Ответы на вопросы на стр.247 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)













Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Проектно-исследовательские работы
Опыт исследования. Подготовьте самостоятельное исследование на тему «Некрасовские ритмы и образы в поэзии А. Твардовского».
Некрасовские ритмы и образы в поэзии А. Твардовского
Введение
Творчество Александра Трифоновича Твардовского тесно связано с традициями русской поэзии XIX века, в особенности с наследием Николая Алексеевича Некрасова. Будучи ярким представителем реалистической лирики, Твардовский нередко обращался к темам, мотивам и стилистическим особенностям, характерным для Некрасова. Эмоциональная глубина, лирическое сочетание гражданственности и простоты, а также фольклорные интонации служат объединяющими чертами их поэзии. В данной работе исследуются проявления "некрасовских ритмов" и образов в стихотворениях Твардовского, анализируется влияние Некрасова на творчество поэта и обосновывается их значение в контексте русской литературной традиции.
Основная часть
1. Некрасовские мотивы и тематическое наследие в поэзии Твардовского
Твардовский, как и Некрасов, уделял большое внимание теме крестьянского труда, народной судьбы и социальной справедливости. В поэме «Василий Тёркин» заметны некрасовские интонации: использование фольклорных мотивов, лирическая искренность и обращение к проблемам простого человека. Подобно Некрасову, Твардовский изображает народ как источник нравственной силы, воспевая его стойкость и трудолюбие.
В стихотворении «По праву памяти» звучат мотивы, созвучные некрасовскому циклу «Кому на Руси жить хорошо». Оба поэта поднимают вопросы справедливости, отражая боль народа и его надежды. При этом Твардовский, используя гражданственные образы, сохраняет связь с некрасовской традицией — правдиво и глубоко изображать народную жизнь.
2. Ритмическое сходство: музыкальность и поэтическая форма
Некрасовские ритмы в поэзии Твардовского проявляются через динамичность и народную интонацию стихов. Например, в «Стране Муравии» звучит хоровое начало, свойственное некрасовским произведениям. Поэтический ритм у Твардовского напоминает маршевые мотивы, близкие к некрасовским строфам из «Размышлений у парадного подъезда» или «Железной дороги».
Особое внимание стоит уделить использованию диалога в поэзии. Как и у Некрасова, у Твардовского диалог является важной частью структуры произведения, передавая голос народа. В «Василии Тёркине» диалогические формы помогают создавать драматический эффект и добавляют ритмическую насыщенность тексту.
3. Фольклорные образы и интонации
Под влиянием Некрасова Твардовский активно использовал элементы устной народной традиции: пословицы, поговорки, напевы. Это можно увидеть в стихотворении «Две строчки», где мотивы воинской судьбы простого человека переданы через лирическое воспоминание, оформленное в народной манере. Образы дороги, дома, матери, свойственные Некрасову, у Твардовского получают новое развитие, сохраняя свою народную основу.
Фольклорные интонации помогают Твардовскому сделать его лирику близкой и понятной каждому. Это видно и в «Жестокой памяти», где личное горе лирического героя перекликается с национальной трагедией, как у Некрасова в «Одинокий гроб у дороги».
4. Твардовский и Некрасов: образ дороги и человеческого пути
Образ дороги, центральный для многих произведений Твардовского, напрямую связан с некрасовской поэтической традицией. В «Кому на Руси жить хорошо» дорога символизирует поиск правды и счастья, а у Твардовского — путь человека через войну и мир, его духовное становление. В «За далью — даль» дорога приобретает метафорическое значение пути памяти, связывая прошлое, настоящее и будущее. Таким образом, образ дороги становится не только художественным приёмом, но и философской категорией, которая объединяет двух поэтов.
Заключение
Творчество Александра Твардовского невозможно представить без влияния Николая Некрасова. Следуя традициям «поэта народной боли», Твардовский развивает их в новом историческом контексте, сохраняя связь с народной поэтикой и нравственными ценностями. Его произведения, насыщенные некрасовскими ритмами и образами, отражают непреходящую актуальность вопросов о справедливости, правде, памяти и роли человека в истории. Лирика Твардовского — это дань уважения Некрасову и яркое продолжение его традиций в русской литературе XX века.
Список литературы
1. Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений. — М.: Наука, 1971.
2. Твардовский А. Т. Избранные произведения в двух томах. — М.: Художественная литература, 1987.
3. Маршак С. Я. «О поэзии Некрасова». — Литературная газета, 1954.
4. Исаковский М. В. «О традициях Некрасова в поэзии Твардовского». — Вопросы литературы, 1963.
5. Казакевич Э. Г. Пушкин и Некрасов: литературные переклички. — М.: Советский писатель, 1961.
6. Эренбург И. Г. О Некрасове. — М.: Молодая гвардия, 1965.
Темы рефератов
• А. Твардовский в кругу современников.
Используйте материалы, содержащиеся в воспоминаниях современников о поэте, а также его собственные очерки: «О поэзии Маршака», «Поэзия Михаила Исаковского», «И. Г. Эренбург», «Э. Г. Казакевич» и др.
Александр Трифонович Твардовский был выдающимся поэтом и важной фигурой в литературной жизни XX века, чья личность и творчество оказывали влияние на его современников. Он был не только мастером слова, но и человеком, который поддерживал коллег, помогал раскрывать таланты и создавал благоприятные условия для развития литературы. Его редакторская деятельность в журнале «Новый мир» оставила глубокий след в истории литературы, а его отношения с писателями, такими как Самуил Маршак, Михаил Исаковский, Илья Эренбург и Эмиль Казакевич, стали основой для взаимного творческого обогащения.
Твардовский обладал глубоким уважением к творчеству своих современников. В очерке «О поэзии Маршака» он подчёркивает значимость детской литературы и её влияние на воспитание будущих поколений. Маршак, по его мнению, сумел превратить детскую поэзию в высокое искусство, доступное и взрослым, и детям. Это отражает широту взглядов Твардовского, который ценил разные жанры литературы и видел их важность в формировании культуры.
Одной из самых близких фигур для Твардовского был Михаил Исаковский. В очерке «Поэзия Михаила Исаковского» он называл его наследником народной песенной традиции, отмечая искренность, простоту и душевную теплоту его стихов. Эти черты особенно ценились Твардовским, который сам стремился к созданию произведений, понятных широкому кругу читателей.
Илья Эренбург, писатель и журналист, также высоко ценил Твардовского, называя его «хранителем правды». Он отмечал его стойкость и умение сохранять достоинство в сложных ситуациях, связанных с идеологическим давлением. Для Эренбурга Твардовский был образцом честности в литературе, что делало его не только поэтом, но и моральным авторитетом для своих современников.
Эмиль Казакевич, ещё один современник Твардовского, был близок ему по духу. Твардовский подчёркивал способность Казакевича создавать яркие образы, которые надолго оставались в памяти читателей. Эта взаимная симпатия и уважение между авторами помогали обоим развивать своё творчество, обогащая их произведения новыми темами и идеями.
Как редактор «Нового мира», Твардовский сыграл ключевую роль в продвижении современной литературы. Под его руководством журнал стал местом, где публиковались самые значительные произведения времени. Одним из таких примеров является публикация романа Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича», что стало настоящим событием в литературной жизни страны. Этот поступок Твардовского продемонстрировал его готовность идти на риск ради сохранения правды и свободы творчества.
Современники отмечали, что Твардовский был человеком, который умел вдохновлять, поддерживать и объединять. Он сочетал в себе высокую культуру, твёрдые убеждения и человечность. Его забота о литературе, верность своим принципам и внимание к людям сделали его важной фигурой своего времени. Твардовский оставил после себя не только великое поэтическое наследие, но и пример честного служения искусству и обществу.
• А. Твардовский в «Новом мире».
Александр Трифонович Твардовский, великий поэт и публицист, внёс неоценимый вклад не только в русскую литературу своими произведениями, но и как редактор журнала «Новый мир». Его работа в этом издании стала важнейшим этапом в развитии отечественной литературы второй половины XX века. Под руководством Твардовского журнал превратился в арену для обсуждения острых вопросов современности, площадку для экспериментов и платформу, где могли звучать новые голоса.
Твардовский занял пост главного редактора журнала «Новый мир» в 1950 году. Этот период совпал с послевоенными годами и началом Хрущёвской оттепели, когда литература искала новые пути развития и осмысления трагического опыта народа. Твардовский сумел превратить «Новый мир» в журнал, который отвечал на запросы времени, открыто поднимал сложные вопросы истории и современности, включая критику сталинских репрессий и переосмысление судьбы человека в советской системе.
Одним из ключевых достижений Твардовского стало знакомство широкой аудитории с произведениями Александра Солженицына. Именно в «Новом мире» был опубликован рассказ «Один день Ивана Денисовича», вызвавший огромный резонанс. Твардовский принял на себя ответственность за публикацию произведения, которое раскрывало правду о системе ГУЛАГа. Этот шаг свидетельствовал о смелости и принципиальности редактора, готового идти на риск ради литературной правды.
Однако работа Твардовского в «Новом мире» не ограничивалась продвижением отдельных произведений. Он стремился создать журнал, который объединял бы лучших писателей страны и давал возможность для диалога между различными точками зрения. Под его руководством в журнале публиковались такие авторы, как Константин Симонов, Михаил Шолохов, Валентин Катаев, а также молодые писатели, только начинавшие свой путь в литературе.
Твардовский уделял большое внимание вопросам языка и стиля. Его редакторская работа отличалась глубоким пониманием текста, уважением к авторскому замыслу и стремлением сохранить индивидуальность каждого писателя. Он отстаивал необходимость писать честно и открыто, избегая излишней идеологизации. Именно благодаря такому подходу «Новый мир» стал журналом, где звучали голоса, отличающиеся искренностью и правдой.
Однако работа в «Новом мире» сопровождалась значительными трудностями. Политическая ситуация в стране была нестабильной, а многие решения редакции вызывали критику со стороны властей. Твардовский неоднократно подвергался давлению, вынужден был бороться за сохранение независимости издания и за право публиковать честные тексты. В 1964 году он был снят с поста главного редактора, но позже вернулся, чтобы продолжить свою работу. Тем не менее, в 1970 году Твардовский окончательно ушёл из «Нового мира», разочарованный усиливающимся политическим давлением.
Несмотря на все трудности, Твардовский сумел превратить «Новый мир» в символ литературной свободы. Его деятельность как редактора оставила глубокий след в истории журнала и в литературной жизни страны. Под его руководством «Новый мир» стал не просто литературным изданием, а пространством для свободного творчества, где звучал голос правды, который так нужен был обществу. Роль Твардовского в этом процессе остаётся неоценимой, а его вклад в развитие русской литературы и культуры продолжает вдохновлять новые поколения.
Русский язык и литература
1. Покажите, с помощью каких метафор и других тропов в лирике и поэмах А. Твардовского представлен образ дороги.
Образ дороги в лирике и поэмах А. Твардовского многогранен и символичен. Он использует метафоры, эпитеты, аллегории и другие тропы, чтобы раскрыть глубокий смысл этого мотива, связывая его с ключевыми темами своей поэзии: жизненным путём человека, исторической судьбой народа, памятью и связью поколений. В творчестве Твардовского дорога становится не просто географическим понятием, а универсальным символом движения, изменений, преодоления трудностей и стремления к цели.
В метафорическом смысле дорога у Твардовского часто ассоциируется с судьбой. В сборнике «За далью — даль» дорога представлена как путь, уходящий в бесконечность, символизирующий вечный поиск, преодоление и осмысление человеческого существования. В «Стране Муравии» фольклорные корни образа дороги связываются с народной культурой, мудростью и традициями. Здесь дорога — это одновременно реальность и мечта о лучшей жизни, что особенно подчёркивается через образы просторов и «тысячи путей», которые открыты перед человеком.
Фронтовые дороги в поэме «Василий Тёркин» приобретают другой оттенок. Они становятся символом войны, её тягот и испытаний. Твардовский мастерски передаёт это через конкретные детали: грязь, снег, бесконечные переходы, которые герой преодолевает, сохраняя человеческое достоинство и силу духа. Метонимия и эпитеты, такие как «бесконечные пути» и «распутица дорог», подчеркивают трудности военного быта, а также стойкость и мужество солдат. Важным элементом становится аллегорический образ «дороги памяти», которая соединяет живых и мёртвых, сохраняет связь поколений и напоминает о жертвах, принесённых ради будущего.
В стихотворении «Дом у дороги» дорога ассоциируется с противоречивыми чувствами. Она одновременно разрушительна, ведь война отнимает дома, и созидательна, поскольку герои Твардовского, даже в самых тяжёлых условиях, продолжают строить новую жизнь. Эта двойственность раскрывается через метафоры: дорога как линия судьбы, которая разрушает, но даёт шанс на возрождение.
Ещё одной важной чертой образа дороги у Твардовского является её связь с родиной. В метафоре «дорога памяти» он выражает благодарность прошлым поколениям, которые проложили путь к будущему, оставив за собой след. Лирический герой идёт по дороге, неся в себе опыт предков, их мечты и надежды. Таким образом, дорога становится осью времени, объединяющей прошлое, настоящее и будущее.
Образ дороги в поэзии Твардовского насыщен символическим значением, через который автор передаёт философские размышления о жизни, времени и человеческом пути. Используя тропы, такие как метафоры и эпитеты, он делает этот образ многогранным, раскрывающим внутренний мир человека и историческую судьбу народа.
2. Приведите примеры разнообразных способов включения народной речи в стилистику и синтаксический строй поэмы «Василий Теркин». Найдите пословицы, поговорки, прибаутки, присказки, сказки, которые помогают увидеть в Теркине черты фольклорного героя, а также подтверждают мысль А. Твардовского о том, что добрая шутка была необходима «усталому от боев и тягот человеку».
В поэме «Василий Тёркин» А. Твардовский искусно использует разнообразные элементы народной речи, включая пословицы, поговорки, прибаутки, присказки и элементы сказочного фольклора. Это придаёт тексту яркий национальный колорит и делает образ Тёркина близким и понятным каждому читателю. Фольклорные элементы не только отражают характер героя, но и создают атмосферу жизнелюбия, юмора и оптимизма, столь необходимую в тяжёлые военные годы.
Пословицы и поговорки, которые часто встречаются в поэме, усиливают ощущение народной мудрости и устойчивости. Например, выражения вроде «Бой идёт святой и правый», «Смех — не грех» или «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» подчёркивают моральные принципы героя, его простоту и ясное понимание жизни. Эти элементы не только характеризуют Тёркина как человека, близкого к народу, но и напоминают о коллективной мудрости, накопленной в народной культуре.
Прибаутки и присказки, встречающиеся в тексте, добавляют поэме юмористический тон. Василий Тёркин рассказывает анекдоты, шутит, играя с обстоятельствами войны. Его фразы, такие как «Эх, гармоника, играй!» или «Погоди, подай патроны», звучат как живой разговор, насыщенный энергией и шутливой иронией. Такие речевые элементы помогают Тёркину поддерживать боевой дух не только своих товарищей, но и читателя, показывая, что даже в самых тяжёлых условиях есть место для смеха и лёгкости.
Сказочные мотивы и структуры также присутствуют в поэме. Герой напоминает персонажа народной сказки, который проходит через испытания, сохраняет смекалку и побеждает не только врага, но и обстоятельства. Например, сцены, где Тёркин шутливо «меряется силами» с врагом или рассуждает о жизни и смерти, напоминают о фольклорных богатырях, которые всегда находили выход из трудных ситуаций благодаря хитрости и смелости.
Включение народной речи в синтаксический строй поэмы подчёркивает её близость к устной традиции. Твардовский использует короткие, динамичные фразы, иногда ритмически организованные, как в частушках, чтобы придать тексту лёгкость и мелодичность. Простота синтаксиса, интонации, характерные для живой речи, делают поэму доступной для самого широкого круга читателей.
Эти элементы народной речи создают портрет Василия Тёркина как фольклорного героя, человека, который олицетворяет лучшие черты народного характера: смекалку, доброту, стойкость и юмор. Добрая шутка становится для Тёркина важным инструментом преодоления трудностей, ведь она позволяет не только отвлечься от тяжести войны, но и напомнить о простых человеческих радостях. Именно в этом заключается фольклорное начало поэмы: Тёркин — герой не только войны, но и жизни, человек, который помогает другим сохранять веру в будущее через смех и доброе слово.
3. Какую функцию выполняет приём лексического повтора в следующем фрагменте текста: «А на левом с ходу, с ходу / Подоспевшие штыки / Их толкали в воду, в воду... / А вода себе теки...» («Василий Теркин»)?
Приём лексического повтора в данном фрагменте из поэмы «Василий Тёркин» выполняет несколько важных функций, усиливающих эмоциональное и художественное воздействие текста.
Во-первых, повтор слов «с ходу» и «в воду» создаёт ритмическую напряжённость и динамизм, которые отражают быстрый и энергичный ход событий. Такое повторение подчеркивает стремительность действий на поле боя, их непрерывность и неумолимость. Читатель как будто чувствует движение — атаку солдат, момент их столкновения с врагом, стремление прорваться вперёд, что помогает ярче представить описываемую картину.
Во-вторых, повторение слова «в воду» усиливает ощущение хаоса и опасности, связанных с боевыми действиями. Вода в данном контексте может восприниматься как символ неизбежности или беспощадности войны. Повтор акцентирует внимание на этом образе, передавая ощущение, что солдаты, как и сама природа (река), подчиняются неизбежному ходу событий.
В-третьих, использование повтора «вода себе теки…» добавляет философскую интонацию. Вода как природная стихия остаётся равнодушной к происходящему, текёт своим чередом, символизируя вечное течение времени, которое продолжает свой ход, несмотря на трагедию войны. Таким образом, повтор подчеркивает контраст между драматизмом человеческой жизни и спокойной неизменностью природы.
Кроме того, лексический повтор помогает создать ритмическую мелодику текста, близкую к народной песенной традиции, что сближает этот фрагмент с устным фольклором. Это делает его эмоционально насыщенным, понятным и близким для читателя.
Таким образом, приём лексического повтора в данном фрагменте выполняет сразу несколько функций: передаёт динамику действия, усиливает эмоциональное восприятие, символизирует философский взгляд на войну и добавляет тексту мелодичность и народный характер.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением