Ответы на вопросы на стр.232-233 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)









Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Русский язык и литература
1. Строфы в стихотворении К. Симонова «Жди меня» начинаются с одних и тех же слов. Как называется приём, предполагающий единоначатие?
В стихотворении Константина Симонова «Жди меня» использован художественный приём анафоры. Анафора — это стилистический приём, который заключается в повторении одного и того же слова или группы слов в начале строк или строф.
В данном случае слово «Жди» повторяется в начале многих строк и строф, создавая ритмическую основу стихотворения, подчёркивая его главную мысль — силу ожидания и веры, которая помогает преодолеть любые испытания. Этот приём придаёт тексту эмоциональную выразительность и усиливает его лирическую проникновенность.
2. Какую роль среди выразительных средств драматургии К. Симонова играет деталь? Проанализируйте, какую функцию выполняет фотография как значимая деталь для нравственной оценки персонажей в драме «Русские люди».
Деталь в драматургии Константина Симонова играет ключевую роль, выступая не только элементом художественной выразительности, но и важным средством раскрытия внутреннего мира персонажей, их нравственных качеств и авторской идеи. В его пьесах, в частности в драме «Русские люди», каждая деталь наполнена глубоким смыслом и помогает зрителю понять характеры героев, их жизненные принципы и отношения к происходящему.
Фотография в драме «Русские люди» выступает одной из таких значимых деталей, которая служит ключом к нравственной оценке персонажей. Этот предмет становится своеобразным символом памяти, любви и человеческой связи в условиях войны. Фотография отражает личную привязанность героя, его духовные ценности, а также способность сохранять человечность даже в сложных и жестоких условиях. Симонов с помощью этой детали подчёркивает идею, что война проверяет людей на прочность не только физически, но и морально.
В пьесе фотография используется для характеристики одного из героев и его внутреннего мира. Этот предмет помогает раскрыть глубину его переживаний, подчёркивая его человечность, верность близким и способность оставаться нравственно чистым. На фоне войны, когда многие человеческие качества обостряются, фотография становится символом надежды и напоминанием о доме, о тех, ради кого совершаются подвиги. Через неё Симонов показывает, что герои не только сражаются за Родину, но и защищают своих близких, свои семьи, те ценности, которые воплощены в этом простом, но значимом предмете.
Одновременно фотография позволяет противопоставить героя другим персонажам, чьи моральные качества сомнительны. В сравнении с ними она подчёркивает нравственную стойкость и глубину чувств центрального персонажа. Симонов использует фотографию как средство контраста, чтобы выделить разницу между истинно человеческим, душевным отношением к жизни и поверхностными, эгоистичными мотивами.
Таким образом, фотография в драме «Русские люди» выполняет многозначную функцию: она не только углубляет психологический образ героя, но и становится символом вечных ценностей, таких как любовь, верность и память. Через эту деталь Константин Симонов передаёт одну из ключевых идей своей пьесы: война меняет людей, но настоящая нравственная стойкость помогает сохранить в себе человеческое и духовное.
3. Как автор использует приёмы гиперболы и сатирического гротеска в изображении предателя Харитонова («Русские люди»)?
В драме Константина Симонова «Русские люди» предатель Харитонов изображён с использованием приёмов гиперболы и сатирического гротеска, которые помогают автору не только выделить этого персонажа среди других, но и подчеркнуть его моральное ничтожество и противопоставить его образ настоящим героям.
Гипербола, как средство художественной выразительности, используется для преувеличения отрицательных качеств Харитонова. Симонов акцентирует внимание на его низости, трусости и готовности предать своих ради личной выгоды. Черты Харитонова намеренно утрированы: он представлен как человек, полностью лишённый моральных принципов и способный на подлость, которая не оставляет места для оправданий. Такое преувеличение позволяет создать карикатурный образ предателя, чьи действия вызывают не только осуждение, но и презрение. Автор словно увеличивает негативные стороны Харитонова, чтобы подчеркнуть его аморальность и предательство, воспринимаемое как наивысшее проявление низости.
Сатирический гротеск помогает Симонову высмеять Харитонова, показать его как мелкого, ничтожного человека, чьи амбиции и эгоизм разрушают его как личность. Гротескный образ предателя создаётся через сочетание внешне комичных черт и внутреннего уродства, что делает Харитонова отталкивающим. Его действия и слова зачастую приобретают черты фарса, что усиливает контраст с благородными и сильными героями, такими как Сабуров или Крылов. Через этот приём автор подчёркивает неестественность и противоестественность предательства, выставляя его в гротескном, даже абсурдном свете.
Использование гиперболы и гротеска также позволяет Симонову выразить презрение к предателям, олицетворяемым в образе Харитонова, и усилить драматизм ситуации. Эти приёмы делают образ Харитонова особенно ярким и запоминающимся, вызывая у зрителя не только отвращение, но и эмоциональную реакцию, усиливающую моральное осуждение его поступков.
Таким образом, гипербола и сатирический гротеск служат автору для создания карикатурного и одновременно трагического образа предателя Харитонова. Они подчёркивают его ничтожность, низость и полное отсутствие нравственных ориентиров, противопоставляя его настоящим русским людям, которые сохраняют честь, верность и достоинство даже в самых тяжёлых условиях. Через этот контраст Симонов выражает главную идею пьесы — высокую моральную ценность преданности, героизма и внутренней силы в противовес подлости и предательству.
4. Заглавия произведений К. Симонова «Живые и мёртвые», «Дни и ночи» построены на приёме антитезы. Назовите произведения русской литературы, в заглавиях которых использован тот же приём.
Заглавия произведений Константина Симонова «Живые и мёртвые» и «Дни и ночи» построены на приёме антитезы, который подразумевает противопоставление понятий для усиления их смыслового контраста. Этот приём используется в русской литературе для создания выразительных заглавий, которые сразу акцентируют внимание читателя на центральных идеях произведения.
Примером заглавий, построенных на антитезе, является роман Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин», где антитеза прослеживается не в прямом противопоставлении слов в заглавии, а в самом конфликте произведения, связанном с разными взглядами на жизнь героев. Однако прямое использование антитезы в заглавии ярче проявляется в произведении Льва Николаевича Толстого «Война и мир». В этом заглавии противопоставляются два фундаментальных понятия, через которые раскрываются основные идеи романа: конфликт и гармония, разрушение и созидание, хаос и порядок.
Другим примером является повесть Николая Васильевича Гоголя «Миргород», в названии которой содержится ироничная антитеза. Хотя слово «мир» в заглавии означает спокойствие и гармонию, сама повесть наполнена конфликтами и разладами, что подчёркивает противопоставление между заявленным смыслом и реальностью.
Также можно упомянуть стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Демон», где в названии противопоставляется мирное и возвышенное представление о божественном с образом демонического героя, олицетворяющего сомнения, отрицание и одиночество.
Таким образом, использование антитезы в заглавиях произведений русской литературы, как и в работах Константина Симонова, помогает не только создать контраст, но и акцентировать внимание на философских, этических или эмоциональных конфликтах, лежащих в основе произведения. Этот приём делает заглавия яркими и запоминающимися, а также задаёт тон и настроение всему тексту.
5. Найдите в заключительных строфах стихотворения К. Симонова «Письмо другу» («Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», 1941) приём лексического повтора.
Нас пули с тобою пока ещё милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я всё-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился.
За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.
Как применение данного приёма связано с главной мыслью стихотворения? Придаст ли это тексту большую художественную выразительность?
В заключительных строфах стихотворения Константина Симонова «Письмо другу» («Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...») приём лексического повтора играет ключевую роль в создании ритмической структуры и эмоционального напряжения текста. Лексический повтор проявляется в многократном использовании слов «за», «что», «русская» и «по-русски», а также в повторе целых синтаксических конструкций, таких как «за то, что...» и «что русская…». Эти повторы не только подчёркивают ключевые идеи стихотворения, но и усиливают его художественную выразительность, делая текст более проникновенным и структурированным.
Повтор союза «за» в строках:
«Я всё-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещано...»
- создаёт ритмический строй и подчёркивает, за что именно гордится лирический герой. Этот повтор структурирует мысль, выделяя основные ценности: любовь к Родине («горькая земля»), осознание неизбежной судьбы умереть на её земле и связь с поколениями, передающими эту ценность как завет. Такое многократное использование союза позволяет читателю сосредоточиться на каждом перечисленном аспекте, углубляя понимание смысла.
Повтор союза «что» также усиливает ритмическое и смысловое единство текста:
«Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.»
Здесь союз «что» служит для акцентирования внимания на причинах гордости героя. Повторяясь, он не только помогает выделить ключевые идеи, но и создаёт мелодичность текста, приближая его к форме молитвы или патриотической клятвы.
Особое значение имеет повтор слова «русская»:
«Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина...»
Этот повтор подчёркивает важность национальной идентичности и связь героя с его народом. Симонов намеренно усиливает акцент на принадлежности героя к русской культуре, показывая, что его гордость за Родину основана не только на любви к земле, но и на уважении к людям, которые эту землю защищают и сохраняют.
Также знаковым является повтор словосочетания «по-русски» в заключительной строке:
«По-русски три раза меня обняла.»
Это выражение приобретает символический характер, соединяя национальные традиции и личные переживания героя. Повтор подчёркивает эмоциональность момента прощания с женщиной, которая своим материнским или женским жестом поддерживает героя перед лицом войны. Это усиливает ощущение культурного и морального единства, которое сохраняет герой, несмотря на тяготы войны.
Связь приёма с главной мыслью стихотворения
Лексический повтор тесно связан с главной мыслью стихотворения — выражением гордости за Родину, её людей, традиции и культурные ценности. Каждый повтор помогает выделить ключевые аспекты этой гордости: родная земля, где герой родился и где ему суждено умереть; русская мать, которая даёт жизнь; русская женщина, которая провожает в бой. Таким образом, повтор помогает автору сконцентрировать внимание на самых важных элементах патриотического мировоззрения героя, подчёркивая их значение.
Художественная выразительность
Применение лексического повтора придаёт тексту большую художественную выразительность. Во-первых, оно создаёт ритмическую и мелодичную структуру, которая делает текст более эмоционально насыщенным и проникновенным. Во-вторых, повторение подчёркивает значимость отдельных деталей, заставляя читателя сосредотачиваться на каждом элементе перечисления. Кроме того, повтор создаёт интонацию молитвы или заклинания, что усиливает пафос стихотворения и подчёркивает искренность чувств героя.
Таким образом, приём лексического повтора позволяет Константину Симонову создать стихотворение, которое не только раскрывает глубокую связь героя с его Родиной, но и передаёт сильные патриотические и эмоциональные переживания. Этот приём усиливает воздействие текста на читателя, делая его более проникновенным и запоминающимся.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением