Ответы на вопросы на стр.29 Часть 2 ГДЗ Лебедев 10 класс Базовый уровень (Литература)







Рассмотрим вариант решения задания из учебника Лебедев 10 класс, Просвещение:
Вопросы для самопроверки. Стр. 29
1. В чём необычность задуманного Салтыковым-Щедриным романа из современной жизни?
Необычность задуманного Салтыковым-Щедриным романа «Господа Головлёвы» заключается в том, что он представляет собой новый тип общественного романа, отличающийся от традиционной русской литературы XIX века. В отличие от любовного романа, который к тому времени утратил актуальность, Салтыков-Щедрин стремился показать глубокие социальные противоречия, возникающие в борьбе за существование. Он считал, что ключевые конфликты его времени проявляются не в сфере чувств и романтических переживаний, а в борьбе за материальное благополучие, за удовлетворение эгоистичных амбиций, что приводит к духовному и нравственному разложению общества.
Основное новаторство романа заключается в том, что в центре повествования оказывается не герой-преобразователь, не сильная личность, а паразитирующая, разлагающаяся дворянская семья, не способная ни к духовному развитию, ни к созидательной деятельности. Салтыков-Щедрин показывает не столько индивидуальные трагедии, сколько закономерный процесс исторического угасания целого сословия. Если в ранних произведениях русской литературы герои переживают личные драмы, стремятся к поиску смысла жизни или воплощают высокие идеалы, то в «Господах Головлёвых» автор показывает мир, в котором всё движется к деградации: любовь заменена расчётом, религия – лицемерием, а семейные связи – холодным расчётом и циничным выживанием.
Необычность романа также заключается в его мрачной, почти готической атмосфере, которая создаёт ощущение безысходности. В нём нет привычного для русской литературы оптимизма и надежды на нравственное возрождение героев. Судьба семьи Головлёвых предопределена, и автор не оставляет иллюзий относительно их будущего. Каждый персонаж, независимо от своих поступков, оказывается жертвой системы, в которой доминируют корысть, ложь и духовная пустота.
Роман можно назвать первым произведением русского натурализма, так как он подробно и беспристрастно показывает процесс медленного морального разложения личности. В этом смысле он близок к произведениям западноевропейских реалистов, но при этом сохраняет национальный колорит, подчеркивая особенности русского характера и русской истории. Таким образом, «Господа Головлёвы» стали не просто сатирическим обличением старого дворянского уклада, а мощным предостережением о возможных последствиях общественного застоя и духовного кризиса.
2. Кто становится главным героем романа? Как автор прослеживает житейский и нравственный путь героя? Какие вопросы ставит перед читателями?
Главным героем романа «Господа Головлёвы» становится Порфирий Владимирович Головлёв, получивший прозвище Иудушка. Он является центральной фигурой повествования, на его примере Салтыков-Щедрин показывает процесс нравственного вырождения личности и гибели целого семейного рода. В отличие от героев традиционного реалистического романа XIX века, которые проходят путь становления, ищут смысл жизни и совершают нравственный выбор, Иудушка Головлёв — это персонаж статичный, неизменный в своём лицемерии, трусливой жестокости и абсолютной духовной пустоте.
Салтыков-Щедрин прослеживает житейский и нравственный путь Порфирия Головлёва с детства до трагического конца, показывая, как его сущность раскрывается постепенно, с годами приобретая всё более угрожающий размах. С юности он был человеком расчётливым, трусливым, но при этом мастерски владел искусством словесного обмана. Его оружием становится пустословие, прикрытое ханжеской набожностью, он умеет говорить правильные слова, но за этими речами скрывается жестокий эгоизм, абсолютное равнодушие к окружающим и холодный расчёт. Он не совершает открытых злодеяний, не убивает, не насилует, но его поведение становится причиной множества трагедий, так как он методично разоряет, обманывает и доводит до отчаяния своих близких.
На протяжении романа автор показывает постепенное углубление духовного кризиса Иудушки. Он выдавливает мать из семейного гнезда, доводит до гибели своих родственников, разрушает семью брата, но при этом продолжает считать себя человеком праведным. Его постоянные ссылки на Бога, Евангелие, христианские ценности лишь подчёркивают чудовищную степень его лицемерия, ведь религиозность у него не является искренней верой, а лишь удобным инструментом манипуляции. Его речи полны высокопарных рассуждений о любви, милосердии и семейных обязанностях, но на деле он действует исключительно в угоду своим корыстным интересам.
Вопрос, который ставит перед читателями Салтыков-Щедрин, заключается в том, что делает человека по-настоящему порочным? Иудушка — не явный злодей, не жестокий убийца, но его действия приводят к страшным последствиям. Он живёт не для того, чтобы что-то создавать, а лишь для того, чтобы паразитировать, изводить других своим пустословием и доводить их до гибели. Автор показывает, как человек, лишённый подлинных чувств, сострадания и совести, становится убийцей без единого удара, палачом без крови, разрушителем без явных злодейств.
Роман поднимает ещё один важный философский вопрос: как пустота и безразличие могут привести к разрушению личности? В финале произведения Иудушка остаётся один, его душевная пустота достигает предела, и он погружается в отчаяние. Автор подчёркивает, что духовное разложение — это процесс, который неизбежно приводит к гибели, даже если оно маскируется под внешнее благочестие. Судьба Иудушки Головлёва становится мрачным символом кризиса русской дворянской культуры, которая к тому моменту уже утратила свою жизнеспособность.
Таким образом, Салтыков-Щедрин создаёт один из самых жутких образов в русской литературе, показывая, как бездушие, корысть и лицемерие способны не только уничтожить личность, но и привести к гибели целое поколение. Вопрос о том, можно ли вырваться из этого замкнутого круга духовного вырождения, остаётся открытым, но читатель неизбежно задумывается над тем, насколько опасно существование таких «незаметных убийц», которые убивают не оружием, а пустыми словами, моральным истощением и равнодушием.
3. Какую роль играет в «Господах Головлёвых» евангельский контекст?
В романе «Господа Головлёвы» евангельский контекст играет ключевую роль, создавая глубокий смысловой пласт, через который Салтыков-Щедрин обличает лицемерие, духовное разложение и моральное опустошение главного героя. Автор использует библейские мотивы и христианскую символику, чтобы показать, как религиозные принципы, изначально несущие свет и истину, превращаются в инструмент самообмана, лжи и манипуляции, если теряют подлинную духовную основу.
Центральная религиозная аллюзия в романе – это прозвище главного героя, Порфирия Головлёва, – Иудушка, которое напрямую отсылает к Иуде Искариоту, предавшему Христа за тридцать сребреников. В этом сравнении заключается главная идея романа: Иудушка не просто злодей, а человек, чья сущность основана на предательстве – предательстве семьи, близких, религии и даже самого себя. Однако, в отличие от евангельского Иуды, который осознал свою вину и покончил с собой, Иудушка Головлёв не испытывает угрызений совести. Он обманывает других словами, лицемерной набожностью, используя религиозную риторику как средство сокрытия своей бездушности и корысти.
Ещё одна важная евангельская параллель – это образ Слова, которое в библейской традиции символизирует истину, свет, начало жизни. В романе же слово приобретает противоположное значение – оно становится мертвым, пустым, бессмысленным. Иудушка бесконечно произносит «благочестивые» речи, но его слова не несут истины, а лишь скрывают цинизм, безразличие и духовное разложение. В его исполнении слово не приближает к Богу, а, напротив, становится инструментом зла, доводя людей до гибели.
Автор также использует библейские образы в финале романа, когда Иудушка, находясь в состоянии крайнего духовного истощения, слушает чтение «Двенадцати Евангелий» в церкви в ночь перед Пасхой. Этот момент становится ключевым в его жизни, так как впервые за долгое время он по-настоящему понимает смысл услышанных слов. Однако это понимание приходит слишком поздно: его совесть пробуждается только для того, чтобы осознать, что он навсегда погубил свою душу. В этот момент он не может найти выход – он уже обречён, так как прожил жизнь в постоянном предательстве, пустословии и моральном саморазрушении.
Таким образом, евангельский контекст в романе служит не только средством сатирического разоблачения, но и способом глубокого философского осмысления судьбы человека, потерявшего связь с духовными ценностями. Салтыков-Щедрин показывает, как ложное благочестие, ханжество и духовное опустошение становятся страшнее открытого зла, потому что они убивают душу незаметно, превращая человека в живой труп. «Господа Головлёвы» – это не просто роман о вырождении дворянского рода, а мрачная религиозная притча о падении личности, о том, что происходит, когда человек заменяет искреннюю веру лицемерной оболочкой и превращает религию в средство самообмана и манипуляции.
Похожие решебники
Популярные решебники 10 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением