Ответы на вопросы на стр.292 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)











Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Творческие задания
1. Прочитайте повести «Царь-рыба-» В. Астафьева и «Старик и морс» Э. Хемингуэя. Что объединяет эти произведения и чем они различаются?
Общие черты повестей "Царь-рыба" Виктора Астафьева и "Старик и море" Эрнеста Хемингуэя
Тема взаимодействия человека и природы. Обе повести исследуют сложные отношения между человеком и природой. Главные герои (Бахтин у Астафьева и старик Сантьяго у Хемингуэя) вступают в своеобразное противоборство с природными силами, которое выходит за рамки простого конфликта и приобретает философское значение. Природа в этих произведениях представлена как мощная и непредсказуемая сила, вызывающая у героев уважение, страх и восхищение;
Философская глубина. Оба произведения поднимают вопросы смысла жизни, ответственности, человеческого достоинства и выбора. Для героев важно не только физическое достижение цели (поймать рыбу), но и осознание своего места в мире, своей роли в великом цикле жизни;
Символизм. И в "Царь-рыбе", и в "Старике и море" рыба является центральным символом. У Астафьева царь-рыба олицетворяет как богатство природы, так и её уязвимость перед жадностью человека, а также его духовные искания. У Хемингуэя рыба символизирует высшую цель, ради которой человек готов идти на крайние усилия, проверяя свои физические и духовные силы;
Испытание человека. Главные герои в обоих произведениях проходят через тяжёлое испытание, которое становится проверкой их внутренней силы и стойкости. Они борются не только с внешними обстоятельствами, но и с самими собой, со своими страхами, сомнениями и слабостями.
Различия между произведениями:
Контекст и мотивы. У Виктора Астафьева конфликт носит экологический и нравственный характер. В "Царь-рыбе" автор обращает внимание на жадность человека, его разрушительное отношение к природе, что приводит к трагическим последствиям. У Хемингуэя, напротив, центральной темой становится борьба человека с природой как неизбежная часть его существования. Сантьяго восхищается рыбой и уважает её как достойного противника, в то время как Бахтин у Астафьева своими действиями олицетворяет эгоизм и безразличие к природе;
Эмоциональная окраска. "Старик и море" — это история о преодолении и стойкости, насыщенная оптимизмом даже в моменты поражения. Сантьяго, несмотря на потери, сохраняет достоинство и веру в себя. "Царь-рыба", напротив, пронизана чувством вины и утраты, автор осуждает эгоистичный подход к природе, который приводит героя к духовной катастрофе;
Итог. В "Старике и море" главный герой, несмотря на то, что рыба съедена акулами, обретает моральную победу, доказав самому себе свою силу и стойкость. В "Царь-рыбе" Бахтин терпит не только физическое поражение, но и духовное: его действия приводят к гибели и показывают, что человек должен осознать свою ответственность перед природой.
Вывод
Обе повести объединяет глубокое философское осмысление человеческой жизни и её связей с природой. Однако Виктор Астафьев акцентирует внимание на нравственных аспектах и экологических последствиях человеческой деятельности, тогда как Эрнест Хемингуэй исследует борьбу и силу духа человека в столкновении с миром. Эти произведения учат уважению к природе, а также показывают, как разные культуры и литературные традиции могут трактовать одну тему с уникальной точкой зрения.
2. Обсудите экранизации произведений В. Распутина «Живи и помни» и «Прощание с Матёрой». Удалось ли режиссёрам фильмов Э. Климову и А. Прошкину передать художественный замысел писателя?
Экранизации произведений Валентина Распутина
"Живи и помни" и "Прощание с Матёрой"
Произведения Валентина Распутина, такие как "Живи и помни" и "Прощание с Матёрой", представляют собой яркие примеры деревенской прозы, поднимающей вопросы нравственности, памяти, связи с родной землёй и экологических последствий человеческой деятельности. Их экранизации режиссёрами Элемом Климовым ("Прощание") и Александром Прошкиным ("Живи и помни") стали значимыми событиями в истории кинематографа, поскольку они не только воспроизводят сюжет, но и пытаются передать глубокий художественный замысел автора.
"Живи и помни" (режиссёр А. Прошкин)
Александр Прошкин в своей экранизации сосредоточился на трагической истории Андрея Гуськова, дезертира, и его жены Настены. Центральная тема — вина и искупление — передана через глубокий психологизм образов и драматизм ситуации, в которой оказываются герои. Настена, как и в оригинале, становится олицетворением жертвенности, преданности и силы женской любви.
Режиссёр уделил особое внимание актёрской игре, что позволило передать сложные эмоции героев: страх, одиночество, отчаяние и надежду. Визуальный ряд фильма подчёркивает драматизм событий: зимние пейзажи, суровая природа Сибири служат фоном для раскрытия внутренних конфликтов персонажей.
Несмотря на успех в создании атмосферы и драматической напряжённости, некоторые зрители считают, что фильм сместил акценты с социальной и философской составляющей повести на личную трагедию героев. Это сделало историю более доступной и эмоционально сильной, но ограничило её многогранность, присущую тексту Распутина.
"Прощание с Матёрой" (режиссёр Э. Климов)
Элем Климов в фильме "Прощание" акцентировал внимание на драматической судьбе деревни Матёра, которая символизирует русскую традицию, культурное наследие и духовное начало. Режиссёр сумел передать эмоциональный накал, связанный с уничтожением острова ради строительства гидроэлектростанции. Матёра, как и в повести Распутина, становится символом утраты связи между поколениями и разрушения гармонии между человеком и природой.
Основной акцент сделан на визуальной передаче атмосферы: природа, образы жителей деревни, их простые, но глубоко человечные переживания подчёркивают трагизм происходящего. Через режиссёрские приёмы — длительные планы, внимание к деталям быта и природы — Климов передал не только сюжет, но и философский подтекст произведения.
В то же время некоторые критики отмечают, что фильму не удалось в полной мере передать всю многогранность духовного мира героев, которую Распутин раскрыл через внутренние монологи и диалоги. Однако визуальная мощь картины компенсирует этот недостаток, оставляя зрителю сильное эмоциональное впечатление.
Элем Климов и Александр Прошкин сумели передать основные идеи и эмоции, заложенные Валентином Распутиным, особенно в части изображения трагедии утраты и противоречий человеческой жизни. Их работы сохранили дух произведений и отразили философские размышления автора о роли человека в мире.
Однако кино, как визуальное искусство, неизбежно отличается от литературы. Некоторые аспекты внутреннего мира героев и сложных нравственных конфликтов, которые в прозе раскрываются через текст, в фильмах переданы через визуальные образы и актёрскую игру. Это делает экранизации более эмоционально насыщенными, но менее многослойными в сравнении с оригиналами.
Вывод: Несмотря на некоторые различия в акцентах, режиссёрам удалось сохранить главное — дух произведений Распутина, их гуманизм и глубокую связь с русской культурой и природой. Экранизации оставляют мощное впечатление, заставляя зрителей задуматься над вечными вопросами памяти, ответственности и духовности.
3. Посмотрите экранизацию пьесы А. Вампилова «Старший сын» (1975, реж. В. Мельников). Сопоставьте экранную версию с литературным первоисточником, выскажите своё суждение о фильме. Обратите внимание на то, что автор пьесы был одним из авторов сценария.
Экранизация пьесы "Старший сын" (1975, реж. В. Мельников)
Пьеса Александра Вампилова "Старший сын" является ярким примером трагикомедии, сочетающей бытовые конфликты, глубокие психологические мотивы и тонкий юмор. Экранизация этой пьесы, созданная режиссёром Виталием Мельниковым в 1975 году, считается одной из самых удачных интерпретаций произведений Вампилова. Важно отметить, что сам автор пьесы принимал участие в создании сценария, что позволило сохранить атмосферу и ключевые идеи оригинала.
Сравнение экранной версии с литературным первоисточником
Сюжет. Экранизация практически полностью сохраняет сюжет пьесы. История о том, как два молодых человека, Бусыгин и Сильва, оказываются в доме Сарафановых и обманом создают иллюзию родственных связей, передана точно. Основной конфликт, связанный с раскрытием обмана и развитием человеческих отношений, остался неизменным.
Образы героев. Фильм великолепно раскрывает характеры героев, сохраняя их многогранность. Бусыгин изображён как добросердечный, но неуверенный в себе молодой человек, чьё участие в обмане перерастает в искреннюю привязанность к семье Сарафановых. Сильва, напротив, остаётся более комическим персонажем, играющим роль катализатора событий. Сарафанов, как в пьесе, представлен добродушным, но немного наивным человеком, стремящимся сохранить семейные ценности.
Диалоги. Сценарий фильма во многом использует оригинальные реплики пьесы. Это позволяет сохранить характерный стиль Вампилова, его живой и остроумный язык.
Эмоциональная глубина. В фильме, как и в пьесе, юмор соседствует с серьёзными размышлениями о семейных ценностях, одиночестве и человеческой ответственности. Мельников успешно передал трагикомическую природу сюжета, где комические ситуации дополняются глубокими личными переживаниями героев.
Особенности экранизации:
Атмосфера. Режиссёр уделил большое внимание созданию теплой, почти камерной атмосферы. Визуальный ряд фильма — простой, но наполненный деталями быта, что усиливает ощущение близости к зрителю;
Актёрская игра. Выбор актёров оказался удачным. Евгений Леонов в роли Сарафанова добавил персонажу трогательной искренности и доброты. Николай Караченцов и Владимир Ивашов, исполнившие роли Бусыгина и Сильвы, отлично передали сложность их персонажей;
Финал. Как и в пьесе, финал остаётся открытым для интерпретации. Фильм оставляет зрителя с чувством надежды на лучшее, но при этом подчёркивает важность искренности и ответственности в человеческих отношениях.
Экранизация фильма "Старший сын" полностью соответствует замыслу Александра Вампилова. Благодаря участию автора в создании сценария, режиссёр Виталий Мельников смог сохранить тонкий баланс между комедией и драмой, который характерен для пьесы. Фильм передаёт ключевые темы произведения: ценность семейных отношений, человеческую доброту и необходимость ответственности за свои поступки.
Экранизация подчёркивает универсальность проблем, поднятых в пьесе, и делает их доступными для широкой аудитории. В то же время фильм сохраняет оригинальный стиль автора, что делает его одним из лучших примеров адаптации русской драматургии на экране.
Вывод
Фильм "Старший сын" является великолепной интерпретацией пьесы Александра Вампилова. Он успешно сохраняет сюжет и характеры, передавая философскую глубину и тонкий юмор произведения. Режиссёр Виталий Мельников в сотрудничестве с самим автором сумел создать произведение, которое вызывает искренний отклик у зрителей и остаётся актуальным до сих пор.
4. Опираясь на видеозаписи, проанализируйте характер постановок пьесы А. Вампилова «Утиная охота» в современном театре (Театр им. А. С. Пушкина, МХАТ им. А. П. Чехова, «Другой театр» и др.). Напишите рецензию на одну из постановок.
Пьеса Александра Вампилова «Утиная охота» продолжает вдохновлять современные театры на разнообразные интерпретации, каждая из которых предлагает уникальный взгляд на внутренний мир главного героя, Виктора Зилова, и его окружение. Рассмотрим характер постановок в нескольких известных театрах.
МХТ имени А.П. Чехова
В постановке МХТ имени А.П. Чехова режиссёр Александр Марин акцентирует внимание на внутреннем конфликте Зилова, его экзистенциальном кризисе и поиске смысла жизни. Спектакль отличается глубоким психологизмом и тщательной проработкой характеров. Сценография минималистична, что позволяет сосредоточиться на актёрской игре и диалогах. Константин Хабенский в роли Зилова передаёт всю сложность и противоречивость своего персонажа, делая его одновременно отталкивающим и вызывающим сочувствие.
Театр Et Cetera
Режиссёр Владимир Панков в театре Et Cetera представил «Утиную охоту» в формате саундрамы, сочетая драматическое действие с музыкальными элементами. Спектакль насыщен звуковыми эффектами и музыкальными вставками, что создаёт особую атмосферу и подчёркивает эмоциональное состояние героев. Антон Пахомов в роли Зилова демонстрирует широкий спектр эмоций, от апатии до отчаяния, отражая внутреннюю пустоту и потерянность персонажа.
Театр имени М.Н. Ермоловой
Постановка Евгения Марчелли в Театре имени М.Н. Ермоловой предлагает свежий взгляд на классическую пьесу. Иван Янковский в роли Зилова изображает молодого человека, полного энергии и жизненной силы, но запутавшегося в своих чувствах и отношениях. Режиссёр акцентирует внимание на иронии и современных параллелях, делая текст, написанный более полувека назад, актуальным для сегодняшнего зрителя.
Рецензия на постановку театра Et Cetera
Постановка «Утиная охота» в театре Et Cetera под руководством Владимира Панкова представляет собой смелый эксперимент, объединяющий драму и музыку в формате саундрамы. С первых минут спектакль погружает зрителя в мир звуков и ритмов, отражающих хаотичность и сумбурность внутреннего мира главного героя.
Сценография минималистична, но функциональна: сцена залита водой, символизируя болото, в котором увяз Зилов. Актёры перемещаются по сцене в резиновых сапогах, создавая характерный звук хлюпающей воды, что усиливает ощущение безысходности и застоя.
Антон Пахомов в роли Зилова впечатляет глубиной перевоплощения. Его герой — человек, потерявший ориентиры, разочарованный в жизни и окружающих. Пахомов мастерски передаёт внутреннюю борьбу Зилова, его стремление вырваться из замкнутого круга и найти смысл существования.
Музыкальное сопровождение, созданное самим Панковым, играет ключевую роль в постановке. Живое исполнение музыки на сцене, сочетание различных жанров и стилей подчёркивают эмоциональные состояния героев и динамику сюжета.
Однако такая экспериментальная форма может быть сложна для восприятия неподготовленного зрителя. Некоторые могут почувствовать перегруженность звуковыми и визуальными эффектами, что отвлекает от сути драматического конфликта.
В целом, «Утиная охота» в театре Et Cetera — это яркий пример современного прочтения классической пьесы, смелый и новаторский подход к материалу, который заставляет задуматься о вечных вопросах смысла жизни и человеческих отношений.
Таким образом, современные постановки «Утиной охоты» демонстрируют разнообразие режиссёрских подходов и интерпретаций, отражая актуальность темы и глубину произведения Александра Вампилова.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением