нём при дальнейшем его развитии»?
Статья Николая Гавриловича Чернышевского о Льве Николаевиче Толстом, опубликованная в 1856 году, была одним из первых серьёзных критических разборов творчества молодого писателя. В ней критик выделил две ключевые черты таланта Толстого: глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственную чистоту нравственного чувства. Чернышевский утверждал, что эти качества определяют художественное своеобразие Толстого и будут сохраняться в его творчестве независимо от его дальнейшего развития. Однако в 1856 году карьера Толстого только начиналась, и многие вопросы о его дальнейшем творческом пути оставались открытыми.
Если рассматривать последующие произведения Толстого, такие как «Казаки» (1863), «Война и мир» (1865–1869), «Анна Каренина» (1873–1877), «Исповедь» (1882), «Воскресение» (1899) и другие, становится очевидно, что суждение Чернышевского оказалось пророческим. Эти черты действительно остались основополагающими в творчестве Толстого, но при этом его художественный метод и философские взгляды значительно эволюционировали.
1. Глубокий психологический анализ как постоянная черта
Чернышевский отмечал, что Толстой обладает особым даром передавать сложные психологические процессы, раскрывать внутренний мир своих персонажей с предельной точностью. В дальнейшем эта особенность только усилилась. В «Войне и мире» психологическая достоверность особенно ярко проявляется в сценах размышлений князя Андрея Болконского о жизни и смерти, в духовных исканиях Пьера Безухова, во внутренней борьбе Наташи Ростовой. Толстой стремится не только описывать внешние действия персонажей, но и показывать, как зарождаются, развиваются и трансформируются их мысли и чувства.
В «Анне Карениной» психологизм становится ещё более глубоким: мы видим, как трагедия главной героини проистекает из внутреннего конфликта между её желаниями, общественными нормами и моральными принципами. Толстой показывает мельчайшие колебания души Анны, её метания между Вронским и сыном, её страхи, надежды и отчаяние.
В «Воскресении» Толстой идёт ещё дальше, показывая не только психологию отдельного героя (Нехлюдова), но и общественные механизмы, влияющие на личность. Писатель раскрывает внутренний конфликт дворянина, который осознаёт свою ответственность перед людьми и пытается искупить грехи молодости.
Таким образом, можно сказать, что психологическая проницательность Толстого осталась неизменной, но усложнилась: если в ранних произведениях он анализировал в основном детские и юношеские переживания, то в зрелом творчестве он углубился в исследование сложных моральных и философских проблем.
2. Нравственная чистота и эволюция морали Толстого
Второй важной чертой, отмеченной Чернышевским, была нравственная чистота Толстого. В ранних произведениях, таких как «Детство», «Отрочество», «Юность», действительно ощущается идеализация чистых, искренних чувств. Герои этих произведений часто стремятся к нравственному совершенству, испытывают чувство вины, задумываются о своей роли в мире.
Однако в зрелом возрасте взгляды Толстого на мораль претерпели значительные изменения. После духовного кризиса 1870-х годов Толстой пришёл к отрицанию государственной власти, церкви и традиционной морали. Это проявилось в таких произведениях, как «Исповедь», «В чём моя вера?», «Царство Божие внутри вас», где писатель провозглашает идеи ненасилия, отказа от собственности, христианской любви. Он становится своего рода пророком, создавая собственное религиозно-философское учение.
В «Воскресении» моральная тема выходит на первый план: роман представляет собой не только критику общества, но и размышление о путях нравственного преображения человека. Герой Нехлюдов, проходя через испытания, приходит к выводу, что настоящая вера заключается не в обрядах и догмах, а в любви и сострадании к ближним.
3. Новые грани таланта Толстого
Хотя основные черты таланта Толстого, предсказанные Чернышевским, действительно сохранились, в его творчестве появились и новые аспекты, которые вряд ли можно было предвидеть в 1856 году:
• Философско-религиозные искания. Если в начале своей карьеры Толстой был скорее реалистом, то к концу жизни он становится моральным проповедником. Он перестаёт писать художественные произведения и сосредотачивается на религиозных трактатах, проповедуя отказ от государства, армии, насилия.
• Критика цивилизации. В поздних работах, особенно в «Воскресении» и публицистике, Толстой выражает недоверие к прогрессу, технике, научным достижениям. Он видит в них угрозу естественному укладу жизни.
• Социальная критика. В ранних произведениях Толстой был скорее наблюдателем, но со временем он становится активным критиком общества. В «Воскресении» он обличает судебную систему, сословное неравенство, церковные догмы.
Вывод
Таким образом, можно утверждать, что предсказание Чернышевского оказалось поразительно точным. Психологизм и нравственная чистота действительно оставались основными чертами творчества Толстого на протяжении всей его жизни. Однако сам Толстой изменился: его реализм приобрёл философский оттенок, а художественные произведения постепенно уступили место проповедническим трактатам.
Тем не менее, даже в поздних религиозных сочинениях Толстого угадываются внимание к человеческой психологии и стремление к нравственному совершенствованию, о которых говорил Чернышевский. Это свидетельствует о том, что Толстой оставался верен своему таланту, но его мировоззрение постоянно расширялось и усложнялось.

Темы рефератов. Стр. 229
1.
Л. Н. Толстой как педагог и детский писатель
Введение
Лев Николаевич Толстой (1828–1910) — один из величайших русских писателей, чьё влияние на мировую литературу невозможно переоценить. Однако его талант простирался далеко за пределы художественного творчества. Он был не только выдающимся романистом, но и глубоким мыслителем, философом и педагогом, стремившимся реформировать систему образования. Его педагогическая деятельность была тесно связана с его убеждениями о нравственном воспитании личности, важности свободного образования и необходимости реформ в традиционной школьной системе. Толстой разработал собственные методы обучения, создал учебные пособия и даже основал школу для крестьянских детей в своём имении Ясная Поляна. Его рассказы для детей стали образцами нравственного воспитания и по сей день входят в школьные программы. В этом реферате рассматриваются основные аспекты педагогической деятельности Льва Толстого и его вклад в детскую литературу.
Педагогические взгляды Льва Толстого
Толстой считал, что традиционная система образования, основанная на принуждении, далека от идеала. Он выступал против механического заучивания и авторитарного преподавания, утверждая, что обучение должно быть свободным и добровольным. В своей педагогической практике он стремился создать школу, в которой дети могли бы учиться естественным образом, без насилия над личностью. По мнению Толстого, образование должно не только давать знания, но и развивать нравственные качества ребёнка.
Основной принцип педагогики Толстого заключался в уважении к личности ребёнка. Он утверждал, что каждый ученик обладает своим темпом обучения и индивидуальными способностями, поэтому методика преподавания должна быть гибкой и ориентироваться на интересы учащихся. В своих статьях, посвящённых вопросам образования, он неоднократно подчёркивал, что настоящее обучение возможно только тогда, когда ребёнок испытывает радость от познания, а не страх перед наказанием.
Толстой создал в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, которая стала воплощением его педагогических принципов. В отличие от традиционных школ того времени, здесь не было жёсткой дисциплины, зубрёжки и наказаний. Дети учились в свободной атмосфере, самостоятельно выбирали предметы для изучения и активно участвовали в учебном процессе. Толстой сам преподавал в школе, разрабатывал учебные программы и писал учебные пособия, в том числе «Азбуку» и «Новую азбуку», в которых содержались не только упражнения по грамматике, но и рассказы, басни, народные сказки и примеры нравственного поведения.
Учебные книги Толстого
Создавая учебные пособия для детей, Толстой стремился сделать их максимально доступными, интересными и полезными. Его «Азбука» (1872) и «Новая азбука» (1875) стали настоящим педагогическим новаторством. В этих книгах он изложил основы обучения грамоте, арифметике, естествознанию и другим дисциплинам, сопровождая их рассказами, примерами из жизни и нравственными притчами.
Книги Толстого отличались тем, что в них не было сухого академического изложения. Он включал в них живые, поучительные истории, которые помогали детям не только освоить буквы и цифры, но и развить воображение, научиться различать добро и зло, понимать окружающий мир. Многие рассказы из «Азбуки» стали классикой детской литературы и до сих пор изучаются в школах.
В своих методических статьях Толстой подчёркивал, что образование должно основываться на интересах ребёнка, а не на принуждении. Он считал, что детям нужно давать возможность самостоятельно выбирать, какие темы и вопросы их больше интересуют. Такой подход был новаторским для своего времени и во многом опередил идеи прогрессивной педагогики XX века.
Л. Н. Толстой как детский писатель
Помимо педагогической деятельности, Толстой проявил себя как талантливый детский писатель. Его произведения для детей отличаются простотой, ясностью и глубокой нравственной основой. Среди наиболее известных его рассказов можно выделить: «Филиппок», «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок», «Акула», «Кавказский пленник» и многие другие.
Тематика детских рассказов Толстого
Произведения Толстого для детей затрагивают самые разные темы, но в центре внимания всегда остаётся человек, его нравственный выбор и отношение к окружающему миру. Рассмотрим несколько ключевых тем в его детской прозе:
1. Мир ребенка и его познание. В рассказах Толстого дети исследуют окружающий мир, сталкиваются с новыми ситуациями и учатся делать выводы. Например, в рассказе «Филиппок» маленький мальчик мечтает пойти в школу, несмотря на запреты взрослых, и добивается своей цели, проявляя силу воли и настойчивость.
2. Доброта и сострадание. В произведениях Толстого герои проявляют милосердие и сочувствие к окружающим. Например, в рассказе «Лев и собачка» описана трогательная дружба между львом и маленькой собачкой, которая показывает, что настоящая привязанность возможна даже между представителями разных видов.
3. Честность и справедливость. Многие рассказы Толстого учат детей важности правды и порядочности. В произведении «Косточка» мальчик случайно съедает грушу, предназначенную для его брата, и испытывает угрызения совести, что учит читателя ответственности за свои поступки.
4. Смелость и отвага. Герои Толстого часто проявляют мужество и решительность. В рассказе «Прыжок» мальчик решается на рискованный поступок, чтобы спасти друга, показывая, что смелость — это не отсутствие страха, а способность его преодолеть.
5. Отношение к природе. В произведениях Толстого можно найти множество описаний природы, которые помогают детям понять ее красоту и значимость. В рассказе «Акула» автор показывает, как человек может восхищаться природой и в то же время бояться ее.
Влияние Толстого на детскую литературу
Произведения Толстого для детей оказали огромное влияние на развитие русской и мировой детской литературы. Они задали высокую планку нравственного воспитания и простоты изложения, которой следовали многие писатели. Толстой стремился не просто развлечь ребёнка, но и научить его жизни, дать ему нравственные ориентиры, помочь понять себя и окружающий мир.
Его методика рассказывания историй, использование народных сказок и притч, внимание к внутреннему миру ребёнка делают его книги актуальными и сегодня. Его произведения продолжают входить в школьную программу, а педагогические идеи обсуждаются и применяются в современной системе образования.
Заключение
Лев Николаевич Толстой оставил после себя значительное наследие не только как великий писатель, но и как выдающийся педагог и реформатор образования. Его взгляды на обучение, основанные на свободе, интересе и уважении к личности ребёнка, повлияли на развитие педагогической науки. Его произведения для детей стали неотъемлемой частью классической литературы, сохранив свою актуальность спустя столетие.
Толстой верил, что образование должно не только передавать знания, но и формировать нравственные качества личности. Его педагогическая деятельность и произведения для детей остаются важной частью мирового культурного наследия, вдохновляя новые поколения учителей, писателей и читателей. Его идеи о свободном образовании, нравственном воспитании и важности самопознания продолжают жить и сегодня, подтверждая его статус не только великого писателя, но и великого мыслителя.
2.
Исторические взгляды Л. Н. Толстого
Введение
Лев Николаевич Толстой — один из самых выдающихся русских мыслителей XIX века. Его философские размышления охватывали не только морально-этические вопросы, но и глубокое осмысление исторического процесса. Исторические взгляды Толстого ярко отражены в его художественных произведениях, публицистике и личной переписке. Особенно полно его представления о закономерностях истории раскрываются в романе-эпопее «Война и мир», где автор подвергает критике традиционные историографические концепции, предлагая свой уникальный взгляд на причины исторических событий и роль личности в истории.
Толстой не принимал традиционных объяснений исторического процесса, отвергал концепции судьбоносных личностей и предопределённости. Он рассматривал историю как результат сложного взаимодействия множества мелких, но значимых факторов, в котором решающую роль играет не только воля великих людей, но и действия миллионов «незаметных» участников. Его критика исторических источников и осмысление судьбы России делают его взгляды актуальными и сегодня.
Формирование исторических взглядов Толстого
На мировоззрение Толстого повлияли различные факторы, в том числе его военный опыт, знакомство с философией, изучение исторических трудов и собственные размышления. В юности он с большим интересом читал античных историков, таких как Геродот, Фукидид и Плутарх, но позже разочаровался в их подходе к истории, считая его субъективным и поверхностным.
На Толстого повлияли идеи французских философов XVIII века, особенно Жан-Жака Руссо, который критиковал цивилизацию и превозносил природу и естественное состояние человека. Толстой также изучал немецких историков Гердера и Ранке, которые подчёркивали роль народного духа в истории, однако он не разделял их веру в закономерное развитие общества.
Личный опыт Толстого во время Крымской войны (1853–1856) оказал значительное влияние на его отношение к истории. Он увидел войну изнутри, осознав хаотичность и бессмысленность многих военных действий. Эти наблюдения привели его к мысли, что историки, описывающие войны и политические события, часто игнорируют реальность, создавая упрощённые и героизированные версии событий.
Толстой и традиционная историография
Толстой скептически относился к традиционной исторической науке, считая её необъективной и зависящей от интересов правящих элит. В романе «Война и мир» он критикует труды официальных историков, которые приписывали важнейшие события деятельности монархов, полководцев и других «великих» личностей. По его мнению, такие интерпретации истории искажают реальность, упрощая сложные процессы.
Толстой считал, что историки ошибаются, когда придают событиям чёткую причинно-следственную связь. На самом деле история развивается не по линейному сценарию, а представляет собой сложный поток бесчисленных факторов, включающих случайность, влияние народных масс и дух времени. Он отвергал представление о том, что одни люди могут направлять ход истории, подчёркивая, что власть — это иллюзия, а реальные изменения происходят на уровне общества.
Концепция народной истории
Одним из ключевых элементов исторической философии Толстого является идея «народной истории». Он считал, что подлинными творцами истории являются не цари, генералы и министры, а простые люди, чьи поступки и решения складываются в единое движение. В «Войне и мире» он показывает, что судьба войны 1812 года решалась не столько действиями Наполеона или Кутузова, сколько поведением солдат, крестьян, женщин и детей, которые участвовали в обороне страны.
Толстой особенно критиковал культ Наполеона, считая его не гениальным стратегом, а всего лишь человеком, которого обстоятельства сделали символом эпохи. В романе писатель показывает, что действия Наполеона во многом были продиктованы обстоятельствами и не соответствовали тем идеалам, которые приписывают ему историки. В отличие от Наполеона, Кутузов в интерпретации Толстого предстаёт как человек, который понимает, что нельзя управлять историей, а можно лишь следовать естественному ходу событий.
