Ответы на вопросы на стр.260-262 Часть 2 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)

Изображение Вопросы для самопроверки. Стр. 2601. Как особенности художественной манеры Н. С. Лескова проявились в хронике «Очарованный странник»?Особенности художественной...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки. Стр. 260
1. Как особенности художественной манеры Н. С. Лескова проявились в хронике «Очарованный странник»?
Особенности художественной манеры Николая Семёновича Лескова ярко проявляются в повести «Очарованный странник». Прежде всего, это использование формы сказа, где рассказчиком выступает герой, наделённый самобытным языком и яркой речевой индивидуальностью. Герой Ивана Флягина говорит просто, живо, словно пересказывает историю своей жизни устно, что создаёт иллюзию подлинности происходящего. Лесков умело сочетает элементы эпоса и лирики, что позволяет ему соединить в одном произведении грандиозные картины народной жизни и глубокие переживания героя. Автор насыщает текст подробностями быта, реалиями народного уклада и христианскими символами, что делает повествование насыщенным и глубоко патриотичным. Также Лесков использует многочисленные вставные эпизоды и описания, которые расширяют художественное пространство повести и подчёркивают масштаб народной судьбы. Противоречивый образ Ивана Флягина, с одной стороны, олицетворяет русского национального героя, а с другой – показывает его слабости и ошибки, делает героя «живым» и близким читателю. Важно отметить, что Лесков активно использует метафоры, символы и сравнения, через которые раскрывает внутренний мир героя. Особенность стиля Лескова – это сочетание психологической глубины и повествовательной лёгкости, что делает произведение доступным и в то же время глубокомысленным. Автор через судьбу героя показывает драматизм русской жизни, её стремление к духовности и красоте, при этом не избегая сложных тем социальных противоречий и личных трагедий.

2. Какие образы древнего героического эпоса помогают автору создать портрет богатыря, одарённого огромными силами русского странника?
В повести «Очарованный странник» автор создал многогранный образ Ивана Флягина, который сочетает два лика героя русского эпоса – богатыря-защитника и странствующего праведника. С одной стороны, Флягин напоминает эпического богатыря Илью Муромца, обладающего неукротимой силой и готового защищать слабых. Это проявляется в его смелых поступках, таких как спасение людей или участие в сражениях. Иван сильный, физически выносливый и способный выстоять в самых трудных испытаниях, что сближает его с образом народного защитника. С другой стороны, Флягин воплощает черты странствующего праведника – человека, ищущего духовной истины, стремящегося к очищению своей души через испытания. Его постоянные перемещения и встречи с разными людьми символизируют путь к обретению внутреннего мира и понимания жизни. Лесков соединяет в герое эти два лика, чтобы показать сложность русского характера – одновременно физически мощного и глубоко духовного. Иван совершает ошибки, порой оказывается жертвой своих страстей, но в конечном итоге находит путь к духовному прозрению. Автор через этот образ подчёркивает, что сила русского характера заключается не только в физической мощи, но и в способности к покаянию, поиску правды и любви к людям.

3. Почему странствия Флягина воспринимаются как бесцельные? Когда раскрывается их скрытый смысл?
Странствия Ивана Флягина на первый взгляд кажутся бесцельными, так как герой ведёт неспокойную жизнь, постоянно меняет занятия и место пребывания, попадая в разные ситуации. Его пути кажутся хаотичными, а действия – случайными, что создаёт впечатление бессмысленности происходящего. Однако по мере развития сюжета становится ясно, что именно через эти странствия раскрывается его личность, формируется его характер и обогащается жизненный опыт. Каждое испытание, каждая встреча с людьми помогают Ивану понять свои ошибки, обрести веру и научиться принимать ответственность за свои поступки. Скрытый смысл странствий Флягина раскрывается в их духовном измерении: они символизируют поиск истины, стремление к очищению души и обретению гармонии с миром. Лесков показывает, что через, казалось бы, случайные события герой проходит сложный путь, ведущий его к внутреннему преобразованию. В кульминационный момент, когда Иван принимает решение стать монахом, становится очевидным, что его странствия были не хаотичным блужданием, а осмысленным поиском пути к Богу. Таким образом, Лесков подчёркивает, что каждая деталь жизни человека имеет значение, даже если её смысл раскрывается только со временем.

4. Как судьба Ивана Флягина связана с его «артистизмом», эстетической одарённостью?
Судьба Ивана Флягина тесно связана с его «артистизмом» и природной эстетической одарённостью, которые проявляются в его отношении к жизни, действиях и восприятии мира. Иван с детства наделён способностью видеть красоту во всём, будь то природа, люди или события вокруг него. Его умение чувствовать окружающее и реагировать на него делает его необычным человеком, способным на глубокие эмоции и яркие поступки. «Артистизм» Флягина проявляется в его рассказах, где он, словно актёр, оживляет свои истории, придавая им драматизм и выразительность. Его эстетическая одарённость видна в стремлении к гармонии, к поиску красоты даже в самых сложных ситуациях. Иван видит в людях не только их недостатки, но и положительные стороны, что помогает ему прощать и находить общий язык даже с врагами. Судьба героя формируется под влиянием его способности воспринимать мир как сцену, где каждый человек играет свою роль. Этот талант приводит его к глубокому осмыслению жизни и помогает понять своё место в ней. Через образ Флягина Лесков подчёркивает важность эстетического и духовного начала в русском характере, показывая, что именно эти качества делают человека способным к высшим проявлениям человечности и любви.

Литературоведческий практикум. Стр. 261
Подготовьте рассказ об отдельных эпизодах жизни Ивана Флягина.
1. Как в каждом из них открывается его характер, душевная одарённость, стихийность натуры?
В повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» жизнь Ивана Флягина насыщена множеством ярких эпизодов, каждый из которых раскрывает его характер, душевную одарённость и стихийность натуры. Рассмотрим некоторые из них.
1. Эпизод с убийством монаха
В юности Иван случайно убивает монаха, щёлкнув его кнутом. Этот поступок демонстрирует его удаль и безрассудство, присущие молодости. Однако впоследствии он глубоко раскаивается, что свидетельствует о его способности к состраданию и осознанию своих ошибок. Этот случай становится первым звеном в цепи событий, формирующих его духовный путь.
2. Эпизод с кошкой графини
Работая у графа, Иван увлекается разведением голубей. Когда кошка графини начинает охотиться на его птиц, он отрубает ей хвост. Этот поступок показывает его импульсивность и стремление защищать своё, даже ценой жестокости. Однако позже он осознаёт неправильность своего действия, что подчёркивает его внутреннюю борьбу между стихийностью и моральными принципами.
3. Эпизод с нянькой
Став нянькой у барина, Иван проявляет заботу и ответственность, искренне привязываясь к ребёнку. Когда мать девочки пытается забрать её, он сначала сопротивляется, но затем, увидев её страдания, уступает. Это свидетельствует о его доброте, эмпатии и способности ставить чужие интересы выше своих.
4. Эпизод с пленом у татар
Попав в плен к татарам, Иван проявляет стойкость и находчивость. Он терпит лишения, но не теряет духа, планируя побег. Его любовь к родине и стремление к свободе становятся движущими силами, подчёркивая его патриотизм и непреклонность.
5. Эпизод с Грушей
Встреча с цыганкой Грушей становится поворотным моментом в жизни Ивана. Он влюбляется в неё, восхищаясь её красотой и талантом. Однако, осознавая невозможность быть вместе, он принимает участие в её убийстве на ринге, что становится для него глубоким духовным потрясением. Этот эпизод раскрывает его способность к глубоким чувствам и трагизм его судьбы.
6. Эпизод с англичанином Рареем
Иван встречает англичанина, известного укротителя лошадей, и решает испытать свои силы. Он успешно справляется с задачей, показывая своё мастерство и смелость. Этот эпизод подчёркивает его уверенность в себе и стремление к самосовершенствованию.
7. Эпизод с офицером и барином
После драки с офицером Иван испытывает угрызения совести и предлагает тому ударить его в ответ. Однако офицер вместо этого обнимает и целует его, прощая. Этот случай показывает, как Иван ценит честь и справедливость, а также его готовность признавать свои ошибки и искать прощения.
8. Эпизод с писарем
Столкнувшись с писарем, требующим взятку за выдачу документов, Иван отказывается платить, демонстрируя свою принципиальность и неприятие коррупции. Он предпочитает искать другие пути, нежели идти против своих убеждений.
9. Эпизод с англичанином Рареем
Иван встречает известного укротителя лошадей англичанина Рарея и решает испытать свои силы в этом искусстве. Он успешно справляется с задачей, демонстрируя своё мастерство и смелость. Этот эпизод подчёркивает его уверенность в себе, стремление к самосовершенствованию и готовность принимать вызовы судьбы.
10. Эпизод с уходом в монастырь
После всех испытаний Иван решает посвятить себя служению Богу и уходит в монастырь. Это решение отражает его стремление к духовному очищению и поиску смысла жизни. Он осознаёт свои грехи и ищет путь к искуплению, что подчёркивает глубину его внутреннего мира и способность к саморефлексии.
Каждый из этих эпизодов не только раскрывает различные грани характера Ивана Флягина, но и подчёркивает его духовный рост и стремление к самопознанию. Его жизнь полна противоречий, но именно через них он приходит к пониманию себя и своего места в мире.

2. Какие эпизоды вам особенно запомнились? Почему?
В повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» множество эпизодов, которые глубоко западают в память благодаря своей эмоциональной насыщенности и глубокому раскрытию характера главного героя, Ивана Флягина. Особенно впечатляют эпизоды, связанные с его пленением у татар и встречей с цыганкой Грушей.
Эпизод пленения у татар
Иван Флягин, обладая неукротимой тягой к приключениям и свободе, однажды оказывается в плену у татар. Этот эпизод ярко демонстрирует его стойкость, находчивость и непреклонность духа. Находясь в неволе, Иван не теряет присутствия духа и постоянно ищет возможности для побега. Его тоска по родине и непримиримость с положением пленника подчёркивают его глубокий патриотизм и любовь к свободе. Несмотря на тяжёлые условия и постоянные опасности, он сохраняет веру в себя и стремление к освобождению. Этот эпизод показывает, как сила воли и внутренний стержень помогают человеку преодолевать самые суровые испытания. Иван не только физически выживает в плену, но и духовно укрепляется, осознавая ценность свободы и родины. Его побег становится символом победы человеческого духа над обстоятельствами. Этот эпизод особенно запоминается своей динамикой и глубоким психологизмом, раскрывая многогранность характера Флягина.
Эпизод с цыганкой Грушей
Встреча Ивана с цыганкой Грушей становится поворотным моментом в его жизни. Груша — талантливая певица, чья красота и голос покоряют Ивана с первого взгляда. Он испытывает к ней глубокие чувства, восхищаясь её свободолюбием и независимостью. Однако их отношения складываются трагически. Иван становится невольным участником её гибели, что оставляет неизгладимый след в его душе. Этот эпизод раскрывает его способность к глубоким чувствам, состраданию и раскаянию. Он осознаёт свою ответственность за её судьбу и глубоко переживает случившееся. Эта трагедия становится для него уроком, заставляя переосмыслить свои поступки и жизненные ценности. Эпизод с Грушей особенно запоминается своей эмоциональной насыщенностью и трагизмом, показывая, как любовь и страсть могут привести к непоправимым последствиям. Он подчёркивает сложность человеческих отношений и хрупкость человеческой жизни.
Оба этих эпизода глубоко трогают и заставляют задуматься о сложностях человеческой судьбы, о силе духа и о том, как важны моральные ориентиры в жизни каждого человека. Они показывают, что даже в самых тяжёлых испытаниях человек способен сохранять человечность, сострадание и стремление к лучшему. Лесков мастерски передаёт через эти истории глубину русской души и вечные ценности, которые остаются актуальными во все времена.

3. Подготовьте сообщение об отношении Флягина к лошадям. Что позволяет ему быть отличным знатоком лошадей? Почему эти знания не приносят Ивану богатства, спокойной жизни?
Сообщение
Отношение Ивана Флягина к лошадям и значение его знаний в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
Иван Флягин, главный герой повести Н.С. Лескова «Очарованный странник», на протяжении всей своей жизни демонстрирует выдающиеся способности и знания о лошадях, которые являются важной частью его характера и судьбы. Его отношение к лошадям выходит далеко за рамки обычного взаимодействия человека с животными. Для Ивана лошади – это не просто средство передвижения или рабочая сила, а символ свободы, силы и внутреннего мира. С раннего детства он воспитывался среди лошадей, что помогло ему развить природное чутьё и научиться понимать их характеры, повадки и поведение.
Уникальные знания Ивана о лошадях проявляются в его способности находить подход к самым строптивым и своенравным животным. Он видит в лошади живую душу, понимает её настроение и повадки. Иван может предсказать, как поведёт себя лошадь в той или иной ситуации, и с лёгкостью обуздывает её. Его умение приручать даже самых диких животных вызывает восхищение у окружающих. Особо ярким примером служит эпизод с английским дрессировщиком Рэдеем, где Флягин побеждает соперника, показывая не только мастерство, но и искреннюю связь с природой.
Тем не менее, эти знания и способности не приносят Ивану богатства и спокойной жизни. Это связано с его внутренними принципами и особенностями характера. Иван – человек, который больше действует по зову сердца, чем по холодному расчёту. Его подход к жизни – это следование своим убеждениям и моральным принципам, а не погоня за материальными благами. Даже когда у него появляется возможность использовать свои способности ради прибыли, он отказывается от этого, так как не видит в богатстве смысла. Его натура свободолюбива, и он не стремится к спокойной и размеренной жизни, предпочитая быть «странником».
Кроме того, судьба Ивана складывается таким образом, что его талант часто оказывается недооценённым или используется другими людьми в их интересах. Лошади в жизни Ивана становятся не только источником радости, но и причиной многих испытаний. Этот аспект подчёркивает трагический элемент его образа – одарённость, которая не способна защитить его от жизненных невзгод.
Таким образом, отношение Ивана Флягина к лошадям раскрывает его душевную одарённость, силу характера и близость к природе. Лошади в повести выступают как символ свободолюбия и духовного богатства героя, а также отражают его внутреннюю борьбу между желанием найти покой и стремлением жить полной жизнью. Этот образ усиливает общее философское звучание повести, где материальные ценности уступают место духовным поискам и стремлению к гармонии с собой и окружающим миром.

4. Проанализируйте сцену первой встречи Флягина с Грушей. Какие приёмы повествования раскрывают талант, душевное богатство обоих героев?
Анализ сцены первой встречи Ивана Флягина с Грушей в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»
Первая встреча Ивана Флягина с Грушей является одним из ключевых эпизодов повести, где раскрываются их характеры, душевное богатство и талант. Эта сцена наполнена глубоким эмоциональным содержанием, демонстрируя контраст между их внутренними мирами и судьбами. Лесков использует богатый арсенал художественных приёмов, чтобы передать уникальность этой встречи и подчеркнуть значимость их духовного общения.
В описании Груши автор акцентирует внимание на её внешней и внутренней красоте. Она представлена как талантливая певица, обладающая исключительным даром, который не только поражает Ивана, но и вызывает у него глубокое уважение. Музыка Груши становится ключом к её душе, а её пение проникает в самое сердце героя, пробуждая в нём искренние чувства. Лесков использует эпитеты и метафоры, чтобы подчеркнуть ангельскую чистоту и искренность Груши. Например, её голос сравнивается с пением птицы, что создаёт образ неземной красоты.
Иван в этой сцене раскрывается как человек, способный тонко чувствовать искусство и красоту. Его восхищение Грушей – это не только реакция на её внешность, но и признание её духовного богатства. Через диалоги и внутренние монологи героя Лесков показывает, как в нём пробуждаются забытые идеалы и стремление к чему-то большему. Флягин, несмотря на свою суровость и простоту, оказывается способным глубоко воспринимать высокое искусство, что делает его образ многогранным и душевно богатым.
Особое место в сцене занимают приёмы контраста и антитезы. Иван, человек грубоватый и простой, сталкивается с миром искусства и гармонии, который олицетворяет Груша. Этот контраст подчёркивает, как встреча с ней меняет его внутренний мир. Лесков также использует приём лирической отступления, чтобы передать мысли и чувства героев, раскрывая их внутренние переживания.
Важную роль в сцене играет атмосфера, созданная с помощью описания природы и окружения. Лесков умело использует детали, чтобы подчеркнуть эмоциональную насыщенность момента. Например, упоминание тихого вечера и света звёзд создаёт ощущение уюта и гармонии, которое усиливает впечатление от их встречи.
Таким образом, первая встреча Ивана Флягина с Грушей раскрывает их как духовно богатых и талантливых личностей. Через использование художественных приёмов, таких как контраст, метафоры, эпитеты и лирические отступления, Лесков передаёт красоту их душ и значимость этого события для дальнейшего развития сюжета. Эта сцена становится символом взаимопонимания и духовной связи между героями, подчеркивая главную идею произведения о поиске смысла жизни и гармонии.

5. В чём смысл сопоставления Флягина и его барина в истории любви князя к цыганке?
В повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» сопоставление Ивана Флягина и его барина, князя, в истории любви последнего к цыганке Груше, служит для раскрытия контраста между двумя социальными слоями и их отношением к чувствам и морали. Князь, представитель высшего общества, увлекается Грушей, но его любовь поверхностна и эгоистична. Он видит в ней лишь объект желания и развлечения, не задумываясь о её чувствах и судьбе. Когда его интерес угасает, князь легко оставляет Грушу ради более выгодной партии, демонстрируя свою безответственность и легкомыслие.
В противоположность ему, Иван Флягин, человек из народа, проявляет глубокое понимание и сострадание к Груше. Он видит в ней не только внешнюю красоту, но и внутреннюю боль, страдания, вызванные предательством князя. Иван искренне сопереживает ей и готов помочь, даже ценой собственного греха. Когда Груша просит его избавить её от мучений, он, осознавая тяжесть поступка, соглашается, принимая на себя ответственность за её судьбу.
Таким образом, через сопоставление Флягина и его барина Лесков подчёркивает разницу между поверхностным, эгоистичным отношением к любви и глубоким, жертвенным чувством. Это противопоставление также отражает социальные контрасты того времени, показывая, что истинная человечность и моральная стойкость часто присущи именно простым людям, а не представителям высшего общества.

6. Какие испытания приводят Флягина к идее служения людям, искупления грехов? Как он осуществляет своё намерение?
Иван Флягин в повести Н.С. Лескова проходит через множество жизненных испытаний, которые формируют его духовный путь и приводят к осознанию необходимости служения людям и искупления грехов. Первое из таких испытаний связано с его бурной и стихийной натурой, из-за которой он часто попадал в опасные и драматические ситуации. Смерть лошади, которую он полюбил, и многочисленные приключения становятся для Ивана поводом задуматься о смысле жизни.
Одним из ключевых моментов становится убийство цыганки Груши, которое Флягин совершает по её просьбе. Это событие становится для него тяжёлой душевной травмой, вынуждая осознать тяжесть греха и необходимость искупления. После этого он начинает искать пути к духовному очищению, что проявляется в его стремлении помочь окружающим. Иван осознаёт, что его сила и опыт могут быть полезны людям, и решает посвятить свою жизнь служению.
Флягин осуществляет своё намерение через постоянные добрые дела и жертвенность. Он становится монастырским послушником, готовым отказаться от мирских привязанностей ради помощи ближним. Его способность заботиться о других и брать на себя чужую боль показывает, что он находит истинный путь к искуплению. Испытания Ивана связаны не только с внешними событиями, но и с внутренней борьбой, которая помогает ему обрести духовное равновесие и гармонию с миром.
Таким образом, через тяжёлые жизненные испытания и осознание своих ошибок Флягин приходит к идее служения людям. Это становится его способом загладить вину и обрести смысл жизни, а его действия, наполненные искренностью и самоотверженностью, становятся примером настоящей человечности.

7. Прочитайте вступительный и заключительный фрагменты хроники, обрамляющие историю Флягина. Как относятся к нему окружающие? Почему автор использует такую рамку в произведении?
В повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» используется рамочная композиция, где основной рассказ Ивана Флягина обрамляется вступлением и заключением, представляющими беседу случайных попутчиков на пароходе. Во вступительном фрагменте пассажиры обсуждают различные темы, включая случаи самоубийства, что подводит к размышлениям о человеческой судьбе и предназначении. В этот момент Иван Флягин начинает рассказывать свою историю, предлагая слушателям иной взгляд на жизненные испытания и веру.
Окружающие относятся к Флягину с интересом и уважением. Его рассказ привлекает внимание слушателей, и они внимательно внимают его словам. Флягин предстает перед ними как человек с богатым жизненным опытом, прошедший через множество испытаний и сохранивший веру и стойкость духа. Его история вызывает у слушателей размышления о смысле жизни, вере и предназначении человека.
Автор использует такую рамочную композицию, чтобы подчеркнуть универсальность и значимость рассказа Флягина. Беседа на пароходе создает контекст для восприятия его истории, позволяя читателю увидеть, как жизненный опыт одного человека может влиять на мировоззрение других. Кроме того, такая структура подчеркивает идею странничества и поиска смысла жизни, делая рассказ Флягина неотъемлемой частью общего повествования о человеческих судьбах и духовных исканиях.

Язык литературы. Стр. 261
По учебнику русского языка повторите признаки разговорного стиля речи и особенности устной речи. Покажите на примере одного из фрагментов хроники «Очарованный странник», как автор использует эти особенности для создания характерной сказовой манеры повествования, ориентированной на воспроизведение живой устной речи.
Разговорный стиль речи характеризуется следующими признаками:
• Неофициальность и непринуждённость: используется в повседневном общении, не требует строгого соблюдения языковых норм.
• Эмоциональность и экспрессивность: речь насыщена эмоционально окрашенными словами и выражениями, отражающими личное отношение говорящего.
• Неполные и эллиптические конструкции: часто встречаются неполные предложения, пропуски слов, которые легко восстанавливаются из контекста.
• Упрощённый синтаксис: преобладание простых предложений, использование разговорных конструкций.
• Использование просторечной и разговорной лексики: употребление слов и выражений, характерных для неформального общения.
• Сокращения и редукция звуков: слова могут сокращаться, звуки — опускаться или изменяться для удобства и скорости речи.
В устной речи дополнительно проявляются такие особенности, как:
• Интонационная выразительность: использование интонации для передачи эмоций и смысла.
• Жесты и мимика: дополнение речи невербальными средствами коммуникации.
• Спонтанность и неподготовленность: речь формируется в процессе общения без предварительного обдумывания.
В повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» автор мастерски использует элементы разговорного стиля и особенности устной речи для создания сказовой манеры повествования, стремясь воспроизвести живую устную речь. Это проявляется в речи главного героя, Ивана Флягина, который рассказывает о своей жизни простым, непринуждённым языком, насыщенным разговорными оборотами и интонациями.
Например, в одном из фрагментов Иван говорит:
«Ну, думаю, пропал я теперь совсем».
Здесь мы видим использование вводного слова «ну», характерного для разговорной речи, а также простую синтаксическую конструкцию, передающую непосредственность и спонтанность высказывания.
В другом эпизоде он вспоминает:
«А я, признаться, и не знал, что делать».
Здесь употребляется разговорный оборот «признаться», а также простое предложение, отражающее непринуждённость и естественность речи.
Лесков также использует неполные предложения и эллиптические конструкции, характерные для устной речи. Например:
«Смотрю — а он идёт».
В этом предложении пропущено подлежащее, что типично для разговорного стиля и придаёт повествованию динамичность и живость.
Таким образом, через использование элементов разговорного стиля и особенностей устной речи Лесков создаёт эффект живого рассказа, передавая индивидуальность и колорит речи своего героя, что усиливает ощущение подлинности и достоверности повествования.

Анализ эпизода. Стр. 261
Перечитайте фрагмент о жизни Флягина в татарском плену.
1. Каково место этого эпизода в жизненных скитаниях и душевном становлении героя?
Эпизод пребывания Ивана Флягина в татарском плену занимает значимое место в его жизненных скитаниях и духовном становлении. Проведя десять лет среди татар, он сталкивается с иным образом жизни, культурой и верованиями, что способствует его внутреннему росту и переосмыслению собственных ценностей.
Находясь в плену, Флягин выполняет обязанности лекаря, леча как людей, так и лошадей. Его умения и знания делают его полезным для татар, что обеспечивает ему определённый уровень уважения и доверия. Однако, несмотря на относительное благополучие, Иван испытывает глубокую тоску по родине и православной вере. Эта ностальгия подчёркивает его привязанность к родной земле и духовным корням.
В условиях плена Флягин проявляет находчивость и стойкость. Стремясь вернуть себе свободу, он разрабатывает план побега, демонстрируя решимость и смекалку. Этот опыт закаляет его характер, делая его более мудрым и осмотрительным.
Духовное становление Ивана в плену связано с его внутренними переживаниями и размышлениями о смысле жизни. Он начинает осознавать ценность свободы, веры и родины, что впоследствии влияет на его решение посвятить себя служению людям и искуплению грехов.
Таким образом, пребывание в татарском плену становится для Флягина важным этапом на пути его духовного роста, помогая ему осознать свои истинные ценности и предназначение.

2. Какие новые качества «очарованного странника» раскрываются на этих страницах?
Эпизод пребывания Ивана Флягина в татарском плену в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» раскрывает новые грани его характера и способствует его духовному развитию. В условиях плена Флягин проявляет стойкость и терпение, принимая свою судьбу и приспосабливаясь к новым обстоятельствам. Он становится лекарем, лечит людей и лошадей, что свидетельствует о его милосердии и стремлении помогать другим, даже находясь в неволе.
Тоска по родине и православной вере усиливает его духовные искания. Флягин начинает глубже осознавать значение веры в его жизни, что приводит к укреплению его религиозных убеждений. Он молится, вспоминает родные места и испытывает глубокую ностальгию, что подчеркивает его привязанность к родной земле и духовным корням.
Стремление к свободе и решимость проявляются в его попытке побега. Флягин разрабатывает план, использует найденные фейерверки, чтобы напугать татар, и, воспользовавшись суматохой, бежит. Это свидетельствует о его находчивости, смелости и непреклонном желании вернуть себе свободу.
Таким образом, пребывание в татарском плену обогащает внутренний мир Ивана Флягина, раскрывая его стойкость, милосердие, глубокую веру и стремление к свободе. Эти качества становятся фундаментом для его дальнейшего духовного пути и самопознания.

3. Сопоставьте этот фрагмент с былью Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Какие общие черты русского характера подмечают авторы? Что отличает странника Флягина от офицера Жилина?
В повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» и рассказе Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» центральными являются эпизоды пленения главных героев, Ивана Флягина и офицера Жилина соответственно. Оба произведения исследуют тему русского характера, проявляющегося в экстремальных условиях неволи.
Общие черты русского характера:
1. Стойкость и выносливость: Оба героя демонстрируют способность переносить тяготы плена. Флягин, находясь в татарском плену, выполняет обязанности лекаря, что позволяет ему сохранить относительную свободу действий. Жилин, в свою очередь, не падает духом и ищет способы улучшить своё положение.
2. Находчивость и смекалка: Оба героя проявляют изобретательность в попытках обрести свободу. Флягин разрабатывает план побега, используя фейерверки для создания паники среди татар, что позволяет ему сбежать. Жилин же выкапывает подкоп и планирует побег вместе с товарищем.
3. Стремление к свободе: Оба героя не смиряются со своим положением и предпринимают активные действия для освобождения, что подчёркивает их внутреннюю свободу и независимость.
Отличия между Флягиным и Жилиным:
1. Социальное происхождение и мировоззрение: Флягин — человек из народа, его мировоззрение сформировано народными представлениями и верованиями. Жилин — офицер, представитель дворянства, с соответствующим воспитанием и ценностями.
2. Отношение к пленителям: Флягин, находясь в плену, устанавливает определённые отношения с татарами, лечит их, что позволяет ему лучше понять их культуру и обычаи. Жилин же сохраняет дистанцию и воспринимает своих пленителей как врагов, хотя и находит общий язык с девочкой Диной, что помогает ему в быту.
3. Духовные искания: Флягин в процессе своих скитаний и испытаний приходит к глубоким духовным размышлениям, что приводит его к монашеству. Жилин же сосредоточен на практических аспектах выживания и возвращения к своим, без явных духовных исканий.
Таким образом, оба произведения, несмотря на схожие сюжеты, по-разному раскрывают тему русского характера. Лесков акцентирует внимание на духовных исканиях и внутреннем мире простого человека, тогда как Толстой подчёркивает практичность и стойкость офицера, сталкивающегося с испытаниями.

Темы сочинений. Стр. 262
1.
Образ человека из народа у Н. С. Лескова и Н. А. Некрасова: сходства и особенности
Тема человека из народа занимает центральное место в творчестве Н. С. Лескова и Н. А. Некрасова. Оба автора стремились показать духовную силу, внутреннюю стойкость и нравственное величие представителей простого люда. Несмотря на разницу в жанровых подходах и стилистике, их произведения объединяет гуманизм и внимание к деталям народной жизни.
Некрасов в своих стихотворениях и поэмах акцентирует внимание на страданиях крестьян, их тяжёлой доле. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» герои — простые мужики — ведут разговоры о счастье и справедливости. Они воплощают собой народный характер, где стойкость и терпение сочетаются с надеждой на лучшее будущее. Для Некрасова человек из народа — это не просто страдалец, но и герой, способный бороться за свою жизнь и права. В поэме «Железная дорога» ярко показана тяжесть крестьянского труда, но одновременно с этим автор подчёркивает величие народа, который созидает будущее страны.
Лесков в своих произведениях идёт другим путём. Его герои из народа часто предстают в форме сказовых персонажей, с характерным языком и богатой душой. Иван Флягин из «Очарованного странника» — яркий пример народного характера: открытый, искренний, способный на сострадание и подвиги. В отличие от Некрасова, Лесков уделяет больше внимания духовным исканиям героев, их внутреннему миру. Для Лескова важно показать не только трудовую жизнь народа, но и их моральное величие, связь с христианскими ценностями.
Общим для Некрасова и Лескова является то, что их герои — это воплощение терпимости, стойкости и духовной силы. Они умеют справляться с невзгодами, сохраняя в душе доброту и любовь к жизни. Однако подходы к изображению отличаются: Некрасов подчёркивает социальные противоречия и трагизм судьбы, а Лесков — богатство внутреннего мира и духовное преображение.
Таким образом, произведения Лескова и Некрасова создают многогранный образ русского народа. В их героях сочетаются простота и величие, сила и доброта, что делает их актуальными и в наше время. Эти образы напоминают о необходимости сохранять уважение к людям, которые своим трудом и духом созидают будущее.
2.
Активное служение людям – главное свойство праведников в произведениях Н. С. Лескова
Творчество Николая Семёновича Лескова насыщено образами праведников — людей, которые воплощают идеалы добродетели, самоотверженности и любви к ближнему. Активное служение людям является ключевым свойством этих героев, что подчёркивает важность нравственных принципов в жизни каждого человека. На примере таких произведений, как «Очарованный странник» и «Соборяне», можно увидеть, как Лесков раскрывает идею служения и её влияние на духовное становление личности.
В повести «Очарованный странник» главный герой, Иван Флягин, проходит через множество жизненных испытаний. Его поступки продиктованы не только внутренней добротой, но и искренним желанием помогать другим. В одной из ключевых сцен, когда Иван находится в татарском плену, он спасает лошадей, рискуя своей жизнью. Этот эпизод показывает, что его активное служение распространяется не только на людей, но и на животных, что подчёркивает его всепроникающее чувство ответственности за мир вокруг. Однако служение Флягина не всегда понятно окружающим, а его странствия выглядят как бесцельные. Тем не менее, именно через них он находит смысл жизни, преодолевает грехи и стремится к духовной гармонии.
Другим важным примером является хроника «Соборяне», где Лесков изображает протоиерея Савелия Туберозова и диакона Ахиллу Десницына. Эти герои воплощают разные грани служения. Савелий — это человек, который служит Богу и людям через свои проповеди, действия и готовность бороться за правду. Его поступки направлены на укрепление веры, духовное наставничество и заботу о людях. Диакон Ахилла, напротив, действует импульсивно, но искренне. Его поступки, хотя порой кажутся необдуманными, продиктованы неравнодушием к чужим страданиям и стремлением защитить слабых. В их образах Лесков показывает, как разные подходы к служению объединяются в одном — в любви к людям и заботе о ближнем.
Важно отметить, что в произведениях Лескова служение людям не ограничивается религиозным контекстом. Его праведники действуют в духе христианских заповедей, но их поступки понятны и близки каждому. Автор подчёркивает, что праведничество заключается не только в вере, но и в активных действиях, которые приносят пользу окружающим. Например, Савелий Туберозов не боится выступать против несправедливости, обличая тех, кто нарушает человеческие и божественные законы.
Таким образом, активное служение людям в произведениях Лескова — это не просто черта характера его героев, но и важный нравственный идеал, который писатель передаёт читателям. Через судьбы своих персонажей Лесков напоминает, что в мире всегда есть место добру, а истинное счастье приходит тогда, когда человек помогает другим.
3.
Артисты мнимые и настоящие в произведениях Н. С. Лескова
Тема мнимого и настоящего искусства занимает особое место в творчестве Николая Семёновича Лескова. Писатель часто обращается к вопросу подлинности таланта, искренности и смысла творчества. В его произведениях мы встречаем образы, которые отражают разные стороны искусства: от имитации и фальши до истинного артистизма, связанного с душевной глубиной и искренностью. На примере таких произведений, как «Очарованный странник» и «Тупейный художник», Лесков поднимает тему различий между мнимыми и настоящими артистами.
В повести «Очарованный странник» образ Ивана Флягина можно рассматривать как пример истинного артиста в широком смысле слова. Его талант проявляется не в актёрской игре или создании произведений искусства, а в способности выражать свою душевную силу и красоту через поступки. Иван — это человек, который живёт в гармонии с природой, чувствует мир тонко и эмоционально. Его взаимодействие с людьми и окружающей средой пронизано искренностью. Особенно ярко это проявляется в сцене, где Иван участвует в дрессировке диких лошадей, демонстрируя невероятное мастерство и понимание их природы. Это не только физический труд, но и акт творчества, в котором проявляется глубокая связь героя с окружающим миром.
В то же время в «Очарованном страннике» Лесков противопоставляет Ивану образы мнимых артистов, которые действуют ради славы, денег или признания. Например, князь, который влюбляется в цыганку, воспринимает её не как живую личность, а как экзотический образ, объект восхищения. Его чувства поверхностны, а действия — эгоистичны. В итоге он теряет и её, и самого себя, оставаясь пленником своих иллюзий.
В рассказе «Тупейный художник» Лесков снова противопоставляет подлинное искусство мнимому. Главный герой, крепостной актёр Артемий, обладает уникальным талантом к созданию причёсок, которые становятся настоящими произведениями искусства. Его работа — это акт самовыражения, в котором отражаются душевные переживания и стремление к красоте. Артемий живёт своим искусством, вкладывает в него душу, несмотря на тяжёлые жизненные обстоятельства. Однако рядом с ним существуют персонажи, для которых искусство — это лишь средство для достижения материальной выгоды или социального статуса.
Особое внимание Лесков уделяет внутреннему миру своих героев. Настоящий артист, по его мнению, — это человек, который живёт в согласии со своей душой, стремится к идеалу и искренне служит своему делу. Мнимый артист, напротив, заботится лишь о внешнем эффекте, забывая о глубинной сути творчества. В этом противопоставлении Лесков выражает свою веру в то, что подлинное искусство всегда связано с духовностью и нравственностью.
Таким образом, в произведениях Н. С. Лескова тема мнимых и настоящих артистов раскрывается через яркие образы и глубокие рассуждения о природе творчества. Писатель напоминает читателю о том, что искусство — это не только форма, но и содержание, не только внешняя красота, но и внутренний смысл. Настоящий артист — это тот, кто служит искусству искренне, без корысти, стремясь к правде и гармонии.

Темы рефератов. Стр. 262
1.
Содержательный смысл хроникальной манеры повествования в прозе Н. С. Лескова.
Связь с творчеством А. Н. Островского и Н. А. Некрасова
Творчество Николая Семёновича Лескова занимает уникальное место в русской литературе. Одной из ярчайших особенностей его прозы является хроникальная манера повествования, которая позволяет глубоко проникнуть в жизнь русского народа, раскрывая её детали и противоречия. В этом аспекте Лесков оказывается близок как Александру Николаевичу Островскому, так и Николаю Алексеевичу Некрасову, чьи произведения — пьесы и поэмы — также построены на принципах народного эпоса и хроники.
Хроникальная манера Лескова выражается прежде всего в структуре его произведений. Повести, такие как «Соборяне» или «Очарованный странник», представляют собой цепь событий, связанных общей темой, но при этом напоминающих мозаичное полотно. Лесков не стремится к линейному повествованию. Его тексты включают рассказы героев, их размышления, анекдоты, народные легенды и сказания. Такая композиция позволяет не только показать развитие сюжета, но и углубить характеристику героев, раскрывая их через множество граней.
Аналогичный подход характерен для творчества Александра Островского, драматурга, чьи пьесы, такие как «Гроза» или «Бесприданница», раскрывают внутренний мир героев через диалоги, насыщенные народной речью, через бытовые сцены, передающие особенности национального характера. Как и Лесков, Островский стремится показать жизнь народа во всей её сложности, отразить проблемы социальных слоёв, моральных устоев и человеческих страстей.
Некрасов, в свою очередь, в своей поэме-эпопее «Кому на Руси жить хорошо» использует принципы народного сказания и эпической хроники. Семеро странников, как и герои Лескова, становятся собирателями историй. Их путь — это символическое путешествие по России, где каждая встреча открывает новые черты народной жизни. Некрасов, как и Лесков, уделяет внимание деталям быта, особенностям речи и мировосприятия простого человека, создавая живую и подлинную картину жизни русского крестьянства.
Общим для всех трёх авторов является обращение к устной народной традиции. Лесков включает в свои произведения элементы сказа — разговорной речи, насыщенной диалектизмами, пословицами и оборотами, характерными для русского языка. Подобный подход делает его прозу необычайно выразительной и приближённой к народу. У Некрасова мы также видим использование песенных форм, что подчёркивает народность его поэзии. Островский в своих пьесах демонстрирует филигранное владение разговорной речью, делая персонажей живыми и убедительными.
Однако, несмотря на общие черты, Лесков выделяется своей религиозной философией, которая пронизывает многие его произведения. Например, в «Соборянах» он показывает православие как основу народной жизни, противопоставляя искреннюю веру лицемерному благочестию чиновников. Эта идея чужда Некрасову, чьё творчество сосредоточено на социальном протесте, и Островскому, чей интерес сосредоточен на драматических коллизиях человеческих отношений.
Таким образом, хроникальная манера повествования в прозе Лескова, как и в произведениях Островского и Некрасова, служит средством для глубокого изучения жизни народа. Каждый из авторов использует свои методы для создания масштабных картин русской действительности, передавая через них богатство национального характера. Лесков, с его религиозным уклоном и пристальным вниманием к нравственным аспектам, вносит в эту триаду своё уникальное звучание, делая его прозу неотъемлемой частью русской литературной традиции.
2.
Сопоставление произведений «Конец Чертопханова» И. С. Тургенева и «Очарованный странник» Н. С. Лескова: переработка тургеневских мотивов
Творчество Ивана Сергеевича Тургенева и Николая Семёновича Лескова представляет собой яркий пример двух подходов к изображению русского национального характера. Несмотря на различия в стилях и мировоззренческих позициях, оба автора обращались к теме русской души, исканий и внутренней борьбы своих героев. Рассказ Тургенева «Конец Чертопханова» и повесть Лескова «Очарованный странник» служат примером того, как один и тот же мотив — изображение странника и его судьбы — может быть воплощён с разных точек зрения.
Тургеневский Чертопханов: образ благородного одиночки
Рассказ «Конец Чертопханова» повествует о дворянине, который страдает от своего неподходящего для времени характера. Чертопханов — герой уходящей эпохи, человек, не нашедший своего места в новой реальности. Он благороден, порывист, готов к самопожертвованию, однако его принципы и страсти приводят к трагическим последствиям. Тургенев показывает героя в меланхолическом свете: он живёт воспоминаниями, его привязанность к людям приносит больше боли, чем радости. Финал рассказа — гибель Чертопханова — символизирует уход патриархального уклада жизни.
Тургенев использует изысканный язык и психологическую глубину, чтобы показать внутренние терзания героя. Он фокусируется на трагической несовместимости между личностью и обществом, подчёркивая изоляцию Чертопханова.
Лесковский Флягин: странник, преодолевающий границы
В отличие от Чертопханова, Иван Флягин из «Очарованного странника» — герой более динамичный. Он проходит через множество испытаний, сталкивается с различными сторонами человеческой природы и неоднократно меняет свою судьбу. Лесков показывает своего героя не как одиночку, а как представителя народа, чья сила заключается в его способности адаптироваться и сохранять внутренний стержень.
Флягин также трагичен, но его трагедия связана не с оторванностью от времени, а с поиском духовного смысла в жизни. Лесков придаёт своему герою черты эпического странника, который олицетворяет национальный характер. Использование сказовых элементов и народной речи придаёт повествованию особую живость и связь с фольклорной традицией.
Лесков и переработка тургеневских мотивов
Лесков сознательно обращается к тургеневской теме человека, стоящего на границе эпох. Однако он перерабатывает этот мотив, добавляя элементы народной мудрости, юмора и религиозного философствования. В «Очарованном страннике» автор выводит образ героя из рамок сословной трагедии, делая его более универсальным. Флягин — это не просто страдающий индивид, а символ народной души, воплощение русской смекалки, терпения и веры.
В отличие от Тургенева, Лесков акцентирует внимание на духовной эволюции героя. Если Чертопханов остаётся жертвой обстоятельств, то Флягин находит в испытаниях путь к искуплению и пониманию высшего смысла жизни. Этот акцент на религиозной философии — ключевая черта Лескова, которая отличает его от Тургенева.
Общие черты и различия
Оба героя, Чертопханов и Флягин, характеризуются страстностью натуры, независимостью и стремлением к свободе. Однако если у Тургенева герой замкнут на себе и своей трагедии, то у Лескова он открыт миру и другим людям. Чертопханов символизирует уходящую Россию, Флягин — её вечное обновление.
Таким образом, Лесков перерабатывает тургеневские мотивы, обогащая их народным колоритом и христианской философией. В его произведении тема странствия приобретает новый смысл, связывая личные испытания героя с национальной судьбой. Через такие образы, как Флягин, Лесков передаёт свою веру в силу русского духа, который способен преодолеть любые испытания.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением