Ответы на вопросы на стр.245 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Основные теоретические понятияПоэма, эпос, лирика, интонация, жанр, композиция, фольклорные традиции, гражданские мотивы, метафора, оксюморон, повтор,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Основные теоретические понятия
Поэма, эпос, лирика, интонация, жанр, композиция, фольклорные традиции, гражданские мотивы, метафора, оксюморон, повтор, разговорно-просторечный стиль, народный язык, юмор, «лирическая хроника», цикл.
1.
Поэма — это литературный жанр, отличающийся крупным объёмом и развернутым сюжетом. Она находится на стыке лирики и эпоса, сочетая в себе повествовательность и эмоциональность. Особенностью поэмы является не только изображение внешних событий, но и проникновение в глубину внутреннего мира героев или автора. Поэмы часто затрагивают темы, значимые для общества или эпохи, и при этом могут передавать индивидуальные переживания.
В тексте говорится, что поэмы Твардовского, такие как «Василий Тёркин», построены на сочетании эпического и лирического начал. Это подчёркивается через изображение событий Великой Отечественной войны, где эпические картины боёв сочетаются с личными размышлениями героев. «Василий Тёркин» — классический пример поэмы, поскольку она обращается не только к истории и культуре, но и к человеческим чувствам, понятным каждому.
История жанра поэмы уходит корнями в древность. Ещё в античные времена эпосы, такие как «Илиада» и «Одиссея», были по сути поэмами. В русской литературе XIX-XX веков поэма стала способом выразить важные социальные и философские темы. У Твардовского это форма не только художественного, но и народного выражения.
2.
Эпос — это один из трёх основных родов литературы, который характеризуется повествовательной формой и изображением событий, происходящих объективно, без выражения авторских эмоций. Эпос, как правило, включает развернутую сюжетную линию, героев и события, описанные в последовательности. Этот род литературы часто обращается к крупным историческим, мифологическим или национальным темам.
В тексте акцентируется эпическое начало в творчестве Твардовского, особенно в поэме «Василий Тёркин». Элементы эпоса здесь заключаются в изображении коллективного подвига народа в годы войны, что характерно для эпической традиции. В эпосе всегда есть герои, чьи судьбы олицетворяют важные общественные или исторические процессы. Твардовский описывает своего героя как «русского чудо-человека», показывая его в эпических событиях войны.
Эпос как литературный род имеет древние корни и восходит к мифам и легендам. В литературе XX века эпос трансформировался в более личностное повествование, но сохранил масштабность, присущую этому роду.
3.
Лирика — это род литературы, который сосредоточен на выражении чувств, эмоций и переживаний автора или героя. В отличие от эпоса, который рассказывает о событиях, лирика направлена внутрь, на внутренний мир. Она может быть радостной, грустной, торжественной или меланхоличной, но всегда акцентирует внимание на эмоциях.
Твардовский широко использовал элементы лирики в своих произведениях. Это видно в поэме «Василий Тёркин», где присутствуют личные переживания, размышления о судьбе народа, о войне, о человеческой жизни. Лирические отступления помогают автору установить связь с читателем, делая повествование более человечным и эмоционально насыщенным.
Лирика в русской литературе всегда играла важную роль, начиная от древнерусской духовной поэзии до произведений XIX-XX веков. Твардовский продолжил эту традицию, придав лирике национальный и народный характер, что сделало её понятной и близкой для широкого круга читателей.
4.
Интонация — это средство выразительности, которое определяет тон и эмоциональную окраску речи или текста. В литературе интонация помогает автору передать настроение произведения, его динамику, акцентировать важные моменты и создать связь между читателем и героем.
В тексте подчеркивается, что Твардовский использовал интонацию как ключевой элемент своих произведений. В «Василии Тёркине» она помогает передать юмор, грусть, серьёзность или торжественность в зависимости от сюжета. Например, шутливые интонации создают ощущение лёгкости, несмотря на тяжесть описываемых событий, а серьёзные акценты подчёркивают трагизм войны.
Интонация важна не только для передачи эмоций, но и для создания ритма. У Твардовского интонация нередко напоминает народную речь, песни или пословицы, что усиливает эффект близости и доверительности. Через интонацию автор доносит до читателя свои взгляды, размышления и оценки, делая текст многослойным.
5.
Жанр – это литературная форма или тип произведения, который определяется его содержанием, стилем, структурой и целями. Жанр помогает автору организовать произведение и задаёт читателю ожидания относительно формы и темы. В литературе жанры бывают эпические, лирические и драматические. Каждый из них делится на поджанры, такие как поэма, роман, рассказ, трагедия, комедия и др.
В тексте особое внимание уделяется жанру поэмы, к которому относятся произведения Александра Твардовского, такие как «Василий Тёркин». Поэма сочетает элементы эпоса и лирики, что позволяет Твардовскому соединить повествование о масштабных исторических событиях с личными переживаниями героев. Например, в «Василии Тёркине» жанр помогает показать народный характер, юмор и философские размышления о жизни.
Жанр поэмы имеет богатую традицию. В русской литературе XIX века поэма была популярным жанром, который использовали такие авторы, как Александр Пушкин и Михаил Лермонтов. Твардовский продолжил эту традицию, но внёс в жанр новые черты: использование народной речи, юмора и современную тематическую направленность.
6.
Композиция – это способ организации литературного произведения, определяющий, как его части связаны между собой и каким образом строится повествование. Композиция включает в себя порядок событий, связь между персонажами и их действиями, а также общий ритм и структуру текста. Она может быть линейной (события происходят в хронологическом порядке) или нелинейной (используются флешбэки, отступления и т. д.).
Твардовский создавал произведения с продуманной и оригинальной композицией. Например, в «Василии Тёркине» каждая глава представляет собой самостоятельный эпизод, объединённый образом главного героя и общей темой войны. Такая композиция напоминает структуру фольклорных произведений, где каждая история – это отдельное приключение героя. Это делает поэму динамичной и позволяет автору сосредоточиться на разных аспектах жизни солдат и народа.
Композиция помогает Твардовскому выразить основные идеи произведения: показать героизм народа, передать атмосферу войны и создать близкий читателю образ героя. Гибкая композиция даёт возможность соединить лирические отступления с эпическим повествованием, сохраняя при этом целостность текста.
7.
Фольклорные традиции – это устное народное творчество, которое включает в себя сказки, былины, пословицы, песни, обряды и другие формы художественного выражения. Они отражают мудрость народа, его мировоззрение, культуру и исторический опыт. В литературе фольклорные традиции часто используются для создания национального колорита, придания тексту аутентичности и приближения к народной речи.
Твардовский активно использует фольклорные традиции в своих произведениях. В «Василии Тёркине» это проявляется через юмор, простую и выразительную народную речь, пословицы и поговорки. Герой поэмы напоминает фольклорных персонажей своей смелостью, находчивостью и добродушием. Кроме того, структура поэмы перекликается с фольклорными произведениями: каждая глава – это отдельный рассказ, связанный общей темой.
Фольклорные традиции помогают Твардовскому сделать произведения понятными и близкими для читателя. Они усиливают эмоциональное воздействие текста, создавая атмосферу, в которой соединяются национальные ценности и современные реалии.
8.
Гражданские мотивы – это темы, связанные с общественными вопросами, патриотизмом, долготерпением народа, социальной справедливостью и ответственностью перед родиной. Такие мотивы поднимают важные вопросы о роли личности в истории, о долге перед обществом и будущем страны. Они часто встречаются в произведениях, посвящённых войне, революции или социальным переменам.
Творчество Твардовского проникнуто гражданскими мотивами. В «Василии Тёркине» подчёркиваются такие идеи, как героизм народа, стойкость и единство во время войны. Автор показывает, что судьба страны зависит от каждого человека, будь то солдат на передовой или крестьянин в тылу. Эти мотивы делают произведения Твардовского не только литературными, но и общественно значимыми.
Гражданские мотивы в произведениях Твардовского отражают реалии XX века, особенно годы Великой Отечественной войны. Они связаны с его личным переживанием трагедий и побед, а также с размышлениями о будущем страны. Через гражданские мотивы автор выражает своё уважение к народу и веру в его силу.
9.
Метафора — это троп, который заключается в переносе значения одного слова или выражения на другое на основе их сходства или ассоциации. Она создаёт образное представление о предмете, явлении или действии, делая язык более выразительным. Метафоры позволяют сказать больше с помощью меньшего количества слов, создавая яркие и эмоционально насыщенные образы.
Твардовский часто использует метафоры для создания эмоциональной окраски и художественного образа. Например, в поэме «Василий Тёркин» он прибегает к метафорическим выражениям, чтобы показать ужасы войны и стойкость героев. Одна из метафор — «русский чудо-человек» — передаёт необыкновенную силу духа и характера Тёркина, подчёркивая его исключительность, несмотря на обыденность. Метафоры помогают автору делать текст более понятным и близким читателю, выражая сложные идеи простым языком.
В произведениях Твардовского метафоры играют ключевую роль, так как позволяют ему создавать образы, которые понятны и запоминаются. Они передают не только внешний вид описываемого, но и его внутреннюю суть. Например, метафоры, связанные с природой, подчёркивают гармонию человека и окружающего мира.
10.
Оксюморон — это стилистическая фигура, в которой сочетаются слова с противоположным значением. Такое сочетание создаёт эффект парадокса, подчёркивает противоречивую природу описываемого явления или объекта. Оксюморон помогает передать сложные эмоциональные состояния или привлечь внимание к необычности ситуации.
В произведениях Твардовского оксюморон встречается как способ усиления художественного эффекта. Например, в его поэме «Василий Тёркин» можно найти выражения, сочетающие противоположные эмоции, такие как «святой и грешный», «герой и обычный человек». Эти оксюмороны подчёркивают двойственность человеческой природы, указывая на то, что в одном человеке могут уживаться противоречивые черты.
Оксюморон усиливает эмоциональное воздействие текста, заставляя читателя задуматься над смыслом описываемого. У Твардовского оксюморон используется для подчёркивания абсурдности войны или сложностей жизни на фоне героизма и повседневного труда. Он помогает создавать запоминающиеся образы и раскрывать глубину человеческих переживаний.
11.
Повтор — это стилистический приём, который заключается в повторении слов, выражений или структур для создания ритма, усиления эмоционального воздействия или привлечения внимания к ключевым моментам текста. Повтор может быть полным (повторение одного и того же слова) или частичным (повтор корней, звуков, грамматических конструкций).
Твардовский активно использует повторы в своих произведениях, чтобы придать им ритмичность и эмоциональную насыщенность. В «Василии Тёркине» повторения часто используются для создания эффекта устной речи, напоминающей народные сказания или песни. Например, повтор слов и фраз в диалогах героя помогает передать его характер и настроение, а также установить связь с читателем.
Повторы усиливают выразительность текста, помогают выделить важные мысли или создать драматический эффект. У Твардовского повторы часто звучат как рефрен, повторяющийся мотив, который подчеркивает ключевые идеи произведения, такие как героизм, стойкость и единство народа.
12.
Разговорно-просторечный стиль — это язык, приближенный к устной речи, включающий элементы повседневного общения, народной лексики и выражений. Просторечия — это нелитературные слова и обороты, которые используются для передачи обыденной речи, создания живого и естественного впечатления. Разговорный стиль делает текст доступным и близким читателю.
В произведениях Твардовского разговорно-просторечный стиль играет ключевую роль. Например, в «Василии Тёркине» используется простой язык, близкий к народной речи. Это помогает автору создать эффект живого общения с читателем, передать дух времени и характер героев. Твардовский вводит просторечные слова и выражения, чтобы подчеркнуть простоту и искренность своего героя.
Этот стиль делает произведения Твардовского понятными для широкой аудитории, создаёт ощущение близости между автором и читателем. Он также помогает отразить народный характер героев, показать их повседневную жизнь и отношение к происходящему.
13.
Народный язык — это форма языка, которая отражает речь обычных людей. Он включает в себя просторечия, диалектизмы, пословицы, поговорки, а также элементы устного народного творчества. Народный язык играет ключевую роль в передаче национального колорита и образа мышления народа. Использование народного языка в литературе позволяет авторам приблизить произведение к читателю, сделать его более доступным и понятным.
Александр Твардовский активно использовал народный язык в своих произведениях, особенно в поэме «Василий Тёркин». Это проявляется в диалогах, описаниях и построении текста, который напоминает устное повествование. Герой поэмы говорит на простом, живом языке, что создаёт ощущение доверительности и искренности. Например, использование фраз типа «на войне, как на войне» или «не унывай» подчёркивает близость героя к читателю, его принадлежность к народу.
Народный язык помогает Твардовскому передать дух эпохи, характер и мировоззрение героев. Он делает произведение более эмоциональным и живым, а также подчеркивает связь автора с фольклорными традициями. Кроме того, через народный язык раскрываются темы единства народа и его героизма, так как язык становится средством объединения героев и читателей.
14.
Юмор — это литературный приём, с помощью которого автор подчёркивает абсурдность, смешные или парадоксальные стороны ситуации. Юмор может быть добродушным, сатирическим, ироничным или саркастическим. В произведении он помогает создать лёгкую атмосферу, снять напряжение, а также подчеркнуть особенности персонажей и их восприятия мира.
В творчестве Твардовского юмор занимает важное место, особенно в поэме «Василий Тёркин». Он использует добродушный народный юмор, чтобы показать жизнелюбие и стойкость своих героев. Юмор часто проявляется в речах Тёркина, который даже в сложных ситуациях способен найти повод для шутки. Например, в сценах, где герой с иронией описывает трудности войны, юмор помогает смягчить восприятие трагизма событий.
Юмор у Твардовского служит способом сближения автора и читателя. Он показывает, что даже в самых сложных ситуациях человек способен оставаться оптимистом. Это усиливает эмоциональное воздействие произведения, делая его одновременно трогательным и жизнеутверждающим. Юмор также подчеркивает связь автора с народной культурой, где шутка и остроумие играют важную роль.
15.
Лирическая хроника — это литературный жанр или форма, объединяющая элементы лирики и документалистики. В таком произведении личные переживания автора или героя переплетаются с описанием исторических событий, что создаёт эффект хроники времени. Лирическая хроника позволяет показать не только факты, но и эмоциональное восприятие происходящего.
Твардовский называл свои произведения, такие как цикл «Фронтовая хроника», лирической хроникой. Это отражает их двойственную природу: с одной стороны, они документально передают события войны, с другой — наполняются лирическим содержанием, выражающим эмоции, мысли и взгляды автора. Лирическая хроника в творчестве Твардовского помогает показать войну не только как историческое событие, но и как личную трагедию каждого человека.
Лирическая хроника позволяет Твардовскому объединить эпос и лирику, показав масштабные события через призму человеческих переживаний. Это делает произведения более глубокими и эмоционально насыщенными. Лирическая хроника помогает соединить документальность с художественным образом, что особенно важно в военной литературе.
16.
Цикл — это группа литературных произведений, объединённых общей темой, героями, стилем или идеей. В цикле каждая часть может быть самостоятельной, но вместе они создают более полную и глубокую картину. Циклы часто используются для раскрытия масштабных тем, требующих многогранного подхода.
В творчестве Твардовского цикл «Фронтовая хроника» объединяет несколько произведений, посвящённых событиям Великой Отечественной войны. Каждое из них освещает разные аспекты жизни в это время: подвиги солдат, судьбы простых людей, размышления о будущем. Цикл позволяет автору создать целостное произведение, показывающее войну с разных сторон.
Цикл даёт Твардовскому возможность более полно раскрыть тему войны, соединяя личные и общественные аспекты. Это позволяет создать сложное и многогранное произведение, которое показывает войну как трагедию, подвиг и испытание для всего народа. Цикл также подчёркивает взаимосвязь всех частей, создавая ощущение единства темы и идеи.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением