Ответы на вопросы на стр.24 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Какие духовные ценности утверждает Н. Заболоцкий в «моралистических» стихотворениях последнего периода творчества? Чем в его понимании внутренняя красота человеческого...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Какие духовные ценности утверждает Н. Заболоцкий в «моралистических» стихотворениях последнего периода творчества? Чем в его понимании внутренняя красота человеческого духа отличается от красоты тела и внешнего облика человека? Проиллюстрируйте свой ответ соответствующими примерами из стихотворений «Старая актриса» и «Некрасивая девочка».
В своих «моралистических» стихотворениях последнего периода творчества Николай Заболоцкий утверждает важные духовные ценности, среди которых ключевыми являются внутренняя красота, сострадание, человечность и связь искусства с вечными идеалами. Эти темы находят своё отражение в таких произведениях, как «Некрасивая девочка» и «Старая актриса», где поэт рассуждает о человеческой душе, её стойкости перед жизненными испытаниями и роли искусства в формировании личности.
Внутренняя красота и её превосходство над внешней
В стихотворении «Некрасивая девочка» Заболоцкий показывает, что настоящая красота человека кроется не во внешних чертах, а в душе. Девочка, чья внешность далека от общепринятых стандартов, очаровывает своей искренностью, добротой и чистотой эмоций. Несмотря на пренебрежительное отношение окружающих, она сохраняет удивительную способность радоваться чужой радости:
«Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия».
Автор подчёркивает, что её духовное богатство – это то, что никогда не увянет. Заболоцкий задаётся вопросом о природе красоты:
«А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?».
Этот риторический вопрос заставляет читателя задуматься о ценностях, которыми мы руководствуемся, оценивая других людей. Для поэта истинная красота – это «огонь», внутренний свет, который освещает душу и определяет судьбу человека.
Искусство как высшее проявление духа
В стихотворении «Старая актриса» Заболоцкий обращается к теме искусства, которое сохраняет свою силу даже перед лицом времени и забвения. Актриса, бывшая «владычица» театральной Москвы, превратилась в забытый символ прошлого величия. Её внешняя красота и грация ушли, но слава её искусства осталась жива:
«И лежал на тревожной её красоте
Отпечаток Италии знойной».
Дом, превратившийся в музей, символизирует бессмертие искусства, которое сохраняет образы прошлого для будущих поколений. Однако в этом доме присутствует контраст: бедная девочка, лишённая материального и духовного богатства, с удивлением смотрит на портреты и картины, не понимая, почему они так восхищают людей:
«Разве девочка может понять до конца,
Почему, поражая нам чувства,
Поднимает над миром такие сердца
Неразумная сила искусства!».
Эта противопоставленность указывает на огромную роль искусства в формировании человеческой души. Заболоцкий подчёркивает, что даже в условиях бедности и униженности человек может обрести высокие идеалы через соприкосновение с вечными ценностями.
Сострадание и человечность
Обе героини стихотворений – девочка и старая актриса – сталкиваются с трудностями, но сохраняют свою душевную силу. Заболоцкий акцентирует внимание на важности сострадания и милосердия. В «Некрасивой девочке» поэт выражает надежду, что её «чистый этот пламень» сможет преодолеть все жизненные невзгоды:
«Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!».
В «Старой актрисе» Заболоцкий обращает внимание на контраст между прошлым величием и настоящей бедностью, показывая, что искусство, несмотря на физическое увядание, сохраняет дух величия. В этом заключается гуманистическая идея Заболоцкого: внутренний мир человека и его душевное богатство способны преодолеть любое физическое или социальное ограничение.
Заключение
Таким образом, Заболоцкий в своих «моралистических» стихотворениях утверждает, что внутренняя красота, доброта, сострадание и сила искусства – это главные ценности человеческой жизни. Его произведения напоминают о том, что подлинное величие человека заключается не во внешних атрибутах, а в глубине души, в её способности любить, сострадать и радоваться. Эти стихи – гимн человеческой духовности, которая способна устоять перед временем и жизненными невзгодами.
По мнению Николая Заболоцкого, внутренняя красота человеческого духа превосходит красоту тела, так как она является выражением истинной сути человека, его нравственности, искренности и духовного богатства. Если физическая красота временна и может увянуть, то внутренняя красота – это неизменный свет души, который остаётся с человеком на протяжении всей его жизни. Эта идея ярко выражена в стихотворениях «Некрасивая девочка» и «Старая актриса».
Красота духа в стихотворении «Некрасивая девочка»
В «Некрасивой девочке» Заболоцкий показывает, как внутренняя красота ребёнка, её искренность, доброта и радость жизни способны компенсировать недостатки внешности. Главная героиня, несмотря на то, что её черты лица остры и некрасивы, излучает радость бытия и абсолютное отсутствие зависти или злобы:
«Чужая радость так же, как своя,
Томит её и вон из сердца рвётся,
И девочка ликует и смеётся,
Охваченная счастьем бытия».
Здесь подчёркивается, что красота души проявляется через искренность и способность радоваться чужому счастью. Заболоцкий задаётся вопросом о природе красоты и её значении:
«А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?».
Для автора внутренняя красота – это «огонь», который согревает не только носителя, но и окружающих. Внешняя красота, напротив, сравнивается с «сосудом», который может быть пустым, если внутри нет душевного богатства.
Красота духа в стихотворении «Старая актриса»
В стихотворении «Старая актриса» Заболоцкий противопоставляет прошлую физическую красоту героини её нынешнему состоянию. Когда-то молодая актриса блистала на сцене, очаровывая всех своей грацией и артистизмом:
«И лежал на тревожной её красоте
Отпечаток Италии знойной».
Однако с годами её тело изменилось, она стала старухой, физическая красота увяла, но её внутренняя сила, дух искусства и память о её таланте остались. Дом актрисы, наполненный портретами, картинами и её личными вещами, символизирует бессмертие её творческой души:
«Здесь картины, портреты, альбомы, венки,
Здесь дыхание южных растений,
И они её образ, годам вопреки,
Сохранят для иных поколений».
Через образ бедной девочки, живущей у старой актрисы и наблюдающей за её славой, Заболоцкий показывает, как искусство способно передавать внутреннюю красоту и величие духа от одного поколения к другому.
Сравнение внутренней и внешней красоты
В обоих стихотворениях Заболоцкий подчёркивает, что внешняя красота эфемерна и может быть разрушена временем, тогда как внутренняя красота – это искренность, доброта и сила искусства – остаётся навсегда. В «Некрасивой девочке» поэт отмечает, что душевная сила способна преодолеть любые трудности:
«Мне верить хочется, что чистый этот пламень,
Который в глубине её горит,
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!».
А в «Старой актрисе» он показывает, как внутренняя красота искусства сохраняется даже тогда, когда физическая красота увядает:
«Разве девочка может понять до конца,
Почему, поражая нам чувства,
Поднимает над миром такие сердца
Неразумная сила искусства!».
Заключение
Таким образом, Заболоцкий противопоставляет внутреннюю и внешнюю красоту, подчёркивая, что истинная ценность человека заключается не в его физической привлекательности, а в глубине его души, в способности любить, радоваться и творить. Эти идеи пронизывают его творчество и заставляют читателя задуматься о вечных духовных ценностях.
Основные понятия
Литературная программа, метафора, натурфилософская лирика, обэриугы, олицетворение, пейзажная лирика, поэтический образ.
1.
Литературная программа — это осознанный набор идей, целей и принципов, которыми руководствуется автор или группа авторов в своём творчестве. Она задаёт направление для художественного поиска, определяет стилевые и тематические ориентиры, а также влияет на выбор художественных средств. Николай Заболоцкий, как представитель группы ОБЭРИУ, стремился обновить поэзию, переосмысливая традиционные эстетические каноны. Его программа включала деконструкцию привычных форм классического стиха, использование алогизма, гротеска и фантастических образов. В стихах, таких как «На рынке» и «Игра в снежки», выражается его новаторский подход, направленный на разрушение стандартных представлений о поэзии и создание новых способов передачи сложных философских идей через художественные средства.
Заболоцкий также развил свою индивидуальную литературную программу, переходя от экспериментального к натурфилософскому и морально-нравственному осмыслению действительности. Это видно в его поздних стихах, таких как «Некрасивая девочка» и «Старая актриса», где он утверждает значимость внутренней красоты и духовности.
2.
Метафора — это художественный приём, при котором одно явление сравнивается с другим через перенесение их свойств. В творчестве Заболоцкого метафора является не просто украшением, а способом глубокого философского постижения мира. Например, в стихотворении «Некрасивая девочка» внешность девочки сравнивается с «сосудом, в котором пустота», а её внутренняя красота — с «огнём, мерцающим в сосуде». Это метафорическое противопоставление подчёркивает контраст между поверхностным и духовным, что становится основным смысловым стержнем произведения.
В философской лирике Заболоцкий часто использует метафоры природы, чтобы выразить свои мысли о вечности, цикличности жизни и взаимодействии человека с миром. Например, в стихотворении «Метаморфозы» природа представлена как грандиозный живой организм, в котором «материальное начало и вечная душа пересекаются».
3.
Натурфилософская лирика — это поэтическое направление, в котором автор через образы природы исследует философские вопросы о смысле жизни, смерти, месте человека в мире и его связи с окружающей средой. Заболоцкий является одним из выдающихся представителей этой лирики. Его натурфилософская поэзия строится на идее единства человека и природы, где природа наделена одухотворённостью, а человек рассматривается как её часть.
В стихотворении «Осень» поэт через образ птицы, летящей в вышине, исследует вопросы движения и изменения в природе, связывая их с человеческой жизнью. В «Ночной лани» он размышляет о законах природы, где жизнь и смерть связаны неразрывной цепью, подчёркивая трагическую красоту этого взаимодействия.
4.
ОБЭРИУТЫ (Объединение реального искусства) — это литературное объединение, к которому принадлежал Николай Заболоцкий в начале своего творческого пути. Их эстетика основывалась на разрушении традиционных представлений о поэзии и искусстве. ОБЭРИУТЫ стремились создать новое видение мира, освобождённое от рациональности и банальности. Это выражалось через использование алогизма, гротеска и абсурдных образов.
Например, стихотворение «На рынке» иллюстрирует эту эстетику, изображая хаотическую сцену торговой площади. Реалистические детали соседствуют с фантастическими элементами, создавая необычное восприятие обыденности. Это подход, который позволял поэтам ОБЭРИУ выразить сложные идеи в непривычной форме.
5.
Олицетворение — это приём, при котором неодушевлённым предметам, явлениям природы или абстрактным понятиям приписываются человеческие качества. В поэзии Заболоцкого олицетворение играет важную роль, позволяя автору раскрыть одухотворённость мира природы. Например, в стихотворении «Лицо коня» лошадь становится носителем черт человеческой личности: её «лицо» наполнено выражением, которое напоминает человека.
В «Осени» движение птицы на фоне пейзажа воспринимается как символ человеческого стремления и духа, что подчёркивает идею единства природы и человека. Через олицетворение Заболоцкий выражает мысль о том, что природа и человек неразрывно связаны, и духовное начало пронизывает всё сущее.
6.
Пейзажная лирика — это вид поэзии, в котором центральное место занимает изображение природы. В творчестве Заболоцкого пейзажная лирика тесно связана с его натурфилософскими взглядами. Природа в его стихах не просто фон для событий, а активный участник, отражающий философские и моральные идеи.
Например, в стихотворении «Вечер на Оке» природа описывается как живая сущность, отражающая внутренний мир человека. Река, закат и лес символизируют гармонию и величие мира, подчёркивая идею о красоте и мудрости природы. Пейзажные зарисовки в стихах Заболоцкого также часто содержат скрытые аллюзии на духовные искания человека.
7.
Поэтический образ — это средство выражения мысли и чувства автора через художественное описание, создающее яркое, многозначное представление. В стихах Заболоцкого образы служат проводниками философских идей. Например, образ девочки в стихотворении «Некрасивая девочка» воплощает чистоту, искренность и духовную красоту, что контрастирует с её непримечательной внешностью.
Образ старой актрисы в одноимённом стихотворении символизирует увядание физической красоты, но сохранение величия духа и бессмертие искусства. Поэтические образы Заболоцкого часто глубоко философичны и наполнены метафорическим смыслом, отражая его убеждение в том, что настоящая красота и ценность кроются в духовной сущности человека.
Творческие задания
1. Сделайте сообщение на тему «Животные в живописи П. Филонова и поэзии Н. Заболоцкого» (на материале картин П. Филонова «Коровницы» (1914), «Крестьянская семья» (1914), «Две лошади» (1924), «Коровы» (1926), «Животные» (1926) и др. и стихотворений Н. Заболоцкого «Лицо коня», «Осень» и его поэмы «Торжество земледелия», ч. 2 и 5).
Сообщение
В творчестве Павла Филонова и Николая Заболоцкого образы животных играют ключевую роль, позволяя художнику и поэту осмыслить сложные философские вопросы о природе, человеке и их взаимосвязи. Оба мастера, работая в первой половине XX века, предлагали уникальное видение темы животных, придавая им символическое значение и использовали их как средство для выражения своих художественных и философских идей.
Павел Филонов и его изображения животных
Павел Филонов, признанный авангардный художник, создал направление "аналитического искусства", которое стремилось проникнуть в суть вещей и раскрыть их внутреннюю природу. Животные в его творчестве становятся не просто объектами изображения, но важными символами, воплощающими связь человека с миром природы.
«Коровницы» (1914)
Картина представляет собой сцену из крестьянской жизни, где женщины с коровами изображены как единое целое с природным миром. Филонов подчёркивает взаимозависимость человека и животных, используя сложные линии и формы, переплетающие их фигуры. Каждая деталь тщательно прорисована, что создаёт эффект глубокого единства.
«Крестьянская семья» (1914)
Здесь художник изображает сцену из крестьянского быта, где животные, окружающие семью, подчёркивают их естественное сосуществование с природой. Композиция насыщена деталями, акцентирующими внимание на гармонии между человеком и животным миром.
«Две лошади» (1924)
В этой работе Филонов передаёт движение и энергию двух лошадей, изображая их в динамике. Линии и формы переплетаются с пространством, что создаёт иллюзию движения. Животные в этой картине не только физические существа, но и символы природной силы и жизненной энергии.
«Коровы» (1926) и «Животные» (1926)
Филонов продолжает развивать тему животных, изображая их в абстрактных и многослойных композициях. Использование ярких цветов и геометрических форм позволяет художнику передать характер каждого животного, раскрывая их внутреннюю суть.
Значение животных в творчестве Филонова
Животные в картинах Филонова — это не просто часть пейзажа, а метафоры, отражающие философские идеи. Они символизируют единство природы и человека, их взаимозависимость и гармонию. Фантастические образы животных служат инструментом для исследования внутреннего мира и духовной сущности.
Николай Заболоцкий и его поэзия о животных
Николай Заболоцкий, один из выдающихся поэтов XX века, уделял большое внимание теме природы и животных, используя их образы для глубоких философских размышлений. Его поэзия отражает не только любовь к природе, но и поиск смысла существования, гармонии между человеком и окружающим миром.
«Лицо коня»
В этом стихотворении Заболоцкий описывает лошадь, наделяя её человеческими чертами. Лицо животного становится зеркалом внутреннего мира, символом общности судьбы человека и природы. Поэт размышляет о том, как внешнее отражает внутреннее, подчёркивая важность душевной красоты.
«Осень»
Здесь Заболоцкий создаёт осенний пейзаж, в котором животные играют важную роль. Они органично вписаны в картину природы, символизируя её переходный период. Через образы животных поэт передаёт чувство грусти и неизбежности изменений, которые отражают естественный ход жизни.
«Торжество земледелия», части 2 и 5
В своей поэме Заболоцкий исследует взаимодействие человека с природой через образы животных. Они символизируют природные силы, с которыми человек вступает во взаимодействие, занимаясь земледелием. Поэт подчёркивает важность бережного отношения к природе, необходимости сохранения её гармонии.
Значение животных в поэзии Заболоцкого
Животные в произведениях Заболоцкого часто наделены человеческими чертами. Это позволяет поэту исследовать философские вопросы бытия, такие как жизнь и смерть, гармония и хаос. Его поэзия проникнута идеей единства всех живых существ, необходимости уважения и бережного отношения к природе.
Сравнительный анализ
И Филонов, и Заболоцкий обращались к теме животных как к источнику вдохновения для выражения своих идей. Филонов через изобразительное искусство стремился показать сущность и энергию животных, их связь с человеком и миром. Его работы наполнены символикой, где каждое животное становится проводником глубокой философской мысли.
Заболоцкий же через поэтические образы исследовал духовную связь между человеком и животным миром, размышлял о сложных вопросах существования. Животные в его поэзии становятся метафорами жизни и смерти, символами гармонии природы.
Заключение
Образы животных в творчестве Павла Филонова и Николая Заболоцкого являются не только частью их художественного стиля, но и важным инструментом для выражения глубоких философских идей. Через эти образы мастера передают своё видение мира, подчёркивая его сложность, красоту и необходимость гармонии между человеком и природой.
2. Покажите, чем близки и чем различаются способы изображения природы в лирике Н. Заболоцкого и Б. Пастернака. Проведите сопоставительный анализ стихотворений Н. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой...» и Б. Пастернака «Сосны» (или «Уступи мне, скворец, уголок» Н. Заболоцкого и «Март» Б. Пастернака).
2.1.
Сопоставительный анализ стихотворений Н. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой…» и Б. Пастернака «Сосны»
Природа в творчестве Николая Заболоцкого и Бориса Пастернака играет важнейшую роль, выступая как источник вдохновения и философских размышлений. Однако их способы изображения природы отличаются как по стилю, так и по эмоциональной окраске, что находит отражение в стихотворениях «Я воспитан природой суровой…» и «Сосны».
Общее восприятие природы
Оба автора воспринимают природу как живой и значимый мир, который тесно связан с человеком. В стихотворении Заболоцкого природа является воспитателем, формирующим мировоззрение и внутренний мир лирического героя. Автор говорит: «Я воспитан природой суровой», подчёркивая, что простота и суровость природных явлений учат ценить её истинную красоту. Борис Пастернак, напротив, передаёт ощущение полного единения с природой, временной свободы от всех земных забот и болезней: «Мы к лику сосен причтены / И от болезней, эпидемий / И смерти освобождены». Здесь природа дарит герою не только вдохновение, но и исцеление, почти мифическую защиту.
Сходства в изображении природы
1. Гармония и единение с природой. Оба автора показывают природу как гармоничное пространство, в которое погружается человек. Лирические герои в обоих произведениях лежат на траве, наслаждаясь её ароматами и окружающим миром. У Заболоцкого это выражено через строки: «Пролежал бы всю ночь до утра я, / Запрокинув лицо в небосвод». У Пастернака описывается схожая сцена: «Лежим мы, руки запрокинув / И к небу головы задрав».
2. Детализация образов. Оба поэта обращают внимание на детали: Заболоцкий описывает «одуванчика шарик пуховый» и «подорожника твердый клинок», а Пастернак говорит о «зайчиках» синевы, ложащихся на землю, и запахе «лимона с ладаном». Это делает природу в их стихах осязаемой и живой.
3. Созерцание и философское осмысление. И Заболоцкий, и Пастернак используют природу как повод для размышлений. Герой Заболоцкого, погружённый в «весенний шум», думает «думу / Беспредельных полей и дубрав». У Пастернака природа также вызывает размышления о её величии и связи с человеческим миром, что выражено в строках о море, которое «мерещится все время».
Различия в подходах
1. Эмоциональная тональность. У Заболоцкого природа строгая, но одухотворённая, она воспитывает героя своей простотой. Стихотворение отличается спокойной, даже медитативной интонацией. У Пастернака же природа наполнена динамикой и яркими ощущениями. Его сосны живут, бурлят жизненной энергией, как и сам герой, переживающий бурные эмоции.
2. Метафоричность. Заболоцкий склонен к натуралистическим, точным образам. Его «одуванчика шарик» и «туманные звезды» создают реалистичный пейзаж. Пастернак же насыщает свой текст метафорами, создавая почти мифический образ природы. Так, сосновая синева становится «мазью», а вечернее небо сравнивается с «зарей на пробках».
3. Отношение к времени. У Заболоцкого природа вне времени: она воспитывает и вдохновляет на протяжении всей жизни. У Пастернака же время ощущается в смене дня и ночи, в постепенном наступлении вечера: «Смеркается, и постепенно / Луна хоронит все следы».
Символическое значение природы
У Заболоцкого природа символизирует мудрость, глубину, вечное движение жизни, её суровую, но прекрасную правду. Она учит героя ценить простое: «Чем обычней простое растенье, / Тем живее волнует меня». У Пастернака природа — это вдохновение, свобода и защита от повседневных забот. В его стихах она становится живым существом, дарящим герою энергию и радость: «И мы так долго рук не вынем / Из-под заломленных голов».
Заключение
Таким образом, в лирике Заболоцкого и Пастернака природа выступает источником вдохновения и размышлений, но авторы по-разному её изображают. Заболоцкий видит в природе сурового наставника, подчеркивая её простоту и глубину. Пастернак же акцентирует её живость, динамичность и способность дарить человеку эмоциональную свободу. Оба подхода обогащают русскую лирику XX века, раскрывая многогранность восприятия природы.
2.2.
Общее восприятие весны
Оба стихотворения — «Уступи мне, скворец, уголок» Николая Заболоцкого и «Март» Бориса Пастернака — передают яркое ощущение пробуждения весны, но делают это совершенно разными способами. Для Заболоцкого весна — это время вдохновения и духовного подъёма, когда природа буквально разговаривает с героем, становясь источником его радости и полёта души. У Пастернака же весна связана с земным, почти материальным ощущением бурной жизни, которая кипит в каждом её проявлении. В центре обоих стихотворений — взаимодействие человека и природы, но акценты и стилистические приёмы у авторов различны.
В стихотворении Заболоцкого весна представлена как нечто одухотворённое и почти сказочное. Лирический герой стремится к единению с природой, обращаясь к весне через образ скворца. Весна у Заболоцкого — это время вдохновения, светлой радости и свободы. Пастернак, напротив, изображает весну как могущественную природную силу, которая управляет всеми процессами жизни. Его весна — это физическое ощущение пробуждения, наполненное звуками, запахами и движением. Таким образом, весна у Заболоцкого и Пастернака приобретает разные значения: у первого — это духовное единение с миром, у второго — торжество жизненных процессов.
Сходства в изображении природы
Оба автора описывают весну как время изменений и обновления. Природа у обоих наполнена движением, звуками, красками и запахами. У Заболоцкого весна «свистит и бормочет», оживляя всё вокруг: «По колено затоплены тополи. / Пробуждаются клёны от сна». У Пастернака же весна бурлит и кипит, напоминая о жизни и её неукротимой силе: «Дробь капелей к середине дня, / Кровельных сосулек худосочье». Несмотря на различия в описаниях, в обоих стихотворениях природа играет активную роль, передавая энергию и настроение весны.
Ощущение восторга перед весной — ещё одна общая черта стихотворений. У Заболоцкого весна вызывает у героя желание стать её частью: «Поднимай же скворешню, душа, / Над твоими садами весенними». У Пастернака весна поглощает героев, давая им возможность почувствовать себя частью природы: «Мы к лику сосен причтены / И от болезней, эпидемий / И смерти освобождены». В обоих случаях весна становится источником радости и вдохновения.
Различия в подходах
Одним из ключевых различий является эмоциональная окраска изображений природы. У Заболоцкого весна романтизирована и поэтизирована, её образы возвышенны и полны вдохновения. Он описывает весну через мелодичный язык и богатые метафоры, создавая ощущение гармонии и красоты: «Начинай серенаду, скворец! / Сквозь литавры и бубны истории». Природа у Заболоцкого почти фантастическая, она вдохновляет героя и даёт ему чувство полёта.
У Пастернака природа более материальна и конкретна. Его весна — это мощная сила, создающая жизнь. Она не романтизирована, а представлена через реальные, ощутимые детали, такие как запах навоза, капель на крышах и движение ручьёв: «Голуби в снегу клюют овёс, / И всего живитель и виновник — / Пахнет свежим воздухом навоз». В отличие от Заболоцкого, Пастернак акцентирует внимание на земных, простых проявлениях природы, показывая её как мощный живой организм.
Ещё одно различие заключается в отношении к природе. У Заболоцкого природа воспринимается как что-то возвышенное и одухотворённое, она говорит с героем на языке эмоций и вдохновения. Лирический герой стремится к единению с природой, желая стать её частью. У Пастернака природа — это энергия жизни, которая движет миром. Она не разговаривает с человеком, но влияет на него через свои проявления.
Символическое значение весны
Для Заболоцкого весна — это символ духовного обновления и вдохновения. Она позволяет герою подняться над повседневностью и ощутить единение с миром. Весна становится для него временем полёта души, когда природа открывает свои тайны и даёт силы для творчества. У Пастернака весна — это торжество жизни, её цикличности и естественного хода. Она связана с трудом, движением и созданием. Весна у Пастернака — это мощь природы, которая управляет жизнью и наполняет её смыслом.
Заключение
Таким образом, весна в стихотворениях Заболоцкого и Пастернака имеет разное символическое значение. У Заболоцкого она одухотворённая, поэтичная и возвышенная, у Пастернака — материальная, живая и мощная. Эти различия подчёркивают уникальный стиль каждого из авторов и их подход к изображению природы. Тем не менее, оба поэта, несмотря на свои различия, показывают, что весна остаётся источником вдохновения, радости и жизни.
3. Сравните стихотворения II. Заболоцкого «Ночной сад» и «Журавли». Как разрешает поэт в более раннем и более позднем стихотворениях тему «страдания живых существ»? Какую функцию в том и в другом случае выполняет присутствующая в обоих стихотворениях тема красоты природы?
Сравнительный анализ темы страданий живых существ в стихотворениях «Ночной сад» и «Журавли»
В стихотворениях Николая Заболоцкого «Ночной сад» и «Журавли» центральной темой является страдание живых существ, которое поэт раскрывает через трагические образы природы и животных. Однако подход к раскрытию этой темы меняется от раннего к более позднему творчеству, отражая эволюцию мировоззрения и художественного метода автора.
Страдания живых существ в «Ночном саду»
В «Ночном саду» Заболоцкий изображает природу как арену борьбы и трагических событий. Описание «железного Августа в длинных сапогах» и «выстрелов, гремящих на лугах» подчёркивает враждебность человеческого вмешательства в природный мир. Картина осеннего сада наполнена не только тишиной и покоем, но и символами трагедии: «тельца птичьи» мелькают в воздухе, а «толпы лип вздымали кисти рук, скрывая птиц под купами растений». Здесь страдания природы воспринимаются как неизбежное следствие человеческой жестокости и бездумного обращения с миром.
Образ ночного сада становится метафорой раны, нанесённой природе. В тишине ночи сад выглядит как «таинственный орган», который молчаливо свидетельствует о гибели, произошедшей днём. Лирический герой выступает наблюдателем, осознающим хрупкость и трагизм жизни. Здесь акцент сделан на бессилие природы перед человеческой агрессией, а страдание выражено через статичные, почти скульптурные образы.
Страдания живых существ в «Журавлях»
В более позднем стихотворении «Журавли» Заболоцкий развивает тему страданий, добавляя ей философскую глубину. Смерть журавля, описанная через образ «черного зияющего дула» и «быстрого пламени», становится символом не только физического уничтожения, но и утраты природного величия и гармонии. Однако в «Журавлях» поэт добавляет мотив восстановления и искупления: «Им природа снова возвратила / То, что смерть с собою унесла». Этот оптимистичный взгляд подчёркивает веру автора в возрождение и непрерывность жизни, несмотря на её трагичность.
Образ журавлей символизирует стремление к высшему, возвышенному. Даже после смерти вожака «гордый дух» и «высокое стремление» передаются молодому поколению. Таким образом, Заболоцкий переносит акцент с трагедии на вечность и непрерывность природных процессов, подчеркивая их величие.
Функция темы красоты природы
В обоих стихотворениях красота природы выполняет важную функцию, усиливая драматизм происходящего. В «Ночном саду» природа описана как гармоничное пространство, изначально исполненное жизни и движения: «Сто тысяч листьев, как сто тысяч тел, / Переплетались в воздухе осеннем». Однако вмешательство человека разрушает эту гармонию, и красота природы становится контрастом, подчёркивающим её уязвимость.
В «Журавлях» природа играет роль не только фона, но и участника событий. Описание «длинного треугольника» журавлей, летящих к «долине изобилия», создаёт ощущение величия и красоты полёта. Гибель вожака становится особенно трагичной на фоне этой величественной картины. Однако природа не только страдает, но и возрождается, что символизирует её вечную силу.
Заключение
Сравнивая оба стихотворения, можно заметить, что в более раннем «Ночном саду» Заболоцкий сосредотачивается на описании трагичности страданий природы, тогда как в «Журавлях» поэт подчеркивает её способность к восстановлению и вечному продолжению жизни. Красота природы в обоих произведениях неразрывно связана с темой страданий, усиливая её эмоциональное воздействие. Однако если в «Ночном саду» красота кажется беззащитной, то в «Журавлях» она становится символом вечности и непобедимости природного мира.
4. Прочитайте стихотворение Б. Пастернака «Рождественская звезда» и прозаический очерк Н. Заболоцкого «История моею заключения» и сделайте сообщение на тему «Литературные и биографические источники стихотворения II. Заболоцкого „Бегство в Египет"».
Литературные и биографические источники стихотворения
Н. Заболоцкого «Бегство в Египет»
Стихотворение Николая Заболоцкого «Бегство в Египет» — это глубокое произведение, которое сочетает библейскую тематику, философские размышления поэта и отголоски его личного опыта. Этот текст раскрывает важные аспекты творчества Заболоцкого, где духовность, связь человека с природой и размышления о месте личности в мире приобретают первостепенное значение.
Литературные источники
1. Библейский сюжет.
В основе стихотворения лежит сюжет из Евангелия от Матфея (гл. 2:13-15), где описывается бегство святого семейства в Египет. Согласно Библии, Иосиф, предупреждённый ангелом, увозит Марию и младенца Иисуса, чтобы спастись от жестокости царя Ирода, приказывающего убить всех младенцев мужского пола. Это событие символизирует спасение, веру и божественное провидение, что находит отражение и в стихотворении Заболоцкого. Однако поэт перерабатывает сюжет, превращая его в универсальный символ духовного пути и преодоления жизненных испытаний.
2. Влияние христианской культуры и иконографии.
В тексте присутствуют элементы христианской символики, такие как младенец, звезда, пастухи, волы и ослы, что создаёт атмосферу библейского повествования. Эти образы в христианской культуре часто символизируют чистоту, смирение и жертву. Однако Заболоцкий добавляет к этим мотивам размышления о вечных ценностях, человечности и роли природы в судьбе человека.
3. Русская литературная традиция.
Стихотворение может быть связано с традициями русской религиозной лирики XIX–XX веков, таких авторов, как Алексей Толстой, Фёдор Тютчев и Сергей Есенин. У Заболоцкого природа всегда выступает как живая и одухотворённая, что можно увидеть и в данном произведении. Библейский сюжет интерпретируется через призму личных и национальных представлений о мире.
4. Философская поэзия XX века.
Заболоцкий продолжает традиции поэтов Серебряного века, для которых были характерны глубокие философские размышления. Бегство святого семейства интерпретируется как универсальная метафора жизни человека, поиска духовного спасения и единства с миром.
Биографические источники
1. Личный опыт репрессий.
Одной из главных тем стихотворения является бегство от опасности, что, безусловно, связано с личными переживаниями поэта. Как известно, Заболоцкий был арестован в 1938 году и провёл несколько лет в лагерях. Этот травматичный опыт наложил отпечаток на его творчество. В «Бегстве в Египет» тема страданий и поиска спасения приобретает особую личностную окраску. Для поэта это не только библейская история, но и аллегория на судьбу тех, кто оказался жертвой тоталитарного режима, кто был вынужден бороться за свою жизнь и достоинство.
2. Философские размышления о жизни и смерти.
В позднем творчестве Заболоцкий всё чаще обращается к теме духовности, смысла жизни и места человека в мире. «Бегство в Египет» становится символом того, что спасение возможно даже в самых трагических обстоятельствах. Для Заболоцкого это не только библейская история, но и философское размышление о том, как человечество способно преодолевать боль и страдания.
3. Природа как источник вдохновения и утешения.
Заболоцкий всегда считал природу неотъемлемой частью человеческой жизни. В «Бегстве в Египет» природа играет ключевую роль, символизируя как опасность (путь через пустыню), так и спасение (убежище в Египте). Для поэта природа — это место, где человек может найти гармонию с собой и окружающим миром.
Сравнение с «Рождественской звездой» Б. Пастернака
Для более глубокого понимания стихотворения Заболоцкого полезно сравнить его с «Рождественской звездой» Бориса Пастернака, где также используется библейская тематика.
1. Общие черты:
o Оба произведения обращаются к библейским сюжетам, связанным с рождением Христа.
o Природа в обоих текстах занимает важное место, подчёркивая величие происходящих событий.
o Темы спасения, чуда и духовного преображения присутствуют как у Заболоцкого, так и у Пастернака.
2. Различия в интерпретации:
o У Пастернака акцент делается на светлом, праздничном чуде Рождества. «Рождественская звезда» пронизана лиризмом и восторгом, описывая событие как начало нового мира, полный надежд и благодати.
o У Заболоцкого же библейский сюжет приобретает трагические и философские оттенки. «Бегство в Египет» — это не только история спасения, но и размышление о страданиях, неизбежных на пути к духовному освобождению.
3. Роль природы:
У Пастернака природа является частью праздничного чуда, подчёркивая гармонию земного и небесного. У Заболоцкого природа символизирует борьбу и единство с миром, становясь метафорой духовного пути человека.
Заключение
«Бегство в Египет» Николая Заболоцкого — это произведение, в котором поэт сочетает библейский сюжет, личные переживания и глубокие философские размышления. Оно обращается к универсальным темам страдания, спасения и духовного пути, которые актуальны для любого времени и поколения. Литературные и биографические источники стихотворения подчёркивают его уникальность, а сравнение с «Рождественской звездой» Бориса Пастернака помогает глубже понять, как два великих мастера слова использовали библейскую тему для выражения своих идей и чувств.
5. Проведите сравнительный анализ стихотворений II. Гумилёва «Лес» и И. Заболоцкого «Можжевеловый куст». Покажите, как сходные темы, образы и мотивы этих произведений — любовь к женщине, причудливые образы природы, загадочная атмосфера сновидения и др. — по-разному преломляются в них в соответствии с авторским замыслом.
Темы и мотивы стихотворений
В обоих произведениях ключевой темой становится природа, насыщенная загадочными, таинственными и зачастую фантастическими образами. Однако трактовка природы у авторов различается.
• У Гумилёва природа является метафорой неизведанного мира, в котором живут мифические существа, — львы, великаны, карлики, шестипалые люди. Его «Лес» — это пространство воображения, рождающее невероятные картины. Природа тесно переплетается с темой любви: загадочный лес становится символом души возлюбленной, её характера, её таинственности.
• У Заболоцкого природа, хотя и фантастична, намного более личная и интимная. Можжевеловый куст — это не только элемент природного пейзажа, но и образ, связанный с прошлой любовью. Его описание передаёт душевную боль и сожаление лирического героя. Куст становится символом воспоминаний, несбывшихся надежд и утраченного счастья.
Любовь как лейтмотив
Любовь в стихотворениях представлена как нечто эфемерное, загадочное, связанное с природой.
• У Гумилёва любовь — это фантазия, мечта, полная неясности и чудес. Лес становится отражением внутреннего мира лирического героя, его чувств и эмоций, а также проекцией образа возлюбленной: её «косы — кольца огневеющей змеи» и «зелёные глаза» описаны как магические черты, которые можно найти в самом лесу.
• У Заболоцкого любовь представлена через образ можжевелового куста, где природа становится символом утраты. Куст, «проколовший смертоносной иглой», ассоциируется с болью от любви, которая принесла страдания. Однако одновременно он вызывает у лирического героя нежность, лёгкий трепет и воспоминания о прошлом.
Природа как пространство действия
Природа в стихотворениях играет активную роль, она одушевлена и глубоко символична.
• У Гумилёва лес полон движения и жизни. Здесь «выступают из мглы белесоватые стволы», великаны и львы живут под листвой, а женщина с кошачьей головой становится частью этого мира. Лес не просто место, где разворачиваются события, а отражение человеческой души, её сокровенных тайн.
• У Заболоцкого природа, напротив, выглядит застывшей, неподвижной. Можжевеловый куст не активен, он существует как напоминание о прошлом, как символ воспоминаний и угасших чувств. Образ куста передаёт глубокую меланхолию и внутреннюю боль лирического героя.
Атмосфера и тональность
• У Гумилёва тон произведения мечтательный, полный загадок и фантазий. Его «Лес» наполнен магией и представляет собой сказочный мир, в который хочется погрузиться.
• У Заболоцкого тональность стихотворения более мрачная и меланхоличная. «Можжевеловый куст» написан с нотами сожаления и печали, передавая скорбь по ушедшей любви.
Символика и философский подтекст
• У Гумилёва лес — это не просто часть природы, это пространство, где оживают фантазии, где соединяются прошлое, настоящее и будущее. Лес символизирует любовь и душу, которая остаётся загадочной даже для самого лирического героя.
• У Заболоцкого куст становится символом утраты, сожаления и прощения. Лирический герой завершает стихотворение словами «Да простит тебя Бог», что подчёркивает его попытку примириться с прошлым и найти утешение.
Заключение
Стихотворения Николая Гумилёва «Лес» и Николая Заболоцкого «Можжевеловый куст» объединяет глубокая связь с природой, использование её как символического пространства для выражения любви, чувств и философских размышлений. Однако их подходы различаются: у Гумилёва природа яркая, мифическая, связанная с романтическими мечтами, тогда как у Заболоцкого природа более личная, интимная и меланхоличная, отражающая потерю и боль. Обе работы являются яркими примерами того, как природа может стать не только фоном, но и главным героем лирических произведений.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением