Ответы на вопросы на стр.229 Часть 2 ГДЗ Коровина Журавлев 5 класс (Литература)
Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровина, Журавлев 5 класс, Просвещение:
Размышляем о прочитанном
1. Есть ли сходство между фольклорными сказками и сказкой Л. Кэрролла? Найдите такие эпизоды, если они существуют.
Я думаю, что между фольклорными сказками и сказкой Л. Кэрролла есть сходство. Главная героиня Алиса попадает в волшебное место, ей нужно преодолеть препятствия (добраться до восьмой линии, чтобы стать Королевой), и на пути ей встречаются волшебные помощники (Чёрная Королева подсказывает, как добраться до восьмой линии, Белый Рыцарь помогает найти опушку). В народных сказках тоже надо выполнить ряд условий, перейти какие-то границы, чтобы кем-то стать. Также в народных сказках у героя тоже всегда имеются волшебные помощники.
2. Как вы думаете, почему Алису остановил Чёрный Рыцарь на Чёрном Коне криком: «Эй, остановись! Шах тебе! Шах!»?
Чёрный Рыцарь на Чёрном Коне остановил Алису криком: «Эй, остановись! Шах тебе! Шах!», потому что Зазеркалье представляет собой шахматную доску. И большинство героев оттуда – шахматные фигуры. Шах – это ситуация, когда фигура (король) оказывается под угрозой взятия на следующем ходу. Чёрный Рыцарь принял Алису за шахматную фигуру и собирался взять её в плен, поэтому произнёс такие слова.
3. В каком тоне и почему описана ссора и поединок рыцарей? Найдите соответствия и несоответствия поведения рыцарей, известные вам из истории и исторических художественных произведений.
Поединок и ссора рыцарей описаны в юмористическом тоне, потому что перед нами не настоящие рыцари, а шахматные фигуры. Но для героев это серьёзная схватка.
Поведение рыцарей соответствует кодексу рыцарей в том, что бьются они за прекрасную даму.
По всем правилам они вызывают соперника на бой; сражаются верхом на коне; признают поражение и приносят извинение.
Оружие же, которым они бьются, совсем не рыцарское – дубинки. Настоящие рыцари сражаются мечами.
Правила боя в сказке Льюиса Кэррола тоже не рыцарские: рыцари здесь должны держать дубинку двумя руками. Если один рыцарь ударит другого, то сшибает его с лошади. А если промахнётся, то падает сам. Рыцари постоянно падают с коней, а настоящие рыцари всегда были хорошими наездниками.
4. Почему Чёрный Рыцарь счёл себя побеждённым?
В Зазеркалье всё странное, и поединок рыцарей тоже был странным. Они решили, что будут драться по правилам, но как бы Алиса ни старалась, она не смогла понять всех правил игры. Вероятно, по одному из неизвестных никому правил Чёрный Рыцарь счел себя побежденным и уступил Алису, хотя их сражение закончилось вничью.
5. Найдите в тексте замеченные вами несообразности и попробуйте объяснить, для чего они потребовались автору, как они должны были подействовать на воображение читателя.
Несообразности в тексте:
- деревянный ящик для писем, надеваемый вверх дном во время дождя (стр. 220);
- пустой улей для пчёл и мышеловка, привязанные к седлу Белого Рыцаря (стр. 220);
- средство от выпадения волос (стр. 221);
- новый способ «перелезания» через калитку, придуманный Рыцарем (стр. 224);
- шлем, похожий на сахарную голову (стр. 224);
- пудинг из промокашки, пороха и сургуча (стр. 226).
Такие несообразности помогают автору создать особый мир, не похожий на настоящий, и таким образом развивать воображение читателя.
Творческие задания
1. Какое впечатление произвела на вас Алиса? Напомнила ли она вам кого-нибудь из героев прочитанных ранее народных или литературных сказок? Дайте развёрнутый устный ответ на этот вопрос.
Мне очень понравилась Алиса. Она воспитанная, вежливая девочка, которая смогла справиться со всеми странностями Зазеркалья и вернуться домой. Алиса напомнила мне Элли из книги А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»: обе героини оказались в волшебном мире и должны были преодолеть трудности, чтобы вернуться домой.
Также Алиса напоминает мне героев русских народных сказок: им всем приходилось справляться с препятствиями, а также им встречались волшебные помощники.
Прежде всего, это девочка Маша из сказки «Маша и медведь», которая отличалась редкой целеустремлённостью, использовала обстоятельства, чтобы добиться своей цели – попасть домой.
Также Алиса напомнила мне Колобка. Который тоже был целеустремлённым и не представлял, куда заведёт его лесная тропинка. Так и Алиса не знает, что произойдёт с ней в следующий момент.
2. Постарайтесь найти эпизоды, в которых ярко проявилась игра слов, когда слова имеют несколько значений. С какой целью писатель использовал этот приём?
1. «... единственная трудность в ногах – как поднять их наверх. Голова и так наверху! Значит, так: сначала кладём голову на калитку – голова, значит, уже наверху. Потом становимся на голову – тогда и ноги тоже наверху...».
Обыгрывается слово «наверху». Для Рыцаря «наверху» связано не со значением «поднять вверх» (ноги), а «находящийся на верхней части» (тела), поэтому, чтобы ноги оказались наверху, их надо не поднять, а надо встать на голову, именно тогда ноги станут верхней частью тела.
2. «... ведь хватка у него крепкая...
– Ну, это совсем другая крепость! – заметила Алиса.
–Уверяю тебя, тут были всякие крепости – и та, и эта!»
Обыгрывается слово «крепость» (сила духа и строение, сооружение).
3. «Чем ниже моя голова, тем глубже мои мысли!»
Обыгрывается слово «глубже»: мысли глубже - серьёзнее, точнее, научнее, а Рыцарь использует слово «глубже» в значении «под землёй».
4. «Ветер тут в лесу такой сильный, что прямо рвёт волосы с корнем!»
Сильный ветер развевает волосы, а не выдёргивает их рукой, с корнями.
5. «Тогда он наконец догадался снять шлем. Нелегко ему было вытащить меня оттуда, а ведь хватка у него крепкая, как… как… как… ром!»
Обыгрывается слово «крепкий». Крепким может быть материал, его трудно порвать; или организм, то есть выносливый, сильный; или сильный духовно, стойкий; или крепкое слово, надёжное; или крепкий мороз, очень сильный; или крепкий чай, очень насыщенный; или крепкая жизнь, с большими средствами, с достатком; или крепкий напиток, спиртной. Автор сравнивает хватку по крепости со спиртным напитком, хотя речь идёт о физической силе.
Автор использует этот приём, чтобы показать, насколько разнообразен может быть окружающий мир, и как по-разному его можно воспринимать. Наше восприятие зависит от привычек и общепринятой точки зрения, но может мы просто слишком мало знаем о мире, чтобы понимать его правильно?
Игра слов помогает писателю создавать смешные ситуации.
Популярные решебники 5 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением