Ответы на вопросы на стр.231 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)












Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Творческие задания
1. В повести «Дни и ночи» немаловажное место занимает дом Конюкова, называемый так по имени сержанта, который защищает его от немцев, считая «своим». Вспомните подобные факты, имевшие место в истории Великой Отечественной войны. Кто из поэтов и писателей посвятил этой теме свои произведения? Сделайте сообщение.
Символика дома как воплощение Родины в литературе Великой Отечественной войны
В повести Константина Симонова «Дни и ночи» дом Конюкова занимает центральное место как символ не только материального пространства, но и духовного сопротивления врагу. Этот дом, названный по имени сержанта Конюкова, который сражается за его сохранение, становится воплощением глубокой связи солдата с Родиной. Для героев повести защита дома не сводится лишь к военной задаче, это проявление их преданности отечественным ценностям, их исторической памяти, их любви к земле, где они родились и выросли. Дом Конюкова символизирует все то, что связывает человека с его культурой, историей и корнями, делая борьбу за его сохранение актом высшего патриотизма.
Симонов не единственный, кто обращался к теме дома как символа Родины. Эта тема стала важным мотивом в литературе и поэзии, посвященной Великой Отечественной войне. Литературные произведения того времени стремились не только передать атмосферу военных лет, но и подчеркнуть значение родного дома как опоры для героев, которые боролись за свободу. Например, Лев Толстой в эпопее «Война и мир» подробно раскрывает значение дома как символа национального единства. Усадьбы Болконских и Ростовых становятся олицетворением мира, уюта и стабильности, которые герои стремятся защитить от разрушений войны.
Алексей Толстой в пьесе «Русский характер» также акцентирует внимание на важности дома как символа несгибаемой воли народа. Герои произведения демонстрируют, как любовь к родным местам дает им силы противостоять врагу, несмотря на все тяготы и потери. В произведении Толстого подчеркивается, что дом – это не просто строение, а целый мир, наполненный воспоминаниями, культурными ценностями и историей, которые человек готов защищать до последнего.
В поэзии Великой Отечественной войны дом как символ Родины нашел свое отражение в произведениях Александра Твардовского. В «Василии Теркине» тема дома присутствует на протяжении всего повествования. Для Теркина дом – это то, что дает ему силы продолжать борьбу, место, куда он стремится вернуться, и то, что он не готов отдать врагу. В стихотворении Константина Симонова «Если дорог тебе твой дом...» этот мотив раскрывается особенно эмоционально. Симонов подчеркивает, что дом – это воплощение всего самого дорогого: семьи, традиций, памяти предков. Автор обращается к чувствам читателей, напоминая, что только их усилия могут сохранить этот дом от разрушений.
Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека» также подчеркивает значение дома как символа, который объединяет героев и дает им силы для борьбы. Андрей Соколов, потерявший свой дом, но сохранивший любовь к Родине, становится символом мужества и несгибаемости.
Особое внимание к символике дома уделяется в пьесе Константина Симонова «Русские люди». Герои этой пьесы защищают дом не только как физическое пространство, но и как воплощение их родины, их идентичности. Дом становится не просто местом, где они жили, но и символом их стремления сохранить свою культуру, свои традиции и свою историю.
Таким образом, дом Конюкова в повести «Дни и ночи» Константина Симонова и другие литературные примеры подчеркивают, что дом является важнейшим символом в произведениях, посвященных Великой Отечественной войне. Он воплощает не только физическое место, но и духовную связь человека с его Родиной, служит источником вдохновения и сил в самых тяжелых испытаниях. Такие произведения напоминают нам о важности сохранения этой связи, о том, что защита Родины начинается с защиты того, что человеку дорого и близко.
2. В повести «Дни и ночи» есть такой диалог Сабурова и Конюкова: «— Как, привык к бомбам? - Так точно, привык. Уж он („он" на солдатском языке неизменно означало — немец) бросает их, бросает, приучает, приучает, как же тут не привыкнуть!» Как проявляется «толстовская» традиция в изображении миропонимания и склада речи простых людей на войне? Напишите эссе на тему «Конюков и Тушин».
Конюков и Тушин
В повести Константина Симонова «Дни и ночи» эпизод с диалогом Сабурова и Конюкова отражает связь с толстовской традицией изображения простого солдата, обладающего внутренней силой и философским отношением к жизни. В этом диалоге звучат черты миропонимания, которые перекликаются с образом артиллериста Тушина из романа Льва Толстого «Война и мир». Конюков, подобно Тушину, является собирательным образом простого человека, чьё мировоззрение формируется в условиях войны, но остаётся неразрывно связанным с его жизненным опытом, здравым смыслом и естественной человечностью.
Диалог Сабурова и Конюкова: «Как, привык к бомбам? — Так точно, привык. Уж он („он“ на солдатском языке незменно означало — немец) бросает их, бросает, приучает, приучает, как же тут не привыкнуть!» — на первый взгляд кажется простым, лишённым драматизма. Однако в нём кроется глубокий смысл. Реплика Конюкова передаёт философское принятие происходящего. Солдат не драматизирует события, не задаётся метафизическими вопросами о войне и её смысле. Вместо этого он признаёт неизбежность происходящего и адаптируется к нему. Эта способность приспосабливаться к жестоким реалиям войны — один из центральных мотивов, которые Толстой поднимал в «Войне и мире», изображая героев, для которых война становится частью их жизненного опыта.
Речь Конюкова — ещё один важный элемент, связанный с толстовской традицией. Простота и точность его высказываний, отсутствие высокопарности и пафоса подчёркивают подлинность образа. Его фраза о том, как «он (немец) бросает, приучает», звучит одновременно сдержанно и насмешливо. В этих словах можно услышать и стойкость, и своеобразный русский юмор, который помогает выдерживать самые тяжёлые испытания. Толстой, описывая Тушина и других солдат, также уделял внимание их речи, через которую раскрывалась естественная мудрость и характер простых людей. Конюков, как и Тушин, не является стратегом или идеологом — он просто делает своё дело и сохраняет при этом здравый смысл.
Образ дома, который защищает Конюков, усиливает параллели с толстовской традицией. Дом для Конюкова — это не просто укрытие, а символ родного, своего, чего-то неизменного и близкого. Защита этого дома становится для него вопросом не только долга, но и личной привязанности. Аналогично Толстой в «Войне и мире» показывает, что война для солдат не абстрактное понятие, а борьба за сохранение того, что им дорого, — семьи, дома, близких. Конюков готов стоять до конца, потому что этот дом — его, а значит, защищая его, он защищает свою идентичность, своё место в мире.
Ещё одной чертой толстовской традиции является изображение войны не как места для героических подвигов, а как пространства, где каждый человек проявляет свою человечность. Конюков, с его сдержанной стойкостью, не говорит высоких слов о патриотизме, но в его поступках видно, что он движим чувством глубокой привязанности к своей земле и готовностью выполнить свой долг. Толстой в «Войне и мире» показывает это через таких героев, как Тушин, чьи действия продиктованы не желанием славы, а внутренним осознанием ответственности за свою землю.
Таким образом, образ Конюкова в повести Симонова продолжает толстовскую традицию. Это простота и мудрость героя, его внутренняя стойкость, проявляющаяся не в громких речах, а в сдержанных действиях, его речь, отражающая правду о войне, и глубинная связь с домом и родной землёй. Через Конюкова Симонов показывает, что героизм на войне заключается не в подвигах ради славы, а в ежедневной борьбе за то, что дорого сердцу.
3. Объясните смысл реплики Сергея Луконина («Парень из нашего города»): «Победу одни живые не делают. Её пополам делают: живые и мёртвые». Покажите закономерность выбора заглавия героической эпопеи «Живые и мёртвые», исходя из использования художественного образа «живых и мёртвых» в лирике и драматургии К. Симонова.
Смысл реплики Сергея Луконина «Победу одни живые не делают. Её пополам делают: живые и мёртвые» из произведения «Парень из нашего города» раскрывает глубокую философию осмысления войны и её результатов. Эти слова подчёркивают, что победа в любой войне, особенно в Великой Отечественной, невозможна без того, чтобы учесть цену, заплаченную теми, кто остался на полях сражений. Победа создаётся усилиями живых, продолжающих бороться, но их достижения зиждутся на жертвах мёртвых — тех, кто отдал свою жизнь, защищая Родину.
Луконин в этой реплике формулирует мысль о неразрывной связи между прошлым и настоящим, между теми, кто погиб, и теми, кто выжил. «Мёртвые» здесь — это не просто павшие, но и символ памяти, долга, ответственности, которые живые несут перед ними. Победа становится общим делом всех, кто боролся за неё, вне зависимости от того, остались они в живых или нет. Это утверждение также содержит важное напоминание: нельзя забывать о тех, кто не вернулся с войны, ведь их жертва была столь же значима, как и действия тех, кто продолжил борьбу.
Кроме того, эта реплика отражает коллективный характер победы. Она достигается усилиями всех — от тех, кто сражался на передовой, до тех, кто поддерживал страну в тылу. Но в этом коллективном подвиге мёртвые занимают особое место, потому что их жертва является самым высоким проявлением любви к Родине и преданности своему долгу.
Реплика Луконина органично вписывается в контекст времени, когда идея памяти о погибших героях была особенно важна. Для поколения, пережившего войну, было необходимо сохранять память о каждом павшем, чтобы их смерть не казалась напрасной. Таким образом, эта фраза становится выражением уважения к подвигу всех, кто защищал Родину, и подчёркивает необходимость сохранить эту память для будущих поколений.
Рассуждая шире, слова Луконина перекликаются с ключевыми темами всей литературы о войне, в том числе с произведениями Константина Симонова. Например, в его эпопее «Живые и мёртвые» идея общей победы, созданной совместными усилиями живых и павших, проходит через весь текст. Симонов подчёркивает, что война — это не только испытание для живых, но и долг перед мёртвыми, которые отдали всё ради будущего.
Таким образом, реплика Луконина выражает не только трагизм войны, но и её величие как момента единения поколений. Победа становится возможной лишь тогда, когда живые осознают свою связь с мёртвыми, продолжают их дело и чтят их память.
Заглавие героической эпопеи Константина Симонова «Живые и мёртвые» отражает не только суть самого произведения, но и ключевую идею, пронизывающую всё творчество писателя. Оно является символическим обобщением героического опыта народа в Великой Отечественной войне, где судьбы живых неразрывно связаны с памятью о мёртвых, а будущее — с жертвами прошлого.
В лирике Симонова образ «живых и мёртвых» часто встречается в стихах, посвящённых войне. Например, в знаменитом стихотворении «Жди меня» живая любовь и память о погибших героях переплетаются, создавая ощущение неразрывности между живущими и ушедшими. Эта тема выражает не только скорбь по погибшим, но и ответственность перед ними, требующую продолжения их дела. В стихотворении «Если дорог тебе твой дом…» Симонов поднимает тему долга перед теми, кто отдал свою жизнь за Родину, призывая живых продолжать борьбу, чтобы оправдать жертвы павших.
В драматургии Симонова эта идея также раскрывается через конфликты, взаимоотношения и поступки героев. В пьесе «Русские люди» показан героизм тех, кто сражается на передовой, но особое внимание уделяется памяти о погибших, которая становится моральным ориентиром для живых. Героизм «мёртвых» вдохновляет «живых» на дальнейшую борьбу, а их подвиг служит напоминанием о ценности свободы и справедливости, за которые они отдали свою жизнь.
Само заглавие «Живые и мёртвые» в эпопее подводит итог этим размышлениям Симонова о войне. Оно отражает идею, что победа достигается не только усилиями тех, кто сражается, но и ценой жертв тех, кто погиб. В контексте романа живые герои постоянно ощущают присутствие мёртвых: их память, подвиг, уроки и примеры становятся неотъемлемой частью их собственной борьбы. Война воспринимается как совместное дело, объединяющее поколения — тех, кто уже ушёл, и тех, кто продолжает жить и сражаться.
Таким образом, выбор заглавия «Живые и мёртвые» закономерен и символичен, поскольку он отражает не только историческую правду войны, но и философский взгляд Симонова на её суть. Это название подчёркивает, что война — это не только момент героизма и трагедии, но и мощное единение живых и ушедших, где жертва каждого становится частью общей победы.
4. Подготовьте устное сообщение о сходных мотивах эпопеи «Живые и мёртвые» и других произведений К. Симонова (на выбор).
Сходные мотивы в эпопее «Живые и мёртвые» и других произведениях К. Симонова
Творчество Константина Симонова пронизано мотивами героизма, долга, памяти и человеческой стойкости перед лицом войны. Эти темы ярко отражены в его героической эпопее «Живые и мёртвые», а также в других произведениях, таких как стихотворение «Жди меня», пьеса «Русские люди» и роман «Солдатами не рождаются». Все они связаны единой философией осмысления войны и её влияния на человека.
В «Живых и мёртвых» центральным мотивом становится неразрывная связь поколений — живых и павших героев. Симонов подчёркивает, что война — это общее дело, объединяющее тех, кто продолжает бороться, и тех, кто уже отдал свои жизни. Этот мотив ярко выражен в судьбе Ивана Синцова, который на протяжении романа сталкивается с последствиями войны, с памятью о погибших товарищах, с необходимостью продолжать их дело. Подвиг мёртвых становится для него моральным ориентиром и источником силы.
Схожий мотив звучит в стихотворении «Жди меня». Здесь личная тема любви переплетается с более масштабной идеей стойкости перед войной. Ожидание героя становится символом верности и связи с теми, кто сражается. Подобно «Живым и мёртвым», стихотворение подчёркивает, что победа невозможна без поддержки и памяти, которые объединяют живых с теми, кто погиб или находится вдали.
В пьесе «Русские люди» Симонов развивает идею коллективного героизма. Мотив ответственности перед Родиной и павшими героями пронизывает судьбы всех персонажей. За каждым их поступком стоит осознание, что они продолжают дело тех, кто уже отдал свои жизни, и что их борьба имеет глубокий смысл, связанный с будущим страны и сохранением памяти о жертвах войны.
Роман «Солдатами не рождаются» раскрывает внутренний путь героя, формирующегося под влиянием войны. Здесь, как и в «Живых и мёртвых», Симонов подчёркивает, что война не только разрушает, но и создаёт новых людей, способных на подвиг. Мотив связи живых с мёртвыми прослеживается в воспоминаниях героев, в их осознании, что каждый бой — это продолжение общего дела, начатого теми, кто уже погиб.
Во всех этих произведениях центральной остаётся тема памяти. Симонов акцентирует внимание на том, что победа достигается не только действиями живых, но и благодаря жертвам мёртвых. Память о павших становится неотъемлемой частью их борьбы, источником вдохновения и силы для живых. Эта идея объединяет «Живых и мёртвых» с другими произведениями писателя, подчёркивая его взгляд на войну как на трагедию, которая, несмотря на всю свою жестокость, способна объединять людей и укреплять их дух.
Таким образом, сходные мотивы в эпопее «Живые и мёртвые» и других произведениях Симонова показывают, что его творчество строится вокруг идеи героизма, человеческой стойкости и неразрывной связи между прошлым, настоящим и будущим. Через свои произведения он напоминает, что память о мёртвых и действия живых вместе создают ту силу, которая позволяет побеждать даже в самых тяжёлых обстоятельствах.
5. Подготовьте сообщение на тему «Русский национальный характер в рассказах и очерках К. Симонова».
Следует обратить внимание на художественные и публицистические произведения писателя, где проблема национального характера выдвигалась на первый план: «Русское сердце», «Русская душа». Необходимо показать, как эту же тему развивали другие авторы, изучавшие особенности русского характера в условиях войны (М. Шолохов, Л. Толстой, Л. Леонов), а также продолжали эту тему в драматургии (Симонов — пьеса «Русские люди»).
Русский национальный характер в рассказах и очерках К. Симонова
Тема русского национального характера занимает центральное место в художественном и публицистическом творчестве Константина Симонова. В его рассказах, очерках и пьесах раскрываются черты, которые писатель считал ключевыми для понимания души русского народа: стойкость, самоотверженность, стремление к справедливости, любовь к Родине и способность сохранять человечность даже в самых тяжёлых обстоятельствах.
В очерке «Русское сердце» Симонов показывает, как простые люди, солдаты и офицеры, проявляют высшую форму героизма в условиях войны. Это не героизм ради славы, а внутреннее чувство долга и ответственность перед Родиной. Герои очерка воплощают силу духа, смелость и упорство, которые помогают преодолевать невероятные трудности. Их поступки кажутся естественными, потому что для них они продиктованы не внешними обстоятельствами, а глубинными моральными ценностями, которые Симонов считал основой русского национального характера.
В рассказах и очерках, таких как «Русская душа», Симонов подчёркивает ещё одну важную черту русского человека — способность к состраданию и заботе о других. На войне, где царят страх и жестокость, его герои сохраняют доброту, помогают товарищам, поддерживают тех, кто оказался в трудной ситуации. Этот гуманизм и верность моральным принципам выделяются как особенность национального характера, связывая прошлое и настоящее русского народа.
Особенности русского национального характера Симонов раскрывает и в драматургии, особенно в пьесе «Русские люди». Герои пьесы — это простые люди, которые в условиях войны проявляют не только мужество, но и уникальную способность к самоорганизации, находчивости и принятию сложных решений. Их поведение отражает глубинные черты национального характера: упорство, стремление к правде и готовность к самопожертвованию ради высшей цели. В пьесе звучит мысль о том, что именно эти качества помогли русскому народу выдержать испытания войны и одержать победу.
Эти черты национального характера — стойкость, гуманизм и любовь к Родине — находит отражение и у других авторов, писавших о войне. Михаил Шолохов в рассказе «Судьба человека» изображает Андрея Соколова как человека, чья сила духа и моральные принципы помогают ему не только выжить, но и сохранить чувство собственного достоинства. Алексей Толстой в «Русском характере» акцентирует внимание на внутреннем благородстве и готовности к самопожертвованию, которые он считает важнейшими качествами русского человека. Лев Толстой в «Войне и мире» также показывает, что именно стойкость, моральная сила и стремление к свободе объединяют русских людей в самые тяжёлые времена.
Таким образом, рассказы и очерки Константина Симонова, а также его драматургия, становятся важной частью литературы о русском национальном характере. Симонов выделяет те качества, которые помогли русскому народу пережить войны и трудности, и связывает их с общей исторической памятью. Это стойкость, ответственность, человечность и любовь к своей Родине — черты, которые не только определяют национальный характер, но и вдохновляют на подвиг, объединяя прошлое, настоящее и будущее.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением