Ответы на вопросы на стр.243 Часть 2 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)

Изображение Проекты. Стр. 2431.Виртуальная экскурсия по дому-музею Н. С. Лескова (г. Орёл)Данная экскурсия позволит глубже понять не только биографию писателя, но и атмосферу...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Проекты. Стр. 243
1.
Виртуальная экскурсия по дому-музею Н. С. Лескова (г. Орёл)
Данная экскурсия позволит глубже понять не только биографию писателя, но и атмосферу его времени. Музей находится в доме, где родился Н. С. Лесков, и в котором он провёл много лет своей жизни. Экспозиция музея состоит из множества экспонатов, касающихся жизни и творчества писателя, и позволяет создать целостное представление о нём как человеке и литераторе. Во время виртуальной экскурсии посетители смогут познакомиться с историей дома, получить информацию о влиянии родных и окружающей среды на формирование мировоззрения писателя, а также узнать о его литературном наследии.
1. Вступление: Знакомство с домом-музеем
Экскурсия начинается с описания самого дома, его истории, архитектурных особенностей и значимости для города Орёл. Дом, в котором родился Н. С. Лесков, был построен в начале XIX века и стал важным историческим памятником. Это место представляет собой культурное ядро города, объединяющее в себе не только элементы архитектуры, но и часть душевного мира писателя. Дома, в которых творили великие писатели, всегда несут в себе свою особую атмосферу. Экскурсанты могут осмотреть макеты здания, а также фотографии и старинные карты Орла, на которых этот дом уже упоминается.
2. Семья Лескова: Ранние годы писателя
Далее экскурсия переводит внимание на семейные корни писателя. Важное значение в жизни Н. С. Лескова имела его семья, и этот аспект жизни особенно раскрывается в музее. Его родители сыграли большую роль в воспитании и становлении его личности. Мать писателя, Екатерина Семёновна, была женщиной образованной, в доме Лесковых часто бывали выдающиеся литераторы того времени. Это способствовало формированию интеллигентной атмосферы, которая, безусловно, повлияла на будущего писателя. В этой части экскурсии можно увидеть портреты семьи, старинные фотографии, личные вещи, такие как письма, книги и другие экспонаты, которые иллюстрируют семейную жизнь Лескова.
3. Комнаты дома: Интерьер и обстановка
Экскурсанты перемещаются по комнатам дома-музея. Для того чтобы представить, как жил Лесков в детстве, музей воссоздал атмосферу XIX века, сохраняя стиль и обстановку того времени. Каждая комната рассказывает о различных аспектах жизни Лескова: кабинеты для работы, комнаты для отдыха, места, где писатель писал свои знаменитые произведения. Комнаты музея оформлены с учётом исторического контекста — стены украшают картины, мебель из того времени, книги, которые писатель читал, и предметы быта. Экскурсанты могут увидеть стол, за которым Лесков писал, а также рабочие инструменты и письма, которые он писал своим друзьям и коллегам. Особое внимание уделяется рабочему кабинету писателя, где, возможно, были написаны его ранние работы.
4. Творчество Н. С. Лескова: Литературная деятельность и произведения
В этом разделе экскурсии акцент делается на литературную деятельность Н. С. Лескова. Он был известен своими произведениями, в которых разоблачал пороки общества, как, например, «Леди Макбет Мценского уезда», «Записки об истинной жизни» и другие. Музей представляет различные издания его книг, старинные рукописи, а также иллюстрации и тексты, рассказывающие о том, как писатель отзывался о своих произведениях. Для лучшего восприятия рассказывается о значении его произведений в русской литературе, а также о восприятии писателя современниками. Также важно отметить, что Лесков был не только литератором, но и общественным деятелем. В этом разделе экскурсии приводятся его критические статьи, труды о социальном устройстве и состоянии русского общества.
5. Санкт-Петербург и его связь с Лесковым
Неоправданно малая часть жизни Н. С. Лескова была связана с Санкт-Петербургом, но город сыграл важную роль в его карьере. Лесков учился в Санкт-Петербургском институте путей сообщения, что дало ему необходимое образование и позволило стать чиновником. Также он был в числе тех, кто активно участвовал в литературной жизни города, сотрудничая с различными журналами. Экскурсия по этому разделу предлагает рассказ о том, как Питер повлиял на взгляды писателя, какие знакомства были важны в его жизни и как город отразился в произведениях. Сотрудничество с журналами, участие в литературных встречах, а также визиты к знаменитым петербургским писателям и общественным деятелям — всё это имело большое значение в его творческом становлении.
6. Заключение: Влияние на русскую литературу и культуру
В заключении экскурсанты узнают, какое место Н. С. Лесков занимает в истории русской литературы. Писатель оказал огромное влияние на развитие русской прозы и театра. Несмотря на то, что во времена своей жизни Лесков не был столь популярным, как Толстой или Достоевский, его произведения приобрели огромную ценность в последующие эпохи. В этом разделе экскурсанты смогут почитать цитаты из его произведений и понять, как они со временем изменяли литературный ландшафт. Важным элементом будет и подведение итогов путешествия, где будет акцентировано внимание на том, как творчество писателя соединяет прошлое и настоящее.
7. Впечатления от посещения музея
Последним пунктом экскурсии будет обсуждение того, как посещение музея помогает лучше понять писателя. По мнению многих посетителей, именно в музее раскрывается уникальная атмосфера жизни Н. С. Лескова, его окружения, увлечений и взглядов. Фотографии и предметы, представленные в музее, передают чувства, которые писатель вложил в свои произведения. Уникальная обстановка позволяет зрителям почувствовать дух того времени и понять, как жизнь и творчество писателя неразрывно связаны.
2.
Купеческий мир Н. С. Лескова и Б. М. Кустодиева
1. Обоснование проблемы проекта
Проблема:
Купеческий мир занимает важное место в русской культуре XIX – начала XX века, представляя собой уникальную прослойку общества, которая сочетала традиции русского быта с процессами модернизации. Николай Семёнович Лесков в своих произведениях описывал купцов с точки зрения их нравов, моральных качеств, особенностей поведения. Борис Михайлович Кустодиев запечатлевал купеческую среду в своих картинах, передавая её атмосферу, внешний облик и эстетику. Однако комплексный анализ взаимодействия двух видов искусства – литературы и живописи – в отображении купеческого мира до сих пор недостаточно представлен в исследовательской практике.
Обоснование:
Работы Лескова и Кустодиева дополняют друг друга: литература раскрывает внутренний мир купечества, его душевные качества, а живопись визуализирует детали, позволяя "увидеть" купцов, их дома, праздники, быт. Исследование этой темы поможет выявить, каким образом два вида искусства создают целостный образ эпохи.
2. Цель проекта
Выявить сходства и различия в изображении купеческого мира в произведениях Н. С. Лескова и картинах Б. М. Кустодиева, а также определить, как два вида искусства взаимодополняют друг друга в создании цельного образа купечества.
3. Задачи проекта:
Проанализировать произведения Лескова, связанные с купеческой темой, такие как:
"Очарованный странник";
"Левша";
"Соборяне";
"Смех и горе" и другие.
Изучить картины Кустодиева, изображающие купеческий быт, такие как:
"Купчиха за чаем";
"Масленица";
"Осень. Купчиха";
"Праздник на Волге" и другие.
Определить ключевые особенности купеческого образа в творчестве обоих авторов:
Какими чертами наделяются купцы в литературе Лескова (например, нравственность, патриотизм, религиозность)?
Как визуально передаётся атмосфера купеческой жизни в картинах Кустодиева (цвет, композиция, детали)?
Сравнить подходы двух авторов и выявить, как эпоха, социокультурная среда и личные взгляды повлияли на их работы.
Подготовить результаты исследования в виде презентации, реферата или творческого проекта.
4. Ожидаемые результаты
Создание полного представления о купеческой среде как литературного и художественного феномена.
Выявление, как литература и живопись дополняют друг друга в создании единого образа купечества.
Итоговый продукт проекта: Эссе или реферата с подробным анализом.
5. Этапы выполнения проекта:
Формулировка проблемы и цели исследования:
Определение исследовательского вопроса: каким образом Лесков и Кустодиев изображают купечество?
Составление плана работы.
Сбор материалов:
Изучение биографии Н. С. Лескова и Б. М. Кустодиева.
Подбор текстов Лескова, относящихся к теме купечества (анализ персонажей, сюжетов, мотивов).
Анализ картин Кустодиева: выбор полотен, их описание и интерпретация.
Анализ материалов:
Выделение ключевых черт купеческого мира в произведениях Лескова (например, духовность, трудолюбие, противоречивость).
Определение композиционных и стилистических особенностей картин Кустодиева (например, цветовая гамма, детализация, символизм).
Сравнение:
Выявление общего и различий в подходах двух авторов.
Анализ того, как время и личные убеждения влияли на их произведения.
Создание итогового продукта:
Написание выводов.
Оформление результатов исследования в виде:
Эссе или реферата с подробным анализом
Примерные выводы:
Н. С. Лесков подчёркивал духовные и нравственные черты купцов, акцентируя внимание на их стремлении сохранить традиции, однако также обращал внимание на их слабости, такие как жадность или мелочность.
Б. М. Кустодиев создавал визуально яркий, праздничный образ купеческого мира, где главную роль играли эстетика, цвет и детали, передающие облик эпохи.
Вместе эти два автора дают полное и многогранное представление о купечестве XIX – начала XX века.
3.
1. Изображение купечества у Н. С. Лескова
Николай Семёнович Лесков в своих произведениях передаёт внутренний мир купцов, их нравы, устремления и характерные черты. Лесков стремится показать купечество как слой общества, который сочетает в себе как высокие моральные качества, так и слабости.
Основные черты купечества у Лескова:
Духовность и религиозность. Купцы у Лескова часто изображены как носители народной веры. Например, в "Очарованном страннике" показан сильный моральный дух героев, их стремление к искуплению грехов;
Трудолюбие и предприимчивость. Лесков подчёркивает связь купечества с традиционными ценностями и умением вести дела;
Моральные противоречия. Вместе с добродетелями автор показывает недостатки, такие как жадность, мелочность и склонность к обману, что отражает реалистичный взгляд на этот слой общества.
Тональность изображения:
Лесков балансирует между уважением к купеческому сословию и критикой их слабостей. Его произведения раскрывают сложные моральные дилеммы героев, часто сосредотачиваясь на внутреннем развитии персонажей.
2. Изображение купечества у Б. М. Кустодиева
Борис Михайлович Кустодиев изображает купеческий мир через яркие и праздничные образы. Его картины передают внешнюю сторону жизни купцов: богатство, роскошь, красоту.
Основные черты купечества у Кустодиева:
Праздничность и красочность. Картины, такие как "Купчиха за чаем" и "Масленица", изобилуют яркими цветами, детально прорисованными нарядами и аксессуарами. Это создаёт образ богатого и довольного жизнью сословия;
Символизм богатства. Купцы и купчихи в бархатах, золоте и серебре символизируют их экономическое благополучие и высокое положение в обществе;
Ностальгия по ушедшей эпохе. Через свои работы Кустодиев передаёт атмосферу дореволюционной России, создавая идеализированный образ купечества.
Тональность изображения:
Кустодиевский взгляд более романтизирован и декоративен. В отличие от Лескова, он акцентирует внимание на внешней стороне купеческой жизни, её эстетике, избегая углубления в моральные вопросы.
3. Сравнение с подходом А. Н. Островского
Александр Николаевич Островский изображает купечество в своих пьесах более критично и реалистично. Его персонажи часто представляют собой людей, для которых материальное благосостояние занимает центральное место, а духовные и нравственные ценности отходят на второй план.
Основные черты купечества у Островского:
Склонность к корысти. Герои пьес, такие как Самсон Силыч Большов ("Свои люди – сочтёмся"), показаны жадными, хитрыми, часто идущими на обман ради выгоды;
Низкий культурный уровень. Купцы у Островского лишены утончённости, свойственной героям Кустодиева. Их образ более грубый, прямолинейный;
Конфликты поколений. В пьесах часто поднимается тема разрыва между старым купеческим укладом и молодёжью, стремящейся к новым ценностям.
Тональность изображения:
Островский подчёркивает противоречия купечества, акцентируя внимание на их отрицательных качествах. Его взгляд реалистичен и критичен, что делает его произведения отличными от идеализированного образа у Кустодиева и нравственно сложных героев Лескова.
4. Общий вывод:
Лесков показывает внутреннюю жизнь купечества, исследуя их духовные и моральные качества. Его взгляд глубже и философичнее;
Кустодиев сосредотачивается на внешнем облике купечества, изображая его как часть культурного наследия России, с яркими красками и роскошными деталями;
Островский даёт реалистичный и критичный взгляд на купцов, раскрывая их слабости и моральные изъяны, не стремясь романтизировать.
Эти три подхода создают многогранное представление о купеческом сословии: от его внутреннего мира до внешнего блеска и социальных противоречий.
4.
1. Образ Катерины Измайловой у Н. С. Лескова
Катерина Измайлова — центральная героиня повести Н. С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда". Её образ глубоко трагичен и многослоен, что делает её ярким представителем купеческого сословия.
Социальное положение:
Катерина — жена богатого купца, проживающая в замкнутой купеческой среде, где главенствуют строгие нравы, патриархат и сосредоточенность на накоплении богатства.
Внутренний мир:
Катерина тяготится жизнью в купеческом доме, где царит скука, подавление эмоций и личных желаний. Она страстная, эмоциональная и ищет выхода из рутины, что приводит её к трагическим поступкам — любви к Сергею, убийству мужа и других членов семьи.
Черты характера:
Катерина представлена как сильная и решительная женщина, готовая нарушить устоявшиеся правила ради любви и свободы. Однако её внутренний конфликт, страсть и неспособность найти гармонию в жизни приводят к разрушению как её собственной судьбы, так и окружающих.
Изображение Лесковым купечества через Катерину:
Лесков критикует купеческий быт, показывая его ограниченность, духовную пустоту и подавление личности. Через трагедию Катерины он подчёркивает, что в такой среде невозможно полноценное развитие человека.
2. Образ купчихи на картине Б. М. Кустодиева "Купчиха за чаем"
На картине Бориса Михайловича Кустодиева "Купчиха за чаем" представлена купчиха в богатом интерьере, наполненном яркими красками и деталями, символизирующими роскошь и благополучие.
Социальное положение:
Купчиха изображена в традиционной обстановке — чай, самовар, изысканный наряд. Она представляется символом стабильности и довольства жизнью.
Внешний облик и атмосфера:
Образ купчихи визуально яркий, статичный и украшенный деталями. Она довольна своим положением, её окружение говорит о достатке и безмятежности.
Черты характера (предполагаемые):
Кустодиев не даёт нам представления о внутреннем мире героини, сосредотачиваясь на внешнем блеске. Купчиха символизирует гармонию, устойчивость и традиции купеческого уклада.
Изображение купечества через купчиху:
Кустодиев создаёт идеализированный образ купеческого сословия, где доминируют роскошь и традиции. Его взгляд романтизирован и лишён критики.
3. Общие черты героинь
Принадлежность к купеческому сословию:
Обе героини представляют купечество: Катерина — через трагическую судьбу, купчиха Кустодиева — через символику богатства и устойчивости.
Связь с традициями:
И Катерина, и купчиха Кустодиева живут в рамках купеческой культуры, где доминируют строгие правила и привычки. Однако их отношения с традициями противоположны: Катерина восстает против них, а купчиха Кустодиева гармонично в них вписана.
Женский образ как символ купечества:
Обе героини в своих проявлениях олицетворяют купеческий быт — одну через внутренний конфликт и борьбу, другую через внешний блеск и стабильность.
4. Различия в восприятии купеческого мира Лесковым и Кустодиевым
Подход Лескова:
Лесков сосредотачивается на внутреннем мире и социальных проблемах купечества. Через Катерину он критикует духовную пустоту купеческой среды и поднимает вопросы личной свободы, страсти и нравственного выбора.
Подход Кустодиева:
Кустодиев создаёт визуально идеализированный образ купечества, где акцент на достатке, роскоши и эстетике. Его работа лишена критики, он прославляет традиции и бытовой уклад.
5. Вывод
Катерина Измайлова и купчиха Кустодиева представляют два разных подхода к изображению купечества. Лесков через трагедию Катерины показывает внутренние конфликты и проблемы купеческого уклада, в то время как Кустодиев идеализирует внешний облик купеческой жизни. Оба подхода дополняют друг друга, создавая многогранное представление о купечестве как важной части русской культуры.
5.
1. Особенности иллюстрации Кустодиева к "Леди Макбет Мценского уезда"
В иллюстрациях Бориса Михайловича Кустодиева к повести Н. С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" акцент сделан на эмоциональном и психологическом состоянии главной героини, Катерины Измайловой. Изображение её в окне — это осмысленный художественный приём, который позволяет глубже раскрыть её внутренний мир, усиливая драматизм её судьбы.
2. Смысловое значение выбора ракурса (образ окна)
Окно на иллюстрации играет ключевую роль в символике и восприятии образа Катерины Измайловой. Этот художественный приём выделяет несколько важных смысловых аспектов:
Символ границы между мирами:
Окно символизирует разрыв между внутренним миром героини и внешним миром. Катерина находится в доме, который для неё стал своего рода тюрьмой, местом подавления её личности. Взгляд через окно — это её попытка мысленно вырваться за пределы этой замкнутости, почувствовать свободу.
Изоляция и одиночество:
Герой, изображённый в окне, обычно акцентирует внимание на своей оторванности от окружающих. Катерина словно отдалена от своего окружения и эмоционально, и физически. Её взгляд направлен за пределы купеческого дома, что подчёркивает её неудовлетворённость и невозможность найти своё место в этом мире.
Стремление к свободе:
Катерина, глядящая в окно, передаёт внутреннюю жажду вырваться из скучного, монотонного существования. Её взгляд наполнен надеждой, отчаянием и скрытым протестом против условий, которые сковывают её как женщину, так и личность.
Смысловая замкнутость пространства:
Окно в этом контексте становится не просто проёмом, но и ограничителем. Герой видит мир, но не может к нему прикоснуться. Таким образом, окно усиливает трагедию героини: оно напоминает, что её стремления невозможны в условиях, в которых она находится.
3. Почему Кустодиев использует этот ракурс?
Выражение внутреннего конфликта:
В отличие от своих обычных работ, где купечество представлено через яркость, роскошь и внешнюю гармонию, в иллюстрации к "Леди Макбет Мценского уезда" Кустодиев передаёт именно внутренний надлом. Взгляд Катерины через окно позволяет зрителю почувствовать её отчуждённость и надвигающуюся трагедию.
Динамика настроения:
Если в его картинах, таких как "Купчиха за чаем", дом и окружение символизируют уют и стабильность, то здесь окно становится противоположным символом: оно создаёт ощущение ограничения, беспомощности и невозможности вырваться наружу.
Символический подтекст произведения Лескова:
Лесков в своей повести подчёркивает социальные и моральные проблемы купеческой среды, которые разрушают личности, подобные Катерине. Кустодиев через изображение окна усиливает этот посыл: купеческий мир становится клеткой, из которой героиня не может найти выхода.
Подчёркивание трагедии через композицию:
Размещение Катерины в окне создаёт композицию, в которой она становится центром внимания, но в то же время выглядит зажатой рамками, словно обречённой на свою участь. Это приём, который позволяет эмоционально подчеркнуть трагичность ситуации.
4. Отличие от традиционных образов купчих у Кустодиева
Образ "Купчихи за чаем":
В картинах Кустодиева купчихи обычно представлены как уверенные, довольные жизнью женщины, окружённые атрибутами богатства и стабильности. Они неподвижны, их лица выражают уверенность и покой;
Здесь, напротив, Катерина Измайлова изображена в состоянии внутреннего надлома. Её образ далёк от традиционных купчих, так как он не романтизирован, а драматизирован.
Отличие ракурса:
Кустодиев почти никогда не изображает своих купчих в окнах, так как окно в данном случае служит символом ограничения. В его основных работах (например, "Масленица" или "Купчиха за чаем") героини являются частью яркой, полной жизни среды. В случае с Катериной окно подчёркивает её отделённость от этого мира.
5. Заключение
Кустодиев выбирает ракурс окна для Катерины Измайловой как способ показать её внутреннюю трагедию, одиночество и невозможность вырваться из купеческой среды. Этот приём контрастирует с привычными образами довольных купцов и купчих в его картинах. Окно становится символом несвободы и психологического конфликта, подчёркивая драматический характер произведения Лескова. Художник умело соединяет символику и композицию, чтобы передать главную мысль произведения: конфликт между стремлением к свободе и ограничениями, налагаемыми обществом.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением