Ответы на вопросы на стр.231 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Творческие задания1. В повести «Дни и ночи» немаловажное место занимает дом Конюкова, называемый так по имени сержанта, который защищает его от немцев, считая «своим»....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Творческие задания
1. В повести «Дни и ночи» немаловажное место занимает дом Конюкова, называемый так по имени сержанта, который защищает его от немцев, считая «своим». Вспомните подобные факты, имевшие место в истории Великой Отечественной войны. Кто из поэтов и писателей посвятил этой теме свои произведения? Сделайте сообщение.
Символика дома как воплощение Родины в литературе Великой Отечественной войны
В повести Константина Симонова «Дни и ночи» дом Конюкова занимает центральное место как символ не только материального пространства, но и духовного сопротивления врагу. Этот дом, названный по имени сержанта Конюкова, который сражается за его сохранение, становится воплощением глубокой связи солдата с Родиной. Для героев повести защита дома не сводится лишь к военной задаче, это проявление их преданности отечественным ценностям, их исторической памяти, их любви к земле, где они родились и выросли. Дом Конюкова символизирует все то, что связывает человека с его культурой, историей и корнями, делая борьбу за его сохранение актом высшего патриотизма.
Симонов не единственный, кто обращался к теме дома как символа Родины. Эта тема стала важным мотивом в литературе и поэзии, посвященной Великой Отечественной войне. Литературные произведения того времени стремились не только передать атмосферу военных лет, но и подчеркнуть значение родного дома как опоры для героев, которые боролись за свободу. Например, Лев Толстой в эпопее «Война и мир» подробно раскрывает значение дома как символа национального единства. Усадьбы Болконских и Ростовых становятся олицетворением мира, уюта и стабильности, которые герои стремятся защитить от разрушений войны.
Алексей Толстой в пьесе «Русский характер» также акцентирует внимание на важности дома как символа несгибаемой воли народа. Герои произведения демонстрируют, как любовь к родным местам дает им силы противостоять врагу, несмотря на все тяготы и потери. В произведении Толстого подчеркивается, что дом – это не просто строение, а целый мир, наполненный воспоминаниями, культурными ценностями и историей, которые человек готов защищать до последнего.
В поэзии Великой Отечественной войны дом как символ Родины нашел свое отражение в произведениях Александра Твардовского. В «Василии Теркине» тема дома присутствует на протяжении всего повествования. Для Теркина дом – это то, что дает ему силы продолжать борьбу, место, куда он стремится вернуться, и то, что он не готов отдать врагу. В стихотворении Константина Симонова «Если дорог тебе твой дом...» этот мотив раскрывается особенно эмоционально. Симонов подчеркивает, что дом – это воплощение всего самого дорогого: семьи, традиций, памяти предков. Автор обращается к чувствам читателей, напоминая, что только их усилия могут сохранить этот дом от разрушений.
Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека» также подчеркивает значение дома как символа, который объединяет героев и дает им силы для борьбы. Андрей Соколов, потерявший свой дом, но сохранивший любовь к Родине, становится символом мужества и несгибаемости.
Особое внимание к символике дома уделяется в пьесе Константина Симонова «Русские люди». Герои этой пьесы защищают дом не только как физическое пространство, но и как воплощение их родины, их идентичности. Дом становится не просто местом, где они жили, но и символом их стремления сохранить свою культуру, свои традиции и свою историю.
Таким образом, дом Конюкова в повести «Дни и ночи» Константина Симонова и другие литературные примеры подчеркивают, что дом является важнейшим символом в произведениях, посвященных Великой Отечественной войне. Он воплощает не только физическое место, но и духовную связь человека с его Родиной, служит источником вдохновения и сил в самых тяжелых испытаниях. Такие произведения напоминают нам о важности сохранения этой связи, о том, что защита Родины начинается с защиты того, что человеку дорого и близко.
2. В повести «Дни и ночи» есть такой диалог Сабурова и Конюкова: «— Как, привык к бомбам? - Так точно, привык. Уж он („он" на солдатском языке неизменно означало — немец) бросает их, бросает, приучает, приучает, как же тут не привыкнуть!» Как проявляется «толстовская» традиция в изображении миропонимания и склада речи простых людей на войне? Напишите эссе на тему «Конюков и Тушин».
Конюков и Тушин
В повести Константина Симонова «Дни и ночи» эпизод с диалогом Сабурова и Конюкова отражает связь с толстовской традицией изображения простого солдата, обладающего внутренней силой и философским отношением к жизни. В этом диалоге звучат черты миропонимания, которые перекликаются с образом артиллериста Тушина из романа Льва Толстого «Война и мир». Конюков, подобно Тушину, является собирательным образом простого человека, чьё мировоззрение формируется в условиях войны, но остаётся неразрывно связанным с его жизненным опытом, здравым смыслом и естественной человечностью.
Диалог Сабурова и Конюкова: «Как, привык к бомбам? — Так точно, привык. Уж он („он“ на солдатском языке незменно означало — немец) бросает их, бросает, приучает, приучает, как же тут не привыкнуть!» — на первый взгляд кажется простым, лишённым драматизма. Однако в нём кроется глубокий смысл. Реплика Конюкова передаёт философское принятие происходящего. Солдат не драматизирует события, не задаётся метафизическими вопросами о войне и её смысле. Вместо этого он признаёт неизбежность происходящего и адаптируется к нему. Эта способность приспосабливаться к жестоким реалиям войны — один из центральных мотивов, которые Толстой поднимал в «Войне и мире», изображая героев, для которых война становится частью их жизненного опыта.
Речь Конюкова — ещё один важный элемент, связанный с толстовской традицией. Простота и точность его высказываний, отсутствие высокопарности и пафоса подчёркивают подлинность образа. Его фраза о том, как «он (немец) бросает, приучает», звучит одновременно сдержанно и насмешливо. В этих словах можно услышать и стойкость, и своеобразный русский юмор, который помогает выдерживать самые тяжёлые испытания. Толстой, описывая Тушина и других солдат, также уделял внимание их речи, через которую раскрывалась естественная мудрость и характер простых людей. Конюков, как и Тушин, не является стратегом или идеологом — он просто делает своё дело и сохраняет при этом здравый смысл.
Образ дома, который защищает Конюков, усиливает параллели с толстовской традицией. Дом для Конюкова — это не просто укрытие, а символ родного, своего, чего-то неизменного и близкого. Защита этого дома становится для него вопросом не только долга, но и личной привязанности. Аналогично Толстой в «Войне и мире» показывает, что война для солдат не абстрактное понятие, а борьба за сохранение того, что им дорого, — семьи, дома, близких. Конюков готов стоять до конца, потому что этот дом — его, а значит, защищая его, он защищает свою идентичность, своё место в мире.
Ещё одной чертой толстовской традиции является изображение войны не как места для героических подвигов, а как пространства, где каждый человек проявляет свою человечность. Конюков, с его сдержанной стойкостью, не говорит высоких слов о патриотизме, но в его поступках видно, что он движим чувством глубокой привязанности к своей земле и готовностью выполнить свой долг. Толстой в «Войне и мире» показывает это через таких героев, как Тушин, чьи действия продиктованы не желанием славы, а внутренним осознанием ответственности за свою землю.
Таким образом, образ Конюкова в повести Симонова продолжает толстовскую традицию. Это простота и мудрость героя, его внутренняя стойкость, проявляющаяся не в громких речах, а в сдержанных действиях, его речь, отражающая правду о войне, и глубинная связь с домом и родной землёй. Через Конюкова Симонов показывает, что героизм на войне заключается не в подвигах ради славы, а в ежедневной борьбе за то, что дорого сердцу.
3. Объясните смысл реплики Сергея Луконина («Парень из нашего города»): «Победу одни живые не делают. Её пополам делают: живые и мёртвые». Покажите закономерность выбора заглавия героической эпопеи «Живые и мёртвые», исходя из использования художественного образа «живых и мёртвых» в лирике и драматургии К. Симонова.
Смысл реплики Сергея Луконина «Победу одни живые не делают. Её пополам делают: живые и мёртвые» из произведения «Парень из нашего города» раскрывает глубокую философию осмысления войны и её результатов. Эти слова подчёркивают, что победа в любой войне, особенно в Великой Отечественной, невозможна без того, чтобы учесть цену, заплаченную теми, кто остался на полях сражений. Победа создаётся усилиями живых, продолжающих бороться, но их достижения зиждутся на жертвах мёртвых — тех, кто отдал свою жизнь, защищая Родину.
Луконин в этой реплике формулирует мысль о неразрывной связи между прошлым и настоящим, между теми, кто погиб, и теми, кто выжил. «Мёртвые» здесь — это не просто павшие, но и символ памяти, долга, ответственности, которые живые несут перед ними. Победа становится общим делом всех, кто боролся за неё, вне зависимости от того, остались они в живых или нет. Это утверждение также содержит важное напоминание: нельзя забывать о тех, кто не вернулся с войны, ведь их жертва была столь же значима, как и действия тех, кто продолжил борьбу.
Кроме того, эта реплика отражает коллективный характер победы. Она достигается усилиями всех — от тех, кто сражался на передовой, до тех, кто поддерживал страну в тылу. Но в этом коллективном подвиге мёртвые занимают особое место, потому что их жертва является самым высоким проявлением любви к Родине и преданности своему долгу.
Реплика Луконина органично вписывается в контекст времени, когда идея памяти о погибших героях была особенно важна. Для поколения, пережившего войну, было необходимо сохранять память о каждом павшем, чтобы их смерть не казалась напрасной. Таким образом, эта фраза становится выражением уважения к подвигу всех, кто защищал Родину, и подчёркивает необходимость сохранить эту память для будущих поколений.
Рассуждая шире, слова Луконина перекликаются с ключевыми темами всей литературы о войне, в том числе с произведениями Константина Симонова. Например, в его эпопее «Живые и мёртвые» идея общей победы, созданной совместными усилиями живых и павших, проходит через весь текст. Симонов подчёркивает, что война — это не только испытание для живых, но и долг перед мёртвыми, которые отдали всё ради будущего.
Таким образом, реплика Луконина выражает не только трагизм войны, но и её величие как момента единения поколений. Победа становится возможной лишь тогда, когда живые осознают свою связь с мёртвыми, продолжают их дело и чтят их память.
Заглавие героической эпопеи Константина Симонова «Живые и мёртвые» отражает не только суть самого произведения, но и ключевую идею, пронизывающую всё творчество писателя. Оно является символическим обобщением героического опыта народа в Великой Отечественной войне, где судьбы живых неразрывно связаны с памятью о мёртвых, а будущее — с жертвами прошлого.
В лирике Симонова образ «живых и мёртвых» часто встречается в стихах, посвящённых войне. Например, в знаменитом стихотворении «Жди меня» живая любовь и память о погибших героях переплетаются, создавая ощущение неразрывности между живущими и ушедшими. Эта тема выражает не только скорбь по погибшим, но и ответственность перед ними, требующую продолжения их дела. В стихотворении «Если дорог тебе твой дом…» Симонов поднимает тему долга перед теми, кто отдал свою жизнь за Родину, призывая живых продолжать борьбу, чтобы оправдать жертвы павших.
В драматургии Симонова эта идея также раскрывается через конфликты, взаимоотношения и поступки героев. В пьесе «Русские люди» показан героизм тех, кто сражается на передовой, но особое внимание уделяется памяти о погибших, которая становится моральным ориентиром для живых. Героизм «мёртвых» вдохновляет «живых» на дальнейшую борьбу, а их подвиг служит напоминанием о ценности свободы и справедливости, за которые они отдали свою жизнь.
Само заглавие «Живые и мёртвые» в эпопее подводит итог этим размышлениям Симонова о войне. Оно отражает идею, что победа достигается не только усилиями тех, кто сражается, но и ценой жертв тех, кто погиб. В контексте романа живые герои постоянно ощущают присутствие мёртвых: их память, подвиг, уроки и примеры становятся неотъемлемой частью их собственной борьбы. Война воспринимается как совместное дело, объединяющее поколения — тех, кто уже ушёл, и тех, кто продолжает жить и сражаться.
Таким образом, выбор заглавия «Живые и мёртвые» закономерен и символичен, поскольку он отражает не только историческую правду войны, но и философский взгляд Симонова на её суть. Это название подчёркивает, что война — это не только момент героизма и трагедии, но и мощное единение живых и ушедших, где жертва каждого становится частью общей победы.
4. Подготовьте устное сообщение о сходных мотивах эпопеи «Живые и мёртвые» и других произведений К. Симонова (на выбор).
Сходные мотивы в эпопее «Живые и мёртвые» и других произведениях К. Симонова
Творчество Константина Симонова пронизано мотивами героизма, долга, памяти и человеческой стойкости перед лицом войны. Эти темы ярко отражены в его героической эпопее «Живые и мёртвые», а также в других произведениях, таких как стихотворение «Жди меня», пьеса «Русские люди» и роман «Солдатами не рождаются». Все они связаны единой философией осмысления войны и её влияния на человека.
В «Живых и мёртвых» центральным мотивом становится неразрывная связь поколений — живых и павших героев. Симонов подчёркивает, что война — это общее дело, объединяющее тех, кто продолжает бороться, и тех, кто уже отдал свои жизни. Этот мотив ярко выражен в судьбе Ивана Синцова, который на протяжении романа сталкивается с последствиями войны, с памятью о погибших товарищах, с необходимостью продолжать их дело. Подвиг мёртвых становится для него моральным ориентиром и источником силы.
Схожий мотив звучит в стихотворении «Жди меня». Здесь личная тема любви переплетается с более масштабной идеей стойкости перед войной. Ожидание героя становится символом верности и связи с теми, кто сражается. Подобно «Живым и мёртвым», стихотворение подчёркивает, что победа невозможна без поддержки и памяти, которые объединяют живых с теми, кто погиб или находится вдали.
В пьесе «Русские люди» Симонов развивает идею коллективного героизма. Мотив ответственности перед Родиной и павшими героями пронизывает судьбы всех персонажей. За каждым их поступком стоит осознание, что они продолжают дело тех, кто уже отдал свои жизни, и что их борьба имеет глубокий смысл, связанный с будущим страны и сохранением памяти о жертвах войны.
Роман «Солдатами не рождаются» раскрывает внутренний путь героя, формирующегося под влиянием войны. Здесь, как и в «Живых и мёртвых», Симонов подчёркивает, что война не только разрушает, но и создаёт новых людей, способных на подвиг. Мотив связи живых с мёртвыми прослеживается в воспоминаниях героев, в их осознании, что каждый бой — это продолжение общего дела, начатого теми, кто уже погиб.
Во всех этих произведениях центральной остаётся тема памяти. Симонов акцентирует внимание на том, что победа достигается не только действиями живых, но и благодаря жертвам мёртвых. Память о павших становится неотъемлемой частью их борьбы, источником вдохновения и силы для живых. Эта идея объединяет «Живых и мёртвых» с другими произведениями писателя, подчёркивая его взгляд на войну как на трагедию, которая, несмотря на всю свою жестокость, способна объединять людей и укреплять их дух.
Таким образом, сходные мотивы в эпопее «Живые и мёртвые» и других произведениях Симонова показывают, что его творчество строится вокруг идеи героизма, человеческой стойкости и неразрывной связи между прошлым, настоящим и будущим. Через свои произведения он напоминает, что память о мёртвых и действия живых вместе создают ту силу, которая позволяет побеждать даже в самых тяжёлых обстоятельствах.
5. Подготовьте сообщение на тему «Русский национальный характер в рассказах и очерках К. Симонова».
Следует обратить внимание на художественные и публицистические произведения писателя, где проблема национального характера выдвигалась на первый план: «Русское сердце», «Русская душа». Необходимо показать, как эту же тему развивали другие авторы, изучавшие особенности русского характера в условиях войны (М. Шолохов, Л. Толстой, Л. Леонов), а также продолжали эту тему в драматургии (Симонов — пьеса «Русские люди»).
Русский национальный характер в рассказах и очерках К. Симонова
Тема русского национального характера занимает центральное место в художественном и публицистическом творчестве Константина Симонова. В его рассказах, очерках и пьесах раскрываются черты, которые писатель считал ключевыми для понимания души русского народа: стойкость, самоотверженность, стремление к справедливости, любовь к Родине и способность сохранять человечность даже в самых тяжёлых обстоятельствах.
В очерке «Русское сердце» Симонов показывает, как простые люди, солдаты и офицеры, проявляют высшую форму героизма в условиях войны. Это не героизм ради славы, а внутреннее чувство долга и ответственность перед Родиной. Герои очерка воплощают силу духа, смелость и упорство, которые помогают преодолевать невероятные трудности. Их поступки кажутся естественными, потому что для них они продиктованы не внешними обстоятельствами, а глубинными моральными ценностями, которые Симонов считал основой русского национального характера.
В рассказах и очерках, таких как «Русская душа», Симонов подчёркивает ещё одну важную черту русского человека — способность к состраданию и заботе о других. На войне, где царят страх и жестокость, его герои сохраняют доброту, помогают товарищам, поддерживают тех, кто оказался в трудной ситуации. Этот гуманизм и верность моральным принципам выделяются как особенность национального характера, связывая прошлое и настоящее русского народа.
Особенности русского национального характера Симонов раскрывает и в драматургии, особенно в пьесе «Русские люди». Герои пьесы — это простые люди, которые в условиях войны проявляют не только мужество, но и уникальную способность к самоорганизации, находчивости и принятию сложных решений. Их поведение отражает глубинные черты национального характера: упорство, стремление к правде и готовность к самопожертвованию ради высшей цели. В пьесе звучит мысль о том, что именно эти качества помогли русскому народу выдержать испытания войны и одержать победу.
Эти черты национального характера — стойкость, гуманизм и любовь к Родине — находит отражение и у других авторов, писавших о войне. Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека» изображает Андрея Соколова как человека, чья сила духа и моральные принципы помогают ему не только выжить, но и сохранить чувство собственного достоинства. Алексей Толстой в «Русском характере» акцентирует внимание на внутреннем благородстве и готовности к самопожертвованию, которые он считает важнейшими качествами русского человека. Лев Толстой в «Войне и мире» также показывает, что именно стойкость, моральная сила и стремление к свободе объединяют русских людей в самые тяжёлые времена.
Таким образом, рассказы и очерки Константина Симонова, а также его драматургия, становятся важной частью литературы о русском национальном характере. Симонов выделяет те качества, которые помогли русскому народу пережить войны и трудности, и связывает их с общей исторической памятью. Это стойкость, ответственность, человечность и любовь к своей Родине — черты, которые не только определяют национальный характер, но и вдохновляют на подвиг, объединяя прошлое, настоящее и будущее.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением