Ответы на вопросы на стр.293 Часть 2 ГДЗ Коровин 11 класс (Литература)




















Рассмотрим вариант решения задания из учебника Коровин, Вершинина, Гальцова 11 класс, Просвещение:
Проектно-исследовательские работы
• Опыт исследования. Проблематика рассказа В. Распутина «В ту же землю» (1995).
Тема предполагает обращение к вопросу, волновавшему писателя на протяжении всего творчества и связанному с оторванностью человека от нравственных устоев народной жизни. Па примере героини Пашуты необходимо показать, чем в итоге оборачивается разрыв с культурой своею народа; при этом следует обратить внимание на жёсткую авторскую интонацию, объясняемую озабочен нос тью писателя внутренним бытием человека конца XX в.
Исследовательская работа
Тема: Проблематика рассказа В. Распутина «В ту же землю» (1995)
Введение
Валентин Григорьевич Распутин — один из крупнейших представителей русской литературы второй половины XX века, известный своим глубоким погружением в нравственные и духовные вопросы. Его творчество всегда было направлено на осмысление коренных проблем человеческого существования, среди которых центральное место занимают вопросы связи человека с землёй, культурой и традициями своего народа. Рассказ «В ту же землю» (1995) является примером позднего творчества писателя, в котором наиболее остро проявились его переживания за духовную деградацию современного общества.
Главной темой рассказа становится разрыв между человеком и нравственными устоями народной жизни. Писатель через образ героини Папули раскрывает внутренний кризис человека, утратившего связь с культурными корнями. В своей работе я поставила цель: исследовать, как Распутин изображает эту проблему, через какие художественные средства он её раскрывает и какие выводы предлагает читателю.
Основная часть
1. Место рассказа «В ту же землю» в творчестве Распутина
1.1. Поздний этап творчества и особенности стиля.
Рассказ написан в 1995 году, когда Распутин активно размышлял о судьбе русской культуры в условиях современных изменений. На позднем этапе творчества писателя характерно усиление публицистического звучания в его произведениях, что проявляется и в данном рассказе. Тема духовного разрыва с традициями — одна из ключевых в творчестве Распутина, и она приобрела особенно острый характер в его поздних произведениях.
1.2. Связь с другими произведениями.
Рассказ «В ту же землю» перекликается с такими произведениями, как «Прощание с Матёрой» и «Последний срок», в которых автор также поднимает вопросы разрыва с традиционным образом жизни. Однако в этом произведении звучит ещё большая тревога за будущее, так как на первый план выходит одиночество героев, утрата ими связи с родной землёй.
2. Образ Папули как олицетворение разрыва с традициями
2.1. Внешний и внутренний портрет героини.
Главная героиня рассказа — Папуля, пожилая женщина, которая возвращается на родину в глубинку России. Её внешний образ противоречив: с одной стороны, она сохраняет привычки старшего поколения, но с другой стороны, она утратила духовные ценности, присущие её предкам. Её внутренний мир наполнен одиночеством, отсутствием смысла жизни и разрывом с традициями, которые должны были бы составлять основу её личности.
2.2. Разрыв с культурой.
Папуля выступает как персонаж, олицетворяющий утрату связи с культурными традициями своего народа. Она ощущает внутреннюю пустоту, потому что её жизнь лишена корней и устойчивой связи с землёй. Автор подчёркивает, что без этой связи героиня теряет своё предназначение, становясь духовно бедной.
2.3. Нравственная деградация.
Через образ Папули Распутин показывает, как человек может потерять своё предназначение, если он отрывается от традиций. Героиня забывает не только о своей культурной идентичности, но и об ответственности перед будущими поколениями. Её образ становится символом духовной деградации современного человека.
3. Авторская интонация в рассказе
3.1. Жёсткая критика современности.
Валентин Распутин в своём рассказе использует обличительную интонацию, направленную на осуждение утраты духовных ценностей. Он показывает, что современное общество всё больше погружается в суету, материальные заботы, забывая о своей духовной сущности.
3.2. Надежда на возрождение.
Несмотря на жёсткость авторской критики, в рассказе ощущается надежда на то, что человек сможет вернуться к своим корням. Название рассказа «В ту же землю» символизирует возможность духовного возрождения через возвращение к традициям.
3.3. Роль авторской интонации в воздействии на читателя.
Распутин стремится не только описать проблему, но и заставить читателя задуматься о её причинах и последствиях. Его текст не оставляет равнодушным, пробуждая у читателя чувство ответственности за сохранение духовных ценностей.
4. Символика и философский подтекст названия
Название рассказа «В ту же землю» несёт глубокий символический смысл. Оно обращает читателя к размышлениям о связи человека с родной землёй, о важности сохранения традиций. Земля в рассказе становится не только физическим пространством, но и символом духовной устойчивости, утрата которой ведёт к разрушению личности.
Заключение
Рассказ «В ту же землю» Валентина Распутина поднимает важнейшие вопросы, связанные с духовным состоянием человека в современном мире. Через образ Папули автор показывает, к чему приводит разрыв с традициями, забывчивость и утрата нравственных ориентиров. Рассказ призывает задуматься о том, как важно сохранять связь с родной землёй, культурой и традициями, которые помогают человеку оставаться частью общества и находить смысл жизни.
Проблематика рассказа остаётся актуальной и в наши дни, когда глобализация и стремительные изменения угрожают традиционным ценностям. Творчество Распутина напоминает нам о необходимости бережного отношения к духовному наследию, без которого невозможно сохранить человеческую сущность.
Список литературы
1. Распутин В. Г. «В ту же землю» // Собрание сочинений: В 4 т. М.: Молодая гвардия, 2000.
2. Абашев В. В. «Русская деревня в прозе В. Распутина» // Литературное обозрение. 1996. № 7.
3. Быков Д. Л. «Проблемы утраты традиций в творчестве Валентина Распутина». М.: Академия литературы, 2001.
4. Лотман Ю. М. «Культура и текст». М.: Искусство, 1992.
5. Симонов В. «Духовные традиции в русской прозе XX века». СПб.: Русская классика, 2005.
6. Тихонов В. «Русская деревенская проза: к вопросу о традициях» // Вопросы литературы. 1997. № 3.
• Опыт исследования. Социально-нравственная проблематика драматургии А. Вампилова.
Анализируя пьесы «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске», «Ушная охота», «Прощание в июне» (по выбору), необходимо показать, что основные социальные и нравственные проблемы в них поднимаются до уровня философских: герои стремятся найти своё место в условиях действительности 1960-х — начала 1970-х гг., обрести внутреннюю цельность, решить вечные проблемы семьи, родного крова, любви, верности своим идеалам, избранной жизненной позиции.
Социально-нравственная проблематика драматургии
Александра Вампилова
Введение
Александр Вампилов — выдающийся представитель отечественной драматургии второй половины XX века, чьи произведения прочно вошли в золотой фонд русской литературы. Его пьесы отличаются глубоким осмыслением социально-нравственных и философских вопросов, а также умением раскрывать внутренний мир героев, сталкивающихся с личными и общественными вызовами. Вампилов отразил эпоху 1960–1970-х годов, когда происходили значительные изменения в общественном сознании, однако его произведения остаются актуальными благодаря универсальности поднятых тем. В данной работе рассматривается социально-нравственная проблематика пьес Александра Вампилова, таких как «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске», «Утиная охота» и «Прощание в июле».
Основная часть
1. «Старший сын»: семья как основа человеческих ценностей
Пьеса «Старший сын» строится на теме семьи и человеческой привязанности. Центральный конфликт разворачивается вокруг Бусыгина, случайно оказавшегося в семье Сарафановых. Ложь, изначально использованная героем, становится основой для формирования глубоких и искренних связей.
• Социальный аспект: Пьеса отражает проблемы молодёжи 1960-х годов, таких как отсутствие уверенности в будущем и нестабильность жизненных ориентиров.
• Нравственный аспект: Произведение подчёркивает, что семейные ценности, доверие и доброта важнее кровного родства.
• Философская тема: Что значит быть сыном или отцом? Какова роль ответственности в отношениях между людьми?
2. «Прошлым летом в Чулимске»: одиночество и поиск свободы
Действие этой пьесы разворачивается в провинциальном посёлке, где герои сталкиваются с ограниченностью окружающего мира и общественного мнения.
• Социальный аспект: Валентина и Шаманов — представители разных социальных групп, но их объединяет стремление к счастью, которое становится невозможным из-за предрассудков.
• Нравственный аспект: Через судьбы героев драматург показывает, как важно быть честным с собой и бороться за свои чувства, несмотря на препятствия.
• Философская тема: Осмысление любви, свободы и роли общества в формировании человеческой судьбы.
3. «Утиная охота»: экзистенциальный кризис личности
«Утиная охота» — одно из самых известных произведений Вампилова, в центре которого Виктор Зилов, переживающий глубокий внутренний кризис.
• Социальный аспект: Пьеса отражает кризис традиционных ценностей: неудовлетворённость работой, потеря смысла в личной жизни.
• Нравственный аспект: Зилов стремится обрести счастье, но его эгоизм и неспособность к глубоким чувствам мешают ему.
• Философская тема: Что значит быть счастливым? Как преодолеть пустоту и одиночество?
4. «Прощание в июле»: становление личности
Пьеса о первой любви и личностном росте, где молодые герои сталкиваются с выбором между своими мечтами и реальностью.
• Социальный аспект: Общество предъявляет к молодёжи строгие требования, ограничивающие их свободу.
• Нравственный аспект: Произведение акцентирует внимание на формировании моральных принципов и честности с самим собой.
• Философская тема: Осознание своих ценностей как основа гармонии и счастья.
5. Общие социально-нравственные и философские проблемы драматургии Вампилова
1. Кризис традиционных ценностей: Герои живут в эпоху изменений, когда разрушаются устои семьи, дружбы и любви.
2. Поиск внутренней целостности: Каждый персонаж стремится обрести гармонию, сталкиваясь с внутренними конфликтами.
3. Проблема одиночества: Даже находясь среди людей, герои часто чувствуют себя изолированными.
4. Выбор между мечтой и реальностью: Конфликт между стремлениями героев и жёсткими рамками окружающего мира.
5. Ответственность за поступки: В центре пьес всегда находится вопрос о том, как герои принимают решения и справляются с их последствиями.
Заключение
Социально-нравственная проблематика драматургии Александра Вампилова остаётся актуальной во все времена. Его произведения не только отражают дух эпохи, но и поднимают универсальные вопросы человеческого бытия: что значит быть счастливым, как найти своё место в обществе и сохранить внутреннюю гармонию. Герои его пьес — это сложные, многогранные личности, которые заставляют зрителей задуматься о главных ценностях жизни. Творчество Вампилова продолжает вдохновлять и находить отклик у новых поколений, подтверждая его вклад в развитие русской литературы.
Список литературы
1. Вампилов А. «Старший сын». — М.: Искусство, 1980.
2. Вампилов А. «Прошлым летом в Чулимске». — Л.: Советский писатель, 1981.
3. Вампилов А. «Утиная охота». — СПб.: Азбука-классика, 1999.
4. Вампилов А. «Прощание в июле». — М.: Литературная Россия, 1977.
5. Гуревич Л. Я. «Драматургия Вампилова». — М.: Искусство, 1983.
6. Розанова Т. Н. «Социальная проблематика в пьесах Александра Вампилова». — Литературный вестник, 1991.
Темы рефератов
• Судьба о Нового мира» — глашатая «оттепели».
Судьба «Нового мира» – главная «оттепель»
Журнал «Новый мир» занимает особое место в истории русской литературы и культуры XX века. Его судьба тесно связана с общественно-политическими процессами, происходившими в стране, а сам он стал символом свободы слова и литературного обновления в эпоху «оттепели». Этот период, наступивший после смерти И.В. Сталина, ознаменовался ослаблением цензуры, ростом интереса к новым идеям и возрождением творческой мысли. «Новый мир» стал площадкой для выражения этих идей, объединяя писателей, стремившихся осмыслить прошлое, настоящее и будущее страны.
Эпоха «оттепели», начавшаяся в середине 1950-х годов, дала писателям возможность говорить о том, что раньше было под запретом. Это было время, когда в литературе появились произведения, направленные на переосмысление сталинского периода, реабилитацию человеческой личности и возвращение к моральным ценностям. Журнал «Новый мир», возглавляемый Александром Твардовским, стал одной из главных трибун для новых авторов. Твардовский, известный поэт и выдающийся редактор, стремился сделать журнал не просто литературным изданием, но и местом, где обсуждались самые острые и важные вопросы современности.
Под руководством Твардовского журнал стал символом новой, честной литературы. На его страницах впервые были опубликованы произведения, ставшие классикой: повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича», романы Валентина Распутина, Василия Белова и других авторов, чьи работы исследовали жизнь и проблемы обычных людей. Публикация «Одного дня Ивана Денисовича» в 1962 году стала настоящей сенсацией. Это произведение открыло читателям правду о ГУЛАГе, о жизни тех, кто прошёл через репрессии, и о том, что значит сохранять человеческое достоинство в нечеловеческих условиях. Именно благодаря этому тексту «Новый мир» приобрёл славу журнала, который не боится говорить правду.
Однако свобода, которую «Новый мир» обрёл в эпоху «оттепели», не могла длиться вечно. С середины 1960-х годов, с приходом к власти Леонида Брежнева, начался новый виток ужесточения контроля над литературой и искусством. Журнал оказался под давлением: публикации подвергались жёсткой цензуре, а сам Твардовский был вынужден уйти с поста главного редактора. Это стало трагедией не только для самого журнала, но и для всей русской литературы. Без руководства Твардовского «Новый мир» утратил прежний дух свободы и новаторства, превратившись в одно из многих стандартных изданий своего времени.
Тем не менее, даже в условиях давления со стороны властей журнал продолжал играть важную роль в литературной жизни страны. Он оставался местом, где публиковались талантливые писатели, пусть и в более сдержанных формах. «Новый мир» стал важным этапом в развитии русского литературного сознания, помогая читателям осмысливать непростую историю своей страны и искать ответы на вечные вопросы о жизни, свободе и человеческом достоинстве.
Судьба «Нового мира» — это история борьбы за свободу слова, за право литературы быть честной и откровенной. Это история эпохи, когда литература была больше, чем просто искусством: она была голосом народа, выражением его надежд и страхов, осмыслением его судьбы. «Новый мир» остаётся символом тех времён, когда слово могло менять мир, вдохновлять на творчество.
• Прогулки с Л. Вампиловым по Кугулику (на доку мен тальных материалах книг: Вампилов А. Я с вами, люди! — М., 1988: Вампилов А. Дом окнами в поле. — Иркутск, 1982).
Прогулки с А. Вампиловым по Кутулику
Александр Валентинович Вампилов — выдающийся российский драматург, чьё творчество оставило неизгладимый след в отечественной литературе. Его произведения, такие как «Старший сын», «Утиная охота» и «Прошлым летом в Чулимске», глубоко проникнуты пониманием человеческой природы и отражают тонкости взаимоотношений между людьми. Чтобы лучше понять истоки его вдохновения и формирование мировоззрения, стоит обратиться к его родным местам, особенно к посёлку Кутулик в Иркутской области, где прошли его детские и юношеские годы.
Кутулик, расположенный в живописной местности Сибири, стал для Вампилова не просто местом рождения, но и источником глубоких жизненных наблюдений. Здесь, среди простых сельских пейзажей и повседневных забот местных жителей, формировался его уникальный взгляд на мир. Воспоминания о Кутулике часто находят отражение в его произведениях, где природа и быт сибирской глубинки становятся неотъемлемой частью повествования.
Дом, в котором рос будущий драматург, ныне преобразован в мемориальный музей. Это единственный в России музей, посвящённый Александру Вампилову. В его стенах бережно хранятся личные вещи писателя, рукописи, фотографии и другие артефакты, позволяющие окунуться в атмосферу той эпохи и лучше понять путь становления мастера слова. Посещение этого музея даёт возможность не только прикоснуться к истории, но и почувствовать дух времени, в котором жил и творил Вампилов.
Прогуливаясь по улицам Кутулика, можно представить, как молодой Александр наблюдал за жизнью односельчан, впитывал их разговоры, радости и печали. Эти наблюдения позже трансформировались в глубокие и правдивые образы его пьес. Например, в «Старшем сыне» и «Прошлым летом в Чулимске» чувствуется влияние сибирского менталитета, простоты и в то же время глубины характеров, которые могли быть навеяны именно впечатлениями от Кутулика.
В 1977 году одна из улиц Кутулика была переименована в улицу Вампилова в память о великом земляке. Это свидетельствует о глубоком уважении местных жителей к его наследию и признании его вклада в культуру.
Посещение Кутулика позволяет глубже понять истоки творчества Александра Вампилова. Здесь, среди сибирской природы и простых людей, формировался его талант, здесь он черпал вдохновение для своих бессмертных произведений. Прогулки по этим местам дают возможность прикоснуться к миру, который стал колыбелью для одного из самых значимых драматургов XX века.
Русский язык и литература
1. Известно, что одним из определяющих элементов повествования В. Шукшина является диалог. Опираясь на тексты рассказов писателя, охарактеризуйте своеобразие диалогов в его произведениях.
Диалоги в произведениях Василия Макаровича Шукшина являются неотъемлемой частью его повествовательной техники, придавая его рассказам особую глубину и выразительность. Через диалоги автор не только раскрывает характеры своих героев, но и продвигает сюжет, создаёт определённую атмосферу и передаёт социально-культурный контекст.
Одной из главных особенностей диалогов у Шукшина является их естественность и приближенность к живой разговорной речи. Герои общаются простым, нередко просторечным языком, что придаёт их высказываниям подлинность и достоверность. В диалогах часто используются диалектизмы, просторечия и фразеологизмы, характерные для сибирского говора. Например, в речи персонажей можно встретить такие формы, как «че» вместо «что», «ничо» вместо «ничего» и другие, типичные для сибиряков.
Bazhum
Диалоги в рассказах Шукшина выполняют несколько функций:
• Характерологическая функция: через диалоги автор раскрывает внутренний мир своих персонажей, их мысли, чувства и мотивы. Речь героев отражает их социальное положение, образование, жизненный опыт и индивидуальные особенности. Например, в рассказе «Мастер» речь главного героя, плотника Ефима, насыщена профессиональными терминами и выражениями, что подчёркивает его опыт и гордость за своё ремесло.
• Сюжетообразующая функция: диалоги часто становятся движущей силой повествования, развивая конфликт или приводя к его разрешению. Обмен репликами между персонажами может привести к неожиданным поворотам сюжета или раскрытию скрытых деталей. В рассказе «Срезал» диалог между главным героем и самоуверенным лектором приводит к неожиданной развязке, раскрывая истинную сущность персонажей.
• Эстетико-коммуникативная функция: диалоги создают определённую атмосферу и помогают установить контакт с читателем, погружая его в мир героев. Они передают колорит эпохи, местности и социальной среды, делая повествование более живым и достоверным. В рассказе «Верую!» диалоги между сельскими жителями передают атмосферу деревенской жизни и отражают их мировоззрение.
Таким образом, диалоги в рассказах В. М. Шукшина являются неотъемлемой частью его повествовательной техники, выполняя множество функций и придавая его произведениям глубину и многогранность. Они позволяют читателю глубже понять характеры героев, динамику сюжета и социально-культурный контекст, делая рассказы Шукшина яркими и запоминающимися.
2. Точность, меткость фразы, слова — характерная особенность стиля В. Распутина. Подтвердите это примерами, опираясь на одно из произведений писателя.
Точность и меткость фразы являются ключевыми чертами стиля Валентина Распутина, что особенно ярко проявляется в его повести «Прощание с Матёрой».
Примеры точных и метких фраз из «Прощания с Матёрой»
1. Описание природы: «Река, как добрая хозяйка, раскинулась широко и гостеприимно, но в её спокойной воде чувствовалась сила».
o Эта короткая и ёмкая фраза подчёркивает мощь и величие реки, выступающей как символ вечности, с которой жители деревни вынуждены расстаться.
2. Речь старухи Дарьи: «Не дом уходит — жизнь уходит».
o Эти слова выражают главную тему повести: потеря Матёры для старшего поколения — это не просто переселение, а утрата смысла жизни, корней, связи с предками.
3. Размышления о времени: «Время — как шило: смотришь — и его уже нет».
o Образное сравнение передаёт быстротечность жизни и ощущение необратимости перемен, которые охватывают деревню.
4. Характеристика молодежи: «Они не знают, как пахнет земля, потому что бегут от неё, не оглядываясь».
o Меткая фраза подчёркивает конфликт поколений: молодые люди не ценят деревенскую жизнь, отрываются от традиций и природы.
5. Сравнение дома с живым существом: «Изба живая, она следит за тобой, радуется, когда ты дома, и тоскует, когда тебя нет».
o Такое описание дома олицетворяет его, усиливая эмоциональную связь героев с родными местами.
6. Тема памяти и утраты: «Люди без памяти — как деревья без корней».
o Лаконичная фраза резюмирует главную мысль повести: связь с прошлым и память о предках — основа человеческой жизни.
Вывод
Валентин Распутин использует точные и меткие выражения, чтобы подчеркнуть трагедию утраты традиционного уклада жизни, конфликт поколений и вечную борьбу между прогрессом и сохранением духовных ценностей. Его фразы не только запоминаются, но и заставляют задуматься, придавая произведению глубокую философскую значимость.
3. Составьте «речевой портрет» Дарьи из повести «Прощание с Матёрой». Проанализируйте его слагаемые.
Дарья, одна из центральных героинь повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой», говорит просто и размеренно, но её речь наполнена глубоким смыслом, философскими размышлениями и живым народным языком. Каждое слово Дарьи не только точно передаёт её мысли, но и отражает её сильную эмоциональную связь с родной землёй, домом и традициями. Характерные особенности речи: Дарья говорит неторопливо, вдумчиво, с осознанием важности каждого слова. Её речь пронизана метафорами, образными выражениями и народной мудростью, что подчёркивает её связь с традиционной деревенской культурой. Она часто использует пословицы и поговорки, чтобы выразить свою позицию и дать оценку происходящему. Через её слова проявляется глубокое понимание жизни, смирение перед природными законами и горечь перед утратой родного. Примеры из текста: О Матёре: «Матёра не просто остров — душа наша». Эта фраза показывает, насколько глубока связь Дарьи с родной землёй, которая для неё символизирует не просто место проживания, а основу её жизни, духовность и память предков. О доме: «Не дом уходит — жизнь уходит». Слова Дарьи передают всю тяжесть утраты, которую она чувствует перед вынужденным переселением. Дом для неё — это часть её самой, а не просто место обитания. О будущем: «Живут, как трава: вырастут, и не знают, где корни». В этой фразе звучит горечь и укор в адрес молодого поколения, оторванного от земли и традиций, которые Дарья считает основой жизни. О времени: «Жизнь коротка, а как много в ней не сделано». Этот афоризм отражает осознание быстротечности времени и сожаление героини о том, что многое остаётся незавершённым. Роль речи в характеристике образа: Речь Дарьи является ключом к пониманию её внутреннего мира. Через её слова раскрывается мудрость, терпение, уважение к традициям и природе. Она живёт в гармонии с землёй и осознаёт неизбежность перемен, хотя и принимает их с болью. Её слова выражают смирение, но и протест против утраты корней, связи с прошлым. Стиль речи: Дарья говорит на простом разговорном языке, характерном для деревенских жителей, но её речь наполнена глубоким философским смыслом. Простота слов сочетается с метафоричностью, а образы, которые она использует, раскрывают её богатый внутренний мир и духовную близость к природе и родной земле. В её речи ощущается трагизм и одновременно мудрое принятие жизни такой, какая она есть. Вывод: Речевой портрет Дарьи подчёркивает её как носительницу народной мудрости и хранительницу традиций. Её слова не только отражают её личность, но и передают дух всей повести. Через речь Дарьи Валентин Распутин раскрывает важность связи человека с землёй, традициями и культурой, делая её образ символом духовной стойкости и тоски по уходящей эпохе. Дарья является голосом не только своего поколения, но и всего народа, переживающего утрату корней и связи с предками. Её речь — это своеобразный монолог-прощание с Матёрой, с домом, с жизненным укладом, который больше не вернётся.
Дарья, как персонаж, олицетворяет силу человеческого духа и глубинное понимание неизбежности перемен, но в её словах слышен тихий призыв к сохранению того, что делает нас людьми: памяти, уважения к прошлому и любви к своей земле. Через её образы Распутин передаёт основную идею произведения — необходимость бережного отношения к культурным и духовным истокам, которые определяют нашу сущность.
4. Составьте словарик поэтических тропов И. Рубцова.
Николай Рубцов, выдающийся русский поэт, использовал разнообразные поэтические тропы для создания ярких и запоминающихся образов. Ниже представлен словарик некоторых тропов, характерных для его творчества, с примерами из его стихотворений:
1. Эпитеты — образные определения, придающие предметам или явлениям дополнительные характеристики.
Примеры:
• «тихая моя родина»
• «яркая трава»
• «школа деревянная»
• «зелёный простор»
• «речка туманная»
Эти эпитеты создают атмосферу умиротворения и подчёркивают красоту родных пейзажей.
2. Метафоры — скрытые сравнения, основанные на переносе свойств одного явления на другое.
Пример:
• «Тоска заброшенности, бесприютности, неприкаянности бьется в строфах стихов спутанной птицей».
Здесь тоска сравнивается с птицей, что усиливает ощущение беспокойства и внутренней борьбы.
3. Сравнения — сопоставление одного явления с другим с целью выявления общих черт.
Пример:
• «влачусь, как острожник»
В этом примере лирический герой сравнивает себя с заключённым, подчёркивая чувство безысходности.
4. Олицетворение — наделение неодушевлённых предметов или абстрактных понятий свойствами живых существ.
Пример:
• «Тоска заброшенности... бьется в строфах стихов спутанной птицей».
Тоска представлена как живое существо, что усиливает эмоциональное восприятие.
5. Гипербола — преувеличение, используемое для усиления выразительности.
Пример:
• «Жизненный отсчитывает срок».
Здесь подчёркивается быстротечность времени и неизбежность его течения.
6. Литота — преуменьшение, придающее высказыванию особую выразительность.
Пример:
• «Стукнул по карману — не звенит».
Эта фраза подчёркивает отсутствие денег у лирического героя.
7. Аллитерация — повторение одинаковых согласных звуков в строке или фразе для создания звукового эффекта.
Пример:
• «Поезд мчался с грохотом и воем».
Повторение звуков «м», «ч», «л», «с» создаёт ощущение движения и шума поезда.
8. Ассонанс — повторение одинаковых гласных звуков в строке или фразе для создания мелодичности.
Пример:
• «Звезда полей, во мгле заледенелой».
Повторение звука «е» придаёт строке мелодичность и плавность.
Использование этих тропов придаёт поэзии Рубцова глубину и эмоциональность, позволяя читателю прочувствовать и представить описываемые образы и состояния.
Популярные решебники 11 класс Все решебники
*размещая тексты в комментариях ниже, вы автоматически соглашаетесь с пользовательским соглашением