Фатализм и свобода воли в истории
Важной темой в исторической концепции Толстого является проблема свободы воли и предопределённости. В «Войне и мире» он сравнивает исторический процесс с движением огромной реки: каждый отдельный человек подобен капле воды, несущейся по течению. Хотя люди могут чувствовать себя свободными, их действия на самом деле обусловлены тысячами внешних факторов.
Толстой утверждал, что великие личности лишь отражают волю народа и обстоятельства своего времени, но не способны управлять ими. Например, Наполеон, по его мнению, не мог предотвратить поражение в России, поскольку на его армию влияли климатические условия, боевой дух солдат, экономическое положение Франции и множество других факторов.
Тем не менее Толстой не был абсолютным фаталистом. Он признавал, что личный выбор человека имеет значение, но только на уровне индивидуальной жизни, а не в масштабах всей истории. В этом заключается одно из противоречий его философии: с одной стороны, он верил в детерминизм, с другой — подчёркивал важность нравственного выбора.
Исторические взгляды Толстого в публицистике
Помимо «Войны и мира», Толстой изложил свои исторические взгляды в ряде публицистических работ. В статьях «О народном образовании», «Что такое искусство?», «Патриотизм и правительство» он критиковал официальную версию истории, пропагандируемую государством, и настаивал на необходимости изучения подлинных народных традиций и событий.
В конце жизни Толстой стал особенно критически относиться к истории как науке. В эссе «О фальсификации истории» он утверждал, что исторические труды чаще всего представляют собой субъективные интерпретации, а не достоверное изложение фактов. Он выступал против национализма, считая его искусственно созданной концепцией, которая используется для оправдания войн и насилия.
Толстой и русская историческая мысль
Историческая концепция Толстого во многом противоречила взглядам других русских мыслителей XIX века. В отличие от Николая Карамзина, который видел в истории России закономерное движение к укреплению государственности, Толстой был сторонником народной свободы и считал, что государственная власть не ведёт к прогрессу, а лишь ограничивает личность.
Толстой также полемизировал с Василием Ключевским и Сергеем Соловьёвым, которые рассматривали историю России как последовательное развитие социальных и политических институтов. В отличие от них, Толстой видел в истории хаотичный процесс, в котором нет чёткого прогресса, а события повторяются по циклическому принципу.
В этом смысле взгляды Толстого перекликаются с идеями Льва Гумилёва, который позже развил теорию этногенеза, утверждая, что на исторический процесс влияют природные, а не только социальные факторы.
Заключение
Исторические взгляды Льва Толстого представляют собой уникальное явление в русской философии. Он отвергал традиционные представления об истории, критиковал концепцию великих личностей и подчёркивал роль народных масс. В его работах история предстаёт как сложный, нелинейный процесс, в котором случайности и обстоятельства играют не меньшую роль, чем сознательные решения людей.
Толстой сумел не только выразить свои идеи в художественных произведениях, но и развить их в философских трактатах. Его взгляды на историю продолжают вызывать споры среди историков и философов, а его подход к анализу событий вдохновляет новых исследователей.
3.
Религиозно-этическое учение Л. Н. Толстого
Введение
Лев Николаевич Толстой — не только великий русский писатель, но и выдающийся мыслитель, чьи религиозные и этические взгляды оказали огромное влияние на общественную жизнь не только России, но и всего мира. Его религиозное учение сформировалось во второй половине жизни и стало результатом долгих философских поисков, разочарования в традиционном христианстве и стремления создать собственный нравственный кодекс. Толстой отвергал догмы православной церкви, выступал против институционализированной религии и искал моральные принципы, основанные на простых истинах, доступных каждому человеку.
В своих трактатах, таких как «Исповедь» (1882), «В чём моя вера?» (1884), «Царство Божие внутри вас» (1893), «Критика догматического богословия» (1897), Толстой изложил основные положения своего религиозного учения. Он утверждал, что истинная вера заключается не в обрядах и догмах, а в следовании нравственным принципам, основанным на любви, ненасилии и стремлении к духовному совершенствованию.
Его идеи вызвали резкое неприятие со стороны официальной церкви, и в 1901 году он был отлучён от Русской православной церкви. Однако его учение вдохновило тысячи последователей, известных как толстовцы, и оказало влияние на таких выдающихся мыслителей, как Махатма Ганди.
Формирование религиозных взглядов Толстого
Толстой вырос в дворянской семье, где соблюдались традиционные религиозные обряды, но в юности он не был глубоко верующим человеком. В своих дневниках он часто писал о сомнениях в религиозных догмах, а в юности открыто признавался в скептицизме.
Переломным моментом стало его духовное кризисное состояние, разразившееся в 1870-х годах. Этот кризис был вызван осознанием бессмысленности жизни и страха перед смертью. В «Исповеди» Толстой подробно описывает, как его успех, богатство и слава не приносили ему удовлетворения, а наоборот, вызывали отчаяние. Он искал ответ на вопрос о смысле жизни и нашёл его в простом народном христианстве.
Толстой начал изучать Евангелие в оригинале, отвергая традиционные толкования, и пришёл к выводу, что истинное учение Христа сильно искажено церковью. По его мнению, важнейшие заповеди христианства — это любовь к ближнему, непротивление злу насилием и внутреннее нравственное совершенствование.
Основные принципы религиозно-этического учения Толстого
Религиозное учение Толстого включает в себя несколько ключевых принципов, которые он считал основополагающими для построения нравственной жизни.
1. Отрицание церкви и её догм
Толстой выступал против институционализированной религии, считая, что церковь извратила учение Христа. Он критиковал:
• Догмат о Троице, считая его непонятным и ненужным для духовной жизни.
• Учение о спасении через искупление грехов Христом, утверждающее, что человек должен сам работать над своей нравственностью.
• Таинства крещения, причастия, исповеди, рассматриваемые как формальные ритуалы, не имеющие реального значения.
Он считал, что священники манипулируют верой людей и используют религию для контроля над народом. В трактате «Критика догматического богословия» он прямо заявляет, что церковь служит власти, а не Богу.
2. Истинное христианство – это следование заповедям Иисуса
Толстой выделял пять главных заповедей, которые, по его мнению, составляют основу учения Христа:
1. Не гневайся и не суди других.
2. Не прелюбодействуй.
3. Не клянись и не давай ложных обещаний.
4. Не противься злу насилием (главный принцип толстовства).
5. Любите врагов своих, благословляйте проклинающих вас.
Особенно важной для Толстого была заповедь о непротивлении злу насилием, которую он считал основополагающей. Именно этот принцип лег в основу его идеи ненасильственного сопротивления злу.
3. Ненасилие и отказ от государства
Толстой считал, что государство является источником зла, поскольку оно основано на насилии. Он осуждал войны, смертную казнь, военную службу и любые формы насильственного принуждения. В трактате «Царство Божие внутри вас» он утверждает, что христианин не может служить в армии или участвовать в государственном управлении, поскольку это неизбежно приводит к участию в насилии.
Его идеи сильно повлияли на Махатму Ганди, который взял толстовский принцип ненасильственного сопротивления за основу своей борьбы за независимость Индии.
4. Отказ от богатства и материальных благ
Толстой выступал против накопления богатств и считал, что настоящий христианин должен вести простую и скромную жизнь. В последние годы жизни он отказался от прав на свои литературные произведения, носил крестьянскую одежду, работал в поле и старался жить как простой народ.
В трактате «Так что же нам делать?» он осуждает социальное неравенство и утверждает, что люди должны делиться с ближними, а не стремиться к личному обогащению.
5. Саморазвитие и внутренняя работа над собой
Толстой учил, что человек должен постоянно совершенствоваться, развивая в себе доброту, честность, трудолюбие и любовь. Он критиковал традиционную религию за то, что она делает людей пассивными, ожидающими спасения, вместо того чтобы побуждать их к активной работе над собой.
Толстовство и его последователи
Религиозные идеи Толстого вдохновили многих людей, и в России появилось движение толстовцев — людей, стремившихся жить в соответствии с его учением. Они создавали коммуны, отказывались от военной службы, занимались сельским хозяйством и вели аскетичный образ жизни.
Однако власти Российской империи преследовали толстовцев, видя в них угрозу существующему порядку. Многие из них подвергались арестам, ссылкам и гонениям.
Толстой сам осознавал, что его идеи противоречат официальной идеологии государства и церкви, но продолжал их распространять, несмотря на репрессии.
Критика религиозных взглядов Толстого
Многие современники критиковали Толстого за его религиозные взгляды. Официальная церковь считала его еретиком, а некоторые философы упрекали его в упрощении христианства и отказе от мистической составляющей веры.
Фёдор Достоевский писал, что христианство Толстого слишком рационально и не учитывает глубину религиозного переживания. Василий Розанов упрекал Толстого в излишнем морализаторстве и отрицании красоты церковной традиции.
Тем не менее, его идеи оказали огромное влияние на мировую культуру и вдохновили многих людей на поиск собственной религиозной истины.
Заключение
Религиозно-этическое учение Льва Толстого представляет собой уникальную философскую систему, основанную на идеалах любви, ненасилия и нравственного самосовершенствования. Его отказ от традиционного христианства и критика церкви сделали его одной из самых спорных фигур в религиозной мысли XIX–XX веков.
Несмотря на отлучение от церкви, Толстой продолжал проповедовать свои взгляды и вдохновил многих последователей, в том числе Ганди. Его идеи остаются актуальными и сегодня, заставляя людей задуматься о смысле жизни, нравственности и личной ответственности перед миром.
4.
Эволюция «семейной темы» в прозе Л. Н. Толстого (по 2–3 произведениям)
Введение
Лев Николаевич Толстой — один из самых глубоких мыслителей русской литературы, уделявший огромное внимание теме семьи, семейных отношений и брака. Писатель рассматривал семью не только как основу общества, но и как важнейший фактор нравственного развития личности. В разных произведениях Толстой по-разному трактовал семейную жизнь, её радости и трагедии, показывая, как мировоззрение человека, его духовные поиски и столкновения с реальностью влияют на его представления о браке и любви.
Понятие «семейная мысль» стало ключевым в творчестве Толстого. В ранних произведениях семья предстаёт как идеальный союз, основанный на искренних чувствах, уважении и взаимопонимании. Однако со временем взгляд писателя становится всё более критическим: он анализирует ложные идеалы брака, влияние общественных норм, социальные противоречия и моральные кризисы внутрисемейных отношений.
Особенно ярко эволюция «семейной мысли» отражена в таких произведениях, как:
• «Семейное счастье» (1859) — ранний роман, в котором идеализированный взгляд на брак сменяется осознанием его сложностей.
• «Анна Каренина» (1875–1877) — глубочайшее исследование семейной трагедии, конфликта между личным счастьем и общественными нормами.
• «Воскресение» (1899) — финальное размышление Толстого о грехе, нравственном искуплении и разрушительной силе ложного семейного счастья.
Развитие этой темы в произведениях Толстого показывает его постепенный переход от традиционного восприятия семьи к поиску нравственного смысла жизни, не зависящего от брака и общественных норм.
Ранняя идеализация семьи: «Семейное счастье»
Рассказ «Семейное счастье» (1859) относится к раннему периоду творчества Толстого, когда он ещё верил в возможность гармоничного семейного союза, основанного на любви и доверии. Главная героиня, молодая девушка Марья Александровна, выходит замуж за Сергея Михалыча, которого она боготворит. В начале их семейной жизни героиня испытывает настоящее счастье: она наслаждается уютом, заботой мужа, покоем домашнего очага.
Однако со временем их отношения меняются. Сергей Михайлыч, будучи старше и опытнее, постепенно отдаляется от жены, а Марья, осознавая монотонность семейной жизни, начинает стремиться к светским развлечениям. В результате супруги отдаляются друг от друга, а прежняя романтическая любовь сменяется спокойной привязанностью, лишённой страсти.
В этом произведении Толстой впервые затрагивает тему разочарования в браке. Он показывает, что семейная жизнь — это не просто идиллия, а постоянная работа над отношениями. В раннем творчестве он ещё не критикует институт семьи, но уже задумывается о трудностях, с которыми сталкиваются супруги.
Трагедия семьи и поиск истинной любви: «Анна Каренина»
Роман «Анна Каренина» стал поворотным моментом в размышлениях Толстого о семье. Если в «Семейном счастье» брак воспринимался как естественная и необходимая часть жизни, то в «Анне Карениной» семья становится полем борьбы между долгом и страстью, обществом и личностью.
Толстой рассматривает две основные семейные линии:
1. Анна Каренина и Алексей Каренин — разрушенная семья, в которой нет настоящей любви.
2. Константин Левин и Кити Щербацкая — семья, стремящаяся к гармонии.
Семья Карениных
Анна выходит замуж за Алексея Каренина, рассчитывая на стабильность, уважение и высокий социальный статус. Однако брак оказывается лишённым любви и душевной близости. Анна встречает Вронского и уходит к нему, но, оторванная от семьи и общества, она не находит счастья и погибает.
На примере Анны Толстой показывает проблему несчастливого брака, в котором люди живут вместе не по любви, а из-за общества и долгов. Анна, нарушая эти нормы, сталкивается с осуждением, что в конечном итоге разрушает её психику и приводит к трагическому финалу.
Семья Левиных
В отличие от Анны, Левин и Кити строят свой брак на искренности, верности и духовном развитии. Левин сомневается в семейной жизни, боится потерять свою независимость, но в итоге осознаёт, что семья даёт глубокий смысл жизни.
В этом романе Толстой приходит к выводу, что идеальный брак возможен только тогда, когда он строится не на страсти, а на уважении, духовной общности и взаимной поддержке.
Разоблачение иллюзий семейного счастья: «Воскресение»
Последний крупный роман Толстого «Воскресение» (1899) показывает заключительный этап его размышлений о семье. В этом произведении семейные ценности полностью пересматриваются, и Толстой приходит к выводу, что истинное счастье заключается не в браке, а в духовном самосовершенствовании.
Главный герой, Дмитрий Нехлюдов, когда-то соблазнил и бросил Катюшу Маслову, которая в результате потеряла честь, попала в тюрьму и стала падшей женщиной. Спустя годы Нехлюдов осознаёт свою вину и пытается искупить её, делая Катюше предложение. Однако она отвергает его, выбирая свою жизнь, свободную от старых обязательств.
Толстой показывает, что традиционный брак не может искупить вину или исправить ошибки прошлого. Он призывает искать нравственное возрождение не в семье, а через внутреннее очищение и помощь людям.
Выводы
Эволюция «мысли семейной» в творчестве Толстого проходит три этапа:
1. Ранний период («Семейное счастье») — семья как источник радости, но требующий осознанной работы над отношениями.
2. Средний период («Анна Каренина») — кризис семьи, конфликт любви и долга, осуждение обществом тех, кто идёт против устоев.
3. Поздний период («Воскресение») — отказ от традиционного понимания семьи, поиск истинного смысла жизни вне брака.
Толстой приходит к выводу, что идеальная семья — это не просто брак по любви, а союз, основанный на духовном родстве и высокой нравственности. Однако в позднем творчестве он сомневается в самой необходимости брака, утверждая, что настоящее счастье возможно только в служении людям и нравственном самосовершенствовании.
Таким образом, тема семьи в творчестве Толстого претерпевает сложную эволюцию, отражая не только личные взгляды писателя, но и глубинные изменения в его философии и отношении к жизни.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением