Ответы на вопросы на стр.25 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Примерные темы сочинений• Мир природы в поэзии Н. Заболоцкого.В зависимости от конкретных стихотворений, взятых для анализа, тема может раскрываться по-разному....
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Примерные темы сочинений
• Мир природы в поэзии Н. Заболоцкого.
В зависимости от конкретных стихотворений, взятых для анализа, тема может раскрываться по-разному. Стихотворения «Лицо коня». «Лебедь в зоопарке», «Вечер на Оке» позволяют уделить основное внимание теме чарующей и одновременно таинственной красоты природного мира и обитающих в нем живых существ: стихотворения «Прогулка», «Ночной сад», «Журавли» - трагической
стороне того же мира, «дозволяющего» страдания живых существ: стихотворение «Метаморфозы» — теме философского осмысления мира природы как вечно живою «космического» организма.
Творчество Николая Заболоцкого — это уникальный синтез философии, эстетики и глубокого понимания природы. В его поэзии природа не является просто фоном для развития сюжета или описания состояния лирического героя. Она становится полноправным участником повествования, отражающим внутренний мир автора и философские размышления о месте человека в окружающем мире.
Во многих стихотворениях Заболоцкого природа изображается как источник гармонии и вдохновения. Например, в стихотворениях «Лицо коня», «Лебедь в зоопарке» и «Вечер на Оке» поэт передаёт очарование естественного мира, подчёркивая его многообразие и магию. В «Лице коня» Заболоцкий описывает животное с необычайной детализацией, обращая внимание на его внутреннюю жизнь. Лошадь становится символом мощи, благородства и связи с природными началами. Это не просто изображение животного, но глубокий философский взгляд на его место в мире.
В стихотворении «Лебедь в зоопарке» перед нами предстаёт изящный образ лебедя, плывущего по воде. Этот образ вызывает у читателя ассоциации с идеальной красотой, недосягаемостью и свободой. Однако парадокс в том, что этот лебедь находится в неволе. Таким образом, Заболоцкий показывает, как человеческая цивилизация ограничивает естественные проявления природы, лишая её её подлинного величия.
В «Вечере на Оке» природа становится местом единения человека с окружающим миром. Здесь поэт создаёт удивительно яркую картину реки, отражающей закатное небо. Человек растворяется в этой гармонии, чувствуя себя частью чего-то большего и вечного.
В стихотворениях «Прогулка», «Ночной сад» и «Журавли» Заболоцкий обращается к трагической стороне мира природы. Эти произведения наполнены тонким чувством сострадания к живым существам. В «Журавлях» поэт описывает трагическую сцену гибели птицы от человеческой жестокости. Журавлиный клин, олицетворяющий красоту и величие природы, нарушается выстрелом охотника. В этом эпизоде автор не просто фиксирует факт гибели животного, но и выражает философскую мысль о несовершенстве человеческого мира, в котором красота и гармония природы часто разрушаются.
«Ночной сад» рисует картину осеннего сада, наполненного печалью и умиротворением. Сад, в котором отгремели летние бури, становится символом завершённости, но и утраты. Это произведение наполнено чувством скорби по ушедшему и вниманием к тем, кто остаётся: деревья и птицы, пережившие «железный Август», остаются в этом мире, сохраняя его память.
Заболоцкий не ограничивается изображением красоты и трагедии природы. В его стихотворении «Метафорама» тема природы выходит на уровень философского осмысления. Здесь природа воспринимается как единый космический организм, где каждый элемент — от мельчайшей травинки до грандиозных космических явлений — связан друг с другом. Эта идея перекликается с пантеистическим мировоззрением, в котором Бог и природа сливаются в единое целое.
Особенностью поэзии Заболоцкого является то, что природа часто становится отражением состояния лирического героя. Например, в «Можжевеловом кусте» куст становится символом утраты и прощения. Это образ не только природного явления, но и внутренних переживаний автора, его философских размышлений о жизни, любви и смерти. Природа здесь выступает как зеркало человеческой души, помогающее понять собственные чувства и переживания.
Мир природы в поэзии Николая Заболоцкого многогранен. Он охватывает все аспекты человеческой жизни: красоту, трагедию, философские размышления и внутренние переживания. Для поэта природа — это не просто декорация, а живой организм, отражающий сложность и многогранность человеческого существования. Заболоцкий создаёт из природы не только художественные образы, но и универсальные символы, заставляющие читателя задуматься о смысле жизни, гармонии и своём месте в этом мире.
• «Огонь, мерцающий в сосуде...» — тема красоты человеческой души в поэзии Н. Заболоцкого.
В сочинении предполагается охарактеризован» духовно-этическую систему ценностей позднего Н. Заболоцкого, выявив (на примере анализа стихотворений «Некрасивая девочка», «Жена», «В кино», «Старая актриса», «Не позволяй душе лениться») важные для него как поэта и человека противопоставления красоты внутренней и внешней, сострадания и эгоистической холодности, «труда души» и «духовной лени» и т. д.
Тема красоты человеческой души занимает центральное место в поэзии Николая Заболоцкого. Его произведения глубоко философичны, они обращаются к сложным вопросам о смысле жизни, противоречиях между внешней и внутренней красотой, важности духовного совершенства. В этом контексте стихотворения «Некрасивая девочка», «Жена», «В кино», «Старая актриса», «Не позволяй душе лениться» становятся яркими примерами, в которых раскрывается богатство поэтической мысли автора.
В стихотворении «Некрасивая девочка» Заболоцкий показывает, как внешняя непривлекательность ребёнка не мешает ей быть носителем удивительной внутренней красоты. Образ девочки, которая напоминает лягушонка, на первый взгляд вызывает жалость. Однако Заболоцкий через описание её искреннего, детского восторга перед радостями жизни подчёркивает, что истинная красота скрывается в душе, а не в чертах лица. «Младенческая грация души» становится той самой искрой, которая превращает обычную девочку в символ чистоты, доброты и духовного света. Поэт задаётся вопросом: «Что есть красота?», на который отвечает метафорой огня в сосуде. Этот огонь символизирует душевное тепло и внутренний свет, которые гораздо важнее внешней привлекательности.
Стихотворение «Старая актриса» продолжает размышления о соотношении внешней и внутренней красоты. Когда-то великая актриса, восхищавшая своими талантами и красотой, теперь утратила физическое очарование. Её внешность напоминает щегла, тело «в три погибели скорчилось». Однако Заболоцкий поднимает на первый план её внутреннюю силу и переживания, которые сохраняются вопреки физическому увяданию. Актриса остаётся символом искусства, таланта, способности возвышаться над материальной стороной жизни. Этот контраст подчёркивает мысль о том, что истинная красота — это нечто вечное, духовное, что не подвластно времени.
Стихотворение «Жена» посвящено женщине, которая, несмотря на тяжёлую жизнь, сохраняет внутреннее достоинство и доброту. Образ жены становится олицетворением стойкости и жертвенности. Заболоцкий подчёркивает, что её красота заключается не в внешнем облике, а в способности любить и дарить тепло окружающим. Это произведение иллюстрирует идею автора о том, что духовная красота сильнее, чем физическая, она способна преодолевать трудности и приносить радость даже в самых сложных обстоятельствах.
В стихотворении «Не позволяй душе лениться» Заболоцкий формулирует свою духовно-этическую программу. Он обращается к читателю с призывом беречь и развивать свою душу, не поддаваться лени и равнодушию. Поэт сравнивает душу с цветком, который требует постоянного ухода. Только через труд души человек может достичь гармонии и внутреннего равновесия. Это произведение становится своеобразным манифестом поэта, выражающим его веру в возможность духовного совершенствования.
Особое внимание Заболоцкий уделяет теме сострадания. Во многих его стихах звучит мысль о необходимости помогать слабым, ценить каждого человека вне зависимости от его внешнего вида или социального положения. Например, в «В кино» поэт изображает столкновение с жестокостью и равнодушием, противопоставляя им силу искусства и гуманизма. Здесь, как и в других произведениях, Заболоцкий подчёркивает важность духовной работы над собой, необходимости сохранять человечность в любых условиях.
Таким образом, тема красоты человеческой души в поэзии Николая Заболоцкого раскрывается через множество граней: противопоставление внешнего и внутреннего, осознание значимости труда души, призыв к состраданию и человечности. Его произведения напоминают, что настоящая красота — это огонь, мерцающий в сосуде, духовный свет, который способен освещать путь даже в самые тёмные времена. Заболоцкий призывает читателя задуматься о том, что именно душа делает человека прекрасным, а её сохранение и развитие — главная задача каждого из нас.
Русский язык и литература
1. В стихотворении Н. Заболоцкого «Новый Быт» выделите: 1) бессоюзные предложения. сложносочинённые предложения, сложноподчинённые предложения (с указанием типов придаточных): 2) деепричастные обороты, сравнительные обороты:
3) случаи использования прямой речи.
В стихотворении Николая Заболоцкого «Новый быт» представлены различные синтаксические конструкции и обороты. Рассмотрим их подробнее.
1. Бессоюзные сложные предложения:
Бессоюзные сложные предложения состоят из нескольких частей, соединённых без союзов. В данном стихотворении можно выделить следующие примеры:
• «Восходит солнце над Москвой, старухи бегают с тоской».
• Старухи бегают с тоской: Куда, куда идти теперь?
Здесь две части: «восходит солнце над Москвой» и «старухи бегают с тоской» соединены без союза.
2. Сложносочинённые предложения:
Сложносочинённые предложения состоят из равноправных частей, соединённых сочинительными союзами. Пример из стихотворения:
• И время двинулось быстрее, Стареет папенька-отец, И за окошками в аллее Играет сваха в бубенец.
3. Сложноподчинённые предложения:
Сложноподчинённые предложения состоят из главной и придаточной частей, соединённых подчинительными союзами. В стихотворении можно найти следующие примеры:
• Уж поп тихонько плакать хочет, Стоит на лестнице, бормочет, Не зная, чем себе помочь. Придаточное изъяснительное.
4. Деепричастные обороты:
Деепричастные обороты выражают добавочное действие и обычно относятся к глаголу-сказуемому. В стихотворении встречаются следующие примеры:
• «Приходит поп, тряся ногами».
Деепричастный оборот «тряся ногами» уточняет, как именно приходит поп.
Прабабка свечку зажигает, Младенец крепнет и мужает И вдруг, шагая через стол, Садится прямо в комсомол.
Здесь деепричастный оборот «шагая через стол».
5. Сравнительные обороты:
Сравнительные обороты используются для сравнения одного предмета или явления с другим. Пример из стихотворения:
• «Сидит в купели, как султан».
• Прекрасный поп поет, как бубен, Паникадилом осиян.
6. Прямая речь:
Прямая речь передаёт слова персонажей дословно. В стихотворении есть пример прямой речи:
• «Увы, — сказал ему младенец, — уйди, уйди, кудрявый поп, я — новой жизни ополченец, тебе ж один остался гроб!»
Здесь приводятся слова младенца, обращённые к попу.
Таким образом, в стихотворении «Новый быт» Николай Заболоцкий использует разнообразные синтаксические конструкции и обороты, что придаёт тексту динамичность и выразительность.
2. Укажите в стихотворении Н. Заболоцкого «Метаморфозы» восклицательные предложения (сколько их?), случаи использования междометий (сколько их?) и слов-терминов, представляющих «мир искусства», «ботанический мир» и «зоологический мир». Как все эти языковые средства помотают автору выразить идею стихотворения?
В стихотворении Николая Заболоцкого «Метаморфозы» можно выделить следующие элементы:
1. Восклицательные предложения:
o «Как мир меняется! И как я сам меняюсь!»
o «О, сколько мертвых тел я отделил от собственного тела!»
o «О, суеверья наши!»
o А я все жив!
Таким образом, в тексте пять восклицательных предложений.
2. Случаи использования междометий:
o «О, сколько мертвых тел я отделил от собственного тела!»
o «О, суеверья наши!»
В стихотворении два междометия «О».
3. Слова-термины, представляющие различные миры:
o Мир искусства:
- «Орган поющий»
- «Клавир»
- «Поэма»
o Ботанический мир:
- «Злак живой»
- «Гербарий»
- «Цветком»
- «Мир растений»
o Зоологический мир:
- «Птицей»
- «Быком»
Использование этих языковых средств помогает автору выразить идею постоянных изменений и взаимосвязи между различными формами жизни и искусства. Восклицательные предложения и междометия передают эмоциональное восприятие изменений и метаморфоз, подчёркивая удивление и восхищение перед вечным превращением всего сущего. Термины из разных сфер подчёркивают единство и взаимопроникновение мира природы и искусства, показывая, как одно переходит в другое, создавая непрерывный цикл жизни и творчества.
3. Приведите примеры стилистически высоких, низких и нейтральных слов и выражений в стихотворениях «Некрасивая девочка», «Можжевеловый куст» и «Не позволяй душе лениться».
В поэзии Николая Заболоцкого наблюдается богатое разнообразие стилистических средств, которые он использует для передачи глубоких смыслов и эмоциональных оттенков. Рассмотрим примеры стилистически высоких, нейтральных и низких слов и выражений в его стихотворениях «Некрасивая девочка», «Можжевеловый куст» и «Не позволяй душе лениться».
«Некрасивая девочка»
Стилистически высокие слова и выражения:
• «ликует»
• «охваченная счастьем бытия»
• «младенческая грация души»
• «чистый этот пламень»
• «перетопит самый тяжкий камень»
• «что есть красота»
• «обожествляют люди»
• «огонь, мерцающий в сосуде»
Эти выражения придают стихотворению возвышенный тон, подчеркивая философские размышления о внутренней красоте и сущности человеческой души.
Стилистически нейтральные слова и выражения:
• «среди других играющих детей»
• «заправлена в трусы худая рубашонка»
• «колечки рыжеватые кудрей»
• «рот длинен, зубки кривы»
• «черты лица остры и некрасивы»
• «двум мальчуганам, сверстникам её»
• «гоняют по двору, забывши про неё»
• «она ж за ними бегает по следу»
Нейтральная лексика описывает внешность девочки и ее поведение, создавая объективный фон для дальнейших размышлений.
Стилистически низкие слова и выражения:
• «лягушонка»
• «бедная дурнушка»
Эти выражения имеют сниженный стиль и используются для описания внешности девочки, подчеркивая контраст между внешней непривлекательностью и внутренней красотой.
«Можжевеловый куст»
Стилистически высокие слова и выражения:
• «аметистовых ягод услышал я звон»
• «чуть живое подобье улыбки твоей»
• «остывающий лепет изменчивых уст»
• «легкий лепет, едва отдающий смолой»
• «проколовший меня смертоносной иглой»
• «в золотых небесах за окошком моим»
• «да простит тебя бог, можжевеловый куст!»
Высокая лексика в этом стихотворении создает атмосферу таинственности и глубокой эмоциональности, передавая сложные чувства лирического героя.
Стилистически нейтральные слова и выражения:
• «я увидел во сне можжевеловый куст»
• «я услышал вдали металлический хруст»
• «я почуял сквозь сон легкий запах смолы»
• «отогнув невысокие эти стволы»
• «я заметил во мраке древесных ветвей»
• «облака проплывают одно за другим»
• «облетевший мой садик безжизнен и пуст»
Нейтральная лексика описывает события и образы сна, создавая основу для эмоциональных переживаний.
«Не позволяй душе лениться»
Стилистически высокие слова и выражения:
• «душа обязана трудиться»
• «гони ее от дома к дому»
• «держи лентяйку в черном теле»
• «она рабыня и царица»
• «она обязана трудиться»
Высокая лексика подчеркивает важность постоянного духовного и физического труда, придавая стихотворению наставительный характер.
Стилистически нейтральные слова и выражения:
• «чтоб в ступе воду не толочь»
• «и день и ночь, и день и ночь»
• «тащи с этапа на этап»
• «по пустырю, по бурелому»
• «через сугроб, через ухаб»
• «не разрешай ей спать в постели»
• «при свете утренней звезды»
• «и не снимай с нее узды»
В стихотворении Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться» автор использует разнообразные стилистические средства, включая высокие, нейтральные и низкие слова и выражения, чтобы подчеркнуть важность постоянного труда и самодисциплины.
Стилистически низкие слова и выражения:
• «лентяйка»
• «последнюю рубашку сорвет»
• «хватай ее за плечи»
• «учи и мучай дотемна»
Эти выражения придают стихотворению разговорный и даже грубоватый оттенок, усиливая эмоциональное воздействие на читателя и подчеркивая необходимость строгого отношения к собственной душе, чтобы избежать лени и бездействия.
Таким образом, Николай Заболоцкий в своих стихотворениях умело сочетает различные стилистические уровни лексики, создавая многогранные образы и передавая глубокие философские размышления о жизни, труде и внутренней красоте человека.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением