Ответы на вопросы на стр.244 Часть 2 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)

Изображение Темы исследовательских работ. Стр. 2441.Исследовательская работа: «Духовенство в лесковских произведениях»ВведениеНиколай Семёнович Лесков — выдающийся русский...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Темы исследовательских работ. Стр. 244
1.
Исследовательская работа: «Духовенство в лесковских произведениях»
Введение
Николай Семёнович Лесков — выдающийся русский писатель, чьи произведения погружают читателя в глубины духовных поисков, моральных раздумий и нравственных исканий. Тема духовенства и религиозной жизни занимает важное место в творчестве Лескова. Писатель изображает духовенство в разных его проявлениях — от идейных носителей морали и нравственности до скептических образов священников, не всегда способных исполнить свой долг. Лесков видит в духовенстве важнейшее средство для формирования моральных устоев общества и, в то же время, не уклоняется от критики тех духовных деятелей, чьи действия идут вразрез с высокими нравственными принципами.
Целью данной исследовательской работы является анализ роли духовенства в произведениях Н. С. Лескова, а также выявление особенностей его взгляда на духовные поиски и моральные проблемы, которые охватывают как церковную жизнь, так и повседневную жизнь людей. В ходе работы будут рассмотрены ключевые произведения писателя, в которых изображены различные образы священнослужителей и роли духовенства в жизни общества.
Основная часть
1. Духовенство в произведении «Старосветские помещики»
В этом рассказе Лесков изображает священника как важного персонажа, несущего на себе символ нравственности и морального ориентира. Однако, несмотря на эту функцию, духовенство здесь также показано как отчасти несовершенное и подверженное искушениям. В центре произведения — старый помещик и его отношения с духовенством. Лесков изображает священника, который, несмотря на свою должность и обязанности, не всегда соответствует высоким духовным идеалам. Этот образ демонстрирует авторскую критику, направленную на те случаи, когда священнослужители больше служат собственным интересам, чем служат людям и Богу.
Здесь Лесков сталкивает церковные идеалы с реальной жизнью, показывая, что служение Богу не всегда сливается с личной жизнью священников. Таким образом, в произведении «Старосветские помещики» мы видим духовенство как одновременно источник морали, но и как часть социальной системы, не всегда свободной от пороков и компромиссов.
2. Образ духовенства в произведении «Кадетский монастырь»
Произведение «Кадетский монастырь» рассматривает образ духовенства в контексте воспитания подрастающего поколения. Лесков изображает монастырь как не только образовательное учреждение, но и духовную школу, где учат не только наукам, но и моральным устоям. Монастырь становится метафорой общества, где религия и духовность переплетаются с образовательной системой.
В этом произведении Лесков акцентирует внимание на важности духовного воспитания, которое сочетает в себе умственное и нравственное развитие. Образ священника в «Кадетском монастыре» — это идеал наставника, который влияет на будущее поколение, прививая им не только знания, но и основы правильного морального поведения. Лесков демонстрирует, что реальная духовность включает в себя не только ритуальные практики, но и воспитание добродетелей в молодёжи, что является основой для построения гармоничного общества.
3. Роль духовенства в произведении «Духовенство и народ»
«Духовенство и народ» представляет собой произведение, в котором Лесков исследует взаимоотношения между священниками и народом. Лесков осуждает тех священников, которые не выполняют своего предназначения, а вместо того, чтобы служить народу и помогать ему в духовных исканиях, игнорируют его нужды и моральные ценности. В произведении раскрыта идея того, что священник должен не только молиться, но и активно помогать людям, служить примером добродетели, а также действовать в интересах народа.
Лесков раскрывает критику духовенства, которое забывает о своих обязанностях перед народом, заменяя искреннее служение на видимость религиозной преданности. Писатель делает акцент на том, что истинное духовенство должно нести свет знаний и морали, а не быть закрытым и безразличным к страданиям народа. Образ духовенства в произведении становится символом утраченной связи между церковной властью и народной жизнью.
4. Влияние православной веры на духовенство в рассказе «Дорогая любовь»
В произведении «Дорогая любовь» Лесков рассматривает духовенство через призму внутреннего переживания веры. Главный герой, священник, сталкивается с трудным выбором: остаться верным своим религиозным обязанностям или поддаться личным чувствам. Этот внутренний конфликт становится центральной темой рассказа, где Лесков рассматривает не только духовные переживания, но и противоречие между долгом и человеческими страстями.
Лесков затрагивает важный вопрос о том, как религия и вера влияют на личные отношения священников. Он показывает, что духовенство не является неуязвимым к земным переживаниям и что верующие, в том числе священнослужители, могут испытывать чувства, которые противоречат их служению. Рассказ о духовенстве в этом контексте показывает важность искренности и внутренней чистоты, которая является необходимой для истинного служения Богу.
5. Проблемы духовенства в рассказе «Бескорыстие»
В произведении «Бескорыстие» Лесков затрагивает важную проблему духовенства — бескорыстие как основа истинного служения Богу. Лесков критикует тех священников, которые используют свою духовную власть в корыстных целях, что противоречит основным принципам христианства. Он изображает духовенство, которое поддаётся искушению и использует свою роль для личной выгоды, нарушая тем самым важнейшую духовную ценность — бескорыстие.
Лесков через этот образ показывает, как корысть и эгоизм могут искажать истинное служение Богу. В данном рассказе духовенство становится символом не только моральных искушений, но и тех пороков, которые могут быть свойственны людям, занимающим власть в церкви.
Заключение
Произведения Н. С. Лескова раскрывают важнейшие аспекты духовенства и религиозной жизни. Через образы священников и духовных деятелей писатель показывает как их роль в обществе, так и внутренние духовные поиски, которые становятся темой для размышлений. Лесков не скрывает от читателя противоречий и слабостей духовенства, что делает его произведения такими глубокими и многозначительными. Через критику некоторых аспектов церковной жизни Лесков всё же подчёркивает важность духовных ценностей и служения Богу, показывая, что истинное духовенство заключается в искренности и заботе о людях.
Список литературы
1. Лесков Н. С. Старосветские помещики // Литературное наследие Н. С. Лескова. – М.: Изд-во «Просвещение», 1973.
2. Лесков Н. С. Кадетский монастырь // Полное собрание сочинений Н. С. Лескова. – М.: Наука, 1980.
3. Лесков Н. С. Духовенство и народ // Лесков и общество: сборник статей. – М.: Советская Россия, 1975.
4. Лесков Н. С. Дорогая любовь // Лесков. Сочинения в шести томах. – М.: Художественная литература, 1968.
5. Лесков Н. С. Бескорыстие // Лесков: выбор произведений. – М.: Молодая гвардия, 2000.
2.
Исследовательская работа: «Жанр святочного рассказа в творчестве Н. С. Лескова»
Введение
Святочный рассказ занимает особое место в русской литературе XIX века. Этот жанр развивался под влиянием рождественских традиций и стремления авторов передать атмосферу праздника, надежды и духовного преображения. Литература святочных рассказов нашла свое яркое отражение в творчестве Николая Семёновича Лескова. Он привнёс в этот жанр особую многогранность, сочетая традиционную для святочного рассказа праздничную атмосферу с глубоким нравственным содержанием и острой социальной проблематикой. Произведения Лескова в этом жанре не только рассказывают удивительные истории, но и заставляют задуматься о вечных ценностях: доброте, милосердии, справедливости и вере.
Цель данной работы — исследовать особенности жанра святочного рассказа в творчестве Н. С. Лескова, выделить характерные черты его произведений, а также показать их уникальность в контексте русской литературы XIX века.
Основная часть
1. Истоки и особенности жанра святочного рассказа
Жанр святочного рассказа появился в русской литературе под влиянием европейских рождественских историй, таких как произведения Чарльза Диккенса. Однако в русской литературе этот жанр приобрёл свои уникальные черты. Святочный рассказ характеризуется праздничной атмосферой, сюжетом, связанным с Рождеством, и обязательным нравственным преображением героев. Главными особенностями жанра являются чудесные события, происходящие с героями, и победа доброты над злом.
Святочные рассказы передают дух Рождества через истории, которые затрагивают самые сокровенные аспекты человеческой души: сострадание, надежду, любовь и веру в чудеса. В центре повествования часто находятся простые люди, чьи жизни меняются благодаря необычным событиям, которые открывают в героях новые качества и помогают обрести счастье.
2. Святочный рассказ в творчестве Н. С. Лескова
Николай Семёнович Лесков был мастером русского слова, способным создавать живые, многогранные образы и проникновенные истории. Святочный рассказ в его творчестве — это не просто жанровое упражнение, а способ выразить свои философские размышления о человеческой душе и духовных ценностях. Лесков включал в свои произведения не только элементы праздника, но и глубокие размышления о роли милосердия, справедливости и добродетели в жизни общества.
Лесковские святочные рассказы выделяются сочетанием реализма и мистики, что делает их уникальными. Автор не боится показывать недостатки своих героев, но через их переживания и чудесные события раскрывает их духовный потенциал.
3. Анализ ключевых святочных рассказов Н. С. Лескова
В произведении «Жемчужное ожерелье» Лесков рассказывает историю о самопожертвовании и искреннем милосердии. Главный герой преодолевает свои эгоистичные желания и совершает поступок, который меняет жизнь других людей. Автор подчёркивает, что истинное чудо Рождества — это внутреннее преображение человека, а не внешние проявления богатства или счастья.
В рассказе «Привидение в Инженерном замке» Лесков сочетает мистические элементы с традиционным рождественским сюжетом. Необычное происшествие заставляет героев задуматься о своих поступках и отношении к окружающим. Через этот рассказ автор подчёркивает, что вера и добродетель способны преодолеть любые преграды, включая страх и сомнения.
«Зимний день» представляет собой ещё один яркий пример святочного рассказа. В нём Лесков изображает жизнь простых людей, для которых Рождество становится символом надежды и возможности изменить свою судьбу. Автор показывает, что доброта и сострадание сильнее любых социальных преград.
4. Особенности лесковского святочного рассказа
Произведения Лескова в жанре святочного рассказа выделяются рядом уникальных черт. Во-первых, автор обращает внимание на социальный подтекст своих историй. Лесков не ограничивается праздничной атмосферой и чудесами, но и поднимает важные проблемы, такие как бедность, несправедливость и равнодушие общества. Во-вторых, его рассказы проникнуты глубокой религиозностью, которая не всегда выражается через церковные ритуалы, а проявляется в искренней вере в добро и справедливость. В-третьих, чудо в его произведениях часто связано с нравственным преображением героев, а не с внешними событиями. Это делает лесковские святочные рассказы особенно проникновенными и трогательными.
Кроме того, Лесков использует элементы юмора и сатиры, чтобы подчеркнуть слабости и пороки своих героев, что добавляет его произведениям жизненности и реалистичности. Однако за этими элементами всегда стоит искреннее желание показать, что человек способен измениться и обрести счастье.
Заключение
Жанр святочного рассказа в творчестве Н. С. Лескова занимает важное место и представляет собой уникальное явление в русской литературе. Лесков умело сочетает традиционные элементы жанра с глубокими размышлениями о человеческой душе, доброте и справедливости. Его произведения наполнены теплом, светом и верой в лучшее, что делает их актуальными и сегодня. Лесков показывает, что истинное чудо Рождества заключается не во внешних событиях, а во внутреннем преображении человека, его способности быть добрым, великодушным и любящим.
Произведения Лескова не только продолжают традиции святочного рассказа, но и поднимают его на новый уровень, делая этот жанр более глубоким и многогранным. Его святочные рассказы напоминают нам о том, что доброта и милосердие являются основой человеческой жизни, и что Рождество — это время, когда каждый может найти в себе силы для перемен.
Список литературы
1. Лесков Н. С. Жемчужное ожерелье // Полное собрание сочинений Н. С. Лескова. – М.: Наука, 1980.
2. Лесков Н. С. Привидение в Инженерном замке // Избранные произведения Н. С. Лескова. – М.: Художественная литература, 1975.
3. Лесков Н. С. Зимний день // Литературное наследие Н. С. Лескова. – М.: Просвещение, 1973.
4. Русская литература XIX века: Жанры и традиции / под ред. Н. А. Гуляева. – М.: Наука, 2001.
5. Ерусланова Т. В. Святочный рассказ в русской литературе // Литературное наследие. – СПб.: Академический проект, 2015.
3.
Исследовательская работа: «Лесковские героини в зеркале живописных женских портретов второй половины XIX века»
Введение
Николай Семёнович Лесков — выдающийся русский писатель, чьё творчество включает яркие образы женских персонажей, отражающих нравственные и социальные аспекты эпохи. Женщины в произведениях Лескова занимают особое место: они представлены не только как объекты эстетического восхищения, но и как сложные, многогранные личности с глубоким внутренним миром. Интересно, что многие черты лесковских героинь находят отражение в женских портретах русских художников второй половины XIX века. Эти портреты не только передают красоту женщин, но и раскрывают их душевное состояние, нравственные устремления и внутренние переживания. Цель данной работы — исследовать связь между литературными героинями Лескова и женскими портретами его времени.
Основная часть
1. Женские образы в произведениях Н. С. Лескова
Лесковские героини отличаются сложностью характера и глубоким внутренним миром. В его произведениях женщины часто воплощают высшие нравственные идеалы, такие как доброта, милосердие, самоотверженность. Однако они также представлены как личности, способные к внутренней борьбе, самопожертвованию и преодолению трудностей.
Примером является героиня из рассказа «Леди Макбет Мценского уезда», Катерина Львовна. Это яркий пример женщины, готовой идти против общественных норм ради достижения личного счастья. Её характер отличается сложностью, а образ вызывает как восхищение, так и осуждение. Лесков показывает, что внутренний мир женщины не ограничивается бытовыми заботами: он наполнен страстями, размышлениями и поиском смысла жизни.
Героиня рассказа «Овцебык», напротив, олицетворяет тихую, жертвенную доброту. Её образ связан с представлением о женщине как о хранительнице семейного очага, чьё предназначение — служить источником света и покоя для окружающих. Лесков изображает таких героинь с теплотой, показывая их жизненную стойкость и моральную силу.
2. Женские портреты в русской живописи второй половины XIX века
Женские портреты второй половины XIX века занимают важное место в русской живописи. Художники того времени стремились передать не только внешнюю красоту, но и внутренний мир своих моделей. В центре внимания — естественность, искренность и душевная глубина.
Иван Крамской, один из ведущих портретистов XIX века, создавал образы женщин, полные внутреннего благородства и спокойствия. Его картина «Неизвестная» стала символом загадочности женской натуры. Женщина на портрете вызывает восхищение не только своей внешностью, но и ощущением скрытой внутренней силы.
Алексей Корзухин, известный своими жанровыми сценами, также уделял большое внимание женским образам. Его работы показывают женщин в их повседневной жизни, отражая простоту и естественность их красоты. В них, как и у Лескова, подчеркивается связь женщины с домом и семьёй.
Портреты Константина Маковского отличаются декоративностью, но в них также прослеживается стремление передать характер модели. Его героини, как и лесковские персонажи, — это сильные и независимые женщины, способные на решительные поступки.
3. Сравнение лесковских героинь и женских портретов
Между женскими образами Лескова и портретами русских художников можно найти много общего. Во-первых, оба типа изображений акцентируют внимание на внутреннем мире женщины. Лесков и художники стремятся показать, что за внешней красотой скрывается сложный и многогранный характер.
Во-вторых, и в литературе, и в живописи женщины часто изображаются как носительницы высших нравственных ценностей. Героини Лескова, как и персонажи на портретах Крамского и Корзухина, вызывают уважение своей стойкостью, добротой и преданностью.
В-третьих, оба искусства уделяют внимание деталям, которые подчёркивают индивидуальность героини. У Лескова это может быть манера речи или поступок, а у художников — выражение лица, жесты или поза.
4. Значение женских образов в культуре XIX века
Женщины в литературе и искусстве XIX века — это не только символы красоты, но и носительницы моральных и духовных ценностей. Лесков и его современники-художники поднимали важные вопросы о роли женщины в обществе, её правах и обязанностях. Через образы героинь писатели и художники стремились показать важность духовной и нравственной силы женщины.
Женские портреты и литературные образы XIX века становятся своеобразным отражением общественных изменений, происходящих в то время. Они демонстрируют переход от традиционного восприятия женщины как хранительницы домашнего очага к пониманию её значимости как личности.
Заключение
Героини Н. С. Лескова и женские портреты русских художников второй половины XIX века имеют глубокую связь, поскольку оба искусства стремились показать женщину как личность с внутренней глубиной и богатством. Лесков и художники подчёркивают важность женской роли в обществе, обращая внимание на её моральную и духовную силу. Женские образы в литературе и живописи XIX века до сих пор остаются актуальными, поскольку они отражают вечные ценности и вопросы, связанные с человеческой природой.
Список литературы
1. Лесков Н. С. Леди Макбет Мценского уезда // Полное собрание сочинений Н. С. Лескова. – М.: Наука, 1980.
2. Лесков Н. С. Овцебык // Избранные произведения Н. С. Лескова. – М.: Художественная литература, 1975.
3. Мочалова Л., Барабанова Н. Женский портрет в русском искусстве XII — первой четверти XX в. – Л.: Искусство, 1974.
4. Чижова И., Фомин А. Русские красавицы в живописи и фотографии. – М.: Молодая гвардия, 1996.
5. Крамской И. Н. Портреты. Сборник репродукций. – СПб.: Русский музей, 1990.
Темы рефератов. Стр. 244
1.
«Книга в жизни Н. С. Лескова»
Книга занимала центральное место в жизни Николая Семёновича Лескова и оказала огромное влияние на формирование его личности, мировоззрения и творчества. Лесков рос в атмосфере, где чтение было важным элементом воспитания. Его отец, Семён Дмитриевич, был человеком образованным и начитанным, и в доме Лесковых всегда находилось множество книг. Это позволило Николаю с раннего детства развивать интерес к литературе, впитывать разные идеи и стремиться к самообразованию. Именно книги стали для него ключом к пониманию мира, инструментом познания и источником вдохновения.
Хотя Лесков не получил университетского образования, чтение заменило ему формальное обучение. Он с жадностью поглощал книги по истории, философии, религии и художественной литературе. Его самообразование было глубоким и систематичным: Лесков стремился не только узнать больше, но и осмыслить прочитанное, найти в нём отражение своих собственных взглядов. Книги помогали ему формировать понимание социальной справедливости, нравственности и человеческой души.
Особую роль в жизни Лескова играли произведения русских классиков. Александр Сергеевич Пушкин оказал на него огромное влияние. Лесков не раз отмечал, что именно Пушкин научил его передавать сложные идеи через лаконичные и выразительные образы. У Пушкина он перенял чувство языка, умение сочетать простоту с глубиной, что стало характерной чертой стиля Лескова. Михаил Васильевич Гоголь также стал для Лескова образцом в литературе. От него Лесков почерпнул склонность к сатирическому изображению действительности, созданию ярких, необычных персонажей и вниманию к деталям.
Чтение зарубежной литературы также оказало значительное влияние на мировоззрение Лескова. Например, Чарльз Диккенс стал для него примером того, как художественное произведение может быть одновременно развлекательным и поучительным. Диккенс вдохновил Лескова на создание произведений с ярким социальным подтекстом, которые поднимают вопросы бедности, несправедливости и человеческого достоинства. Лесков, как и Диккенс, стремился раскрыть внутренний мир своих героев, показать их борьбу с обстоятельствами и способность к нравственному преображению.
Религиозные книги занимали особое место в жизни Лескова. Он внимательно изучал Библию, богословские труды и жития святых, что нашло отражение в его произведениях. В таких рассказах, как «Очарованный странник», «Соборяне» и «Кадетский монастырь», Лесков обращается к религиозным темам, показывая сложные взаимоотношения человека с верой, церковью и собственным внутренним миром. Религиозная литература не только углубила духовный мир Лескова, но и помогла ему создать образы героев, которые олицетворяют нравственную стойкость, доброту и милосердие.
Книга для Лескова была не просто источником знаний, но и способом исследовать и передавать человеческие эмоции и идеи. В своих произведениях он часто использовал аллюзии на прочитанные им тексты, создавал героев, чьи судьбы формировались под влиянием книг. Например, исторические хроники вдохновили его на создание рассказа «Леди Макбет Мценского уезда». Это произведение сочетает в себе художественный вымысел и глубокий анализ человеческой природы, что подчёркивает влияние книг на творчество Лескова.
Лесков рассматривал книгу как средство влияния на общество. Он верил, что литература способна воспитывать, пробуждать лучшие качества в людях и вдохновлять их на перемены. Это убеждение лежало в основе его литературной деятельности. Его произведения отличаются глубоким социальным подтекстом, который заставляет читателей задумываться о смысле жизни, своих поступках и отношении к другим людям.
Творчество Лескова также показывает, как важно читать и понимать литературу с разных точек зрения. Он стремился донести до читателя, что книга — это не просто развлечение, но и мощный инструмент, способный изменить жизнь человека. Через свои произведения он показывал, что чтение помогает нам лучше понять себя, других людей и окружающий мир.
Таким образом, книга в жизни Н. С. Лескова стала неотъемлемой частью его личного и творческого пути. Чтение сформировало его как писателя, вдохновило на создание ярких и запоминающихся произведений, которые и сегодня продолжают восхищать читателей своей глубиной и актуальностью. Книга для Лескова была не только источником знаний, но и проводником идей, мостом между автором и обществом. Его пример показывает, как чтение может стать основой для формирования личности, её духовного и интеллектуального развития.
2.
«Идея праведничества в творчестве Н. С. Лескова»
Праведничество занимает одно из центральных мест в творчестве Николая Семёновича Лескова. Писатель стремился через свои произведения показать, что истинная добродетель, искренность и нравственная сила способны противостоять несправедливости, злу и равнодушию окружающего мира. Праведничество у Лескова — это не просто религиозное понятие, но универсальная категория, включающая в себя идеалы гуманизма, милосердия и самоотверженности. Его герои, называемые «лесковскими праведниками», воплощают эти идеи, демонстрируя, что праведность — это не громкие поступки, а каждодневный выбор в пользу добра и справедливости.
Лесков считал, что праведничество проявляется в обыденных поступках, в способности проявлять доброту, отзывчивость и сострадание к другим людям. Его герои — это часто простые люди, которые своими действиями показывают, что праведность не требует особого положения в обществе или героических подвигов. Например, в рассказе «Очарованный странник» главный герой Иван Северьянович Флягин является образцом простого, но духовно богатого человека. Несмотря на то, что его жизнь наполнена испытаниями, он сохраняет веру в добро, всегда готов прийти на помощь ближнему и прощает тех, кто причинил ему зло.
Флягин живёт по законам, которые не всегда совпадают с общественными нормами, но его поступки исходят из глубокого внутреннего ощущения справедливости. Для Лескова важно подчеркнуть, что праведничество не связано с идеализацией героя: Флягин — человек со своими слабостями и ошибками, но его стремление к добру делает его праведником в глазах автора.
В рассказе «Человек на часах» Лесков поднимает проблему нравственного выбора. Главный герой, солдат Постников, оказывается перед сложным моральным выбором: исполнить приказ или спасти жизнь ближнего. Постников нарушает приказ и спасает утопающего офицера, что приводит к суровому наказанию. Через эту историю Лесков показывает, что праведничество — это способность следовать зову совести, даже если это противоречит внешним требованиям. Для Лескова важно не только показать внутреннюю борьбу героя, но и подчеркнуть, что истинная праведность всегда сопряжена с жертвой.
Эта идея подчёркивает главную мысль писателя: праведничество — это не результат внешних обстоятельств, а внутреннее стремление человека к справедливости. Лесков акцентирует внимание на том, что герои-праведники принимают решения, руководствуясь любовью и состраданием, а не страхом или желанием угодить другим.
Лесков часто связывал праведничество с религиозными мотивами, но не ограничивал его рамками церковной жизни. Для него важнее было показать искреннюю веру, которая выражается в делах, а не в ритуалах. В рассказе «Соборяне» он противопоставляет формальное служение Богу истинной вере и любви к ближнему. Герои, которые действительно живут по законам добра, выделяются на фоне тех, кто использует религию как средство достижения личных целей.
Особое внимание Лесков уделяет критике формального подхода к религии. Он показывает, что настоящая вера проявляется в поступках, направленных на помощь и поддержку других. Например, в рассказе «Кадетский монастырь» герои демонстрируют, что истинное служение Богу заключается в любви, милосердии и заботе о ближнем. Для Лескова праведничество — это не столько соблюдение церковных канонов, сколько способность к самопожертвованию ради других.
Милосердие — ключевая черта лесковских праведников. В рассказе «Левша» образ мастера из Тулы символизирует не только профессионализм, но и душевную чистоту. Левша живёт скромно, но его преданность делу и готовность служить общему благу делают его примером истинного праведника. Его самоотверженность подчёркивает мысль Лескова о том, что праведничество проявляется в способности жертвовать своими интересами ради других.
Лесков часто обращается к образу женщины как воплощению милосердия и жертвенности. В рассказе «Леди Макбет Мценского уезда» Катерина Львовна, несмотря на её трагические ошибки, показывает, что даже в самых тяжёлых условиях человек способен проявить человеческое достоинство. Лесков изображает женщин-праведниц как сильных, но в то же время добрых и любящих людей, которые готовы бороться за свои идеалы.
Лесковские праведники часто выступают против несправедливости и жестокости мира. Их поступки становятся своеобразным протестом против бездушия и равнодушия общества. Например, в рассказе «Очарованный странник» Флягин защищает слабых и угнетённых, что делает его образ символом духовной силы. Лесков показывает, что праведники живут по законам, которые часто идут вразрез с общественными ожиданиями, но именно благодаря этому они сохраняют свою духовную чистоту.
Праведничество в творчестве Лескова остаётся актуальным и сегодня. Его герои напоминают нам о важности нравственных принципов, милосердия и заботы о других. Лесков показывает, что каждый человек способен стать праведником, если он готов жить по законам добра и справедливости. Его произведения вдохновляют читателей на размышления о собственных поступках, выборе между долгом и совестью и поиске смысла жизни.
Таким образом, идея праведничества занимает центральное место в творчестве Н. С. Лескова, отражая его веру в доброту, сострадание и способность человека к нравственному совершенству. Праведничество у Лескова — это не просто религиозный идеал, а универсальная ценность, которая находит отклик в сердцах читателей всех времён.
3.
«Женские характеры в произведениях Н. С. Лескова»
Женские образы занимают важное место в творчестве Николая Семёновича Лескова. В своих произведениях писатель раскрывает многогранность женской натуры, демонстрируя сочетание внешней красоты, внутренней силы, моральной стойкости и способности к самоотверженности. Лесков не ограничивается стереотипными представлениями о роли женщины: его героини выступают как активные участницы жизненных событий, способные преодолевать трудности, защищать свои идеалы и оставаться верными собственным убеждениям. Женские характеры в произведениях Лескова поражают глубиной и сложностью, делая их яркими и незабываемыми.
Лесков часто изображает своих героинь как носительниц высших нравственных ценностей. Примером служит героиня рассказа «Леди Макбет Мценского уезда» Катерина Львовна. Её характер выделяется силой воли, страстностью и способностью идти на жертвы ради своих чувств. Несмотря на трагическую судьбу и совершённые ошибки, Катерина вызывает у читателей как осуждение, так и сочувствие. Лесков подчёркивает, что её действия мотивированы жаждой любви и свободы, что делает её образ одновременно драматичным и глубоко человечным.
В рассказе «Овцебык» женская героиня воплощает идеал кротости и самоотверженности. Она живёт в тени своего мужа, подчиняясь его воле, но её тихая доброта и преданность семье делают её образ примером женщины, чья сила кроется в терпении и любви. Лесков показывает, что такая самоотдача не является признаком слабости, а, напротив, свидетельствует о моральной стойкости и глубокой духовности.
В произведениях Лескова женщины часто изображаются как праведницы, обладающие высоким нравственным идеалом и способностью к милосердию. В рассказе «Очарованный странник» встречается образ монашенки, которая олицетворяет духовную чистоту и жертвенность. Её готовность помогать другим и жертвовать собой ради их блага делает её примером истинного праведничества.
Героини-праведницы у Лескова не всегда связаны с религией, но их действия неизменно продиктованы искренностью и добротой. Например, в рассказе «Соборяне» изображена женщина, которая через свои поступки и отношение к людям демонстрирует глубокую веру и стремление к справедливости. Лесков через её образ подчёркивает, что истинное праведничество не требует принадлежности к духовному сословию, а связано с человеческой душой и способностью любить ближнего.
Лесковские героини нередко выступают как протестующие против социальных и моральных ограничений. В рассказе «Леди Макбет Мценского уезда» Катерина Львовна открыто идёт против патриархальных норм, ставя любовь и свободу выше общественных устоев. Её история становится трагическим примером того, как женское стремление к самоопределению может столкнуться с жестокими рамками общества.
Лесков изображает своих героинь не только как жертв, но и как активных борцов за свои права. Они готовы идти против несправедливости, отстаивать свои идеалы и бороться за счастье, даже если это сопряжено с риском или осуждением окружающих.
Особое место в произведениях Лескова занимают образы женщин, которые являются хранительницами семейных ценностей и традиций. В рассказах «Соборяне» и «Кадетский монастырь» героини демонстрируют силу и мудрость, заботясь о своих близких и создавая атмосферу любви и уюта. Лесков показывает, что такие женщины не просто поддерживают семейный очаг, но и становятся источником вдохновения и духовной опоры для окружающих.
В рассказе «Левша» женщина, хоть и находится на периферии сюжета, олицетворяет доброту и заботу, являясь символом стабильности в жизни героев. Лесков подчёркивает, что её роль не ограничивается бытовыми обязанностями: она также формирует нравственные ориентиры для других персонажей.
Многие героини Лескова переживают сложную внутреннюю борьбу, связанную с выбором между долгом, любовью и личными убеждениями. В рассказе «Леди Макбет Мценского уезда» Катерина Львовна сталкивается с моральными дилеммами, которые подталкивают её к радикальным действиям. Её образ показывает, что внутренний конфликт может стать движущей силой, приводящей к трагическим последствиям.
В «Очарованном страннике» героини также представлены как личности, находящиеся в поиске смысла жизни. Их стремление найти гармонию между своим внутренним миром и внешними обстоятельствами делает их образы глубокими и психологически достоверными.
Женские характеры в произведениях Лескова представляют собой отражение социальных, духовных и моральных проблем XIX века. Через своих героинь писатель исследует вопросы человеческой природы, любви, верности, жертвенности и свободы. Женщины у Лескова не являются второстепенными персонажами: их образы глубоки, многогранны и символичны.
Лесковские героини продолжают вызывать восхищение и интерес у читателей, поскольку они воплощают вечные ценности, которые остаются актуальными и сегодня. Лесков показал, что женская сила заключается не только в красоте, но и в способности к борьбе, любви и жертвенности, что делает его произведения значимыми для понимания человеческой природы и отношений.
Русский язык и литература. Стр. 244
1. Как вы понимаете слова: уникум, фрагмент, вдохновение, сказ, нигилист?
Уникум
Слово «уникум» происходит от латинского unicus, что означает «единственный», «неповторимый». В современном языке уникум — это человек или предмет, который выделяется среди остальных своей исключительностью, уникальными качествами или необычностью. Уникумом можно назвать талантливого художника, обладающего неповторимым стилем, или редкий артефакт, представляющий огромную культурную или историческую ценность. В литературе это слово часто используется для характеристики персонажей, чьи способности, мировоззрение или поступки выходят за рамки обычного. Например, герои Николая Лескова нередко описываются как уникумы, поскольку их поведение и мышление отличаются от типичного.
Фрагмент
«Фрагмент» — это слово латинского происхождения (fragmentum), означающее «кусок», «обломок». В литературе и искусстве фрагмент обозначает часть произведения, которая может быть отделена от целого, сохраняя самостоятельное значение. Например, в литературных сборниках фрагменты используются для представления ключевых сцен или идей произведений. Кроме того, это понятие применяется в археологии, где фрагменты керамики или надписей служат важными свидетельствами культуры прошлого. В повседневной речи фрагментом называют любую часть чего-либо — фильма, песни, текста или даже жизни.
Вдохновение
Вдохновение — это состояние, при котором человек испытывает прилив творческой энергии, желание создавать что-то новое. Это слово связано с понятием «вдох» и символизирует наполнение человека энергией, идеями или чувствами, которые становятся источником творчества. Вдохновение часто ассоциируется с искусством: художники, писатели и музыканты находят его в природе, любви или в размышлениях о жизни. У Николая Лескова вдохновение находило выражение в наблюдении за жизнью простых людей, их поступках и внутреннем мире. Это состояние важно не только для творчества, но и для решения сложных задач, когда человеку требуется нестандартное мышление.
Сказ
Слово «сказ» обозначает особую форму повествования, близкую к устной речи. Это литературный жанр, в котором используются элементы народной речи, включая её фонетические, синтаксические и лексические особенности. Лесков был мастером сказа: его произведения передают интонацию и язык героев, делая их живыми и близкими к читателю. Через сказ писатель создаёт эффект присутствия, погружая читателя в атмосферу происходящего. Такой стиль помогает передать народную мудрость, характеры и особенности определённого социального слоя.
Нигилист
Нигилист — это человек, который отрицает общепринятые нормы, ценности или устои общества. Слово происходит от латинского nihil, что означает «ничто». В России XIX века это понятие стало особенно популярным благодаря роману И. С. Тургенева «Отцы и дети», где главный герой Базаров представляет собой яркий пример нигилиста. В контексте того времени нигилисты выступали против традиционного уклада жизни, религии и власти, стремясь к свободе мысли и научному прогрессу. Лесков также изображает нигилистов в своих произведениях, подчёркивая как их силу духа, так и сложность их взаимодействия с обществом.
2. Расскажите о своеобразии лесковского сказа. Продемонстрируйте его особенности на примерах из «Сказа о... Левше...».
Своеобразие лесковского сказа и его особенности на примере «Сказа о тульском косом Левше и о стальной блохе»
Лесковский сказ занимает особое место в русской литературе благодаря своей оригинальности и неповторимому стилю. Николай Семёнович Лесков создал особую форму повествования, которая сочетает элементы устной речи, народного языка и литературной традиции. Сказ у Лескова — это не просто рассказ, а своеобразное литературное искусство, отражающее колорит народной речи, мировоззрение и мудрость русского народа. Произведение «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» является ярким примером такого подхода и демонстрирует основные особенности лесковского сказа.
Народный язык и интонация
Одной из главных особенностей лесковского сказа является использование народного языка. Лесков мастерски передаёт диалекты, особенности произношения, ритмику и интонацию устной речи. В «Сказе о Левше» автор вводит многочисленные разговорные обороты, идиомы и выражения, которые делают текст живым и эмоционально насыщенным. Например, фраза «А туляки — народ хитроватый...» сразу же погружает читателя в атмосферу повествования, позволяя почувствовать характер рассказчика. Такое использование языка помогает Лескову создать эффект непосредственного присутствия читателя при рассказе.
Характер рассказчика
В лесковском сказе повествование часто ведётся от лица рассказчика, который обладает собственным характером, взглядом на мир и манерой речи. В «Сказе о Левше» рассказчик выступает не только как передатчик событий, но и как комментатор, делящийся своими размышлениями и оценками. Рассказчик близок к читателю, он использует простые слова, иногда делает отступления и шутит. Это создаёт ощущение доверительности, словно история рассказывается в дружеской компании.
Элементы устной народной традиции
Лесковский сказ активно опирается на устные традиции русского фольклора. В «Сказе о Левше» присутствуют элементы сказок, легенд и преданий, которые придают тексту особую поэтичность. Например, история о тульских мастерах, способных обуть стальную блоху, напоминает народные сказки о богатырях и искусных ремесленниках. Это подчёркивает уважение Лескова к народной культуре и его стремление сохранить её через литературу.
Юмор и ирония
Юмор занимает важное место в лесковском сказе. В «Сказе о Левше» ирония часто проявляется в описании характеров и поступков героев. Например, автор с улыбкой описывает самоуверенность англичан и их удивление, когда русские мастера не только понимают суть их технологии, но и превосходят её. Юмор также проявляется в образе Левши — скромного, но невероятно талантливого человека, чья простота и находчивость вызывают симпатию и восхищение.
Нравственный смысл
Лесковский сказ всегда несёт в себе глубокий нравственный смысл. В «Сказе о Левше» автор поднимает вопросы патриотизма, трудолюбия, таланта и отношения к человеческим способностям. Левша, будучи мастером своего дела, олицетворяет русский народ, его умение находить творческие решения и преодолевать трудности. История Левши также напоминает о том, что талант и трудолюбие часто остаются недооценёнными, особенно в условиях бюрократии и социальной несправедливости.
Ритмика и музыкальность
Особенность лесковского сказа заключается и в его ритмической структуре. Повторы, характерные обороты, смена интонаций создают ритм, напоминающий напев или разговорный стиль. В «Сказе о Левше» это проявляется в плавном чередовании описаний, диалогов и авторских комментариев, что делает текст легко воспринимаемым и запоминающимся.
Значение образа Левши
Образ Левши, главного героя сказа, воплощает дух русского народа. Он скромен, трудолюбив и предан своей работе. Его талант и находчивость показывают, что настоящая сила заключается не в высоких должностях или богатстве, а в умении добросовестно выполнять своё дело. История Левши — это гимн человеческому труду, мастерству и скромности, а также предупреждение о необходимости бережного отношения к таким людям.
Заключение
Своеобразие лесковского сказа проявляется в его уникальном сочетании народного языка, ярких образов, юмора и глубокого нравственного смысла. «Сказ о Левше» — это не просто увлекательный рассказ, но и произведение, которое даёт возможность заглянуть в душу русского народа, понять его ценности и идеалы. Лесковский сказ остаётся актуальным и сегодня, вдохновляя читателей своей искренностью, мудростью и богатством языка.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением