Ответы на вопросы на стр.241-242 Часть 2 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)












































Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Творческие задания. Стр. 241-242
1. Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос: чем Н. С. Лесков был похож на своих героев-праведников? Выскажите собственное мнение.
Чем Н. С. Лесков был похож на своих героев-праведников?
Николай Семёнович Лесков, создавая образы своих героев-праведников, вкладывал в них свои представления об идеальном человеке. Это были герои, воплощающие нравственную чистоту, милосердие, готовность к самопожертвованию ради других. Лесковские праведники — Голован, Иван Флягин, Левша — отличаются искренней верой в добро и умением сохранять человечность в любых обстоятельствах. Однако сам Лесков, несмотря на близость к своим героям по взглядам на жизнь и морали, не мог полностью соответствовать этим высоким идеалам. Он был человеком, живущим в сложное время, и его реальная жизнь требовала компромиссов, которые отдаляли его от образов, созданных в литературе.
Лесков был писателем, чья биография полна трудностей и испытаний. Он родился в семье, тесно связанной с чиновничьей службой, и с ранних лет наблюдал жизнь разных социальных слоёв — от крестьян до дворян. После смерти отца семья оказалась в тяжёлом материальном положении, и Лескову пришлось начать работать, чтобы поддерживать близких. Эти обстоятельства привели к тому, что он стал человеком практичным, способным адаптироваться к разным ситуациям. В отличие от своих праведников, которые всегда действуют по велению сердца, Лесков нередко был вынужден учитывать социальные и материальные реалии.
С другой стороны, в Лескове было многое от его героев-праведников. Он, как и Голован, Флягин или Левша, стремился к справедливости и правде. Его литературная деятельность стала способом выразить своё несогласие с пороками общества, такими как лицемерие, коррупция, социальное неравенство. Лесков открыто критиковал церковные и светские институты, разоблачал недостатки духовенства, выступал за реформы и обновление. Его желание донести до читателей идеи добра и правды роднит его с его героями. Однако в отличие от них Лесков не мог полностью избегать конфликтов с окружающим миром, что часто приводило его к состоянию «общественного одиночества».
Герои Лескова, такие как Голован из рассказа «Несмертельный Голован», совершают свои поступки интуитивно, следуя внутреннему чувству справедливости. Голован, спасая тонущего человека, не задумывается о возможных последствиях. Для него это естественное проявление его природы, а не осознанное геройство. Лесков же, как человек рефлексии, задумывался о своих действиях, часто размышлял о последствиях своих поступков. Его собственная жизнь, полная компромиссов и столкновений с обществом, была далека от той простоты и ясности, которой обладают его праведники.
Например, Лескову приходилось учитывать мнение власти и общественности, чтобы сохранять возможность издавать свои произведения. Его статьи о необходимости церковных реформ вызвали резкую критику со стороны духовенства, а отказ поддерживать радикальные идеи народников оттолкнул от него либеральные круги. В отличие от своих праведников, Лесков иногда был вынужден смягчать свою позицию, чтобы избежать полного изгнания из литературной среды.
Ещё одним отличием Лескова от его героев является его склонность к раздумьям и анализу. Его герои действуют спонтанно, они не анализируют свои поступки, а просто следуют зову сердца. Лесков же, как писатель и человек, был погружён в размышления о природе человека, о социальной справедливости, о роли религии в жизни общества. Эта рациональность делает его фигуру более сложной и неоднозначной, чем образы его праведников.
Однако при всех различиях Лесков разделял с праведниками главное — веру в возможность человеческого совершенствования. Его герои учат читателей тому, что даже самые обыкновенные люди способны на великие поступки. Лесков же, через своё творчество, пытался пробудить в людях желание жить по совести, быть добрыми и справедливыми. Он стремился показать, что настоящая праведность не требует ни славы, ни признания, а заключается в способности помогать ближним и сохранять веру в добро.
Моё мнение заключается в следующем: Лесков не мог быть полностью похож на своих героев-праведников, так как они представляют собой идеал, который трудно реализовать в реальной жизни. Однако он искренне стремился воплотить в своей деятельности те ценности, которые считал важными. Его собственная жизнь, с её сложностями и компромиссами, стала доказательством того, что стремление к правде и добру возможно даже в самых трудных условиях. Лесков был человеком, который вдохновлялся идеями своих героев и сам вдохновлял читателей своими произведениями.
2. Подготовьте сообщения (темы распределите между выступающими заранее) к обсуждению в классе вопроса о своеобразии авторской позиции (то есть оценки героев, ситуаций, что помогает понять отношение автора к изображаемой действительности) в «Сказе о тульском косом Левше и о стальной блохе». Предлагаем это сделать на примере яркого, колоритного образа генерала Платова. Для этого вам необходимо:
• подготовить рассказ о реальной судьбе Матвея Ивановича Платова, войскового атамана Войска Донского, героя войны 1812 года (обратитесь к книге М. Астапенко и В. Левченко «Атаман Платов. Жизнеописание» (М., 1988):
• выявить в тексте «Сказа о... Левше...» свойственную образу Платова народно-поэтическую окантовку, сообщающую историческому персонажу черты эпического героя — былинного богатыря, и показать, что в изображении платовского богатырства не обошлось без лесковского лукавства:
• сравнить образы исторического и лесковского Платова, высказать своё суждение относительно иронической и драматической тональности в раскрытии образа Платова Н. С. Лесковым:
• подводя итог обсуждению, вместе ответить на вопрос о роли образа Платова
в «Сказе о... Левше...».
• Рассказ о реальной судьбе Матвея Ивановича Платова, войскового атамана Войска Донского, героя войны 1812 года
Матвей Иванович Платов (1753–1818) – легендарная фигура российской истории, выдающийся военачальник, государственный деятель и герой Отечественной войны 1812 года. Его жизнь тесно связана с судьбой Донского казачества, которое на протяжении веков играло ключевую роль в защите рубежей Российской империи. Родился Платов в станице Черкасской (современный Новочеркасск), центре казачьей жизни, где с самого детства впитал казачьи традиции – чувство долга, любовь к Родине, верность присяге. Эти качества стали основой его характера и сформировали его как личность, способную к великим свершениям.
Свою военную карьеру Матвей Иванович начал в молодом возрасте, вступив в ряды Донского войска. Его первые боевые действия пришлись на русско-турецкую войну 1768–1774 годов. В этой кампании он проявил себя как храбрый и находчивый воин, способный принимать быстрые и грамотные решения. Во многом именно участие в этой войне стало для него настоящей школой жизни, где он освоил основы тактики и научился командовать подчинёнными. Молодой Платов не раз демонстрировал личное мужество, что не осталось незамеченным его начальством. За свои заслуги он быстро продвигался по служебной лестнице и вскоре стал командиром казачьего полка.
Особое место в его карьере занимают русско-турецкие войны второй половины XVIII века, где он сумел зарекомендовать себя как опытный стратег и талантливый командир. Уже к 1790 году Платов получил чин полковника, что свидетельствовало о высоком признании его военных заслуг. К этому времени он зарекомендовал себя не только как храбрый воин, но и как умелый руководитель, способный вдохновить своих подчинённых на выполнение самых сложных задач. Его тактические решения, основанные на маневренности и быстроте действий, неоднократно приводили русские войска к победам.
Одним из ключевых периодов его жизни стала Отечественная война 1812 года. В этой кампании Платов возглавлял Донское казачье войско, которое сыграло важнейшую роль в победе над Наполеоном. Основной задачей казаков было проведение разведывательных операций, уничтожение коммуникаций противника и нанесение внезапных ударов по его тылам. Платов был мастером маневренной войны: его войска действовали быстро и решительно, нанося французской армии значительный урон. Одним из самых ярких эпизодов стало участие казаков Платова в Бородинском сражении, где их действия оказались решающими для дезорганизации французских сил.
После войны 1812 года Матвей Иванович продолжил свою службу, сопровождая Александра I в заграничных походах русской армии. В 1814 году Платов стал участником триумфального вступления русских войск в Париж. Именно тогда его заслуги были отмечены на международном уровне: во время визита Александра I в Лондон Платов был награждён золотой саблей как символ признания его выдающихся заслуг перед Отечеством. Этот жест подчеркнул значение Платова как военного лидера не только для России, но и для всего мира.
Однако Платов был не только военным, но и выдающимся администратором. Он уделял большое внимание реформированию и развитию Донского казачьего войска. Понимая необходимость модернизации, он внедрял новые методы обучения, укреплял дисциплину и заботился о благосостоянии казачьего населения. Одним из его важнейших достижений стало сохранение казачьих традиций, которые оставались важной частью русской военной культуры. Благодаря его усилиям Донское казачество превратилось в мощную боевую силу, способную защищать границы империи.
Матвей Иванович Платов скончался в 1818 году, оставив после себя богатое наследие. Его жизнь стала примером бескорыстного служения Родине, а имя навсегда вошло в историю как символ казачьей доблести, патриотизма и военного мастерства. Даже спустя два века его фигура остаётся примером истинного героя, для которого долг перед Родиной был важнее всего.
• Николай Семёнович Лесков, создавая «Сказ о Левше...», умело сочетал элементы фольклора и исторической достоверности, чтобы показать уникальный образ Матвея Ивановича Платова. Этот образ, с одной стороны, опирается на реальные исторические факты, а с другой – насыщен народно-поэтическими чертами, что придаёт ему многослойность и делает его ярким и запоминающимся. В этом противостоянии исторической точности и художественной выдумки заключён глубокий смысл, связанный с восприятием национальных героев в русской культуре.
Народно-поэтический образ Платова представлен Лесковым как воплощение лучших качеств казачьего духа. Этот Платов не только лидер и полководец, но и человек, который понимает и чувствует народ. Он близок к своим подчинённым, уважает их труд и обладает чертами, которые в народном представлении ассоциируются с идеалом: честность, справедливость, доброта, смелость. В «Сказе о Левше...» Платов часто изображается как мудрый наставник, который не только даёт приказы, но и готов слушать своих подчинённых, проявляя искренний интерес к их делу. Такой подход делает его персонажем, близким читателю и понятным для народа.
Эта народная версия Платова особенно ярко проявляется в его взаимодействии с мастерами, такими как Левша. В этих сценах он не просто военачальник, но и заботливый руководитель, который видит в простых людях не только исполнителей, но и талантливых создателей. Его уважение к их труду подчёркивает идею Лескова о значении народного мастерства для величия нации. Народно-поэтический Платов – это не только символ казачьей доблести, но и олицетворение гармонии между властью и народом.
С другой стороны, Лесков сохраняет элементы официального портрета Платова, заимствованного из исторических источников. Исторический Платов, как он представлен в мемуарах и документах, – это выдающийся полководец, чья жизнь была посвящена служению государству. Его образ связан с представлением о строгом и дисциплинированном лидере, который действует в интересах императора и армии. Этот Платов – это человек долга, сосредоточенный на выполнении стратегических задач и достижении военных целей. Его отличали жёсткость, целеустремлённость и умение организовать работу большого коллектива. Такой Платов – это, прежде всего, герой официальной истории, символ государственной силы и власти.
Однако Лесков смягчает этот образ, добавляя ему элементы легендарности и поэтичности. В его интерпретации Платов становится не только военным лидером, но и человеком, способным к сопереживанию и пониманию. Это особенно заметно в том, как он воспринимает достижения Левши и других мастеров. Лесковский Платов понимает, что настоящая сила государства – это не только его армия, но и труд и талант его народа. Такое сочетание делает его образ более эмоциональным и глубоко человечным.
Противопоставление народно-поэтического и исторического образа Платова создаёт уникальный эффект. С одной стороны, читатель видит реальную фигуру, чьи достижения и заслуги перед государством признаны на официальном уровне. С другой стороны, Лесков показывает, каким должен быть лидер в представлении народа: справедливым, добрым, уважающим тех, кто работает на благо страны. Это противопоставление поднимает важные вопросы о роли власти, о значении народного труда и о том, каким должен быть настоящий национальный герой.
Таким образом, народно-поэтический и исторический Платов в «Сказе о Левше...» дополняют друг друга. Они создают образ, который одновременно реален и легендарен, исторически достоверен и поэтичен. Лесков использует этот образ, чтобы показать, что настоящая сила лидера заключается не только в его военных заслугах, но и в умении понимать и ценить народ, который стоит за его победами.
• Образ Матвея Ивановича Платова в «Сказе о Левше...» Н. С. Лесков трактует с позиции двойственности: с одной стороны, он основывается на исторической фигуре выдающегося полководца и лидера Донского казачества, с другой – приобретает черты народно-поэтического героя, близкого к народу и олицетворяющего его лучшие качества. Это сочетание делает образ Платова сложным, многослойным и драматически насыщенным.
Исторический Платов, как он представлен в документах и воспоминаниях современников, является символом военной доблести, храбрости и преданности государству. Его образ акцентирует внимание на роли Платова как стратега и организатора. Он выделялся строгим характером, требовательностью к подчинённым и умением принимать точные решения в критических ситуациях. Исторический Платов – это, прежде всего, полководец, сосредоточенный на выполнении боевых задач и защите государственных интересов. В его биографиях подчёркивается его твёрдость, умение добиваться результата и преданность службе. Его личные качества, такие как жёсткость и дисциплинированность, дополняют этот образ, делая его важным для официальной истории России.
В «Сказе о Левше...» Лесков добавляет к этому официальному портрету элементы народного восприятия и поэтичности, что делает Платова ближе и понятнее для читателя. Лесковский Платов – это не только полководец, но и мудрый лидер, который способен видеть ценность труда простых людей. Он изображён как человек, который понимает и уважает народ, способен оценить мастерство и таланты своих подчинённых. Это особенно ярко проявляется в эпизодах, где Платов взаимодействует с Левшой и другими мастерами. Он не просто даёт приказы, но и проявляет искренний интерес к их работе, что подчёркивает его человечность и уважение к индивидуальным способностям.
Лесковский Платов отличается глубокой эмоциональностью и поэтичностью. Его речь наполнена теплотой, а действия демонстрируют заботу о людях. Лесков показывает его не как безупречного лидера, а как человека, способного к переживаниям и сомнениям. В этом проявляется драматическая тонкость образа: Платов становится связующим звеном между властью и народом, примером лидера, который понимает, что сила государства заключается в его людях. Его уважение к мастерам, его стремление поддерживать талант – всё это делает его настоящим героем, близким к идеалам народного сознания.
Сравнивая исторический и лесковский образы Платова, можно выделить несколько ключевых различий. Исторический Платов – это фигура государственной важности, символ военной мощи и стратегической мысли. Он строг и целеустремлён, его действия подчинены государственной логике. Лесковский Платов, напротив, наполнен теплотой и человечностью. Он олицетворяет не только воинскую доблесть, но и моральные качества, такие как справедливость, уважение к труду и близость к народу.
Лесков усиливает поэтичность образа Платова за счёт акцента на деталях. Его Платов говорит простым языком, что делает его ближе к читателю. Его жесты, манера общения и даже его уважение к Левше показывают, что он понимает важность простых людей и их вклада в общее дело. Этот образ перекликается с идеями Лескова о необходимости уважения к труду и таланту, которые являются основой национального единства.
Таким образом, образ Платова в «Сказе о Левше...» представляет собой сочетание исторической точности и художественной выразительности. Лесков удачно использует народно-поэтические элементы, чтобы создать героя, который олицетворяет связь между прошлым и настоящим, между властью и народом. Этот образ не только подчёркивает лидерские качества Платова, но и делает его символом национального духа и мудрости.
• Роль образа Платова в «Сказе о… Левше…»
Роль Матвея Ивановича Платова в «Сказе о Левше...» является центральной, так как этот образ служит связующим звеном между властью и народом, между прошлым и настоящим, между реальной историей и народным сознанием. Через фигуру Платова Николай Лесков передаёт свои мысли о лидерстве, национальной идентичности и значении труда простых людей для величия государства.
Во-первых, Платов в произведении символизирует идеал лидера, который уважает народ и понимает его нужды. В сценах, где Платов общается с мастерами, он проявляет искренний интерес к их работе и показывает, что видит в них не только подчинённых, но и талантливых людей, на которых держится сила государства. Его уважение к труду Левши подчёркивает главную мысль Лескова: народное мастерство и талант – это основа величия нации. Через этот образ автор напоминает, что успех государства невозможен без поддержки и уважения к его народу.
Во-вторых, Платов становится символом национальной памяти. Его фигура связывает героическое прошлое России с её настоящим, напоминая о традициях казачества, о победах в войнах и о тех ценностях, которые всегда были важны для русского народа: честности, справедливости, преданности Родине. Лесков использует Платова, чтобы подчеркнуть, что эти ценности остаются актуальными вне зависимости от времени и социальных изменений.
Кроме того, Платов в «Сказе о Левше...» играет роль посредника между властью и народом. Его фигура показывает, каким должен быть настоящий лидер: справедливым, добрым, уважающим тех, кто трудится на благо государства. В этом смысле Платов становится воплощением идеала гармонии между разными слоями общества. Его взаимодействие с Левшой подчёркивает важность уважения к таланту и труду, который часто остаётся незамеченным, но является основой силы государства.
Драматическая роль Платова в произведении заключается в том, что он становится связующим звеном между разными уровнями повествования. С одной стороны, это реальная историческая фигура, чьи заслуги перед государством признаны официальной историей. С другой стороны, это народный герой, олицетворяющий мудрость, человечность и доброту. Такое сочетание делает образ Платова многогранным и глубоко символичным.
Таким образом, роль Платова в «Сказе о Левше...» выходит за рамки простой исторической фигуры. Он становится проводником идей Лескова о значении труда, таланта и гармонии между властью и народом. Этот образ служит напоминанием о том, что величие государства строится на уважении к людям, которые составляют его основу. Платов олицетворяет те ценности, которые делают нацию сильной: трудолюбие, уважение к традициям и веру в будущее.
3. Напишите эссе на тему «Судьба генерала-„богатыря" Платова на службе государевой».
«Судьба генерала-«богатыря»
История России знает множество имён, которые оставили неизгладимый след в судьбе государства. Одним из таких героев был Матвей Иванович Платов, донской казак, выдающийся полководец, сыгравший ключевую роль в борьбе с Наполеоном, и человек, который стал символом казачьей доблести и преданности Отечеству. Его жизнь и судьба тесно связаны с служением Родине, что делает его образ примером для подражания как в прошлом, так и в настоящем.
Матвей Платов родился в семье донских казаков, которые из поколения в поколение передавали традиции службы царю и защите Родины. С раннего детства он впитал дух свободы и ответственности, который был присущ казачьей культуре. Казак — это не только воин, но и человек, который всегда ставил интересы Родины выше своих собственных. Платов стал ярким воплощением этих идеалов, пронеся через всю свою жизнь преданность службе и долгу.
Его военная карьера началась в юном возрасте. Уже в первой русско-турецкой войне (1768–1774) Платов проявил себя как смелый и решительный командир, способный принимать нестандартные решения и вести своих людей к победе. Молодой казак зарекомендовал себя не только храбростью, но и стратегическим умом, что быстро принесло ему уважение среди старших командиров. Именно в эти годы началось формирование Платова как военного лидера, который в будущем станет одним из главных героев Отечественной войны 1812 года.
Одним из важнейших качеств Платова была его верность государю и умение сочетать эту преданность с заботой о своём народе. Казачество всегда играло уникальную роль в российской армии: это была сила, которая отличалась не только воинскими навыками, но и верностью традициям. Платов понимал, что его долг заключается не только в служении царю, но и в защите интересов казачьего народа. Его деятельность как атамана Донского войска была направлена на укрепление дисциплины, сохранение казачьих обычаев и адаптацию войска к новым условиям.
Кульминацией его карьеры стала Отечественная война 1812 года, когда Платов возглавил Донское казачество в борьбе с армией Наполеона. В этот период его действия имели огромное значение для всей русской армии. Казаки под его руководством разрушали коммуникации противника, проводили разведку и наносили удары по тылам французов. Их маневренность и способность действовать быстро и эффективно подрывали планы Наполеона и ослабляли его армию. Особое значение имело участие Платова в Бородинском сражении, где казаки сыграли важную роль в обеспечении стратегических успехов русских войск.
Однако служение Платова на благо Родины не ограничивалось военными подвигами. Он был выдающимся администратором, который много сделал для развития Донского казачества. Его реформы были направлены на модернизацию войска, укрепление дисциплины и улучшение условий жизни казаков. Платов понимал, что сила казачества заключается не только в его боевых традициях, но и в способности адаптироваться к меняющемуся миру. Благодаря его усилиям Донское войско стало одной из самых эффективных частей русской армии, сохранив при этом свои уникальные особенности.
Платов был не только воином, но и человеком, который понимал значение морали и справедливости. Его уважение к подчинённым, забота о их нуждах и стремление сохранить традиции казачества делали его любимым лидером как среди казаков, так и среди простых людей. Этот человек олицетворял гармонию между государством и народом, показывая, что настоящий лидер – это тот, кто умеет понимать и уважать своих подчинённых.
Жизнь Платова – это история о преданности, трудолюбии и жертвенности. Он никогда не ставил свои интересы выше интересов Родины, всегда руководствуясь принципами чести и долга. Его судьба – это пример того, как человек может достичь величия, оставаясь верным своим идеалам. Матвей Иванович Платов служил России не ради славы, а ради её будущего, и его вклад в историю невозможно переоценить.
Сегодня имя Платова остаётся символом героизма и патриотизма. Его жизнь напоминает нам о том, что настоящие герои – это те, кто служит своей стране с честью, кто готов жертвовать собой ради общего блага. Судьба генерала-«богатыря» Платова – это пример того, каким должен быть настоящий лидер, и его наследие будет вдохновлять будущие поколения на служение Родине.
4. Подготовьте обсуждение в классе ключевого вопроса «Очарованного странника»: как отзываются в жизненной судьбе Ивана Северьяновича Флягина его встречи с красотой в разных её проявлениях?
Иван Северьянович Флягин, главный герой повести Н. С. Лескова «Очарованный странник», проживает необычную и насыщенную событиями жизнь, где красота играет ключевую роль. Встречи с красотой, будь то природа, человеческая внешность, искусство, духовные ценности или нравственные поступки, становятся важными этапами его пути. Эти встречи определяют его характер, формируют мировоззрение и воздействуют на судьбу, что подчёркивает глубокий символизм категории красоты в произведении.
Природа сопровождает Ивана с самого детства. Рождённый в сельской местности, он с юных лет наблюдает величественные картины окружающего мира, которые вызывают в нём чувство восхищения. Для Флягина природа – это не только источник вдохновения, но и пространство, в котором он ощущает себя частью гармоничного мира. Моменты общения с природой дают герою силы для преодоления жизненных трудностей.
Например, в эпизодах, когда Флягин находится в состоянии душевной смуты, именно красота природы становится для него своеобразным якорем. Лесков показывает, как гармония внешнего мира способна исцелять человека, возвращать ему спокойствие и равновесие. Этот мотив встречается неоднократно, подчёркивая важность природной красоты для формирования духовного состояния героя. Иван видит в природе нечто божественное, что помогает ему понять суть жизни и найти своё место в ней.
Важнейшее место в судьбе Флягина занимают встречи с женской красотой. Особую роль играет его любовь к цыганке Груше, чья внешняя привлекательность становится символом соблазна и трагедии. Груша для Флягина – это не только объект восхищения, но и причина его страданий. Её яркая, свободолюбивая натура притягивает Ивана, заставляя его переживать сильные, порой противоречивые чувства.
Лесков подчёркивает, что красота Груши для Флягина – это не только источник счастья, но и испытание. Их любовь, наполненная страстью и драмой, оказывается обречённой. Этот эпизод показывает, как человеческая красота может быть не только вдохновляющей, но и разрушительной силой. Для Флягина встреча с Грушей становится переломным моментом, который формирует его представление о том, что внешняя красота не всегда приносит радость.
Однако на этом этапе Иван начинает понимать, что за внешним обликом стоит внутренний мир человека. Любовь к Груше помогает ему осознать, что внешняя красота может быть лишь отражением более глубоких чувств, таких как доброта, верность и искренность. Таким образом, этот опыт становится для героя важным уроком, помогающим ему переосмыслить свои взгляды на жизнь.
Искусство – ещё одно важное проявление красоты, с которым сталкивается Иван Северьянович. Лесков описывает сцену, в которой герой становится свидетелем исполнения духовного песнопения. Это событие глубоко трогает его, вызывая в душе Ивана сильные эмоции. Музыка становится для него символом чистоты и возвышенности, которые противостоят грубости и жестокости окружающего мира.
Этот эпизод демонстрирует, как красота искусства способна пробуждать в человеке стремление к духовному росту. Для Флягина встреча с духовной музыкой становится не просто случайным событием, а важным моментом его жизни, который заставляет его задуматься о смысле своего существования. Искусство открывает для героя новые горизонты, побуждая его искать гармонию внутри себя и стремиться к самосовершенствованию.
Лесков через этот эпизод подчёркивает, что красота искусства имеет преобразующую силу. Она способна не только вдохновлять, но и менять человека, делая его более чутким, добрым и способным к глубоким переживаниям. Для Флягина искусство становится своего рода ориентиром, который направляет его на путь духовного обновления.
Ещё одним важным аспектом красоты в судьбе Флягина является красота человеческой души. На протяжении всей своей жизни Иван встречает людей, чьи поступки заставляют его поверить в силу доброты и самопожертвования. Лесков показывает, что истинная красота заключается не во внешнем облике, а в нравственных качествах человека. Добрые дела, бескорыстная помощь и искренность – всё это оставляет глубокий след в душе Флягина, формируя его как личность.
Например, в эпизодах, где герой сталкивается с жертвенным поведением других людей, он начинает переосмысливать свои поступки и отношение к жизни. Эти встречи помогают ему понять, что настоящее величие человека определяется не его социальным статусом или внешним видом, а тем, что он делает для других. Иван осознаёт, что красота души – это самое ценное, что может быть в человеке.
На протяжении всей повести Лесков подчёркивает важность духовной красоты в жизни Флягина. Его путь к вере и осознанию божественного становится одним из центральных мотивов произведения. Встречи с красотой религии, будь то иконы, храмы или духовные обряды, пробуждают в Иване стремление к внутренней гармонии и очищению.
Один из ключевых эпизодов – это момент, когда Флягин начинает осознавать значение жертвенности и прощения. Он понимает, что вера – это не просто ритуалы, а глубокое внутреннее чувство, которое помогает человеку стать лучше. Красота религии для Флягина заключается в её способности объединять людей, вдохновлять их на добрые дела и помогать им находить силы для преодоления жизненных трудностей.
Таким образом, встречи с красотой в разных её проявлениях играют важнейшую роль в жизни Ивана Северьяновича Флягина. Природа, человеческая внешность, искусство, душевная доброта и религия становятся для него источниками вдохновения, испытаниями и уроками, которые формируют его как личность. Лесков показывает, что красота – это не только эстетическая категория, но и мощная духовная сила, способная менять человека и направлять его на путь добра. Для Флягина красота становится символом гармонии, к которой он стремится на протяжении всей своей жизни.
5. Из предложенных ниже мнений о Н. С. Лескове, высказанных писателями, критиками, исследователями, выберите одно, сопроводив его соответствующей аргументацией, почерпнутой из произведений писателя и книг о нём.
• Н. С. Лесков писал «не о мужике, не о нигилисте, не о помещике, а всегда о русском человеке, о человеке данной страны. Каждый его герой — звено в цепи людей, в цепи поколений, и в каждом рассказе Лескова вы чувствуете, что его основная дума — дума не о судьбе лица, а о судьбе России» (М. Горький. «История русской литературы»).
• Н. С. Лесков «хочет, чтобы русский человек говорил сам о себе и за себя — и притом именно простой человек, который не смотрит на себя со стороны, как обычно автор смотрит на своих персонажей. Он хочет, чтобы читатель послушал самих этих людей, а для этого они должны говорить и рассказывать на своём языке, без вмешательства автора» (Б. М. Эйхенбаум, П. П. Громов. «Творчество Лескова»).
• Н. С. Лесков «никогда не присоединялся к большинству: вот в этом умении держать свою линию и не бежать за толпой он был действительно „антик" и „уникум". Отсюда — человеческая (а значит, и художественная) окраска его позиции» (Л. А. Аннинский. «Лесковское ожерелье»).
• Мнение Максима Горького
Максим Горький подчёркивает, что Николай Семёнович Лесков — писатель, который сосредоточился на изображении русского человека не как представителя отдельного социального класса, а как носителя национального духа. В отличие от многих своих современников, Лесков не стремился свести своих героев к определённым стереотипам. Его интересовали не столько классовые или профессиональные характеристики, сколько духовные качества, внутренний мир, их место в историческом и культурном контексте России. Лесков создавал образы героев, которые были неотъемлемой частью народа, звеньями большой цепи поколений, соединяющей прошлое, настоящее и будущее.
Для Лескова было важно исследовать, как судьба отдельного человека связана с судьбой всей нации. Он показывал, что личные переживания и стремления людей всегда вплетены в общую историческую ткань. Например, в «Очарованном страннике» Иван Флягин представляет собой не просто персонажа с индивидуальной судьбой, но и собирательный образ русского народа. Его жизнь, наполненная трудностями, самопожертвованием и духовными исканиями, отражает многовековую борьбу народа за сохранение своей идентичности.
Флягин проходит через множество испытаний, сталкивается с моральными выборами, но в каждом из них сохраняет веру и доброту. Он типичен для русской литературы своей противоречивостью: совершая ошибки, он всё же остаётся положительным героем, символом народной силы и стойкости. Лесков использует образ Флягина, чтобы показать, как отдельная личность становится воплощением народного духа.
В «Сказе о Левше» Лесков исследует ещё одну грань национального характера — талантливость и трудолюбие простого народа. Левша — это символ народного мастерства, изобретательности и преданности делу. Его способность подковать стальную блоху демонстрирует гениальность, которая кроется в народе. Однако Левша становится жертвой безразличия властей, что отражает трагедию отношения между государством и его народом. Лесков через эту историю подчёркивает, что без поддержки народа невозможно сохранить величие нации.
Особенно важной темой в творчестве Лескова является духовность. В рассказе «Запечатленный ангел» Лесков показывает, как вера помогает людям сохранять моральные ориентиры и переживать трудные времена. Потеря иконы в этом произведении становится символом утраты духовных ценностей, но герои, несмотря на испытания, сохраняют силу духа. Лесков через эту историю подчеркивает, что духовность — это основа национального характера русского народа, его главный источник силы и стойкости.
Горький также отмечает, что Лесков в своих произведениях исследует не только сильные, но и слабые стороны русского народа. Это делает его героев живыми, а произведения — правдивыми. Например, в «Очарованном страннике» Иван Флягин не идеализирован. Его ошибки, грехи и слабости подчёркивают, что человек несовершенен. Однако его стремление к духовному очищению и внутренняя сила делают его подлинно великим героем, типичным для русской культуры.
Лесков показывает, что народный характер строится на взаимодействии множества противоречий. Русский человек одновременно способен на высшую духовность и тяжёлые моральные падения, на бескорыстное самопожертвование и простительные слабости. Эта сложность делает героев Лескова уникальными, а его произведения — глубоко философскими. Горький подчёркивает, что Лесков понимал человека не как изолированную личность, а как часть народа, вписанную в исторический и культурный контекст.
Ещё одной важной чертой творчества Лескова является его внимание к теме труда. Его герои, как правило, трудолюбивы и талантливы, но их труд часто остаётся незамеченным и недооценённым. В «Сказе о Левше» мастерство главного героя не получает должного признания, что становится символом утраты национального богатства. Лесков через эту историю критикует систему, которая не ценит труд и талант, показывая, что судьба страны напрямую зависит от отношения к её народу.
Рассказ «Запечатленный ангел» иллюстрирует, как духовные традиции объединяют людей, помогают им сохранять единство. Герои этого произведения преодолевают трудности благодаря своей вере и стремлению к сохранению нравственных ценностей. Лесков через эту историю говорит о том, что национальный характер русского народа формируется под влиянием не только материальных условий, но и духовных идеалов.
Горький также подчёркивает, что Лесков был мастером в изображении переходных моментов в жизни человека. Он показывал, как герои, находясь на грани отчаяния, находят силы для преодоления трудностей. Эта способность к возрождению и самосовершенствованию становится главной чертой национального характера в произведениях Лескова.
Таким образом, Горький справедливо подмечает, что творчество Лескова выходит за рамки изображения частных историй. Его произведения посвящены глубокому осмыслению судьбы народа, его прошлого, настоящего и будущего. Лесков показывает, что судьба России неразрывно связана с судьбой её народа, с его трудом, верой и духовной силой. Его герои — это не просто личности, а символы национального характера, отражающие вечные ценности русского народа.
• Мнение Бориса Михайловича Эйхенбаума
Борис Михайлович Эйхенбаум выделяет уникальность литературного стиля Николая Семёновича Лескова, акцентируя внимание на его сказовой манере повествования. Этот подход заключается в том, что автор позволяет своим героям рассказывать о себе от первого лица, создавая иллюзию живой речи. Лесков не вмешивается в повествование, давая героям полное право на самовыражение. Такой стиль не только усиливает эффект присутствия, но и позволяет читателю почувствовать эмоциональную связь с персонажами, что делает произведения Лескова особенно выразительными и достоверными.
Сказовая манера повествования Лескова формирует его произведения как уникальный пример синтеза художественной литературы и устного народного творчества. Через эту технику автор не просто передаёт историю, но и создаёт атмосферу, в которой звучит голос русского народа. Например, в «Очарованном страннике» Иван Флягин рассказывает о своей жизни, обращаясь напрямую к слушателям. Его речь проста, искренна, наполнена деталями, характерными для устного повествования. Флягин не использует сложных литературных оборотов, что делает его образ ближе к читателю, заставляя того сопереживать герою.
Лесков показывает, как язык становится важнейшим инструментом для передачи характера героя. Через речь Флягина мы понимаем, что он искренен, полон противоречий, но при этом добросердечен и глубоко духовен. Его язык не только рассказывает историю, но и раскрывает внутренний мир персонажа. Лесков мастерски использует эту технику, чтобы сделать героев более реалистичными, а их истории — эмоционально насыщенными.
В «Сказе о Левше» сказовая манера проявляется ещё ярче. Левша говорит на простом, но удивительно ёмком языке, насыщенном народными выражениями и метафорами. Этот язык не только описывает события, но и передаёт мудрость, жизненный опыт героя. Через речь Левши Лесков показывает уникальную способность народа выражать сложные мысли простыми словами. Это создаёт ощущение, что перед читателем не просто персонаж, а реальный человек.
Лесков сознательно подчёркивает значение речи в формировании образа. В «Сказе о Левше» народный язык становится средством не только повествования, но и национального самовыражения. Он показывает, как простые люди через язык передают свою жизненную философию, мировоззрение и связь с культурными традициями. Благодаря этому Левша становится не просто мастером, а символом народного таланта, скрытого за внешней простотой.
В рассказе «Запечатленный ангел» Лесков показывает, как сказовая манера помогает передать духовные искания героев. Язык персонажей наполнен религиозными интонациями, которые отражают их внутреннюю борьбу и стремление к спасению. Лесков через речь героев передаёт не только их мысли, но и их чувства, надежды и сомнения. Это делает их истории живыми и эмоционально насыщенными, позволяя читателю лучше понять их переживания.
Эйхенбаум подчеркивает, что сказовая манера Лескова — это не просто стиль, а способ создать подлинную связь между читателем и героем. Этот приём делает творчество Лескова уникальным, отличающимся от других писателей его времени. Читатель ощущает, что он не просто читает книгу, а слушает рассказ реального человека, что усиливает эффект присутствия.
Кроме того, Лесков через сказ показывает не только внутренний мир героев, но и особенности русского национального характера. Простота, честность, духовность и трудолюбие — эти качества отражаются в языке его персонажей. Таким образом, сказ становится не только литературным приёмом, но и способом исследовать национальную идентичность.
Эйхенбаум справедливо отмечает, что Лесков использует язык как инструмент для раскрытия личности героя. Его герои говорят так, как думают, и это делает их живыми, реальными. Сказовая манера позволяет передать не только историю, но и атмосферу времени, дух народа, его внутреннюю силу и стойкость. Такой подход делает творчество Лескова особенно ценным, поскольку оно сохраняет живую связь с русской культурой и традициями.
• Мнение Льва Александровича Аннинского
Лев Александрович Аннинский отмечает, что Николай Семёнович Лесков был неординарным и независимым писателем, который не стремился следовать модным тенденциям своего времени. Его творчество отличается самостоятельностью, оригинальностью и смелостью в выборе тем. Лесков часто обращался к темам, которые вызывали споры или оставались в стороне от внимания других писателей, что делало его произведения особенно значимыми. Аннинский подчёркивает, что Лесков был «антиком» и «уникумом» в русской литературе, его взгляд на мир не поддавался влиянию литературных школ или общественного мнения.
Одной из ключевых черт творчества Лескова является его внимание к внутреннему миру героев, которые часто оказываются в конфликте с обществом, традициями или самим собой. Лесков не боялся показывать сложные, противоречивые характеры, что делало его героев реалистичными и глубокими. Например, в «Леди Макбет Мценского уезда» Катерина Львовна, главная героиня, представляет собой яркий пример женщины, разрывающейся между своими желаниями и общественными нормами. Её страсть, сила и стремление к свободе делают её образ незабываемым, но её трагическая судьба подчёркивает невозможность гармонии между личным счастьем и общественными ограничениями.
Аннинский акцентирует внимание на том, что Лесков не просто создавал ярких персонажей, но и ставил перед читателем важные вопросы. В «Леди Макбет Мценского уезда» это вопрос о роли женщины в обществе, её правах и возможностях. Лесков изображает свою героиню не как злодейку, а как сложную, многогранную личность, которая нарушает нормы, но при этом вызывает сочувствие. Это делает произведение не только художественным, но и социальным заявлением.
В «Сказе о Левше» Лесков обращается к теме таланта и его места в обществе. Левша, простой мастер, способен на великие достижения, но остаётся незамеченным властью. Его трагедия становится метафорой утраты национального потенциала. Лесков через этот образ критикует равнодушие системы к народу, подчёркивая, что сила страны заключается в её людях. Однако без должного внимания к их труду и талантам страна теряет свои главные ценности.
Аннинский подчёркивает, что Лесков был независимым не только в выборе тем, но и в своём отношении к персонажам. Он никогда не делил их на «положительных» и «отрицательных», а показывал их такими, какими они были, со всеми их достоинствами и недостатками. Это делает его героев реалистичными и многогранными, а произведения — глубокими и правдивыми. В «Очарованном страннике» Иван Флягин представлен как человек, который ошибается, совершает грехи, но при этом сохраняет доброту и стремление к духовному очищению. Лесков показывает, что человек несовершенен, но его борьба за внутреннюю гармонию делает его сильным.
Лесков уделял особое внимание теме духовности, которая проходит красной нитью через многие его произведения. В «Запечатленном ангеле» он исследует, как вера помогает людям сохранять внутренний мир и преодолевать трудности. Потеря иконы становится символом утраты духовных ориентиров, но герои находят силы для восстановления своей веры. Лесков показывает, что духовность — это основа русского национального характера, которая помогает людям сохранять единство и преодолевать жизненные испытания.
Ещё одной важной чертой творчества Лескова, на которую указывает Аннинский, является его способность исследовать социальные конфликты. Лесков не боялся поднимать сложные темы, такие как взаимоотношения власти и народа, положение женщин в обществе, роль таланта и труда. Его произведения часто вызывали споры, но именно это делало их значимыми. Лесков не стремился угодить читателю, он хотел заставить его задуматься, посмотреть на жизнь с другой точки зрения.
Аннинский справедливо отмечает, что Лесков был мастером в изображении внутреннего конфликта. Его герои часто находятся в состоянии поиска, будь то поиск смысла жизни, гармонии с собой или места в обществе. Например, в «Очарованном страннике» Иван Флягин сталкивается с многочисленными испытаниями, но каждое из них приближает его к духовному прозрению. Лесков показывает, что жизнь человека — это сложный путь, полный ошибок и потерь, но именно в этом пути раскрывается его сила.
Лесков также обращает внимание на тему труда и его значимости для личности и общества. Его герои — это мастера своего дела, которые находят смысл жизни в своём труде. Однако Лесков часто подчёркивает, что труд не всегда получает должное признание. В «Сказе о Левше» эта тема становится центральной: мастерство Левши остаётся недооценённым, что приводит к трагическим последствиям. Лесков через эту историю говорит о важности уважения к труду и таланту как основным источникам силы и величия нации.
Аннинский акцентирует внимание на том, что Лесков был писателем, который не боялся идти против течения. Его произведения часто не соответствовали ожиданиям публики или критики, но именно это делало их уникальными. Лесков не стремился к популярности, его целью было показать правду о жизни, какой бы сложной она ни была. Эта честность делает его творчество особенно ценным.
Таким образом, Аннинский подчёркивает, что Лесков был независимым, самобытным писателем, который не подчинялся требованиям времени. Его произведения выделяются своей глубиной, искренностью и вниманием к деталям. Лесков показывал жизнь такой, какая она есть, со всеми её противоречиями и сложностями. Это делает его творчество актуальным и сегодня, так как оно затрагивает вечные вопросы человеческого существования и общественных отношений.
6. Подготовьте сообщение о том, какие тенденции существовали в иллюстрировании произведений Н. С. Лескова. Сопроводите своё выступление показом заранее подобранных иллюстраций. Расскажите о художниках — иллюстраторах произведений Н. С. Лескова, а также о своих предпочтениях.
7. Подготовьте презентацию проекта «Словарь редких слов по художественным произведениям Н. С. Лескова». Вам следует описать мотивацию проблемы проекта (какую проблему вы попытаетесь решить с его помощью и почему), определить и сформулировать его цели, задачи и ожидаемые результаты.
В произведениях Николая Семёновича Лескова часто встречаются редкие, устаревшие и диалектные слова, которые могут быть непонятны современному читателю. Ниже представлен словарь таких слов с их объяснениями:
1. Кунсткамера
Грамматическая характеристика: существительное, женский род. Толкование значения: музей, собрание редких и диковинных предметов. Пример из произведения: «В кунсткамере хранятся удивительные экспонаты со всего мира.» Этимологическая справка: от немецкого Kunstkammer, где Kunst — искусство, Kammer — комната.
2. Кизлярка
Грамматическая характеристика: существительное, женский род. Толкование значения: виноградная водка, производимая в городе Кизляр. Пример из произведения: «Он предложил гостям кизлярки для поднятия настроения.» Этимологическая справка: от названия города Кизляр в Дагестане, известного производством алкогольных напитков.
3. Складень
Грамматическая характеристика: существительное, мужской род. Толкование значения: складная икона, состоящая из двух или трёх створок. Пример из произведения: «В углу комнаты стоял старинный складень с потемневшими ликами святых.» Этимологическая справка: от слова «складывать», указывая на конструкцию иконы.
4. Балдахин
Грамматическая характеристика: существительное, мужской род. Толкование значения: навес или покрывало над ложем, троном или алтарём. Пример из произведения: «Над царским троном возвышался роскошный балдахин из парчи.» Этимологическая справка: от итальянского baldacchino, что связано с названием города Багдад, откуда привозили дорогие ткани.
5. Плезирная трубка
Грамматическая характеристика: словосочетание, существительное, женский род. Толкование значения: искажённое выражение «клистирная трубка» (от франц. plaisir — удовольствие). Пример из произведения: «Врач приготовил плезирную трубку для процедуры.» Этимологическая справка: результат народной этимологии, где иностранное слово переосмысливается на основе созвучия.
6. Озямчик
Грамматическая характеристика: существительное, мужской род. Толкование значения: крестьянская одежда наподобие пальто. Пример из произведения: «Старик надел свой потёртый озямчик и вышел на улицу.» Этимологическая справка: уменьшительно-ласкательная форма от слова «озям», означающего верхнюю одежду.
7. Мелкоскоп
Грамматическая характеристика: существительное, мужской род. Толкование значения: искажённое слово «микроскоп». Пример из произведения: «Учёный внимательно рассматривал образец через мелкоскоп.» Этимологическая справка: результат народной этимологии, где сложное слово упрощается до более понятных компонентов.
8. Нимфозория
Грамматическая характеристика: существительное, женский род. Толкование значения: нечто диковинное, микроскопическое. Пример из произведения: «В кунсткамере представлена нимфозория невиданной красоты.» Этимологическая справка: возможно, авторское новообразование, основанное на сочетании слов «нимфа» и «курьёз».
9. Дансе
Грамматическая характеристика: существительное, средний род. Толкование значения: танец (от французского danse). Пример из произведения: «Вечером в зале устраивали дансе для гостей.» Этимологическая справка: заимствование из французского языка, популярного в России XIX века.
10. Тугамент
Грамматическая характеристика: существительное, мужской род. Толкование значения: документ. Пример из произведения: «Он достал из кармана важный тугамент и передал его судье.» Этимологическая справка: искажённое произношение слова «документ» под влиянием народной речи.
11. Грандеву
Грамматическая характеристика: существительное, средний род. Толкование значения: встреча, свидание (от французского rendez-vous). Пример из произведения: «Они договорились о грандеву в парке.» Этимологическая справка: заимствование из французского языка с адаптацией к русскому произношению.
12. Долбица
Грамматическая характеристика: существительное, женский род. Толкование значения: таблица. Пример из произведения: «Учитель показал ученикам новую долбицу для изучения.» Этимологическая справка: возможно, связано со словом «долбить», указывая на метод заучивания.
13. Ажитация
Грамматическая характеристика: существительное, женский род. Толкование значения: сильное эмоциональное возбуждение, сопровождаемое чувством тревоги и страха, переходящее в двигательное беспокойство и потребность двигаться. Пример из произведения: «В состоянии ажитации он не мог усидеть на месте, постоянно перемещаясь по комнате.» Этимологическая справка: происходит от латинского agitatio — приведение в движение.
14. Буреметр
Грамматическая характеристика: существительное, мужской род. Толкование значения: искажённое слово «барометр». Пример из произведения: «Моряки проверяли буреметр перед выходом в море.» Этимологическая справка: соединение слов «барометр» и «буря».
15. Керамида
Грамматическая характеристика: существительное, женский род. Толкование значения: искажённое слово «пирамида». Пример из произведения: «Путешественники любовались древними керамидами.» Этимологическая справка: искажённое произношение слова «пирамида».
16. Верояция
Грамматическая характеристика: существительное, женский род. Толкование значения: вариация, разновидность. Пример из произведения: «Музыкант исполнил новую верояцию известной мелодии.» Этимологическая справка: искажённое произношение слова «вариация».
17. Мантон
Грамматическая характеристика: существительное, мужской род. Толкование значения: пальто, накидка (от французского manteau). Пример из произведения: «Она накинула мантон перед выходом на улицу.» Этимологическая справка: заимствование из французского языка, популярного в России XIX века.
18. Непромокабль
Грамматическая характеристика: существительное, мужской род. Толкование значения: непромокаемый плащ. Пример из произведения: «В дождливую погоду он всегда носил непромокабль.» Этимологическая справка: искажённая форма слова «непромокаемый» с окончанием на французский манер.
19. Дванадесять язык
Грамматическая характеристика: существительное, мужской род, устаревшее. Толкование значения: двенадцать народов; выражение, относящееся к нашествию Наполеона. Пример из произведения: «Войско дванадесяти языков вторглось в Россию.» Этимологическая справка: устаревшее выражение, использовавшееся для обозначения многонациональных армий.
20. Безрассудок
Грамматическая характеристика: существительное, мужской род. Толкование значения: предрассудок, суеверие. Пример из произведения: «Он не верил в старинные безрассудки и предания.» Этимологическая справка: устаревшее слово, обозначающее предрассудок или суеверие.
21. Мортимерово ружьё
Грамматическая характеристика: существительное, средний род. Толкование значения: оружие, изготовленное английским оружейником Г. В. Мортимером. Пример из произведения: «Охотник гордился своим Мортимеровым ружьём.» Этимологическая справка: название происходит от имени английского оружейника Г. В. Мортимера.
22. Пистоля
Грамматическая характеристика: существительное, женский род. Толкование значения: пистолет. Пример из произведения: «Он носил с собой старинную пистолю для самообороны.» Этимологическая справка: устаревшая форма слова «пистолет».
23. Канделабрия
Грамматическая характеристика: существительное, женский род. Толкование значения: искажённое название области Калабрия в Италии. Пример из произведения: «Путешественник рассказывал о своих приключениях в Канделабрии.» Этимологическая справка: искажённое произношение названия итальянской области Калабрия.
24. Сугиб
Грамматическая характеристика: существительное, мужской род. Толкование значения: сгиб, изгиб. Пример из произведения: «Он внимательно осмотрел сугиб реки на карте.» Этимологическая справка: устаревшее слово, обозначающее изгиб или поворот.
25. Сахар Молво
Грамматическая характеристика: словосочетание, существительное, мужской род. Толкование значения: сахар, изготовленный на заводе Я. Н. Молво в Санкт-Петербурге в 1810–1820-х годах. Пример из произведения: «Англичане и не знают, что это такое молво.» Этимологическая справка: название происходит от фамилии купца Я. Н. Молво, владельца сахарного завода в Санкт-Петербурге.
26. Свистовые
Грамматическая характеристика: существительное, множественное число. Толкование значения: вестовые, посланные для передачи вести. Пример из произведения: «Свистовые быстро разнесли новость по всему городу.» Этимологическая справка: соединение слов «вестовые» и «свист».
27. Мелкоскоп
Грамматическая характеристика: существительное, мужской род. Толкование значения: микроскоп. Пример из произведения: «Учёный внимательно рассматривал образец через мелкоскоп.» Этимологическая справка: искажённое слово «микроскоп».
28. Нимфозория
Грамматическая характеристика: существительное, женский род. Толкование значения: нечто диковинное, микроскопическое. Пример из произведения: «В кунсткамере представлена нимфозория невиданной красоты.» Этимологическая справка: возможно, авторское новообразование, основанное на сочетании слов «нимфа» и «курьёз».
29. Дансе
Грамматическая характеристика: существительное, средний род. Толкование значения: танец (от французского danse). Пример из произведения: «Вечером в зале устраивали дансе для гостей.» Этимологическая справка: заимствование из французского языка, популярного в России XIX века.
30. Тугамент
Грамматическая характеристика: существительное, мужской род. Толкование значения: документ. Пример из произведения: «Он достал из кармана важный тугамент и передал его судье.» Этимологическая справка: искажённое произношение слова «документ» под влиянием народной речи.
Этот словарь поможет глубже понять и оценить языковое богатство произведений Н. С. Лескова, а также приблизиться к культурному и историческому контексту его времени.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением