Ответы на вопросы на стр.245-246 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)







Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Вопросы и задания
1. Как вы понимаете слова Л. Твардовского в письме жене с фронта о работе над поэмой «Василий Теркин»: «Я занят нс книгой, а Теркиным...»?
Слова А. Твардовского «Я занят не книгой, а Тёркиным…» из письма жене подчёркивают особый подход поэта к созданию поэмы «Василий Тёркин». Это высказывание отражает личное отношение автора к своему произведению и его герою, который для него был не просто литературным персонажем, а живым воплощением народного духа, собирательным образом героев войны. В этих словах заключены несколько важных аспектов:
1. Искренность и человечность творчества
Твардовский не воспринимает работу над «Василием Тёркиным» как обычное литературное занятие или создание книги в традиционном смысле. Его слова подчёркивают, что для него это был не формальный процесс, а глубокое, личностное переживание. Он словно жил вместе с Тёркиным, пропуская через себя его мысли, чувства и переживания. Тёркин стал для него больше, чем литературный герой, — он стал символом времени, другом и собеседником, который олицетворяет судьбу народа.
2. Близость к народу
Твардовский использует слово «Тёркин», а не «поэма» или «герой», подчёркивая, что он создаёт не просто произведение, а образ, близкий каждому солдату и читателю. Это подчёркивает, что «Василий Тёркин» — произведение, глубоко связанное с народной жизнью, его героями и реалиями войны. Твардовский писал для людей, которые узнавали в Тёркине себя, своих товарищей, свою судьбу, а потому для автора этот герой был живым и настоящим.
3. Интерактивность создания образа
Работа над «Тёркиным» была для Твардовского процессом постоянного взаимодействия с реальностью и жизнью на фронте. Он черпал вдохновение из наблюдений за солдатами, их рассказов, шуток, трудностей и подвигов. Поэтому работа над поэмой была не статичным литературным трудом, а живым диалогом с окружающим миром. Это подчёркивает его слова: «Я занят не книгой», — как указание на то, что он не занимается абстрактным созданием текста, а воссоздаёт реальность.
4. Отказ от академизма
Эти слова Твардовского показывают его отказ от академического подхода к литературе. Для него важна не «литературность» произведения, а его эмоциональная сила, связь с читателем, правдивость и искренность. «Василий Тёркин» задумывался как произведение для солдат, читаемое в окопах, поэтому автор стремился к простоте, разговорности и доступности, избегая лишнего пафоса.
5. Личностная вовлечённость
Твардовский воспринимал создание «Василия Тёркина» как долг перед народом. Он вкладывал в героя свои личные размышления о войне, жизни и человеческой стойкости, и поэтому не мог отделить процесс написания от своей внутренней жизни. Его слова «Я занят… Тёркиным» подчёркивают, что он был полностью погружён в создание образа, который стал бы символом надежды, юмора и стойкости для людей.
6. Героический реализм
Тёркин для Твардовского был не просто образом, а живым воплощением той героической повседневности, которую автор хотел передать. Поэт видел свою задачу в том, чтобы создать героя, который, несмотря на трудности и трагизм войны, мог бы оставаться человеком с открытой душой, остроумием и верой в жизнь. Именно поэтому Твардовский говорит о своей работе так, словно речь идёт о реальном человеке.
Таким образом, слова А. Твардовского «Я занят не книгой, а Тёркиным» раскрывают его творческую философию, основанную на глубокой связи с народом, искренности и человечности. Для него «Тёркин» был не просто литературным проектом, а живым героем, отражением народного характера и духа времени. Эти слова подчёркивают, что работа над поэмой была не только писательским трудом, но и моральным долгом перед народом, прошедшим через испытания войны.
2. Выделите в поэзии Л. Твардовского сквозные образы, объединяющие его лирику и поэмы: дом. дорога, мать, родная сторона, память и др. Приведите примеры, показывающие их основополагающее значение в творческом мире поэта.
В поэзии Александра Твардовского сквозные образы играют ключевую роль, связывая его лирику и поэмы в единое целое, насыщенное глубоким смыслом и национальным характером. Образы дома, дороги, матери, родной стороны и памяти не только отражают центральные темы творчества поэта, но и передают его личные переживания, тесно переплетающиеся с судьбой народа.
Образ дома в произведениях Твардовского символизирует основу жизни человека, его корни, связь с родной землёй и традициями. Дом для поэта — это не только физическое жилище, но и место, где формируется личность, где человек черпает силы для преодоления жизненных трудностей. В поэме «Василий Тёркин» герой, находясь на войне, мечтает вернуться в дом, ощутить тепло родного очага. Для Твардовского дом становится символом утраченного покоя, который в условиях войны приобретает особую ценность, становясь символом мирной жизни, к которой стремится каждый человек.
Дорога у Твардовского — это не просто путь, это философская категория, отражающая жизненный путь человека, его испытания и поиски смысла. В поэме «За далью — даль» образ дороги связывает прошлое, настоящее и будущее, передавая стремление героя найти себя в мире, который постоянно меняется. В «Василии Тёркине» дорога символизирует движение вперёд, преодоление трудностей, поиск победы. Дорога в творчестве Твардовского часто ассоциируется с судьбой народа, который идёт вперёд, несмотря на все испытания.
Образ матери для Твардовского является символом вечной любви, жертвенности и связи между поколениями. В его произведениях мать — это не просто родной человек, но и воплощение родной земли, её добра, тепла и терпения. Этот образ усиливает эмоциональное воздействие произведений, поскольку через мать автор передаёт глубину чувства долга и ответственности перед семьёй и родиной.
Родная сторона в поэзии Твардовского — это олицетворение родины, её красоты, силы и стойкости. Этот образ возникает в связи с размышлениями о судьбе страны и народа. Родная сторона в его произведениях — это не только пейзажи и природа, но и те, кто живёт на этой земле, трудится и защищает её. В «Василии Тёркине» родная земля представлена как источник силы для героя, который сражается за неё с полной самоотдачей. Родная сторона для Твардовского — это символ того, что делает человека настоящим.
Образ памяти занимает центральное место в творчестве Твардовского. Память о прошлом, о людях, которые сражались и трудились, о пережитых испытаниях становится основой его поэтического мира. В цикле «Фронтовая хроника» и поэме «За далью — даль» память выступает как способ соединения прошлого с настоящим, как средство осмысления пройденного пути. Память о войне, о подвигах народа позволяет сохранить связь поколений и напоминать о цене, которую заплатила страна за свободу.
Эти образы тесно переплетаются между собой, формируя фундамент творческого мира Твардовского. Они делают его поэзию глубоко национальной и человечной, близкой каждому читателю. Дом, дорога, мать, родная сторона и память — это символы, через которые Твардовский показывает не только судьбу отдельного человека, но и всего народа, его стойкость, мужество и стремление к лучшему будущему.
3. Проанализируйте образ дороги в лирике и поэмах Л. Твардовского. Чем этот образ созвучен похожим образам и мотивам в литературе военных лет и в чём его своеобразие, отличающее поэзию Л. Твардовского?
Образ дороги в лирике и поэмах Александра Твардовского занимает особое место, являясь ключевым символом, который пронизывает всё его творчество. Дорога у Твардовского — это не только физический путь, но и философская категория, олицетворяющая жизненный путь человека, его испытания, стремления и духовные искания. Этот образ тесно связан с темами войны, народного подвига, поисков смысла жизни, а также с размышлениями о будущем страны и народа.
В поэме «Василий Тёркин» дорога выступает как символ движения вперёд, преодоления трудностей и испытаний, которые герои войны принимают с мужеством и стойкостью. Для солдата дорога — это путь на фронт, в бой, путь к победе, а также мечта о возвращении домой, к мирной жизни. Дорога у Твардовского наполнена драматизмом войны, её реалиями, но в то же время она несёт в себе надежду, веру в лучшее будущее. Тёркин идёт этой дорогой не только как солдат, но и как человек, олицетворяющий народ, его силу и стойкость.
В поэме «За далью — даль» дорога приобретает более философское звучание. Она становится символом поисков смысла жизни, внутреннего пути героя, который размышляет о своём месте в мире и о судьбе страны. Дорога связывает прошлое, настоящее и будущее, показывая, что жизнь — это непрерывное движение, полное преград и выборов. У Твардовского дорога — это не просто направление, но и процесс, который формирует личность и определяет её духовные ориентиры.
Образ дороги в творчестве Твардовского созвучен мотивам, которые встречаются в литературе военных лет. Многие писатели и поэты обращались к этому образу как символу пути к победе, символу тяжёлого труда и борьбы. Например, в произведениях Ольги Берггольц и Константина Симонова дорога также ассоциируется с войной, преодолением и надеждой. Однако своеобразие образа дороги у Твардовского заключается в его глубокой связи с народной жизнью и фольклорными традициями. Его дорога — это не только путь войны, но и путь жизни, близкий каждому человеку. Твардовский наполняет этот образ народной мудростью, простотой и одновременно глубокой философией, делая его универсальным и понятным для читателя.
Дорога у Твардовского символизирует не только физическое движение, но и духовное развитие, поиск истины. Этот образ помогает автору показать динамику жизни, её перемены и неизбежность движения вперёд. Дорога становится связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим, между поколениями, которые идут этим путём, несмотря на трудности и испытания. В этом заключается её универсальность и глубина, которая делает образ дороги одним из центральных в творчестве Твардовского и выделяет его поэзию среди других произведений военных лет.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением