Ответы на вопросы на стр.291 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)





















Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Основные теоретические понятия
Конец «оттепели», критика «Нового мира», самиздат, тамиздат, «эстрадная» поэзия, «тихая» поэзия, «книжная» поэзия, авторская песня, деревенская проза, городская проза, андеграунд, драма (как литературный род), трагикомедия, композиция, сюжет, ремарка, персонаж, психологизм, интонация, метафора, символические образы.
1.
"Оттепель" — период в истории СССР, начавшийся после смерти Иосифа Сталина в 1953 году и продолжавшийся до середины 1960-х годов. Этот период характеризовался смягчением политического режима, ослаблением цензуры и некоторой либерализацией общественной жизни. В литературе и искусстве это выразилось в появлении новых тем, форм и стилей, ранее запрещенных или ограниченных. Однако к концу 1960-х годов начался постепенный возврат к более жесткой политике, известный как "заморозки". Это сопровождалось усилением цензуры, преследованием инакомыслящих и ограничением творческой свободы. Многие произведения, созданные в период "оттепели", были запрещены или подвергнуты критике. Таким образом, конец "оттепели" ознаменовал возвращение к более консервативной и контролируемой культурной политике в СССР.
2.
"Новый мир" — один из ведущих литературных журналов СССР, особенно влиятельный в период "оттепели". Под редакцией Александра Твардовского журнал публиковал произведения, отражающие острые социальные и политические темы, что вызывало неоднозначную реакцию. С одной стороны, "Новый мир" получил признание за смелость и новаторство, с другой — подвергался критике со стороны консервативных кругов. Критики обвиняли журнал в излишней либеральности, отклонении от партийной линии и пропаганде западных ценностей. Особенно острой критике подвергались публикации, затрагивающие темы сталинских репрессий и бюрократизма. В результате давление на редакцию усиливалось, что в конечном итоге привело к отставке Твардовского в 1970 году. Таким образом, критика "Нового мира" отражала напряжение между стремлением к свободе творчества и официальной идеологией.
3.
Самиздат — феномен неофициального распространения литературы и других материалов в СССР, минуя государственную цензуру. Термин происходит от русского "сам" (самостоятельно) и "издат" (издательство). Авторы и читатели самиздата самостоятельно перепечатывали и распространяли запрещенные или неугодные властям произведения. Это могли быть как художественные тексты, так и политические, философские или религиозные работы. Самиздат стал важным каналом для распространения диссидентской мысли и альтернативной информации. Несмотря на риск преследования, многие люди участвовали в создании и распространении самиздата. Этот феномен сыграл значительную роль в сохранении интеллектуальной свободы в условиях тоталитарного режима.
4.
Тамиздат — термин, обозначающий издание и распространение произведений советских авторов за пределами СССР. Название происходит от сочетания слов "там" (указывающего на заграницу) и "издательство". Многие произведения, запрещенные или не принятые к публикации в Советском Союзе, издавались за рубежом и затем нелегально ввозились обратно в страну. Это позволяло авторам донести свои идеи до читателей, минуя советскую цензуру. Тамиздат включал как художественную литературу, так и научные, философские и политические работы. Издания тамиздата часто перепечатывались в самиздате для более широкого распространения. Таким образом, тамиздат дополнял самиздат, расширяя возможности для свободного обмена идеями.
5.
"Эстрадная" поэзия — направление в поэзии, ориентированное на массового слушателя и предназначенное для исполнения на сцене. Такие произведения часто отличаются простотой языка, ритмичностью и мелодичностью, что делает их доступными и запоминающимися. Тематика "эстрадной" поэзии может быть разнообразной: от лирических и любовных мотивов до сатиры и юмора. В СССР "эстрадная" поэзия была популярна благодаря выступлениям поэтов на концертах, радио и телевидении. Многие поэты сотрудничали с композиторами, создавая песни, которые становились хитами. Таким образом, "эстрадная" поэзия занимала важное место в культурной жизни, соединяя литературу и музыку.
6.
"Тихая" поэзия — термин, используемый для описания лирики, отличающейся сдержанностью, интимностью и глубоким психологизмом. Такие произведения часто избегают громких деклараций и острых социальных тем, сосредотачиваясь на внутренних переживаниях и личных наблюдениях автора. Язык "тихой" поэзии обычно лаконичен и минималистичен, что придает ей особую выразительность. Это направление противопоставляется более экспрессивным и патетическим формам поэзии. "Тихая" поэзия ценится за свою искренность и способность передавать тонкие эмоциональные состояния. Она обращается к читателю на глубоко личном уровне, вызывая сопереживание и размышления.
7.
Термин "книжная поэзия" относится к стихотворным произведениям, которые изначально предназначены для публикации в печатных изданиях, таких как сборники, журналы или антологии. Такая поэзия часто характеризуется сложными метафорами, аллюзиями и другими литературными приемами, требующими внимательного чтения и анализа. Она может быть менее доступной для широкой аудитории из-за своей глубины и многослойности. В отличие от "эстрадной" поэзии, которая предназначена для публичного исполнения и часто опирается на устную традицию, "книжная" поэзия ориентирована на индивидуального читателя. Примером "книжной" поэзии могут служить произведения Анны Ахматовой или Осипа Мандельштама, чьи стихи насыщены символикой и требуют глубокого осмысления. Такая поэзия часто исследует внутренний мир человека, философские и экзистенциальные темы. Она играет важную роль в литературном процессе, способствуя развитию языка и культуры.
8.
Авторская песня — это жанр музыкального искусства, в котором исполнитель является одновременно автором текста и музыки. Этот жанр получил широкое распространение в СССР в середине XX века и стал популярным благодаря таким исполнителям, как Булат Окуджава, Владимир Высоцкий и Юрий Визбор. Авторская песня часто характеризуется лиричностью, искренностью и глубоким смысловым содержанием. Тематика таких песен разнообразна: от личных переживаний и философских размышлений до социальных и политических вопросов. Исполнение обычно сопровождается игрой на гитаре, что придает песням камерный и интимный характер. Авторская песня стала важной частью культурной жизни, выражая настроения и мысли целого поколения. Она оказала значительное влияние на развитие русской музыки и поэзии, оставаясь популярной и в наши дни.
9.
Деревенская проза — литературное направление, возникшее в советской литературе в 1960–1980-х годах, фокусирующееся на жизни сельской местности и крестьянства. Авторы этого направления, такие как Валентин Распутин, Василий Белов и Фёдор Абрамов, стремились показать подлинную жизнь деревни, её традиции, быт и проблемы. Деревенская проза часто противопоставлялась официальной идеологии, подчеркивая утрату традиционных ценностей и негативные последствия урбанизации и индустриализации. В произведениях этого направления поднимались темы сохранения национальной идентичности, духовности и связи человека с природой. Стиль деревенской прозы характеризуется вниманием к деталям, описаниям природы и внутреннего мира героев. Она сыграла важную роль в литературе, обратив внимание на проблемы, которые ранее игнорировались или замалчивались. Деревенская проза способствовала возрождению интереса к русской деревне и её культурному наследию.
10.
Городская проза — литературное направление, сосредоточенное на изображении жизни в городах, с акцентом на проблемы и особенности городской среды. Авторы городской прозы, такие как Юрий Трифонов, Василий Аксенов и Анатолий Рывкин, исследовали темы отчуждения, одиночества, морального выбора и адаптации человека в урбанистическом обществе. В их произведениях часто поднимались вопросы бюрократии, коррупции, социальных конфликтов и поиска смысла жизни в условиях городской суеты. Стиль городской прозы характеризуется динамичностью, реалистичностью и вниманием к деталям повседневной жизни. Она отражает сложность и многогранность городской жизни, показывая как её привлекательные, так и отталкивающие стороны. Городская проза стала важным явлением в литературе, предоставляя глубокий анализ современного общества и его проблем. Она помогает читателю лучше понять себя и окружающий мир через призму городской жизни.
11.
Андеграунд (от англ. "underground" — подполье) — термин, обозначающий совокупность культурных и художественных течений, противопоставляющих себя официальной культуре и существующих вне её рамок. В контексте советской литературы андеграунд включал в себя произведения, не признаваемые официальной идеологией и распространяемые нелегально. Авторы андеграунда, такие как Венедикт Ерофеев, Саша Соколов и другие, экспериментировали с формой и содержанием, часто обращаясь к запретным темам и использовали новаторские литературные приемы. Их произведения распространялись через самиздат и тамиздат, минуя официальные каналы публикации. Андеграундная литература часто характеризуется критическим отношением к существующему строю, ироничностью и стремлением к художественной свободе. Она сыграла значительную роль в развитии литературы, предлагая альтернативный взгляд на действительность и расширяя границы художественного выражения. Андеграунд оказал влияние на последующие поколения писателей и художников, вдохновляя их на поиск новых форм и смыслов.
12.
Драма — один из трёх основных родов литературы, наряду с эпосом и лирикой. Термин происходит от древнегреческого слова (драма), что означает "действие" или "деяние". Особенностью драмы является её предназначение для сценического воплощения: произведения этого рода пишутся в форме диалогов и монологов персонажей, сопровождаемых авторскими ремарками.
Драматические произведения делятся на жанры, такие как трагедия, комедия и собственно драма, каждая из которых имеет свои специфические черты и тематику. Исторически драма возникла в Древней Греции и была неотъемлемой частью религиозных обрядов, постепенно эволюционируя в самостоятельный вид искусства. В отличие от эпоса, где повествование ведётся от лица рассказчика, и лирики, выражающей субъективные переживания автора, драма представляет действия и речи персонажей непосредственно, без посредничества рассказчика. Это позволяет зрителю или читателю самостоятельно интерпретировать мотивы и поступки героев, а также глубже погружаться в конфликтную природу сюжета.
13.
Трагикомедия — это драматический жанр, сочетающий элементы трагедии и комедии. В таких произведениях серьёзные, порой трагические события переплетаются с комическими ситуациями или персонажами, создавая многослойный и контрастный сюжет. Термин "трагикомедия" впервые появился в эпоху Возрождения, когда драматурги стремились отойти от строгих канонов классической драмы и экспериментировали с формами и содержанием. Одним из ярких примеров трагикомедии является пьеса Уильяма Шекспира "Мера за меру", где серьёзные моральные дилеммы соседствуют с юмористическими эпизодами. Трагикомедия позволяет глубже исследовать человеческую природу, показывая, что в жизни часто переплетаются радость и горе, комическое и трагическое. Такой жанр отражает сложность и многогранность реальной жизни, где границы между смехом и слезами нередко размыты. В современной драматургии трагикомедия остаётся популярным жанром, позволяющим авторам обращаться к сложным темам через призму юмора и иронии.
14.
Композиция в литературе — это структура и организация элементов произведения, определяющая порядок и способ их представления. Она включает в себя расположение эпизодов, сцен, глав, а также соотношение между основными и второстепенными сюжетными линиями. Композиция помогает автору управлять вниманием читателя, создавая определённый ритм и динамику повествования. Существует множество приёмов композиции, таких как кольцевая структура, ретроспекция, инверсия и другие, которые позволяют разнообразить повествование и подчеркнуть ключевые моменты сюжета. Правильная композиция способствует усилению эмоционального воздействия произведения и помогает раскрыть его идею. Например, в романе Льва Толстого "Война и мир" сложная композиционная структура позволяет глубоко и многогранно показать жизнь российского общества в эпоху Наполеоновских войн. Таким образом, композиция является важным инструментом в арсенале писателя, определяющим восприятие и интерпретацию его произведения.
15.
Сюжет — это последовательность событий и действий, составляющих основу повествования в литературном произведении. Он включает в себя завязку, развитие действия, кульминацию и развязку, формируя логическую и причинно-следственную связь между эпизодами. Сюжет может быть линейным, когда события разворачиваются в хронологическом порядке, или нелинейным, с использованием флешбеков, параллельных линий и других приёмов. Интересный и хорошо продуманный сюжет удерживает внимание читателя, вызывая у него эмоциональный отклик и желание следить за развитием событий. Например, в романе Фёдора Достоевского "Преступление и наказание" сюжет строится вокруг внутренней борьбы главного героя после совершения преступления, что позволяет глубоко исследовать его психологию. Сюжет является каркасом произведения, на котором строится всё остальное: характеры персонажей, темы, идеи и конфликты. Без чёткого и продуманного сюжета литературное произведение может потерять свою цельность и воздействие на читателя.
16.
Ремарка (от французского "remarque" — замечание, примечание) — это авторское пояснение или указание в драматическом произведении, обычно заключенное в скобки или выделенное курсивом. Она предоставляет информацию о месте и времени действия, обстановке, внешнем виде персонажей, их жестах, мимике, интонации и других деталях, которые помогают читателю или постановщику лучше понять замысел автора. Ремарки не предназначены для произнесения на сцене; их цель — направлять режиссера и актеров в процессе постановки пьесы. Например, ремарка может указывать, что персонаж говорит с сарказмом или что в комнате царит полумрак. В произведениях Бернарда Шоу ремарки часто содержат подробные описания сцен и характеров, что помогает глубже понять контекст и настроение пьесы. Таким образом, ремарки играют ключевую роль в интерпретации драматического текста, обеспечивая дополнительную информацию, которая не выражена непосредственно в диалогах. Они способствуют более точному и полному воплощению авторского замысла на сцене.
17.
Персонаж (от французского "personnage" — личность, лицо) — это действующее лицо в художественном произведении, будь то литература, театр, кино или другие формы искусства. Персонажи могут быть как людьми, так и животными, мифическими существами или даже одушевленными предметами, наделенными автором определенными чертами и характеристиками. Они делятся на главных и второстепенных, в зависимости от их роли и значимости в сюжете. Создание убедительного и многогранного персонажа требует от автора глубокого понимания психологии, мотивации и поведения. Например, в романе Льва Толстого "Война и мир" представлено множество персонажей, каждый из которых обладает уникальными чертами и развивается по ходу повествования. Персонажи являются носителями идей и тем произведения, через их действия и взаимодействия раскрываются основные конфликты и замысел автора. Их образы могут быть реалистичными или символическими, статичными или динамичными, но в любом случае они играют центральную роль в восприятии и интерпретации художественного текста.
18.
Психологизм в литературе — это художественный метод, направленный на глубокое и детальное изображение внутреннего мира персонажей, их мыслей, чувств, переживаний и мотивов. Он позволяет читателю проникнуть во внутреннюю жизнь героев, понять их психологические состояния и изменения. Для достижения эффекта психологизма авторы используют различные приемы: внутренние монологи, поток сознания, подробные описания мимики и жестов, символику и другие средства. Например, в произведениях Федора Достоевского психологизм играет ключевую роль; автор подробно исследует душевные терзания своих героев, их моральные дилеммы и внутренние конфликты. Психологизм способствует созданию многогранных и правдоподобных персонажей, чьи действия и решения обоснованы их внутренними переживаниями. Он также позволяет глубже раскрыть темы и идеи произведения, показывая сложность человеческой натуры и мотивов поведения. Таким образом, психологизм обогащает литературное произведение, делая его более насыщенным и эмоционально воздействующим на читателя.
19.
Интонация — это совокупность просодических характеристик речи, таких как мелодика, ритм, темп, паузы, тембр и ударение, которые придают высказыванию определенную эмоциональную окраску и смысловые оттенки. В литературе интонация играет важную роль, особенно в поэзии и прозе, где она помогает передать настроение, эмоции и характеры персонажей. Например, вопросительная интонация может выражать сомнение или недоумение, восклицательная — радость или удивление, а нисходящая — завершенность или грусть. Авторы часто используют интонационные средства для создания определенного ритма и музыкальности текста, что усиливает его эмоциональное воздействие на читателя. В драматических произведениях интонация, указанная в ремарках или подразумеваемая в репликах, помогает актерам правильно интерпретировать и передавать чувства своих персонажей. Таким образом, интонация является важным инструментом в арсенале писателя, позволяющим обогатить текст и сделать его более выразительным и многогранным.
20.
Метафора (от греческого "перенос") — это троп, заключающийся в употреблении слова или выражения в переносном значении на основе сходства или аналогии между двумя объектами или явлениями. Она представляет собой скрытое сравнение, при котором одно явление описывается через призму другого, подчеркивая их общие черты. Например, выражение "золотые руки" относится к человеку с выдающимися навыками, сравнивая его умения с ценностью золота. Метафоры обогащают язык, делая его более образным и выразительным, позволяя передать сложные идеи и эмоции в сжатой и наглядной форме. В литературе метафоры используются для создания ярких и запоминающихся образов, усиливая эмоциональное воздействие и раскрывая скрытые смыслы. Поэты и писатели часто прибегают к метафорам, чтобы придать своим произведениям глубину и многозначность. Например, в стихотворении Сергея Есенина "Гой ты, Русь, моя родная" Россия описывается как "изба на курьих ножках", что подчеркивает её загадочность и уникальность. Таким образом, метафора является мощным инструментом в арсенале автора, позволяя ему создавать многослойные и насыщенные образы.
21.
Символический образ — это художественный образ, который выходит за пределы своего непосредственного значения и приобретает дополнительный, более глубокий смысл. Символы часто используются в литературе, искусстве и религии для передачи сложных идей, эмоций или концепций через конкретные образы или предметы. Например, в христианской традиции крест является символом веры и спасения. Символические образы могут быть многозначными и интерпретироваться по-разному в зависимости от контекста и культурных ассоциаций. В литературе символы помогают углубить смысл произведения, добавляя дополнительные уровни интерпретации. Например, в романе Германа Мелвилла "Моби Дик" белый кит символизирует не только конкретное животное, но и недостижимую цель, одержимость и даже божественную силу. Использование символических образов позволяет авторам передавать сложные идеи и темы, не прибегая к прямому описанию, что делает произведения более глубокими и многослойными.
Вопросы и задания
1. Почему в творчестве В. Астафьева и В. Распутина сквозной становится тема человеческой памяти? Как осмысливается эта тема каждым из писателей?
Тема человеческой памяти занимает центральное место в творчестве Виктора Астафьева и Валентина Распутина, поскольку она связана с сохранением нравственных основ, исторических традиций и духовных ценностей. Для обоих писателей память — это не только индивидуальная способность человека, но и коллективный опыт, определяющий судьбу народа и общества.
Виктор Астафьев осмысляет память через призму трагических событий, таких как Великая Отечественная война, и её последствий для личности и общества. В его произведениях (например, "Прокляты и убиты") память выступает как болезненное напоминание о человеческих страданиях, ошибках и утрате. Астафьев часто обращается к теме воспоминаний участников войны, чтобы показать, как она формирует характер и судьбу людей, при этом он делает акцент на боли утраты и несправедливости.
Валентин Распутин видит в памяти инструмент сохранения традиций и нравственных устоев, которые постепенно разрушаются под влиянием урбанизации и модернизации. В его произведениях ("Прощание с Матёрой", "Пожар") тема памяти связана с уходом традиционного деревенского уклада, который является хранителем национальной идентичности и духовных основ. Распутин изображает память как долг перед предками и как способ предотвратить культурное и нравственное забвение.
Таким образом, для Астафьева память — это переживание боли и трагизма, а для Распутина — способ сохранить духовное наследие и противостоять деградации общества. Оба писателя видят в памяти важный источник формирования нравственности и самосознания.
2. Что отличает военную прозу В. Астафьева от литературы о войне эпохи «оттепели»?
Военная проза Виктора Астафьева значительно отличается от литературы о войне, созданной в эпоху "оттепели", по ряду ключевых аспектов:
Фокус на трагическом и человеческом измерении войны. В то время как литература "оттепели" (например, произведения Константина Симонова или Юрия Бондарева) стремилась показать героизм и моральное становление личности в условиях войны, Астафьев акцентирует внимание на её жестокости, хаосе и бессмысленных жертвах. В его произведениях, таких как "Прокляты и убиты", война предстает как катастрофа, уничтожающая всё человеческое.
Отсутствие героизации. Война у Астафьева лишена романтического ореола. Он показывает её как время жестокости, страдания и утрат. В то время как литература "оттепели" часто подчёркивала подвиги солдат, у Астафьева на первый план выходят трагедии простых людей, разрушение их судеб.
Психологическая глубина. Астафьев уделяет большое внимание внутреннему миру героев, их эмоциям и переживаниям. Он исследует, как война изменяет их характер, заставляет терять веру в идеалы. Литература "оттепели" нередко ограничивалась внешними событиями, в то время как Астафьев сосредотачивается на личной трагедии каждого участника.
Критика системы. В произведениях Астафьева чувствуется открытая критика советской военной машины, её безжалостности и бюрократизма, что было редкостью для литературы "оттепели". Его герои часто сталкиваются с несправедливостью и абсурдом, который усугубляет ужасы войны.
Моральный подтекст. Астафьев видит в войне не только историческое событие, но и нравственную катастрофу. Он исследует, как она уничтожает традиционные ценности и обесценивает человеческую жизнь.
В то время как литература "оттепели" стремилась восстановить историческую справедливость и показать войну с новой, более человечной стороны, Астафьев идёт дальше, изображая её как трагедию всей человеческой цивилизации.
3. Свои многоактные пьесы А. Вампилов называл трагикомедиями. Пользуясь словарями, разъясните значение этою термина. Па примере одной из пьес драматурга покажите, как это жанровое определение подтверждается художественными особенностям и произведення.
Термин "трагикомедия"
Трагикомедия — это драматический жанр, сочетающий элементы трагедии и комедии. Он появился в европейской литературе в эпоху Возрождения, когда авторы начали отходить от строгих жанровых рамок и смешивать противоположные элементы. Особенность трагикомедии заключается в том, что она изображает серьёзные, часто драматические ситуации через призму комического или ироничного. Это позволяет показать не только боль и страдания, но и светлые, иногда даже абсурдные стороны жизни. Трагикомедия обращается к сложным аспектам человеческого существования, подчеркивая контраст между трагизмом обстоятельств и комизмом человеческих реакций. В произведениях этого жанра часто отсутствует окончательная развязка: трагическое не перерастает в полное поражение, а комическое не завершает ситуацию радостным катарсисом. Таким образом, трагикомедия отражает сложность реальной жизни, где горе и радость идут рука об руку.
Пример: пьеса Александра Вампилова "Утиная охота"
Александр Вампилов называет свои пьесы трагикомедиями, поскольку они сочетают в себе глубокую драматическую основу и лёгкие, ироничные эпизоды. В "Утиной охоте" центральным персонажем является Виктор Зилов — человек, разочарованный в жизни и находящийся в состоянии внутреннего кризиса. Его история наполнена элементами трагедии: одиночество, утрата смысла жизни, конфликты с окружающими и собственным "я". Однако эти серьёзные темы переплетаются с комическими сценами, которые высвечивают абсурдность и несостоятельность Зилова как личности.
Например, эпизоды с друзьями и коллегами Зилова часто наполнены иронией и сатирой. Они демонстрируют не столько поддержку, сколько поверхностность и отсутствие истинного сочувствия, что одновременно смешно и грустно. Даже сам Зилов воспринимает свои проблемы с ноткой цинизма, что усиливает комический эффект. Тем не менее, смех в пьесе горький, он заставляет задуматься о более серьёзных вопросах — о смысле жизни, ответственности и ценности человеческих отношений.
Жанровое определение и художественные особенности произведения
"Утиная охота" подтверждает жанровую специфику трагикомедии через сочетание глубокого психологизма и юмора. Художественные особенности пьесы, такие как ироничные диалоги, многогранность персонажей и отсутствие традиционного "счастливого конца", делают её образцом трагикомедии. Автор не даёт окончательных ответов и не стремится к однозначным выводам, что позволяет зрителю самому интерпретировать происходящее. Трагикомический эффект достигается через контраст: в моменты, когда зритель ожидает серьёзного развития событий, автор предлагает лёгкие, иногда нелепые ситуации. Таким образом, пьеса "Утиная охота" идеально демонстрирует, как трагикомедия позволяет исследовать сложные темы через двойственную, многослойную художественную форму.
4. Расскажите, как в комедии «Прощание в июне» представлена тема забвения «отеческих гробов», неуважения к прошлому («Загородная прогулка»). Назовите произведения современной русской литературы, где развивается та же тема.
В пьесе Александра Вампилова "Прощание в июне" тема забвения "отеческих гробов" тесно связана с духовным кризисом и моральным разложением современного общества. Автор обращается к вопросу сохранения традиций, памяти о прошлом и ответственности перед поколениями, акцентируя внимание на утрате этих ценностей.
В основе сюжета пьесы лежит конфликт между желанием сохранить духовные основы и безразличным отношением к ним. Герои "Прощания в июне" демонстрируют пренебрежение к прошлому, что проявляется в их поступках и мировоззрении. Особенно это видно в сценах, связанных с темой старого кладбища, которое должны уничтожить ради строительства нового объекта. Символика "отеческих гробов" здесь воплощает историческую и культурную память, которую общество готово пожертвовать ради материальных выгод.
Главный герой пьесы, Кузьмин, находится в состоянии внутреннего конфликта. С одной стороны, он осознаёт важность сохранения наследия, с другой — его действия и взгляды отражают общую апатию и эгоизм современного общества. Забвение "отеческих гробов" становится не только символом утраты уважения к прошлому, но и признаком духовного опустошения.
Мотивы забвения традиций и разрушения памяти о прошлом переплетаются с критикой прагматизма и утилитарного подхода к жизни. Вампилов показывает, как материализм и безразличие угрожают духовным основам общества, разрушая связь между поколениями.
Тема забвения прошлого и пренебрежения к культурному наследию получила развитие в современной русской литературе. Несколько произведений, которые обращаются к этой проблематике:
Валентин Распутин "Прощание с Матёрой". В этом произведении деревня Матёра, которая символизирует традиционную русскую жизнь, уничтожается ради строительства гидроэлектростанции. Автор исследует трагедию утраты национального наследия и моральной связи с предками.
Виктор Астафьев "Царь-рыба". В повести поднимается тема утраты духовности и пренебрежения к природе, которая для героя является олицетворением памяти о прошлом и уважения к жизни.
Людмила Улицкая "Казус Кукоцкого". В романе поднимается вопрос о сохранении культурной и семейной памяти в условиях глобализации и разрушения традиционных ценностей.
Захар Прилепин "Обитель". Это произведение описывает, как исторические и культурные ценности теряются в результате идеологических конфликтов и пренебрежения к человеческой жизни.
Вывод
Вампилов в "Прощании в июне" и другие современные авторы акцентируют внимание на необходимости сохранить связь с прошлым, уважение к традициям и духовным основам. Эта тема остаётся актуальной в контексте культурных и социальных изменений, происходящих в обществе.
5. Как проявляются традиции Ф. Достоевскою в изображении Золотусва («Прощание в июне»)?
В пьесе Александра Вампилова "Прощание в июне" образ Золотуева несёт в себе яркие черты, которые перекликаются с традициями Фёдора Достоевского. Автор пьесы использует глубинный психологизм, характерный для произведений Достоевского, а также исследует нравственные дилеммы и внутренние противоречия, свойственные героям русского классика.
Глубокий внутренний конфликт. Золотуев, как и многие герои Достоевского, представлен человеком, переживающим серьёзный внутренний кризис. Его характер и поведение показывают столкновение нравственных идеалов с реальностью, что приводит к мучительным раздумьям и сомнениям. Этот конфликт лежит в основе его действий и решений, делая его образ многослойным и сложным для интерпретации.
Мотив поиска смысла жизни. Подобно героям Достоевского, Золотуев пытается найти своё место в жизни и разобраться в собственных чувствах. Его размышления о добре и зле, о долге перед обществом и личной ответственности напоминают экзистенциальные поиски Раскольникова из "Преступления и наказания" или князя Мышкина из "Идиота".
Противоречивость характера. Золотуев не укладывается в рамки однозначного положительного или отрицательного героя. Он может быть как искренним и принципиальным, так и слабым, поддающимся своим сомнениям. Такая двойственность делает его близким к традиции Достоевского, где герои всегда многогранны и не лишены человеческих слабостей.
Моральные испытания. Как и в произведениях Достоевского, в "Прощании в июне" показаны ситуации, в которых герой вынужден делать выбор между нравственным долгом и личными интересами. Золотуев переживает момент истины, когда его убеждения подвергаются проверке реальными обстоятельствами.
Социальный контекст. Достоевский всегда писал на фоне сложных социальных и духовных процессов в обществе. Аналогично, Золотуев оказывается вписанным в контекст морального и культурного кризиса своего времени, что усиливает драматизм его образа.
Использование внутреннего монолога. Хотя в пьесе внутренний монолог как таковой может быть неявным, размышления и реплики Золотуева передают его внутренний мир. Этот приём позволяет зрителю или читателю глубже понять его мотивы и переживания.
Близость к "маленькому человеку." Золотуев, как и герои Достоевского, не является "великим" или героическим персонажем. Напротив, он представляет собой обыкновенного человека, который сталкивается с огромными жизненными вопросами и моральными дилеммами, что делает его образ близким и понятным зрителю.
Таким образом, традиции Достоевского проявляются в изображении Золотуева через акцент на психологизме, конфликте между личным и общественным, а также через исследование нравственных вопросов. Вампилов продолжает традицию русского реализма, исследуя глубины человеческой души, и адаптирует её к проблемам и вызовам своего времени.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением