Ответы на вопросы на стр.292-293 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)

Изображение Примерные темы сочинении• Проблема сбережения души в « Царь-рыбе» В. Астафьева.На конкретных примерах необходимо показать, что писателя волновала нравственная...
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Дополнительное изображение
Загрузка...

Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Примерные темы сочинении
• Проблема сбережения души в « Царь-рыбе» В. Астафьева.
На конкретных примерах необходимо показать, что писателя волновала нравственная сторона проблемы взаимоотношений природы и человека: с одной стороны, по его словам, «притупление чувства ответственности перед ней», с другой — «неразумный человек, уродуя природу, и сам несет нравственный урон»: тем самым основное внимание следует сосредоточить на осмыслении представленного в «Царь-рыбе» явления «духовного браконьерства».
Повесть Виктора Астафьева «Царь-рыба» — одно из наиболее значимых произведений русской литературы второй половины XX века, поднимающее вопросы нравственности, ответственности перед природой и духовного состояния человека. Автор затрагивает проблему не только экологического, но и морального кризиса, показывая, как безответственное отношение к природе отражает внутреннее разрушение человеческой души. Центральной идеей произведения становится мысль о том, что природа и человек тесно связаны, а уничтожение одного неизбежно ведёт к деградации другого.
Природа в произведении Виктора Астафьева представлена не только как пространство, в котором разворачиваются события, но и как живое существо, обладающее своей волей и чувствами. Она одновременно щедра и беспощадна, готова дать человеку всё необходимое, но при этом строго наказывает за чрезмерность и жадность. Природа у Астафьева выступает как воплощение гармонии, нарушение которой приводит к серьёзным последствиям. Через описание сибирских лесов, рек и животных автор создаёт образ уникального мира, требующего бережного отношения. Этот мир — хрупкий баланс, который легко нарушить безответственными действиями.
Главным символом природы в произведении становится царь-рыба, которая объединяет в себе красоту, силу и мудрость природного мира. Она — не просто трофей для Бахтина, но и символ высшей справедливости, которую он нарушает, преследуя свои эгоистичные цели.
Конфликт между человеком и природой в повести олицетворяет более глубокую проблему — внутренний кризис человека. Главный герой, Бахтин, выступает как символ безответственного отношения к природе. Его стремление поймать царь-рыбу — это не просто желание добыть еду или доказать свою силу, но проявление жадности и эгоизма. Он не задумывается о последствиях своих действий, разрушая окружающий мир и не ощущая связи с ним.
Астафьев поднимает проблему того, что человек утратил чувство меры и ответственности. Бахтин охотится на царь-рыбу не из необходимости, а ради личного удовлетворения. В этом кроется главная трагедия героя — он воспринимает природу исключительно как ресурс, а не как часть своей жизни, требующую уважения.
Важнейшим понятием, которое вводит Астафьев в своей повести, становится «духовное браконьерство». Это выражение подразумевает не только физическое уничтожение природы, но и разрушение человеческой души. Бахтин, нарушая законы природы, в первую очередь разрушает самого себя. Его жадность и безразличие к последствиям своих действий символизируют моральное опустошение, которое становится результатом такого поведения.
Через образ Бахтина автор подчёркивает, что браконьерство — это не только экологическая проблема, но и нравственная. В стремлении к сиюминутной выгоде человек теряет способность видеть красоту мира, понимать его законы и свою ответственность перед ним. Духовное браконьерство разрушает не только природу, но и общество, делая его менее человечным.
Кульминация повести наступает в тот момент, когда Бахтин, поймав царь-рыбу, сталкивается с её мощью и неумолимостью. Борьба с рыбой становится для него не просто физическим испытанием, но и символом борьбы с самим собой. Этот эпизод — ключевой момент, в котором герой осознаёт всю глубину своей ошибки. Однако его осознание приходит слишком поздно. Природа наказывает Бахтина за его эгоизм и жадность, оставляя его один на один с опасностью.
Эпизод с царь-рыбой становится символом высшей справедливости: природа даёт человеку возможность измениться, но также показывает, что её законы нельзя нарушать безнаказанно. Эта сцена подчёркивает, что духовное возрождение возможно только через осознание своих ошибок и искупление вины.
«Царь-рыба» не теряет своей актуальности и сегодня. Виктор Астафьев предупреждает, что безответственное отношение к природе неизбежно приведёт к глобальной экологической и нравственной катастрофе. Он подчёркивает, что человек — часть природы, а не её хозяин. Любые попытки подчинить природу своим интересам ведут к разрушению и самой природы, и человека.
Для современного читателя повесть становится напоминанием о необходимости бережного отношения к окружающему миру. Астафьев учит видеть в природе не только источник ресурсов, но и источник красоты, мудрости и вдохновения. Это произведение — призыв к ответственности, осознанности и стремлению к гармонии с окружающим миром.
«Царь-рыба» Виктора Астафьева — это не только рассказ о человеке и природе, но и философское произведение, поднимающее вопросы нравственности, ответственности и духовного возрождения. Проблема «сбережения души», затронутая в повести, остаётся актуальной для каждого из нас. Астафьев напоминает, что только уважение к природе и осознание своей связи с ней могут спасти человечество от духовного браконьерства и утраты самого главного — души.
• «Старинные старухи» в произведениях В. Распутина.
Следует обратиться к сквозным гемам в прозе В. Распутина: памяти, родины, народа, с которыми неразрывно связаны их «духовные проводники», распутинские старухи и старики, сберегающие и передающие дню сегодняшнему основную «идею жизни»: ответственность всех живущих — на родной земле, со своим народом — за дарованное им место в общем родовом ряду, за непрерывность прошлого и настоящего в памяти народа: всё это необходимо продемонстрировать на материале таких произведений, как «Василий и Василиса», «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Женский разговор».
Образы старух занимают ключевое место в творчестве Валентина Распутина, представляя собой воплощение мудрости, нравственности и неразрывной связи с родной землёй. Эти персонажи выполняют роль «духовных проводников», которые сохраняют и передают традиции, культурные ценности и память о прошлом, объединяя поколения. В таких произведениях, как «Василий и Василиса», «Последний срок», «Прощание с Матёрой» и «Женский разговор», старухи становятся символами устойчивости перед лицом социальных и культурных перемен. Они олицетворяют основополагающую идею ответственности за родную землю, память предков и единство с народом.
В произведениях Распутина старухи предстают хранительницами памяти, связующей поколения. Для них прошлое — это не просто воспоминания, а живая часть настоящего, основа, на которой строится их мировоззрение и жизнь. Их роль заключается в том, чтобы сохранить и передать будущее наследие тем, кто приходит им на смену.
В «Прощании с Матёрой» центральным образом становится старуха Дарья, которая воплощает идею памяти и духовной устойчивости. Её жизнь тесно связана с деревней Матёра, которая является не только физическим пространством, но и символом всей русской земли, её истории и культуры. Для Дарьи Матёра — это место, где жили её предки, где хранятся их могилы и где сосредоточена вся её жизнь. Затопление деревни ради строительства гидроэлектростанции становится для неё символом утраты связи с прошлым. Дарья ощущает, что вместе с Матёрой исчезает нечто гораздо более важное, чем дома и улицы: уходит память о предках, уничтожается корневая система культуры и традиций. Она отчаянно пытается сохранить эту память, передать её будущим поколениям, но понимает, что современный мир не разделяет её взглядов.
В «Последнем сроке» старуха Анна воплощает ту же идею. Её жизнь посвящена заботе о семье, сохранению традиций и связей между поколениями. Однако её дети, увлечённые городской жизнью, не понимают её привязанности к дому и земле. Они воспринимают её ценности как устаревшие, отжившие своё. Этот конфликт между матерью и детьми подчёркивает разрыв между поколениями, утрату уважения к корням, что, по мнению Распутина, ведёт к духовной деградации.
В прозе Валентина Распутина старухи олицетворяют неразрывную связь человека с родной землёй. Для них земля — это не просто место жизни, но и часть их души, источник силы и нравственности. Они видят в родной земле не только природный ресурс, но и духовное пространство, которое требует бережного отношения.
В «Прощании с Матёрой» Дарья борется за сохранение своей деревни, понимая, что её уничтожение приведёт к утрате не только материальных ценностей, но и духовных ориентиров. Для неё Матёра — это священное место, где прошлое встречается с настоящим. Её протест против затопления деревни — это не просто страх перед переменами, а глубокое осознание того, что без этой земли исчезнет сама суть её жизни. Этот образ подчёркивает мысль о том, что утрата связи с родной землёй приводит к утрате человеческой идентичности.
В «Василии и Василисе» герои олицетворяют верность родной земле. Несмотря на трудности, они остаются преданными своей деревне, видя в ней не только место для жизни, но и источник духовной силы. Их быт наполнен простотой и мудростью, которые позволяют им сохранять нравственные устои в условиях, когда окружающий мир меняется.
Распутин с особой горечью изображает разрыв между поколениями, который становится одной из центральных тем его произведений. Старухи стремятся сохранить связь с прошлым, передать свой опыт и знания детям и внукам, но их усилия часто оказываются напрасными. Молодое поколение, поглощённое городским комфортом и материальными ценностями, утрачивает интерес к своим корням, к родной земле и традициям.
В «Последнем сроке» дети старухи Анны забывают о своей матери, о её привязанности к дому и земле. Они видят в этом пережиток прошлого, который не имеет значения в современном мире. Это вызывает у Анны не только чувство одиночества, но и глубокую боль за будущее своих детей, которые утратили связь с родным домом и культурой. Через этот конфликт Распутин показывает, как важно сохранять уважение к старшему поколению, к их мудрости и опыту.
Старухи в произведениях Распутина — это не только хранительницы материального наследия, но и духовной основы жизни. Их вера в бога, следование традиционным обрядам, забота о семье и ближних отражают высшие человеческие ценности. Эти женщины становятся центром духовной жизни своей семьи, примером стойкости и доброты.
В «Женском разговоре» старухи обсуждают, как сохранить семью, любовь и доброту в мире, где традиционные устои разрушаются. Их диалоги наполнены мудростью и философским пониманием жизни. Они стремятся найти ответы на вопросы, которые волнуют их семьи, сохранить нравственность и человечность, несмотря на трудности.
Образы старух в произведениях Валентина Распутина — это больше, чем просто персонажи. Они символизируют родную землю, память, традиции и нравственные устои, которые необходимы для сохранения человеческой сущности. Через их жизнь, переживания и борьбу за сохранение прошлого Распутин показывает важность связи с корнями, ответственности перед родной землёй и уважения к старшему поколению.
Эти образы напоминают, что утрата связи с прошлым ведёт к духовной деградации, что только сохранение традиций и уважение к памяти предков может обеспечить будущее. Старухи у Распутина — это символы стойкости, любви и мудрости, без которых невозможно сохранить человеческую душу. Их образы остаются актуальными и сегодня, напоминая о значении корней, памяти и духовной основы жизни.
• Журавль в небе или синица в руках? Шукшинское «раздумье» в книге «Сельские жители» (1963).
Тема предполагает осмысление проблематики первого сборника писателя, в котором он всерьёз заговорил о душе, открывающей, по его убеждению, человека в человеке. Па конкретных рассказах, таких, как «Игнаха приехал», «Актёр Фёдор Грай», «Стенька Разин» и др., покажите, что начинал Шукшин свой путь в литературе именно с разговора о душе, желания понять характеры своих современников, порой очень простодушных, но всегда пытливых, ищущих. Затем представьте шукшинского героя — человека с неистребимой внутренней потребностью понимания: для чего живешь?
Книга рассказов Василия Шукшина «Сельские жители» (1963) стала не только литературным дебютом автора, но и значимым явлением в русской литературе. В этом сборнике Шукшин обозначил те темы, которые будут красной нитью проходить через всё его творчество: размышления о душе, поиск смысла жизни, внутренний мир простых людей и вечный выбор между мечтой («журавлём в небе») и повседневной реальностью («синицей в руках»). Через рассказы, такие как «Игнаха приехал», «Актёр Фёдор Грай», «Стенька Разин» и другие, Шукшин формирует свой особенный литературный мир, населённый героями, которые, несмотря на внешнюю простоту, задаются глубокими экзистенциальными вопросами.
Василий Шукшин с первых шагов в литературе ставил перед собой задачу показать внутренний мир человека. Для него душа — это центр человеческого существования, основа, определяющая поступки, стремления и взгляды. Его герои — не философы и не высокообразованные люди, но каждый из них в той или иной степени задумывается о том, зачем он живёт, что движет им, какой смысл имеет его существование.
Шукшинские герои часто оказываются в конфликте с окружающей действительностью, которая не всегда даёт возможность выразить их внутренние порывы. Душа героев Шукшина — это вечный искатель, который ищет ответы на вопросы, волнующие каждого человека: что такое счастье? Зачем я живу? В чём моя цель? Именно это делает его героев близкими и понятными читателю.
Шукшин в своих рассказах исследует внутренний мир человека через повседневные ситуации, но делает это с философской глубиной. Рассмотрим несколько примеров из сборника «Сельские жители», которые иллюстрируют, как через образы героев автор раскрывает важные нравственные и духовные проблемы.
«Игнаха приехал»
Главный герой рассказа, Игнаха, возвращается в родные места после долгого отсутствия. Он приехал с деньгами, с желанием произвести впечатление на земляков, но вскоре понимает, что его успех не имеет значения без связи с родной землёй. Игнаха осознаёт, что истинное счастье — это не деньги и не внешние достижения, а связь с корнями, семьёй, родной деревней. Этот рассказ показывает, как человек может находить ответы на главные вопросы своей жизни через возвращение к простому и настоящему.
«Актёр Фёдор Грай»
Герой этого рассказа мечтает стать великим актёром, но сталкивается с суровой реальностью. Его мечты разбиваются о повседневные трудности, но Фёдор не теряет веры в то, что его стремление имеет смысл. Через его образ Шукшин показывает, как важно сохранять мечту, даже если она кажется недостижимой. Этот внутренний конфликт между мечтой и реальностью — один из ключевых мотивов шукшинского творчества.
«Стенька Разин»
В этом рассказе Шукшин обращается к исторической фигуре Степана Разина, чтобы провести параллели с современностью. Герой этого рассказа становится символом бунтарства, внутренней свободы и жажды чего-то большего. Он готов жертвовать ради своей идеи, ради того, чтобы оставаться верным самому себе. Шукшин использует этот образ, чтобы показать, как стремление к высоким идеалам может быть неразрывно связано с внутренними противоречиями и болью.
Метафора «журавля в небе» и «синицы в руках» проходит через весь сборник, отражая вечный выбор, перед которым стоят герои Шукшина. Этот выбор касается не только мечты и реальности, но и более глубоких вопросов: как сохранить душу, оставаться верным своим принципам и не потерять связь с корнями.
Герои Шукшина, несмотря на свою простоту, не могут смириться с обыденностью. Их притягивают высокие цели, идеалы, мечты, которые часто остаются недостижимыми. Но при этом они не готовы полностью отказаться от «журавля», потому что этот внутренний поиск и стремление делают их жизнь осмысленной. Даже если мечта недостижима, сам процесс её поиска наполняет их существование смыслом.
Шукшинские герои — это прежде всего искатели. Они могут ошибаться, сомневаться, переживать неудачи, но их стремление к поиску правды всегда подлинное. Эти люди задают себе вопросы, которые редко озвучиваются в повседневной жизни, но которые важны для каждого человека. Они ищут не только внешнее счастье, но и внутреннюю гармонию.
Они живут в мире, где внешние обстоятельства часто ставят перед ними ограничения, но их внутренний мир остаётся богатым и сложным. Этот контраст между внешней простотой и глубокой внутренней жизнью — одна из ключевых черт шукшинских героев.
Тема, которую поднимает Шукшин в «Сельских жителях», остаётся актуальной и сегодня. Его рассказы учат нас ценить простое, видеть глубину в повседневности, задаваться важными вопросами и искать ответы. Шукшин показывает, что счастье не в материальных благах, а в умении жить в гармонии с собой и своим внутренним миром. Его герои — это люди, которые не боятся задавать вопросы и искать на них ответы, даже если эти ответы кажутся недостижимыми.
Сборник «Сельские жители» Василия Шукшина — это не просто собрание рассказов о сельской жизни, но и философское размышление о человеке, его душе и предназначении. Шукшинские герои — это простые люди, которые в своей повседневной жизни сталкиваются с большими вопросами: что важнее — мечта или реальность? Как сохранить душу в сложном мире? Через их судьбы Шукшин передаёт свой взгляд на жизнь, который остаётся актуальным и сегодня. Его рассказы учат нас ценить простое, беречь своё внутреннее богатство и искать ответы на главные вопросы жизни.
• Моё отношение к драматургии Л. Вампилова.
Рекомендуется осмыслить и высказать собственное мнение о прочитанных пьесах Л. Вампилова, их постановках в театре и экранизациях. Попытайтесь ответить на вопросы: в чем заключается актуальность творчества Вампилова сегодня, какие возможности прочтения его пьес до сих пор остаются нереализованными?
Александр Вампилов — выдающийся драматург второй половины XX века, чьи произведения стали неотъемлемой частью русской культуры. Его пьесы, такие как «Старший сын», «Утиная охота», «Прощание в июне», пронизаны глубоким психологизмом, тонким юмором и отражают острые проблемы человеческого существования. Мне близка драматургия Вампилова за её универсальность, внимание к деталям и способность тонко передавать внутренний мир человека. Чтение его пьес и знакомство с их театральными постановками заставляют задуматься о смысле жизни, ответственности перед собой и обществом, о сложностях человеческих отношений.
Произведения Александра Вампилова сохраняют свою актуальность даже спустя десятилетия. Это связано с тем, что их темы универсальны, а конфликты, которые он раскрывает, остаются близкими людям в любое время.
Тема человеческого выбора. В пьесе «Старший сын» герой оказывается перед сложным моральным выбором, когда его обман, начавшийся как безобидная шутка, перерастает в серьёзное обязательство. Этот выбор заставляет зрителя задуматься о значении слова, об ответственности перед другими людьми, о том, как наши поступки влияют на судьбы окружающих. Эти вопросы особенно важны в современном мире, где моральные дилеммы становятся всё более сложными.
Кризис идентичности и утрата смысла. В «Утиной охоте» герой Зилов переживает глубокий личностный кризис. Его разочарование в жизни, неспособность найти себя в современном мире, утрата ценностей — это те проблемы, с которыми сталкиваются многие люди сегодня. Особенно остро они воспринимаются в условиях стремительного темпа жизни, давления общества и увеличивающегося разрыва между духовным и материальным.
Проблема человеческих отношений. Вампилов показывает, насколько важны доверие, искренность и понимание в отношениях. В «Прощании в июне» конфликты героев строятся на недосказанности, непонимании, отсутствии взаимного уважения. Эти проблемы остаются актуальными в современном обществе, где отношения между людьми часто страдают из-за отсутствия времени, стремления к успеху и поверхностного подхода.
Одной из самых сильных сторон драматургии Вампилова является её универсальность. Его пьесы можно интерпретировать и ставить в любом времени, адаптируя к современным реалиям. Однако, несмотря на эту универсальность, его герои остаются исконно русскими: они глубоко привязаны к своей культуре, традициям, размышляют о смысле жизни и своего места в мире.
Психологическая глубина. Каждый персонаж Вампилова — это сложная личность, полная противоречий. Зилов из «Утиной охоты», например, одновременно вызывает и сочувствие, и осуждение. Он раздражает своим эгоизмом и бездействием, но в то же время его внутренние страдания и поиск смысла делают его невероятно живым и понятным.
Тонкий юмор и трагизм. Вампилов мастерски сочетает комическое и трагическое, что делает его пьесы одновременно лёгкими и глубокими. Эта «двойственность» позволяет зрителю не только сопереживать героям, но и видеть их недостатки с определённой долей иронии.
Социальная значимость. Его пьесы поднимают не только личностные, но и социальные вопросы. Например, в «Старшем сыне» исследуется тема семейных ценностей и роли человека в семье, что остаётся крайне важным и сегодня, в эпоху перемен и ослабления семейных уз.
Произведения Вампилова остаются неисчерпаемым источником для творчества режиссёров и актёров. Каждая новая постановка или экранизация может раскрывать его пьесы с разных сторон, что делает их интересными для разных поколений зрителей.
Современные интерпретации. Пьесы Вампилова можно адаптировать к современным реалиям, перенося действия в наш век. Например, «Утиная охота» могла бы быть представлена в контексте кризиса среднего возраста в эпоху социальных сетей, когда герои пытаются найти баланс между успехом и личным счастьем.
Глобальные темы. В пьесах Вампилова заложены вопросы, которые выходят за пределы русской культуры. Тема кризиса идентичности, поиск смысла жизни, одиночество и любовь понятны людям разных стран и культур. Это даёт возможность для интернациональных интерпретаций его пьес.
Новые технологии. Современные постановки могли бы использовать новейшие театральные технологии для усиления эмоционального воздействия. Например, использование мультимедиа, видеопроекций или интерактивных элементов могло бы подчеркнуть внутренний мир героев.
Особое впечатление на меня произвела экранизация пьесы «Старший сын» режиссёра Виталия Мельникова. Фильм тонко передаёт атмосферу произведения, сохраняя авторский замысел. Актёрская игра делает героев живыми, понятными, а сюжет — трогательным и глубоким. Однако мне кажется, что современные постановки могли бы внести новые акценты, обращая больше внимания на психологизм героев и их внутренние противоречия.
Драматургия Александра Вампилова — это универсальное наследие, которое продолжает оставаться актуальным для зрителей разных поколений. Его пьесы учат нас задумываться о главных вопросах жизни: о смысле существования, ответственности за свои поступки, о человеческих отношениях. Для меня творчество Вампилова — это пример искренности, глубины и художественной правды. Оно напоминает нам, что главное — это не материальные достижения, а способность сохранять человечность, верность своим идеалам и любовь к людям. Я убеждена, что пьесы Вампилова ещё долго будут вдохновлять режиссёров и зрителей, открывая всё новые грани человеческой души.
*Цитирирование задания со ссылкой на учебник производится исключительно в учебных целях для лучшего понимания разбора решения задания.
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением