Ответы на вопросы на стр.260 Часть 2 ГДЗ Коровин 10 класс (Литература)







Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Капитанова 10 класс, Просвещение:
Вопросы и задания. Стр. 260
1. Какие исторические события сформировали общественную атмосферу 1880-х годов?
Общественная атмосфера 1880-х годов была сформирована рядом ключевых исторических событий, которые оказали значительное влияние на жизнь России. Во-первых, важным моментом стало убийство императора Александра II в 1881 году, что привело к усилению реакционных настроений в политике его преемника — Александра III. Новый император стал проводником политики контрреформ, направленной на укрепление самодержавия. Это сопровождалось ужесточением цензуры, ограничением прав местного самоуправления (земств), а также усилением контроля над крестьянством.
Во-вторых, социальное напряжение росло на фоне крестьянских волнений, вызванных неудовлетворённостью аграрной реформой 1861 года. Несмотря на отмену крепостного права, крестьяне столкнулись с экономическими трудностями: малоземелье, выкупные платежи и ограниченные возможности для улучшения своего положения. Это привело к многочисленным протестам, которые получили отклик в произведениях Льва Толстого и других писателей того времени.
Кроме того, 1880-е годы были временем интенсивного развития промышленности и урбанизации. Рост городов и увеличение числа рабочих на фабриках сопровождались ухудшением условий труда, что также способствовало росту социальной напряжённости. Рабочее движение начало приобретать организованные формы, что вскоре стало одним из важных факторов революционной борьбы.
Литературная жизнь этого периода отражала сложные процессы, происходившие в обществе. Многие писатели, такие как Николай Лесков, Лев Толстой и другие, искали ответы на вопросы, связанные с нравственным возрождением личности и общества. Таким образом, события 1880-х годов стали основой для формирования общественной атмосферы, в которой господствовали идеи социальной справедливости, духовного совершенствования и поисков национальной идентичности.
2. Теория «малых дел»: каковы се положительные и отрицательные стороны?
Теория «малых дел» возникла в ответ на кризис революционного движения 1860–1870-х годов. Её суть заключалась в том, что вместо масштабных политических реформ общественные деятели должны сосредоточиться на повседневной работе, направленной на улучшение жизни народа: обучении крестьян, медицинской помощи, развитии кооперативов и т. д. Эта концепция получила широкую поддержку среди интеллигенции и была особенно популярна в 1880-е годы.
Положительные стороны теории «малых дел» заключаются в её практическом применении. Во-первых, она способствовала реальному улучшению жизни людей, особенно в сельской местности. Во-вторых, теория позволила интеллигенции найти своё место в обществе, не прибегая к радикальным методам. Многие деятели, вдохновлённые этой идеей, занимались просветительской и благотворительной деятельностью, что приносило ощутимую пользу.
Однако у теории были и отрицательные стороны. Её критики утверждали, что «малые дела» отвлекают от решения крупных социальных и политических проблем. Вместо борьбы за изменения в масштабе страны интеллигенция сосредоточилась на локальных инициативах, что могло быть недостаточно для преодоления глубоких системных кризисов. Кроме того, акцент на индивидуальной деятельности нередко приводил к разобщённости среди сторонников общественных преобразований.
Таким образом, теория «малых дел» сыграла значимую роль в общественной жизни 1880-х годов, но её влияние было ограничено рамками повседневной деятельности и не привело к кардинальным изменениям в политической системе России.
3. Как вы поняли смысл религиозно-нравственных и художественных исканий позднего Л. Н. Толстого?
Поздний период творчества Льва Николаевича Толстого характеризуется его глубокими размышлениями о религии, морали и смысле жизни. Отвергнув традиционное православие, Толстой сформулировал собственное учение, которое он изложил в произведениях «Исповедь», «Царство Божие внутри вас» и других. Суть его исканий заключалась в поиске универсальных этических принципов, основанных на любви, ненасилии и служении ближнему.
Толстой считал, что истинная вера заключается не в обряде, а в нравственном поведении человека. Его идеи были направлены на преодоление социальной несправедливости и разобщённости, что делало его учение особенно актуальным в контексте кризиса общественных отношений в 1880-е годы. В то же время Толстой подвергал жёсткой критике церковь за её связь с государством и утрату духовных идеалов.
В художественном плане поздний Толстой стремился к предельной простоте и правдивости. Он отказался от излишнего украшательства и сосредоточился на раскрытии внутренних конфликтов своих героев. Его поздние произведения, такие как «Воскресение», насыщены нравственными вопросами и попытками найти пути духовного обновления.
Таким образом, религиозно-нравственные и художественные искания позднего Толстого были направлены на поиски истины и справедливости. Они оказали значительное влияние как на современников писателя, так и на последующие поколения, став основой для формирования гуманистических идеалов в русской литературе и культуре.
4. Назовите основные идеи, темы, героев прозы «безвременья»
Проза «безвременья» отражает состояние кризиса общества, разочарование в традиционных ценностях и утрату веры в возможности реформ. Основные идеи этой литературы связаны с ощущением тупика, которое возникает из-за невозможности найти выход из социального и духовного кризиса. Авторы данного направления сосредотачиваются на внутреннем мире своих героев, исследуя их отчуждение, одиночество и стремление к утраченной гармонии.
Темы «безвременья» включают социальное угнетение, моральную деградацию, бессмысленность существования и поиск новых ориентиров. Герои произведений часто представляют собой тип «лишнего человека» или, напротив, «маленького человека», столкнувшегося с несправедливостью. Эти образы служат средством для исследования внутренней драмы личности в условиях разрушенного общественного порядка.
Особое внимание уделяется теме человеческой ответственности и нравственного выбора. Авторы ставят вопрос о том, возможно ли найти духовную опору в мире, где традиционные ценности перестали работать. Проза «безвременья» — это своего рода зеркало, в котором отражаются страхи и сомнения современников, а также их стремление к обновлению и поиску смысла жизни.
5. Назовите основные темы, мотивы, сквозные образы-символы поэзии «безвременья».
Поэзия «безвременья» наполнена чувствами тоски, отчаяния и разобщённости. Основные темы этой литературы — утрата гармонии, поиск смысла жизни, непреодолимость времени и утопическая надежда на обновление. Лирические герои произведений часто изображаются одинокими, замкнутыми в своих переживаниях, разочарованными в окружающем мире.
Сквозными мотивами поэзии являются мотивы дороги, сна, утраты и ожидания. Образ дороги символизирует поиск утраченного идеала или выход из тупика, однако дорога редко ведёт к желаемой цели. Сон и мечта выступают как способы бегства от реальности, а утрата — как неизбежная часть человеческого существования.
Образы-символы поэзии «безвременья» включают в себя пейзажные метафоры: пустыня, море, закат. Эти образы передают чувство внутренней пустоты и отчуждения. Также часто используются символы разрушения — обломки, руины, падшие звёзды, что подчёркивает ощущение кризиса и распада.
Лирический герой поэзии «безвременья» — это человек, который ощущает себя чужим в мире, утратившим гармонию. Однако в его душевных поисках присутствует стремление найти новую точку опоры, что делает эти произведения не только мрачными, но и глубоко философскими.
6. Охарактеризуйте в целом художественную программу родоначальников эстетики символизма в русской литературе 1890-х годов — Вл. С. Соловьёва и А. Л. Волынского.
Художественная программа символизма, сформированная Владимиром Соловьёвым и Акимом Волынским, основана на идее духовного обновления через искусство. Символисты утверждали, что искусство должно быть не отражением реальности, а проводником к высшим истинам и духовным ценностям. Основой эстетики символизма является представление о символе как о мосте между материальным и божественным мирами.
Соловьёв видел в символизме средство преодоления кризиса материализма, господствовавшего в культуре XIX века. Для него символизм стал путём к обретению единства между духовным и телесным, вечным и временным. Он подчёркивал значение красоты как высшей формы выражения истины. Художественная программа Соловьёва включала идеи синтеза религиозного и эстетического опыта, который должен был привести к созданию нового типа искусства.
Аким Волынский, в свою очередь, делал акцент на интуитивном постижении мира через искусство. Он утверждал, что художник должен стать медиатором между реальностью и её трансцендентным смыслом. Волынский видел в символизме инструмент для обновления художественной формы и содержания, способ создания произведений, насыщенных духовной энергией.
Таким образом, художественная программа Соловьёва и Волынского стала основой для развития символизма как философско-эстетического направления. Она повлияла на творчество таких поэтов, как Александр Блок, Андрей Белый, Валерий Брюсов, которые развивали идеи своих предшественников, придавая символизму индивидуальное звучание и национальный характер.
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением