Ответы на вопросы на стр.280 Часть 2 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)

Изображение Для индивидуальной работы. Стр. 2801. Прочитайте пьесу Б. Шоу «Пигмалион». На примере одной из сцен покажите, как проявляется в произведении мастерство Шоу-драматурга,...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Для индивидуальной работы. Стр. 280
1. Прочитайте пьесу Б. Шоу «Пигмалион». На примере одной из сцен покажите, как проявляется в произведении мастерство Шоу-драматурга, автора блистательных, остроумных диалогов.
В пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион» мастерство драматурга и его талант создавать остроумные диалоги ярко проявляются в сцене, где профессор Хиггинс впервые встречает Элизу Дулиттл на улице под проливным дождём. Эта сцена не только знакомит нас с главными героями, но и демонстрирует социальные контрасты и языковые барьеры, которые являются центральными темами пьесы.
Профессор Хиггинс, будучи экспертом по фонетике, мгновенно определяет происхождение Элизы по её акценту и манере речи. Он записывает её слова, что вызывает у девушки беспокойство и подозрения. Элиза, не понимая истинных намерений Хиггинса, опасается, что он может быть полицейским или шпионом. Диалог между ними наполнен недопониманием и комичными моментами, возникающими из-за различий в их социальном положении и уровне образования.
Шоу использует эту сцену, чтобы подчеркнуть, как язык и произношение могут служить барьером между людьми из разных слоёв общества. Остроумные реплики Хиггинса и наивные ответы Элизы создают комический эффект, одновременно раскрывая характеры персонажей. Хиггинс проявляет себя как высокомерный учёный, увлечённый своим делом, в то время как Элиза предстаёт простой девушкой, стремящейся улучшить свою жизнь.
Мастерство Шоу в создании диалогов заключается в его способности сочетать юмор с глубокими социальными наблюдениями. В непринуждённых беседах он затрагивает серьёзные темы, такие как социальное неравенство и предрассудки. Эта сцена служит отличным примером того, как Шоу использует диалог для развития сюжета и раскрытия тем пьесы.
Таким образом, в «Пигмалионе» Шоу демонстрирует своё мастерство драматурга, создавая сцены, которые одновременно развлекают и заставляют задуматься, используя остроумные диалоги для передачи глубоких социальных комментариев.

2. Проследите, как раскрывается в пьесе характер Элизы. Покажите, как внутренние изменения в сознании героини выражены через изменение её речи, манеры выражаться.
В пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион» характер Элизы Дулиттл претерпевает значительные изменения, которые ярко отражаются в её речи и манере выражаться. Изначально Элиза представлена как уличная цветочница из низших слоёв лондонского общества, говорящая на диалекте кокни. Её речь изобилует грамматическими ошибками, просторечными выражениями и неправильным произношением, что подчёркивает её социальное положение и отсутствие образования.
По мере обучения у профессора Хиггинса Элиза начинает осваивать нормы стандартного английского произношения (Received Pronunciation, RP) и правильную грамматику. Этот процесс не только меняет её внешнее восприятие окружающими, но и влияет на её самооценку и мировоззрение. Она начинает осознавать свою ценность и стремиться к лучшей жизни.
В четвёртом и пятом актах пьесы Элиза достигает высокого уровня языковой компетенции. Её речь становится безупречной, соответствующей стандартам высшего общества. Однако, несмотря на внешнее преображение, она сталкивается с внутренним конфликтом: её новая речь и манеры не соответствуют её прежнему окружению, но и в высшем обществе она чувствует себя чужой. Это подчёркивает сложность её трансформации и поиска собственного «я».
Таким образом, через изменение речи и манеры выражаться Шоу демонстрирует внутренние изменения в сознании Элизы, её личностный рост и сложности, связанные с переходом из одного социального слоя в другой. Пьеса подчёркивает, что внешних изменений недостаточно для полной интеграции в новое общество; необходимы также внутренние преобразования и принятие нового образа жизни.

3. Охарактеризуйте профессора Хиггинса. Как вы считаете, серьёзно или иронично звучит по отношению к нему определение «Пигмалион»?
Профессор Хиггинс в пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион» изображён как талантливый учёный-фонетист, искренне увлечённый своей работой. Его страсть к лингвистике, к изучению звуков и произношений делает его выдающимся специалистом, однако его личность неоднозначна. С одной стороны, он обладает выдающимися интеллектуальными способностями и уверенностью в своих силах, а с другой — его характер отличается грубостью, бесчувственностью и отсутствием социальной тактичности.
Хиггинс рассматривает Элизу как объект эксперимента, стремясь доказать, что язык и манеры могут кардинально изменить восприятие человека обществом. Он играет роль создателя, формирующего «новую личность» Элизы, что роднит его с мифологическим скульптором Пигмалионом. Однако, в отличие от Пигмалиона, Хиггинс не влюбляется в своё творение и сохраняет пренебрежительное отношение к Элизе, несмотря на её изменения. Это подчёркивает его неспособность видеть за экспериментом живого человека с эмоциями и потребностями.
Определение «Пигмалион» по отношению к Хиггинсу звучит скорее иронично. В мифе Пигмалион был вдохновлён красотой своей статуи и стремился оживить её, что контрастирует с сухим и циничным подходом Хиггинса. Для него важен лишь результат эксперимента, а не чувства и судьба Элизы. Ирония также проявляется в том, что Хиггинс, создавая «совершенную» леди, сам остаётся человеком, неспособным соответствовать высоким моральным стандартам.
Таким образом, Шоу использует это определение, чтобы подчеркнуть разницу между мифологическим идеалом и реальной личностью. Хиггинс, несмотря на свои интеллектуальные достижения, остаётся эмоционально незрелым, неспособным к глубокой эмпатии и уважению к другим.

4. Как вы представляете себе дальнейшую судьбу Элизы Дулитл? Аргументируйте свою позицию, оспорив или поддержав мнение автора пьесы.
В пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион» судьба Элизы Дулиттл остаётся открытой, что позволяет читателям и зрителям самостоятельно представить её дальнейшую жизнь. Автор намекает на возможный брак Элизы с Фредди Эйнсфорд-Хиллом, молодым человеком из высшего общества, очарованным её преображением. Однако, учитывая личностный рост и приобретённое Элизой чувство собственного достоинства, можно предположить, что её будущее будет более самостоятельным и независимым.
Элиза прошла путь от уличной цветочницы до леди, овладевшей правильной речью и манерами. Этот процесс изменил её не только внешне, но и внутренне: она осознала свою ценность и возможности. Общение с профессором Хиггинсом и полковником Пикерингом помогло ей развить уверенность в себе и стремление к самостоятельности.
Несмотря на симпатию к Фредди, Элиза понимает, что брак с ним может не удовлетворить её амбиции. Фредди, хоть и искренне влюблён, не обладает сильным характером и не способен обеспечить стабильное будущее. Элиза, обладая теперь знаниями и навыками, может стремиться к более независимой жизни, возможно, открыв собственное дело или продолжив образование.
Таким образом, хотя Шоу предлагает вариант брака с Фредди, более вероятно, что Элиза выберет путь самостоятельности, используя приобретённые навыки и уверенность в себе для построения собственной жизни. Это решение соответствует её новому мировоззрению и стремлению к независимости.

5. Подготовьте сообщение о некоторых интерпретациях пьесы Б. Шоу на театральной сцене и в кино.
Пьеса Бернарда Шоу «Пигмалион» с момента своего создания в 1913 году неоднократно интерпретировалась на театральной сцене и в кино, приобретая различные формы и прочтения. Ниже представлены некоторые из наиболее значимых постановок и экранизаций этого произведения.
Театральные постановки
Малый театр (1943)
В 1943 году в Малом театре Москвы состоялась премьера «Пигмалиона» в постановке Константина Зубова. Этот спектакль быстро стал классикой советского театра благодаря великолепной игре актёров и глубокому анализу пьесы Шоу. Постановка была ориентирована на реалистичное изображение противоречий между героями, что позволило зрителям увидеть трансформацию Элизы как социальный и личностный подвиг. Спектакль был настолько успешным, что оставался в репертуаре театра в течение нескольких десятилетий. В 1957 году на киностудии «Мосфильм» была создана его телевизионная версия, что позволило сохранить для потомков художественные решения этой постановки. Роли Хиггинса и Элизы исполнили выдающиеся актёры Михаил Царёв и Констанция Роек, сделавшие персонажей близкими и понятными советскому зрителю.
Театр «Современник»
На сцене театра «Современник» пьеса Бернарда Шоу получила новое прочтение в постановке Галины Волчек. Спектакль выделяется своей современностью, тонкой игрой актёров и сохранением оригинального текста Шоу. Волчек стремилась передать дух пьесы, обращаясь к зрителям с актуальными для нашего времени вопросами о роли образования, социальной мобильности и внутреннем достоинстве человека. Элиза в этой интерпретации стала символом перемен и силы характера, способной преодолеть любые трудности.
Театр имени Вл. Маяковского
Постановка Леонида Хейфеца в Театре имени Владимира Маяковского сосредоточена на социальных конфликтах пьесы. Режиссёр акцентировал внимание на трансформации не только Элизы, но и профессора Хиггинса, который в ходе пьесы сталкивается с собственными предрассудками. Хейфец сделал упор на динамике отношений между героями, создав спектакль, который производит глубокое впечатление благодаря своей эмоциональной насыщенности и социальной актуальности.
Кинематографические адаптации
«Пигмалион» (1938)
Эта экранизация, созданная в Великобритании, стала первой попыткой перенести пьесу Шоу на экран. Сценарий фильма был написан при участии самого Шоу, что позволило сохранить дух оригинала. Фильм был тепло принят критиками и зрителями, а также получил премию «Оскар» за лучший адаптированный сценарий. Главные роли исполнили Лесли Говард (Хиггинс) и Уэнди Хиллер (Элиза). Эта версия акцентировала внимание на остроумных диалогах и социальной сатире, что сделало её классикой британского кино.
«Моя прекрасная леди» (1964)
Экранизация бродвейского мюзикла, основанного на пьесе «Пигмалион», стала одной из самых успешных адаптаций. Режиссёр Джордж Кьюкор снял фильм, получивший восемь премий «Оскар», в том числе за лучший фильм. Одри Хепбёрн, сыгравшая Элизу, придала героине особую утончённость и внутреннюю силу, а Рекс Харрисон, сыгравший Хиггинса, представил своего персонажа с юмором и лёгкой иронией. Фильм подчёркивает музыкальность и драматизм истории, делая акцент на романтической линии.
Советская экранизация (1957)
Телевизионная версия спектакля Малого театра была создана Константином Зубовым. Главные роли исполнили Михаил Царёв и Констанция Роек. Эта адаптация сохранила атмосферу театрального спектакля, передавая зрителю его энергию и глубину. Советская версия особенно выделяется реалистичным изображением социальной проблематики пьесы, что было близко зрителям того времени.
Заключение
«Пигмалион» Бернарда Шоу остаётся произведением, которое вдохновляет режиссёров и актёров по всему миру. Его темы — социальное равенство, личностное развитие, роль образования — остаются актуальными, что делает каждую новую постановку или экранизацию уникальной и значимой для своей эпохи.

6. В Расскажите о творческой переработке сюжета пьесы Шоу в других видах искусства (например, оперетте Ф. Лоу «Моя прекрасная леди», балете В. Гаврилина «Галатея»). Как вы думаете, почему этот сюжет оказался таким востребованным в искусстве XX века?
Пьеса Бернарда Шоу «Пигмалион» вдохновила множество творческих интерпретаций в различных видах искусства, наиболее заметными из которых являются мюзикл «Моя прекрасная леди» и балет «Галатея».
Мюзикл «Моя прекрасная леди» (1956):
Американский композитор Фредерик Лоу и либреттист Алан Джей Лернер создали мюзикл «Моя прекрасная леди» по мотивам пьесы Шоу. Премьера состоялась в 1956 году на Бродвее и имела огромный успех. Мюзикл сохраняет основной сюжет оригинала, рассказывая историю превращения уличной цветочницы Элизы Дулиттл в леди под руководством профессора Хиггинса. Однако, в отличие от пьесы, мюзикл заканчивается более оптимистично, намекая на возможные романтические отношения между главными героями. Музыкальные номера, такие как «Я могла бы танцевать всю ночь» и «Дождь в Испании», стали классикой и до сих пор исполняются на сценах по всему миру.
Балет «Галатея» (1969):
Советский композитор Валерий Гаврилин в 1969 году создал балет «Галатея», вдохновлённый как античным мифом о Пигмалионе, так и пьесой Шоу. В этой интерпретации акцент делается на внутренней трансформации героини и её стремлении к свободе и самовыражению. Балет сочетает в себе элементы классического и современного танца, отражая сложность и многогранность процесса личностного роста. Музыка Гаврилина, насыщенная эмоциональными оттенками, подчёркивает драматизм и красоту этой истории.
Причины популярности сюжета в XX веке:
Сюжет «Пигмалиона» оказался востребованным в искусстве XX века по нескольким причинам. Во-первых, тема трансформации и самосовершенствования была особенно актуальна в эпоху социальных перемен, когда многие стремились изменить своё положение и преодолеть классовые барьеры. Во-вторых, история Элизы Дулиттл затрагивает вопросы идентичности и самоопределения, что перекликалось с настроениями людей, ищущих своё место в быстро меняющемся мире. Наконец, конфликт между внешними изменениями и внутренней сущностью человека, представленный в пьесе, отражал философские и психологические поиски того времени.
Таким образом, универсальность и глубина сюжета «Пигмалиона» позволили ему стать основой для множества интерпретаций в различных видах искусства, каждая из которых привносила новые оттенки и смыслы в эту вечную историю.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением